Монолог фамусова горе от ума 2 действие 2 явление: Монолог Фамусова действие 2 явление 2 🤓 [Есть ответ]

Анализ 2-го явления, действия 2 комедии «Горе от ума» (Диалог Фамусова с Чацким) ~ Проза (Школьная литература)

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!» находится в явлении 2 действия II, адресован он Чацкому в ответ на его «возмутительную» реплику: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом монологе поднимается тема отцов и детей. Фамусов – представитель «века минувшего», Чацкий – «века нынешнего». Фамусов дает Чацкому урок, как нужно жить, чтобы заслужить его благоволение и стать зятем.
Фамусов – консерватор, ему не нравятся перемены, происходящие в обществе. Он говорит о порядках, царивших раньше. Вельможи придворные были важные, смотрели свысока, и пили и ели иначе.

Павел Афанасьевич вспоминает дядю, ныне покойного, который служил при дворе и ставит его в пример. Достоинства дяди заключались в том, что он на золоте едал, «весь в орденах; езжал-то вечно цугом». Для Фамусова на первом месте стоят материальные ценности, чины, милость монарха. Он не говорит о дядином уме, душевных качествах, из дядиных талантов самыми ценными являются способности угождать, кланяться, изворачиваться, пресмыкаться. В этом ему не было равных.

Он, когда надо было «подслужиться», сгибался вперегиб. Однажды на приеме оступился, царица улыбнулась. Он встал, хотел поклониться и упал нарочно, царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», – говорит с восхищением Фамусов. После этого случая он вознесся при дворе. Оценивая этот поступок, Павел Афанасьевич называет дядю смышленым.
Дядина жизнь – идеал Фамусова. Невозможно представить, чтобы Чацкий так поступал. Этим монологом Грибоедов показывает разложение общества.


­Анализ 2-го явления — 1 вариант

Всякая комедия, как вид драматического произведения, предназначена для постановки на сцене. Следовательно, чтобы понять комедию лучше, чтобы разобраться в ее ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги и положения в соответствии с условиями сцены, в соответствии с развивающимся на сцене драматическим действием Читая комедию А.

С. Грибоедова «Горе от ума», мы видим стройную систему развивающихся по единому внутреннему плану комических и не комических событий, в которых и через которые выступают перед нами общественные нравы, общественная жизнь, господствующие идеи и самые разнообразные жизненные типы.

Чтобы понять, в чем заключается сущность конфликта между Чацким и Фамусовым, следует обратиться ко второму явлению второго действия. Именно здесь между Чацким и Фамусовым завязывается диалог, исполненный большого драматического напряжения. Сталкиваются герои, думающие о разном и по-разному. В начале разговора Чацкий говорит о Софье и только о Софье:

Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?
У вас в лице, в движеньях суета.

Фамусов, имеющий свои планы относительно Софьи и боящийся Чацкого как возможного претендента на ее руку, о Софье с Чацким как раз меньше всего желает говорить.

Он старается увести от этой темы:

Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я!. . В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!

Чацкий точно не понимает Фамусова или не хочет понять. Мысль о Софье у влюбленного Чацкого — навязчивая идея. Он снова ведет речь о ней:

Никто не приглашает вас;
Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Тьфу, господи прости! пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
То Софья Павловна больна.
Скажи, тебе понравилась она?
Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Постепенно диалог между Чацким и Фамусовым становится все более острым. Словесная дуэль вокруг Софьи перерастает в столкновение воззрений, идей, нравственных понятий. Столкновение на личной почве делается по своему характеру столкновением политическим и мировоззренческим. Но резкая печать личного остается на этом споре и тогда, когда он становится совсем не личным. Тема Софьи отнюдь не исчезает вовсе: она уходит только в глубочайший подтекст. Именно этим объясняется предельная горячность спора и крайняя запальчивость спорящих.

Споря с Чацким, защищая свой взгляд на вещи и свои идеалы, Фамусов еще больше, чем в сцене с Петрушкой, высказывает всю ретроградность и своих взглядов, и своих идеалов. Его рассказ о Максиме Петровиче, который «на золоте едал» и, когда было нужно, перед императрицей «отважно жертвовал затылком», открывает для Чацкого возможность страстной отповеди, позволяет ему проявить всю силу и остроту ума:

Свежо предание, а верится с трудом.
Чацкий открыто издевается над идеалами Фамусова:

Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…

Слова Чацкого о смехе Фамусов, должно быть, принимает особенно близко к сердцу. Смех действительно страшит его больше всего. Недаром, когда Чацкий начинает иронизировать над ним и над его идеалами, гнев и раздражение Фамусова переходят всякие границы. Все, что он теперь говорит, он говорит вне прямой зависимости от слов Чацкого:

Ах! боже мой! он карбонари!
Опасный человек!..
Что говорит! и говорит, как пишет!
Он вольность хочет проповедать!
Да он властей не признает!

В кульминационный момент сцены Фамусов совсем уже перестает слушать что-либо. Грибоедов это оговаривает специальной ремаркой. Ремарка дается тогда, когда слуга объявляет о приходе Скалозуба, ведь это Скалозуба прочит Фамусов в женихи своей дочери, это его он поджидал с радостью и нетерпением. Но когда тот явился, он «ничего не видит и не слышит».

Важное место во втором явлении II действия занимает монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова, — это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может. Конечно, Чацкий молод, горяч и увлекается тем, о чем говорит. Наивность Чацкого не в том, что он пространно объясняется с Фамусовым, пытаясь убедить его в верности своих мыслей, а прежде всего в том, что он считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо.

Как опровержение этой иллюзии Чацкого появляется Скалозуб. Он немногим старше Чацкого, но является ярым защитником «века минувшего».

Чацкий, слыша, что его «жалеют» союзники в споре Фамусов и Скалозуб, не может сдержать негодования. Монолог «А судьи кто?…» (действие второе, явление пятое) рожден протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба! Сдержанность оставляет героя, и он открыто вступает в конфронтацию с людьми, которые являются «столпами» общества, резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски под» ражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения цивилизации.

Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого» подражанья иностранцам. Намекая на Французов-иностранцев, живших в богатых дворянских домах, он говорит:

И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.

Обрушиваясь на «отцов отечества», которых следует принять за образцы, Чацкий критикует крепостнические порядки, которые способствуют безнаказанности правящих кругов: обмен и продажу крепостных слуг, бесчеловечное отношение к крепостным детям. Отстаивая свободу мыслей и мнений, Чацкий признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.

Таким образом, вслушиваясь в диалог двух героев: Фамусова и Чацкого, мы видим конфликт двух поколений. Фамусову, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий, передовой человек «века нынешнего». Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, умного, проницательного, с высокими идейными убеждениями, с фамусовским обществом было неизбежно.

Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье.

Оценивая роль Чацкого в комедии «Горе от ума», И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участия», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увозя с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацкого терзаний от всего: от «ума», а еще более от «оскорбленного чувства».


Анализ 2-го явления — 2 вариант

В центре пьесы Грибоедова “Горе от ума” лежит столкновение между “барской Москвой” и “новыми” людьми с прогрессивными взглядами. Представителем этих “новых” людей в комедии является один Чацкий. Этим автор подчеркивает исключительное положение таких людей, как он. “В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.

Фигура Чацкого, получая особое место в пьесе, становится крупной, сильной.
А самым ярким представителем ретроградов в “Горе от ума” является Фамусов.

Его образ, по сравнению с другими персонажами московского общества, выписан автором более четко. Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен.
По – настоящему его не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Этот герой боится в своей жизни только одного: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”. Таким образом, в лице Фамусова автор обличил чинопочитание московского “света”.

Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым “расстройством” первого. Так, во втором действии (явление 2) герои остаются наедине, и им удается поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он еще не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик.
Сначала в своем разговоре герои касаются вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается его научить, как надо добиваться “и мест, и повышенья в чине”. Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва:

А дядя! Что твой князь? Что граф?
Когда же нужно послужиться,
И он сгибался в перегиб:
На куртаге ему случилось обступиться…
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь – уж нарочно…

Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу, и почет. Так было в эпоху Екатерины. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере отвечает Фамусову:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?

Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит “век минувший”. Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями (“у покровителей зевать на потолок”), а добиваются всего только с помощью своих способностей и ума:

Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.

Все это герой говорит с таким пылом, что не замечает, что Фамусов уже давно не слушает его: он заткнул уши. Таким образом, на мой взгляд, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот прием Грибоедов использует специально для того, чтобы еще четче обрисовать положение чацких – их доводы просто не слушают, так как противопоставить им нечего. Единственное, чем Фамусов может обезопасить старую привычную жизнь, это –

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: “Что говорит! И говорит, как пишет!” Это относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких его характеристик, как: “опасный человек”, “да он властей не признает!”, “карбонарий”. Почему же, с точки зрения Фамусова, это так ужасно?
Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является “ученье”, что все книги надо сжечь.
Для века р

Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен.
По – настоящему его не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Этот герой боится в своей жизни только одного: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”. Таким образом, в лице Фамусова автор обличил чинопочитание московского “света”.

Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым “расстройством” первого. Так, во втором действии (явление 2) герои остаются наедине, и им удается поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он еще не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик.
Сначала в своем разговоре герои касаются вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается его научить, как надо добиваться “и мест, и повышенья в чине”. Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва:

А дядя! Что твой князь? Что граф?
Когда же нужно послужиться,
И он сгибался в перегиб:
На куртаге ему случилось обступиться…
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь – уж нарочно…

Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу, и почет. Так было в эпоху Екатерины. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере отвечает Фамусову:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?

Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит “век минувший”. Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями (“у покровителей зевать на потолок”), а добиваются всего только с помощью своих способностей и ума:

Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.

Все это герой говорит с таким пылом, что не замечает, что Фамусов уже давно не слушает его: он заткнул уши. Таким образом, на мой взгляд, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот прием Грибоедов использует специально для того, чтобы еще четче обрисовать положение чацких – их доводы просто не слушают, так как противопоставить им нечего. Единственное, чем Фамусов может обезопасить старую привычную жизнь, это –

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: “Что говорит! И говорит, как пишет!” Это относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких его характеристик, как: “опасный человек”, “да он властей не признает!”, “карбонарий”. Почему же, с точки зрения Фамусова, это так ужасно?
Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является “ученье”, что все книги надо сжечь.
Для века раболепия ученость, свое собственное мнение действительно были опасными, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов все еще боится. И самое ужасное, что такие люди, как он, все еще занимали высокие посты в обществе и являлись примером для подражания.

Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым – это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее и справедливее. Эта борьба упорна, длительна, но победа нового неминуема.

Анализ монолога горе от ума 2 действие 5 явление

А.С. Грибоедов – замечательный писатель начала 19 века. Это был очень свободолюбивый, умный человек с прогрессивными взглядами. В бессмертной комедии «Горе от ума» Грибоедов выразил свое отношение к «законсервировавшемуся» обществу московской знати. Основными темами комедии являются изображение жизни и нравов русского дворянского общества и передового человека того времени.

В пьесе Грибоедова были поставлены самые серьезные проблемы современности: проблема личности, положение русского народа, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, проблема самодержавной власти, национальной самобытности и другие.

В основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной, реакционной фамусовской России Грибоедов противопоставляет, в лице Чацкого и его немногих единомышленников, Россию прогрессивно настроенную, молодую, вольнолюбивую. Поэтому постоянные столкновения Чацкого с консерватором Фамусовым совершенно естественны. Их взгляды расходятся абсолютно во всем, герои не могут найти общий язык. Особенно ярко это можно заметить во 2 явлении 2 действия комедии.

В начале разговора Чацкий выказывает свою обеспокоенность состоянием Софьи Павловны:

В процессе разговора герой как бы намекает Фамусову, что хотел бы посвататься к его дочери, которую любит уже давно. На это Павел Афанасьевич говорит:

Чацкий отвечает всем известной фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусова во многом шокирует позиция героя. Он искренне возмущается поведением нового поколения и искренне восхищается «умом» и «ловкостью» поколения старшего:

Максим Петрович – сановник, находящийся в особой милости при дворе. Для того чтобы «выйти в люди», есть простой способ – угодничество. О том, как угодил Максим Петрович императрице, с восторгом вспоминает Фамусов, как бы делясь очень полезным и положительным опытом с молодым поколением. Убеждения Фамусова незыблемы, так как основаны на преемственности, на традиции: так жили наши отцы, так живем мы, так должны жить наши дети.

Чацкого возмущает, что служба перестала быть благородной, она превратилась в службу лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность. Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший»:

Герой утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего только с помощью своих способностей и ума:

Фамусов напуган такими высказываниями, таким образом мыслей. Ему ничего не остается, кроме как заткнуть уши. И это позиция всего фамусовского общества: не слушать ничего нового, кардинально другого, лучше закрыться от всевозможных перемен и обезопасить себя стеной косности и консерватизма. Фамусова ужасает в Чацком то, что «Он вольность хочет проповедать!», «он властей не признает!», «Опасный человек!»

Таким образом, во 2 явлении 2 действия пьесы происходит первое серьезное столкновение двух мировоззрений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *