Митрополит московский и всея руси филипп: Святитель Фили́пп II Московский и всея Руси (Колычев), митрополит

Содержание

Святитель Фили́пп II Московский и всея Руси (Колычев), митрополит

Свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, в ми­ру Фе­о­дор, про­ис­хо­дил из знат­но­го бо­яр­ско­го ро­да Ко­лы­че­вых, за­ни­мав­ших вид­ное ме­сто в Бо­яр­ской ду­ме при дво­ре мос­ков­ских го­су­да­рей. Он ро­дил­ся в 1507 го­ду. Его отец, Сте­пан Ива­но­вич, «муж про­све­щен­ный и ис­пол­нен­ный рат­но­го ду­ха», по­пе­чи­тель­но го­то­вил сы­на к го­судар­ствен­но­му слу­же­нию. Бла­го­че­сти­вая Вар­ва­ра, мать Фе­о­до­ра, кон­чив­шая свои дни в ино­че­стве с име­нем Вар­со­но­фия, се­я­ла в ду­ше его се­ме­на ис­крен­ней ве­ры и глу­бо­ко­го бла­го­че­стия. Юный Фе­о­дор Ко­лы­чев при­ле­жал к Свя­щен­но­му Пи­са­нию и свя­то­оте­че­ским кни­гам, на ко­то­рых зи­жди­лось ста­рин­ное рус­ское про­све­ще­ние, со­вер­шав­ше­е­ся в Церк­ви и в ду­хе Церк­ви. Ве­ли­кий князь Мос­ков­ский, Ва­си­лий III Иоан­но­вич, отец Иоан­на Гроз­но­го, при­бли­зил ко дво­ру мо­ло­до­го Фе­о­до­ра, ко­то­ро­го, од­на­ко, не ма­ни­ла при­двор­ная жизнь.

Со­зна­вая ее су­ет­ность и гре­хов­ность, Фе­о­дор всё глуб­же по­гру­жал­ся в чте­ние книг и по­се­ще­ние хра­мов Бо­жи­их. Жизнь в Москве угне­та­ла мо­ло­до­го по­движ­ни­ка, ду­ша его жаж­да­ла ино­че­ских по­дви­гов и мо­лит­вен­но­го уеди­не­ния. Ис­крен­няя при­вя­зан­ность к нему юно­го кня­жи­ча Иоан­на, пред­ве­щав­шая боль­шое бу­ду­щее на по­при­ще го­судар­ствен­но­го слу­же­ния, не мог­ла удер­жать в гра­де зем­ном взыс­ку­ю­ще­го Гра­да Небес­но­го.

В вос­крес­ный день, 5 июня 1537 го­да, в хра­ме, за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей, Фе­о­до­ру осо­бен­но за­па­ли в ду­шу сло­ва Спа­си­те­ля: «Ни­кто не мо­жет ра­бо­тать двум гос­по­дам» (Мф.6:24), ре­шив­шие его даль­ней­шую судь­бу. Усерд­но по­мо­лив­шись Мос­ков­ским чу­до­твор­цам, он, не про­ща­ясь с род­ны­ми, тай­но, в одеж­де про­сто­лю­ди­на по­ки­нул Моск­ву и неко­то­рое вре­мя укры­вал­ся от ми­ра в де­ревне Хи­жи близ Онеж­ско­го озе­ра, до­бы­вая про­пи­та­ние пас­ту­ше­ски­ми тру­да­ми.

Жаж­да по­дви­гов при­ве­ла его в зна­ме­ни­тый Со­ло­вец­кий мо­на­стырь на Бе­лом мо­ре. Там он ис­пол­нял са­мые труд­ные по­слу­ша­ния: ру­бил дро­ва, ко­пал зем­лю, ра­бо­тал на мель­ни­це. По­сле по­лу­то­ра лет ис­ку­са игу­мен Алек­сий, по же­ла­нию Фе­о­до­ра, по­стриг его, дав в ино­че­стве имя Филипп и вру­чив в по­слу­ша­ние стар­цу Ионе Ша­ми­ну, со­бе­сед­ни­ку пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го († 1533; па­мять 30 ав­гу­ста). Под ру­ко­вод­ством опыт­ных стар­цев инок Филипп воз­рас­та­ет ду­хов­но, уси­ли­ва­ет пост и мо­лит­ву. Игу­мен Алек­сий по­сы­ла­ет его на по­слу­ша­ние в мо­на­стыр­скую куз­ни­цу, где свя­той Филипп с ра­бо­той тя­же­лым мо­ло­том со­че­та­ет де­ла­ние непре­стан­ной мо­лит­вы. К на­ча­лу служ­бы в хра­ме он все­гда яв­лял­ся пер­вым и по­след­ним вы­хо­дил из него. Тру­дил­ся он и в хлебне, где сми­рен­ный по­движ­ник был уте­шен небес­ным зна­ме­ни­ем. В оби­те­ли по­ка­зы­ва­ли по­сле об­раз Бо­го­ма­те­ри «Хле­бен­ный», чрез ко­то­рый За­ступ­ни­ца Небес­ная яви­ла Свое бла­го­во­ле­ние сми­рен­но­му Филип­пу-хлеб­ни­ку.
По бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на свя­той Филипп неко­то­рое вре­мя про­во­дит в пу­стын­ном уеди­не­нии, вни­мая се­бе и Бо­гу.

В 1546 го­ду в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком ар­хи­епи­скоп Фе­о­до­сий по­свя­тил Филип­па во игу­ме­на Со­ло­вец­кой оби­те­ли. Но­во­по­став­лен­ный игу­мен ста­рал­ся все­ми си­ла­ми под­нять ду­хов­ное зна­че­ние оби­те­ли и ее ос­но­ва­те­лей – пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зо­си­мы Со­ло­вец­ких (па­мять 27 сен­тяб­ря, 17 ап­ре­ля). Он разыс­кал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии, при­не­сен­ный на ост­ров пер­во­на­чаль­ни­ком Со­ло­вец­ким, пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, об­рел ка­мен­ный крест, сто­яв­ший ко­гда-то пе­ред кел­ли­ей пре­по­доб­но­го. Бы­ли най­де­ны Псал­тирь, при­над­ле­жав­шая пре­по­доб­но­му Зо­си­ме († 1478), пер­во­му игу­ме­ну Со­ло­вец­ко­му, и ри­зы его, в ко­то­рые с тех пор об­ла­ча­лись игу­ме­ны при служ­бе в дни па­мя­ти чу­до­твор­ца. Оби­тель ду­хов­но воз­рож­да­лась. Для упо­ря­до­че­ния жиз­ни в мо­на­сты­ре был при­нят но­вый устав.

Свя­той Филипп по­стро­ил на Со­лов­ках два ве­ли­че­ствен­ных хра­ма – тра­пез­ный храм Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, освя­щен­ный в 1557 го­ду, и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Игу­мен сам ра­бо­тал как про­стой стро­и­тель, по­мо­гая класть сте­ны Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра. Под се­вер­ной па­пер­тью его он ис­ко­пал се­бе мо­ги­лу ря­дом с мо­ги­лой сво­е­го на­став­ни­ка, стар­ца Ио­ны. Ду­хов­ная жизнь в эти го­ды про­цве­та­ет в оби­те­ли: уче­ни­ка­ми свя­то­го игу­ме­на Филип­па бы­ли и при нем под­ви­за­лись сре­ди бра­тии пре­по­доб­ные Иоанн и Лон­гин Яренг­ские (па­мять 3 июля), Вас­си­ан и Иона Пер­то­мин­ские (па­мять 12 июня).

Для тай­ных мо­лит­вен­ных по­дви­гов свя­той Филипп ча­сто уда­лял­ся на без­мол­вие в глу­хое пу­стын­ное ме­сто за две вер­сты от мо­на­сты­ря, по­лу­чив­шее впо­след­ствии на­зва­ние Филип­по­вой пу­сты­ни.

Но Гос­подь го­то­вил свя­то­го угод­ни­ка для ино­го слу­же­ния и ино­го по­дви­га. В Москве о со­ло­вец­ком от­шель­ни­ке вспом­нил лю­бив­ший его ко­гда-то в от­ро­че­ские го­ды Иоанн Гроз­ный. Царь на­де­ял­ся, что най­дет в свя­ти­те­ле Филип­пе вер­но­го спо­движ­ни­ка, ду­хов­ни­ка и со­вет­ни­ка, ко­то­рый по вы­со­те мо­на­ше­ской жиз­ни ни­че­го об­ще­го не бу­дет иметь с мя­теж­ным бо­яр­ством. Свя­тость мит­ро­по­ли­та, по мне­нию Гроз­но­го, долж­на бы­ла од­ним крот­ким ду­хов­ным ве­я­ни­ем укро­тить нече­стие и зло­бу, гнез­див­шу­ю­ся в Бо­яр­ской ду­ме. Вы­бор пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской Церк­ви ка­зал­ся ему наи­луч­шим.

Свя­ти­тель дол­го от­ка­зы­вал­ся воз­ло­жить на се­бя ве­ли­кое бре­мя пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. Ду­хов­ной бли­зо­сти с Иоан­ном он не чув­ство­вал. Он пы­тал­ся убе­дить ца­ря уни­что­жить оприч­ни­ну, Гроз­ный же ста­рал­ся до­ка­зать ему ее го­судар­ствен­ную необ­хо­ди­мость. На­ко­нец, Гроз­ный царь и свя­той мит­ро­по­лит при­шли к уго­во­ру, чтобы свя­то­му Филип­пу не вме­ши­вать­ся в де­ла оприч­ни­ны и го­судар­ствен­но­го управ­ле­ния, не ухо­дить с мит­ро­по­лии в слу­ча­ях, ес­ли царь не смо­жет ис­пол­нить его по­же­ла­ний, быть опо­рой и со­вет­ни­ком ца­ря, как бы­ли опо­рой мос­ков­ских го­су­да­рей преж­ние мит­ро­по­ли­ты. 25 июля 1566 го­да свер­ши­лось по­свя­ще­ние свя­то­го Филип­па на ка­фед­ру Мос­ков­ских свя­ти­те­лей, к сон­му ко­то­рых пред­сто­я­ло ему вско­ре при­со­еди­нить­ся.

Иоанн Гроз­ный, один из ве­ли­чай­ших и са­мых про­ти­во­ре­чи­вых ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей Рос­сии, жил на­пря­жен­ной де­я­тель­ной жиз­нью, был та­лант­ли­вым пи­са­те­лем и биб­лио­фи­лом, сам вме­ши­вал­ся в со­став­ле­ние ле­то­пи­сей (и сам вне­зап­но обо­рвал нить мос­ков­ско­го ле­то­пи­са­ния), вни­кал в тон­ко­сти мо­на­стыр­ско­го уста­ва, не раз ду­мал об от­ре­че­нии от пре­сто­ла и мо­на­ше­стве. Каж­дый шаг го­судар­ствен­но­го слу­же­ния, все кру­тые ме­ры, пред­при­ня­тые им для ко­рен­ной пе­ре­строй­ки всей рус­ской го­судар­ствен­ной и об­ще­ствен­ной жиз­ни, Гроз­ный стре­мил­ся осмыс­лить как про­яв­ле­ние Про­мыс­ла Бо­жия, как дей­ствие Бо­жие в ис­то­рии. Его из­люб­лен­ны­ми ду­хов­ны­ми об­раз­ца­ми бы­ли свя­той Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский (па­мять 20 сен­тяб­ря) и свя­той Фе­о­дор Чер­ный (па­мять 19 сен­тяб­ря), во­и­ны и де­я­те­ли слож­ной про­ти­во­ре­чи­вой судь­бы, му­же­ствен­но шед­шие к свя­той це­ли, сквозь лю­бые пре­пят­ствия, вста­вав­шие пред ни­ми в ис­пол­не­нии дол­га пе­ред Ро­ди­ной и пе­ред Свя­той Цер­ко­вью.

Чем силь­нее сгу­ща­лась тьма во­круг Гроз­но­го, тем ре­ши­тель­нее тре­бо­ва­ла его ду­ша ду­хов­но­го очи­ще­ния и ис­куп­ле­ния. При­е­хав на бо­го­мо­лье в Ки­рил­лов Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь, он воз­ве­стил игу­ме­ну и со­бор­ным стар­цам о же­ла­нии по­стричь­ся в мо­на­хи. Гор­дый са­мо­дер­жец пал в но­ги на­сто­я­те­лю, и тот бла­го­сло­вил его на­ме­ре­ние. С тех пор всю жизнь, пи­сал Гроз­ный, «мнит­ся мне, ока­ян­но­му, что на­по­ло­ви­ну я уже чер­нец». Са­ма оприч­ни­на бы­ла за­ду­ма­на Гроз­ным по об­ра­зу ино­че­ско­го брат­ства: по­слу­жив Бо­гу ору­жи­ем и рат­ны­ми по­дви­га­ми, оприч­ни­ки долж­ны бы­ли об­ла­чать­ся в ино­че­ские одеж­ды и ид­ти к цер­ков­ной служ­бе, дол­гой и устав­ной, длив­шей­ся от 4 до 10 ча­сов утра. На «бра­тию», не явив­шу­ю­ся к мо­леб­ну в че­ты­ре ча­са утра, царь-игу­мен на­кла­ды­вал епи­ти­мию. Сам Иоанн с сы­но­вья­ми ста­рал­ся усерд­но мо­лить­ся и пел в цер­ков­ном хо­ре. Из церк­ви шли в тра­пез­ную, и по­ка оприч­ни­ки ели, царь сто­ял воз­ле них.
Остав­ши­е­ся яст­ва оприч­ни­ки со­би­ра­ли со сто­ла и раз­да­ва­ли ни­щим при вы­хо­де из тра­пез­ной. Сле­за­ми по­ка­я­ния Гроз­ный, же­лая быть по­чи­та­те­лем свя­тых по­движ­ни­ков, учи­те­лей по­ка­я­ния, хо­тел смыть и вы­жечь гре­хи свои и сво­их со­рат­ни­ков, пи­тая уве­рен­ность, что и страш­ные же­сто­кие де­я­ния вер­шат­ся им ко бла­гу Рос­сии и тор­же­ству пра­во­сла­вия. Наи­бо­лее яр­ко ду­хов­ное де­ла­ние и ино­че­ское трез­ве­ние Гроз­но­го рас­кры­ва­ет­ся в его «Си­но­ди­ке»: неза­дол­го до смер­ти по его ве­ле­нию бы­ли со­став­ле­ны пол­ные спис­ки уби­ен­ных им и его оприч­ни­ка­ми лю­дей, ко­то­рые бы­ли за­тем разо­сла­ны по всем рус­ским мо­на­сты­рям. Весь грех пе­ред на­ро­дом Иоанн брал на се­бя и мо­лил свя­тых ино­ков мо­лить Бо­га о про­ще­нии его ис­стра­дав­шей­ся ду­ши.

Са­мо­зван­ное ино­че­ство Гроз­но­го, мрач­ным игом тя­го­тев­шее над Рос­си­ей, воз­му­ща­ло свя­ти­те­ля Филип­па, счи­тав­ше­го, что нель­зя сме­ши­вать зем­но­го и небес­но­го, слу­же­ния кре­ста и слу­же­ния ме­ча. Тем бо­лее, что свя­той Филипп ви­дел, как мно­го нерас­ка­ян­ной зло­бы и нена­ви­сти скры­ва­ет­ся под чер­ны­ми шлы­ка­ми оприч­ни­ков. Бы­ли сре­ди них и про­сто убий­цы, очерст­вев­шие в без­на­ка­зан­ном кро­во­про­ли­тии, и мздо­им­цы-гра­би­те­ли, за­ко­ре­не­лые в гре­хе и пре­ступ­ле­нии. По­пуще­ни­ем Бо­жи­им ис­то­рия ча­сто де­ла­ет­ся ру­ка­ми нече­стив­цев, и как бы ни же­лал Гроз­ный обе­лить пред Бо­гом свое чер­ное брат­ство, кровь, про­ли­тая его име­нем на­силь­ни­ка­ми и изу­ве­ра­ми, взы­ва­ла к небу.

Свя­ти­тель Филипп ре­шил­ся про­ти­во­стать Гроз­но­му. Это бы­ло свя­за­но с но­вой вол­ной каз­ней в 1567–1568 го­дах. Осе­нью 1567 го­да, ед­ва царь вы­сту­пил в по­ход на Ли­во­нию, как ему ста­ло из­вест­но о бо­яр­ском за­го­во­ре. Из­мен­ни­ки на­ме­ре­ва­лись за­хва­тить ца­ря и вы­дать поль­ско­му ко­ро­лю, уже дви­нув­ше­му вой­ска к рус­ской гра­ни­це. Иоанн Гроз­ный су­ро­во рас­пра­вил­ся с за­го­вор­щи­ка­ми и вновь про­лил мно­го кро­ви. Груст­но бы­ло свя­то­му Филип­пу, но со­зна­ние свя­ти­тель­ско­го дол­га по­нуж­да­ло его сме­ло вы­сту­пить в за­щи­ту каз­нен­ных.

Окон­ча­тель­ный раз­рыв на­сту­пил вес­ной 1568 го­да. В Неде­лю Кре­сто­по­клон­ную, 2 мар­та 1568 го­да, ко­гда царь с оприч­ни­ка­ми при­шел в Успен­ский со­бор, как обыч­но, в мо­на­ше­ских об­ла­че­ни­ях, свя­ти­тель Филипп от­ка­зал­ся бла­го­сло­вить его, но стал от­кры­то по­ри­цать без­за­ко­ния, тво­ри­мые оприч­ни­ка­ми: «учал мит­ро­по­лит Филипп с го­су­да­рем на Москве враж­до­ва­ти об оприч­нине». Об­ли­че­ние вла­ды­ки пре­рва­ло бла­го­ле­пие цер­ков­ной служ­бы. Гроз­ный в гне­ве ска­зал: «Нам ли про­ти­вишь­ся? Уви­дим твер­дость твою! – Я был слиш­ком мя­гок с ва­ми», – до­ба­вил царь, по сви­де­тель­ству оче­вид­цев.

Царь стал про­яв­лять еще боль­шую же­сто­кость в пре­сле­до­ва­нии всех про­ти­вив­ших­ся ему. Каз­ни сле­до­ва­ли од­на за дру­гой. Участь свя­ти­те­ля-ис­по­вед­ни­ка бы­ла ре­ше­на. Но Гроз­ный хо­тел со­блю­сти ка­но­ни­че­ский по­ря­док. Бо­яр­ская ду­ма по­слуш­но вы­нес­ла ре­ше­ние о су­де над гла­вой Рус­ской Церк­ви. Над мит­ро­по­ли­том Филип­пом был устро­ен со­бор­ный суд в при­сут­ствии по­ре­дев­шей Бо­яр­ской ду­мы. На­шлись лже­сви­де­те­ли: к глу­бо­кой скор­би свя­ти­те­ля, это бы­ли ино­ки из воз­люб­лен­ной им Со­ло­вец­кой оби­те­ли, его быв­шие уче­ни­ки и по­стри­же­ни­ки. Свя­то­го Филип­па об­ви­ня­ли во мно­же­стве мни­мых пре­ступ­ле­ний, до кол­дов­ства вклю­чи­тель­но. «Я – при­ше­лец на зем­ле, как и все от­цы мои, – сми­рен­но от­ве­чал свя­ти­тель, – го­тов стра­дать за ис­ти­ну». От­верг­нув все об­ви­не­ния, свя­той стра­да­лец пы­тал­ся пре­кра­тить суд, объ­явив о доб­ро­воль­ном сло­же­нии мит­ро­по­ли­чье­го са­на. Но от­ре­че­ние его не бы­ло при­ня­то. Му­че­ни­ка жда­ло но­вое по­ру­га­ние. Уже по вы­не­се­нии при­го­во­ра о по­жиз­нен­ном за­то­че­нии в тем­ни­це свя­то­го Филип­па за­ста­ви­ли слу­жить ли­тур­гию в Успен­ском со­бо­ре. Это бы­ло 8 но­яб­ря 1568 го­да. В се­ре­дине служ­бы в храм во­рва­лись оприч­ни­ки, все­на­род­но за­чи­та­ли со­бор­ное осуж­де­ние, по­ро­чив­шее свя­ти­те­ля, со­рва­ли с него ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние, оде­ли в ру­би­ще, вы­тол­ка­ли из хра­ма и на про­стых дров­нях от­вез­ли в Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь. Му­че­ни­ка дол­го то­ми­ли в под­ва­лах мос­ков­ских мо­на­сты­рей, но­ги стар­ца за­би­ва­ли в ко­лод­ки, дер­жа­ли его в око­вах, на­ки­ды­ва­ли на шею тя­же­лую цепь. На­ко­нец, от­вез­ли в за­то­че­ние в Твер­ской От­рочь мо­на­стырь. Там год спу­стя, 23 де­каб­ря 1569 го­да, свя­ти­тель при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от ру­ки Ма­лю­ты Ску­ра­то­ва. Еще за три дня свя­той ста­рец пред­ви­дел окон­ча­ние сво­е­го зем­но­го по­дви­га и при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн. Мо­щи его бы­ли пре­да­ны зем­ле пер­во­на­чаль­но там же, в мо­на­сты­ре, за ал­та­рем хра­ма. Поз­же со­вер­ши­лось пе­ре­не­се­ние их в Со­ло­вец­кую оби­тель (11 ав­гу­ста 1591) и от­ту­да – в Моск­ву (3 июля 1652).

Па­мять свя­ти­те­ля Филип­па празд­но­ва­лась Рус­ской Цер­ко­вью с 1591 го­да в день его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны – 23 де­каб­ря. С 1660 го­да празд­но­ва­ние бы­ло пе­ре­не­се­но на 9 ян­ва­ря.


См. так­же:

  • Па­мять свя­то­го Филип­па, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
  • Празд­но­ва­ние свя­ти­те­лям мос­ков­ским Пет­ру, Алек­сию, Ионе и Филип­пу свт. Димитрий Ростовский
  • Святитель Филипп, Митрополит Московский еп. Александр (Милеант)
  • Св. Филипп, митрополит Московский свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)
  • Святой Филипп II А.Н. Муравьёв

Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России, чудотворец + Православный Церковный календарь

Православный Церковный календарь 2022

Праздники и посты
в 2022 году.
Новый стиль
Старый стиль





Дни памяти: 9 января, 31 мая (Перенесение мощей), 3 июля, 5 октября (Моск. Свт.)

Иконы

Жития

  • Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России, чудотворец
  • Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца
  • Святитель Филипп, митрополит Московский
  • Молитвы

    9 января

    Тропарь святителя Филиппа

    глас 8

    Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.

    Кондак святителя Филиппа

    глас 3

    Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

    3 июля

    Тропарь святителя Филиппа

    глас 8

    Первопрестольников преемниче,/ столпе православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за Отечество наше, за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.

    Тропарь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца

    глас 5

    Радостный возсия день светлаго торжества:/ днесь церковная расширяются недра,/ приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище,/ струю благодатей неисчерпаемую,/ источника чудесем обильна,/ чудотворивыя и священныя мощи твоя,/ святителю Филиппе. / Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога/ о воспевающих тя/ и кланяющихся священным мощем твоим.

    Кондак святителя Филиппа

    глас 3

    Православия наставника и истины провозвестника,/ златоустаго ревнителя, Российскаго светильника,/ Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа:/ той бо языком хваления пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

    Кондак святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца

    глас 3

    Яко солнце, днесь от земных недр возсияша/ честныя твоя мощи, святителю./ Землю же и воздух шествием твоим осветил еси/ и всех верных чудес богознаменьми облистал еси,/ чудотворец предивен и молитвенник к Богу о мире изящен явися./ Сего ради вопием ти:/ спасай нас теплым своим предстательством,/ яко ученик Божия благодати.

    Молитва святителю Филиппу

    О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Филиппе! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаясь Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние Святых Церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи, град Москву и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли. Мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

    5 октября

    Тропарь святителей Московских

    глас 4

    Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

    Кондак святителей Московских

    глас 3

    Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

    Величание

    Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.


    Тропарь святителя Филиппа Перваго

    глас 3

    Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

    Кондак святителя Филиппа Перваго

    глас 8

    Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.

    Службы

    • 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского.
    • 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев
    • 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России

    Сайты приходов:

    Абаканская епархия:

    Храм в честь Святителей Московских г. Абакан

    Казанская епархия:

    Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань

    Московская епархия (городская):

    Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва

    Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва

    Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва

    Пермская епархия:

    Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка

    Рыбинская епархия:

    Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново

    Рязанская епархия:

    Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково

    Симферопольская епархия:

    Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта

    Ставропигиальные монастыри РПЦ:

    Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь с. Лукино

    Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий

    Тверская епархия:

    Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи

    Статьи на Православие.Ru

    Когда на дворе эпидемия…
    Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
    История свидетельствует: во время эпидемий градус агрессивности повышается, и поэтому позиция святителя Тихона – прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам – так актуальна сегодня.
    Служитель Небесного Царя
    Иеромонах Алексий (Годлевский)
    Святитель Филипп знал, что его Господин сидит не в царских палатах, а в Небесных чертогах вечности, достигнуть которых можно лишь через неотступное стояние в правде и любви Божией. (MP3 файл. Продолжительность 8:12 мин. Размер 6 Mb)
    Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
    3 / 16 июля 2017 г. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:10:27 мин. Размер 50.8 Mb)
    Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 6-й по Пятидесятнице
    2 / 15 июля 2017 г. Суббота 6-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:33:00 мин. Размер 110.2 Mb)
    Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении
    9 / 22 января 2017 г. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца.
    Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:54 мин. Размер 57.6 Mb)
    Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне 31-й Недели по Пятидесятнице, по Богоявлении
    8 / 21 января 2017 г. Суббота 31-й седмицы по Пятидесятнице, по Богоявлении. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.
    Московские церкви святителя Филиппа
    Елена Лебедева
    Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом опального митрополита под строжайшей охраной отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова — главный опричник задушил его подушкой.
    © ПРАВОСЛАВИЕ. RU

    Священномученику Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси

    Тропарь и кондак

    Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного дворянского рода Количевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Стефан Иванович, «человек просвещенный и исполненный воинского духа», внимательно готовил сына к государственной службе. Благочестивая мать Феодора Варвара, окончившая свои дни в монахини с именем Варсонофия, вселила в душу сына искреннюю веру и глубокое благочестие. Молодой Феодор Количев усердно прикладывался к Священному Писанию и к писаниям святых отцов. Московский великий князь Василий III, отец Ивана Грозного, привел юного Феодора ко двору, но его не привлекала придворная жизнь. Сознавая свое тщеславие и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве отталкивала молодого подвижника. Искренняя преданность юного Ивана-царевича ему, сулившая ему большое будущее на государственной службе, не могла удержать его от поисков Небесного града.

    В воскресенье, 5 июня 1537 года, в храме на Божественной литургии Феодор остро прочувствовал в душе слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24), определившие его окончательную судьбу. Усердно молясь московским чудотворцам и не простившись с родными, он в крестьянском одеянии тайно покинул Москву и на время спрятался вдали от мира в селе Хизна, близ Онежского озера, зарабатывая себе на жизнь. как пастух.

    Жажда подвига привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял очень трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. Через полтора года испытаний игумен Алексий постриг его, дав ему монашеское имя Филипп и вверив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского (память 30 августа).

    Под руководством опытных старцев Филипп рос духовно, совершенствовался в посте и молитве. Игумен Алексий направил его на работу в монастырскую кузницу, где святитель Филипп сочетал деятельность непрестанной молитвы с работой тяжелым молотом.

    Он всегда первым приходил в церковь на службу, а уходил последним. Подвизался он и в хлебопекарне, где смиренный подвижник утешился небесным знамением. В монастыре впоследствии выставили «Хлебный» образ Божией Матери, через который Небесная Посредница благословила смиренного пекаря Филиппа. По благословению игумена святой Филипп провел некоторое время в пустынном уединении, внимая себе и Богу.

    В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий поставил Филиппа игуменом Соловецкого монастыря. Новый игумен всеми силами стремился возвысить духовное значение монастыря и его основателей, святителей Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он искал икону Божией Матери «Одегитрия», принесенную на остров первым главой Соловков, святителем Савватием. Он нашел каменный крест, который когда-то стоял перед кельей святого. Найдена и Псалтирь святителя Зосимы (+ 1478 г.), первого Соловецкого игумена. Также была обнаружена его риза, в которую облачались игумены во время службы в дни памяти преподобного Зосимы.

    Монастырь пережил духовное возрождение. Был принят новый монашеский устав, регулирующий жизнь в монастыре. Святитель Филипп построил величественные храмы: церковь Успения Божией Матери, освященную в 1557 году, и церковь Преображения Господня. Сам игумен работал простым чернорабочим, помогая строить стены Спасо-Преображенского храма. Под северным портиком он вырыл себе могилу рядом с могилой своего проводника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы в монастыре процветала: подвизались с братией с учениками игумена Филиппа святители Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля) и Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июля).

    Святой Филипп часто удалялся в пустынное место для тихой молитвы, в двух верстах от монастыря, который впоследствии стал называться Филипповой пустынью.

    Но Господь готовил святого к другому делу. В Москве царь Иван Грозный с любовью вспоминал соловецкого отшельника с детства. Царь надеялся найти в святом Филиппе верного товарища, исповедника и советника, который в своей возвышенной монашеской жизни не имел ничего общего с дворянской мятежностью. Митрополит Московский, по мнению Ивана, должен был иметь некую духовную кротость, чтобы укрощать коварство и злобу в боярской душе. Выбор святителя Филиппа архипастырем Русской Церкви представлялся ему наиболее удачным.

    Святитель долгое время отказывался принять на себя великое бремя первенства Русской Церкви. Духовного родства с Иваном он не чувствовал. Он пытался заставить царя упразднить опричники [тайную полицию]. Иван Грозный пытался обосновать его гражданскую необходимость. Наконец, грозный царь и святой митрополит пришли к соглашению: святой Филипп не будет вмешиваться в дела опричников и управление государством, он откажется от митрополита, если царь не сможет исполнить его волю, и что он будет опорой и советником царя, как бывшие митрополиты поддерживали московских государей. 25 июля 1566 года святитель Филипп был рукоположен в кафедру московских святителей-святителей, в число которых вскоре должен был вступить.

    Иван Грозный, одна из величайших и самых противоречивых фигур русской истории, прожил насыщенную жизнь. Он был талантливым писателем и библиофилом, занимался составлением Летописей (и сам вдруг оборвал нить московского летописания), вникал в хитросплетения монашеского устава, не раз помышлял об отречении от престола ради монашеская жизнь.

    Каждую сторону государственной службы, все меры, предпринятые для переустройства гражданской и общественной жизни, Иван Грозный пытался рационализировать как проявление Божественного Промысла, как Божие действие в истории. Его любимыми духовными героями были преподобный Михаил Черниговский (память 20 сентября) и преподобный Феодор Черный (память 19 сентября).), военные люди, действующие со сложными противоречивыми судьбами, идущие к своей цели через любые препятствия, встречающиеся на их пути, и исполняющие свой долг перед народом и перед Церковью.

    Чем больше сгущалась тьма вокруг Ивана, тем решительнее он требовал очищения и искупления своей души. Совершив паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь, он заявил игумену и братии о своем желании принять монашество. Надменный самодержец пал на колени перед игуменом, который благословил его замысел. Иван писал: «Мне кажется, окаянной грешнице, что я уже облачен в черное».

    Иван представлял себе опричнину в виде монашеской братии, служащей Богу оружием и воинскими подвигами. Опричники были обязаны облачаться в монашеские одежды и посещать долгие и утомительные церковные службы, длившиеся с 4 до 10 часов утра. «Братья», не явившиеся в церковь в 4 часа утра, получили от царя епитимию. Иван и его сыновья горячо желали молиться и петь в церковном хоре. Из церкви они пошли на трапезу, и пока опричники ели, царь стоял рядом с ними. Опричники собирали остатки еды со стола и раздавали ее беднякам у входа в трапезную.

    Иван, со слезами покаяния и желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел омыть и сжечь грехи свои и сподвижников, лелея уверенность, что даже страшные жестокие поступки его докажут на благо России и торжество Православия. Наиболее ярко духовное деяние и монашеское трезвение Ивана Грозного раскрывается в его «Синодиконе». Незадолго до смерти он приказал составить полные списки убитых им и его опричниками. Затем их раздали по всем русским монастырям. Иван сознавал все свои грехи перед народом и просил святых иноков молить Бога о прощении его истерзанной души.

    Лжемонашество Ивана Грозного, темное тягчайшее угнетение России, мучило святого Филиппа, считавшего невозможным смешение земного и небесного, служа Кресту и служа мечу. Святой Филипп видел, сколько нераскаянной злобы и зависти таилось под черными клобуками опричников. Были среди них и откровенные убийцы, закоренелые в беззаконном кровопролитии, и спекулянты, ищущие наживы, укоренившиеся в грехе и беззакониях. Попущением Божиим, история часто делается руками нечестивых, и Иван Грозный хотел отбелить свою черную братию перед Богом. Кровь, пролитая его головорезами и фанатиками, взывала к Небесам.

    Святой Филипп решил выступить против Ивана. К этому подтолкнула новая волна казней в 1567-1568 годах. Осенью 1567 года, когда царь собирался в поход на Ливонию, он узнал о боярском заговоре. Заговорщики намеревались схватить царя и доставить его к польскому королю, который уже двинулся с войском на территорию России.

    Иван жестоко расправился с заговорщиками, и снова пролил много крови. Горько было святому Филиппу, и совесть святителя понуждала его смело вступать в защиту казненных. Окончательный раскол произошел весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь со своими опричниками в монашеских одеждах, по их обычаю, вошел в Успенский собор, святой Филипп отказался благословить его. , и начал открыто осуждать беззакония, совершенные опричниками. Обвинения иерарха нарушили строй церковного богослужения. В ярости Иван возразил: «Ты будешь нам против? Мы увидим вашу твердость! Я был слишком мягок с тобой.

    Царь стал проявлять все большую жестокость в преследовании всех, кто ему противостоял. Казни следовали одна за другой. Судьба святого исповедника была решена. Но Иван хотел сохранить подобие канонической приличия. Боярская дума послушно выполнила его решение о привлечении к суду Предстоятеля Русской Церкви. Был устроен соборный суд для суда над митрополитом Филиппом в присутствии уменьшившейся Боярской думы, нашлись лжесвидетели. К глубокой скорби святителя, это были иноки Соловецкого монастыря, его бывшие ученики и послушники, которых он любил. Святителя Филиппа обвинили во множестве прегрешений, в том числе и в колдовстве.

    «Как и все мои предки, — заявил святой, — я пришел в этот мир готовым пострадать за правду». Опровергнув все обвинения, святой страдалец попытался остановить суд, добровольно подав в отставку. Однако его отставка не была принята, и мученика ждали новые поругания.

    Даже после вынесения приговора к пожизненному заключению святого Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, они публично зачитали приговор собора с осуждением, а затем оскорбили святого. Сорвав с него ризы, они одели его в лохмотья, выволокли из церкви и повезли в Богоявленский монастырь на простых крестьянских санях.

    Долгое время мученика держали в подвалах московских монастырей. Его ноги вставили в колодки, заковали в цепи и накинули на шею тяжелую цепь. Наконец, его увезли в тверской Отрочский монастырь. И там через год, 23 декабря 1569 года, святитель был предан смерти от руки Малюты Скуратова. Только за три дня до этого святитель предвидел конец своей земной жизни и причащался Святых Таин. Сначала его мощи были преданы земле там, в монастыре, за церковным алтарем. Позднее они были переведены в Соловецкий монастырь (11 августа 159 г.1) и оттуда в Москву (3 июля 1652 г.).

    Первоначально память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью 23 декабря, в день его мученической кончины. В 1660 г. празднование перенесено на 9 января.

    Священномученику Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси

    9/22 января

    Святитель Филипп (урожденный Феодор) был потомком знатных количевских бояр. Феодор был первенцем боярина Степана Ивановича и его богобоязненной жены Варвары. Его агиограф писал, что Феодор с ранних лет с сердечной любовью приобщался к боговдохновенным книгам. Он отличался уравновешенностью и кротостью, избегал развлечений. Благодаря своему знатному происхождению Феодор часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие произвели сильное впечатление на ровесника царя Ивана.

    Следуя примеру своего отца, Теодор поступил на военную службу, и его ждало блестящее будущее; однако сердце его не склонялось к мирским богатствам. В отличие от общепринятой практики, он не женился до 30 лет. Будучи в церкви в одно из воскресений, на него сильно подействовали следующие слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного возненавидит, и любить другого; иначе он будет держаться одного, а о другом нерадеть» (Матфея 6:24). Услышав в этих словах свое монашеское призвание, он оделся в крестьянское платье, тайно покинул Москву и отправился в Соловецкий монастырь. Там в течение 9лет он смиренно прожил трудную жизнь послушника, работая простым крестьянином, в разное время то в огороде, то в кузнице, то в булочной. Наконец, по согласию братии, он был рукоположен в священники и назначен игуменами.

    В этом чине он ревностно заботился о благополучии монастыря как в материальном, так и (что более важно) в нравственном смысле. Он велел прорыть каналы для соединения прудов, осушил заболоченные места для засевания сеном, проложил дороги по ранее непроходимым местам, стал разводить скот, отремонтировал травильный завод, построил два великих собора (Успенский и Спасо-Преображенский). соборы), а также другие церкви. Он также построил больницу и основал скиты и пустыни для тех, кто хотел [жить в] безмолвии; временами он сам убегал в безлюдное место, известное в дореволюционное время как «Филиппов скит». Для братства он составил новый устав, в котором описывался трудолюбивая жизнь, запрещающая праздность.

    Игумен Филипп был вызван для духовного совета в Москву, где во время первой встречи с царем узнал, что назначен митрополитом [Московским]. Он со слезами умолял Ивана: «Не разлучай меня с моим Эрмитажем; не возлагай на маленькую лодку бремя большой». Равнодушный Иван поручил епископам и боярам убедить Филиппа принять сан митрополита. Филипп согласился, но потребовал роспуска опричнины. Епископы и бояре убедили Филиппа, что из уважения к самодержавной власти царя он не должен настоятельно настаивать на этом требовании, а должен смиренно принять сан. Филипп подчинялся воле царя, видя в ней Волю Божию.

    В первые годы архиерейского служения Филиппа (1567-68) ужасы опричнины поутихли, но ненадолго. Вскоре возобновились грабежи и убийства мирных жителей. В нескольких частных беседах Филипп пытался просветить царя, но, видя, что его доводы не помогают, решил действовать открыто.

    Перед началом Литургии в Неделю Крестовую, 21 марта 1568 года, митрополит стоял на кафедре посреди храма. Внезапно в церковь вошел царь Иван в сопровождении группы опричников. Все они были в высоких черных шляпах и черных рясах, из-под которых сверкали ножи и кинжалы. Иван подошел к митрополиту сбоку и трижды склонил голову, чтобы получить его благословение. Митрополит остановился, устремив взоры на икону Спасителя… Наконец бояре сказали: «Святой Владыка, царь требует твоего благословения!» Святитель повернулся к Ивану, как бы не узнавая его, и сказал: «В этом странном одеянии не узнаю я православного царя; и я не узнаю его в делах королевства. О благочестивый! Чьему примеру вы следуете, чтобы таким образом исказить свое великолепие? Никогда с тех пор, как солнце воссияло над землей, не слышно было, чтобы благочестивые цари возбуждали свое царство к восстанию… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет! Мы, владыка, приносим бескровную жертву Богу, а за алтарем проливается невинная кровь христиан. Я не скорблю о тех, кто пролитием своей невинной крови сподобился приобщиться к святым мученикам; Я скорблю о твоей бедной душе. Хотя и украшен Образом Божиим, но ты, тем не менее, простой смертный, и Господь все снимет с твоих рук».

    Иван кипел от ярости. Он шептал угрозы и стучал посохом по камню кафедры. Наконец он воскликнул: «Филипп! Вы смеете выступать против нашей власти? Посмотрим, велика ли будет твоя сила!» «О Благой Царь, — отвечал святитель, — напрасно ты пугаешь меня. Я всего лишь странник на этой земле, борющийся за правду, и никакие страдания не заставят меня замолчать». Страшно раздраженный, Иван ушел из церкви, но лишь на время скрыл свой гнев.

    28 июля, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией [указатель пути], святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и водил крестный ход вокруг монастыря. Царь в окружении опричников тоже присутствовал. Во время чтения Евангелия святитель заметил, что опричник, стоящий позади царя, в татарском головном уборе, и указал на него Ивану. Но опричник успел снять шапку и спрятать ее. Опричники обвинили митрополита во лжи, чтобы унизить царя перед народом. Тогда Иван приказал судить Филиппа. Выяснилось, что несколько клеветников ложно обвиняли митрополита. Митрополиту не дали права разоблачать их как лжецов и приговорили к лишению кафедры.

    8 ноября, в праздник Архангела Михаила, Святитель в последний раз служил в Успенском соборе. Он стоял на кафедре, как и тогда, когда обличал царя Ивана Грозного. Внезапно двери храма отворились, и вошел боярин Басманов с сонмом опричников и приказал прочесть грамоту, в которой изумленным верующим сообщалось, что митрополита извергают из сана. Опричники тут же сорвали с него облачение архиерея. Одев его в рваную монашескую рясу, вывели из храма. Его посадили в телегу и, выкрикивая в его адрес ругательства, повезли в один из московских монастырей. Ходили слухи, что царь хотел сжечь Исповедника за Христа, и что только после заступничества духовенства Филипп был приговорен к пожизненному заключению. В то же время царь казнил многих родственников Филиппа. Грозный послал святителю голову Ивана Борисовича Количева, любимейшего племянника Филиппа. Святитель Филипп принял его благоговейно; совершив перед ним земной поклон, поцеловал его и сказал: «Благословен, кого Ты избрал и принял, Господи», и вернул его отправителю.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *