Читать онлайн «Монголо-татарское нашествие, рассказанное монгольским воином», Владимир Евгеньевич Солодихин – Литрес
ПРЕДИСЛОВИЕ
Все, кто интересовался историей России, знают о походе на Русь хана Батыя, взятие им Рязани, Владимира и Киева и установлении так называемого «монголо-татарского ига».
Древними источниками знаний об этом служат летописи, которые писали в монастырях в свободное от молитвы время некоторые монахи.
Разумеется, взгляд монахов не мог не быть предвзятым, поскольку монголы не были православными и активно грабили, хотя бы на первых порах, церкви и монастыри.
Сам термин «монголо-татарское иго», вероятно, был введен в оборот в конце 14 века идеологическим врагом Руси и всего русского отцом польской истории Яном Длугошем. Хотя до этого люди на Руси не имели ни малейшего представления, что они живут под «монголо-татарским игом».
Термин этот очень странный и никак не может быть признан корректным.
Во-первых, все взрослое население племени татар было практически истреблено теми же монголами задолго до их прихода на Русь, о чем свидетельствует «Сокровенное сказание монголов», одна из немногих книг об истории монголов, дошедших до нас с 13 века. Так что татары тут совершенно не причем.
Во-вторых, есть большие претензии к слову «иго». Речь, собственно, идет о налогах, которые собирали монгольские чиновники и русские князья и отправляли в ставку великого хана (или, как тогда говорили, царя) Золотой орды. Однако, во всех государствах люди платят налоги, и «игом» их не называют, хотя, по сути они могут таковым являться, если налоги большие или очень большие для человека.
Отсюда вопрос: много или мало платили налогов в империи потомков Чингисхана, куда в сороковые годы 13 века в качестве сателлита вошла Русь?
Известно, что по закону Чингисхана, Ясе, с человека мог взыматься налог не более 10 процентов от его доходов, то есть это было очень даже, что называется «по-божески». Более того, многие категории граждан, в том числе бедняки, священнослужители, старые люди и т.д. были полностью освобождены от налогообложения. Если уж это «иго», то что тогда происходит сейчас?
Что касается разорения русских городов монголами, то и до их пришествия наши князья разоряли владения друг друга почище всяких чужестранцев. С приходом монголов или, точнее, с присоединением Руси к блоку государств Золотой орды, им удалось кое-кого усмирить и были периоды, когда русская земля отдыхала от нескончаемых междоусобных войн. Хотя, надо признать, что наши князья все равно не сдавались, и продолжали активно беситься, часто используя монголов для участия в разборках.
Откуда же взялось это дикое представление об иге?
Как я уже сказал, история Руси 13 века писалась монахами, которые вследствие различия в вере относились к монголам негативно, и рады были приписать им всякие гадости.
В дальнейшем эта история еще больше извращалась разного рода врагами Русского государства типа Яна Длугоша, спонсируемого, как мы понимаем, из известных всем источников.
К хору врагов активно присоединились российские историки-чиновники 19 века (типа Н.М. Карамзина), которые по заказу тогдашней власти пытались доказать прогрессивность правления Романовых по сравнению с их предшественниками. Ясно, что Романовы очень хотели показать себя хорошими, так как реально дела у них шли совсем неважно (о чем я расскажу в свое время). Здесь лишь отметим, что при монголах, например, не было крепостного права и крестьянство было вольным, а при прогрессивных Романовых рабство расцветало пышным цветом вплоть до 1861 года. Да и после отмены крепостничества крестьяне, вынужденные оплачивать барину свою свободу и землю, жили не лучше.
Так и видится крепостной крестьянин 18 века, который в дождь и снег целыми днями от зари до зари работает на барина и все время приговаривает:
– Я еще нормально живу. Подумаешь, дети от голода распухли, а жену барин себе в любовницы взял. Если хорошенько подумать – все это пустяки. Главное, меня еще не убили! Вот я слышал были лет триста или пятьсот назад монголы. Так они с нашим братом не церемонились! Сразу без лишних разговоров под нож!
В опровержении точки зрения этого крестьянина и его единомышленников о монголах, как неких злодеях, устроивших русским «иго», мы представляем один из древнейших и никогда прежде не публиковавшихся памятников – заметки монгольского воина Мунлига, входившего в армию Батыя, впоследствии друга и соратника Александра Невского.
Мунлиг писал свои заметки, видимо, на протяжении всей своей жизни и описывает в них период от времени начала похода Батыя на Волжскую Булгарию (1236 год) до смерти сына Александра Невского, Андрея Городецкого (1304 год).
Его взгляд на этот период истории Руси сильно отличается от мнений монахов, писавших летописи. Там, где монахи видели унижение национального достоинства, Мунлиг увидел совершенно иное… Впрочем, не будем пересказывать его труд.
От себя лишь добавим, что, по нашему скромному мнению, все интересующимся историей России и желающие знать объективную картину прошлого – просто обязаны прочитать эту книгу.
При переводе с древнемонгольского мы постарались оставить без изменения стиль изложения, исправляя только то, что покажется читателям непонятным (например, летоисчисление), а также убрав почти все, не относящиеся непосредственно к истории Руси (например, длинное описания жизни осла Мунлига, его лирические воспоминания о выгуле скота на пастбищах и тому подобное).
ЗАПИСКИ МУНЛИГА, СЫНА БЕКЕ, МОНГОЛЬСКОГО ВОИНА, О ПОХОДЕ НА РУСЬ, АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ И ЕГО ДЕТЯХ
Глава первая. ПОХОД НА РУСЬ
Мы решили идти на Волжскую Булгарию, Русь, Польшу и Венгрию, чтобы успокоить живущие там племена, среди которых процветали нескончаемые войны, раздоры, бандитизм, коррупция и прочие ужасы, гиблые для населения этих стран.
Отныне несчастные люди, страдающие от Волги до Вислы под гнетом своих князей и знати, могли надеяться изведать, наконец, вкус свободы и спокойной жизни, которые подарил нам незабвенный Чингисхан.
В день, когда мы выступили в поход, тучи ушли и показалось прекрасное ясное солнце, что было нам знаком, что само вечное синие небо призывает нас, людей доброй воли, установить на Земле мир и порядок, навсегда прекратив междоусобицу, беспорядки и братоубийство.
Великий Господь именем Чингисхана передал нам власть над миром, дабы мы правили им справедливо, что мы и намерены были воплотить в жизнь.
Кроме того, мы шли воевать, чтобы расширить наши пастбища и наполнить хранилища зерном, а также приобрести себе новых жен, ибо старые почти все умерли от полевых работ и ухаживания за нашим многочисленным скотом.
По дороге на Запад со мной случилось два происшествия.
Во-первых, когда мы проходили через Алтайские горы, я собственными глазами видел, как самый великий человек на Земле, незабвенный Чингисхан, вышел из своей гробницы и помахал нам рукой, радуясь исполнению своего заветного желания установить единую и справедливую империю на всем пространстве от славной реки Онон до самого последнего из морей, дабы во всем мире процветало добро, счастье и справедливость.
Во-вторых, мой любимый осел, который верно служит мне, со времен славного взятия Бухары, поскользнулся на льду и повредил себе правую заднюю ногу, вследствие чего не он меня, а я его нес целых три дня пути, отчего думал, что у меня развяжется пупок, однако выдержал сие испытание, доказав, что моголы являются самым великим и несгибаемым народом человечества.
Татарстан не хочет, чтобы в России праздновали конец монголо-татарского ига. Почему? Разве он имеет какое-то отношение к тем татарам? — Meduza
В России — дискуссия: праздновать ли день окончания татаро-монгольского ига. Депутат Калужской области Геннадий Скляр внес законопроект, в котором предлагается назначить праздник на 11 ноября — в честь последнего дня стояния на реке Угре в 1480 году. Калужский губернатор Анатолий Артамонов заявил, что новый праздник поддерживает Владимир Путин. Идея возмутила Татарстан: бывший президент республики Минтимер Шаймиев сказал, что «нужно не заниматься ревизией истории, а сплотиться во имя решения текущих задач для развития страны». Члены республиканского Госсовета добавили, что таких «стояний было много», сама по себе дата сомнительная, а праздник окончания ига может расколоть страну. «Медуза» разобралась, какие есть сомнения в дате, чем недовольны в Татарстане и что вообще произошло недалеко от Калуги 11 ноября 1480 года.
Что за «стояние на Угре»?
В октябре 1480 года хан Большой Орды Ахмат, правитель главного татаро-монгольского государства в Восточной Европе, предпринял поход на взбунтовавшегося вассала — Москву. Это был его второй поход на северо-восток Руси за десятилетие: в 1472 году он уже пытался атаковать небольшими силами, но потерпел поражение.
Это был всего третий поход монгольского хана в Северо-Восточную Русь со времен ее завоевания монголами в 1238 году. До Ахмата на Москву ходил только хан Тохтамыш в 1382 году — через два года после Куликовской битвы. Тогда князь Дмитрий Донской бежал из города, Кремль был взят Тохтамышем. Поход был вызван тем, что Дмитрий несколько лет не платил дань Орде. После нашествия все вернулось на круги своя: Дмитрий обязался платить дань и вернуть долг за предыдущие годы. В 1480 году Ахмат не смог повторить успех Тохтамыша: после месяца противостояния на берегах реки Угры (в нынешней Калужской области) войска Орды отступили.
И после этого иго кончилось? Что такое вообще иго?
Впервые зависимость Руси от Орды игом назвал польский историк Ян Длугош в 1479 году — за год до «стояния на Угре». Он написал, что «варварского ига и его рабства» больше нет: московский князь Иван III его уже сбросил.
Под «варварским игом» историк имел в виду политическую и экономическую зависимость всех русских земель от Монгольской империи и ее правопреемников — ханов Золотой Орды (в терминологии самих монголов — «улуса Джучи»), которые правили Восточной Европой после раскола империи Чингисхана в 1260-х годах. Ханов Орды русские князья с 1240-х годов признавали «царями» — до того термин употреблялся только по отношению к «императорам Рима», то есть к германским императорам Священной Римской империи и императорам Византии. Себя князья воспринимали как подчиненных ордынскому царю местных властителей. На деле это означало, что царь Орды мог вмешиваться в политику русских княжеств, быть высшим судьей в спорах между князьями — и за это ему было положено платить дань (она называлась «ордынский выход» и была привязана к количеству крестьянских хозяйств в княжестве) и другие налоги. Изначально договор о зависимости русских князей предполагал также, что они будут поставлять монголам войска.
Политическая зависимость от Орды выражалась главным образом в выдаче ханом «ярлыков», то есть специальных грамот князьям малых «отчин» на управление более крупными образованиями: русскими землями, а также «столами» — княжествами, не имевшими «отчинного» князя. Так, князья Северо-Восточной Руси вели борьбу за титул Великого Владимирского князя — главы Суздальской земли, одного из 12 крупных образований домонгольской эпохи. К титулу прилагались большие права: например, княжение в республике Новгорода Великого и «выморочных» (то есть таких, где прервалась своя династия) княжествах.
Кроме того, они утверждали «примыслы» — присоединения одних княжеств к другим — ситуация, почти не встречавшаяся до монгольского нашествия, но распространенная после. Изначально монголы следили, чтобы никто из князей не усиливался сверх меры. Однако в XIV веке и начале XV века они допустили усиление двух центров объединения русских земель: Москвы на северо-востоке и севере и Литвы на западе и юге. При этом и Москва, и Великое княжество Литовское продолжали признавать власть ордынских «царей» на русской территории и платить им дань. Только в 1472 году московский князь Иван III решил отказаться от этой зависимости. И именно 1472 год можно считать датой, с которой началась реальная независимость Московского княжества от Орды.
В 1480 году хан Ахмат предпринял последнюю попытку вернуть своего вассала к повиновению, заключив для этого союз с Литвой. Однако литовские войска не прибыли в Угру, и 11 ноября, простояв на реке месяц, Ахмат решил не рисковать и отказался от открытого сражения. Союзник Москвы того времени, крымский хан, в 1502 году разгромил Большую Орду — так закончилась власть Монгольской империи в Восточной Европе. Через 100 лет большая ее часть попала под власть новых царей из Москвы.
Почему иго не пало раньше? Ведь русские же победили монголов в Куликовской битве за сто лет до этого
Московские князья — равно как и другие русские политики — воспринимали зависимость от ордынских царей как данность. Подчинение «империям» — мировым державам своего времени — считалось нормальным. Эта зависимость никогда и не прерывалась на протяжении всех 240 лет «ига».
Князь Дмитрий Иванович в 1370-е годы восстал не против «царя», а против узурпатора Мамая, который не был «царем» (при этом многие русские княжества оставались верными Мамаю). Это была обычная история: во время частых эпизодов внутренней борьбы в Орде русские князья поддерживали одного из претендентов и платили дань ему; часто это приводило к тому, что другой претендент отправлял карательную экспедицию на Русь. Так поступил и Мамай: в 1380 году он отправился на Москву, поскольку Дмитрий отказался платить дань ему.
Мамай потерпел поражение на Куликовом поле, после этого Орду объединил его соперник Тохтамыш. Дмитрий не выплатил дань и ему, после чего Тохтамыш лично повел войска к Москве, захватив ее в 1382 году. Поход произвел большое впечатление на русских: на Русь пришел лично царь. В том, что законный хан является сюзереном Руси, никто тогда не сомневался; даннические отношения Москвы с Ордой были легко восстановлены, Дмитрий заплатил и долг за те два года, когда Тохтамыш был ханом после смерти Мамая, но не за то время, когда Мамай сам руководил частью Орды. Однако по результатам активного участия в ордынской междоусобице и несмотря на поражение от Тохтамыша Дмитрий получил большую награду — Великое Владимирское княжение стало «отчиной» московских князей. Им больше не нужно было ездить в Орду, чтобы в режиме конкуренции с другими князьями бороться при дворе хана за великокняжеский «ярлык».
В 1395 году Тохтамыш был разгромлен новым могущественным соперником — среднеазиатским полководцем Тимуром (Тамерланом). Золотая Орда после такого удара развалилась на части: кроме Большой Орды, где правили официальные правопреемники монгольских императоров, возникли несколько ханств, в том числе самые сильные в Крыму и Казани. Однако развал империи не привел к немедленному освобождению русских земель. Они — и их центры объединения в Москве и Литве — стали, наряду с новыми независимыми ханствами, активными участниками ордынских междоусобиц. Ханы же продолжали вмешиваться в усобицы в самой Москве, хотя она становилась все более самостоятельной.
В 1453 году произошло событие, которое изменило восприятие русскими князьями своего места в европейской политике. Османы взяли Константинополь, после чего прекратила свое существование Византийская империя. Москва, объединившая к тому времени большую часть Северо-Восточной Руси, осталась последним православным государством. Тогда же в Москве появилась и постепенно укрепилась идея, что московские князья сами должны быть царями. Этот статус не подразумевал зависимости от царей Орды или каких-либо других властителей.
В 1472 году великий князь Иван III принял решение освободиться от законного ордынского «царя» Ахмата. После ликвидации Орды в 1502 году Москва стала одним из претендентов на ее место региональной великой державы, объединяющей Восточную Европу. Скорее всего, уже тогда сами московиты (и их соседи) воспринимали себя именно так: с 1470-х бояре и князья малых княжеств все чаще начинают именовать себя холопами (то есть рабами) Ивана III. Так в Орде было принято называть знать, зависимую от хана (царя). До того русские князья называли себя холопами ордынских царей.
После ликвидации Орды противниками (и иногда союзниками) Москвы были независимые ханства и второе крупное русское государство с центром в Литве, объединившее к тому времени весь запад и юг Руси. Их властители с тех пор практически перестали называть московского князя чьим-либо холопом и считали как минимум равными себе.
А при чем тут вообще современные татары? Что они имеют против падения ига?
Татары (казанские, крымские, сибирские и другие) — прямые потомки населения Орды XV века. За 250 лет ее существования от монголов в западной монгольской империи остались только династия (потомков Чингисхана), административное устройство и название одного из монгольских племен — «татары»; и то им обозначали население Орды не сами ордынцы, а русские и европейцы. В XV веке в этой западной части бывшей Монгольской империи сложилась особая культура. Основным языком был кипчакский из тюркской языковой семьи и его диалекты (до нашествия монголов кипчакский был языком половцев). Основной религией стал ислам, его «татары» заимствовали из Волжской Булгарии — государства, располагавшегося на территории нынешнего Татарстана и других регионов Поволжья. Из Булгарии в Орде распространилась и значительная часть материальной культуры.
Ханы новых татарских государств, как и Москва, вели борьбу за наследство Орды, но проиграли. В 1552 году внук Ивана III Иван Грозный взял Казань, после чего стал именовать себя «царем казанским». В 1556 году было захвачено Астраханское ханство, в 1582 году — Сибирское. Дольше всего независимость сохраняло Крымское ханство, которое в XVI веке стало вассалом могущественной Османской империи (считавшей себя правопреемником Византии и Рима). Иван Грозный и другие русские цари платили Крыму дань с 1572 года (после того, как татары захватили Москву). Однако, по сути, это была совсем не та дань, что уплачивали русские князья Орде — у нее даже было другое название: не «выход», а «поминки». В конце XVIII века Крым был завоеван Россией.
Казанские татары еще с 1990-х отмечают День памяти защитников Казани (имеется в виду — от захватчиков из Москвы). Завоевание Казани Иваном Грозным активисты называют «геноцидом», указывая на убийства, грабежи и насильственные крещения, произошедшие после завоевания; российские власти в ответ обвиняют их в экстремизме.
С точки зрения политики именно захват Казани создал основу для «объединения народов России». Русские цари из властителей мононационального государства на северо-востоке Руси стали царями многонациональной империи — наследницы монгольского ханства.
Дмитрий Кузнец
монголов в мировой истории | Азия для преподавателей
Монголы в Китае
Начало краха монголов: военные успехи и неудачи
В первые дни своего правления в Китае Хубилай-хан и монголы добились замечательных военных успехов, их величайшей победой было завоевание Южной Сун Китая к 1279 г. н.э. Именно эта кампания, для которой монголы должны были организовать флот, чтобы чтобы пересечь реку Янцзы и двинуться в южный Китай, потребовались огромные логистические усилия. Однако в конечном итоге провал их военных кампаний стал ключевым фактором, приведшим к ослаблению и, в конечном итоге, к гибели монгольской империи в Китае.
Среди неудачных кампаний были две морские кампании против Японии — одна в 1274 году и одна в 1281 году — обе закончились полным фиаско. Походы были начаты из-за отказа японского сёгуната подчиниться монголам после прибытия монгольских послов в Японию в 1268 и 1271 годах.
Японцы, со своей стороны, считали, что этот тайфун не был случайностью — он был послан свыше — и называли его «божественным ветром», или камикадзе. Они были убеждены, что таким образом японские острова находятся под божественной защитой и никогда не могут подвергнуться вторжению агрессивных внешних сил.
Подобные экспедиции обходились чрезвычайно дорого и ложились тяжелым бременем на монгольских правителей Китая. А экспедиция 1292 года на Яву, также потерпевшая неудачу, только еще больше ослабила ресурсы и решимость монголов. Хотя на этот раз монголам действительно удалось высадиться на Яве, жара, тропическая среда, паразитарные и инфекционные заболевания привели к их уходу с Явы в течение года.
Подобные проблемы преследовали монголов во всех их нападениях и вторжениях на материковую часть Юго-Восточной Азии — в Бирму, Камбоджу и, в частности, во Вьетнам. Хотя поначалу они преуспели в некоторых из этих кампаний, монголы в конечном итоге всегда были вынуждены отступить из-за неблагоприятной погоды и болезней. Казалось бы, монголы просто не умели вести морскую войну и им не очень везло в этой части света. И с каждой неудачной кампанией тратились огромные суммы, и империя еще более ослабевала.
Похожие материалы
«Реликвии камикадзе», Джеймс П. Дельгадо в археологии 56/1 (январь / февраль 2003 г.).
Связанная веб-ссылка
Монгольские вторжения в Японию [Принстонский университет]
→ ДАЛЕЕ: Аварии общественных работ
Монгольское вторжение и Османский период — История Ирака
Монгольское вторжение и период Османской империи Османский период
В первые годы тринадцатого века Могущественный монгольский вождь по имени Тэмуджин объединил большинство монгольские племена, которые были кочевым народом, и повели их на
сокрушительный удар по Китаю. Примерно в это же время он сменил имя для Чингисхан (Чингисхан), что означает «Мир Завоеватель.» В 1219 году он повернул свои 700 000 войск на запад и быстро опустошили Бухару, Самарканд (в Узбекистане), Балх (в Афганистане), Мерв столица великой Империи Сельджуков (в Туркменистане) и Нейшабур (на территории современного Ирана), где он вырезал все живое.
Перед смертью в 1227 году Чингисхан, грабя и сжигая города по пути, достигли западного Азербайджан в Иране. После смерти Чингисхана в этом районе ненадолго передышка, закончившаяся с приходом Хулагу Хан (1217-65), внук Чингиса. Монголы под предводительством Хулагу, монгольский правитель, с дальнего востока устремился на запад и завоевал контроль над землей, он двинулся на Багдад с двумястами тысячами татары.
Армия аль-Мустасима Биллаха и народ Багдад столкнулся с ними совместно, но остановить это было не в их силах. поток бедствий. В результате татары вошли в Багдад на день Ашура в 1258 году нашей эры, принесший с собой кровопролитие и разорение. Они продолжали убивать сорок дней. Реки крови текли в улицы и все переулки были заполнены трупами.
Сотни тысяч человек были казнены мечом, в то время как аль-Мустасим Биллах, последний аббасидский халиф, был убит, затоптали насмерть ногами. Монгол (татарин) покинул сельскую местность как они оставили многие другие деревни полностью разрушенными. Пока в Багдад, Хулагу намеренно разрушили то, что осталось от иракского канала головные уборы. Материальное и художественное производство веков было сметено прочь.
Ирак стал заброшенной пограничной провинцией из монгольской столицы Тебриза в Иране. После смерти в 1335 г. последний великий монгольский хан Абу Саид (также известный как Бахадур Храбрый), в Ираке наступил период политической неразберихи, пока местный мелкий власть захватила династия Джалаиридов. Джалаириды правили до начало пятнадцатого века. Правление Джалаиридов было резко остановлено возрастающей силой монгола Тамерлана (или Тимура Хромого, 1336-1405), который был атабегом правящего столичного князя Самарканд (Узбекистан).
В 1401 году Тамерлан разграбил Багдад и убил многих его жителей. Тамерлан убил тысячи иракцев и опустошили сотни городов. В Ираке политический хаос, тяжелые экономические депрессия и социальная дезинтеграция последовали вслед за монгольским вторжения. Багдад, долгое время являвшийся центром торговли, быстро утратил свое торговое значение. важность.
Басра, которая была ключевым перевалочным пунктом для морскую торговлю удалось обойти после того, как португальцы обнаружили более короткий маршрут вокруг мыса Доброй Надежды. В сельском хозяйстве Ирака когда-то обширная ирригационная система пришла в упадок, образовав болота и болота на краю дельты и сухие невозделанные степи дальше.
Период Османской империи, 1534-1918 гг.
Быстрый упадок оседлого земледелия привело к росту кочевого скотоводства на племенной основе. К концу монгольского периода центр иракской истории сместился с городскую аббасидскую культуру племенам речных долин, где она останется до конца двадцатого века.
С шестнадцатого по двадцатый век, на ход иракской истории повлияли продолжающиеся конфликты между империей Сефевидов в Иране и турками-османами. Сефевиды, которые первыми объявили шиитский ислам официальной религией Ирана, стремился контролировать Ирак как из-за шиитских святынь в Ан-Наджафе и Кербела, а также потому, что Багдад, столица старой империи Аббасидов, большое символическое значение.
Османы, опасаясь распространения шиитского ислама распространился на Анатолию (Малая Азия), стремился сохранить Ирак как Буферное государство, контролируемое суннитами. В 1509 году Сефевиды во главе с Исмаил-шахом (1502-24), завоевал Ирак, тем самым положив начало серии затяжных сражения с османами. В 1514 г. Султан Селим Мрачный напал на войска Исмаила, и в 1535 г. Османы под предводительством султана Сулеймана Великолепного (1520-66) завоевали Багдад от Сефевидов. Сефевиды отвоевали Багдад в 1623 году. под предводительством шаха Аббаса (1587-1629 гг.), но их выгнали в 1638 г.
после ряда блестящих военных маневров динамичным Османский султан, Мурада IV и вошла в состав Османская империя. Это стало границей форпост Османской империи. Османы завоевали большую часть восточной Европа и почти весь арабский мир, только Марокко и Мавритания на западе и Йемен, Хадрамаут и части Аравийского полуостров остается вне их контроля.Османы подчинили арабский Ближний Восток сильное центральное правило. К XVII веку частые конфликты с Сефевидами подорвали мощь Османской империи и ослабил контроль над своими провинциями. Между 1625 и 1668 годами и с 169С 4 по 1701 год местные шейхи правили Аль-Басрой и болотами, родиной Мадан (болотные арабы).
Могущественные шейхи в основном игнорировали Османский губернатор Багдада. Цикл межплеменных войн и ухудшение городской жизни, начавшееся в XIII в. Монгольские нашествия были временно обращены вспять с возрождением Мамлюки.
В начале восемнадцатого века мамлюки начали утверждать власть отдельно от османов. Расширение их правления сначала над Басрой, мамлюки в конечном итоге контролировали Тигр и Долины рек Евфрат от Аравийского (Персидского) залива до предгорий Курдистана. По большей части мамлюки были способными администраторами, и их правление было отмечено политической стабильностью и экономическим возрождение.
Величайший из лидеров мамлюков, Сулейман II (1780-1802) добился больших успехов в установлении законности. последний лидер мамлюков, Дауд (1816-31), инициировал важную модернизацию программы, которые включали очистку каналов, создание промышленности, обучение 20-тысячной армии и запуск печатного станка.
Период мамлюков закончился в 1831 году, когда наводнение и чума опустошили Багдад, позволив османскому султану Махмуду II, чтобы восстановить суверенитет Османской империи над Ираком. Османское правление было нестабильный; В Багдаде, например, между 1831 и 1831 годами было более десяти губернаторов. и 1869 г.. Однако в 1869 году османы восстановили власть, когда настроенный на реформы Мидхат-паша был назначен губернатором Багдада. Мидхет немедленно приступили к модернизации Ирака по западному образцу.
Основные цели реформ Мидхата, позвонил в tanzimat , должны были реорганизовать армию, создать кодексы уголовного и коммерческого права, секуляризации школьной системы и улучшить местное управление. Он создал губернского представителя собрания в помощь губернатору, и он создал выборных муниципальных советов в крупных городах.
В 1858 г. Земельное право ТАПУ (по инициалам органа государственной власти, выдавшего его). Новая земельная реформа. заменил феодальную систему землевладения и откупных хозяйств легально санкционированные права собственности. Появление частной собственности и Привязка Ирака к мировому капиталистическому рынку сильно изменила положение Ирака. социальная структура. Племенные шейхи традиционно предоставляли и то, и другое. духовное лидерство и племенная безопасность.
Земельная реформа и расширение связей с Западом превратил многих шейхов в корыстных землевладельцев, чьи соплеменники превратились в обедневших издольщиков. В 1908 новая правящая клика, Младотурки (Туркия аль-Фата) захватили власть в Стамбуле. Младотурки целью превращения Османской империи в единое национальное государство, основанное на Западные модели. Они подчеркивали светскую политику и патриотизм над панисламская идеология, проповедуемая Султан Абд аль-Хамид.
Самое важное в истории Ирака, Младотурки агрессивно проводили политику «тюркификации», которая оттолкнула зарождающейся иракской интеллигенции и привел в движение неоперившуюся арабскую националистическое движение. Вдохновленный младотурецкой революцией 19 г.08, националисты в Ираке активизировали свою политическую активность.
Иракские националисты встречался в Каире с Османской партией децентрализации, и некоторые Иракцы присоединились к Молодому арабскому обществу, которое переехало в Бейрут в 1913 г. Из-за его большее воздействие на жителей Запада, которые поощряли националистов, Басра стал центром, от которого иракские националисты стали требовать меры автономия.
После почти 400 лет османского владычества Ирак была плохо подготовлена к созданию национального государства. Османы не смогли контролировать мятежные племенные владения Ирака, и даже в городах их власть была слабой. Неспособность османов обеспечить безопасность привела к росту автономных, автономных сообществ. Как результат, Ирак вступил в двадцатый век, окруженный сложной паутиной социальных конфликты, которые серьезно затормозили процесс строительства современного государства.
Последнее османское наследие в Ираке связано с политику младотурок и к созданию небольшой, но громкой Иракская интеллигенция. Столкнувшись с стремительно наступающим Западом, молодые Турки пытались централизовать империю, навязав ей турецкое языка и культуры, а также путем подавления вновь завоеванных политических свободы. Эта политика тюркизации оттолкнула многих Интеллектуалы, получившие образование в Османской империи, которые изначально присоединились к младотурки в надежде получить большую арабскую автономию.