Мономах чем прославился: Чем прославился Владимир Мономах — ответ на Uchi.ru

Владимир Мономах краткая биография

Одной из виднейших фигур в истории Киевской Руси, наряду с Ярославом Мудрым, Владимиром Красное Солнышко, Святославом, является Владимир Мономах – полководец, политик, законодатель, писатель.

Родился Владимир Мономах в 1053 году в Переяславле, где княжил его отец Всеволод, четвёртый сын Ярослава Мудрого. Матерью его, как предполагают, была Мария, дочь императора Византии Константина IX Мономаха. Отсюда пошло прозвище и самого Владимира. 

Князь-воитель

Детство и юность княжич провёл при отцовском дворе. Он проявил себя талантливым полководцем, и Всеволод неоднократно поручал ему командование дружинами.

В 1073 году Владимир получает свой первый княжеский стол, в Смоленске. Год спустя Мономах женится, супругой его стала Гита, дочь короля Англии Гарольда. В 1078 году Всеволод стал великим князем киевским, Мономах же переезжает в Чернигов, где правит до 1094 года.

Этот период жизни Владимира Мономаха наполнен походами и сражениями. В 1076 году он совершил поход в Чехию и Силезию совместно с Олегом Святославичем, своим двоюродным братом и будущим непримиримым врагом. В 1080 году Мономах громит тюрков. Но более всего он прославился как борец с половцами. Во время черниговского княжения Владимир совершил 12 походов против них и обрёл славу самого опасного врага степняков.

Воевал Мономах не только с внешними врагами. В 1077 году он оказывает помощь отцу в борьбе с Всеславом Полоцким, в 1078-м сражается с былым союзником Олегом, совершает два похода против вятичей.

Переяславский период

В 1093 году Всеволод умер. Владимир Мономах имел возможность стать его преемником, но, во избежание междоусобиц, уступил киевский стол Святополку, сыну Изяслава, старшего брата Всеволода. До самой смерти Святополка в 1113 году Мономах был его союзником и участвовал во всех его походах. Не всегда они были успешны. Так, в мае 1093 года силы Святополка и Владимира были разбиты на реке Стугне половцами. Великий князь не прислушался к советам более опытного Владимира, что привело к тяжкому поражению и гибели Ростислава, брата Мономаха. Едва не погиб и сам Мономах.

Главным бичом Руси того времени были княжеские усобицы. Войны между князьями шли беспрерывно, чем вовсю пользовались половцы. Кочевники совершали грабительские набеги на пограничные княжества, активно вмешивались во внутренние распри Руси, выступая на стороне то одного, то другого князя, исходя из соображений собственной выгоды.

Владимир Мономах играл видную роль во всех событиях эпохи, будучи авторитетным полководцем, обладавшим внушительными военными силами. Помимо Переяславля, он правил Смоленском, Ростовом, пользовался военной поддержкой своего сына Мстислава, князя Новгорода.

Главным смутьяном на Руси был упомянутый выше Олег Святославич. В войны были втянуты все русские княжества. Военные действия сменялись краткими периодами мира, когда князья пытались договориться. Были проведены два княжеских съезда – Любечский (1097 год) и Уветичский (1100), призванные решить споры словом, а не мечом. Владимир был участником обоих съездов.

Половецкая угроза

Громкую славу Мономах снискал в борьбе с половцами, организовав эффективную защиту против набегов степняков. Под его руководством были разгромлены отряды сильнейших половецких ханов – Тугоркана в 1096 году и Боняка – в 1107-м.

Действовал князь беспощадно, нередко пренебрегая понятиями чести. Так, в 1095 году по его приказу были убиты прибывшие в Переяславль для заключения мира ханы Итларь и Китан, а в 1103 году Мономах казнил попавшего в плен хана Бельдюза.

Мономах не ограничивался обороной рубежей, но впервые в истории борьбы Руси против кочевников перешёл к наступательной стратегии. Суть её заключалась в проведении глубоких рейдов объединёнными силами князей с целью разгрома основных кочевий. Походы осуществлялись в конце зимы-начале весны, когда кони половцев были ослаблены зимней бескормицей. В результате половцы Придонья были вынуждены откочевать на Северный Кавказ.

Великокняжеский стол

В 1113 году Святополк умер, и в Киеве вспыхнуло народное восстание. Мономах пользовался большим уважением среди киевлян, поэтому киевские бояре пригласили его на княжение. Народ встретил его с почестями, беспорядки стихли.

Во избежание смут Владимир принял меры по улучшению положения низов. Он ввёл «Устав Владимира Мономаха», ограничивавший ссудные проценты, и ряд других уставов, облегчавших положение низших слоёв населения – закупов и холопов. Впоследствии эти уставы были включены в «Русскую правду».

Внутренняя ситуация на Руси в период княжения Мономаха стабилизировалась благодаря его авторитету и военной мощи – его владения и княжества сыновей составляли 3/4 территории страны. Непокорных князей приводили к послушанию силой. Уставы Владимира упорядочили законодательство и способствовали установлению относительного социального мира.

На границах Руси воцарилось спокойствие. На несколько десятилетий была устранена половецкая угроза. Конфликты с Византией закончились миром и браком внучки Мономаха и Алексея Комнина, сына императора Иоанна II, а дочь Владимира Евфимия стала женой венгерского короля Кальмана I.

Мономах оставил интересное литературное наследие. Его перу принадлежит несколько произведений, объединённых позже в «Поучение Владимира Мономаха». В них Владимир изложил свой взгляд на политическое устройство Руси, выступая за широкую автономию волостей при сохранении общего единства под рукой киевских князей. По его поручению была отредактирована «Повесть временных лет», до нас дошёл именно этот вариант летописи.

Время княжения Владимира Мономаха стало последним периодом единства и усиления Киевской Руси. После его смерти 19  мая 1125 года страна двинулась к ослаблению и распаду. Той же степени консолидации Русь достигла лишь три столетия спустя под скипетром московских князей, прямых потомков Владимира Мономаха.

Добавить комментарий

Князь Владимир Мономах

Владимир Всеволодович Мономах родился 26 мая 1052 г. Он был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери императора Византии, Константина 9. С 1067 г. княжил в Смоленске, а с 1078 – в Чернигове. Позднее, до 1125 г, был Великим Киевским князем. Впрочем, известен этот талантливый правитель и как писатель, оставивший после себя литературные труды, дошедшие и до нашей эпохи.

Как ни стремился князь Владимир Мономах к миру, но, часто, именно его попытки замирить враждующих удельных князей приводили его на ратное поле. В 1077 г. произошло первое значительное военное столкновение в биографии Владимира Мономаха. Он, повинуясь приказу Великого Киевского князя Изяслава, выступил против половцев. Через год Великое Киевское княжение досталось отцу Мономаха. В 1078 Владимир получает княжество Черниговское. Но, после того как в 1094 г. под стены выстроенного им замка пришел Олег Святославич и потребовал отдать ему земли отца, будущий Киевский князь, не желая сражаться, просто ушел с дружиной в Переяславль.

Позднее, будучи князем Смоленска, Владимир Мономах активно помогал соседним князьям в борьбе с врагами. В 1097 и 1100 годах – выступал одним из инициаторов съездов удельных князей (соответственно в Любече и Уветичах).

После смерти Всеволода Ярославича Владимир Мономах не стал претендовать на Великий Киевский престол и передал его Святополку 2 Изяславичу, несмотря на завещание отца. По мере сил он оказывал новому Великому князю помощь в военных походах. Правление Владимира Мономаха в качестве Киевского князя началось только в 1113 г. На княжение его призвала знать Киева, испуганная восстанием народа против ростовщиков. Мономах восстание подавил, а так же, выяснил причины его возникновения. Желая предотвратить подобное в будущем, он серьезно способствовал установлению норм долгового права. Устав Владимира Мономаха значительно облегчил участь закупов (должников и наемных работников).

Правление Мономаха ознаменовалась и борьбой с кочевниками – половцами. Князь Владимир не только помогал другим русским властителям в борьбе с ними. Он два десятка раз сам заключал мир с половцами. Был сторонником организации рейдов вглубь половецкой территории и привлечения народного ополчения. Нужно отмерить, что подобная политика сделала Мономаха популярным в народе (в мирные периоды).

Отмечены годы правления Владимира Мономаха и войной против Византийской империи. В 1116 году он оказывал военную помощь императору Диогену, который был женат на Марии (дочери Мономаха). Этот конфликт прекратился вскоре после гибели Диогена. А в 1120 г. с земель Руси были изгнаны печенеги.

Мудрое правление князя привело к усилению политического влияния Руси, расцвету культуры. Сам Владимир, будучи, несомненно, талантливым человеком, оставил заметный след в литературе. Его перу принадлежит «Поучение Владимира Мономаха детям». Это не только рассказ о жизни князя, но и мудрые советы потомкам о том, как должно управлять государством и наставление творить добро. Но, важнейшим является призыв к объединению и прекращению вражды между князьями.

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. и был похоронен в Киеве, в соборе Св. Софии. Власть перешла к сыну Владимира Мономаха — Мстиславу Великому.

Музеи Московского Кремля: — Корона Мономаха

Музеи Московского Кремля: — Корона Мономаха
  • Корона Мономаха

    Восток.
    Конец XIII-начало XIV вв. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, скань, зернь, гравировка

  • jpg» data-sub-html=»<h5>Grand Prince Ivan Kalita of Moscow</h5><p><p>Murals on the southern wall of the Archangel’s Cathedral.<br />The XVIIth century</p></p>»> Великий князь Иван Калита Московский

    Роспись южной стены Архангельского собора.
    XVII век

  • Иван Грозный

    Миниатюра из «Титулярника», 1672

  • Рассказ о приобретении регалий Константина Мономаха

    Резные накладки, украшающие южную сторону Царского трона (трона Мономаха), 1551

    9

    9

    Корона Мономаха — самый древний памятник в коллекции регалий Оружейной палаты. Корона датируется ХIII-XIV веками. Он состоит из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и яркими драгоценными камнями. До сих пор нет единого представления о том, где оно было исполнено. Форма венца и мотивы ажурного орнамента свидетельствуют о восточном происхождении. Наиболее вероятные места казни – Византия и Средняя Азия.

    В Завещании Ивана Калиты 1328 г. впервые упоминается парадный головной убор – «золотая шапка». Шапка упоминается во всех княжеских завещаниях XIV-XV веков. Он стал видной частью имущества московских князей и передавался от отца к старшему сыну. «Золотая шапка» традиционно считается «Короной Мономаха».

    История Короны Мономаха создана во второй половине XV века. В это время, после падения Византии в 1453 г., Москва стала претендовать на роль нового православного центра. Согласно легенде, в XII веке киевский князь Владимир Мономах получил царскую корону от византийского императора Константина Мономаха. От киевских князей корона Мономаха перешла к владимирским, а затем и к московским князьям.

    С 1547 года, года коронации первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного), до конца XVII века Корона Мономаха использовалась при коронации всех русских правителей. Иван Алексеевич был последним царем, увенчанным короной Мономаха в 1682 году.

    В XVIII–XIX вв., поскольку обстановка царственного церемониала сменилась коронацией, где бармы были заменены мантией, а древняя царская корона – особую роль играла диадема (венечная), Корона Мономаха. Его вынесли на подушке «как главную памятную вещь царского достоинства».

     

    вверх

    Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте
    Продолжая посещение этого сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и других технологий для обеспечения наилучшего использования нашего сайта и веб-аналитики.

    Согласен
    подробнее

    Жизнь и душа священны

    Владимир Мономах Наставление детям как иллюстрация христианской философии в Древней Руси

    В 1053 году, т. е. родился Киев. Он был отважным и победоносным воином, всю жизнь владевшим мечом, сражавшимся с врагами родной земли. Известно, что он одержал победы над тюркскими народами, жившими под Переяславлем, и предпринял два похода для усмирения непокорного племени вятичей. Он также преследовал и прогнал половцев, неутомимых и злобных врагов Руси-Украины, взяв в плен их вождей и ограбив их добычу. Восседая на черниговском, а затем и киевском престоле, Владимир Мономах всеми силами старался удержать отколовшиеся княжества от междоусобной борьбы, которая только усиливала внешних врагов.

    Владимир Мономах внес большой вклад в установление справедливого суда и правопорядка в своей стране; он ввел штрафы в качестве судебного наказания за уголовные проступки, установил проценты по ссудам, добавил новые статьи в «Русскую Правду» (Свод законов —

    Изд. ). Историки справедливо считают Владимира Мономаха одним из лучших князей древней Руси, а летописец называл его «любящим нежно и братьев и нищих и пекущимся о земле Русской».

    Доказательством просвещенного ума и истинно христианской души Владимира Мономаха являются его Наставления детям Моим, которые он написал в 1117 году для своих сыновей Мстислава, Ярополка, Вячеслава и Юрия. Этот древний документ, к счастью, сохранившийся в составе Лаврентьевской летописи, занимает видное место в истории Киевской Руси-Украины.

    В начале Инструкции Владимир Мономах говорит, что его дед, киевский князь Ярослав Мудрый, дал ему русское имя Владимир и христианское Василий (Василий), а отец и мать звали его Мономахом («воюющим в единоборство»), ибо на самом деле он был внуком по материнской линии византийского царя Константина Момомаха и в юности проявил воинскую доблесть.

    «Внемлите мне — если не полностью, то хотя бы наполовину», — начинает Мономах назидательную часть своего завещания. Объясняя свою законотворческую деятельность, он говорит: «Не позволяйте сильным губить слабых и сами вступайтесь за вдов. Не убивай ни невиновного, ни виновного», ибо жизнь и душа христианина священны. Далее Владимир отмечает, что «страх Божий и человеколюбие есть основа добродетели», и поэтому советует не забывать, а раздавать пищу бедным и помнить, что всякое имущество исходит от Бога и вверено нам только на время. . Не следует прятать богатства в земных недрах, ибо это чуждо христианству. Глубоким милосердием и христианской нравственностью полны следующие строки Инструкции: «Посещайте больных, следуйте за мертвыми, ибо все мы умрем. Не имейте гордыни ни в уме, ни в сердце, но думайте: мы преходящи, сегодня живем, а завтра в гроб ляжем. Остерегайтесь лжи, опьянения и похоти, ибо они губительны и для тела, и для души. Уважай стариков, как своих отцов, и молодых, как своих братьев». Не менее ценен и совет Владимира в хозяйственных делах: он рекомендует всем следить за всем, не слишком доверяя юношам и слугам. Владимир также предостерегает тех, кто путешествует по стране: «Не дайте местным обижаться на княжеских юношей; если вы поселились в каком-то месте, дайте хозяину еды и воды». Далее Владимир акцентирует внимание на особом отношении к гостю, которого нужно очень уважать, будь он высокого или простого происхождения, купец или посланник.

    «Если вы не в состоянии преподнести гостю подарок, вы должны напоить его и пообедать, потому что гости могут распространить о нас и хорошее, и дурное слово в чужой стране».

    Следующие слова Инструкции полны великого гуманизма и стремления познать неизведанное: «Приветствуйте всякого человека, проходящего мимо. Любите своих жен, но не позволяйте им властвовать над вами. Вы должны помнить все хорошее, чему вы научились; если ты чего-то не знаешь, ты должен этому научиться». Мономах приводит своего отца, князя Всеволода, как образец для подражания, который «мог говорить на пяти языках, не выезжая за границу, за что иностранцы нас высоко ценят». «Лень — мать всех пороков. Остерегайтесь этого, — предупредил Мономах.

    Владимир Мономах дает своим сыновьям не менее ценные советы в области военной службы, отмечая, что на войне нужно быть активным и подавать пример командирам — не время пьянствовать и бездельничать. Ночью отдыхать надо только после выставления часовых. Так как солдат может встретить неожиданную смерть, он не должен расцеплять руки там, где может таиться опасность. Вставать надо рано: «Пусть солнце не застанет тебя в постели!»

    Описывая некоторые подробности своей жизни, Владимир Мономах отмечает: «Я делал сам все, что мог бы приказать барину, — на охоте или на войне, днем ​​и ночью, в летнюю жару и зимняя стужа не знала покоя. Я не доверял судам и прочим чиновникам — никогда не позволял сильным обижать бедняков и вдов, лично контролировал церковные дела и молитвы, хозяйственный распорядок, конюшни, охоту, ястребов и соколов».

    Перечислив свои известные исторические экспедиции и победы, Владимир в заключение пишет: «Всего у меня было 83 экспедиции, но все остальные, не столь важные, я до сих пор не могу вспомнить. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен и отпустил из плена более сотни лучших князей, казнил или утопил в реках более двухсот».

    Владимир особенно гордится своими успехами и приключениями на охоте с дедушкой. Он рассказывает историю о том, как он поймал двух диких лошадей в густом лесу, о том, как буйвол дважды пронзил его своими рогами, олень бодал его, лось топтал его, медведь прокусил седло его лошади, а дикий зверь набросился на него и принес вниз его лошадь.

    «Но Господь защитил меня». Владимир пишет в своем завещании: «А вы, дети мои, не боитесь ни смерти, ни битвы, ни зверей свирепых. Вместо этого живите по любому случаю, который может послать вам Бог».

    Как набожный христианин, глубоко веривший в Бога, Владимир предупреждает: «Если провидение постановит, что человек должен умереть, то ни отец, ни мать, ни братья его не спасут. Божественная защита надежнее человеческой».

    Дав столько содержательных и полезных указаний, Владимир Мономах проявил себя и как первоклассный писатель со склонностью к афоризмам, глубоким знанием и уважением к Библии. И в Инструкции, и в реальной жизни Мономах также проявлял прекрасные дипломатические способности, используя, в том числе, родственные связи, завязанные его детьми. Например, подавив половцев военной силой, Владимир попытался сохранить с ними добрососедские отношения, выдав своего сына Андрея замуж за внучку половецкого князя Туторхана. Чтобы укрепить свои связи с Византийской империей, Мономах выдал свою дочь замуж за Льва Диогена, претендента на византийский престол.

    Когда Лев совершил набег на Болгарию, где был убит в 1116 г., Мономах, как его тесть, отправил сначала своих менеджеров, а затем войска. Таким образом, он намеревался пойти по стопам своего прадеда князя Святослава Храброго и обосноваться в Болгарии. Однако ему не удалось получить контроль над болгарскими землями, и ему пришлось дипломатическим путем восстанавливать свои отношения с Византийской империей. После этого Владимир установил тесные связи с Венгрией и выдал свою дочь Евфимию замуж за престарелого венгерского короля Коломана. Но этот брак не принес семейного счастья, и царь отправил Евфимию обратно к отцу. Оказавшись на Украине, она родила сына Бориса, который впоследствии стал претендентом на венгерский престол. Летопись справедливо называет Владимира Мономаха «добрым, верным, христолюбивым, великим, чудным, святым и милосердным». При его жизни сыновья никогда не оспаривали его волю, что позволяло ему с их помощью управлять великим государством.

    В письме великому князю Киевскому митрополит Константинопольский Некефор довольно красноречиво и убедительно рассказал об умственных, духовных и нравственных качествах Владимира Мономаха, а также о его добрых делах как правителя великого государство. В частности, он писал: «Разум есть мирское око души, обитающее в голове. Как ты, мудрый государь, сидя на троне, правишь народом через своих наместников, так и душа управляет телом посредством пяти чувств. Мне не нужно быть более красноречивым, чем это, потому что ваш ум летит быстро, улавливая значение каждого слова». Далее митрополит говорит, подчеркивая отношение Мономаха к труду, войне и приему гостей: «…ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, владыка могучей страны, не имеешь дома, ты всегда работать и путешествовать, и спать на голой земле. Когда ты снимаешь свою любимую простую одежду и надеваешь величественное одеяние правителя, ты угощаешь других роскошными обедами, а сам только смотришь на аппетитную пищу». Далее, говоря о щедрости Владимира, автор письма замечает: «Чем же мне еще превозносить твою щедрость, когда ты простираешь на всех десницу свою, когда не прячешь ни серебра, ни золота, когда вместо того, чтобы считать деньги в ваша казна, вы раздаете ее всем вокруг? Вы никогда не обеднеете, потому что божественная благодать всегда с вами».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *