″Немцы хотят украсть нашего Моцарта″! | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
Самая читаемая газета страны «Кроненцайтунг» выразила в четверг свое негодование, что в число трехсот претендентов включен и композитор Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart), родившийся в Зальцбурге и умерший в Вене.
«С каких пор Моцарт стал немцем?», — задает газета возмущенный вопрос и делает вывод: «Немцы хотят украсть нашего Моцарта«. В ответ на эти и им подобные высказывания руководитель проекта Петер Аренс (Peter Arens) разъяснил в интервью агентству dpa: «Моцарт работал в Зальцбурге и в Вене, которые в то время находились на территории Священной Римской империи гермаской нации. Сам композитор рассматривал себя как немца, одновременно он был и австрийцем, что ни в коем случае не противоречит друг другу. И то, что мы не могли удержаться от того, чтобы включить Моцарта в число кандидатов, является наглядным свидетельством нашего восхищения его личностью«.
Моцарт на австрийском евро.
Австрийцы строят планы мести
С 7 августа все желающие могут принять участие в выборе «самого выдающегося немца» из числа трехсот претендентов или предложить своего кандидата – по телефону, по почте или через Интернет. Результаты будут представлены одним из самых популярных телеведущих страны Йоханнесом Кернером (Johannes B. Kerner) в телевизионном шоу, которое состоится 28 ноября. В числе кандидатов не только «безусловные» немцы, но и австрийский композитор Йозеф Гайдн (Joseph Haydn), а также работавший в Вене, а затем эмигрировавший в Лондон психоаналитик Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud).
Австрийская газета «Курьер» предполагает, что включение в список выдающихся людей, родившихся и работавших на территории современной Австрии, является осознанной провокацией со стороны организаторов мероприятия с тем, чтобы привлечь к участию в акции также и телезрителей из Австрии. В ответ на это газета предлагает «жестокую месть»: «Последний шанс для неисправимых австрийцев: самым великим немцем всех времен должен стать включенный среди прочих в список «музыкант» Дитер Болен (Dieter Bohlen)».
Где находится Германия
Дискуссия о том, кого признать самым великим немцем, уже несколько дней ведется в Интернете. Здесь на сайте www.unserebesten.zdf.de можно найти информацию о всех кандидатах, предложенных ZDF, в том числе, их краткие биографии. Кроме того, под рубрикой «Где находится Германия» желающие могут узнать, как изменялись немецкие границы на протяжении столетий, и что вкладывают организаторы опроса в широком смысле в понятия «Германия» и «немцы».
Телеведущие между тем уже называют свои прогнозы. Так, по мнению популярной ведущей ZDF Петры Герстер (Petra Gerster), фаворитами являются три кандидата: первопечатник Иоганн Гутенберг (Johannes Gutenberg), основоположник движения Реформации Мартин Лютер (Martin Luther) и великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe). «
Германия ворует у соседа гениев :: Культура
В Германии составлен список величайших немцев всех времен и народов, в который вошли 300 имен. В их числе – Вольфганг Моцарт и Зигмунд Фрейд. Австрия протестует, но почему-то только против включения в список Моцарта
Моцарт – немец, полагают историки Второго канала немецкого телевидения (ZDF). Телекомпания совместно с газетой «Бильд» составила список, в который вошли 300 величайших представителей германской нации. Среди них – и гений из Зальцбурга. Составлением списка заведовал главный историк ZDF Гидо Кнопп (автор книги «Женщины Гитлера»).«Моцарт, конечно, австриец, это понятно», – заявил историк в «Дневном журнале» канала O-1. И тут же опроверг свои слова, ибо на самом деле Моцарт все-таки немец… Почему? Да потому, что сам считал себя таковым. Историк цитирует письмо композитора, в котором тот написал: «Если Германия, моя любимая родина, не захочет меня принять, тогда Англия или Франция приобретут себе искусного немца».
Кнопп поясняет, что, возможно, речь идет о двойной идентификации. «Человек мог рассматривать себя в качестве немца – и быть при этом австрийцем, баварцем, пфальцем или баденцем». Моцарт родился в независимом архиепископстве Зальцбург, умер в Вене. Но считал себя немцем, потому что был подданным Священной Римской империи. Во времена Моцарта этой империей управляли Габсбурги – династия, которая в ходе Венского конгресса рассматривалась в качестве австрийского (!) королевского дома.
Австрийцы возмущены покушением на свое национальное достояние и требуют исключения прославленного имени из чужого списка. Их совершенно не устраивает расплывчатая формулировка герра Кноппа: мол, Моцарт – «австрийский композитор в немецком культурном пространстве» и вообще «всемирный композитор». Скандал приобрел политическую окраску: о том, что Моцарт не может быть включен в список самых знаменитых немцев, в резкой форме заявил посол Австрийской Республики в ФРГ Кристиан Просл. Возможно, немцы считают Австрию семнадцатой федеральной землей, а понятия «немецкий» и «немецкоязычный» для них идентичны? – саркастически вопрошает австрийская телекомпания ORF…
Интересно, что Австрия при этом не ломает копья по поводу украденного у нее другого «великого немца». Дело в том, что в список попал и Зигмунд Фрейд – еврей, родившийся во Фрейберге (Австро-Венгрия), долго работавший в Вене и умерший в Англии (куда эмигрировал после захвата Австрии фашистской Германией).
Неизвестный Моцарт | Журнал ПАРТНЕР
«Партнер» №4 (127) 2008г.
Анатолий Сигалов (Ульм)
Противоречивые мнения и свидетельства,
мифы и легенды окружают имя этого гениального
композитора…
Музыканты знают, как трудно исполнять произведения великого Вольфганга Амадея Моцарта, и не потому что они сложны, они — слишком совершенны! И утверждают, что идеальным исполнителем симфонических шедевров Моцарта может быть лишь «оркестр из ангелов во главе со Святым Петром у пюпитра».
В конце прошлого века в художественной культуре прочно обосновались два гения, о которых модно было снимать кино, ставить спектакли, писать книги и импровизировать по поводу истории их жизней.
Первый, конечно, Вильям Шекспир. С ним всё просто: главный вопрос его творений — «быть или не быть» — вплотную касался личности самого поэта и драматурга. Был он или всё-таки не был? А если был, то какой — ведь не сохранилось ни подлинных портретов, ни рукописей, ни воспоминаний современников так; сплошные домыслы с любимыми британцами «скелетами в шкафу». Есть его дом, его могила, но кто похоронен в Стратфорде-он-Эйвоне… Словом, не биография, а миф, который так и просится под резвое перо для сотворения очередного шедевра.
Второй — Вольфганг Амадей Моцарт. Немец или австриец, но этим всё сказано. Жизнь его, как бухгалтерский отчет, задокументирована до малейших деталей. Сохранились сотни писем к нему и от него, записи его дневников, анекдотов, воспоминаний. Надо сказать, остроумнейший был человек. На его рукописи смотреть одно удовольствие: они написаны сразу набело, без исправлений (музей в Зальцбурге). Разве что клякса слетит с пера или перо зацепится за бумагу, так как явно спешил в погоне за летящей мыслью…
Три прекрасных города Европы: Зальцбург, Вена и Прага больше других бьются за право владеть именем Моцарта. Здесь родился, сюда ходил, тут сидел, там играл, а вон там просто пил кофе, — всё отмечено мемориальными досками и «отполировано» глазами туристов. Где похоронен? В Вене, как пишут, — в этом «мемориальном комплексе» великих композиторов.
Но на знаменитое кладбище в Гринцинге (северная часть города), где похоронены Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус, Малер и другие корифеи музыки, идти не спешите — памятника Моцарту среди них нет. И никто на самом деле не знает, где его могила. Вот вам еще простор для экстремального творчества, вымыслов и фантазий. Другого плана, чем про Шекспира, но тоже с «гремучей» легендой — завидовали, ненавидели, отравили! Или?
Отсчет загадочных домыслов о бурной жизни и смерти Моцарта, как впрочем и о Шекспире, надо вести от романтиков ХIХ века. Это они, фантазеры-писатели, многое перемудрили в биографии великого композитора и окружили его образ несколькими устойчивыми мифами.
Например, миф об отравлении. Александр Сергеевич Пушкин потрудился на славу над созданием вымысла об отравлении Моцарта. В своем «Моцарте и Сальери» он утверждает, что беспечная жизнь великого творца, не похожая на жизнь остальных, вызывает коварный заговор завистников. Иначе как понять историю с недописанным «Реквиемом», а потом странную болезнь и внезапную смерть.
Никто из священников не пожелал принять посмертную исповедь Моцарта. Дальше композитора отпевают наспех, но не в соборе, а в часовне, скорее везут на кладбище и закапывают в одной из общих могил для бродяг. Опять же, жены на похоронах не было, желающих попрощаться с гением «разметала буря», а в Вене гуляли слухи о виновнике отравления — Сальери… Конечно, материала больше, чем достаточно для хорошей трагедии! Пушкин ее и создал, словно предугадывая свой конец (он проживет дольше Моцарта всего на два года).
Но заговоры вокруг великих людей никогда не были новостью. В те же времена любому творцу, не «обремененному» титулом, состоянием и жаждавшему свободы от покровителей, принимавших гениев за дворовую прислугу, приходилось в жизни непросто.
Так и у Моцарта было: сказались на здоровье напряженный труд, концерты, безденежье. Он стал серьезно болеть и, что доказано, сам запустил в свет какую-то «теорию заговора». Ему казалось, что его травят медленно действующим ядом. А тут еще заказали «Реквием». Заказ он принял без восторга и сочинял его нехотя, параллельно с более важными для него произведениями. Так и не закончил. Смерть Моцарта была ужасной: отказали почки, и это были тяжкие мучения.
Поползли слухи о Сальери, о Констанце, о его учениках. Больше всего мучился от этих слухов Сальери, который много лет спустя умер в сумасшедшем доме, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта.
Еще один миф — чудовище-жена! От проклятых слухов репутация Констанцы — жены композитора пострадала тяжело и надолго. Легенды о ней, перемешавшись с реальностью, достигли размеров грандиозной клеветы и распространялись в свете долгие десятилетия. Ее реабилитация произошла совсем недавно.
Когда они поженились, Вольфгангу было 26 лет, а Констанце — 18. Через год она родила первого ребенка. И потом за девять лет совместной жизни — еще пятерых, из которых выжили только два мальчика.
Она сильно болела, и Моцарт оплачивал ее лечение на курортах. Она не была на похоронах потому, что болела, впервые пришла к месту условного захоронения Моцарта через семнадцать лет (!). А что она получила в наследство, кроме огромных долгов и крошек-сыновей, которых еще предстояло вырастить?
Тем временем сложилось мнение, что Констанца была расточительной и беспечной женщиной. Но многочисленные документы, напротив, сообщают, что она была очень рассудительной и самоотверженно защищала творчество своего мужа. Констанца была прекрасной матерью их двоих детей, а Вольфганга Амадея, склонного к авантюрам и излишествам, всегда пыталась оградить от легкомысленных поступков.
Но одиночество и скука не соответствовали характеру Моцарта — он всегда был в кругу людей. В их доме постоянно толпились веселые гости, и Моцарт дурачился до упаду. Но когда все расходились, он садился, ставил перед собой бокал вина, и руки сами записывали его восхитительную музыку, которая, видимо, звучала в его голове всегда.
Мир Моцарта был по другую сторону бытовых проблем, и он был слишком беспечен, чтобы серьезно думать о семейном благополучии. Иногда он очень старался, но его представлениям о легкости бытия жизнь явно не соответствовала.
Между тем бедственное положение семьи ухудшалось с каждым днем, но последние четыре безрадостных и мрачных года станут временем создания самых прекрасных, самых светлых и радостных произведений. Нет, он был счастлив! Разве несчастный человек мог написать такую гениальную музыку, как «Маленькая ночная серенада», любимейшую миром 40-ю симфонию, оперы «Дон Жуан» и «Волшебная флейта»?
Вообще-то, жизнь гения малопонятна для обывателя. Интересна она тогда, когда обрастает тайнами, мифами, делающими его образ чуть ли не демоническим. Но вдруг миф развенчан — никто не убит, не отравлен, не утонул в разврате… Перед нами простая история почти обыкновенного человека, какое разочарование!
Клевета и интриги рождаются вокруг человека, потому что он не такой, как все. Но именно всем нам гений оставляет свои творения и, как в истории Моцарта, мифы рассеиваются, плохое забывается. И только музыка гения остается навсегда.
Но вот миф иной и, пожалуй, правдивый. Однажды на очередной вечеринке Моцарт предложил своему другу Гайдну пари на полдюжины шампанского, что тот не сыграет тут же сочиненный Моцартом этюд. Найдя тему легкой, Гайдн согласился. Но вдруг, уже играя, Гайдн воскликнул: «Как же могу я это сыграть! Обе мои руки заняты пассажами в разных концах фортепиано, между тем, одновременно нужно брать ноты в средней клавиатуре, — это невозможно!» «Позволь,- сказал Моцарт, — я сыграю». Дойдя до, казалось бы, технически невозможного места, он нагнулся и прижал… носом нужные клавиши! Гайдн был курносым, Моцарт — длинноносым. Моцарт выиграл шампанское. Присутствующие рыдали от хохота и кричали: «Браво, Моцарт!».
Особенности национального характера австрийцев | Фокус-Австрия
Чем отличаются австрийцы от немцев? Чем живут и к чему стремятся австрийцы? Как они видят нас – русскоязычных туристов и жителей Австрии? В данном цикле статей мы вместе отправляемся в увлекательное путешествие в поисках особенностей национального характера австрийцев.
Вечные соперники
Не секрет, что граждане Германии зачастую шли «на шаг впереди» австрийцев. 30 лет назад о среднем доходе жителей Мюнхена соседи из Зальцбурга могли только мечтать, а первые Фольксвагены – «автомобили для народа» – стали привычным стандартом сначала для немецких, а лишь спустя некоторое время и для австрийских семей. Сюда же относится и столь завидное летнее путешествие в Римини. В то время как семьи из Германии наслаждались отдыхом в «bella Italia», австрийцы проводили отпуск на родине в силу нехватки средств для чего-то иного. Комплексуют Австрийцы и по поводу небольших размеров своей страны, некогда представлявшей собой необъятную империю. Как не очень льстиво выразился бывший премьер-министр Франции Жорж Клемансо: «В состав Австрии вошло то, что осталось».
Туристы, сравнивающие Австрию и Германию, отмечают еще одну характерную для австрийцев черту. Соседи-немцы ее называют «Schlamperei» – некая склонность к беспорядку и неаккуратности. Но всякая неаккуратность познается в сравнении, и австрийская Schlamperei особенно бросается в глаза на фоне сверхаккуратных немцев.
Чувство юмораДля австрийского чувства юмора характерен некий сарказм и самокритичность.
Часто задаваемый мне вопрос: Поймут ли австрийцы юмор россиян или украинцев, будут ли от души смеяться за компанию во время рабочих семинаров, которые наши соотечественники нередко проводят очень весело? Скорее всего, не поймут. Участники семинара удостоятся снисходительной улыбки австрийца, а случаи, когда вы почувствуете себя поистине на «одной волне» останутся, скорее всего, исключением.
Замужество и детиСвязывать себя брачными узами австрийцы не очень-то спешат, и привычный возраст для замужества и первого ребенка постепенно сдвинулся за тридцать. Но даже наличие детей не является поводом для официального «да, я хочу». Вместе живущие пары, не состоящие в браке, называют в Австрии «Lebensgefährten» – спутниками жизни. Не удивляйтесь, если таких «спутников жизни» дома ждут трое малолетних отпрысков, называющих родителей не «мама» и «папа», а по именам – к примеру, «Клаудия» и «Карл».
КультураЦентрами высокой австрийской культуры по праву считаются величественная Вена и Зальцбург, город Моцарта. И даже если сам Моцарт покинул Зальцбург в молодом возрасте и предпочел жить и творить в Вене, жители Зальцбурга по сей день присваивают имя «Моцарт» всему, что только может вызвать интерес гостей города и стать источником прибыли. Так в Зальцбурге можно найти площадь Моцарта, мост Моцарта, дом, где родился Моцарт, дом, где жила семья Моцарта, кафе Моцарта, торт Моцарта, кофе Моцарта, Моцартеум (консерватория в Зальцбурге), неделя Моцарта (во время которой проходят концерты, посвященные музыкальному гению), год Моцарта и даже… шарики Моцарта (Mozartkugeln) – конфеты с начинкой из марципана.
Если говорить о вкладе Австрии в мировую культуру, следует отметить Вену, город композиторов. Именно здесь жили и создавали свое музыкальное наследие Гайден, Брукнер, Мале, Шуберт, Шенберг, Штраус, а также Брамс и Бетховен.
Звания и титулыИспокон веков связи или, как любят выражаться сами австрийцы, Vitamin B (витамин «Знакомств») являлись решающим фактором восхождения по карьерной лестнице. Знать кого-то «полезного и важного» и сегодня станет несомненным преимуществом в ряде жизненных ситуаций. Наверное, именно этим обстоятельством обусловлена любовь австрийцев к титулам и ученым степеням. В Австрии (в отличие от Германии) принято называть ученую степень человека, к которому вы обращаетесь. Важно также отметить, что титулы зачастую автоматически закрепляются за супругами профессоров и докторов. Так, обращения «госпожа профессор Шмидт» или «госпожа доктор Мюллер» не всегда являются признаком особенных интеллектуальных способностей или научных достижений «госпожи», а указывают на тот факт, что она замужем за господином доктором или профессором (что тоже можно рассматривать как своего рода достижение).
А что поразило вас в общении с австрийцами? Что понравилось в менталитете, а что не очень? Оставляйте ваши комментарии!
Понравилась данная статья? Поделитесь ею с друзьями, для этого нажмите любую кнопку:
Вы хотите регулярно получать свежие материалы, новости и рекомендации по Австрии? Подпишитесь на мою рассылку и оставайтесь в курсе событий!
Отзывы туристов. Зальцбург — отзыв
Другие интересные отзывы Зальцбург (нем. Salzburg, бав. Såizburg, буквально — «Замок соли») — город в западной Австрии, столица федеральной земли Зальцбург. Зальцбург — четвёртый по величине город Австрии после Вены, Граца и Линца. Центральная историческая часть г. Зальцбург внесена в список мирового наследия Юнеско.Так пишет о городе Википедия.
Первое, с чем ассоциируется Зальцбург у туристов — это Моцарт. Ведь именно здесь он родился 26 января 1756. Позднее семья Моцартов переехала на правый берег. Моцарт жил там в период 1773—1780 годов. Как говорится, самые лучшие пиарщики живут в Австрии — они убедили весь мир что немец Моцарт — австриец, а австриец Гитлер — немец.
Однако, в плане туристического обзора Зальцбург — это тот город, где привлекательнее он сам, нежели музеи. Поэтому побродите по его дворикам и улочкам (в старом городе их буквально несколько), посидите в кафейнях, где все друг друга знают и приходя, делятся новостями, неторопливо читают газеты… и где подают зальцбургский нокерль, который уже навсегда останется для меня олицетворением Зальцбурга.
Я же видела его в мае. И не просто в мае, а во время футбольного чемпионата, о чем делала несколько отдельных репортажей. Поэтому сегодня останавливаться ни на футболе, ни на сладостях, ни на цветочных (см. вчерашний пост) города я не стану. А просто поделюсь его красивейшими видами.
Город расположен на берегах реки Зальцах, у северного подножья Альпийских гор. Да-да, Оля, в Европе тоже бывают горы, и не менее красивые 😉
Течение реки настолько сильное, что иногда она кажется горизонтальным водопадом
Мост соединяет старый и новый город
Пивная над обрывом
На домах Зальбурга пишут дату постройки и дату реставрации
Зальцбургская пивная
Ресторан St . Peter –– один из старейших ресторанов Европы, основан в 803 году.
Парк Мирабельгартен. Дворец Мирабель, построен в 1606 году, и с тех пор не раз перестроен. Сейчас — резиденция городского бургомистра.
Улице Гетрайдегассе (Getreidegasse) — небольшая старинная улочка, идущая от Резиденцплац через весь старый город. На улице находится дом, где родился В. А. Моцарт, здесь же расположены уютные кафешки и магазинчики, улочка совсем узкая, но очень живописная!
Дом рождения Моцарта
Символ Зальцбурга, могущественная крепость Хоэнзальцбург, основанная в 11 столетии, величественно господствует над городом. Это крупнейшая полностью сохранившаяся крепость Центральной Европы.
Фуникулер
Смотровая башня на горе Мёнхберг
Бенедиктинское аббатство св. Петра. Основано св. Рупертом около 690 года, с чего началось развитие города; функционирует в качестве мужского монастыря до настоящего времени. До 1100 года в аббатстве располагалась резиденция архиепископа. Располагается у подножия горы Мёнхсберг. В узком пространстве между скалой и боковой стеной собора св. Петра зажато крошечное, но очень древнее кладбище, на котором хоронили монахов аббатства. Оно действительно произвело на меня очень светлое впечатление — утонченное, солнечное, словнопроизведение искусства…
Катакомбы вырублены в отвесной стене горы Мёнхсберг, к которой примыкает аббатство. В пещерах жили отшельники раннехристианской эпохи, ещё до основания аббатства.
Кафедральный собор. Первое церковное здание на этом месте, небольшая базилика, была освящена ещё епископом Виргилием в 774 году. В 1200 году на её месте был построен собор в романском стиле, полностью сгоревший в 1598 году. В 1614—1628 годах было возведено нынешнее здание, ставшее первым барочным собором в немецкоязычных землях.
А сквозь каменные стены по всему горожду прорастуют колокольчики….
Автор: catarine
Комментарии
17 мая 2012 8:26
The forum is a brihgetr place thanks to your posts. Thanks!
ответить
30 октября 2009 9:41
А можно поподробнее про пивную над обрывом? Где это, как её найти?
ответить
27 апреля 2009 8:28
CATARINA, спасибо за рассказ о Вашей поездке. Настолько всё ярко, образно и… иронично. Прекрасно! Через четыре дня уже буду пользоваться Вашим «путеводителем». Но мечтаю сходить на концерт в Золотой Зал и прогуляться по Опере.
А где еще были? или куда мечта зовёт?
Всех благ и хороших гидов-экскурсоводов. Привет из Санкт-Петербурга! Светлана
ответить
28 апреля 2009 10:10
Света, спасибо!
Желаю хорошего путешествия и непременно отведать вкусняшку Зальцбургерн Нокернль:)))
Оченб хочется как-нибудь в Австрии отдохнуть на озерах…эх…
удачи!
Катя
ответить
Оставьте сообщение:
на фестивале в Зальцбурге состоялась премьера неизвестной пьесы Моцарта — ИноТВ
Музыкальная сенсация на «Неделе Моцарта» в Зальцбурге: к 265-летию со дня рождения великого австрийца была приурочена мировая премьера его неизвестного ранее произведения. По мнению художественного руководителя Роландо Вильясона, который на открытии фестиваля поздравил весь мир с найденной новой пьесой юного Моцарта, эта музыка служит опорой в трудные времена и всегда «выводит к свету», передаёт Euronews.
РОЛАНДО ВИЛЬЯСОН, художественный руководитель фестиваля: Какой необыкновенный момент мы переживаем! Совершенно новая пьеса Вольфганга Амадея Моцарта!
РОЛАНДО ВИЛЬЯСОН: Так удивительно видеть партитуру, слышать музыку, до сих пор никогда не слышанную!
94 секунды неизвестного Моцарта исполнил корейский виртуоз Чо Сон Чжин. В Зальцбурге, таким образом, состоялась мировая премьера.
Наш корреспондент смогла увидеть оригинал партитуры. Она написана примерно в 1773 году, нотный лист был куплен у частного коллекционера.
УЛЬРИХ ЛЯЙЗИНГЕР, директор по исследованиям Фонда Моцарта: Интересно, что почерк здесь довольно необычный для Моцарта. Да, конечно, его рука видна. Но видно и то, что партитуру записывали очень-очень быстро. Видите, перед нами — не нотная бумага, а обычный лист, на котором Моцарт начертил нотный стан.
Специалисты считают, что Моцарт написал это танцевальное «Аллегро», когда ему было 17 лет — либо ещё в Италии, либо сразу по возвращении в Зальцбург.
ЧО СОН ЧЖИН, пианист: Я нахожу эту музыку очень радостной, восхитительной, шаловливой. Вы определённо чувствуете, что это написано Моцартом, молодым Моцартом. Вам передаётся чистая эмоция. Это как прыжок — и вдруг такой лиричный переход. Этот контраст мне очень нравится.
Моцарт заявил о себе очень рано. Его редкий дар в полной мере отражён в концертной арии Va, dal furor portata — мальчик написал её в девять лет.
РОЛАНДО ВИЛЬЯСОН: Вы видите юношу, полного юности, амбиций, энергии! Вы как будто слышите: «Посмотрите, что я только что сделал!»
КЕРИ-ЛИНН УИЛСОН, дирижёр из Канады: Это драматическая пьеса о ярости, его ярости. Внутри Моцарта бурлило что-то, предвещавшее «Дон Жуана» и весь ряд его великих драматических работ.
РОЛАНДО ВИЛЬЯСОН: Моцарт берёт нас за руку и проводит через трудные времена. Но он всегда выводит нас к свету.
Дата выхода в эфир 28 января 2021 года.
Мюзикл Моцарт! (Моцарт) — Мюзиклы
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) является, пожалуй, одним из самых знаменитых и значительных композиторов во всей мировой культуре. Уникальный чудо-ребенок, начавший сочинять музыку уже в пятилетнем возрасте, ставший позднее автором множества прекрасных и величественных произведений, гордым маэстро, предпочитавшим свободу творчества обеспеченному положению придворного композитора, окончил свою недолгую земную жизнь в нищете — но обрел бессмертие. История жизни Моцарта, полная триумфов, падений и тайн, не могла не стать основой для мюзикла — и стала.
Авторов мюзикла «Моцарт!» немцев Кунце и Левая интересовало противоречие между беспутной жизнью Моцарта и той божественной музыкой, которую он сочинял. К моменту написания «Моцарта!» они были известны в Европе как авторы мюзикла «Элизабет». Кунце также прославился в мире музыкального театра переводами текстов мюзиклов Эндрю Ллойд Уэббера на немецкий язык.
Параллели между первым и вторым мюзиклами Кунце-Левая очевидны. Оба мюзикла — биографии известных людей. Оба начинаются на кладбище, в обоих прослеживается жизнь героев с детских лет и до самой смерти. Если в «Элизабет» неким потусторонним, мистическим персонажем была Смерть, то в мюзикле «Моцарт!» таким персонажем является гений композитора — Амадей. Это маленький мальчик в пудреном парике, похожий на юного Моцарта. Он воплощает собой талант композитора, но одновременно и рок, проклятие, висящее над ним. Он преследует Моцарта повсюду, являясь невидимым для других персонажей спектакля, и именно он создает все гениальные произведения Моцарта, но и подталкивает его к гибели.
Постановкой «Моцарта!» занималась та же команда, что работала над «Элизабет». Михаэль Кунце разработал сюжет и написал тексты. Левай не только создал оригинальную музыку, но и подобрал отрывки из сочинений самого Моцарта, которые должны были звучать, дополняя написанный Леваем материал. Режиссер — Гарри Купфер — совместил в постановке наши дни и современную Моцарту эпоху. Толпы поклонников Моцарта размахивают воздушными шариками с портретом своего кумира, а сам Моцарт щеголяет в широких рэперских брюках. Декорации Ганса Шаверноха весьма условны — например, когда действие происходит в замке, то его интерьер просто проецируется на задник в качестве слайда. Большинство сценографических эффектов создаются засчет изменения сценического пространства, передвижения кулис и пола. Зато костюмы, разработанные Яном Таксом очень красочны — все персонажи, кроме Моцарта, облачены в яркие, почти карнавальные одежды, лишь условно напоминающие о ХVIII веке. Например, на полуобнаженной груди епископа Коллоредо красуется такой крест, которому позавидовал бы любой новый русский. Хореографией постановки занимался Деннис Каллахан.
Премьера мюзикла состоялась 2 октября 1999 года в Вене — городе, сделавшем Моцарта знаменитым. Что символично, шел спектакль в самой Венской Опере. Мюзикл продержался в Вене около года, его успели посмотреть больше 200 тыс. человек. В оригинальном составе Моцарта сыграл харизматичный норвежец Ингве Гасой-Ромдал, которому удалось создать образ романтичного, но взбалмошного юноши с копной светлых волос. Внешне он очень напоминал Брэда Питта из фильма «Интервью с вампиром». Звезда немецкого музыкального театра Уве Крегер (который также был первым австрийским и немецким исполнителем роли Смерти в «Элизабет») сыграл роль главного антагониста Моцарта — епископа Коллоредо. Вслед за постановкой был выпущен диск с основными ариями спектакля, записанными актерами оригинального состава. На сегодняшний день — это единственная аудиозапись мюзикла.
Действие спектакля начинается на кладбище, куда фрау Ниссен, вдова Моцарта, приводит доктора Месмера по его просьбе. За вознаграждение она показывает Месмеру приблизительное место захоронения мужа. Месмера охватывают вспоминания о первом выступлении Моцарта перед публикой.
Зритель переносится в то время, когда маленький Вольфганг давал свой первый концерт. Высший свет очарован юным гением, а его отец Леопольд собирает пожертвования в пользу сына, которые пойдут на развитие его таланта. Лишь Наннерль, сестру Вольфганга, беспокоит, что мальчик устал и у него температура. Проходят годы. Уже выросший Моцарт приходит к сестре похвастаться своим приобретением — модным красным камзолом. Наннерль радуется вместе с братом, называя его Принцем. Но отец Вольфганга, узнав, что сын выиграл деньги на камзол в карты, возмущается и требует вернуть камзол продавцу, а сына отправляет работать над сочинением, которое тот обещал епископу курфюрства Зальцбург — Коллоредо.
Во дворце епископа все готово к приему, ждут лишь Моцартов с новым сочинением Вольфганга. Появляется епископ, возмущенный отсутствием Моцарта, но в последний момент появляются Леопольд и его сын. Моцарт-младший гордо заявляет, что принес епископу такую божественную музыку, которой он больше нигде не найдет. Епископ заставляет Моцарта замолчать, и юному Моцарту такое обращение приходится не по душе, о чем он тут же и заявляет. Разгорается скандал, и в результате епископ прогоняет его, заявив, что не хочет больше слышать фамилию Моцарт.
Оставшись без места, Моцарт вместе с матерью покидает родной Зальцбург и отправляется в путешествие по Европе чтобы найти работу для юного дарования. Наннерль и Леопольд остаются дома. Пока Наннерль с наивной уверенностью рассказывает знакомым, что брата везде встречают с радостью, Леопольд Моцарт грустит дома и пишет сыну письма. Он просит сына стать нужным людям и любимым ими — тогда он будет гордиться им. Но в мире столько лжи и несправедливости, поэтому Моцарту лучше «заковать свое сердце в железо», чтобы защититься от врагов.
В Мангейме Вольфганга приглашает к себе семейство Вебер. У этой почтенной, но почти разорившейся на карточных играх семейке, остался лишь один козырь — куча незамужних дочерей. В одну из них — певицу Алоизию и влюбляется Моцарт, обещая сделать ее примадонной. Однако он должен уехать в Париж вместе с матерью. Из Франции он высылает все заработанные деньги семейству Вебер, в то время, как его мать умирает в нищете. Потрясенный смертью матери, Моцарт задумывается над смыслом жизни. Зачем человеку даны надежды, когда в конце концов он все равно оказывается в бездне мрака?
Баронесса фон Вальдстэтен, покровительница Моцарта, уговаривает Вольфганга отправиться вместе с ней в Вену. Она рассказывает притчу о принце, который живет в чудесном королевстве и обожаем своим отцом. Жизнь в стенах королевства прекрасна, но если он хочет добиться большего, то должен один отправиться в дали, где его может поджидать опасность. «Где-то далеко золото падает со звезд… если ты хочешь его найти, ты должен уйти из дома и встретить все опасности лицом к лицу»
Отец не хочет отпускать Моцарта в Вену. Он боится, что Моцарт не преуспеет и там, как он не преуспел в Париже. Вольфганг твердит, что он ненавидит Зальцбург и все равно хочет уехать. Леопольд объясняет, что только из любви к своему сыну он противится его отъезду.
В это время семейство Вебер переселяется в Вену, но Алоизия уже вышла замуж за другого. Впрочем, средняя дочка — Констанца — выказывает композитору свое внимание, и он переселяется жить поближе к Веберам, в Вену. Леопольд Моцарт чувствует, что его предали. Наннерль, размышляя своем о брате, вспоминает их детство. Они жили как в королевстве, но этой сказке пришел конец. Она не может понять брата и больше не хочет его видеть.
В Вене Моцарт встречается к епископом Коллоредо и графом Арко. Коллоредо требует, чтобы Моцарт вернулся в Зальцбург, в его курфюрство. Но Моцарт решительно отказывается, назвав Зальцбург провинцией и оскорбив епископа, который обещает позаботиться о том, чтобы в Вене Моцарт умер с голода. Граф Арко говорит Моцарту, что тот подписал себе приговор, но молодой человек, напротив, считает, что он только начинает жить. Тем не менее, становится понятно, что он обречен стать жертвой своего собственного демона — маленького гения-Амадея.
Моцарта не покидают вопросы: как сказать «нет» своей судьбе? как выбраться из собственной шкуры? кого спросить, если сам себя не понимаешь? как можно чувствовать себя свободным, если ты не можешь убежать от своей тени? куда ты можешь деться, если ты самому себе загораживаешь путь? Хор указывает Моцарту на демона-Амадея, который преследует его. От судьбы невозможно сбежать — к такому выводу с отчаянием приходит Моцарт.
Проходит некоторое время и Моцарт становится известен в Вене. Но слава и талант — это еще не все, нужно в совершенстве владеть искусством плетения интриг. Однажды Констанца, к которой Моцарт привязывается все больше, прибегает к своему возлюбленному и сообщает, что ушла из дома. Она плачет, и Моцарт утешает девушку. Он хочет защитить ее, хочет всегда быть рядом, его чувства глубоки, он никогда не бросит ее. Констанца говорит, что он не такой, как другие, и она доверяет ему, она хочет связать с ним свою жизнь раз и навсегда. Неожиданно идиллия прерывается появлением матери Констанцы, которая называет Моцарта коварным соблазнителем и подсовывает молодому человеку договор, который обязует молодого человека либо немедленно жениться на ее дочери, либо пожизненно выплачивать алименты. Констанца на глазах у Моцарта разрывает договор, чтобы тот не подумал, что она участвовала в интриге, задуманной ее матерью, но в душе Моцарта подозревает свою возлюбленную.
Моцарту снится кошмар. Он оказывается на маскараде и видит, что каждый — не тот, за кого себя выдает. Все — только театр, только игра и бесконечный хоровод масок, а Моцарт вынужден лишь разгадывать бесконечные загадки. На балу появляется его отец Леопольд, который говорит, что дал своему сыну все, что мог, но одного Моцарт-сын так и не сможет получить — счастья.
Моцарт и Констанца все-таки женятся, но выясняется, что Констанца — не та женщина, которая будет терпеть слабости Вольфганга. Он порой не появляется до утра, приходит пьяный, проигрывает деньги в карты. А она должна утешать его, обустраивать его быт, быть его музой. Констанца все чаще находит утешение в вине. Она забрасывает домашнее хозяйство, ей все наскучило, она мечтает оказаться там, где всегда танцуют и веселятся, и она не собирается отказываться от развлечений. А если ее муж умрет — что ж, она не собирается долго рыдать на его могиле!
Леопольд, наконец, решает навестить сына. Но он понимает, что больше ему не нужен. Моцарт-младший высказывает отцу все, что давно копилось в нем: да, он не такой, каким его хотел бы видеть Леопольд, он уже не маленький мальчик, о котором нужно заботиться. Да, он не из тех, на кого можно положиться. Да, он забывает о своем долге. Но почему не может его отец любить его таким, какой он есть? После этого разговора они расстаются навсегда.
Епископ Коллоредо так и не смог забыть прекрасной музыки Моцарта. Он даже зовет к себе Леопольда, чтобы узнать, на каких условиях его сын мог бы вернуться обратно к нему на службу. Но Леопольд поставил на сыне крест и это же советует сделать Коллоредо. Епископ вновь и вновь просматривает партитуры сочинений Моцарта, размышляя о том, что он всю жизнь читал книги, пытаясь проникнуть в тайны мироздания, увлекался наукой, но он так и не может понять, как он сам, как сила разума, как весь мир может быть побежден волшебством музыки Моцарта.
Моцарту заказывают Реквием. В то же время его друг — директор театра Шикандер — предлагает написать для него оперу. В качестве «источника вдохновения» он предлагает одну из актрис театра. Пока Вольфганг развлекается со своей «музой», маленький Амадей сочиняет гениальную «Волшебную флейту». Публика в восторге от оперы и ее автора. Моцарт дарит им волшебство, дарит надежду. Его музыка показывает людям, что этот мир болен. «Бог дал миру это чудо — Моцарта… он как звезда, которая вечно будет сиять над землей, освещая ее. Бог дал нам Моцарта!».
Казалось бы, Моцарт наконец достиг того, чего желал — славы, признания своей музыки. Но Моцарт не торжествует. Напротив, он чувствует себя плохо, как будто он отравлен. Пока он лежит в постели, гений-Амадей сочиняет «Реквием», записывая партитуру кровью Моцарта, и в конце концов пронзает его сердце пером. Моцарт умирает.
В завершение Моцарт вместе с хором снова спрашивает: «Как жить, если мы лишь рабы собственной судьбы? Неужели мы никогда не сможем скрыться от собственной тени?»
Мюзикл Кунце и Левая «Моцарт!» не менее известен, чем их предыдущая совместная работа — «Элизабет». Кроме Австрии, «Моцарт!» с успехом шел Германии. Премьера состоялась в Гамбурге 21 сентября 2001 года. Главную роль в спектакле вновь исполнил Ингве Гасой-Рамдал, а роль Леопольда Моцарта — Этан Фриман, который не только пел главную партию в австрийской постановке мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера «Призрак Оперы», но и был первым исполнителем роли анархиста Лучени в «Элизабет».
Остается лишь надеяться, что спектакль когда-нибудь смогут увидеть зрители других стран — ведь поклонники гения Моцарта живут не только на его родине, а у постановки достаточно достоинств, чтобы составить конкуренцию лондонским и бродвейским шоу.
Говорят, что на роль Моцарта в фильм Милоша Формана «Амадей» приглашали сниматься самого Эндрю Ллойд-Уэббера, но он отказался. Норвежец Ингве Гасой-Ромдал, исполнитель роли Моцарта, может похвастаться ведущими ролями в самых известных мюзиклах. В Норвегии он играл Мариуса в «Отверженных», Анатолия в «Шахматах», Рауля в «Призраке Оперы», в Швеции — Тони из «Вестсайдской истории», в Германии — Чудовище в «Красавице и Чудовище», Джо Гиллиса в «Бульвар Заходящего Солнца». Он также пел в операх, таких как «Макбет» и «Бен Гур», в его планах исполнить главную партию в рок-опере «Иисус Христос — Суперзвезда». Ингве трижды выступал в Королевском Альберт Холле в Лондоне — два раза в гала-концертах с Элэйн Пэйдж, а совсем недавно участвовал в концерте «A Night of 1000 Voices», посвященном творчеству Тима Райса. На телевидении он успел сняться в одном из эпизодов своего любимого немецкого сериала «Комиссар Рекс». Уве Крегер — культовая фигура немецкого музыкального театра. Его по-настоящему прославила роль Смерти в мюзикле «Элизабет». Кроме того, он исполнял ведущие роли в немецких версиях исзестных мюзиклов: он был первым Расти в «Звездном Экспрессе», первым Джо Гиллисом в мюзикле «Бульвар Заходящего Солнца», первым Крисом в «Мисс Сайгон», первым исполнителем главной роли в мюзикле «Наполеон». Уве Крегер принимал участие в австрийских и датских постановках «Отверженных», исполнил партию Чудовища в немецком «Beauty and the Beast» и Фараона в недавней венской постановке мюзикла «Иосиф и его чудесного разноцветного плаща». Он пел и в знаменитых рок-операх — «Иисус Христос — Суперзвезда» и «Starmania». Крегер является обладателем множества театральных премий, в основном, немецких
Австрия возмущена тем, что Моцарт попал в шорт-лист лучшего немецкого языка всех времен | Мировые новости
Голосование за «лучшего немца всех времен» вчера началось шатко после того, как посол Австрии в Германии пожаловался, что Вольфганг Амадей Моцарт, имя которого фигурирует в списке подходящих кандидатов, является австрийцем.
Посол, Кристиан Просл, возмутился, увидев имя Моцарта в списке из 300 потенциальных кандидатов, когда стартовал конкурс, организованный немецким телеканалом ZDF.
Г-н Просл сказал: «Моцарт от природы австриец. Я бы сказал, что это случай ошибочного национализма».
Моцарт родился в Зальцбурге в 1756 году и умер в Вене в 1791 году. Путаница вызвана тем фактом, что до основания Второго Рейха в 1871 году немцы жили в конфедерации независимых городов-государств в союзе с Австро-Венгрией. империя.
Современные справочники называют Моцарта «австрийским композитором», но если бы самого композитора спросили, он, вероятно, сказал бы, что он немец по национальности — национальное государство было расплывчатым понятием, и люди больше ассоциировали себя с этническими группами.
Копируя сериал BBC «Великие британцы», показанный прошлой осенью и выигранный Уинстоном Черчиллем, в немецкой версии было выбрано менее оскорбительное название «Наши лучшие» и, в отличие от британской, составлен список предложенных кандидатов.
По уважительной причине: отсутствует более очевидный австрийский кандидат. Адольф Гитлер родился в австрийском городке Браунау-ам-Инн, недалеко от австро-германской границы, но его имя, как и имена других известных нацистов, не было включено в список.
«Мы ищем лучших среди самих себя, и Гитлер явно не вписывается в эту категорию», — сказал Томас Харгердорн, представитель немецкого шоу.
«Это должно выявить положительные аспекты немецкой культуры, поэтому его имя было исключено».
Последствия исторически подвижных границ Германии превратили выдвижение кандидатов в кошмар для производителей. Список сумел вызвать раздражение у нескольких других стран и заставил дипломатов возиться за свои учебники по истории.
«Британцам было намного проще жить на острове, — сказал г-н Харгердорн, — но для нас постоянно меняющиеся границы создают много проблем.»
Даже г-н Харгердорн признает, что право Зигмунда Фрейда на участие в программе» пограничное «. Фрейд родился в 1856 году в Приборе, который сейчас является частью Чешской Республики и в то время только частью немецкого союза. Фрейд провел большую часть своей трудовой жизни. в Вене перед тем, как эмигрировать в Лондон, где он умер в 1939 году.
Доводы в пользу включения Николая Коперника, первого астронома, предположившего, что Земля вращается вокруг Солнца, еще более сомнительны.
«Он поляк. По крайней мере, этому нас учили в школе », — сказал представитель польского посольства в Берлине.«Части Польши действительно принадлежали Германии, но это было позже».
Отец Коперника был из Кракова, он родился в польском городе Торунь в 1473 году. Он некоторое время учился в Болонском университете в Италии, прежде чем вернуться в Польшу, где он умер в 1543 году в городе Фромборк.
Историки могут утверждать, что участок земли, на котором жил Коперник, был достаточно немецким, чтобы дать ему право на участие.
Единственное, что квалифицирует актера Гойко Митича, — это его паспорт. Очень любимый целым поколением восточных немцев, Митич родился в Сербии и юношей приехал в Восточную Германию, где быстро стал сердцеедом ГДР, сыграв коренного американца в серии социалистических вестернов.
«Митич имеет право на участие, потому что он сделал свою карьеру в Германии и был гражданином Восточной Германии, когда обрушилась стена. Это второй критерий, который мы использовали при составлении списка», — сказал г-н Харгердорн.
Лидеры и промахи
Среди претендентов:
Музыканты
Бах, Бетховен, Брамс, Гайдн, Рихард Штраус, Вагнер, звезда панка Нина Хаген … и Моцарт
Писатели
Гете, Гессе, Манн, Грасс и братья Гримм
Мыслители
Эйнштейн, Энгельс, Гегель, Хайдеггер, Кант, Лютер, Маркс, Ницше… и Фрейд
Сегодняшние знаменитости
Борис Беккер, Штеффи Граф, Карл Лагерфельд, Клаудиа Шиффер, Михаэль Шумахер
О Моцарте — новая австрийская информация
Австрийский или немецкий композитор?
Герхард Аммерер
Фотография вверху: Подражатель Моцарта перед домом, где родился композитор, в Зальцбурге. Salzburg Tourism
ГРАЖДАНСТВО блудного сына Зальцбурга разгорелось ожесточенно.И ГЕРМАНИЯ, И АВСТРИЯ ПРЕТЕНЗИВАЮТ НА НАСЛЕДИЕ ИКОНИЧЕСКОГО КОМПОЗИТОРА.
В 2003 году Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) был назван величайшим австрийцем всех времен, опередив других уроженцев 20-го века, таких как бывший канцлер Бруно Крайски, горнолыжник Герман Майер и артист Питер Александер. Если верить маркетологам и экспертам по связям с общественностью, в ближайшее время ситуация не изменится. Без сомнения, Моцарт — один из самых значительных людей в мировой истории, он «работал» как ценный «австрийский» бренд больше, чем когда-либо.Согласно опросу, который проводился примерно в то же время, первый послевоенный канцлер Конрад Аденауэр считался №1 Германии. Кстати, австрийцы Моцарт и Зигмунд Фрейд также попали в немецкий рейтинг.
Современники 18-го и начала 19-го века были более чем щедры на национальную принадлежность или узурпацию: Моцарт был объявлен европейцем, что было подчеркнуто во время празднования двухсотлетней годовщины его рождения в 1956 году.К какому сообществу на самом деле принадлежал Моцарт? Как указано, ответы необъективны. Однозначно определенное «гражданство» в сегодняшнем юридическом смысле этого термина не было распространено в 18 веке. Но даже национальность Моцарта уточнить непросто. В письмах Моцарт считал себя «немцем», чтобы получить повышение в немецкоязычном суде. «Германия» как суверенная нация еще не существовала: «Германия» Моцарта скорее относилась к немецкоязычной Священной Римской империи в культурных терминах, поскольку немецкий язык становился все более популярным в Европе в период расцвета Просвещения в отличие от итальянского ( опера) и французском (изысканные манеры) языком.
На многих территориях Священной Римской империи, в том числе в Габсбургской монархии, начали развиваться новые идеи единой группы подданных, и термин «гражданин» стал частью повседневного языка. В частности, император Габсбургов Иосиф II использовал этот термин во время своего правления в борьбе с дворянством и системой поместий. Гражданский кодекс Западной Галиции , опубликованный в 1797 году, гласит: «Каждый гражданин, без различия социальной иерархии, класса или пола, обязан способствовать общему благосостоянию путем надлежащего соблюдения законов.«Только иностранцы и посторонние строго отделялись от всех остальных неопределенных членов государства. Исходя из этих современных критериев нашего вопроса, Моцарт большую часть своей жизни принадлежал князю-архиепископству Зальцбургскому. Он родился там, и несмотря на обширные концертные туры, Зальцбург был его основной базой до 1781 года. Еще до своей первой поездки в Италию в декабре 1769 года он был назначен придворным концертмейстером князем-архиепископом Зигмундом графом Шраттенбахом, и поэтому стал членом двора Зальцбурга. .После переезда в Вену этот город стал его местом жительства, где он попросил разрешения жениться и в конечном итоге получил должность придворного композитора при венском императорском дворе в 1787 году. Живя и работая в столице Габсбургской монархии, Моцарт стал Габсбургами. или гражданин Австрии, и оставался «австрийцем» до своей смерти 5 декабря 1791 года.
Д-р Герхард Аммерер — профессор истории Зальцбургского университета Париж-Лодрон.
Рождение Моцарта | История Сегодня
Начав жизнь с множеством гениальных и христианских имен, Иоанн Хрисостомус Вольфганг Готлиб Моцарт родился в восемь вечера в квартире своей семьи на третьем этаже по адресу Гетрайдегассе, 9 в Зальцбурге.Его крестили в Зальцбургском соборе в десять утра следующего дня, так что, возможно, его родители беспокоились о нем. Раньше у них было шестеро детей, и только один из них выжил.
Младенец родился в день святого Иоанна Златоуста, и Вольфганг звали его деда по материнской линии. Готлиб, фамилия его крестного отца, позже была переведена на Теофил или Амадей, которые взрослый Вольфганг использовал только в шутку. Сигизмунд, которого он считал столь же комичным, был добавлен после его утверждения.
Зальцбург в то время не входил в состав Австрии, но находился под властью собственного князя-архиепископа. Отец новорожденного, Леопольд Моцарт, по происхождению немец из Швабии, был скрипачом при дворе князя-архиепископа. Ему было тридцать шесть, а матери ребенка, Марии Анны, тридцать. Они были женаты пятнадцать лет, и Вольфганг станет их последним ребенком. Леопольд был уважаемым музыкантом, дирижером, композитором и педагогом. В год рождения Вольфганга он опубликовал то, что стало стандартной книгой по технике игры на скрипке, а в следующем году он был назначен придворным композитором.
Иметь вундеркинда в семье непросто и, наверное, не так-то просто. Маленький Вольфганг начал разбираться в нотах на фортепиано в возрасте трех лет, выучил игру на органе и скрипке в четыре года и начал сочинять музыку в пять. У него были поразительно рано развившиеся способности читать с листа и импровизировать. Что еще сложнее, его сестра Мария Анна, известная в семье как Наннерль, была исключительно хорошей пианисткой. Ей пришлось научиться играть на второй скрипке своему удивительному брату, который был на четыре года младше.
Леопольд Моцарт был человеком, который очень беспокоился о своем здоровье, если ничего другого не было под рукой. Он был полон решимости максимально развить таланты своих двоих детей, зарабатывать деньги и повышать свой социальный статус, но также потому, что он считал это своим долгом перед ними и перед миром. Отказавшись от собственного сочинения, он был требовательным надсмотрщиком, вечно придирающимся к детской лени, легкомыслию и безответственности, особенно к Вольфгангу. Их мать, которая, к счастью для нее, любила музыку, была более доброжелательной, но во всем уступала мужу.
В возрасте от пяти до пятнадцати лет Вольфганг провел в Зальцбурге меньше трех лет, так как Леопольд брал с собой детей, а иногда и их мать, в несколько поездок. В Европе царил мир, репутация детей опережала их, и модный мир стекался, чтобы их увидеть. Семейная труппа побывала в Мюнхене и Франкфурте, Женеве и Цюрихе, Гааге и Брюсселе. Гете услышал их и был очень впечатлен. В Вене они играли для императрицы Марии Терезии и императорской семьи, включая будущую Марию Антуанетту из Франции.После перехода пролива через Ла-Манш в Англию в 1763 году они выступили для Георга III и королевы Шарлотты, а музыкальный эксперт по имени Дейнс Баррингтон поставил семилетнему Вольфгангу чрезвычайно сложные тесты по чтению с листа, которые он прошел с исключительной легкостью. В Версале королева Мария Лечинская болтала с ним по-немецки и собственноручно кормила его лакомствами. В Италии его чествовал Папа Климент XIV.
К счастью, Леопольд и Вольфганг с готовностью овладели иностранными языками, и вся семья осталась стойкой.Они справились с оспой и различными детскими недугами, с блохами и клопами в постелях в гостиницах. Молодой Вольфганг, как сказал его отец, был очарователен. Аристократические дамы любили обнимать его, и он выказывал свое раздражение, когда мадам де Помпадур этого не делала. Он был умным, напористым и подвижным, и люди замечали, что он, казалось, отчаянно пытался дарить и получать привязанность, как будто ему ее не хватало. Его выступления были настолько блестящими, что критики и соперники начали шептаться о том, что это каким-то образом подделка.То, что подделки не было, станет совершенно очевидным. Вундеркинды часто выгорают. Моцарт — нет.
НОВОСТЕЙ BBC | Развлечения | «Немец» Моцарт огорчает австрийцев
Моцарт родился в Зальцбурге, ныне часть Австрии |
Посол Австрии в Германии Кристиан Просл сказал, что, поскольку Зальцбург находится на территории современной Австрии, Моцарт — австриец, и пожаловался на включение композитора в список.
Но создатели телепрограммы, копии сериала BBC «Великие британцы», заявили, что Моцарт назвал себя немцем и имеет право на участие в сериале.
Моцарт родился в Зальцбурге в 1756 году и умер в Вене в 1791 году. В то время говорящие по-немецки жили в свободной конфедерации государств.
Вошедшие в шорт-лист лучших немцев Людвиг ван Бетховен Борис Беккер Бертольт Брехт Альберт Эйнштейн Клаудиа Шиффер (на фото) Вольфганг Амадей Моцарт Карл Маркс |
Представитель посольства Австрии в Лондоне сообщила BBC News Online, что Моцарт не был ни немцем, ни австрийцем, поскольку он приехал из Зальцбурга, когда это был собственный город-государство, но теперь Австрия объявила его «австрийцем».
Среди других спорных кандидатов в шоу, созданном ZDF, — композитор Йозеф Гайдн, который родился в Вене, и психоаналитик Зигмунд Фрейд.
Он родился в моравском городе Прибор, который тогда входил в состав немецкой лиги, но теперь находится в Чешской Республике, но большую часть своей жизни прожил в Вене, прежде чем переехать в Лондон.
Другой спорный кандидат — ученый эпохи Возрождения Коперник, первый человек, который теоретизировал, что Земля вращается вокруг Солнца, который родился в городе Торунь, ныне являющемся частью современной Польши.
Нацистский бан
ZDF сказал, что всегда были некоторые противоречия, потому что границы Германии менялись так часто, и производители испытывали трудности с предложением некоторых кандидатов, рожденных за пределами нынешних границ Германии.
В отличие от шорт-листа великих британцев, который был выбран публикой, шорт-лист из 300 немцев в основном был выбран разработчиками программ, чтобы не допустить избрания Адольфа Гитлера, австрийца по происхождению, или других нацистских лидеров.
Общественность смогла выбрать только 50 кандидатов.
Некоторые из неоспоримо-немецких кандидатов включают композитор Людвиг ван Бетховен, ученый Альберт Эйнштейн, писатель Гюнтер Грасс, теннисист Борис Беккер и супермодель Клаудия Шиффер.
В программе «Великобритания» победил британский лидер военного времени Уинстон Черчилль.
Памятники Проспект-парка — Мемориал Моцарта: Парки Нью-Йорка
Вернуться к списку памятников
Посмотрите все памятники в парках Нью-Йорка, а также временные инсталляции паблик-арта на нашей карте и путеводителе по общественному искусству Нью-Йорка.
Мемориал Моцарта
История
Этот бронзовый бюст австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) был создан немецко-американским скульптором Августом Максом Йоханнесом Мюллером. Посвященная в 1897 году в Концертной роще, статуя является одной из семи в непосредственной близости, включая четыре портрета композиторов.
Моцарт родился в Зальцбурге, Австрия. В раннем детстве он продемонстрировал замечательные музыкальные способности, особенно на клавесине и как композитор.Будучи вундеркиндом, он гастролировал со своим отцом, и его первые работы были опубликованы в Париже и Лондоне в начале 1760-х годов. Он вернулся в Зальцбург в 1766 году, чтобы изучать контрапункт со своим отцом. Затем Моцарт переехал в Вену, где в 1769 году принял императорский заказ на сочинение и дирижирование оперы ( La Finta Simplice ). В том же году он получил почетное назначение концертмейстером архиепископа Зальцбургского. После двухлетнего турне и короткого второго пребывания в Италии Моцарт поселился в Вене в качестве учителя и композитора, живя практически в бедности, несмотря на то, что он занимал пост королевского камерного композитора австрийского императора Иосифа II (1741-1790).
Долгое время находясь в плохом состоянии здоровья, Моцарт умер 5 декабря 1791 года над своим Реквиемом. За свою короткую жизнь он написал более 600 произведений практически во всех музыкальных формах, создав творчество, не имеющее себе равных по своему великолепию и разнообразию. Среди его самых известных работ — оперы Дон Жуан (1787) и Волшебная флейта (1791).
Концертная роща хранит богатую коллекцию бронзовых скульптурных портретов. Три из них, бюст Генри Берера Людвига ван Бетховена (1894), Честер-Бич Карл Мария фон Вебер (1909) и эта статуя Моцарта, были подарены городу Бруклину в 1897 году Объединенными немецкими певцами. Бруклин.Группа выиграла бюсты в качестве трофеев на Национальном Saengerfest, хоровом конкурсе, проходившем на Мэдисон-сквер. За 6000 долларов группа поручила архитектору Кальтвассеру спроектировать гранитное основание и установила произведение в Проспект-парке, где оно было освящено 23 октября 1897 года.
Мюллер изображает Моцарта в задумчивости, одетого в старинный высокий воротник и рубашку с рюшами из жабо. В 1997 году скульптура была законсервирована, а давно отсутствующие бронзовые декоративные венок и лира на основании были воссозданы Программой сохранения памятников Фонда городских парков при финансовой поддержке Фонда Флоренс Гулд.
Щелкните карту для направления
Щелкните изображение, чтобы увеличить
Детали мемориала Моцарта
- Местоположение: Концертная роща
- Скульптор: Август Макс Йоханнес Мюллер
- Архитектор: Kaltwasser
- в масштабе героя: Бюст постамент украшен накладным венком
- Материалы: Бюст и венок — бронза; Пьедестал — гранит
- Размеры: Высота бюста: 4 фута 6 дюймов; Высота пьедестала: 11 футов Ш: 4 фута D: 4 фута 5 дюймов; Диаметр декора пьедестала: 2 фута
- Состав: 1897 г. 23, 1897
- Литейное производство: Bureau Brothers, Филадельфия
- Донор: United German Singers of Brooklyn
- Надпись: 1) бюст: «[подпись] A.MJ MUELLER SCULPTOR PHILADELPHIA, 1897 «
2) передняя сторона:» ВРУЧЕНА / ГОРОДУ БРУКЛИН / СОЕДИНЕННЫМИ / НЕМЕЦКИМИ Певцами / ГОРОДА / ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ НА 18-Й / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАНГЕРФЕСТ / ПРОВОДИЛАСЬ В ФИЛАДЕЛЬФИИ / 1897-ГОДУ В ФИЛАДЕЛЬФИИ / 1897 ГОДА
3) задний: «СК» SAENGER / PRESIDENT / ARTHUR CLASSEN / CONDUCTOR «
Обратите внимание, что поле NAME включает в себя основное обозначение, а также альтернативные наименования, часто в общепринятом или популярном использовании. Поле DEDICATED относится к самому последнему посвящению, чаще всего, но не обязательно к оригинальная дата посвящения.Если у памятника не было официального посвящения, в годовом списке указывается дата установки.
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с отделом искусства и древностей по телефону (212) 360-8163
Бесплатная пешеходная экскурсия по Моцарту в Зальцбурге, Австрия
О резиденции Моцарта История: Добро пожаловать в резиденцию Моцарта ( Wohnhaus ), где находится Вольфганг Амадей Моцарт жил со своей семьей с 17 до 25 лет ( 1773-1781 ). После того, как Леопольд и Вольфганг вернулись с дороги в 1773 году, семья использовала свое положение для существенной модернизации своего жилья.Расположенные на Hannibalplatz ( Makartplatz No. 8-9 ) они переехали в , 8-комнатную квартиру на 1-м этаже ( второй уровень ) Дома танцевального мастера ( Tanzmeisterhaus ). В то время это считалось чрезвычайно просторным для семьи из четырех человек ( и их слуги ), поскольку в Старом городе за рекой, где они находились раньше, всего в 700 домах было втиснуто 15 000 жителей.
Дом танцевального мастера ( Tanzmeisterhaus ) был построен как дуплекс в 1617 году и объединен, когда Францу Готтлибу Шпекнеру было разрешено проводить уроки танцев для дворян в одной половине, а в другой — жить.Шпёкнер был другом семьи Моцарта, служил свидетелем на свадьбе Леопольда и Анны в Зальцбургском соборе в 1747 году. Вернувшись с дороги в 1773 году, они арендовали половину бывшего дома Шпекнера у его двоюродного брата, который управлял им с момента его смерти. в 1765 г.
С увеличенным пространством у Моцарта было больше места для репетиций музыки, преподавания музыки, проведения общественных мероприятий и игры в дартс для стрельбы по мишеням ( Bölzlschiessen ). Игра была популярна среди молодых аристократов и включала в себя 6-10 игроков, стреляющих в дротики из пневматического оружия по забавно оформленным бумажным мишеням.В доме к ним присоединились слуги, домашние певчие птицы и собака-фокстерьер по кличке Пимперл. Как музыканты при королевском дворе, дети также получили доступ к соседним садам Мирабель, которые были закрыты для публики до 1854 года.
Хотя Вольфганг прожил здесь почти непрерывно до сентября 1777 года, он и его отец были разочарованы отсутствием возможностей и потенциального дохода, находящегося под пятой своего босса, архиепископа Зальцбургского. Моцарт писал здесь около 12 умеренно известных произведений в год, но очень сильно хотел писать оперы.Хотя в Зальцбурге было не так много оперных работ, его аппетит рос, наблюдая, как люди на площади возле резиденции Моцарта стекаются в театр между 4-5 часами.
Получив право искать другую работу, Вольфганг отправился в Париж в 1778 году, где отказался от большой заработной платы в 450 флоринов в год, а его мать Анна, сопровождавшая его, умерла в поездке от болезни. Моцарт написал знаменитую Sinfonia Concertante после смерти его мамы ( похоронен в Париже ), но остался жить в Вене, где он начал работать фрилансером, вместо того, чтобы вернуться в семейный дом.
Вольфганг навсегда уехал из дома в 1781 году, и до 1784 года Леопольд жил в резиденции Моцарта ( Wohnhaus ) только с Наннерль (, сейчас ей за тридцать, ) и их слугами. Вначале Вольфганг пытался получить разрешение жениться на Констанце Вебер в Вене, но Леопольд сначала возражал. Это было главным образом потому, что Моцарт получил благородный титул «Рыцарь Золотой шпоры» от Папы, был принят для женитьбы на баронессе, но в конечном итоге получил разрешение ниже своего статуса и женился по любви .Первоначально Вольфганг пал сестрой Констанции, Алоизией, когда семьи гастролировали, занимаясь музыкой, и не смог преследовать ее, прежде чем ему разрешили ухаживать за Констанц.
Леопольд также помешал Наннерл получить разрешение выйти замуж за мужчину, прежде чем, наконец, выйти замуж за городского администратора небольшого сельского городка Сен-Гильген в возрасте 33 лет. ( 29 минут на машине ), у ее ранее дважды женатого мужа уже было 5 малообразованных детей, и Леопольд остался один.В июле 1785 года Наннерль вернулась в резиденцию Моцарта в Зальцбурге, чтобы родить своего первого ребенка, сына по имени Лео. Это был тот самый год, когда Вольфганг прославился, так что даже в Зальцбурге у семьи было много денег. Вскоре Наннерл вернулась, чтобы заботиться о своих пасынках в Сен-Гильгене, ее маленький сын воспитывался в Зальцбурге своим дедом ( со слугами ) до смерти Леопольда в мае 1787 года.
После смерти Леопольда семейный дом много раз переходил из рук в руки, и все владельцы дорожили наследием.Через два года после того, как сады Мирабель были обнародованы в 1854 году, в ознаменование этой собственности был построен большой дом Моцарта Вонхаус. Stiftung Mozarteum пытался купить дом в 1930-х годах, но этого не произошло до присоединения Австрии к Германии. Во время Второй мировой войны 16 октября 1944 года резиденция Моцарта ( Wohnhaus ) подверглась прямому удару в результате бомбардировок, в результате которых было снесено 2/3 здания. В 1955 году здание заменило более современное здание, которое было разрушено, но через 5 лет, начиная с 1991 года, оно было восстановлено в своем первоначальном состоянии благодаря компании Dai-ichi Life Insurance.Резиденция Моцарта открылась как полноценный музей сокровищ, проходивший в Моцартеуме к 240-летию со дня рождения Вольфганга 27 января 1996 года.
Моцарт Связь: Дом, в котором Вольфганг жил со своей семьей с 17 лет до того, как переехал в Вену в 25 лет. Их 8-комнатная квартира была местом, где семья проводила множество общественных мероприятий. Бывший владелец дома и мастер придворных танцев Готлиб Шпёкнер был свидетелем свадьбы родителей Вольфганга в 1747 году.
Моцарт! — VBW International
Основанный на биографии всемирно известного австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, этот хит VBW проливает новый свет на легенду: вдали от устоявшегося клише, МОЦАРТ! представляет гениального художника как сложного и неоднозначного персонажа, преследуемого собственным гением, борющегося с жестокими жизненными испытаниями.
Основываясь на успешной стратегии VBW по интеграции исторических биографий в музыкальные концепции, MOZART! представляет еще одну знаменитость из богатой истории Австрии в качестве главного героя исключительного музыкального произведения: Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791), одного из самых знаменитых композиторов-классиков всех времен, известного своими мастерскими мелодиями и печально известного своим экстравагантным стилем жизни. во многих отношениях выходки современной поп-звезды, которая после беспрецедентной и лихорадочно быстрой карьеры умерла преждевременной смертью в возрасте всего 35 лет.
После ELISABETH (1992) и до RUDOLF — AFFAIRE MAYERLING (2006), MOZART! основан на связанной повествовательной идее, посвященной главному герою, который не в ладах с окружающим его миром. Несмотря на то, что действие происходит в историческом мире 18-го века, у зрителей 21-го века не будет проблем с мгновенным сочувствием к препятствиям, с которыми сталкивается главный герой, и они узнают многие знакомые элементы из своего собственного жизненного опыта. МОЦАРТ! повествует о судьбе, от которой никто не может избежать — драме взросления и взросления — и, как таковая, представляет собой вневременную и трогательную историю.
МОЦАРТ! — рок-звезда в мире рококо. Это столкновение стилей суммирует подход Майкла Кунце и Сильвестра Левая в их хитовом мюзикле.