Моисей и авраам: Кто был раньше: Авраам и праотцы или Моисей с Торой?

Кто был раньше: Авраам и праотцы или Моисей с Торой?

Материал любезно предоставлен Tablet

Поэт и литературный критик Адам Кирш читает даф йоми — лист Талмуда в день — вместе с евреями по всему миру и делится размышлениями о прочитанном. На этот раз речь пойдет о такой талмудической проблеме: если Авраам жил до того, как народу Израиля была дана Тора, то как же можно ссылаться на его поступки при толковании ее законов?

Фотоколлаж: Tablet Magazine; . фото: Library of Congress

 

Одна из причин сложности иудаизма, а также, возможно, его долговечности в том, что он зарождался дважды. Впервые иудаизм возникает в книге Бытия, когда Б‑г призывает Авраама покинуть свой дом в Уре Халдейском и отправиться в Землю обетованную, которая навсегда станет уделом его потомков. Согласно этому завету, евреи — это семья («сыны Израиля», как они будут называться дальше), и они унаследуют особые взаимоотношения с Б‑гом, основанные на обещании, которое он дал их предку.

Но затем в книге Исхода иудаизм вновь возникает и уже на новом фундаменте. На этот раз Б‑г выдает Моисею на горе Синай длинный список заповедей, и весь народ Израиля обещает их исполнять. Покуда евреи следуют законам Г‑сподним, тот сулит отдать им во владение Землю Израиля и гарантирует всяческое благополучие, но если они ослушаются Б‑га и нарушат завет, то будут изгнаны и наказаны. В этой модели евреи уже не столько семья, сколько политическое сообщество, а Б‑г — их суверен. Завет основывается уже не на безвозмездном обещании, но на договоре о повиновении.

Это двойное создание иудаизма создает в нем некоторое количество неясностей, и одна из них вышла на поверхность в сегодняшнем даф йоми. Мудрецы Талмуда понимали служение Б‑гу как изучение Торы. Как мы уже видели раньше, они даже Давида, царя‑воина, представляли как ученого знатока Торы в душе и описывали его ратные подвиги как интеллектуальные достижения. В свете этого вполне естественно, что мудрецы хотели видеть Авраама, первого еврея, в том же амплуа ученого. Но вот незадача: Авраам, как ни крути, жил за много поколений до дарования Моисею Торы на горе Синай. Что же он тогда мог изучать и откуда он вообще знал, как ему следует себя вести?

Этот вопрос поднимается в трактате Йома, 28б, когда мудрецы обсуждают обязанности первосвященника на Йом Кипур. Первым делом в тот день, читаем мы в начале третьей главы, первосвященник выходит из Храма, чтобы посмотреть, взошло ли солнце.

Если небо освещено «вплоть до Хеврона», значит, день официально начался и можно приступать к забою жертвенных животных. Это правило провоцирует вопрос в гемаре: насколько ярким должно быть небо, чтобы счесть, что уже утро? Согласно рабби Йеуде бен Бетере, утро наступает, когда «весь восточный небосклон освещен вплоть до Хеврона и весь народ вышел на улицу, каждый вышел, чтобы заниматься своим делом». Утро, таким образом, начинается тогда, когда люди идут на работу.

Но рав Сафра не соглашается с этим. Люди идут на работу многим позже, чем небо начинает светлеть, поэтому ждать этого момента — значит терять время. В делах сакральных мы должны действовать сразу же, как только получаем такую возможность. Этому учит нас пример Авраама, который молился минху, «как только стены начинали темнеть», то есть как только появлялись тени, что происходит вскоре после полудня, когда солнце отклоняется от точки зенита. Подобно тому как Авраам молился минху сразу же, как только получал такую возможность, так и священники в Йом Кипур должны начинать жертвоприношения как можно раньше.

И вот в этом месте возникает проблема Авраама. Рав Йосеф спрашивает: «Следует ли нам выводить алаху из [поступков] Авраама?» Авраам жил до того, как был дан Закон, так как же можно использовать его поступки для истолкования закона? Но гемара отвергает этот аргумент. Вообще‑то мудрецы утверждают, что Авраам буквально «сидел в ешиве», то есть в высшем учебном заведении, где изучают Тору. Ведь ешивы были всегда, с тех самых пор, как появился еврейский народ, учит Раба Хама: «…с дней наших предков ешива никогда не покидала их». В поддержку этого парадоксального, противоречащего здравому смыслу утверждения гемара приводит немало библейских стихов, где идет речь о «старцах Израиля», доказывая тем самым, что такие «старцы» уже были в Египте и в пустыне. С точки зрения мудрецов гемары, «старцы» — это не просто пожилые люди, обладающие высоким статусом и пользующиеся авторитетом в силу своего возраста и жизненного опыта, это именно ученые, знатоки Торы, поскольку познания в Торе — это единственное основание для авторитета, которое признает гемара. По этой причине мудрецы Талмуда уверены, что Авраам, Исаак и Иаков, каждый из которых в тот или иной момент называется «старым» или «старым годами», были «старцами», то есть знатоками Торы.

Однако в связи с этим возникает новый вопрос. Если патриархи жили за столетия до Моисея, что именно они изучали в своих ешивах? Как они могли изучать Тору, которая еще не была дана? Рав дает ответ: «Праотец наш Авраам исполнил всю Тору» еще до того, как она была дана. Он ссылается на Бытие, 26:5, в котором Б‑г восхваляет Авраама за соблюдение «Моих законов», буквально «Моих Тор». Рав Шими бар Хия предлагает альтернативное толкование: может быть, это просто означает, что Авраам соблюдал семь законов Ноя — базовые заповеди, запрещающие убийство и воровство, которые обязательны для всех народов? Но Рав отвергает это предположение, настаивая на том, что Авраам знал и следовал заповедям Торы — всем до единой. Он даже исполнял раввинистические законы, которые были установлены лишь столетия спустя после Синая.

Талмудическая дискуссия заканчивается на этом, оставляя неразрешенными важные теологические вопросы. Если Авраам знал Тору, почему же он не обучил ей свою семью и домочадцев? Если Тора существовала задолго до Моисея, для чего потребовалось Синайское откровение? Представление о том, что Тора существовала с начала времен, что она была создана задолго до того, как была дарована евреям, играет большую роль в еврейской мистике, и обсуждение в трактате «Йома», похоже, подкрепляет эту мистическую идею.

После этой дискуссии в трактате следуют подробнейшие обсуждения порядка и характера обрядов и иных действий, совершаемых первосвященником в Йом Кипур: сколько раз он должен был погружаться в ритуальный бассейн — в микву; сколько раз — менять одежду; в каком случае он приносил жертву всесожжения, а в каком — воскурял благовония. Как мы уже убедились на примере других обсуждавшихся в Талмуде подробностей храмовых ритуалов, мудрецы оперировали крайне ограниченной информацией, стараясь примирить описания обязанностей Аарона в книге Левит с поздними преданиями о том, что происходило в Иерусалимском храме. Эти старания приводили к креативным логическим находкам, но верно ли они отражали храмовую реальность, неизвестно.

По ходу мудрецы предлагают проповедь об изучении Торы, апеллирующую к биографии Гилеля, возможно величайшего из всех мудрецов. «Бедный человек, богатый человек и злой человек приходят на суд», — рассказывает гемара. В загробной жизни все трое предстанут перед небесным судом: «Почему вы не занимались изучением Торы?» Если человек оправдывается тем, что был слишком беден, чтобы учиться, ему говорят: «Неужели ты был беднее Гилеля?» Затем гемара рассказывает ставшую знаменитой историю, иллюстрирующую бедность Гилеля и его преданность Торе. Чтобы войти дом учения, в его время учащиеся должны были заплатить охраннику. Гилель был поденным рабочим, и каждый день он брал половину своего заработка, чтобы заплатить охраннику, а другую половину оставлял себе, чтобы прокормить свою семью.

Однажды в пятницу Гилель не смог найти работу, поэтому не мог позволить себе зайти в дом учения. Но он был так предан Торе, что забрался на крышу и слушал через слуховое окно. Это был снежный зимний день, и Гилель вскоре оказался погребен под снегом. В тот вечер, в шабат, ведущие мудрецы того времени Шмая и Автальон заметили, что не поступает свет из окна в крыше. Поднявшись на крышу, чтобы выяснить, в чем дело, они нашли Гилеля, погребенного в снегу «высотой в три локтя». Они вытащили его и усадили у огня, чтобы он пришел в себя. «Этот человек достоин того, чтобы мы ради него нарушили субботу», — сказали они. Его самоотверженная преданность изучению Торы превратила его в своего рода святого, и они были рады развести для него огонь, хотя уже наступил шабат.

Пример Гилеля учит тому, что нельзя быть слишком бедным для изучения Торы. Впрочем, нельзя быть и слишком богатым. Если богач ответит небесному суду, что был слишком занят своими коммерческими делами, чтобы изучать Тору, суд скажет ему: «Неужели ты был богаче рабби Эльазара?» Эльазар бен Харсум был безмерно богат: он владел тысячей деревень и тысячей кораблей, и тем не менее он всю свою жизнь провел в странствованиях «из города в город и из страны в страну, с тем чтобы учить Тору» с разными учителями. Однажды, когда он проходил через одну из своих собственных деревень, его слуги схватили его и обрекли на насильственный труд. Они не признали рабби Эльазара, потому что «во все дни жизни своей он никогда не приходил осматривать свои владения». Он был слишком занят изучением Торы. От Авраама до рабби Эльазара и далее Талмуд не может вообразить праведную жизнь еврея, стержнем которой не было бы изучение Торы.

Оригинальная публикация: Which Came First: Abraham and the Patriarchs or Moses and the Torah?

Ной, Авраам, Моисей — Booknik.ru

Ной, Авраам, Моисей

Михаил Горелик

Едва ли не главная проблема отношений Моисея и народа – взаимное непонимание. Если бы в пустыне были проведены демократические выборы, Моисей бы их проиграл. Он не был одним из них, он не выражал их интересы.

Корах (Числа 16:1 — 18:32) //

Для начала поговорим о праведности Ноя, благодаря которой он удостоился вместе со своей семьей спасения от потопа и положил начало послепотопному человечеству. Еврейская комментаторская традиция рассматривает праведность Ноя как относительную: одно дело, если сравнивать с нравственными стандартами обречённого волнам поколения, – иное дело, если с праведностью Авраама. Вот, например, комментарий седьмого Любавичского Ребе:

&&»Б-г сказал Ною, что мир будет уничтожен. Ной спросил, что он должен делать. Б-г велел ему построить ковчег, чтобы он мог спасти свою семью и животных всех видов. После потопа Ной посмотрел на разрушенный, пустой мир и разрыдался.
— Милостивый Творец, — спрашивал он, продолжая рыдать, как Ты мог поступить так со Своим творением?
— Теперь ты плачешь? — спросил его Б-г. — Теперь ты жалуешься? Глупый пастух! Где были твои жалобы, когда я впервые заговорил с тобой об этом? Сказал бы тогда, и мы спасли бы мир…
Когда Б-г сказал Аврааму, что хочет уничтожить Содом и Гоморру, города развращенные и прогнившие насквозь, он возразил:
— Может быть, там есть праведники! Неужели Судья всей земли будет несправедлив?
Авраам чувствовал себя ответственным за мир, в котором жил. Если происходит что-то неправильное, это нужно изменить. Даже если это декрет, выражающий волю Б-га».&&

Моисей – праведник типа Авраама. В разных ситуациях он обращается ко Всевышнему, умоляя смягчить приговор, вынесенный народу, и Всевышний меняет Свое определение. Создается впечатление, что Богу нравятся возражения Моисея, как нравились некогда возражения Авраама. Что Он намеренно предлагает Своим избранникам ситуации, когда они не только могут, но и должны проявить несогласие. Что Он намеренно испытывает их жесткостью своих приговоров.

В таком случае мог ли Авраам отказаться принести в жертву Исаака?
Безо всякого желания Моисей был поставлен вождем народа, но, став им, уже не отделяет себя от него и готов защищать его от гнева своего всемогущего и требовательного патрона. И когда в ответ на моление о прощении раздается: «Простил Я по слову твоему» (14:20), – это решение Всевышнего наполнено не только милосердием, но и удовлетворением. Оказывается, бывают моменты, когда не только Моисей действует по слову Господню, но Господь по слову Моисея.

В прошлом недельном разделе появился сюжет, структурно идентичный рассказу о Ное. Разница в том, что тогда Бог решил уничтожить мир, а на сей раз — только еврейский народ. В лице Ноя Бог намерен восстановить человечество (что Он и делает), в лице Моисея – создать новый избранный народ. Ной послушно принимает определение свыше, а Моисей делает все, чтобы это определение не реализовалось, и ему это удается.

Как связано все это с разделом Корах? Раздел начинается словами:
«И отделился Корах, сын Ицгара, сын Кегата, сын Леви » Корах, родословие коего приводится во главе «вождей общества», «людей именитых» (16:2), возглавляет попытку переворота, направленного против Моисея и Аарона. Корах – двоюродный брат Моисея и Аарона. Отец Кораха, Ицгар, – брат их отца, причем брат второй по старшинству (Шмот (Исход) 6:18). Родословие подчеркивает знатность вождя восставших. Восставшие требуют перераспределения власти. В рамках нашего разговора содержание их аргументов не имеет значения, хотя нелишне все же упомянуть, что комментаторы рассматривают обвинения в адрес Моисея не как демагогическое прикрытие властолюбия, а как добросовестное заблуждение.

Итак, Корах во главе людей именитых приступает к Моисею и выдвигает свои требования. «И услышал Моисей и пал на лице свое» (16:4). Пал вовсе не оттого, что испугался Кораха, – напротив, Моисей испугался за Кораха, и у Моисея были для этого все основания.

Каково кардинальное отличие мира Торы от мира, в котором мы сейчас живем? Само собой, я имею в виду не водородную бомбу, Интернет, мобильники и кока-колу. Мир Торы – это мир, где присутствие Бога явлено с неимоверной силой. Здесь нет проблемы «верить или не верить», нет вопроса, где Бог, почему Он не обнаруживает Себя? Постоянное присутствие Всевышнего, очевидное всем и определяющее судьбу еврейского народа, помимо всего прочего, обладает одной очень важной особенностью: оно крайне опасно. И Моисей, человек, максимально приближенный к Богу, сознает это куда лучше своих ведомых.

Древняя притча рассказывает о провинившемся царском сыне. Вельможа, близкий царю, ходатайствует за него. Царь прощает сына. Так повторяется и два, и три раза. На четвертый раз вельможа уже боится обращаться к царю со своим ходатайством.

Моисей явно почувствовал, что исчерпал лимит своих заступничеств; только что он спас народ от гнева Всевышнего (14:11,12), и теперь вновь просить уже никак невозможно. Он понимает, что произойдет нечто страшное, и пытается отодвинуть развязку и разрешить конфликт собственными силами. «И обратился к Кораху и сообщникам его, говоря: «Завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят» (16:5). Почему завтра, почему не тотчас? Неужели Богу необходимо поразмыслить, чтобы принять решение? Моисей выигрывает таким образом время: может, до завтрашнего дня Корах одумается.

Отсрочка не дает результата – Корах упорствует и увлекает за собой весь народ. «И сказал Господь, обратившись к Моисею и Аарону: «Отделитесь от общины этой, и Я уничтожу их вмиг»(16:20). Но Моисей и его брат не хотят отделяться от общины, они не выполняют прямого распоряжения Всевышнего – они не идут по пути Ноя. «И пали они на лица свои, и сказали: «Боже, Боже духов всех людей! Один человек согрешил, а на всю общину гневаешься?!» И Бог (в который раз!) отменяет свой приговор.

Корах и те, кто с ним, погибают: земля поглощает их. Народ в ужасе. Но на следующий день, придя в себя, «возроптала вся община сынов Израиля на Моисея и Аарона, говоря: «Вы умертвили народ Господень» (17:6).

&&Едва ли не главная проблема отношений Моисея и народа – взаимное непонимание. Они интерпретируют одни и те же события совершенно по-разному и делают из них несовпадающие, а зачастую и прямо противоположные выводы. Народ (и как целое, и в лице отдельных, в том числе и самых близких, людей) приписывает Моисею намерения, абсолютно ему чуждые, вменяет ему в вину действия, которые он не совершал. С другой стороны, Моисей не понимает этих людей, у него голова устроена по-другому, их мотивы для него закрыты, их поведение непонятно.&&

Если бы в пустыне были проведены демократические выборы, Моисей бы их проиграл. Он не был одним из них, он не выражал их интересы, как они сами их понимали. Он не умел и не хотел ими манипулировать: для манипулирования необходимо понимание и цинизм – у него не было ни понимания, ни цинизма. Моисей смотрит на мир с точки зрения, усвоенной им от Всевышнего. Но нормальным людям смотреть на мир таким образом затруднительно.

Люди упрекают Моисея, что он «умертвил народ Господень», то есть он и против народа, и против Господа. Нет никаких оснований считать это обвинение демагогическим: люди говорят то, что действительно думают. Но все здесь неправда. Умертвил не Моисей, а Всевышний – Моисей пытался спасти, и спас почти всех. Но объяснить это невозможно.

И опять повторяется та же ситуация: Бог не хочет иметь дела с такими людьми, и опять Моисей (и Аарон с ним) спасают – без всякой надежды на понимание и благодарность.

Ещё про Всевышнего, Ноя, Авраама и Моисея:

Помните ли вы десять заповедей?
Читая Бунина
Хаим и хлопцы
Психоанализ до Фрейда
Избрание Авраама
Обезьяну, попугая — вот компания какая!

5 Авраам, Моисей и царь Давид – прочтите Ветхий Завет

Помните: Бог сотворил мир хорошим местом, где мы могли бы познать Его, и Он мог бы благословить нас, но мы восстали и принесли в мир зло. Итак, Бог избрал одного человека, Авраама, из которого Он создал народ, Израиль, чтобы через этот один народ спасти все народы. Ветхий Завет — это их история, история о том, как Бог готовил этот народ к тому, чтобы Он мог стать человеком, родившись от женщины-израильтянки. Он сделал это для того, чтобы стать Спасителем и Царем всего рода человеческого, исполнив Свое изначальное намерение, чтобы мы знали Его и были благословлены Им.

Основы – Семья – Исполнение и провал

Король – Королевства

Выгнали – Вернулись

 

9 0003 Бог начинает действовать

После первых одиннадцати глав Бытия появляется что эта идея «Сотворения» потерпела неудачу, но Бог так не видит. Следующий момент в этой истории, на который нам нужно обратить более пристальное внимание, — это когда Бог призвал Авраама. История Авраама находится в Бытие 12-25. Там мы читаем, что Бог избрал Авраама основателем нации, которую Он будет использовать для подавления человеческого восстания и искупления мира.

Он сказал Аврааму оставить свою семью и людей, чтобы он мог стать нацией, и Авраам повиновался. В этих историях мы видим темы, которые будут важны во всей остальной Библии: вера в Бога, праведность, отношения с Богом, ходатайство и замещение. Авраам действовал с верой в Божьи обетования, делая вещи, которые имеют смысл только в том случае, если Бог действительно собирается действовать и вмешиваться в реальную жизнь. Мы видим, что Бог хотел, чтобы Авраам понял справедливость и праведность, чтобы народ, который произошел от него, был примером для других народов. Говоря сам с собой об Аврааме, Бог говорит

«Неужели Мне скрыть от Авраама то, что Я собираюсь сделать, ведь Авраам непременно сделается народом великим и сильным, и благословятся в нем все народы земные? Ибо Я избрал его, чтобы он повелевал детям своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд, дабы Господь исполнил Аврааму то, что Он обещал ему. (Бытие 18:17-19 ESV)”

Бог собирался уничтожить города Содом и Гоморру, потому что они были такими нечестивыми. Ответ Авраама состоял в том, чтобы ходатайствовать за этих людей. Он уважительно спорит с Богом, говоря

«Погубишь ли Ты праведного с нечестивым? А если в городе пятьдесят праведников? Неужели ты сметешь его и не пожалеешь места ради пятидесяти праведников в нем? Ты далек от того, чтобы сделать такое — убить праведного вместе с нечестивым, обращаясь с праведником и со злодеем одинаково. Далеко от тебя! Разве Судья всей земли не поступит правильно? (Быт. 18:23-25 ​​NIV)»

Видите ли вы, что, когда Бог избрал Авраама, Он избрал того, кто заботился об остальном мире, а не только о себе и своей семье? Это потому, что его сердце было подобно сердцу Бога. Богу не доставляет удовольствия уничтожать нечестивых. Он бы предпочел, чтобы они обратились от своих злых путей, чтобы Он мог благословить их (Иез. 18:23; 33:11). Авраам также был тем, кто говорил с Богом, общался с Богом и хотел общаться с Богом. Это то, чего Господь желает от всех нас. Позже, после десятилетий ожидания, Авраам и его жена Сарра, наконец, получили обещанного сына, но затем Бог сказал Аврааму, что обещанный сын должен быть принесён в жертву. Авраам пошел повиноваться, но Бог остановил его и дал взамен барана. В этом эпизоде ​​мы видим прообраз Иисуса, окончательного обетованного Сына, который был принесён в жертву. Мы видим, что Бог не пощадил Своего Сына, как Он пощадил Авраама и Сарру, но предложил Его как окончательную замену греху мира.

Исход

Еще при жизни внука Авраама, Иакова (его также звали Израиль), Бог направил семью переехать в Египет, где они прожили несколько столетий, изолированные от контактов с другими народами. В Египте число израильтян росло, и они перестали быть просто большой семьей, а превратились в нацию. Когда пришло время Господу возобновить Свою работу с ними и привести их в их землю, они были рабами египтян. Царь Египта, фараон, отказался отпустить их. Господь рассматривал Израиль как Своего первенца (Исх. 4:22-23). В то время первенец имел определенные обязанности, как и сегодня в большей части мира. Ожидается, что первенец разделит и продолжит дело отца, возьмет на себя ответственность заботиться об остальных членах семьи.

Когда пришло время Израилю взять на себя обязанность благословлять все народы мира, вернув их к правильным отношениям с Богом, фараон не позволил им уйти. Это привело к борьбе за власть между богами Египта и Богом Израиля. В конце самой односторонней битвы в истории Божий первенец мог уйти, в то время как Египет потерял всех своих первенцев.

Избавление Богом Израиля от рабства в Египте было одним из центральных событий ее истории. Однако дело не в том, что Бог вывел Израиль из Египта, чтобы освободить его от рабства, а в том, что Он вывел их из служения миру в жизнь служения Ему. У него была работа для них. Они должны были участвовать в Его работе, будучи светом для других народов. Он заключил с ними соглашение, которое мы называем Заветом Моисея, но я должен пропустить его, потому что напишу об этом позже.

Бог сказал Моисею построить Скинию, где Он будет жить среди людей. Это поднимает еще одну важную тему Ветхого Завета — Божью святость. Святость — это сложная идея, но часть ее — это цельность, полнота и чистота.

Бог абсолютно, полностью Сам. Он полностью чист и совершенен. Так как же такие люди, как мы, грешные, эгоцентричные по природе и сломленные, могут иметь хоть какую-то значимую связь с таким Богом? Мы уже видели, что Он не примирится с грехом, потому что он так вреден для Его творения, но люди регулярно грешат, и мы не хотим останавливаться. Мы часто думаем, что это умный поступок. Поэтому мы боимся Бога и, естественно, убегаем от Него, как насекомые убегают от света, когда вы поднимаете большой камень.

Этот страх, который у нас есть, основан на знании того, что если бы у нас был реальный контакт с нашим Создателем, Его присутствие уничтожило бы нас до забвения. Но Бог хочет иметь отношения с каждым из нас. Как это может произойти? Как может огонь жить среди сухих веток? Эта идея величественной, неприступной святости Бога является главной темой Ветхого Завета, которая необходима, если мы хотим по-настоящему понять Новый. Не понимая этого, мы склонны принимать Бога как должное и относиться к Нему небрежно.

Вот почему это было очень важно, когда Бог сказал Моисею построить Скинию, чтобы Он мог жить среди народа Израиля. Он не жил среди людей на земле со времен Эдемского сада. Нас не должно удивлять, что еврейский словарь, используемый для описания строительства Скинии, очень похож на словарь, описывающий Эдемский сад. Инструкции детализированы, как и инструкции о том, как священники должны обращаться к Богу от имени народа. Поддержание чистоты было очень важно не потому, что Бог боялся человеческого греха, а для того, чтобы защитить грешных людей от разрушительной силы Божьей святости, которая просто разрушает все, что несовершенно. Думайте об этих ритуалах как о мерах предосторожности, которые предпринимают инженеры при строительстве и эксплуатации ядерного реактора. Они там не для защиты радиации от загрязнения, а для защиты нас от радиации. Факт святости Бога должен удерживать нас от принятия Его как должного и причинного отношения к Нему. Жизненно важно, чтобы мы не относились к Нему небрежно.
Сам Господь подчеркнул это вскоре после того, как Скиния была построена. Читаем:

Надав и Авиуд, сыновья Аарона, взяли свои кадильницы и, вложив в них огонь, возложили на них фимиам и принесли чуждый огонь пред Господом, которого Он не повелевал им. И вышел огонь от лица Господня и пожрал их, и они умерли пред Господом. Тогда Моисей сказал Аарону: «Это то, о чем говорил Господь, говоря:

‘Те, кто приближается ко Мне, будут считаться святым,
И перед всем народом я буду прославлен. (Лев. 10:1-3 NASB)’»

Человеческая реакция состоит в том, чтобы сказать, что это было совершенно несправедливо. Эти ребята просто использовали неправильные благовония. Это так же несправедливо, как смерть работника химического завода из-за того, что он надел неправильный респиратор, оказавшись в присутствии ядовитых газов, или смерть парашютиста из-за того, что он не проверил свой парашют, а он был неисправен. Эти люди не воспринимали всерьез опасное окружение, в котором находились. Они имели дело с чем-то, что заслуживало их полного внимания, но относились к этому небрежно. Океан — замечательная вещь, но бесчисленное количество людей погибло от него. Мы знаем, что Бог очень любил этих двух священников, поэтому урок, который Он преподал, когда поразил их, должен быть действительно очень важным. Мы не можем принимать святого Бога как должное или относиться к Нему небрежно.

Как грешные люди могут относиться к святому Богу? Это был вопрос, на который ветхозаветные верующие не знали ответа. Они были просто счастливы, что Бог милостив и любит их вопреки их воле. В Новом Завете мы видим ответ на этот вопрос в личности и спасительной работе Иисуса Христа (Рим. 3:23-26).

Царь Давид

Через несколько столетий Господь избрал Давида царем Израиля на основании того, что Он увидел в сердце Давида. Когда Давид сказал, что хочет построить дом для Бога, Бог ответил: «Ты не будешь строить дом для Меня. Вместо этого я построю для тебя дом». (2 Сам. 7:4—16). Это означает, что Бог обещал, что потомки Давида («дом Давида») будут править вечно. Это важно не только потому, что это означало, что Спаситель будет потомком Давида, но и то, что обещанный Мессия будет царствовать. Он будет не просто спасителем от греха, но царем, правителем рода человеческого и всего творения.

Изгнание и возвращение

Последний момент, на котором следует сосредоточиться, это то, что в конечном итоге Израиль потерпел неудачу. Израиль не выполнил свою часть Моисеева завета. Израиль не служил светом для других народов. В конце концов Израиль был изгнан из Земли Обетованной Богом, но через семьдесят лет им было позволено вернуться, но без царя. Итак, Ветхий Завет заканчивается на ноте ожидания. Они видели частичное исполнение того, что обещал Бог, но не все. Это не должно нас удивлять, поскольку книга Бытия заканчивается тем, что Израиль несколько веков жил в Египте, рос, но не имел того, что Бог обещал Аврааму. Затем Второзаконие заканчивается описанием Израиля как народа, имеющего особые отношения с Богом, но не владеющего Землей Обетованной. У них есть частичное исполнение, и они ждут остальных. Затем весь Ветхий Завет заканчивается, когда Израиль возвращается в землю, но ждут полного исполнения Божьих обетований. Затем пришел Иисус, и мы можем думать, что с Его смертью, Воскресением и Вознесением, чтобы править одесную Отца, Божьи обетования исполнились. Можно предположить, что Израилю пришлось подождать, но мы приехали. Однако мир по-прежнему остается разбитым и болезненным местом. Мы видим, что многие из Божьих обетований действительно исполняются, и у нас гораздо более ясное понимание Божьих планов, чем у верующих в Ветхом Завете, но у нас еще не все. Христиане тоже ждут. Мы испытываем сочетание выполненных обещаний и ожидания окончательного исполнения.

История Израиля и человечества завершена в Иисусе

Когда вы думаете о Ветхом Завете, у вас может возникнуть важный вопрос: какова связь между ним и Иисусом или какова роль Иисуса в отношение к Ветхому Завету? Ответ многогранен, потому что на него можно смотреть по-разному. Первое, что нужно знать, это то, что в некотором смысле Иисус является исполнением всех Божьих обетований (2 Кор. 1:20).

Сейчас я хотел бы подчеркнуть, что Иисус пришел к Божьему народу после того, как они потерпели неудачу. Они не выполнили того, что Господь хотел, чтобы они сделали, и находились под властью чужого народа (это всегда признак того, что между ними и Богом есть проблема). Иисус пришел и завершил историю Израиля. Его жизнь соответствовала опыту народа Израиль, и он сделал то, что они не смогли сделать. Наиболее ярко мы видим это в Евангелии от Матфея. Матфей указывает, что в младенчестве Иисус избежал убийства младенцев правителем, спустился в Египет и вышел из Египта; это соответствует опыту Израиля. Он прошел через воды крещения, как Израиль через Красное море. Бог объявил Иисуса Своим возлюбленным Сыном, подобным Израилю (Мф. 3:17; Исх. 4:22). Затем Бог повел его в пустыню на сорок дней, где Он был искушаем, подобно тому, как Израиль шел через Красное море в пустыню на сорок лет. Однако, в отличие от Израиля, Иисусу удалось остаться в подчинении Своему Отцу. Затем Иисус умер и воскрес из мертвых, так что теперь каждый, кто доверяет Ему, присоединился к Нему и, таким образом, стал частью народа Божьего.

Мы видим, что конец человеческой истории, совершенный мир достигается не человеческими усилиями, а вмешательством Бога. Божьи цели будут выполнены. Религиозные лидеры во времена Иисуса думали, что однажды придет обещанное Царство Божье, потому что Израиль будет достаточно верен, чтобы его вызвать. Израиля никогда не было, и Царство не пришло, по крайней мере, не так, как они предполагали. Израиль думал, что когда придет Мессия, это будет началом грядущего века. Ученики Иисуса ожидали того же, но Иисус не положил конец. Как я сказал выше, мы все еще живем в напряжении, как и Израиль. Христиане обычно ожидают, что когда Иисус вернется, история закончится. Реальность такова, что грех и страдания закончатся, но не история. Когда были сотворены Адам и Ева, уже были ангелы, и среди них было какое-то восстание против Бога. Мы почти ничего не знаем об этом, но это указывает на то, что мы не появлялись на сцене, по крайней мере, до второй главы Божьей истории вселенной. Поэтому нас не должно удивлять, когда мы читаем описание Нового Неба и Новой Земли в последних двух главах Библии, и это звучит как начало новой главы истории. Это история, в которой Бог изначально хотел, чтобы мы были вовлечены, когда Он создал нас. Наш грех не мог помешать Богу достичь совершенных целей, которые Он поставил перед нами. Это должно быть правдой, потому что Бог такой, какой Он есть.

Вопросы для обсуждения

  1. Авраам делал вещи, которые имели смысл только в том случае, если Бог действительно действует в реальной жизни. Это вера. Есть ли что-то, что вы должны сделать, что, с человеческой точки зрения, не имеет смысла и может иметь хороший результат только в том случае, если Бог вовлечен и действует? Вам нужно быть с кем-то честным, кого-то прощать, тратить деньги или время по-другому? Вы боитесь повиноваться Богу? Если да, то вы не одиноки.
  2. Когда Бог вывел Израиль из Египта, у Него было для них задание. Он хотел, чтобы они участвовали в Его работе. Как вы думаете, это то же самое для вас? Какую работу Он приготовил для вас?
  3. Бог любит нас и нам не нужно Его бояться. Бог свят, и мы должны бояться Его. Как мы можем примирить эти два факта?
  4. Израиль потерпел неудачу, но Иисус пришел и добился успеха для них. Так что в конечном счете их успех от Бога. Стоит ли ожидать, что вы никогда не потерпите неудачу? Как вы думаете, может ли Иисус действовать через вас и вокруг вас, несмотря на ваши личные неудачи? Будет ли он?
  5. Автор говорит, что человеческая раса не была создана, по крайней мере, до второй главы Божьей истории вселенной, но мы очень мало знаем о том, что произошло до того, как мы вышли на сцену. Почему Бог так мало рассказал нам о том, что произошло раньше?
  6. Что вы думаете об идее, что рай – это не конец истории? Может ли это повлиять на ваше отношение и жизнь сейчас?
  7. Почему мы можем быть уверены, что грех и страдания однажды прекратятся? Оказывает ли это влияние на вашу повседневную жизнь?
Имя Известные истории и люди
Фундаменты Адам и Ева, Каин и Авель, Ной и потоп
Семья Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф
Исполнение и отказ Моисей, 10 язв, Исход, 10 заповедей, скитания по пустыне  Иисус Навин, Иерихон, Раав, Девора, Гедеон, Самсон, Самуил, Руфь
Короли Саул, Давид, Соломон
Королевства Илия, Елисей, Ахав, Иона, Езекия, Иосия, Исаия, Иеремия
Выгнали Иезекииль, Даниил, Навуходоносор, Огненная печь
Вернулся Эзра, Неемия, Эстер

Урок четвертый

Урок шестой

Моисей не был Авраамом | Гейдельблог

В марте я имел честь внести свой вклад в блог 9 баллов. Смысл моего поста там (и здесь) состоял не в том, чтобы обсудить специфику дела о педобаптизме (крещении младенцев), но, тем не менее, в ответ на это сообщение корреспондент вновь заявил о частом возражении баптистов против педобаптизма. Я подумал, что было бы полезно опубликовать часть этой переписки и мой ответ.

Майк пишет:

Я бы только спросил, были ли дети верующего (Авраама), когда были даны обетования, и они (дети) были включены во временную, плотскую, условную, вне работы ветхий завет, для благословения или проклятия.

Майк,

Богословие завета, лежащее в основе реформатского взгляда на крещение, не считает Авраама, строго говоря, персонажем «ветхого завета». Он был типологическим персонажем в истории искупления (Иоанна 8:56; , Мф 3:9).; 22:2; Деяния 3;13, 22; 13:26; ром 4; 9:6; Гал 3; Гал 4:21; Евр 2:16; 6:13-15; гл. 7; 11:8; 11:17; но не персонаж «ветхого завета». Он жил в период, как сказано в Послании к Евреям, «прообразов и теней» (Евр. 8:5; 10:1. см. также Кол. 2:16). Он делает это во 2 Кор. 3:14, когда применяет термин «ветхий завет» не к Аврааму, а к Моисею. Конечно, образец для этого был установлен в Иеремии 31:32, где новый завет описывается как не такой, как тот, который был заключен с отцами, когда они были ведомы из Египта . Другими словами, Иеремия связывает ветхий завет с Моисеем , а не с Авраамом. Павел также делает это отождествление в Галатам 3 и 4, где он явно проводит различие между Авраамом и Моисеем. В Гал. 3 Павел утверждает, что завет Моисея не изменил завета Авраама, который является фундаментальным для Божьего отправления спасительной благодати в мире. Завет Моисея был дополнением к завету Авраама 430 лет спустя, и срок его действия истек с пришествием Христа. 9Однако срок действия завета 0166 Авраама не истек.

Новый Завет постоянно обращается к Аврааму и к обетованию, данному Аврааму, не в земных терминах, а в духовных терминах. не в отношении обетований о земле (срок действия которых истек с истечением срока действия национального завета с Израилем), но он последовательно рассматривает Авраама как нашего духовного отца в вере. Авраам с нетерпением ждал небесного города. Это явное учение Евреям 11:9.0005

и стал наследником праведности от веры.

Евр. 11:8 Верою Авраам повиновался, когда его призвали идти в место, которое он должен был получить в наследство. И вышел, не зная, куда идет. 9 Верою он пошел жить в землю обетованную, как в чужую землю, живя в шатрах с Исааком и Иаковом, наследниками того же обетования. 10 Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого проектировщик и строитель — Бог. 11 Верою  сама Сарра получила силу зачать, даже в преклонном возрасте, потому что считала верным Обещавшего. Евр. 11:14 Ибо люди, говорящие так, дают понять, что ищут отечества. 15 Если бы они думали о той земле, из которой вышли, у них была бы возможность вернуться. 16 Но они желают лучшей страны, т. е. небесной. Поэтому Бог не стыдится называться их Богом, ибо Он приготовил для них город.

и стал наследником праведности от веры.

Верой Авраам повиновался, когда его призвали идти в место, которое он должен был получить в наследство. И вышел, не зная, куда идет. Верою он пошел жить в землю обетованную, как в чужую землю, живя в шатрах с Исааком и Иаковом, наследниками того же обетования. 10 Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого проектировщик и строитель — Бог… Ибо люди, говорящие так, дают понять, что ищут отечества. Если бы они думали о той земле, из которой вышли, у них была бы возможность вернуться. А так они желают лучшей страны, т. е. небесной. Поэтому Бог не стыдится называться их Богом, ибо Он приготовил для них город.

Майк говорит, что обетование Авраама было «земным» и «временным», и, чтобы быть уверенным, Аврааму было дано обетование земли, но, пожалуйста, обратите внимание на то, как евреи интерпретируют жизнь и веру Авраама. Послание к Евреям истолковывает жизнь и веру Авраама не в терминах обетования о земле. Послание к Евреям категорически отрицает само толкование, которое дает Майк, потому что оно отрицает само толкование, которое давали иудействующие. Послание к Евреям не признает, что Авраам искал земной город. Послание к Евреям говорит, следуя учению нашего Господа в Иоанна 8, что Авраам доверял Иисусу, как и мы. Он с нетерпением ждал воплощения, и мы живем в свете исполнения обетований, но это тот же Спаситель, та же вера и тот же завет благодати с теми же обетованиями и заповедями: Я буду вашим Богом и Богом для ваши дети.

Мы также знаем это из Послания к Римлянам 3-4, где Павел делает Авраама образцом веры Нового Завета. В Рим. 4 Павел пишет;

Что же, скажем, приобрел Авраам, праотец наш по плоти? Ибо если Авраам оправдался делами, то он имеет чем похвалиться, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность».

Аргумент Павла состоит в том, что новозаветные верующие имеют ту же веру, что и Авраам. Павел явно отвергал представление о том, что завет, заключенный с Авраамом, или обещания, данные ему, были просто земными или временными. Павел продолжает:

Это благословение только для обрезанных, или также и для необрезанных? Мы говорим, что вера вменилась Аврааму в праведность. Как же тогда это было засчитано ему? Было ли это до или после того, как он был обрезан? Это было не после, а до того, как он был обрезан. Он получил знак обрезания как печать праведности, которую имел по вере, когда был еще необрезанным. Целью было сделать Его отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и сделать Его отцом обрезанных, которые не только обрезаны, но и ходят по стопам вера, которую наш отец Авраам имел до того, как он был обрезан.

Главным преимуществом завета благодати является праведность перед Богом, и только по благодати ( sola gratia ) только через веру ( sola fide ), которая взирает только на праведность Христа ( solo Christo ). Это было верно для Авраама и верно для верующих сегодня. Авраам верил как язычник, и он верил как еврей. Обрезание не сделало ничего больше или меньше, чем означало и запечатывало его веру, т. е. оно было видимым словом или провозглашением грядущего послушания и смерти Иисуса (через пролитие крови) и печатью или обетованием для тех, кто верит, что то, что евангельские предложения действительно верны для них.

Наконец, в Послании к Евреям, главы 7–10, Моисеев завет прямо описывается как «ветхий завет». «Лучшие обетования» нового завета противопоставляются не Аврааму, а Моисею и Моисееву священству. Евреям 8:5 делает это противопоставление явным образом. Из 8:6 Евреям интерпретирует Иеремию 31:

Но в нынешнем виде Христос обрел служение, которое настолько превосходнее старого, насколько лучше завет, который Он посредничал, поскольку он принят на лучших обетованиях. Ибо если что первый завет был безупречен, не было бы повода искать второй.

Когда в стихе 7 говорится о «первом завете», имеется в виду завет Моисея, а не завет Авраама. Это подтверждается следующим:

Ибо он порицает их, когда говорит:  «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я поставлю новый завет с домом Израиля и с домом Иуды, не такой завет, который Я заключил с их отцами в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Ибо они не пребывали в Моем завете, и потому Я не позаботился о них, говорит Господь. Ибо вот завет, который Я заключу с домом Израилевым  после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, а они будут Моими люди. И не будут учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «Познай Господа», ибо все они будут знать Меня от малого из них до большого. Ибо Я буду милостив к их беззакониям и не вспомню более их грехов».

Писатель/пастор еврейско-христианской общины дает нам богодухновенное истолкование (Евр. 10:15 прямо заявляет об этом) пророчества Иеремии. Это говорит о контрасте и сравнении между ветхим, Моисеевым заветом и новым, лучшим, заветом. Сравнение и противопоставление проводится не между Авраамом и новым заветом, а между Моисеем и новым заветом. Завет, который Бог заключил с Авраамом, был заветом благодати, заветом, который Он подтвердил «кровью завета вечного» (Евр. 13:20).

Завет Моисея, ветхий завет, на языке 2 Кор., исчезает. Согласно Евреям 8:13, оно «устарело».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *