Молчалин и софья горе от ума: Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов — писатель, редкий далее для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность. Прошло ужо более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим. Почему лее так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.

Главная тема комедии — противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии -Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии — Софья.

Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных — «любовный треугольник» Софья — Чацкий Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века. Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она вообраяжет их героиней. Софья мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» — имеют прямое отношение и к его собственной дочери. Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум с отсутствием всякого намека на убеждения. Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Мол-чалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом », а Молчалину велит убраться из дому.

Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки па Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом — распускает сплетню о его сумасшествии. Она настолько поддалась влиянию «фа-мусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила. Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого лее Софья предпочла ему.

Так автор сталкивает двух героев — Чацкого и Молчалина. Они сверстники, люди из одного и того нее общества, а мыслят и живут совершенно по-разному.

Молчалин страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть — желание любой ценой сделать карьеру. Ухаживание за дочерью своего начальника — это лишь способ преуспеть. В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.

В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин — большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии. Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие. Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет. Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.

Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.

Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, — типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.

Крах терпит Софья: «Ферзь… разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Мол-чалипым, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец». Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А. Гончаров, она — жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

Отношение софьи к молчалину горе от ума. Почему Софья выбрала Молчалина? Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин

Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество. Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играет Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

Уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит, — Вот я за что его люблю.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» — вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова. Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина. Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому. Но в финале, когда Софья становится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы. Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом.

А. С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов — талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе равных языком.

Большое значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему действительности сыграли два героя комедии — Софья и Молчалин. Вообще в пьесе представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья — дочь богатого московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного человека, Молчалина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа». Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог привлечь ее внимание, не Скалозуб же.

Об уехавшем Чацком она с обидой говорит: Вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина она принимает за любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,- всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провесть!

Ей невдомек, что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и расчетливостью бесцеремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любыми способами, поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность, пылкость души, патриотизм и добросовестная служба во имя отечества и дела, а совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями, доходны. ми местами.

Молчалин прекрасно знает правила этой жизни. Он приспособился к «сильным мира сего» и уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких слабостях». Ему симпатична служанка Софьи — Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со мною; Я правду всю тебе открою… Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе…

Ослепленная «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать, изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее.

При первой же встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит, я между прочим милостей искать бы мог; Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не страшны ни гнев отца, ни мнение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и тем страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине идеал.

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Не подличайте, встаньте.

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжете…

Но так же мог сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине. Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей. Остается только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина — ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей, связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими стремлениями к поставленным целям.

В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *