Островский отчего люди не летают. Текст песни островский гроза
Монолог 1.
Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе́, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать не́што теперь?
Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Монолог 2.
Да здесь всё как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно было, всего у меня было довольно.
А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образа́х пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.Монолог 3.
Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие, всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придёшь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберёшь… Умереть бы теперь… Что поют? Всё равно, что смерть придёт, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила.
Очень нужен монолог Катерины из «Грозы» !!!»Почему люди не летают, как птицы! «. Киньте ссылочку или полный текст монолога и получил лучший ответ
Ответ от Sasha[гуру]
Варвара. Что?
Катерина. Отчего люди не летают?
Варвар а. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
(Хочет бежать.)
Варвара. Что ты выдумываешь-то?
Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на
воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот
я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на
ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня
цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и
странницы, —у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви,
сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут
рассказывать: где они были, что видели, жития» разные, либо стихи
поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а
хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в
церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не
помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду
было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной
делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз
идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто
ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у
нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра.
Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена,
молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и
найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не
надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька,
какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют
невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как
обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по
воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Варвара. А что же?
Катерина (помолчав). Я умру скоро.
Варвара. Полно, что ты!
Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе
делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое
необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или. .. уж и не знаю.
Варвара. Что же с тобой такое?
Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь!
меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову
рукой.)
Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?
Катерина. Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в
голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей
никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на
уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела
нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается.
Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне,
все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно
голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы,
а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду
за ним, иду. . .
Драма «Гроза» занимает центральную позицию в творческом наследии А.Н.Островского. Монолог «Почему люди не летают, как птицы?» потрясает своей глубиной и искренностью. Главная героиня пьесы — Катерина Кабанова — вызывает у читателя сочувствие и восторг. Она одна выделяется среди общества, в котором процветают жестокие нравы и ханжеское поведение.
В то же время героине явно не хватает внутренней силы, чтобы противостоять социальным устоям и отстаивать собственную индивидуальную позицию. Несмотря на мечтательность, она не умеет понять саму себя, не знает, чего в действительности желает достичь в этой жизни. Драма Катерины Кабановой — это трагедия нереализованной индивидуальности, стремления к отнятой свободе.
В чем ограниченность героини?
Девушка выросла в семье, где много времени уделяли религии и разным священным обрядам. В то же время она не получила даже минимального образования, которое позволило бы ей в дальнейшем разбираться во многих вещах и рассуждать на глубокие темы. Катерина любила бывать наедине с собой, мечтать, но не строила никогда планов по поводу счастливого замужества. Она на личное счастье всегда смотрела как-то из-за угла, словно не могла представить того, что оно ее когда-нибудь коснется. Такое мировоззрение порождает многочисленные иллюзии и формирует ложное представление о жизни в целом.
Островский Александр Николаевич создает картину неустроенной одинокой души, которая мечется по свету и не знает покоя, нигде не может найти утешения, своего места в мире. Эта личностная драма настолько глубока и пронзительна, что затрагивает самые потаенные сердечные струны.
Неудовлетворенность жизнью
Катерина вошла в дом Кабановой, но не стала его частью. Вся душа ее внутренне противилась тому, что происходило в этих стенах. Девушка с самого начала чувствовала себя лишней, но ничего поделать не могла: не по своей воле вышла замуж, не могла принимать самостоятельные решения. Как в такой атмосфере было появиться чувству довольства жизнью и гармонии, льющейся через край?
«Почему люди не летают, как птицы?» — это крик о помощи, который так никто и не услышал. В этом монологе Катерина рассуждает не столько о физической невозможности человека осуществить полет, сколько о собственной ограниченности в отчаянном недовольстве и смутном желании что-то изменить. У молодой женщины нет ни плана самореализации, ни подлинного стремления к изменению окружающей реальности. Катерина не воительница, она страдает даже не по собственной воле. Вот о чем рассказывает драма «Гроза» (Островский). Катерина подтверждает невозможность прийти к внутреннему преображению.
Потребность в любви
Как и все юные девушки, Катерина наверняка втайне мечтала о большом и светлом чувстве. Но ее возвышенные мысли остались только грезами. Ей не довелось испытать большой любви, она еще ни к кому не питала сильной привязанности, как ее выдали замуж за нелюбимого человека. Тихон Кабанов — слабый, безвольный, тот, кто не смог взять ответственность не только за благополучие жены, но и за свою собственную судьбу. Позже Катерина встречает Бориса и влюбляется в него без памяти. Это чувство родилось в состоянии затворничества, и молодая женщина надеялась на то, что, возможно, ей удастся согреться у истоков этого начала.
Островский Александр Николаевич очень тонко подчеркивает глубину личной нереализованности своей героини: у нее нет в жизни никакой отрады, она живет в доме мужа и свекрови и чувствует там себя чужой, одинокой, ненужной. «Почему люди не летают, как птицы?» — это отчасти риторический вопрос. Будь у Катерины крылья за спиной, она покинула бы нелюбимого супруга и ушла не оглядываясь. Этим глубоким внутренним вопрошанием она подчеркивает невозможность изменить ситуацию, отсутствие в жизни значимой поддержки и помощи.
Характер и неукротимая жажда жизни
Как бы ни страдало живое сердце в этой дикой атмосфере холодности и ненужности, героиня остается верной себе. Она так и не смогла принять те законы, по которым ей приходилось жить, те, что навязывались извне. Воспоминания об отчаянных поступках, совершаемых в детстве («Помню, обидели меня чем-то дома, так что я сделала!»), только подчеркивают непростой характер героини. Ее не удовлетворяет перспектива всю жизнь подчиняться мнению большинства.
«Почему люди не летают, как птицы?» — это монолог отчаяния, глубокое внутреннее вопрошание, адресованное себе самой.
Несчастная любовь
Стремление к свободе и желание обрести целостность с самой собой были бы неполными без встречи героини с Борисом. На самом деле она как будто была предопределена свыше. Их отношения нельзя назвать слишком близкими и доверительными. Катерина никогда не знала этого человека достаточно хорошо. В его образе она увидела возможность проявить собственное стремление к счастью. В частности, вопрос «Почему люди не летают, как птицы?» был адресован и ему.
Вместо заключения
Данное произведение может удивлять, наводить печаль, но оно не оставляет равнодушным читателя. Монолог Катерины заставляет задуматься о скоротечности жизни и многих упущенных возможностях, которые мы потом не можем вернуть.
«Отчего люди не летают так, как птицы?»
В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского «Гроза». Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина — «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов.
Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.
Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда».
Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя?
Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на «свободу», но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров.
И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам».
Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины. А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала» его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи — Катерина покончила жизнь самоубийством.
Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин — и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины.
Уже сейчас назревает над всем этим «царством» зловещая гроза, способная разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший — пусть на один миг — сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних. Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки». Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека.
Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы.
В детстве мечта летать подобно птицам носит весьма прагматичный характер – нам кажется, что было бы восхитительно, если бы у людей были крылья и они смогли бы полететь куда угодно. Со временем желание обладать крыльями преобразовывается обретает более символический характер – в сложных психологических ситуациях, кажется, единственно возможным вариантом благополучного развития событий остается полет, подобно птице.
Главная героиня пьесы Островского «Гроза» находится в сложной ситуации практически всю свою жизнь. В детстве она испытала материальное затруднение, став замужней женщиной, узнала о психологическом, моральном давлении. Испытуемый накал эмоций выражается у девушки в качестве мечтаний с элементами фантастики – ей хочется по воле волшебства очутиться в мире без проблем и негодования.
Монолог Катерины:
«Отчего люди не летают? … Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?…
И до смерти я любила в церковь ходить! … А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют …
Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу… А какие сны мне снились… какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то …
Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак.
Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается.
Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью… не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне… как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…»
Итог: Катерина по своей сути очень тонкая и чувствительная натура, ей сложно отстоять свою независимость, избавится от психологического давления со стороны свекрови, из-за этого девушка страдает. Она чистая и добрая душа, поэтому и все ее мечты обозначены чувством нежности и позитива. Она не видит возможности испытать счастье в реальной жизни, но в своих снах и грезах она может все: и летать по воздуху как птица, и прислушиваться к нежному воркованию.
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж… Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному… Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает… Интересное: Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления… Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории… Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 61Следующая ⇒
Новаторской чертой драматургии Островского являются обширные экспозициив его пьесах. Не является исключением и «Гроза». Кроме того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это замечательные виды волжских просторов. Еще одна новаторская черта пьес драматурга – широкое использование произведенийфольклора.Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара. Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие. Одна из существенных черт такого «фона» – присутствие на сцене ряда персонажей,которые, не участвуя в основной интриге, очень важны для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня, другие лица. И драма, и трагедия вырастают у Островского не из каких-либо экстраординарных обстоятельств, а из повседневности, из той атмосферы, в которой постоянно живут герои. Недаром драматические произведения Островского нередко называют «пьесами жизни». Экспозиция в «Грозе» занимает целых два действия – первое и второе. Перед зрителем открывается широкая картина нравов города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологах и диалогах раскрываются существенные стороны их характеров. В основе сюжета«Грозы» лежит любовная интрига. Её экспозициятакжесодержится в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса. Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает завязку. Катерина, предчувствуя, что не сможет одна справиться со страстью, умоляет Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к её мольбам. Мало того, он оскорбляет Катерину, откровенно высказывая ей своё желанием отдохнуть не только от опеки матери, но и от присутствия жены. Показательно, что завязка в «Грозе» происходит лишь в конце второго действия.Это известная сцена с ключом. В душе Катерины борются два чувства – страсть к Борису и сознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает. В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира. Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе. Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит. Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини. Назовем прежде всего монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает?..» Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По существу, он бросает ее в беде, о чём свидетельствует последняя их встреча. Последний монолог Катерины («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу, всё равно…»), из которого мы узнаем о роковом решении героини, поражает своей безысходностью: «Всё равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!» Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией. В результате погубить душу оказалось для Катерины легче, чем продолжать жить в «темном царстве». Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.
Вопросы и задания
1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли детство и юность драматурга. Как ранние жизненные впечатления повлияли на последующее его творчество? 2. Назовите основные периоды творчества Островского. Отметьте новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждый из этих периодов. 3. В каком году «Гроза» вышла в свет? В чём своеобразие отражения эпохи конца 1850-х годов в этом произведении? Какие оценки дали новой пьесе Островского Ап. Григорьев, Добролюбов, Писарев? 4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чём проявился кризис изображенного Островским патриархального мира? 5. Кратко расскажите о Диком и Кабанихе. В чем своеобразие характеров и жизненных позиций этих лиц? Какова роль каждого из них в пьесе? 6. Определите роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картине калиновского мира. 7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите своеобразие каждого из этих лиц. 8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения? 9. Рассмотрите образ Катерины и художественные средства его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в миропонимании главной героини – противоречие, приведшее её к гибели? Каковы основные источники художественных средств создания образа Катерины? 10. Как жанровые характеристики пьесы определяются своеобразием внешнего и внутреннего конфликтов? Каким образом проявляются в «Грозе» черты комедии, драмы и трагедии? 11. Рассмотрите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга? 12. Подготовьте развернутый план-конспект на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе “Гроза”». 13. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества и их роль в создании образов персонажей в “Грозе” А.Н.Островского».
Тема 13. И.А.Гончаров. Краткие биографические сведения. «Обломов»[26]
⇐ Предыдущая34353637383940414243Следующая ⇒ Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции… Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций… Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого… Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). .. |
«Укрощение строптивой», акт 5, сцена 2
Входят Баптиста, Винченцио, Гремио, «Купец»,
Люченцио и Бьянка; ⌜Гортензио⌝ и ⌜вдова,
⌜Петруччо и Кэтрин; ⌝ Транио, Бьонделло, ⌜и⌝
Грумио, ⌜с⌝ служанками, приносящими банкет.
ЛЮЧЕНЦИО
Наконец-то, хотя и долго, наши резкие замечания сходятся,
207
Укрощение строптивой
ДЕЙСТВИЕ 5. SC. 2
И время, когда бушующая война ⌜кончена⌝
Улыбаться преувеличенным возможностям и опасностям.
Моя прекрасная Бьянка, приветствуйте моего отца,
5 А я с той же добротой приветствую тебя.
Брат Петруччо, сестра Катерина,
И ты, Гортензио, с твоей любящей вдовой,
Пируй с лучшими и добро пожаловать в мой дом.
Мой банкет, чтобы закрыть наши желудки
10 После нашего хорошего настроения. Прошу вас, садитесь,
А пока мы сидим, чтобы болтать, а также есть.
БАПТИСТА
Падуя оказывает такую милость, сын Петруччо.
ПЕТРУЧИО
В Падуе нет ничего, кроме доброты.
ГОРТЕНСИО
15 Ради нас обоих Я хотел бы, чтобы это слово было правдой.
ПЕТРУЧИО
Да клянусь жизнью, Гортензио боится своей вдовы!
ВДОВА
Тогда никогда не доверяй мне, если я боюсь.
ПЕТРУЧИО
Вы очень разумны, и все же вы не понимаете меня:
Я имею в виду, что Гортензио боится вас.
ВДОВА
20 Головокруженный думает, что мир вертится.
ПЕТРУЧИО
Ответил резко.
КЭТРИН Хозяйка, что вы имеете в виду?
ВДОВА Так я зачала от него.
ПЕТРУЧИО
Зачинает от меня? Как это нравится Гортензио?
HORTENSIO
25 Вдова моя говорит, что так она себе представляет свой рассказ.
209
Укрощение строптивой
АКТ 5. SC. 2
ПЕТРУЧИО
Очень хорошо починили. Поцелуй его за это, добрая вдова.
КЭТРИН
«Головокруженный думает, что мир вертится»—
Прошу вас объяснить мне, что вы имели в виду.
ВДОВА
Ваш муж в ссоре с землеройкой
30 Горе моего мужа измеряет его горем.
И теперь вы понимаете, что я имею в виду.
КЭТРИН
Очень подлое значение.
ВДОВА Верно, я имею в виду тебя.
КЭТРИН
И я действительно зла, уважая вас.
ПЕТРУЧИО 35К ней, Кэт!
ГОРТЕНСИО К ней, вдова!
ПЕТРУЧИО
Сто марок, моя Кэт поставила ее.
ГОРТЕНСИО Это мой кабинет.
ПЕТРУЧИО
Говорил как офицер! Ха тебе, парень.
⌜Он⌝ выпивает за Гортензио.
BAPTISTA
40 Как нравятся Гремио эти находчивые ребята?
ГРЕМИО
Поверьте мне, сэр, они хорошо сочетаются друг с другом.
БЬЯНКА
Голова и задница! Поспешное тело
Сказал бы, что твоя голова и зад были головой и рогом.
ВИНЧЕНЦИО
Эй, госпожа невеста, это вас разбудило?
БЬЯНКА
45 Да, но не напугал меня. Поэтому я снова буду спать.
ПЕТРУЧИО
Нет, это не так. Раз уж вы начали,
приготовлю вам ⌜горькую⌝ шутку или две.
211
Укрощение строптивой
АКТ 5. SC. 2
БЬЯНКА
Я твоя птица? Я собираюсь сдвинуть свой куст,
А затем преследовать меня, пока вы натягиваете лук.—
50 Добро пожаловать всем. Бьянка, ⌜Кэтрин и Вдова⌝ уходят.
ПЕТРУЧИО
Она помешала мне. Вот, синьор Транио,
. В эту птицу вы целились, хотя и не попали в нее.—
Поэтому здоровья всем стрелявшим и промазавшим.
ТРАНИО
О, сударь, Люченцио подсунул мне, как свою борзую,
55 Которая бежит сама и ловит своего хозяина.
ПЕТРУЧИО
Хорошее быстрое сравнение, но что-то пошлое.
ТРАНИО
Хорошо, сэр, что вы охотились для себя.
Считается, что твой олень держит тебя в страхе.
БАПТИСТА
О, О, Петруччо! Tranio бьет тебя прямо сейчас.
ЛЮЧЕНЦИО
60 Благодарю тебя за эту ленту, добрый Транио.
ГОРТЕНСИО
Признавайтесь, признавайтесь! Разве он не ударил тебя здесь?
ПЕТРУЧИО
Признаться, он меня несколько раздражает.
И как только шутка отвела от меня взгляд,
10 к 1, она вас двоих покалечила.
БАПТИСТА
65 Теперь, в доброй печали, сын Петруччо,
Я думаю, что ты самый строптивый из всех.
ПЕТРУЧИО
Ну, я говорю нет. И поэтому, ⌜для⌝ ,
Пошлет каждый к своей жене,
И тот, чья жена наиболее послушна
70 Прийти сначала, когда он пошлет за ней
Выиграет пари, которое мы предложим.
213
Укрощение строптивой
АКТ 5. SC. 2
HORTENSIO
Контент, какая ставка?
ЛЮЧЕНЦИО Двадцать крон.
ПЕТРУЧИО Двадцать крон?
75 Я отважусь на своего ястреба или гончую,
Но в двадцать раз больше на мою жену.
ЛЮЧЕНЦИО
Сто тогда.
ГОРТЕНСИО Содержание.
ПЕТРУЧИО Спичка! Готово.
ГОРТЕНСИО 80Кто начнёт?
ЛЮЧЕНЦИО Это будет I.
Иди, Бьонделло, прикажи своей госпоже прийти ко мне.
БЬОНДЕЛЛО Я иду. Он уходит.
БАПТИСТА
Сын, я буду твоей половинкой Бьянка подходит.
ЛЮЧЕНЦИО
85 У меня не будет половинок. Я все вытерплю сам.
Входит Бьонделло.
Как теперь, какие новости?
БЬОНДЕЛЛО Сэр, моя хозяйка шлет вам
слово
, что она занята и не может прийти.
ПЕТРУЧИО
90 Как? «Она занята и не может прийти»?
Это ответ?
ГРЕМИО Да, и добрый.
Дай Бог, сэр, ваша жена не пошлет вам хуже.
ПЕТРУЧИО Надеюсь, что лучше.
ГОРТЕНСИО
95 Сирра Бьонделло, идите и умолите мою жену
немедленно прийти ко мне. Бьонделло уходит.
ПЕТРУЧИО О, умоляй ее!
Нет, тогда она должна прийти.
215
Укрощение строптивой
АКТ 5. SC. 2
Гортензио Боюсь, сэр,
100 Делайте, что можете, а вас не умолят.
Входит Бьонделло.
Ну, где моя жена?
БЬОНДЕЛЛО
Она говорит, что у вас есть хорошая шутка.
Она не придет. Она предлагает вам прийти к ней.
ПЕТРУЧИО Все хуже и хуже. Она не придет!
105 О гнусное, невыносимое, этого нельзя терпеть! —
Сирра Грумио, идите к своей госпоже,
Скажите, что я приказываю ей прийти ко мне. ⌜Грумио⌝ выходит.
ГОРТЕНСИО
Я знаю ее ответ.
ПЕТРУЧИО Что?
ГОРТЕНСИО 110 Она не будет.
ПЕТРУЧИО
Гнуснейший рудник удачи, и на этом конец.
Входит Кэтрин.
БАПТИСТА
Клянусь моим праздником, вот и Катерина!
КЭТРИН
Какова ваша воля, сэр, что вы посылаете за мной?
ПЕТРУЧИО
Где твоя сестра и жена Гортензио?
КЭТРИН
115 Они совещаются у камина в гостиной.
ПЕТРУЧИО
Пойди и принеси их сюда. Если они откажутся приехать,
Отправьте мне их мужьям.
Прочь, говорю, и ведите их прямо сюда.
⌜Кэтрин уходит.⌝
ЛЮЧЕНЦИО
Вот чудо, если говорить о чуде.
ГОРТЕНСИО
120 Так оно и есть. Интересно, что это сулит.
217
Укрощение строптивой
АКТ 5. SC. 2
ПЕТРУЧИО
Женитесь, мир сулит, и любовь, и спокойную жизнь,
Ужасное правило, и справедливое превосходство,
И, короче говоря, что не так сладко и радостно.
БАПТИСТА
Хорошая судьба, добрый Петруччо!
125 Пари, которое ты выиграл, и я добавлю
В их убытках двадцать тысяч крон,
Еще одно приданое другой дочери,
Ибо она изменилась, как никогда не была.
ПЕТРУЧИО
Нет, я еще лучше выиграю пари,
130 И проявлю еще больше знаков ее послушания,
Ее новой добродетели и послушания.
Входят Кэтрин, Бьянка и Вдова.
Смотри, куда она приходит и приводит твоих подлых
жен
В качестве пленников ее женских убеждений.—
135 Кэтрин, эта твоя кепка тебе не идет.
Долой эту безделушку, бросьте ее себе под ноги.
⌜Она повинуется.⌝
ВДОВА
Господи, дай мне никогда не вздыхать
Пока я не дойду до такого глупого состояния.
БЬЯНКА
Фи, какой глупый долг называть тебя так?
ЛЮЧЕНЦИО
140 Я бы хотел, чтобы твой долг был таким же глупым.
Мудрость вашего долга, прекрасная Бьянка,
С момента ужина стоила мне ⌜a⌝ сто крон.
БЬЯНКА
Тем больше ты дурак, что налагаешь на меня обязанности.
ПЕТРУЧИО
Катрин, я поручаю тебе сказать этим упрямым
145 женщин
Какой долг они обязаны своим лордам и мужьям.
219
Укрощение строптивой
АКТ 5. SC. 2
ВДОВА
Ну, ну, ⌜ты⌝ издеваешься. Мы не будем говорить
.
ПЕТРУЧИО
Давай, говорю, и начни сначала с нее.
ВДОВА 150Она не должна.
ПЕТРУЧИО
Я говорю, что она будет. — И сначала начните с нее.
КЭТРИН
Тьфу, тьфу! Развяжи тот грозный недобрый лоб,
И не бросай презрительных взглядов из этих глаз
Чтобы ранить твоего господина, твоего короля, твоего губернатора.
155 Затмевает красоту твою, как морозы кусают луга,
Смущает славу твою, как вихри сотрясают прекрасные почки,
И ни в каком смысле не приветлива и не любезна.
Женщина тронута, как источник взбудораженный,
Мутный, невзрачный, густой, лишенный красоты,
160 И пока так, никто такой сухой и жаждущий
Не соизволит отхлебнуть или прикоснуться к одной капле его.
Муж твой господин твой, жизнь твоя, хранитель твой,
глава твоя, государь твой, заботящийся о тебе,
И ради твоего содержания предает свое тело
165 Мучительному труду как на море, так и на суше,
Наблюдать ночь в штормах, день в холоде,
Пока ты лежишь дома в тепле, в безопасности и безопасности,
И не жаждешь никакой другой дани в твоих руках
Но любовь, прекрасный взгляд и истинное послушание—
170 Слишком маленькая плата за такой большой долг.
Такой долг, как подданный перед принцем,
Даже такая женщина должна своему мужу;
А когда она угрюмая, сварливая, угрюмая, кислая,
И не повинуясь его честной воле,
175 Кто она, как не гнусная мятежница,
и бесчестная предательница своего любящего господина?
Мне стыдно, что женщины такие простые
Предлагать войну там, где они должны преклонить колени ради мира,
221
Укрощение строптивой
АКТ 5. СК. 2
Или стремитесь к власти, превосходству и влиянию
180 Когда они обязаны служить, любить и подчиняться.
Почему наши тела мягки, слабы и гладки,
Неспособны к труду и хлопотам в мире,
Но что наши мягкие состояния и наши сердца
Должны ли хорошо согласовываться с нашими внешними частями?
185 Подойди, подойди, трусливые и беспомощные черви!
Мой разум был столь же велик, как и ваш,
Мое сердце так же велико, мой разум, возможно, больше,
Перебрасываться слово за слово и хмуриться вместо хмурого взгляда;
Но теперь я вижу, что наши копья всего лишь соломинки,
190 Наша сила так же слаба, наша слабость несравненна,
То, что кажется самым большим, чем мы на самом деле меньше всего являемся.
Тогда утешайте свои желудки, ибо это не сапог,
И положите руки под ноги вашего мужа;
В знак этого долга, пожалуйста,
195 Моя рука готова, пусть это облегчит его.
ПЕТРУЧИО
Да ведь там девка! Давай, поцелуй меня, Кейт.
⌜Они целуются.
ВИНЧЕНЦИО
Это хорошо, когда дети рядом.
ЛЮЧЕНЦИО
Но суровый слух, когда женщины коварны.
ПЕТРУЧИО 200Пойдем, Катя, мы пойдем спать.
Мы трое женаты, а вы двое спешите.
⌜Люченцио.⌝ Это было пари, которое я выиграл, хотя вы
попали в белый,
И, будучи победителем, дай Бог вам спокойной ночи.
Петруччо ⌜и Кэтрин⌝ уходят.
ГОРТЕНСИО
205 Теперь иди своей дорогой, ты приручил проклятую собаку.
ЛЮЧЕНЦИО
Удивительно, с вашего позволения, она так приручена.
⌜Они уходят.⌝
Часть 1, Глава 2 Страница 9
- Дом /
- Литература /
- Преступление и наказание
- Литература /
- Преступление и наказание
Резюме
- Введение
- Резюме
- Темы
- Котировки
- Персонажей
- Анализ
- Вопросы
- викторины
- Лучшее из Интернета
- Написать эссе
- Полный текст
- Часть 1, Глава 1
- Часть 1, Глава 2
- Часть 1, Глава 3
- Часть 1, Глава 4
- Часть 1, Глава 5
- Часть 1, Глава 6 Часть 910382
- Часть 2, Глава 1
- Часть 2, Глава 2
- Часть 2, Глава 3
- Часть 2, Глава 4
- Часть 2, Глава 5
- Часть 2, Глава 6
- Часть 2, Глава 7
- Часть 3, Глава 1
- Часть 3, Глава 4
- Часть 3, Глава 5
- Часть 3, Глава 6
- Часть 4, Глава 1
- Часть 4, Глава 2
- Часть 4, Глава 3 Часть 4, Глава 5
- Часть 4, Глава 6
- Часть 5, Глава 1
- Часть 5, Глава 2
- Часть 5, Глава 3
- Часть 5, Глава 4
- Часть 5, Глава 5
- Часть 6, Глава 1
- Часть 6, Глава 2
- Часть 6, глава 7 Часть 2
- Глоссарий
- Содержание
- НАЗАД
- СЛЕДУЮЩИЙ
Прочитать анализ Шмупа Часть 1, Глава 2
«За что меня жалеть, говорите вы? Да! не за что меня жалеть! Меня надо распять, распять на кресте, а не жалеть! Распни меня, о судия, распни меня, но пожалей! И тогда Я сам пойду на распятие, ибо не веселья ищу, а слез и скорби!. . Думаете ли вы, продающие, что сладка была мне эта ваша пинта? дно его, слезы и скорбь, и нашел его, и я вкусил его; но пожалеет нас Тот, Кто пожалел всех людей, Кто понял всех людей и все, Он Един, Он и судья. Придет в тот день и спросит: «Где дочь, предавшаяся за крест свой, чахоточную мачеху и за детей чужих? Где дочь, сжалившаяся над грязным пьяницей, ее земной отец, не испугавшись своего зверства? И скажет: «Приди ко Мне! Я уже простил тебя однажды… Я простил тебя однажды…. Прощаются тебе грехи твои многие, ибо ты возлюбил много…» И он прости мою Сонечку, Он простит, я это знаю… Я чувствовала это сердцем, когда только что была с нею! И Он рассудит и простит всех, добрых и злых, мудрых и кротких.. .. А когда со всеми покончит, тогда и нас позовет: «Выходите и вы, — скажет Он, — выходите, пьяницы, выходите, немощные, выходите, дети позора!» ‘ И все мы выйдем без стыда и предстанем перед Ним. И Он скажет нам: «Вы — свиньи, сотворенные по образу зверя и с его начертанием; но и вы придите!» И мудрые и понимающие скажут: «Господи, зачем Ты принимаешь этих людей?» И скажет: «Вот почему Я принимаю их, о вы, мудрые, вот почему Я принимаю их, о вы разумные, что ни один из них не почел себя достойным этого». И прострет к нам руки, и мы падем пред ним… и заплачем… и все поймем!.. Тогда все поймем!.. и все поймем, даже Катерина Ивановна … она поймет… Господи, да приидет Царствие Твое!» И он опустился на скамейку измученный и беспомощный, ни на кого не глядя, видимо, не замечая окружающего и погрузившись в глубокие размышления. Его слова произвели определенное впечатление; наступило молчание; но вскоре снова послышались смех и ругань.
«Это его идея!»
«Наговорил глупостей!»
«Отличный клерк!»
И так далее, и так далее.
— Пойдем-с, — сказал вдруг Мармеладов, подняв голову и обращаясь к Раскольникову, — пойдемте со мной… Дом Козеля, глядя на двор. Я иду к Катерине Ивановне — час Я сделал.»
Раскольников уже давно хотел пойти и хотел помочь ему. Мармеладов стоял на ногах гораздо шатче, чем в речи, и тяжело опирался на молодого человека. Им оставалось пройти двести или триста шагов. По мере того как они приближались к дому, пьяный человек все более и более охватывал смятение и смущение.