Министерская реформа александра 1: Новая энциклопедия

Манифест императора Александра I об учреждении министерств. 8 сентября 1802 г.

«Благоденствие народов Премудрым Промыслом Скипетру НАШЕМУ вверенных, есть священная и главнейшая цель, которую МЫ поставили СЕБЕ, прияв бремя Царствования над обширною Империею Российскою, – над Империею, которая столь же разнообразна климатами, местными выгодами и естественными произведениями, как и обитатели ея религею, нравами, языками и образом жизни. Воспламененные ревностным желанием изыскать и употребить все удобные способы к скорейшему и благопоспешнейшему достижению сего, толь драгоценнаго Сердцу НАШЕМУ предмета, устремили МЫ внимание СВОЕ на все причины и обстоятельства, содействующия или препятствующия оному; и по строгом испытании и сравнении их между собою, твердо уверились, что благоденствие народа незыблемо и ненарушимо утверждено быть может тогда единственно, когда Правительство будет иметь спасительныя средства не только исправлять всякое явное, пагубными следствиями обнаруживаемое зло; но в особенности искоренять самое начало онаго, отвращать все причины, могущия подать повод к нарушению общаго и частнаго спокойствия, открывать нужды народа, предупреждать их, и благоразумно, ревностно и деятельно способствовать соблюдению и утверждению необходимаго во всем порядка, и умножению богатства природных и искусственных произведений, основанием силе и могуществу Империи служащих.

Примеры древних и новейших времен удостоверяю каждого, что чем удобнее были средства к сему употребляемы, и правила государственнаго правления тому соответственнее; тем стройнее, тверже и совершеннее было все политическое тело, тем довольнее и щастливее каждый член ему принадлежащий.

Следуя сему правилу и внушениям сердца НАШЕГО, следуя Великому Духу Преобразователя России Петра Перваго, оставившаго НАМ следы мудрых своих намерений, по коим старались шествовать достойные Его Преемники; МЫ заблагорассудили разделить государственныя дела на разныя части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшаго течения поручить оныя ведению избранных НАМИ Министров, постановив им Главныя правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего МЫ ожидаем от их верности, деятельности и усердия ко благу общему. На правительствующий же Сенат, коего обязанности и первоначальную степень власти МЫ указом НАШИМ в сей день данным утвердили, возлагаем важнейшую и сему верховному месту найпаче свойственную должность разсматривать деяния Министров по всем частям их управлению вверенным, и по надлежащем сравнении и соображении оных с государственными постановлениями и с донесениями прямо от мест до Сената дошедшими, делать свои заключения и представлять НАМ докладом.

Учреждая Министерство на таковых правилах, МЫ имеем лестную надежду, что оно споспешествовать НАМ будет к утверждению народнаго спокойствие, сего истиннаго и ненарушимаго оплота Царей и Царстве; к сохранению и возвышению общаго всех благосостояния, и к воздаянию каждому должнаго от лица Правосудия; к оживлению трудолюбия, промышленности и торговли, к распространению наук и художеств, столь необходимых для благоденствия народов: словом к приведению всех частей Государственнаго управления в прочное и намерению НАШЕМУ соответственное устройство.

По сему в следующих статьях означаются все сии части в естественной их связи между собою, все предметы к ним принадлежащие, равно как и главныя обязанности Министерств, коих ведению оныя препоручаем».

Министерские реформы в России – Огонек № 38 (5484) от 25.09.2017

Как менялась структура органов исполнительной власти

Первая в истории России министерская реформа (после петровских преобразований) началась во время правления Александра I. 8 сентября 1802 года император подписал манифест «Об учреждении министерств». Новая структура ведомств заменила собой устаревшие к тому времени коллегии. Всего было образовано 8 министерств: военных и сухопутных дел, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Их количество до 1917 года практически не менялось. Однако при этом в течение первой половины XIX века число чиновников увеличилось в 4 раза — до 60 тысяч, к 1857 году еще до 122,2 тысячи. В 1913 году в царской России насчитывалось около 575 тысяч чиновников.

Временное правительство, пришедшее к власти в феврале 1917 года, упразднило только Министерство императорского двора и уделов. К уже существующим ведомствам было добавлено еще 5 министерств: труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов, вероисповедания. Всего их число в это время достигло 16. После Октябрьской революции на смену министерствам пришли народные комиссариаты. Декретом от 9 ноября 1917 года было учреждено 13 наркомов (в 1938-м — уже 21).

К 1922 году в Советском Союзе насчитывалось 700 тысяч чиновников.

В 1946 году наркомы были преобразованы в министерства СССР, чтобы привести их в соответствие с «общепринятым в государственной практике наименованиям». В 1950-е годы целью административных реформ было в том числе заменить отраслевой принцип управления на территориальный, а в 1960-е годы начался обратный процесс. Количество союзных министерств и ведомств ежегодно стало увеличиваться. Если к 1965 году насчитывалось 83 органа исполнительной власти (в том числе 47 министерств), то к 1985 году уже 85 (64). К середине 1980-х годов чиновничий аппарат Советского Союза вырос до 2,4 млн человек. Примерно половина от этого числа госслужащих приходилась на РСФСР.

После распада СССР начались коренные изменения государственного аппарата. В период экономических реформ 90-х годов XX века делалось несколько попыток реорганизации исполнительной власти. Так, в августе 1996 года на министерства была возложена функция по координации деятельности других органов исполнительной власти. В этот период в России насчитывалось 24 министерства. В 2000 году по данным Росстата в стране насчитывалось около 1,1 млн работников государственных органов и органов местного самоуправления.

Накануне административной реформы 2004 года в стране всего функционировало 60 органов исполнительной власти (в их числе 25 министерств). Некоторые из ведомств дублировали функции друг друга. К примеру, одновременно существовало Министерство транспорта и Министерство путей сообщения. По оценкам специалистов Всемирного банка, показатель качества и эффективности госуправления был почти в 2 раза ниже, чем в таких странах, как Финляндия, Норвегия, Исландия. В рамках реформы была введена трехуровневая структура правительства: федеральные министерства (выработка государственной политики), федеральные службы (контроль и надзор) и агентства (оказание госуслуг). За первые четыре года количество министерств сократилось до 16, но общее количество ведомств увеличилось до 87.

В последующие годы количество чиновников также стало неуклонно расти. Незначительный спад наметился в период с 2010 по 2013 год. В 2016 году в России насчитывалось примерно 2,1 млн госслужащих. В настоящее время существует 72 федеральных органов исполнительной власти (в их числе 21 министерство).

Подготовил Артем Косенок

Вся лента

Александр I

Новый царь Александр I (годы правления 1801-25) вступил на престол в результате убийства отца, в котором тот был замешан. Воспитанный Екатериной II и воспитанный в духе просвещения, Александр также имел склонность к романтизму и религиозному мистицизму, особенно в последний период своего царствования. Александр возился с изменениями в центральном правительстве и заменил коллегии, созданные Петром Великим, министерствами, но без координирующего премьер-министра.

Ранняя часть царствования Александра (1801–1825 гг.) была периодом щедрых идей и либеральных реформ. Под влиянием своего швейцарского наставника Фредерика Царя де Лагарпа он впитал многие демократические идеи того времени и стремился претворить их в жизнь. Некоторые из наиболее репрессивных мер предыдущего правления были отменены; духовенство, дворянство и купечество освобождались от телесных наказаний; были модернизированы центральные органы управления и создан Совет империи; идея предоставления конституции обсуждалась в академических кругах; разрабатывались большие планы по просвещению народа: основывались церковно-приходские школы, гимназии, училища и духовные семинарии; были реорганизованы существующие университеты Москвы, Вильно и Дерпта и основаны новые в Казани и Харькове; в прибалтийских провинциях была начата великая работа по освобождению крепостных.

Во всех этих планах Александр проявлял большой личный интерес; но его энтузиазм вскоре был охлажден практическими трудностями, и его внимание все больше и больше поглощали иностранные дела. Блестящий государственный деятель Михаил Сперанский, который был главным советником царя в начале его царствования, предложил обширную конституционную реформу правительства, но Александр отклонил его в 1812 году и потерял интерес к реформе.

Историки в целом сходятся во мнении, что революционное движение зародилось во время царствования Александра I. В делах своей страны Александр воздерживался от развития и расширения либеральных институтов, созданных им сразу же после своего воцарения, и в конце концов принял во всех ведомствах проводит резко реакционную политику. Это, естественно, вызвало глубокое разочарование и недовольство либеральной части образованных слоев и особенно молодых офицеров полков, проведших несколько лет в Западной Европе. Молодые офицеры, преследовавшие Наполеона в Западной Европе, вернулись в Россию с революционными идеями, включая права человека, представительное правительство и массовую демократию.

Интеллектуальная вестернизация, взлелеянная в XVIII веке патерналистским самодержавным русским государством, теперь включала оппозицию самодержавию, требования представительного правления, призывы к отмене крепостного права и, в некоторых случаях, пропаганду революционного свержения правительства. . Офицеры были особенно возмущены тем, что Александр подарил Польше конституцию, а Россия осталась без нее.

Некоторые из этих офицеров были связаны с революционными движениями и восприняли господствовавшую в то время во Франции, Германии и Италии идею о том, что лучшим инструментом для обеспечения политического прогресса являются тайные общества. В России такие общества стали образовываться около 1816 г. Царь, хотя и знал об их существовании, но воздерживался от репрессивных мер против них. Несколько тайных организаций готовились к восстанию, когда Александр неожиданно умер в 1825 году. Наследником престола был старший брат покойного царя Константин, но он по личным причинам отказался принять престолонаследие, и прошло несколько дней до второго брат, Николай, был провозглашен императором.

Когда Александр внезапно скончался в Таганроге 1 декабря 1825 года, двое из них предприняли попытку реализовать свои политические устремления. Возникла путаница в отношении того, кто станет его преемником, потому что следующий в очереди, его брат Константин, отказался от своего права на престол. Воспользовавшись коротким междуцарствием, некоторые члены тайных обществ, в основном гвардейские офицеры, подняли мятеж среди войск, расквартированных в Петербурге и на Подолии, с целью произвести политическую революцию. Группа офицеров численностью около 3000 человек отказалась присягнуть новому царю, брату Александра Николаю, заявив вместо этого о своей верности идее российской конституции. Поскольку эти события произошли в декабре 1825 года, повстанцев назвали декабристами. Движение было легко подавлено, а декабристские зачинщики жестоко наказаны. Николай легко преодолел восстание, а оставшиеся в живых декабристы были арестованы. Многие были сосланы в Сибирь.

В какой-то мере декабристы были в традициях длинной череды дворцовых революционеров, желавших посадить на престол своего кандидата. Но поскольку декабристы также хотели осуществить либеральную политическую программу, их восстание было признано началом революционного движения. Восстание декабристов было первым открытым разрывом между правительством и либеральными элементами, и впоследствии он расширился.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Биография | Александр Де Кроо

С 2020 г. по настоящее время: премьер-министр Бельгии

1 октября 2020 г. Александр Де Кроо принял присягу в качестве премьер-министра.

Правительство Де Кроо I состоит из социалистов, либералов, христианских демократов и зеленых — четырех крупнейших политических групп страны.

 

Приведен к присяге в качестве премьер-министра, 2020 г.

2019–2020 гг.: заместитель премьер-министра и министр финансов, отвечающий за борьбу с налоговым мошенничеством, и министр по сотрудничеству в целях развития

В качестве министра финансов, Александр Де Кроо столкнулся с крупнейшим послевоенным кризисом в области здравоохранения и экономики Бельгии. Вместе с Еврогруппой он разработал основу для крупного пакета мер по восстановлению Европы.

В своей стране Александр Де Кроо возглавил финансовые усилия, чтобы максимально поддержать частных лиц и предприятия в этот трудный период.

В своей стране Александр Де Кроо возглавил финансовые усилия, чтобы максимально поддержать частных лиц и предприятия в этот трудный период. Совместно с президентом ЕЦБ Кристин Лагард на заседании Еврогруппы, 2019 г.

2014–2019 гг.: заместитель премьер-министра и министр сотрудничества в целях развития, цифровой повестки дня, телекоммуникаций и почтовых услуг

Презентация своей книги «De eeuw van de vrouw ‘ (Эпоха женщин), 2018

Александр Де Кроо был заместителем премьер-министра и министром сотрудничества в целях развития, цифровой повестки дня, телекоммуникаций и почтовых услуг в правительстве Мишеля I.

В качестве министра сотрудничества в области развития он сосредоточил внимание на укреплении прав человека и содействии местному экономическому росту в странах-партнерах.

С портфолио Digital Agenda, Telecom и Postal Services Александр Де Кроо стремился максимально использовать экономический потенциал цифровой экономики.

В этот период он также опубликовал книгу «Эпоха женщин», призывающую к активному подходу к обеспечению равных прав для женщин и мужчин.

 

2012 — 2014: заместитель премьер-министра и министр пенсий

20 ноября 2012 года Александр де Кроо принес присягу перед Его Величеством королем Альбертом II в качестве заместителя премьер-министра и министра пенсий.

Он реализовал первый за многие годы пакет пенсионной реформы в Бельгии и участвовал в создании Комиссии по пенсионной реформе на 2020–2040 годы.

Предложения Комиссии по пенсионной реформе на 2020–2040 годы легли в основу пенсионной реформы правительства Мишеля I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *