Фиди, Мирон, Поликлет, Прокситель, Скопас — Студопедия
Поделись с друзьями:
В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по — своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор — сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон- создатель знаменитого «Дискобола».
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая.
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие -либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями — и их немало, — которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.
Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь.
Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.Досего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядыватьсо всех сторон — это было ещё одно новшество.
В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в други заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники — либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н.э. Скопас. Самая большая известная нам его работа — участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма — рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа «Лаокоон».
В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.
Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей — они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали — их делали на красном фоне чёрными линиями.
Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса, многочисленных мифов о богах и героях, изображали на вазах празднества и спортивные состязания. Росписи на вазах, исполненные часто мастерами — керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они сообщают нам даже больше, чем скульптуры.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Поликлет | это… Что такое Поликлет?
Толкование
- Поликлет
- Поликлет
(Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении «Канон» (сохранилось 2 фрагмента). Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармонический образ человека — гражданина полиса. Статуи Поликлета («Дорифор». или «Копьеносец», около 440 до н. э.: «Раненая амазонка», около 440-430 до н. э.; «Диадумен», около 420-10 до н. э.). выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (так называемых хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классическая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции. Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлет неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла и т. д.). Поликлет имел многочисленных учеников и последователей и оказал решающее влияние на развитие древнегреческой скульптуры.
«Диадумен». Около 420 — 410 до н.э. Римская копия. Национальный археологический музей. Афины.Литература: Д. С. Надович, Поликлет, М.-Л., 1939; (Г. Соколов), Мирон и Поликлет. (Альбом), М., 1961.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
Поликле́т(polý kleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший во второй пол. 5 в. до н. э.; один из главных представителей высокой классики. Создавал скульптуры преимущественно в бронзе. Статуи Поликлета не сохранились и известны лишь по древнеримским копиям и по описаниям античных авторов. Скульптор написал трактат «Канон», посвящённый исследованию идеальных пропорций человеческого тела. По утверждению Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 роста человека, высота головы – 1/7, кисть руки – 1/10. На основе этой пропорциональной системы, сохранявшейся в древнегреческой скульптуре ок.
100 лет, была создана самая известная статуя – «Дорифор» («Копьеносец», ок. 440 г. до н. э.). Это одна из первых круглых скульптур в греческом искусстве, её можно рассматривать с разных сторон, обходя вокруг, а не только фронтально, как работы мастеров периода архаики и ранней классики. Поликлет первый смог передать движение человеческого тела при сохранении равновесия, создав композиционную схему т. н. хиазма (от греч. буквы «Х»). Дорифор опирается всей тяжестью на одну ногу; другая же свободна, отведена назад, прикасается к земле только кончиками пальцев. Возникает едва уловимое перекрёстное движение: правое колено выше левого, левое плечо выше правого и т. д. Поликлет был автором прославленных статуй «Раненая амазонка» (ок. 440–430 гг. до н. э.) и «Диадумен» (юноша с повязкой победителя, ок. 420–410 гг. до н. э.). Скульптор создавал также колоссальные статуи в хрисоэлефантинной технике (например, Геры в аргосском Герайоне). У Поликлета было множество учеников и последователей.
Поликлет. «Дорифор» («Копьеносец»). Реконструкция бронзовой статуи. Ок. 440 г. до н. э.
Поликлет. «Раненая амазонка». Мрамор. Римская копия бронзовой статуи. Ок. 440–430 гг. до н. э.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.
Игры ⚽ Нужен реферат?
- Поликлет (Младший)
- Полиптих
Полезное
Мастера древнегреческого искусства: Фидий, Поликлет и Мирон. самые известные имена в древнегреческом искусстве. Их репутация живет в копиях классических скульптур.
Мало что известно о тех, кто создавал древнегреческое искусство, так как большинство из них считались простыми мастерами. Однако имена нескольких мастеров классической эпохи сохранились на протяжении веков, даже если их работы не сохранились.
Фидий, Поликлет и Мирон были среди тех, кого прославили при жизни. Благодаря как спросу на копии их работ, так и вниманию древних историков их наследие не было забыто.
Фидий и его хризелефантиновые статуи
Фидий (или Фидий) был, пожалуй, самым знаменитым художником золотого века Греции. Афинянин Фидий жил во времена Перикла в середине пятого века до нашей эры, когда могущество и культурное влияние Афин были на пике.
Фидий был особенно известен своими огромными статуями из хризелефантина (то есть скульптурами, украшенными золотом и слоновой костью). Его статуя Зевса в Олимпии традиционно считалась одним из семи чудес древнего мира. Для родного города он построил гигантскую статую Афины Парфенос, которая стояла внутри Парфенона на Акрополе.
Поликлет и контрапоста в греческой скульптуре
Современник Фидия, Поликлет был также мастером классического стиля. Поликлету приписывают развитие некоторых центральных идей древнегреческого искусства.
Они включали акцент на сбалансированные, идеализированные пропорции и технику контрапоста, когда фигура переносит свой вес на одну ногу, что попеременно создает ощущение динамизма или расслабления.
Наиболее подражаемой скульптурой Поликлета был его Дорифор (или Копьеносец). В отличие от застывших статуй куроев архаического периода обнаженная фигура Поликлета демонстрировала гораздо более натуралистическую позу.
Мирон и древнегреческое искусство в движении
Мирон был еще одним скульптором пятого века, который, опираясь на работы Поликлета, мастерски изобразил человеческое тело в движении. Его репутация в мире древнегреческого искусства была основана на статуях, изображающих спортсменов, самой известной из которых является его Дискоболос (или Метатель диска).
Однако более поздние писатели древности критиковали безмятежные выражения, которые Мирон и его современники лепили на своих фигурах. Это отразило изменение вкуса, поскольку эллинистический период, последовавший за классицизмом, характеризовался статуями, которые больше фокусировались на эмоциях, чем на балансе и пропорции.
Что стало с древнегреческим искусством
Искусство этих и других древнегреческих мастеров утеряно или фрагментарно. Но многие копии известных скульптур были сделаны римлянами, которые увлеклись греческой культурой во времена Римской республики. Эти копии были сделаны из мрамора, который нельзя было расплавить, в отличие от оригинальных бронзовых статуй.
Кроме того, произведения Фидия, Поликлета и Мирона описывались, и их достоинства обсуждались греческими и римскими авторами на протяжении всей античности. Интеллектуалы от Платона до Плиния позаботились о том, чтобы даже если изделия из бронзы, сделанные этими мастерами, не сохранились, достижения древнегреческого искусства продолжали жить.
Источники:
- Платон, Менон, изд. Р. В. Шарплс, Больчази-Кардуччи, 1985.
- Плиний, Главы старшего Плиния по истории искусства, пер. К. Джекс-Блейк, Kessinger Publishing, 2007.
Поликлет: древнегреческий скульптор, биография
Поликлет: древнегреческий скульптор, биография Поликлет ГЛАВНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ A-Z — A-Z СКУЛЬПТУРЫ |
| Греческий скульптор Высокой Классики. Период г., Поликлит (Поликлит) считается одним из важнейших и величайшие скульпторы классицизма древность вместе с Фидием (488-431) и Майрон (480-444). Он создал в основном бронзовая скульптура и его самые известные работы, ни один из которых сохранились до наших дней, за исключением реплик, включая его Канон Поликлета и его фигура амазонки. Биография Как и у многих артистов классической музыки. В древности о жизни Поликлета известно мало подробностей. Родился в Сикионе. или Аргос, по словам Плиния, его научили искусству скульптуры Агелады из Аргоса — того же учителя, который учил как Фидий, так и Мирон. По мнению греков того времени, он был считается равным Агеладе. |
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ ИЗВЕСТНЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ СКУЛЬПТОРЫ ФОРМЫ РЕЗЬБЫ |
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЛАСТИК
ARTS ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СКУЛЬПТУРЫ | Поликлет сознательно работал над созданием новый подход к греческому языку скульптура и написал трактат (Канон), чтобы объяснить свои методы и принципы. Используя эти принципы, он создал «идеальную» скульптуру. известный как Канон Поликлета . Скульптура подчеркивала противовес напряжения и расслабления посредством движения плеч и бедер, известного как Хиастический баланс . Бронза не сохранилась, но есть упоминания о его в антикварных книгах подразумевают, что его главным принципом было выражение от греческого слова «симметрия». Стандартные пропорции для скульптур Поликлет настаивал на том, чтобы статуя состоять из четко определенных частей, связанных системой идеальных математические пропорции и равновесие. Он выразил это в терминах отношений установленный Пифагором для совершенного музыкального строя: 1:2 (октава), 2:3 (гармоническая квинта) и 3:4 (гармоническая кварта). Теории Поликлета стали стандартными пропорциями для скульпторов на протяжении поколений. Хотя оригинал больше не существует, копия, называемая Дорифор или Копьеносец можно увидеть в Национальном археологическом музее. в Неаполе. Еще одна копия работы Поликлета, представляющая то же самое. использование атлетических, мускулистых пропорций, включает Diadumenus , в Национальный музей, Афины. |
| Знаменитые статуи Одно из основных произведений Поликлета его Рисунок Амазонки для Эфеса считался лучшим, чем у современные скульпторы Фидий и Кресил. Еще одно его произведение, которое восхвалялся в классические времена и выгодно сравнивался с Зевсом Фидия, была его колоссальная статуя из золота и слоновой кости Геры сделан для храма в Аргосе. Сегодня у нас есть только описание Павсания. и приблизительное изображение на римских монетах внешнего вида и позы статуя. Другие произведения искусства, приписываемые Поликлету, включают Гермес , когда-то размещались в Лисимахии (Фракия) и Атрагализонтес (Мальчики Играя на костяшках), который был куплен императором Титом и установлен на почетном месте в его атриуме.
Наследие Поликлет вместе со своим современником Фидий был первым поколением греческих скульпторов, имевших школу. подписчиков. Школа Поликлета просуществовала не менее трех поколений. и был в основном активен в конце 300-х — начале 200-х годов до нашей эры. Римский писатель Плиний назвал нескольких известных художников, которые в то время считались за их приверженность принципам искусства и формы Поликлета. Его лучший известных учеников было Скопас (395-350 гг. до н.э.) и Лисипп (4 век до н.э.). Поликлета сын, Поликлет Младший тоже был популярным скульптором, но выиграл известность в области архитектуры. |