Монолог чацкого и точно начал свет: Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» из комедии «Горе от ума» (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Монолог Чацкого — и точно, начал свет глупеть. А. Грибоедов

Меню статьи:

  • Увлекательное произведение
  • Монолог Чацкого
  • Различие «века нынешнего от века минувшего» по словам Чацкого
  • Люди начали служить лицам, а не делу

Комедия Грибоедова «Горе от ума» относится к произведениям, без которых мы не можем представить русскую литературу. Многие фразы из этого произведения стали крылатыми и хорошо знакомы даже тем, кто ни разу не держал в руках комедию и понятия не имеет о чем идет в ней речь.

Увлекательное произведение

Те, кто заставили взять себя в руки книгу, не пожалели: хороший стихотворный стиль, актуальная тема, сделали прочтение произведения увлекательным.


Особое место в тексте занимают монологи, оглашаемые Александром Чацким. Они всегда являются предвестниками изменений сюжетной линии и носят в себе яркий противоречивый, обличающий общество характер.

Монолог Чацкого

Второе действие комедии ознаменовано монологом о сравнении идеалов, стремлений прошлого века и века нынешнего.

«И словно начал свет глупеть» – начинает свои размышления Чацкий. Уже в первых словах звучит резкое противопоставление минувшему. Свет только «начал глупеть», до этого, он не был глуп. Кроме того, эти же слова провоцируют реакцию негодования и порождают конфликт повествования. Все, кто присутствуют, принадлежат к этому «нынешнему» свету, выходит, что они тоже глупеют, а это звучит оскорбительно. Не удивительно, что речь Александра, не находит поддержки – для всех, она звучит вызывающе .

Далее происходит обоснование этой мысли. Чацкий приводит одну из знаменитых фраз: «Свежо предание, да верится с трудом». Эта фраза часто использовалась литераторами 19 века. И имеет довольно прозаичное значение: события прошлого утратили свою значимость в контексте нынешнего. Этот процесс настолько отличен от постулатов современности, что воспринимается, как небылица – то, что реально не происходило.

Различие «века нынешнего от века минувшего» по словам Чацкого

Чацкий детально рассказывает, чем же отличается «век нынешний» и «век минувший». В первую очередь, изменения коснулись категорий «порядочно» и «стыдно», «благородно» и «позорно». Современники судят о человеке по его кошельку, связям и чинам. В почете те, «чья чаще гнулась шея», кто «лбом, стучали об пол не жалея».

И пусть это унизительно и подло – зато в кармане от этого прибавляются деньги. А человек с деньгами может себе позволить многое.

Поднятая тема, пожалуй, останется актуальной всегда, так как в любое время и в любом обществе находятся желающие поиметь выгоду, улучшить свое положение, или перейти по иерархической карьерной лестнице на позицию, или несколько выше не с помощью трудовых или военных заслуг, а с помощью лести. Что ж, действительно человека, который тобой восхищается и боготворит легче полюбить и такому легче простить ошибки, чем скупому на комплименты трудягу, но знатока своего дела.

Люди начали служить лицам, а не делу…

Служба перестала быть благородным занятием, для того чтобы выбиться в свет достаточно просто уметь подлизаться и быть шутом.

Люди начали служить лицам, а не делу. «Прямой был век покорности и страха» – говорят они, не замечая, что сами противоречат себе.

В тексте монолога встречаются метафоры: «свет начал глупеть» – в значении люди глупеют, «брали лбом» – добивались чего-либо подхалимством, «держит стыд в узде» – препятствует распространению излишних вольностей, «охота заберет» – фраза обозначающая возникновение непреодолимого желания, лесть плели – подхалимничали.

Широкое распространение имеют эпитеты: свежо предание, прямой век, пылкое раболепство, скупо жалуют. В единственном экземпляре представлено сравнение – лесть, как кружево, то есть изощренная, искусно продумана и оглашена. Художественные элементы и тропы способствуют изображения изменений, подчеркивают существенную разницу во времени и позициях.

Таким образом, второй монолог Чацкого положил начало развития конфликта и носит в своей основе сравнение прошлого и нынешнего века, основных методов и способов продвижения в обществе.

Автор: Виктория Давыдова

Монолог Чацкого, его анализ и смысл в пьесе «Горе от ума» А

В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов свои заветные мысли вкладывает в уста главного героя Алек­сандра Андреевича Чацкого, который выражает их чаще всего в форме монологов. Они играют важнейшую роль в выявлении идейного смысла произведения.

Всего Чацкий произносит шесть монологов. Каждый из них характеризует ступень в развитии сюжета комедии.

Первый из них (“Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба…”) можно назвать экспозиционным. В нем Чацкий дает едкую сатирическую характеристику нравов фамусовского

об­щества. Но она пока является не развернутой, а краткой, как бы намечающей темы и образы последующих монологов.

Второй монолог (“И точно, начал свет глупеть…”) пред­ставляет собой завязку конфликта комедии. Сопоставляя “век нынешний и век минувший”, Чацкий обличает раболепство и угодничество представителей придворной знати, которые для получения чинов и наград готовы “отважно жертвовать затылком”.

В четвертом монологе Чацкого (“Оставимте мы эти пренья…”) происходит развитие любовного конфликта произведе­ния. Пытаясь понять отношение Софьи к Молчалину, Чацкий пылко выражает

свое понимание любви. Это чувство, при котором для любящего “мир целый казался прах и суета”, если в нем отсутствует она – та, кому посвящено это глубо­кое чувство.

В пятом монологе Чацкого (“В той комнате незначащая встреча…”) возникает кульминация конфликта. Герой комедии гневно осуждает преклонение высшего света перед иностран­щиной. “Французик из Бордо” оказывается для гостей Фаму­сова высшим авторитетом не только в вопросах моды, но и в отношении ко всему русскому, национальному. Чацкий с ужа­сом думает о той пропасти, которая разделяет дворянскую вер­хушку и простой народ, и не знает, как добиться того, чтобы “умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за нем­цев”. Обращаясь в своем монологе первоначально к Софье, Чацкий, увлекаясь, адресуется ко всем окружающим. Но ему приходится прерваться на середине фразы, потому что никто не желает его слушать: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием”.

И, наконец, заключительный монолог (“Не образумлюсь… виноват…”) становится развязкой сюжета. Оскорбленный Со­фьей в лучших чувствах, Чацкий обличает в нем все фамусов­ское общество. Теперь оно для него “мучителей толпа, в люб­ви предателей, в вражде неутомимых”. И единственный для себя выход герой видит в том, что покинуть чуждый ему круг.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Самым важным в развитии общественного конфликта и выявлении идейного смысла всего произведения становится третий монолог Чацкого (“А судьи кто? – За древностию лет…”). Основной антитезой его является противопоставление “идеалам” фамусовского общества, главным выразителем ко­торых оказывается “Нестор негодяев знатных”, благородных стремлений молодого поколения. Но те, кто желает посвятить себя общественному служению, выглядят инородным телом в фамусовском обществе, которое считает их мечтателями, при­чем опасными.

Монолог Чацкого “А судьи кто?..”, как и вся комедия в целом, обладает высокими художественными достоинствами. В его стилистике переплетаются архаизмы и простонародные выражения, им присуща интонационная гибкость. Отличи­тельными чертами монолога Чацкого являются также емкость и меткая афористичность. Эти качества восхитили в свое вре­мя Пушкина, который предсказал, что половина стихов Грибо­едова должна войти в пословицу.

Глоссарий:

    • анализ монолога чацкого а судьи кто
    • монолог чацкого
    • а судьи кто сочинение
    • анализ монолога чацкого и точно начал свет глупеть
    • сочинение а судьи кто

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Роль монолога в драматургии. В драматическом произве­дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста­новится ведущей формой представления системы…
  2. 1. Образ Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”. 2. Чацкий и общество. 3. А. С. Пушкин о главном герое комедии Грибоедова. Нередко образ Чацкого…
  3. Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее – социальный: противоречие между положительным главным героем…
  4. Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не…
  5. Формулировка темы отсылает читателя к начальной фразе известного монолога Чацкого “А судьи кто?..”, следующей за репликой Фамусова: “Не я один, все так же осуждают”. Надо…
  6. Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб…

В комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов свои заветные мысли вкладывает в уста главного героя Алек­сандра Андреевича Чацкого, который выражает их чаще всего в форме монологов. Они играют важнейшую роль в выявлении идейного смысла произведения.

Всего Чацкий произносит шесть монологов. Каждый из них характеризует ступень в развитии сюжета комедии.

Первый из них («Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба…») можно назвать экспозиционным. В нем Чацкий дает едкую сатирическую характеристику нравов фамусовского об­щества. Но она пока является не развернутой, а краткой, как бы намечающей темы и образы последующих монологов.

Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») пред­ставляет собой завязку конфликта комедии. Сопоставляя «век нынешний и век минувший», Чацкий обличает раболепство и угодничество представителей придворной знати, которые для получения чинов и наград готовы «отважно жертвовать затылком».

В четвертом монологе Чацкого («Оставимте мы эти пренья…») происходит развитие любовного конфликта произведе­ния. Пытаясь понять отношение Софьи к Молчалину, Чацкий пылко выражает свое понимание любви. Это чувство, при котором для любящего «мир целый казался прах и суета», если в нем отсутствует она — та, кому посвящено это глубо­кое чувство.

В пятом монологе Чацкого («В той комнате незначащая встреча…») возникает кульминация конфликта. Герой комедии гневно осуждает преклонение высшего света перед иностран­щиной. «Французик из Бордо» оказывается для гостей Фаму­сова высшим авторитетом не только в вопросах моды, но и в отношении ко всему русскому, национальному. Чацкий с ужа­сом думает о той пропасти, которая разделяет дворянскую вер­хушку и простой народ, и не знает, как добиться того, чтобы «умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за нем­цев». Обращаясь в своем монологе первоначально к Софье, Чацкий, увлекаясь, адресуется ко всем окружающим. Но ему приходится прерваться на середине фразы, потому что никто не желает его слушать: «все в вальсе кружатся с величайшим усердием».

И, наконец, заключительный монолог («Не образумлюсь… виноват…») становится развязкой сюжета. Оскорбленный Со­фьей в лучших чувствах, Чацкий обличает в нем все фамусов­ское общество. Теперь оно для него «мучителей толпа, в люб­ви предателей, в вражде неутомимых». И единственный для себя выход герой видит в том, что покинуть чуждый ему круг.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Самым важным в развитии общественного конфликта и выявлении идейного смысла всего произведения становится третий монолог Чацкого («А судьи кто? — За древностию лет…»). Основной антитезой его является противопоставление «идеалам» фамусовского общества, главным выразителем ко­торых оказывается «Нестор негодяев знатных», благородных стремлений молодого поколения. Но те, кто желает посвятить себя общественному служению, выглядят инородным телом в фамусовском обществе, которое считает их мечтателями, при­чем опасными.

Монолог Чацкого «А судьи кто?..», как и вся комедия в целом, обладает высокими художественными достоинствами. В его стилистике переплетаются архаизмы и простонародные выражения, им присуща интонационная гибкость. Отличи­тельными чертами монолога Чацкого являются также емкость и меткая афористичность. Эти качества восхитили в свое вре­мя Пушкина, который предсказал, что половина стихов Грибо­едова должна войти в пословицу.

Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, то есть в тот период, когда в жизни России происходили глубокие социально-политические изменения.

Своим произведением Грибоедов откликнулся на самые острые вопросы современности, такие, как крепостное право, свобода личности и независимость в мыслях, состояние просвещения и образования, карьеризм и чинопочитание, преклонение перед иностранной культурой. Идейный смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух жизненных укладов и мировоззрений: старого, крепостнического («века минувшего») и нового, прогрессивного («века нынешнего»).

«Век нынешний» представляет в комедии Чацкий, который является идеологом новых взглядов, Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе. Именно поэтому такое важное место в пьесе занимают монологи главного героя.

В них раскрывается отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества. Его монологи несут и большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в переломные моменты развития конфликта.

Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка?..», и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов. Он с горечью замечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь же впервые он заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания. Детей русских дворян воспитывают иностранцы-гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Молодое поколение растет в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». Чацкий насмешливо и одновременно с горечью замечает, что для того, чтобы в Москве прослыть образованным, нужно говорить на «смешение языков французского с нижегородским».

Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») связан с завязкой конфликта, и он посвящен противопоставлению «века нынешнего» и «века минувшего».

Этот монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне, что психологически оправдано. Чацкий любит дочь Фамусова и не хочет раздражать ее отца. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, его взгляды свободно мыслящего человека, Чацкий не хочет. Тем более, что монолог этот вызван нравоучениями отца Софьи, его советами о том, как нужно делать карьеру, пользуясь опытом незабвенного дядюшки Максима Петровича.

Чацкий категорически с этим не согласен. Весь обличительный смысл слов главного героя заключается в том, что он пытается объяснить Фамусову разницу между двумя историческими периодами прошедшим и нынешним. Екатерининская эпоха, которая вызывает такое умиление у Фамусова, определена Чацким как «век покорности и страха». Чацкий считает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих «смешить народ, отважно жертвовать затылком». Он искренне надеется, что приемы и методы вельмож екатерининской поры ушли в прошлое, а новый век ценит людей, по-настоящему честных и преданно служащих делу, а не лицам:

Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде,
Недаром жалуюи их мало государи.

Третий монолог «А судьи кто?» — самый известный и яркий монолог главного героя. Он приходится на момент развития конфликта в пьесе. Именно в этом монологе взгляды Чацкого получают наиболее полное освещение, Здесь герой отчетливо выражает свои антикрепостнические взгляды, что дало впоследствии критикам возможность сближать Чацкого с декабристами. Как не похож тон этого страстного монолога на миролюбивые строки предыдущего! Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворян к крепостным крестьянам, Чацкий ужасается беззаконию, которое царит в России:

Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!

Другой барин продает своих крепостных актеров:

Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!

«Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы?» — горько вопрошает главный герой. В этом монологе слышится неподдельная боль человека, знающего цену «отцам отечества», которые «грабительством богаты» и защищены от суда всей существующей системой: связями, взятками, знакомствами, положением. Новый человек не может, по мнению героя, примириться с существующим рабским положением «умного бодрого народа». Да и как можно примириться с тем, что защитников страны, героев войны 1812 года, господа вправе выменять или продать. Чацкий ставит вопрос о том, должно ли существовать крепостное право в России.

Героя Грибоедова также возмущает то, что вот такие «строгие ценители и судьи» преследуют все вольнолюбивое, свободное и защищают лишь безобразное и беспринципное. В этом монологе героя слышится голос самого автора, высказывающего свои сокровенные мысли. И, послушав страстный монолог Чацкого, любой здравомыслящий человек должен неизбежно прийти к мысли, что такое положение дел не может существовать в цивилизованной стране.

Словами «В той комнате незначащая встреча… » начинается еще один монолог Чацкого. Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта. Отвечая на вопрос Софьи «Скажите, что вас так гневит?», Чацкий по обыкновению увлекается и не замечает, что никто не слушает его: все танцуют или играют в карты. Чацкий говорит в пустоту, но и в этом монологе он затрагивает важную проблему. Его возмущает «французик из Бордо» как пример преклонения русских дворян перед всем иностранным. Со страхом и слезами отправлялся он в Россию, а затем был обрадован и почувствовал себя важным человеком, не встретив там «ни звука руского, ни русского лица». Чацкого оскорбляет то, что русский язык, национальные обычаи и культура должны ставиться гораздо ниже чужеземного. Он с иронией предлагает занять у китайцев «премудрого… незнания иноземцев». И продолжает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев,

Последний монолог приходится на развязку сюжета. Чацкий говорит здесь о том, что никогда он не сможет примириться с нравами и порядками фамусовской Москвы. Он не удивлен, что это общество людей, панически боящихся всего нового и передового, объявляет его безумным:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Итак, Чацкий уехал из дома Фамусовых оскорбленным и разочарованным, И все же он не воспринимается как человек побежденный, проигравший, потому что сумел сохранить верность своим идеалам, остаться самим собой.

Монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя. Они рассказывают нам о существовавших в тогдашней России порядках, о надеждах и чаяниях прогрессивных людей того времени, Они имеют значение как в смысловом, так и структурном построении пьесы. Думающие читатели и зрители должны обязательно задуматься над главными проблемами русского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сейчас.

Александр Чацкий, главное действующее лицо пьесы «Горе от ума», становится глашатаем идей ее автора — А. С. Грибоедова. Идеи, как правило, наиболее четко формулируются в монологах главного героя, становясь ключевым моментом в определении смысла пьесы.

Всего насчитывается шесть монологов главного действующего лица. Все они играют важную роль в развитии сюжетной линии.

Роль монологов главного героя в произведении

Первый монолог «Ну что ваш батюшка?..»

Его принято считать экспозицией, так как он содержит сатиру морально-нравственных устоев современного ему общества. Но эта сатира очень кратка, в ней лишь наметки последующего развития идейного содержания и сути следующих монологов.

Монолог «И точно, начал свет глупеть…»

Этот монолог часто рассматривается в качестве завязки конфликта пьесы «Горе от ума». При сопоставлении прошлого и нынешнего века главный герой дает резкую критическую оценку раболепию и придворных кругов, его стремлением пресмыкаться перед вышестоящими. Получение новых чинов стоит унижения.

Чацкий о чувствах в монологе

«Оставимте мы эти пренья. ..» — еще одно развернутое выступление Александра Андреевича Чацкого, в нем развивается любовный конфликт.

Главный герой высказывает свое понимание чувств, отношений между мужчиной и женщиной. На его взгляд, если в мире отсутствует возлюбленная, то этот мир лишь «прах и суета».

Предпоследний монолог героя

В предпоследнем монологе наблюдается кульминация социального конфликта. Александр Чацкий яростно осуждает преклонение перед всем иностранным. Неизвестный никому из гостей на балу Фамусова француз становится высшим авторитетом во всех вопросах. К его мнению прислушиваются не только, когда он говорит о моде, но и когда рассуждает о чем-то русском.

Главный герой размышляет о пропасти между дворянством и народом. Сначала он обращается только к своей возлюбленной, но после адресует свои рассуждения всем окружающим. Но его не желают слушать, поэтому он вынужден прервать пылкую речь.

Заключительный монолог

В заключительной речи мы можем наблюдать развязку сюжета. Чацкий становится обличителем фамусовского общества, так как не только не приемлет его устоев, но и винит его в своей любовной драме.

Герой не находит себе места в Москве, в круге, из которого вышел сам, поэтому покидает древнюю столицу, завершая монолог ставшей знаменитой фразой «Карету мне, карету»

Роль ключевого монолога «А судьи кто?»

Третья пламенная речь главного героя считается наиболее значимой в развитии социального противостояния и определении идейного содержания комедии.

Главная антитеза — противопоставление устремлений части молодого поколения устоям фамусовского общества. Люди, искренне стремящиеся служить народу и Родине, не находят себе места в этом мире.

Они словно инородное тело, фамусовское общество опасается этих людей, видя в них угрозу собственному благополучию.

Третий монолог, как и вся пьеса, — образчик высочайших художественных достоинств. К его стилистическим особенностям относятся тесное переплетение архаичных и простонародных выражений, которым свойственна особая поэтика и интонационная гибкость.

Не менее важны емкость и афористичность языка. Множество строк комедии прочно вошли в повседневную речь множества поколений, и сегодня то и дело можно услышать афоризмы, созданные почти два столетия назад. Еще Александр Сергеевич Пушкин пророчески заметил, что половина стихов этой пьесы станут пословицами.

Урок-практикум по литературе в 9 классе.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Цели урока:

Познавательный аспект:

  1. Усвоить монолог в единстве формы и содержания.
  2. Повторить основные умения по анализу языка в стихотворном произведении.
  3. Научиться по речи распознавать характер человека.
  4. Обучить формированию собственного мнения о герое.

Развивающий аспект:

  1. Развивать ключевые компетенции и внимание.
  2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать.
  3. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательный аспект:

  1. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
  2. Формировать у учащихся морально-ценностные качества.

Задачи урока:

  1. Развивать умение работать с текстом художественного произведения, умение грамотно проводить комплексный анализ текста.
  2. Развивать представления учащихся об экспрессивных возможностях разных синтаксических конструкций.

Ход урока.

  1. Вводная часть.

Беседа с классом:

  1. К какому литературному направлению относится комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»? (Классицизм)
  2. Что вы знаете о классицизме?
  3. Почему комедия А.С.Грибоедова относится именно к этому направлению? (Правила классицизма в области драматургии)
  4. Найдите признаки классицизма в комедии.
  5. Как развивается сюжет с момента появления А.Чацкого в доме Фамусова? (Явление 7:

а) Встреча героя с Софьей (он раздражен и огорчен)

б) Встреча с Фамусовым (Чацкий еще более разочарован)

Вывод : не прошло и часа, как Чацкий произносит монолог: «И точно начал свет глупеть…»

  1. Как раскрывается образ главного героя в этом монологе? (В нем говорят неудавшиеся амбиции, он ненавидит «век минувший», обвиняет «век покорности и страха», раболепство).
  1. Чтение монолога «А судьи кто?» и задания к тексту:
  1. Обратите внимание на синтаксический строй речи А Чацкого (Односоставные предложения, 4 риторических вопроса)

а) Что такое риторический вопрос? (Вопрос, не требующий ответа)

б) Почему Чацкий задает эти вопросы и сам на них отвечает? (Уверен в том, что на них ему никто не ответит)

в) Назовите виды сложных предложений в этом монологе.

г) Как характеризуют эти предложения героя? (Умный, образованный, начитанный)

д) Какова композиция монолога? (Первая половина – о старом поколении, вторая половина – о новом поколении)

е) Сколько частей в первой половине монолога? (Две части)

ж) Сколько частей во второй половине? (Две)

Вывод: Чацкий обладает стройной речью, умеет мыслить логически. Он хороший оратор.

  1. О ком мы узнаем в монологе «А судьи кто?» и что узнаем? («Судьи» — консерваторы, враги свободы, взяточники, казнокрады, безнравственные люди. Их надо судить.)
  2. О ком говорит Чацкий в первой части второй половины монолога? (Двоюродный брат в деревне, брат Скалозуба)

Вывод: честно служащие Отчизне люди все-таки есть, но их мало.

  1. Как к этим людям относятся представители старого поколения? (Боятся их, не понимают)
  2. О чем говорит Чацкий в конце монолога? (О мундире, который укрывал «их слабодушие, рассудка нищету»)
  3. Как характеризует Чацкого такая логика построения монолога? (Честный, бесстрашный, ненавидит старый мир)
  4. Как герои комедии характеризуют Чацкого(«Остер, красноречив, он славно пишет, переводит»)
  5. Где в монологе «А судьи кто?» самые большие паузы? Как они обозначены в тексте? (Между половинами каждой части монолога. Они обозначены тире, запятыми, двоеточием)
  6. Какие средства художественной выразительности мы находим здесь? (Метафора, метонимия, гипербола, ирония, сарказм)
  7. Приведите примеры метафоры.
  8. Что такое метонимия?
  9. Найдите примеры иронии, переходящей в сарказм. («Вот наши строгие ценители и судьи»)
  10. Приведите примеры эпитетов. (Негодяев знатных, подлейшие черты и т.д.)
  1. Творческое задание по группам:

1-я группа: дайте характеристику образа А.Чацкого, используя текст монолога «А судьи кто?»

2-я группа: определите стиль монолога (публицистический), найдите признаки стиля, используя доказательства к ним из текста монолога.

  1. Заключительная часть урока.

Ребята, сегодня вы убедились в том, что к тексту художественного произведения нужно относиться вдумчиво и внимательно. При таком подходе всегда можно собрать нужный материал к сочинению.

Запишите задание на дом . Самостоятельно проанализировать, использую материалы урока, монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть» (Действие 2-е, явление второе)


история создания комедии

Самым известным произведением А. С. Грибоедова является знаменитая комедия «Горе от ума». История создания этой пьесы чрезвычайно сложна. Драматург писал ее несколько лет. О том, как это произошло, мы и поговорим в этой статье.

Немного об авторе

Давно писалась пьеса «Горе от ума». История создания комедии оказалась такой длинной благодаря исключительной занятости А. С. Грибоедова. Ведь литературное творчество было далеко не основным его занятием. Александр Сергеевич был образцом исключительно одаренного человека. В возрасте одиннадцати лет он стал студентом Московского университета. В 13 лет Грибоедов был кандидатом словесных наук, но учебу не бросил, а окончил еще два престижных отделения: морально-политический и физико-математический. Грибоедов свободно владел десятью языками. Он писал музыку и прекрасно исполнял ее на фортепиано. Александр Сергеевич был профессиональным дипломатом, он стал первым послом России в Иране и погиб, защищая интересы своей Родины.

Перфекционист по натуре, Грибоедов довел до совершенства свои литературные эксперименты. Серьезной стилистической доработке подверглось и «Горе от ума». Об этом свидетельствует история создания произведения. Подробный отчет о написании книги будет описан ниже. Сначала ознакомимся с кратким содержанием известной пьесы.

Сюжет произведения

Наверняка любой русский человек знает о существовании комедии «Горе от ума». История создания, сюжет произведения известны гораздо меньшему количеству наших соотечественников. Так о чем же пишет Грибоедов в своей комедии? Молодой человек знатного происхождения (Чацкий) после долгого отсутствия приезжает в Москву повидать свою возлюбленную — Софью. Однако девушка относится к этому очень холодно. Она влюблена в другого человека — секретаря Молчалина. Чацкий пытается разгадать причину равнодушия Софьи. В поисках ответа на свой вопрос он несколько раз посещает дом любимого отца — высокопоставленного чиновника Фамусова. Здесь он встречает представителей московского аристократического общества, значительная часть которого придерживается консервативных взглядов. Раздосадованный холодностью Софьи, Чацкий начинает произносить обличительные монологи. Оно идет буквально всем участникам комедии. Несколько пренебрежительных фраз, брошенных в адрес Молчалина, так трогают Софью, что она пускает слух, что Чацкий не в его уме. Это сообщение становится общедоступным. В конце комедии Софья узнает о подлости Молчалина, а Чацкий об измене возлюбленной. Фамусов открывает всю правду о встречах дочери с секретарем. Его беспокоят слухи, которые могут ходить по городу. Софья прогоняет Молчалина. Чацкий отчаянно уезжает из Москвы. Это сюжет известной пьесы.

Цель

История создания «Горя от ума» началась в далеком 1816 году. Именно тогда, по словам С. Н. Бегичева, у Грибоедова появился примерный комедийный план. Вернувшись из заграничной поездки, Александр Сергеевич пришел на светский вечер и был поражен тем, как боготворят в России все иностранное. Он тут же произнес яркую обличительную речь, чем навлек на себя подозрение в безумии. Чтобы отомстить узколобому аристократическому обществу, Грибоедов решил написать комедию. Он часто ходил на светские рауты, балы и вечера, где собирал материал для своего творчества.

Первое издание

Работа над текстом комедии началась, вероятно, в 1820-х гг. Находясь на службе в Тифлисе, Грибоедов написал два акта пьесы «Горе от ума». История создания произведения продолжилась в 1823 году в Москве. Автор был в отпуске, посещал светские мероприятия и набирался свежих впечатлений. Это позволило ему развернуть некоторые сцены комедии, вряд ли запланированные в Грузии. Именно в это время прозвучал пылкий монолог Чацкого «Кто такие судьи?» Был создан. Летом 1823 г. в имении С.Н. Бегичева завершила четвертый и третий акты произведения. Однако автор не считал свою комедию законченной.

Продолжение работы

В конце 1823 — начале 1824 года пьеса «Горе от ума» претерпела значительные изменения. История создания произведения продолжилась. Грибоедов подверг метаморфозу не только текст. Изменено имя главного героя: из Чада он стал Чацким. Комедия под названием «Горе уму» получила свое окончательное название. Летом 1824 года в Петербурге Грибоедов произвел внушительную стилистическую доработку первого варианта произведения. Он частично изменил первый акт (монолог Чацкого, диалог Лизы и Софьи, сон главной героини), а также поместил в заключительную часть комедии сцену объяснения между Молчалиным и Софьей. Осенью 1824 года был написан окончательный вариант пьесы «Горе от ума». История создания произведения на этом должна была закончиться. Однако этого не произошло.

Появление списков

У комедии сразу возникли проблемы с публикацией. Цензура не пожелала пропустить скандальное произведение. История создания «Горя от ума», а точнее, распространения среди читающей публики, продолжилась. Надеясь опубликовать свое творение, Грибоедов поощрял появление рукописных вариантов. Наиболее авторитетным из них является так называемый жанровый список (принадлежащий А. А. Жандре), исправленный самим Александром Сергеевичем. Был и Булгаринский — тщательно отредактированный рукописный экземпляр пьесы, оставленный автором в 1828 г. В. Ф. Булгарину. На титульном листе этого списка имеется Грибоедовская надпись: «Поручаю свое горе Булгариным. ..» Писатель надеялся, что влиятельный и предприимчивый журналист сможет помочь в издании «Горя от ума». История создания комедии продолжилась в писарских копиях произведения. Они иногда менялись в зависимости от предпочтений публики.

Первые публикации

Летом 1924 года Грибоедов пытался напечатать свою комедию. Однако получить разрешение на издание «Горя от ума» оказалось не так просто. История создания спектакля продолжилась в кабинетах отдела цензуры. В декабре 1924 года отрывки из третьей и первой частей комедии все же увидели свет. Они были напечатаны на страницах альманаха «Русская Талия». Однако текст был значительно сокращен и «смягчен» цензурой. Слишком смелые заявления героев заменили на «безобидные» и нейтральные. Так, знаменитая фраза «Ведь надо зависеть от других» была исправлена ​​на «Ведь надо иметь в виду других». Упоминания о «досках» и «лице монарха» были исключены из текста произведения. Однако даже в таком виде публикация комедии произвела эффект разорвавшейся бомбы. Пушкин вспоминал, что пьеса «Горе от ума» сразу сделала Грибоедова одним из ведущих поэтов своего времени.

Дальнейшая судьба произведения

При жизни писателя полная версия пьесы так и не была опубликована. История создания «Горя от ума» закончилась, но цензура помешала распространению комедии среди читателей. Только в 1831 году увидел свет полный вариант произведения. Она была издана на немецком языке в городе Ревеле. В 1833 году в Москве с многочисленными цензурными пометками комедия была напечатана на русском языке. Только в 1862 г. в России была опубликована полная авторская версия произведения. Научная публикация комедии осуществлена ​​известным исследователем Пикасановым Н.К. в 1913. «Горе от ума» опубликовано во втором томе Полного собрания академических сочинений Александра Сергеевича Грибоедова.

Театральные постановки

Исключительно смелой и злободневной получилась пьеса «Горе от ума». История создания произведения сложна, но не менее интересна судьба его постановок в театре. Долгое время цензура его не пропускала. В 1825 году была предпринята неудачная попытка сыграть пьесу в Петербурге, на сцене театрального училища. Впервые спектакль «Горе от ума» был поставлен в городе Эривани в 1827 году. Его исполняли самодеятельные актеры — офицеры Кавказского корпуса. Спектакль посетил А. С. Грибоедов. В 1831 г., со многими цензурными правками и законопроектами, комедия была разыграна на театральных подмостках Москвы и Петербурга. Лишь в 1860 году производство «Горя от ума» стало осуществляться без ограничений.

Заключение

Долго можно говорить о спектакле «Горе от ума». История создания, краткое содержание произведения не могут дать полного представления о гениальности этого творения. Грибоедов создал больше, чем театральную пьесу. Он создал настоящий манифест, в котором выразил собственное отношение не только к социальным и нравственным проблемам в современном обществе, но и к вопросам глупости и интеллекта, «нормальности» и безумия. Кому, как не Александру Сергеевичу, знать, сколько горя может принести интеллектуальное превосходство над другими людьми. Написанная им комедия повествует об одиночестве и отчаянии неординарного человека, задыхающегося от непонимания окружающих. В этом смысле он содержит трагический подтекст «Горя от ума». История создания и место в творчестве этого произведения особое, подлежащее тщательному и скрупулезному изучению.

monologues-about-abuse — Google Suche

AlleBilderVideosShoppingMapsNewsBücher

Suchoptionen

Monologue About Abuse — Young Writers Society

www.youngwriterssociety.com › Oliverisorange › M…

18.03.2014 · Do you want рассказать вам, что творилось у меня в голове? Это действительно то, что вы хотите знать? Хочешь, я тебе это скажу, потому что …

Я Здесь — монолог измученного разума. | Кари Джонс | Средний

medium.com › я-здесь-монолог-о-насилии…

28.10.2019 · Это то, что я переживала внутренне, когда я пережила оскорбительные отношения, когда мне было двадцать. Полиция убрала этого человека из моей жизни, я…

Жертва: Монолог

www.monologuearchive.com › wedekind_001

Монолог из рассказа Фрэнка Ведекинда. … и думал, что если бы кто-нибудь пришел и оскорбил меня, чтобы я мог потерять свои мысли.

сценарий — Невидимые тюрьмы

www.invisibleprisons.com › сценарий

«Невидимые тюрьмы» Тринадцать монологов о домашнем насилии. Собрал и написал. Joy Snihur Wyatt Laking авторские права на эту пьесу принадлежат

Plays About Abuse – Sexual, Physical, Psychological

havescripts.com › Темы

Насилие, прослушивания, использование в классе, проблемы психического здоровья, монолог, сексуальное насилие, колледжи , Депрессия, Средняя школа, Минимальный набор, Самоуважение.

МОНОЛОГ: ( Эмоционально оскорбительная мама) — YouTube

www.youtube.com › смотреть

12.06.2021 · актер #creative #рассказчик #southafricanactor #southafricanyoutuberПривет всем Добро пожаловать . ..
Gepost 9 Dauer: 02:21 : 12.06.2021

Ähnliche Fragen

Каковы 4 примера злоупотреблений?

Каковы 5 примеров эмоционального насилия?

Какие 3 нарушения?

Какие вопросы можно задать о насилии?

Монолог о жестоком отце из спектакля «Останься на ночь»

monologueblogger.com › tag › monologue-about-a…

18 современных монологов из опубликованных пьес для актеров, творческих людей, режиссеров и учителей. Наши электронные игры состоят из коротких пьес для студентов…

Монологи помогают женщинам бороться с насилием — The Whitworthian

thewhitworthian.news › arts-amp-culture › monolog…

21.07.2021 · Монологи помогают женщинам бороться с насилием . Жаклин Голдман. Комната была полна разных лиц. Кто-то был обеспокоен и обеспокоен, кто-то …

Создан для насилия: монологи актерского мастерства для мужчин — Scribd

www.scribd.com › Электронные книги › Исполнительское искусство

Bewertung 3,0

(1)

Читать Тодд Джеймс с бесплатной пробной версией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *