Монизм философский это: Монизм | это… Что такое Монизм?

Монизм | это… Что такое Монизм?

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью[1].

Содержание

  • 1 Философский монизм
  • 2 Монизм в религиозных и духовных системах
  • 3 Другие разновидности монизма
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Философский монизм

В философии существует три вида монизма:

  1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждают, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).
  2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.
  3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий.

Монизм в религиозных и духовных системах

Другие разновидности монизма

Функционализм, который подобно материализму утверждает, что мышление может быть сведено к материальной природе, но не в субстратном (вещественном) ее понимании, а как функциональная сущность. Мышление это не конкретные физические процессы, взаимодействие клеток нервной системы — нейронов, но функциональные их отношения. Вместо нейронов мыслительные процессы могут быть продуцированы и в другом субстрате. Эта концепция особенно популярна в когнитивных науках и искусственном интеллекте (AI).

Элиминативизм утверждает, что рассуждать о мышлении, в силу неопределенной его природы, ненаучно. [2] Подобно тому как мы отказались от древнегреческих представлений о земле, огне, воде и воздухе как первоначалах универсума, также мы должны отказаться и от понятия мышление. Приверженцами элиминативизма являются радикальные бихевиористы (Скиннер Б. Ф.)

Аномальный монизм, предложен впервые Дональдом Дэвидсоном в 1970. Теория исходит из того что, во-первых, мыслительные процессы связаны с физическими событиями и, во-вторых, мыслительные процессы являются аномальными (отклоняющимися от нормы), то есть для этих процессов не могут быть выявлены физические детерминанты, соответственно они не могут быть описаны в определенных физических закономерностях.

Сингуляризм выводит все особенности мира, всё его многообразие из принципа монизма.

См. также

  • Адвайта
  • Монадология
  • Плюрализм (философия)
  • Объективизм
  • Философия сознания
  • Конгруэнтность (психология)

Ссылки

  • Монизм // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. —М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  • Монизм на Научной Вике
  • Циолковский К. Э. Монизм вселенной

Примечания

  1. В. Н. Ретунский. Монизм // История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с.
     — Монизм // Энциклопедия «Кругосвет»
  2. Churchland, P. M. (1990). Current eliminativism. В книге W. G. Lycan (Ed.), Mind and cognition: A reader (pp. 206–223). Oxford, England: Basil Blackwell.

Литература

  • Науменко Л. К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата. Наука, 1968.- 327 с.

Монизм и его виды : Богослов.RU

Монизм – это общее название всех воззрений в онтологии, которые предусматривают, что какая-либо онтологическая категория, тип объектов или объект являются единственными в своем роде. В зависимости от того, какая категория объявляется единственной, монизм может приобретать различные формы.

Далее будут рассмотрены основные разновидности монизма, а также их подвиды, чтобы показать его различные аспекты и многообразие форм. Понимание идей монизма крайне важно для понимания базовых онтологических установок в различных философских концепциях, в которых он присутствует во всем своем многообразии. Кроме того, понимание идей монизма важно и для анализа противоположной точки зрения – плюрализма, т. е. совокупности всех воззрений, которые приписывают какой-либо онтологической категории свойство множественности. Следует заметить, что подавляющее большинство различных онтологических воззрений относятся к той или иной разновидности монизма, что станет понятно исходя из дальнейшего изложения. При этом отнесение какой-либо концепции к монизму по одному критерию не исключает возможности отнесения ее к плюрализму по некоторым другим критериям.

Д. Шафтер выделяет пять базовых разновидностей монизмов, наиболее заслуживающих внимания, которые объединены общей идеей единичности, однако отличаются по тому, чему именно они приписывают единственность и каким образом происходит подсчет.

Во-первых, это родовой монизм (genus monism), согласно которому существует одна высшая категория, от которой происходят остальные. Родовой монизм противопоставляется плюрализму в отношении базовых категорий. Например, Б. Спиноза является плюралистом в отношении категорий вообще, однако указывает на существование одной-единственной высшей категории Бытия. С другой стороны, например, Аристотель, является плюралистом как в отношении категорий вообще, так и в отношении базовых категорий.

Во-вторых, это наиболее известная разновидность монизма – субстанциальный монизм (substance monism), согласно которому все существующие конкретные объекты относятся к одному общему типу. Иными словами, это утверждение, что существует только один тип субстанции. Субстанциальный монизм противопоставляется субстанциальному плюрализму (к которому также относится и дуализм, например, Р. Декарта). Можно выделить три базовых разновидности субстанциального монизма: это материализм, идеализм и нейтральный монизм. Во всех случаях утверждается одна разновидность субстанции, однако в случае материализма – это материя, в случае идеализма – это некая духовная (ментальная, психическая) субстанция, а в случае нейтрального монизма – это не материальная, не духовная, а нейтральная по отношению к этим свойствам субстанция, которая порождает и материальные и духовные (ментальные, психические) свойства.

В-третьих, это монизм свойств (property monism), согласно которому все существующие свойства – это свойства одного общего типа. Монизм свойств предполагает, что существует одна субстанция, которая обладает только одним типом свойств (хотя сама концепция монизма свойств может и не предполагать конкретный ответ на вопрос о субстанции, однако она исключает субстанциальный плюрализм). Примером такого подхода является физикализм, т. е. утверждение, что все существующие свойства являются физическими. Альтернативой монизму свойств является плюрализм свойств, или наиболее популярная в настоящее время его разновидность – дуализм свойств. Дуализм свойств предполагает, что существует одна субстанция, однако она может порождать два типа свойств, обычно имеются в виду материальные (или физические) и ментальные (или психические). Таким образом, дуализм свойств хорошо совместим с нейтральным монизмом.

В-четвертых, это экзистенциальный монизм (existence monism), согласно которому существует только один конкретный объект. Это наиболее сильная форма из всех возможных монизмов, которая влечет за собой приоритетный и субстанциальный монизм. Одной из наиболее явных форм монизма является философия Парменида, с большими оговорками – Б. Спинозы и Ф. Брэдли (ввиду тонкой грани между экзистенциальным монизмом и приоритетным монизмом). Следует отличать экзистенциальный монизм от утверждения, что существует только один объект, поскольку экзистенциальный монизм допускает существование множества абстрактных объектов, а также, в определенных случаях, множества пространственных точек. В качестве такого конкретного объекта может быть взята Вселенная, Космос или использована более отвлеченная философская категория, например Единое.

И наконец, в-пятых, можно выделить приоритетный монизм (priority monism), согласно которому существует только один фундаментальный конкретный объект. В отличие от экзистенциального монизма, он признает существование и других конкретных объектов, но они являются производными от фундаментального. В качестве фундаментального конкретного объекта может рассматриваться также Космос, Вселенная, Единое. Таким образом, множественность существует, однако она производна от единого. Воззрения, близкие к данному подходу, можно найти, например, в воззрениях Платона и неоплатоников (Плотина, Прокла), а также у Ф.В. Гегеля и некоторых его последователей. Поэтому не удивительно, что эта форма монизма достаточно хорошо сочетается как с пантеизмом так и с панентеизмом. Близкие к этой позиции воззрения можно обнаружить также у некоторых христианских последователей неоплатонизма и в том числе в русской религиозной философии Всеединства.

Поскольку две последних разновидности являются довольно радикальными, необходимо рассмотреть некоторые аргументы в их пользу. Начнем с экзистенциального монизма, поскольку это более сильная разновидность монизма. Основная задача сторонника экзистенциального монизма в ходе аргументации – это объяснить противоречие между обыденным опытом и основным тезисом этой разновидности монизма. Кажется, что мы воспринимаем множество вещей в обыденном опыте, поэтому нужен какой-то сильный аргумент, чтобы опровергнуть это очевидное ощущение. В ответ на это экзистенциальный монизм может предложить следующие аргументы. Во-первых, можно перефразировать любое высказывание об отдельном объекте иными словами, не вступая в противоречие с очевидностью. Вместо фразы «Я вижу перед собой два стула» можно сказать примерно следующее: «Мир, как единый объект, обладает свойством “стульности” в двух множествах точек». Несмотря на то что первое утверждение становится ложным при принятии второго утверждения, мы все еще можем объяснить наш обыденный опыт, адекватно переформулировав все высказывания о мире аналогичным образом. Во-вторых, мы можем предложить такую теорию истинности, которая называется «теория непрямого соответствия» (indirect correspondence, о корреспондентной теории истины см. статью по Проблеме истины) и рассматривает все явления обыденного опыта, которым должны соответствовать слова, как части единого объекта. В-третьих, стоит заметить, что экзистенциальный монизм предлагает наиболее простую онтологию и наиболее простое описание мира с точки зрения научного познания. Можно попытаться обосновать, что задача познания мира, например, не требует его разделения на отдельные объекты, поэтому экзистенциальный монизм в большей степени соответствует принципу «бритвы Оккама». Наконец, в-четвертых, экзистенциальный монизм помогает решить проблему онтологической неопределенности, которая возникает из-за соотнесения микрообъектов (таких как частицы) с объектами повседневного опыта. Монизм в данном случае является альтернативой попыткам объяснить соотношение этих групп объектов путем разработки идей композиции и тождества. Монизм устраняет эти проблемы (однако, стоит заметить, порождая при этом ряд других проблем).

Если данные аргументы кажутся неубедительными (а в настоящее время у экзистенциального монизма очень мало сторонников), то мы можем рассмотреть некоторые аргументы в пользу приоритетного монизма. Во-первых, восприятие множества вещей еще не означает, что это множество является первичным по отношению к целому. Несмотря на то что в настоящее время именно множественность является интуитивно первичной для многих (а возможно – даже для большинства), это происходит, вероятно, потому что мир рассматривается как совокупность элементарных частиц. С другой стороны, если обратиться к биологии и рассмотреть пример организма, то становится очевидно, что его части вторичны по отношению к организму в целом. Поэтому возможно, что базовая интуиция во многом зависит от того, какой научный взгляд преобладает в обществе в данный момент. Во-вторых, приоритетный монизм хорошо сочетается с некоторыми теориями, требующими объяснения. Следует обратить внимание на свойства, возникающие между отдельными элементарными частицами (которые именуются квантовая запутанность). Если такого рода свойства не могут быть сведены к способу организации и взаимодействия частиц, которые их порождают, однако могут быть описаны как свойство целого, это является хорошим аргументом в пользу того, что целое первично по отношению к многому. К схожим идеям приводит мысль о рассмотрении событий на этапе зарождения вселенной, когда материя известной нам вселенной была объединена в одном общем взаимодействии. В-третьих, аргументом в пользу приоритета единого может служить отсутствие какого-либо надлежащего множества частей, которые мы можем установить в качестве базовых. Если каждая часть вселенной состоит из частей, а эта часть – из частей и так далее, то ввиду отсутствия конкретного множества частей, из которых состоит вселенная, мы можем, как считают некоторые исследователи, принять в качестве базовой вселенную в целом. В-четвертых, можно указать на то, что вселенная руководствуется общими законами как целое, а не как совокупность частей, при этом для отдельных объектов не существует собственных законов. В этом случае ее лучше рассматривать как один объект, а не как множество объектов. Существует множество других способов аргументации, построенных в том числе и на опровержении аргументов против монизма.

Основные источники

Обновляемая библиография по теме: https://philpapers. org/browse/monism.

Ниже указаны представители экзистенциального и приоритетного монизма. Следует учитывать, что классическими примерами субстанциального монизма могут служить материализм и нейтральный монизм, однако отдельное рассмотрение этих концепций в данной статье не вполне целесообразно ввиду их распространенности и разнообразия.

Экзистенциальный монизм

Horgan T. & Potrč M. Austere Realism: Contextual Semantics Meets Minimal Ontology. MIT Press, 2008.

Аргументация в пользу подходов, близких к экзистенциальному монизму:

Benovsky J. Eliminativism, objects, and persons – The virtues of non-existence. Routledge, 2018.

Cornell D. Taking monism seriously // Philosophical Studies. 2016. 173 (9), р. 2397-2415.

Приоритетный монизм

Schaffer J. Monism: The Priority of the Whole // Philosophical Review 2010. 119 (1), р. 31-76.

Trogdon K. Priority monism // Philosophy Compass. 2017. 12 (11), р. 1-10.

Brzozowski J. Monism and Gunk // Mark Jago (ed.), Reality Making. Oxford University Press, 2016, pp. 57-74.

Calosi C. Quantum mechanics and Priority Monism // Synthese. 2014. 191 (5), р. 1-14.

Calosi C. Quantum monism: an assessment // Philosophical Studies. 2018. 175 (12), р. 3217-3236.

Другие работы см. в указанном ниже сборнике.

Обзор, анализ и критика

За последние годы вышло два больших сборника, посвященных теме монизма, содержания которых достаточно для того, чтобы ознакомиться с данной темой. Исследование данной темы в более полном объеме требует погружения во множество других дискуссий, что невозможно в рамках краткого обзора. Это связано с тем, что выбор между монизмом и плюрализмом – это один их базовых вопросов метафизики. Большая часть известных авторов, которые занимаются проблемами монизма в настоящее время, приняли участие в создании обоих сборников.

Bächli A. , and Petrus К. Monism. Frankfurt: Ontos, 2003.

Сборник посвящен рассмотрению проблемы монизма и его альтернатив как в исторической перспективе, так и с точки зрения современной аналитики. Часть статей в этом сборнике написаны на английском языке, вот их список:

Leonardo Taran – Monism and Presocratic Philosophy;

Alexander P.D. Mourelatos – Democritus on the Distinction Between Universals and Particulars;

Scott Austin – From Parmenidean to Hegelian Monism;

Mark A. Kulstad – What Spinoza, in company with Leibniz and Descartes, can bring to Light about Important Varieties of Substance Monism;

E.J. Lowe – Metaphysical Realism and the Unity of Truth 109;

Matjaz Potrc – Blobjectivist Monism. Repulsive monism: One dynamic BLOB and no principles;

Alex Burri – Symmetries and Solipsism;

Herbert Hochberg – Mindless Monism;

Ralf Stoecker – First Person Authority and the Merits of Minimal Monism;

Karsten R. Stueber – Intentional Explanation, Psychological Laws, and the Irreducibility of the First Person Perspective;

Eduard Marbach – Why It Is Hard to Be a Monist – If You Want to Be a Phenomenologist.

Goff, Philip (ed.) Spinoza on Monism. Palgrave-Macmillan, 2012.

Спиноза является одним из наиболее известных сторонников монизма. Его философия базируется на идее монизма и его работы содержат достаточно материала для изучения этого направления. Данная работа будет интересна не только тем, кто интересуется философией Спинозы, но и тем, кто занимается исследованием монизма как такового, поскольку большая часть рассуждений достаточно универсальны. В работе рассмотрено положение монизма в современной метафизике (1 часть), а также уделено особое внимание реализации монизма в философии Спинозы (2 часть).

Список вошедших статей:

Monism: The Priority of the Whole / Jonathan Schaffer;

Existence Monism Trumps Priority Monism /Matjaz Potrc;

Why the World Has Parts: Reply to Horgan and Potre / Jonathan Schaffer;

Against Monism / E. J. Lowe;

There Is More Than One Thing / Philip Goff;

World as We Know It / Richard Healey;

On the Common Sense Argument for Monism / Tuomas E. Tahko;

Substances Stressed / John Heil;

Spinoza on Composition and Priority / Ghislain Guigon;

Why Spinoza is not an Eleatic Monist (Or Why Diversity Exists) / Yitzhak Y. Melamed;

Spinoza’s Monism and the Reality of the Finite / Steve Nadler;

Spinoza’s Monism? What Monism? / Mogens Loerke;

Spinoza’s Demonstration of Monism: A New Line of Defense / Mark Kulstad;

Explanatory Completeness and Spinoza’s Monism / Rebecca Newberger Goldstein.

Энциклопедические и словарные статьи

Schaffer J. Monism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Stubenberg, L. Neutral Monism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Robinson, H. Substance // The Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Монизм Определение и значение | Dictionary.com.

[мон-из-ум, мох-низ-ум]

/ ˈmɒn ɪz əm, ˈmoʊ nɪz əm /

Сохранить это слово!

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

Философия.

  1. (в метафизике) любая из различных теорий, утверждающих, что существует только одна основная субстанция или принцип как основа реальности или что реальность состоит из одного элемента. Сравните дуализм (по определению 2), плюрализм (по определению 1а).
  2. (в эпистемологии) теория, согласно которой объект и данное познания тождественны. Сравните плюрализм (опр. 1b).

сведение всех процессов, структур, концепций и т. д. к единому руководящему принципу; теоретическое объяснение всего с точки зрения одного принципа.

представление о том, что в истории есть один причинный фактор; представление об отдельном элементе как первичной детерминанте поведения, социальных действий или институциональных отношений.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение монизма

Впервые записано в 1860–1865 гг.; от немецкого Monismus; см. происхождение от mon-, -ism

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ monism

monist, существительное·nis·tic [muh-nis-tik, moh-], /məˈnɪs tɪk, moʊ-/, mon·nis·ti·cal, прилагательноемон·нис·тикально·ли, наречие·не·монист, существительное

не·монистичен, прилагательноене·монис·тикально·ли, наречие·монистичен, прилагательное

Слова рядом с monism

monilia, monilial, moniliasis, moniliform, monish, monism, moniter, monition, monitor, monitorial, Monitor vs Merrimack

Dictionary.com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

Как использовать монизм в предложении

  • Я только что снова прочитал ваши письма, и красивые буквы — это также ваша беременная маленькая статья о монизме. .

    Письма Уильяма Джеймса, Vol. 1|William James

  • Я могу понять, что мистический монизм закрывает глаза на конкретику жизни ради ее абстрактного восторга.

    Письма Уильяма Джеймса, Vol. 1|William James

  • Даже монизм признает, что «лучше быть хорошим, чем плохим, лучше быть в здравом уме, чем сумасшедшим».

    Интерпретация философии Рудольфа Ойкена|W. Тюдор Джонс

  • Как реализм обычно совпадает с монизмом, так идеализм обычно совпадает с дуализмом.

    Чудеса жизни|Эрнст Геккель

  • На мой взгляд, эта противоположность монизма и дуализма является самой важной во всей истории философии.

    Чудеса жизни|Эрнст Геккель

Определения монизма в Британских словарях

монизм

/ (ˈmɒnɪzəm) /


философия, состоящая из единственного существа нет принципиальной разницы между ментальными и физическими событиями или свойствамиСравнить дуализм (по опр. 2) См. также материализм (по опр. 2), идеализм (по опр. 3)

философия учение о том, что реальность состоит из неизменного целого, в котором изменение является простой иллюзиейСравнить плюрализм (по определению 5)

эпистемологическая теория идентичности объекта и данного сознания

попытка объяснить что-либо с точки зрения только одного принципа

Производные формы монизма

C19: от греческого monos single + -ism

Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979 г., 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Культурные определения монизма

монизм

[(moh-niz-um, mon-iz-um) 9 положение в метафизике, что

видит только один вид принципа, тогда как дуализм видит два. В вопросе о том, отличны ли умы людей от их тел, например, монист сказал бы, что либо психические условия являются по существу физическими условиями (материализм), либо что тела зависят от разума в своем существовании (идеализм).

Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Теизм и монизм — ФИЛОСОФСКАЯ ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Прежде чем мы сможем исследовать религиозный опыт, мы должны рассмотреть, что такое «божественное». В классическом монотеизме божественное понимается как Бог, существующий отдельно от природного мира, но это не единственная перспектива: есть еще и монизм.

Теизм


Теизм — это вера в то, что божественное является личным существом.

  • Монотеизм — вера в то, что существует только одно божественное существо
  • Политеизм
    — вера в то, что существует более чем одно божественное существо имеют в виду веру в единое божественное существо — монотеизм.

    Божественное существо рассматривается как ЛИЧНОСТЬ, потому что считается, что оно похоже на человека в важных отношениях:

    • принимает решения; он выбирает и планирует; философы называют это «агентством»
    • оно действует в мире; многие теисты верят, что божественные существа создали мир, большинство верят, что божественные существа отвечают на молитвы и творят чудеса
    • оно формирует отношения с людьми: отдает приказы, судит, вознаграждает, наказывает, вмешивается и направляет
    • это моральный агент; оно стремится делать добро и противостоит злу

    В других отношениях божественное существо рассматривается как НАДЛИЧНОСТЬ или нечто большее, чем просто личность:

    • не имеет ни пола, ни гендера (хотя, что сбивает с толку, почти всегда представляется мужским в священных текстах и ​​богослужениях —
      и у философов тоже
      )
    • это дух и не имеет физического тела ( хотя иногда его считают особо присутствующим в важных местах или у людей)
    • он обладает «всемогуществом» (всемогущество, всеведение, всеблагожелательность), которые превосходят все, чем может обладать нормальный человек
    • существует обязательно (aseity); оно не имеет ни начала, ни конца и совершенно неслучайно

    В теистической традиции религиозные переживания рассматриваются как встречи с этой божественной Личностью — Богом, который дает повеления, обещания, дары или суждения или открывает истины о себе ( откровение ). Поскольку божественная реальность — это Личность, она может вызвать одну из этих встреч сама, а не поклоняющийся человек, ищущий встречи. Личная встреча с Богом есть БОГОЯВЛЕНИЕ.

    Встреча с Божественной Личностью: Богоявление Моисея

    Библия описывает, как Моисей встречается с Богом в Исходе 3:3-14. Моисей пасет овец своего тестя на склонах горы Синай, но его привлекает странный вид горящего куста, который не сгорает в огне. Бог говорит с Моисеем из пламени. Бог дает Моисею повеления о том, как ему следует поклоняться, называя себя «Богом Авраама, Исаака и Иакова» 9.0183 (предки народа Моисея, израильтяне). Он возлагает на Моисея обязанность — вернуться в Египет и освободить израильтян из рабства. Он обещает, что израильтяне будут жить на своей собственной земле. Затем он открывает свое имя Моисею: имя Бога — «Я ЕСМЬ».

    Таинственное имя Бога подсказало более поздним ученым, что Бог — существо, отличное от других существ.

    Он не обладает существованием: он IS существование. Это важная идея онтологической простоты и необходимого существования Бога.

    Позже божественное имя Бога стало настолько святым, что набожные евреи не произносили его и даже не писали. Ссылки на божественное имя в Библии были заменены титулом « ГОСПОДЬ ». Сегодня набожные евреи обращаются к Богу не по имени, а как Ха-Шем («Имя» на иврите).

    Встреча с Божественной Личностью: Христофания Павла

    В Новом Завете Деяния 9:1-9 описывает обращение Павла. Павел (тогда его звали Савл) является яростным врагом христианства и отправляется в Дамаск, чтобы преследовать там христиан. По дороге его сбивает свет, и он слышит голос, требующий: «Почему ты преследуешь меня?» Голос идентифицирует себя как Иисуса Христа и отдает Савлу приказ: он должен отправиться в Дамаск и ждать дальнейших указаний.

    Сол ослеплен пережитым и совершенно беспомощен.

    В результате этой христофании (встречи со Христом) Савл меняет свое имя на Павла, обращается в ту самую религию, которую он преследовал, и становится ее величайшим миссионером и первым богословом.

    Религиозный опыт Павла был хорошо известен ранним христианам. Он упоминает об этом в своих письмах (в 1 Коринфянам 15:3–8 и снова в Галатам 1:11–16). Это настолько хорошо известно позднейшим векам, что выражение «переживание дороги в Дамаск» или «преобразование Дамаскина» применяется к любому, кто переживает интенсивный опыт, который переворачивает его жизнь.

    Монизм


    Религиозный монизм – это вера в то, что все есть бог. Иногда это называют пантеизмом.

    Поскольку все есть Бог, видимость мира должна быть иллюзией (поскольку кажется, что мир содержит множество вещей, не являющихся Богом, таких как люди, животные и предметы).

    Даже представление о себе как об отдельной личности, обладающей собственными правами, должно быть частью этой иллюзии.

    Монизм, таким образом, предполагает отказ от «личности» как способа понимания божественной реальности. Личность — это часть иллюзорной реальности, которую мы должны увидеть или преодолеть.

    Итак, если божественная реальность БЕЗЛИЧНА, на что она похожа?

    • это универсальная истина (или истины), доступная каждому, у кого достаточно ясности ума и посвящения, чтобы искать ее; открытие такой истины для себя известно как Просветление
    • это моральная сила или принцип, но его мораль не обязательно такая же, как наша; на самом деле то, что мы обычно считаем «злом» (например, смерть или страдание), может быть частью этой универсальной истины 9.0144
    • у него могут быть широкие цели (например, развитие или продвижение к лучшему состоянию), но он не вступает в отношения с людьми и не ищет людей
    • он противостоит эгоизму (эгоцентризму) и ценит его, должны отказаться от привязанности к собственному эго
    • это противоречит материализму, так как привязываясь к материальным вещам (включая других людей) вы фокусируетесь на иллюзорной реальности, а не на истине в последней инстанции
    • если есть боги, то они только аспекты этой универсальной истины или, возможно, существа, которые продвинулись в ее понимании дальше, чем мы 9 . 0004

    Монистическая традиция намного сильнее в восточных религиях (таких как индуизм и особенно буддизм), чем в западных религиях (таких как монотеистические верования иудаизма, христианства и ислама).

    Это также важная особенность фильмов Звездных войн — «Сила» — это монистическая религия/философия, а персонажи Звездных войн , которые «чувствуют Силу», подобны людям, имеющим монистический религиозный опыт!

    Встреча с универсальной истиной: просветление Будды

    Сиддарта Гаутама — индийский принц, который отказывается от роскошной жизни, чтобы стать святым и искать истину мира. Освоив йогу и медитацию, он не чувствует себя ближе к истине, но приходит к пониманию того, что путь к Просветлению должен включать принятие вещей, а не борьбу с материальным миром. Он сидит под деревом бодхи и медитирует три дня. Его искушают и отвлекают Мара, демон желания, и дочери Мары, представляющие различные эгоистичные побуждения. Сиддарте удается сопротивляться их атакам, не поддаваясь противоположному искушению испытывать к ним страх, отвращение или ненависть. Он достигает Просветления, состояния блаженства без эгоизма и привязанности к миру.

    Как Будда (или «Пробужденный») он становится учителем, который помогает другим достичь этой цели. Он делает это, формируя их вместе как сообщество (Сангху), посвященное поиску универсальной истины (дхаммы).

    Будда жил и учил около 500 г. до н.э., но его учения распространились из Индии в Юго-Восточную Азию, Китай и далее в Японию. Существует много разновидностей (школ) буддизма, некоторые из них более монистичны, чем другие, в то время как в некоторых присутствует целый ряд богов и богинь. Некоторые школы рассматривают самого Будду как богоподобную фигуру, что является довольно теистическим взглядом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *