Мистический характер возрождения в германии: Мистический характер возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер

Мистический характер возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер

МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
ВОЗРОЖДЕНИЯ
В ГЕРМАНИИ
Альбрехт Дюрер – живописец, гравёр,
рисовальщик, гуманист и учёный – был
первым художником в Германии, который
стал
изучать
строительное
и
фортификационное дело. Механику и
математику.
Он воплотил в себе характерный для эпохи
итальянского Возрождения тип художникаучёного, до этого времени неизвестный в
Германии
Автопортрет в образе Христа
Альбрехт Дюрер
(1471 – 1528)
Автопортрет
Художник много путешествовал по Германии,
его привлекали нравы, обычаи и одежда его
народа,
местные
достопримечательности.
Дюрер заносил в свой путевой альбом рисунки
городов, пейзажей, портреты прохожих,
зарисовки встречающихся ему на пути
животных. Его отличала разносторонность
интересов. Дюрер писал картины, создавал
гравюры на дереве, одним из первых применил
технику гравировки на медных досках.
Он
был
инженером
и
математиком,
архитектором и поэтом, оставил после себя
обширное литературное наследие.
Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг
после первого путешествия в Италию, где он
изучал основы ренессансного искусства и
особенно остро ощутил тревоги и смуты,
терзавшие страну накануне XVI века.
Интерес к человеку его внутренней жизни,
реалистическое видение природы соединились
с жестокой борьбой за обновление церкви Реформацией.
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать,
создавать рельеф) — вид графического искусства, произведения которого
в завершенном виде представлены печатными оттисками (эстампами).
В зависимости от того, на каком материале прорезается изображение, а
потом углубления заполняются краской — выделяют разные виды гравюры
(ксилографию, литографию, линографию и т. д.).
Дюрер стал первым немецким живописцем, в творчестве которого проявился
интерес не только к резцовой гравюре на меди, как у его предшественников, но и к
гравюре на дереве (ксилографии). Существуя параллельно, обе техники оказывали
стилистическое влияние друг на друга. Однако если в гравюре на дереве получил
отражение эмоциональный накал эпохи, то работа в гравюре на меди была связана с
решением творческих и философских проблем, которые волновали художника на
протяжении всей жизни. Особенности использования каждой техники объяснялись
разным назначением гравюр.
Гравюра на дереве, близкая к народным картинкам и иллюстрациям, была понятнее
народу и выпускалась для него.
Резцовая гравюра на меди, возникшая в профессиональной среде ювелиров,
позволяла решать специфические художественные проблемы и была рассчитана на
зрителей, более подготовленных к восприятию искусства.
Важнейшее место в творчестве Дюрера занимают гравюры, в которых художник наиболее полно
выражает беспокойный, мятущийся дух немецкого Возрождения, находящийся в постоянных
нравственно-философских поисках. Высшее творческое достижение молодого мастера
проявляется в серии из 15 гравюр на дереве «Апокалипсис». Листы «Апокалипсиса» появились
в годы исторических событий, на грани двух веков, когда умы людей были наполнены
библейскими пророчествами о конце света. Пятнадцать листов, созданных Дюрером, посвящены
страшным, катастрофическим событиям.
О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус Христос,
заступись за твой народ, освободи нас вовремя…
Альбрехт Дюрер
Ожидание антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость — были
воплощены Дюрером в серии гравюр «Апокалипсис» на тему космических катастроф
и грядущего Страшного суда. В них словно слышен отзвук молитвы, записанной
Дюрером в дневнике: «О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус
Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя…».
А.Дюрер
Четыре всадника
Из серии «Апокалипсис».
Гравюра на доске.
1497-1498
«Четыре всадника» (1497-1498)
Дюрера на белом, рыжем, вороном и
бледном конях, несут людям гибель и
возникают из густой тьмы. Стрелы
небесных лучей показывают, что это посланники неба.
Под копыта коней падают
поверженные ужасом король, священник,
крестьянин, горожанка. Они словно
иллюстрация слов Откровения о том, что
погибнут «и цари земные, и всякий раб, и
всякий свободный…».
В Библии эти всадники являются по
очереди, и художники, иллюстрировавшие
ее раньше, всегда изображали их порознь.
Дюрер впервые объединил их в одной
композиции.
Бог призывает их, и наделяет
силой сеять хаос и
разрушение в мире. Всадники
появляются строго друг за
другом, каждый с открытием
очередной из первых четырёх
из семи печатей книги
Откровения.
Завоевание с венцом
и луком
Война (на рыжем коне)
Голод (на вороном
коне)
Смерть (едет на
«бледном» коне)
Ад
У первого всадника на голове
корона, он отпустил поводья и,
натянув
тетиву
лука,
готов
поразить кого-то. Однако лицо его
не выражает ни злобы, ни ярости,
словно ему жаль свою будущую
жертву.
Завоевание
Голод
Война
Другой всадник, в диковинном
колпаке, в стремительном
движении весь подался вперед и
яростно замахнулся мечом. Он
разгневан чем-то и поэтому
беспощаден.
Третий всадник, находящийся в центре
гравюры, выделяется среди своих спутников
крепким сложением и богатством одежды; его
конь – это могучий тяжеловоз в роскошной
сбруе. Лицо всадника обращено вверх и
выражает отрешенность и равнодушие. Эти
трое наездников мчатся бок о бок, их фигуры
так тесно сомкнуты, что всю группу можно
принять за трехглавого коня
А рядом, но обособленно от
них, спешит на костлявой
кляче полуголый тощий
старик, его ноги почти
касаются земли.
На
лошади
четвертого
всадника нет ни седла, ни
попоны, а вместо поводьев
болтается веревка.
Смерть
Припадая к земле, кляча
перескочила через упавшего
человека в короне, к
которому
подползает
огнедышащее
чудовище,
приближающееся к людям
вслед за всадниками.
Дюрер верил в пророчество «Апокалипсиса»…
Дюрер верил в пророчество «Апокалипсиса» и страстно добивался, чтобы его
гравюры были как можно убедительнее:
— кавалькада из четырех всадников размещена по диагонали и вызывает
ощущение стремительного галопа;
— присутствует эффект наползающего мрака;
— четкий линейный контур, причудливо струящиеся драпировки, и динамизм
создают дополнительный «готический» эффект.
Конец света. Варианты сегодняшнего дня
Существует множество толкований
данного сюжета. Иногда рыцаря
рассматривали как представителя
«нечистой силы».
Но
самое
распространенное
объяснение сюжета связывают с
трактатом
молодого
Эразма
Роттердамского
«Руководство
христианского воина». В нем идет
речь
о
целеустремленном,
бесстрашном и преданном долгу
воине, перед волей и твердостью
духа которого отступают силы ада.
«Рыцарь, Смерть и Дьявол»
Несмотря на то что в гравюре
отсутствуют символы христианства,
в рыцаре современники Дюрера
видели борца за чистоту церкви и
защитника христианской веры.
Рыцаря сопровождает собака – символ истины, дьявол – символ искушения, и смерть с
песочными часами, напоминающая о бренности жизни. Уровень песка в часах говорит о
том, что у рыцаря есть время для совершения подвига. Одновременно герой гравюры еще
и охотник, а дубовые листья на голове и хвосте лошади, согласно существовавшей
традиции, обещают удачное возвращение с охоты. Хвост лисицы на копье всадника
может быть истолкован как его трофей. В целом исследователи рассматривают эту
гравюру как символ жизненной активности.
«Святой Иероним в келье»
В гравюре «Святой Иероним в келье»
раскрыт
идеал
гуманиста,
посвятившего
себя
постижению
высших истин. В решении темы, в
бытовой
интерпретации
образа
ученого
ведущую
роль
играет
интерьер, претворенный художником
в эмоциональную поэтическую среду.
Фигура Иеронима, погруженного в
переводы
священных
книг,

средоточие композиционных линий,
подчиняющих
себе
множество
повседневных деталей интерьера,
ограждающих ученого от волнений и
суеты мира.
Келья
Иеронима
не
мрачное
убежище аскета, а скромная комната
современного
дома.
Житейская
интимная
демократическая
интерпретация образа Иеронима дана
вне
официального
церковного
толкования, возможно, под влиянием
учений реформаторов.
На открытом, не зажатом стенами месте
так тесно, как в углу на стройплощадке.
Здесь некуда деться от вещей: тут и
измерительные инструменты, и молоток,
рубанок, клещи, тигель с неким расплавом.
Часы, весы, ключи (очевидно от
кладовых), кошель с деньгами.
Всё замерло. Но графически статических
элементов очень мало – всего несколько
горизонтальных линий, ни одна из которых
к тому же не пересекает пространство
картины от края и до края. Напротив, вся
поверхность
гравюры
заполнена
динамичными линиями и штрихами, плюс
динамичное
вечернее,
контрастное
освещение.
Всё это создаёт напряжение покоя,
состояние взведённой пружины. Весь
рисунок воспроизводит игру ртути,
пульсацию крови в кровеносных сосудах.
Какая уж тут меланхолия!
«Меланхолия»
Предметы,
собранные
в
этой
композиции, разумеется, неслучайны,
они — символы, и нам стоит в них
разобраться. Кто это сидит перед нами,
мужчина, женщина? Может монах, или
ангел, раз уж крылья? Платье это или
монашеская ряса? Длинные волосы не
обязательно указывают на женщину – у
самого Дюрера есть автопортрет с
длинными, до плеч локонами. Лицо тоже
однозначно женственным, или наоборот
мужественным
не
назовёшь.
Телосложение мощное, хотя и женщины
частенько бывают достаточно плотны.
Хорошо,
остановимся
на
такой
трактовке: это Аллегория художника,
творца, его Ангел или Гений.
Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, который сам
всю жизнь суеверно боялся зловещего влияния Сатурна, а меланхоликам
покровительствует планета Сатурн. Бог Сатурн старше всех остальных
богов, знает сокровенные начала мира и стоит ближе всех к источнику
жизни, воплощая высший интеллект. Поэтому только меланхоликам
доступна радость открытий. Во времена Дюрера традиционно считалось,
что меланхолики — люди с богатым воображением: художники, поэты,
ремесленники.
Знаменитый «арифметический квадрат»
Дюрера
Все эти три гравюры объединены в серию «Мастерские гравюры» и служат
аллегориями власти, науки и духовенства. Образ «Святого Иеронима» —
его мирный духовный труд и смирение монаха, «Всадник» – собирательный
образ человека действия, активного противостояния невзгодам, а
«Меланхолия» – это вселенная науки и искусств, постижения тайн
мироустройства.
Есть также трактовка, согласно которой серия представляет собой
темпераменты: «Всадник» изображает «сангвинический», а «Иероним» —
«флегматический», а центральный и наиболее загадочный лист, его гравюра
1514 года «Меланхолия» — «меланхолический».
А. Дюрер. Четыре апостола
Слева в красном хитоне изображен апостол
Иоанн, за ним — апостол Петр.
Желтоватый оттенок кожи, тонкие губы,
мягкие каштановые волосы выдают в святом
Иоанне
меланхолика,
склонного
к
созерцательной
интеллектуальной
деятельности.
Евангелие, написанное апостолом Иоанном,
называют евангелием Духа. Оно — самое
закодированное и мистическое. Именно ему
на острове Патмос было откровение Бога, и
он душевными очами узрел грядущий
Страшный суд.
Скульптурная
пластика
фигур
и
титанические
образы
апостолов
не
оставляют сомнений в том, что каждый из
них — портрет реального человека эпохи
Ренессанса.
Справа — в белом плаще апостол Павел,
рядом с ним апостол Марк. Смуглое лицо
святого Павла, пронзительный взгляд,
жесткие волосы и самоуверенный вид не
оставляют сомнения в его холерическом
темпераменте.
Именно благодаря силе характера и страстной
проповеднической деятельности апостола Павла
христианство превратилось в религию мирового
масштаба.
Дюрер. Четыре апостола.
Композиция, акценты
О сохранении готической традиции
свидетельствует композиция:
— святые занимают всю поверхность и почти
выдвинуты в пространство храма;
— отсутствует пейзаж или архитектурный
фон;
— определенная отстраненность образов
великих и суровых мудрецов.
Акцент на фигурах апостолов Иоанна и Павла,
размещение их на переднем плане и выделение
цветом позволил Дюреру выразить солидарность с
Реформацией. Иоанн был любимым апостолом
идеолога Реформации Мартина Лютера, а святой
Павел — бесспорным авторитетом всех
протестантов.
Сам Дюрер утверждал, что апостолы олицетворяют
всего лишь тип темперамента: Иоанн — меланхолика,
Павел — холерика, Петр — флегматика, Марк сангвиника. Такая идентификация напрямую
вытекала из внешности каждого апостола и характера
его деятельности.
Праздник четок
(Праздник
розовых венков)
Картина была заказана
Дюреру немецкими купцами,
обосновавшимися в Венеции,
в то время, когда художник
находился в этом городе.
Алтарный образ
предназначался для церкви
По словам самого Дюрера ),
эта работа заставила признать
тех венецианских художников,
кто считал его лишь гравёром,
что он также настоящий
живописец.
В центре картины изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Иисус возлагает венок
на голову коленопреклонённого папы римского (Юлий II, портретное сходство не соблюдено),
мадонна — на голову Максимилиана I. Сплетённые вместе белые (символ чистоты Марии) и алые
(страданий Христа) розы знаменовали собой объединение всех христиан в вере.
Два ангела держат над Марией зелёный балдахин, двое других — корону Габсбургов.
Расположившийся у ног Девы Марии музицирующий ангел — отсылка к картинам венецианских
художников, которые часто включали этот мотив в свои произведения.
«Адам и Ева»
МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГЕРМАНИИ
Карта-схема
Специфика Ренессанса в Германии
Интерес к человеку его внутренней жизни,
реалистическое видение природы соединились с
жестокой борьбой за обновление церкви –
Реформацией.
Причины, определившие специфику
Ренессанса
Грандиозная Крестьянская война приняла
религиозную окраску и породила настроения
хилиазма и предчувствия конца мира, отразившиеся в
философии мистического спиритуализма.
Воплощение
Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) органическое слияние идей светского гуманизма и
религиозного спиритуализма, выражение
экстатических видений в реальных образах,
обладавших жизненной правдой, тонкое и
органичное совмещение готической вычурности и
фантасмагории с классической простотой и
ясностью.
Ожидание антихриста и гибели мира, надежда на
Божью справедливость – все это воплощено Дюрером
в серии гравюр «Апокалипсис» на тему космических
катастроф и грядущего Страшного суда.
Популярность серии была связана с широко
распространённым ожиданием конца света в 1500
году.
Самая известная гравюра «Четыре всадника
Апокалипсиса».
Прорыв в ренессансной живописи Германии
Произведение портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526), где античный идеал красоты
соединен с готической композицией и сакральным подтекстом.

«Мистический характер Возрождения в Германии». 11-й класс

Учитесь понимать все правильно. С теми, кто немного знает, но желает учиться, я охотно поделюсь своими знаниями. Но о высокомерных, которые приписывают себе знание всех вещей, считают себя лучшими и презирают всех остальных, я не забочусь…[3].
Введение 1513 года. Альбрехт Дюрер

Сценарный план урока:

  1. Альбрехт Дюрер
  2. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас»
  3. Диптих «Четыре апостола»

Этапы урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный
  2. Информационный
  3. Обобщение и систематизация
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – художник, график, золотых дел мастер.

Альбрехт Дюрер – математик и философ, оставивший нам научные трактаты, дневники и письма.

Альбрехт Дюрер – открытый и искренний человек, наделенный неутомимой жаждой научного познания, охотно делящийся своими открытиями с теми, кто желает учиться.

Альбрехт Дюрер – адепт так называемого мистического христианства, являющего собой сплав раннехристианских верований, алхимии, астрологии и науки, неустанно пытавшийся постичь Мистерии древности. [4].

Более четырех столетий прошло с тех пор, когда жил и творил этот неповторимый гений. Но, в который раз всматриваясь в его автопортреты, восхищаясь уникальными гравюрами мастера, имеющими сложный символический подтекст, решая геометрические задачи божественного титана, не устаешь удивляться многогранности таланта великого человека эпохи Возрождения.

Вопросы для обсуждения с учащимися

1. Какие характерные признаки новой эпохи воплощали в себе гении Возрождения?

неутолимая жажда научного познания, пристальное внимание к человеку и его внутреннему миру, реалистическое видение природы, интерес к классическому искусству и творческое развитие национальных традиций.

2. Как эти признаки могли преломиться в творчестве северного Леонардо да Винчи – Дюрере?

органическое слияние светского гуманизма и религиозного спиритуализма.

3. Главная причина формирования нового мировоззрения в Германии?

религиозная революция, борьба за преображение церкви – Реформация.

4. Какие причины спровоцировали Грандиозную крестьянскую войну и придали ей религиозную окраску?

раздробленность, яростное сопротивление рыцарей-феодалов централизации государства, поведение папской власти, тяжелое положение крестьян, тревожная духовная атмосфера, наполненная предчувствием конца света.

Дюрер с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве все характерные признаки новой эпохи. Его неслучайно называют северным Леонардо да Винчи – интерес к классическому искусству Италии и творческое развитие национальных традиций ярко преломились и мировоззрении и творчестве Дюрера. Вместе с тем, «он был очень религиозен, склонен к мистике и переживал страдания Христа с невероятной остротой, как свои собственные. Именно это позволило Дюреру отождествлять себя с «головой, покрытой кровью и ранами». [2].

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП

Объяснения учителя, сопровождающиеся показом слайдов презентации

Специфика Ренессанса в Германии определялась тем, что интерес к человеку его внутренней жизни, реалистическое видение природы соединились с жестокой борьбой за обновление церкви – Реформацией. Реформация способствовала освобождению немецкой культуры от господства церковной идеологии, но в условиях Крестьянской войны, принявшей религиозную окраску, породила предчувствие конца света и веру в скорое пришествие Христа. Это находило выражение в идеях и образах мистического спиритуализма. Зловещие слова «Апокалипсиса» – мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, – раздавались с амвонов всех церквей Германии. Апокалипсис – знаменитая серия из 15 гравюр на дереве, созданная Альбрехтом Дюрером после первого путешествия в Италию. Она иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова, и была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. И словно слышен отзвук молитвы, записанной Дюрером в дневнике: «О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя…».[3].Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году. «Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника» (1497-1498). Пророчества в Откровении Иоанна Богослова начинаются с появления четырех всадников на белом, рыжем, вороном и бледном конях, несущих людям гибель. На гравюре они возникают из густой тьмы, и стрелы небесных лучей показывают, что это – посланники неба. Натянута тетива лука у первого, меч второго готов разить. У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Четвертый всадник – это сама Смерть – полуобнаженный старик с разорванном в крике ртом и горящими глазами. Он держит в руках вилы, которыми могильщики спихивали тела в яму во время эпидемий. Под копыта коней падают поверженные ужасом король, священник, крестьянин, горожанка. Это иллюстрация слов Откровения о том, что погибнут «и цари земные, и всякий раб, и всякий свободный». [1]. На гравюре «Трубный глас» (1497-1498) изображен момент снятия седьмой печати с Книги судеб. Каждый новый трубный звук семи Ангелов предвещает человечеству новые и страшные беды.

Задание для учащихся

Звуковые образы гравюр «Четыре всадника», «Трубный глас». [2].

Слайд №9 из презентации учителя

Попробуйте, воспроизвести звуки, которые «слышны» в гравюрах Дюрера (цокот копыт, шум крыльев, звуки трубы, разгул стихий) и подобрать им аналогии в звучании музыкальных инструментов.

Работа в группах. Коллективное оценивание работ групп.

О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев.

Подлинным прорывом в творчестве Дюрера и во всей ренессансной живописи Германии стало одно из самых глубоких произведений портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526). На левой доске в красном хитоне изображен апостол Иоанн, за ним – апостол Петр. На правой доске – в белом плаще апостол Павел, рядом с ним апостол Марк. В картине соединен античный идеал красоты с готической композицией и сакральным подтекстом. «Скульптурная пластика фигур и титанические образы апостолов не оставляют сомнений в том, что каждый из них – портрет реального человека эпохи Ренессанса…».[1].

О сохранении готической традиции свидетельствует: композиция (святые занимают всю поверхность и почти выдвинуты в пространство храма), отсутствие пейзажа или архитектурного фона, отстраненность образов великих и суровых мудрецов.

Сакральное звучание в традициях готики придает акцент на фигурах апостолов Иоанна и Павла, разместив их на переднем плане и выделив цветом, Дюрер выразил солидарность с Реформацией, поскольку Иоанн был любимым апостолом идеолога Реформации Мартина Лютера, а святой Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов.

Однако сам Дюрер утверждал, что апостолы олицетворяют всего лишь тип темперамента: Иоанн – меланхолика, Павел – холерика, Петр – флегматика, Марк – сангвиника. Такая идентификация напрямую вытекала из внешности каждого апостола и характера его деятельности. Но в любом случае речь идет о синтезе между обобщающим философским началом в оценке человечества и частными свойствами индивидуальной личности. «Достаточно взглянуть на усталое сосредоточенное лицо старика со лбом Сократа – апостола Петра или на горящий мятежным внутренним огнем взор апостола Павла, для того чтобы ощутить в этих величавых мудрецах яркие индивидуальности живых людей. И в то же время все четыре образа проникнуты одним высоким этическим началом, важнейшим для Дюрера, – силой человеческого разума, свободного и независимого». [5].

Задание для учащихся

Используя слайд 17 из презентации учителя, перенести карту-схему урока в тетрадь или составить свою.

Приложение 1. Карта-схема урока

3. ОБОЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Опорные моменты опроса-закрепления

  1. В Германии более, чем в других странах Севера, одной из главных причин формирования нового мировоззрения стала религиозная революция.
  2. Реформация определила и мощный сдвиг в культурной жизни, и ее двойственный характер.
  3. Ожидание антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость – все это в полной мере воплощено Дюрером в серии гравюр «Апокалипсис» на тему космических катастроф и грядущего Страшного суда.
  4. Органическое слияние идей светского гуманизма и религиозного спиритуализма ярко преломилось в творчестве А.Дюрера. Дюрер выражал экстатические видения в реальных образах, обладавших жизненной правдой.
  5. Диптих «Четыре апостола» можно интерпретировать как психологический портрет эпохи и отражение ее религиозной политики.

4. РЕФЛЕКСИЯ

* Вместе с учащимися:

  • выделяем главное в теме урока;
  • вспоминаем материал предыдущего урока о гротескно-карнавальном характере Возрождения в Нидерландах и сравниваем со спецификой Ренессанса в Германии;
  • подтверждаем различие в художественном идеале Севера и Юга;

* Учащиеся выполняют задание 1 из Приложения 2

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Урок 7. стр. 48-52

Творческое задание

Рассмотрите гравюру Дюрера « Меланхолия», обратите внимание на детали, которые имеет глубокий символический смысл, попытайтесь его найти. Ответ дайте в виде таблицы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.
    Г. Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 11 класс (базовый уровень). Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование / Л.Г.Емохонова Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма /Пер. с ранненововерхнемецкого Ц.Нессельштраус. 2-е изд., испр. – СПб.: Азбука, 2000.
  4. Браун Д. Утраченный символ [роман, пер. с англ.] / Дэн Браун. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
  5. smallbay.ru/article/durer96.html

Savitri Devi: The mystical fascist being resurrected by the alt-right

  • Published

Image source, Savitri Devi Archive

Savitri Devi, a mystical admirer of Hitler and a cat — любящая поклонница арийского мифа, которой, казалось, суждено было уйти в безвестность после ее смерти 25 лет назад. Но благодаря подъему крайне правых ее имя и ее изображение теперь все чаще и чаще всплывают в сети, пишет Мария Маргаронис.

В 2012 году, просматривая веб-сайт греческой партии «Золотая заря» в поисках статьи, которую я писал, я наткнулся на фотографию женщины в синем шелковом сари, смотрящей на бюст Гитлера на фоне пылающего закатного неба.

Что делала эта явно индусская женщина на месте откровенно расистской вечеринки, посвященной изгнанию всех иностранцев из Греции? Я хранил ее как диковинку в глубине души, пока растущая волна крайне правых политиков в Европе и Америке снова не выдвинула имя «Савитри Деви».

В наши дни нетрудно найти обсуждения книг Савитри Деви на неонацистских веб-форумах, особенно «Молнии и Солнца», в которых излагается теория о том, что Гитлер был аватаром — воплощением — индуистского бога Вишну, и «Золото в печи», которая призывает истинно верующих верить в то, что национал-социализм снова возродится. На американском ультраправом веб-сайте Counter-Currents размещен обширный онлайн-архив ее жизни и творчества.

Ее взгляды также доходят до широкой публики благодаря американским лидерам альтернативных правых, таким как Ричард Спенсер и Стив Бэннон, бывший главный стратег Трампа и председатель Breitbart News, которые рассматривают историю как циклическую битву между добро и зло — теорию, которой она поделилась с другими мистическими фашистами 20-го века.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Ричард Спенсер в Шарлотсвилле (август 2017 г.) которому Гитлеру суждено было когда-то положить конец.

Кем была Савитри Деви и почему ее идеи возрождаются сейчас? Несмотря на сари и имя, она была европейкой, урожденной Максимиани Портас от матери-англичанки и отца-грека-итальянца в Лионе в 19 г.05.

С раннего возраста она презирала все формы эгалитаризма. «Красивая девушка не равна уродливой девушке», — сказала она интервьюеру, посланному отрицателем Холокоста Эрнстом Цунделем в 1978 году. после катастрофической военной кампании Греции в Малой Азии в конце Первой мировой войны.

Она обвинила западных союзников в унижении Греции и в том, что она считала несправедливыми карательными условиями, наложенными на Германию Версальским договором. По мнению Савитри, и Греция, и Германия были жертвами, которым было отказано в законном стремлении объединить всех своих людей на одной территории. Эта точка зрения в сочетании со страстным антисемитизмом, который, как она утверждала, она узнала из Библии, привела ее к тому, что она рано назвала себя национал-социалисткой.

Гитлер был чемпионом Германии, но, по ее словам, его желание уничтожить евреев в Европе и вернуть «арийской расе» ее законное положение во власти сделало его и ее «фюрером».

Источник изображения, архив Савитри Деви

Прослушайте документальный фильм Radio 4 «Савитри Деви: от арийцев к альтернативным правым» на BBC iPlayer за разрушение славы Греции и мифической древней утопии ариев. В начале 19В 30-х годах она отплыла в Индию в поисках живой версии языческого прошлого Европы, убежденная, что кастовая система, запрещающая смешанные браки, сохранила там чистых арийцев. (Бывший лидер Ку-клукс-клана Дэвид Дюк, посетивший Индию в 1970-х годах, разделяет ее заблуждение.)

Вид европейской женщины, путешествующей четвертым классом на поезде, был настолько необычным, что британские колониальные власти поставили ее под наблюдение. Но Савитри имела мало общего с британцами в Индии до Второй мировой войны, когда она передала полученную от них информацию японцам. Она выучила индийские языки, вышла замуж за брамина (которого она считала арийцем, как и она сама) и создала тщательно продуманный синтез нацизма и индуистского мифа, в котором Гитлер был «человеком против времени», которому суждено положить конец Кали. Юга и возвестит новый золотой век арийского превосходства.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Молодые брамины учатся быть священниками в Варанаси

В Калькутте в 1930-х годах Савитри работала в индуистской миссии, которая сейчас была тихой местной святыней, а в те дни центром индуистских националистических кампаний. и миссионерской деятельности. Политизация религиозных общин Индии при британцах способствовала росту движения хиндутва, которое утверждало, что индусы были истинными наследниками арийцев и что Индия была преимущественно индуистской нацией.

Савитри предложила свои услуги директору Миссии Свами Сатьянанде, который (как и многие индийцы до обретения независимости) разделял ее восхищение Гитлером и позволял ей смешивать нацистскую пропаганду с ее рассуждениями об индуистской идентичности. Она путешествовала по стране, читая лекции на хинди и бенгали, приправляя свои выступления об арийских ценностях цитатами из «Майн кампф».

В 1945 году, опустошенная падением Третьего рейха, она вернулась в Европу, чтобы работать над ее восстановлением. Ее прибытие в Англию описано в ее книге « Длинноусые и двуногая богиня» , детской басне, героиня которой, как и она сама, нацистка, любящая кошек.

Источник изображения, Архив Савитри Деви

Подпись к изображению,

Савитри Деви часто фотографировали в серьгах со свастикой

Героиня, Хелиодора, «не имела «человеческих чувств» в обычном смысле этого слова», — написала она. «Она с самого детства была слишком глубоко потрясена поведением человека по отношению к животным… чтобы сочувствовать людям, страдающим из-за того, что они евреи».

Савитри всегда говорила, что предпочитает животных людям. Как и Гитлер, она была вегетарианкой. Она смотрела на мир как бы с большого расстояния, заботясь больше о том, что она видела как глубинные узоры природы, чем о человеческих жизнях. Посетив Исландию, она провела две ночи на склонах вулкана Гекла во время ее извержения. «Изначальный звук творения — «Аум», — написала она. «Вулкан каждые две-три секунды говорит: «АУМ! АУМ! АУМ!» И земля все время дрожит под ногами».

В 1948 году Савитри удалось проникнуть в оккупированную Германию, где она распространила тысячи пронацистских листовок со словами: «Однажды мы снова поднимемся и победим! Надейся и жди! Хайль Гитлер!»

Много лет спустя она сказала, что была рада аресту британскими оккупационными властями, потому что это сблизило ее с заключенными в тюрьму нацистскими «товарищами». Во время своего заключения, которое было прервано вмешательством ее мужа через правительство Индии, она сблизилась с бывшей надзирательницей Бельзена, осужденной как военный преступник, «красивой женщиной, блондинкой примерно моего возраста». Сексуальность Савитри была предметом некоторых спекуляций. Ее брак с Аситом Мукерджи якобы был целомудренным, потому что они не принадлежали к одной касте; нацистский финансист Франсуаза Диор, племянница модельера, утверждала, что была ее любовницей.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Франсуаза Диор утверждала, что была любовницей Савитри. Живя в квартире над гаражом на тихой улице Дели, она посвятила себя соседским кошкам, выходя каждое утро, чтобы накормить их хлебом и молоком, украшенная золотыми украшениями, которые традиционно носят замужние индуистки.

Она умерла в доме друга в Англии в 1982. Ее прах был похоронен со всеми фашистскими почестями, якобы рядом с прахом американского нацистского лидера Джорджа Линкольна Роквелла.

Источник изображения, архив Савитри Деви

Подпись к изображению,

Савитри Деви в Дели, 1980 год беспокойство ее племянника, опытного левого журналиста Суманты Банерджи.

«В своей книге «Предупреждение индусам», вышедшей в 1939 года она посоветовала индусам культивировать «дух организованного сопротивления во всем индуизме», — говорит он. — Целями этого сопротивления были мусульмане, которые, по ее словам, представляли угрозу для индусов. И это тот же самый страх, который повторяется сегодня».

Хиндутва — официальная идеология правящей партии премьер-министра Нарендры Моди «Бхаратия Джаната», политики которой утверждают, что мусульмане и секуляристы подорвали силу индуистской нации. официальные представители осуждают насилие, беспорядки, приведшие к сносу мечети Бабри в Айодхье в 1992, а нынешние волны нападений — иногда со смертельным исходом — групп самообороны на мусульман и инакомыслящих говорят о другом.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Хиндутва является официальной идеологией правящей партии Бхаратия Джаната премьер-министра Индии Нарендры Моди. почва для заигрывания ультраправых с оккультным нацизмом и индуистскими пророчествами.

Как и в Индии, традиционный страх правящего большинства потерять власть стал эффективным инструментом вербовки.

«С середины правления администрации Обамы самым важным фактором в умах людей, присоединившихся к «Чайной партии», была идея о том, что белых людей оттесняют в сторону», — говорит исследователь и писатель Чип Берлет. «Крайне правые и организованные группы сторонников превосходства белой расы были поддержаны страхом многих белых граждан в Соединенных Штатах перед тем, что их вытесняют и унижают».

Работа Савитри Деви является частью истории как индийских индуистских националистов, так и европейских и американских ультраправых. Ее яркие, эксцентричные произведения содержат — без прикрас и без цензуры — все их ключевые идеи: что люди могут быть разделены на «расы», которые должны быть разделены; что некоторые группы выше и имеют больше прав, чем другие; что эти группы находятся под угрозой; и что темные времена, в которые мы живем, закончатся только тогда, когда они снова придут к власти, вернув нас в мифический золотой век.

Присоединяйтесь к беседе — найдите нас на Facebook , Instagram , Snapchat и Twitter .

Вы можете послушать документальный фильм Radio 4 Савитри Деви: от арийцев до альтернативных правых на BBC iPlayer

Мистические практики лурианской каббалы — Academic Studies Press

109,00 $

Количество:

Добавить в корзину

Купить электронную книгу

В шестнадцатом веке знаменитый каббалист Исаак Лурия передал избранным группам учеников тайную сокровищницу очень сложных мистических практик. Эти медитации были разработаны, чтобы извлечь выгоду из состояний сна и смерти, чтобы эффективно разделить душу на множество частей, и при правильном выполнении они позволяли адепту освободиться от цикла перерождений. Благодаря глубокому анализу этих созерцательных практик в более широком контексте лурианской литературы, Цви Иш-Шалом направляет нас в глубокое научное путешествие в царство мистических учений и практик, никогда ранее не доступных на английском языке, освещая радикально монистическое видение реальности. в основе каббалистической метафизики и практики.

Цви Иш-Шалом , доктор философии, адъюнкт-профессор традиций мудрости в Университете Наропы и автор книги

Опыт Кедума: Изначальная Тора .

Похвала

«Посредством глубокого [] запутанного исследования [] блестяще проработанного, красноречиво раскрытого анализа «Иш Шалом» блестяще ведет нас к проникновению в сложнейший корпус мистических текстов, связанных с лурианским творчеством, чтобы увлечь внимательного читателя в научное путешествие в царство мистические учения и практики, которые никогда прежде не были доступны английским читателям в удивительно ясной и ясной форме. … Являясь выдающимся примером академического превосходства или тщательного анализа, книга также открывает дорогу ищущему поколению на пути через переводы эзотерических практик, которые раньше не были доступны англоязычному читающему миру. Эта выдающаяся книга, представляющая собой своеобразный шедевр, рекомендована для всех библиотек…
— Дэвид Б.
Леви, Новости и обзоры AJL, июль/август 2022 г.
В книге «Сон, смерть и возрождение » Цви Иш-Шалом предлагает нам тщательно проработанное, блестяще препарированное, обширно теоретизированное и элегантно построенное исследование лурианской космологии и ее взаимодействия с созерцательной практикой.
— Шауль Магид, заслуженный научный сотрудник по иудаике Дартмутского колледжа (из предисловия)
«Как это ни парадоксально, лурианская каббала — самая распространенная и в то же время самая недоступная форма еврейского мистицизма. Входа нет, надо все изучить, а потом разобраться. Исследование Цви Иш-Шалом лурианской теории души одновременно тщательное и наглое, раскрывающее секреты и обращающееся к этой духовности с полным владением системой, а также с бодрящей ясностью. Смелым аспектом этой практики является откровенный доступ к душе и ее реинкарнации, идея о том, что каббалист может включиться в процессы смерти и возрождения.
Цви Иш-Шалом овладел текстами, научным анализом и, что важно, межкультурными и теоретическими исследованиями, которые необходимо использовать при любом обсуждении этой эзотерической практики. Поступая таким образом, он выполняет свою заявленную миссию по написанию «научной работы в традициях западной академии и/или в качестве буквального/литературного продолжения мистической традиции Исаака Лурии».
— Раввин Пинхас Гиллер, профессор средневековой мысли Американского еврейского университета
. «В этом новом томе «Иш-Шалом» дает новый взгляд на обширный и малоизученный мир лурианской каббалы. При одновременной доступности и строгости его анализ созерцательных упражнений, связанных со сном в лурианском корпусе, обнаруживает продуктивное напряжение между дуализмом и монизмом. Это важное новое исследование рассматривает парадоксы, присущие процессам деконструкции и фрагментации души и выхода из цикла перерождений в лурианской каббале.
Проницательный анализ Иш-Шалом проливает новый свет на эти тексты и ставит под сомнение дихотомии, которые долгое время считались существенными для этой мистической системы. Это исследование также способствует пересмотру различия между первичным и вторичным способами письма и предлагает средний путь, который размывает научный анализ и каббалистический текст, не подрывая целостность каждого из них. Обязательна к прочтению всем, кто интересуется изучением каббалы, мистической литературой или еврейской мыслью.
— Д-р Хартли Лахтер, доцент и заведующий кафедрой религиоведения Университета Лихай
. «В этом смелом исследовании Цви Иш-Шалом знакомит читателя с удивительными приключениями сна и сновидения в печально известной сложной традиции лурианской каббалы. Немногие ученые осмелились погрузиться в запутанный лабиринт учений Исаака Лурии и заняться исследованиями длиной в целую книгу. Еще меньше людей использовали деконструктивные стратегии как способ реального участия в лурианской традиции, принимая как эмические, так и этические (внутренние каббалистические и внешние академические) методологии для объяснения мотивов, методов и эффектов этих ночных стратегий изменения себя и космоса. Отношение к лурианскому мифу как к рассказу или вымыслу дает нетрадиционному читателю возможность участвовать в авторском процессе интерпретации, в конечном итоге воплощая единое видение, которое изображают тексты.
Автор стремится не только предоставить строгий академический анализ тем, но и предоставить ищущим путь на пути через переводы эзотерических практик, которые ранее не были доступны англоязычному читателю. Конечная цель адепта состоит в том, чтобы стремиться к «полному растворению иерархического разделения между телом, душой и космосом». Согласно тезису интегрального монизма Иш-Шалома, конечная цель состоит в том, что душа материализуется, а физическое тело обожествляется. Таким образом, он стремится опрокинуть давние предположения о дуализме в лурианском учении, заменив его диалектическим видением доктрины Ари, включающей в себя также и монизм — стирание всех иерархий, космических и человеческих.
— Джоэл Хеккер, профессор еврейской мистики, реконструкционист Раввинский колледж

Содержание

Предисловие
Шаул Магид

Введение

Проблема и Методология
Обзор Стипендии

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *