Микеланджело Буонарроти, биография, творчество, история жизни
Биография Микеланджело Буонарроти
Возможно один из самых влиятельных мастеров эпохи Возрождения и барокко. Человек, который прожил весь период от Высокого Возрождения до Контрреформации. Первый репрезентант западного творчества чья история жизни была написана пока он был жив.
Детские годы
Будущий гений был рожден на территории Тосканы в небольшом поселке Капрезе в семье разорившегося аристократа. Несколько поколений семьи занимались банковским делом. Но отец мальчика, не обладая талантом в ведении финансовых дел очень скоро накопил много задолженностей и вынужден был закрыть бизнес. О родной матери художника известно очень мало так как она умерла, когда мальчику исполнилось всего шесть лет, от истощения. Не имея возможности воспитывать многочисленное потомство Людовико Буонарроти вынужден был отдать сына кормилице. К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. Проявляя способности к скульптуре навык лепки Микеланджело освоил быстрее чем письмо или чтение. Вскоре его отец женился повторно, и было принято решение отдать мальчика в школу Франческо Галатеа да Урбино. Обучение шло очень медленно и большую часть своего времени юный художник проводил за срисовыванием икон и фресок.
Понимая, что обучения мальчика результатов не принесет его отец отдал Микеланджело в мастерскую к Доменико Гирландайо. Здесь он ознакомился с основными материалами и техниками исполнения. Его скульптурное виденье окружающей среды четко можно увидеть в его карандашных работах. Через год талант был замечен Лоренцо де Медичи, и он взял юного гения под свою опеку.
Успехи в творчестве
Пребывая при дворе Медичи, скульптор знакомится с известными мыслителями и художниками того времени. Создавая статуи по многочисленным прошениям, он остается придворным скульптором до кончины Медичи. В 1494 году он переезжает в Болонье и занимается разработкой фигур для Арки святого Доминика. Через год его статую «Спящий купидон» купил кардинал Рафаэль Риарио и предлагает архитектору переехать в Рим. За период пребывания в культурной столице Микеланджело создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».
В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию. Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов». Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру. Чистота красок, гладкость кожи, четкие изгибы складок все это словно выдавливает картину на поверхность делая ее объёмной.
Вернувшись в Рим следуя приказу папы Юлия II в 1505 году, архитектор начинает работу над усыпальницей. Процесс создания был многообразным и деликатным и требовал соответствующей заказу материи, Буонарроти понадобилось восемь месяцев что бы найти идеально подходящий мрамор. Делая недолгие перерывы в создании усыпальницы, Микеланджело приехал с визитом во Флоренцию. Будучи в ссоре с папой Юлием II, он принимает решение примирится в ним и сразу же принимает от него заказ. Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена.
По настоянию Юлия II он отправляется в Рим для создания фресок на потолке Сикстинской капеллы. Мастер немногим больше четырех лет трудился над созданием фрески которая включала в себя большую часть истории из библии. Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы. Пластика и грациозность устрашали зрителя, а сюжеты, которые использовал мастер были поистине устрашающими. Спустя двадцать пять лет он вернется что бы расписать стену этой же капеллы, фреской которая полна драматизма, величия и грандиозности. «Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа, именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения.
Архитектурные ценности
Начало 1513 года предзнаменовало смерть Юлия II и восхождения на папский престол, Джованни Медичи, который становится папой Львом Х. Это событие стало толчком для возобновления работ над усыпальницей почившего папы. Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом». В 1516 году Медичи вызвал архитектора снова во Флоренцию где тот должен был спроектировать фасад для собора Сан-Лоренцо. Вариант предложенный скульптором был отклонен, но его привлекли к оформлению других частей церкви. Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи. Подбор мрамора для этого заказа отнял у скульптора около года, и в будущем поездки в Каррару за материалом происходили довольно часто. Отвлекаясь от создания усыпальницы для папы Юлия II, Микеланджело пришлось в третий раз подписать контракт на ее создание.
Ближе к началу 1530 года он создает знаменитую Библиотеку Лауренцина которая строилась исключительно для хранения единственных в своем роде и античных книг и манускриптов семьи Медичи. Самый значимый для Буонарроти проект был заказан в 1546 году для папы Павла III. Плаццо Фарнезе было усовершенствовано архитектором, он завершил внутренний фасад и выступ здания. Так же им был создан фасад Капитолийского холма, который был выполнен в прекрасной, но не свойственной манере для Рима.
Последние годы
Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. Скульптор изменил всеобщее представление о создании фигур и представил монументальные формы в гибком и невесомом виде. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде. Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. Большое доверие, которое показал папа и его окружение подтолкнуло скульптора к написанию в указе на исполнение заказа, пункта об абсолютно бесплатной работе над проектом.
18 февраля 1564 года скульптор ушел из жизни, его последними словами стало завещание. Кратко, но довольно ясно он объяснил свою последнюю волю: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». С начало прах Микеланджело намеревались захоронить в Риме, но позже он был секретно переправлен во Флоренцию и захоронен в стенах церкви Санта-Кроче.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
theperson.pro
краткая биография, факты, личная жизнь
Краткая биография
Микеланджело – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры.
6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной. Поэтому, когда мать умерла, многодетному отцу пришлось отдать 6-летнего Микеланджело на воспитание его кормилице в деревню. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.
Видя ярко выраженные наклонности сына, Лодовико в 1488 г. отдал его в обучение художнику Доменико Гирландайо, в мастерской которого Микеланджело провел год. Затем он становится учеником знаменитого скульптора Бертольдо ди Джованни, школе которого покровительствовал Лоренцо де Медичи, в то время являвшийся фактическим правителем Флоренции. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. При дворе покровителя Микеланджело находится с 1490 г. до его смерти в 1492 г., после чего уезжает домой.
В июне 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим: туда, купив понравившуюся скульптуру, его вызывает кардинал Рафаэль Риарио. С этого времени биография великого художника связана с частыми переездами из Флоренции в Рим и обратно. Ранние творения уже обнаруживают черты, которые будут отличать творческую манеру Микеланджело: восхищение красотой человеческого тела, пластическую мощь, монументальность, драматичность художественных образов.
На протяжении 1501-1504 гг., вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он работал над прославленной статуей Давида, которую почтенная комиссия постановила установить на главной городской площади. С 1505 г. Микеланджело снова в Риме, куда его призывает папа Юлий II для работы над грандиозным проектом – созданием его роскошного надгробия, которое, по их совместному замыслу, должно было окружать множество статуй. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г.
Период с 1515 по 1520 гг. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» — службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. С 20-х гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» — снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене; над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Петра. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии. Глубокие, пронизанные трагизмом, посвященные вечным темам любви, одиночества, счастья мадригалы, сонеты и другие стихотворные сочинения были высоко оценены современниками. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).
18 февраля 1564 г. великий представитель эпохи Возрождения скончался. Его тело перевезли из Рима во Флоренцию и похоронили в церкви Санта-Кроче с огромными почестями.
Биография из Википедии
Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» . Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела .
Жизнь и творчество
Копия записи о рождении МикеланджелоДетские годы
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni) (1444—1534), который в то время был 169-м Подеста. В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти—Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности. Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносскою, хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого. Асканио Кондиви утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо. Уильям Уоллес писал:
«До Микеланджело очень мало художников претендовали на такое происхождение. Художники не имели не только гербов, но и настоящих фамилий. Их называли в честь отца, профессии или города, и среди них такие известные современники Микеланджело как Леонардо да Винчи и Джорджоне»
Согласно записи Лодовико, который хранится в музее «Каза Буонарроти» (Флоренция), Микеланджело родился « (…) в понедельник утром, в 4 или 5:00 до рассвета». В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе, и перечислены крестные родители:
О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена (итал. Francesca di Neri del Miniato di Siena), рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями. Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:
«Если есть что хорошее в моём даровании, то это от того, что я родился в разрежённом воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлёк из молока моей кормилицы».«Граф Каносский»
(Рисунок Микеланджело)
Микеланджело был вторым сыном Лодовико. Фриц Эрпели приводит года рождения его братьев Лионардо (итал. Lionardo) — 1473, Буонаррото (итал. Buonarroto) — 1477, Джовансимоне (итал. Giovansimone) — 1479 и Джизмондо (итал. Gismondo) — 1481. В тот же год умерла мать, а 1485 года, через четыре года после её смерти, Лодовико женился во второй раз. Мачехой Микеланджело стала Лукреция Убальдини. Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатеа да Урбино (итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции, где юноша не проявлял особого наклона к учёбе и предпочитал общение с художниками и перерисовки церковных икон и фресок.
Юность. Первые произведения
Чезаре Дзоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна» (утрачена)В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496—1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».
В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора. Приблизительно в 1503—1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».
В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).
В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.
В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.
Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-КрочеВ июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.
В 1516—1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.
В 1520—1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.
В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.
Смерть и погребение
За несколько дней до смерти Микеланджело в Рим прибыл его племянник, Леонардо, которому 15 февраля по просьбе Микеланджело написал письмо Федерико Донати.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Свидетелями его смерти были Томмазо Кавальери, Даниеле да Вольтерра, Диомеде Леоне, врачи Федерико Донати и Герардо Фиделиссими, а также слуга Антонио Францезе. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра . 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.
В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.
Произведения
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.
Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.— Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.
Известные работы
- Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор Святого Петра.
- Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
- Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия художеств.
- Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
- Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
- Сотворение Адама
- Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
- Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Капелла Медичи 1520—1534.
- Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
- Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
- Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
- Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
- Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
- Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
- Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.
Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело — композиции из двух всадников на пантерах.
Поэтическое творчество
Сонет Микеланджело с карикатуройПоэзия Микеланджело считается одним из ярчайших образцов эпохи Возрождения. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет. По Р. Роллану, Микеланджело начал писать стихи ещё в детстве, однако, их осталось не так много, поскольку в 1518 г., он сжег большинство своих ранних стихов, а ещё часть уничтожил уже позже, перед смертью.
Отдельные его стихи были опубликованы в работах Бенедетто Варки (итал. Benedetto Varchi), Донато Джаннотто (итал. Donato Giannotti), Джорджо Вазари и других. Луиджи Риччи и Джаннотто предложили ему отобрать лучшие стихи для публикации. В 1545 году Джаннотто взялся за подготовку первого сборника Микеланджело, однако, дело дальше не пошло — 1546 года умер Луиджи, а 1547 года — Виттория. Микеланджело решил отказаться от этой идеи, считая её тщеславием.
Виттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX векаТаким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Это издание было неполным, и содержало определённые неточности. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Chesare Guasti издал первое точное издание стихов художника, которое, однако, не было хронологическим. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей, и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной.
Исследованием поэтического творчества Микеланджело занимался, в частности, немецкий писатель Вильгельм Ланг, защитивший на данную тему диссертацию, опубликованную в 1861 году.
Использование в музыке
Ещё при его жизни часть стихотворений была положена на музыку. Среди самых известных композиторов-современников Микеланджело — Якоб Аркадельт («Deh dimm» Amor se l’alma» и «Io dico che fra voi») , Бартоломео Тромбончино, Констанца Феста (утраченный мадригал на стихотворение Микеланджело ), Жан где Конс (также — Консилиум) .
Также на его слова писали музыку такие композиторы, как Рихард Штраус (цикл из пяти песен — первая на слова Микеланджело, остальные — Адольфа фон Шака, 1886), Хуго Вольф (вокальный цикл «Песни Микеланджело» 1897) и Бенджамин Бриттен (цикл песен «Семь сонетов Микеланджело», 1940 ).
31 июля 1974 года Дмитрий Шостакович написал сюиту для баса и фортепиано (опус 145). В основу сюиты легли восемь сонетов и три стихотворения художника (перевод — Абрама Эфроса) .
В 2006 году сэр Питер Максвелл Дейвис завершил работу над «Tondo di Michelangelo» (для баритона и фортепиано). В произведение вошло восемь сонетов Микеланджело. Премьера состоялась 18 октября 2007 года.
В 2010 году австрийский композитор Мэтью Дьюи написал произведение «Il tempo passa: music to Michelangelo» (для баритона, альта и фортепиано). В нём используется современный перевод стихов Микеланджело на английский язык. Мировая премьера произведения состоялась 16 января 2011 года.
Внешность
Гравюра с портретом Микеланджело (Кондиви)Существует несколько портретов Микеланджело. Среди них — Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1520), Джулиано Буджардини, Якопино дель Конте (1544—1545 г., Галерея Уффици), Марчелло Венусти (музей в Капитолии), Франциско д’Оланда (1538—1539 г.), Джулио Бонасоне (1546) и другие. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением.
Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и д’Оланда:
Бюст Микеланджело(Даниеле да Вольтерра, 1564)
«Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый (…). Голова у него была круглая, лоб квадратный, изрезанный морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черные, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками (…). Широкий прямой нос с небольшой горбинкой (…). Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна (…) скуластое лицо со впалыми щеками.»
Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности.
Микеланджело не оставил после себя ни одного задокументированного автопортрета, однако, ряд его работ исследователями считается возможные изображения художника. Среди них — «Святой Прокл Болонский», голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в скульптурной группе «Дух победы», лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска «Страшный суд» ), Святой Никодим в «Пьете II».
Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа», хотя это утверждение не является однозначным. После смерти Микеланджело, Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст.
Духовные искания и личная жизнь
В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело.Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение «синьор» на «синьора» перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.
Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.
Сонет № 60И высочайший гений не прибавит
Микеланджело
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.
Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования».
Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д’Олланда.
Оценка
Микеланджело при жизни считался крупнейшим мастером. Сейчас его относят к числу величайших мастеров за историю человечества. Значительное число его скульптур, картин и произведений архитектуры являются самыми знаменитыми в мире. Самая известная его работа — статуя Давида.
В кино
- «Агония и Экстаз» / The Agony and the Ecstasy — реж. Кэрол Рид, (США-Великобритания, 1965)
- Спектакль Г. Мацкявичюса «Преодоление»
- Документальный фильм «Michelangelo Superstar» (Микеланджело суперзвезда)
worldofaphorism.ru
Работы Микеланджело. Великий итальянский художник
Биография Микеланджело
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti — Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) – великий итальянский художник. Родился в 1475, умер в 1564. Один из самых выдающихся мастеров эпохи возрождения Италии. Микеланджело не был только живописцем, помимо основной своей деятельности, как и любой талантливый человек, ещё он был скульптором, поэтом, мыслителем.
Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Хотя даже они меркнут по сравнению с тем, какое богатое наследие оставил после себя этот живописец и скульптор. Во всём мире, при звуке этого имени, сразу вспоминаются его ярчайшие работы: Сотворение Адама, статуи Давид и Моисей, собор Святого Петра в Риме, но кроме этого у Буонарроти существуют ещё множество произведений живописи, с которыми и познакомит вас наш сайт. Далее фрески, картины, рисунки, наброски, скульптуры и другие работы великого итальянского художника.
Микеланджело картины и скульптуры
Дельфийская Сивилла
Эритрейская Сивилла
Грехопадение
Жертвоприношение Ноя
Кумская Сивилла
Ливийская Сивилла
Отделение света от тьмы
Персидская Сивилла
Потоп (фрагмент)
Пророк Даниил
Пророк Иеремия
Пророк Иезекииль
Пророк Иоиль
Пророк Исайя
Пророк Захария
Скульптура. Давид
Скульптура. Мадонна с младенцем
Скульптура. Моисей
Скульптура Пета
Скульптура. Победа
Скульптура. Скованный раб
Скульптура. Умирающий раб
Скульптура. Утро. Аврора
Скульптура. Вакх
Скульптура. Вечер
Сотворение Адама
Сотворение Евы
Страшный суд
Всемирный потоп
Скорчившийся мальчик
Продажа, ремонт, диагностика, обслуживание и другое предлагает компания по оргтехнике. Офисная техника, расходный материал, картриджи — всё это входит в услуги компании, которая с удовольствием предложит свои услуги по самым удобным ценам.
art-assorty.ru
Краткая биография Микеланджело Буонарроти: самое главное
Микеланджело Буанаротти (1475-1564). Мрачный, замкнутый человек, который экономил на всем и жил аскетом. Таким запомнили современники величайшего скульптора и художника эпохи Возрождения.
Микеланджело Буанаротти родился в семье бедного итальянского дворянина и воспитывался в чужой семье. В 1488 году он поступил учеником к скульптору Бертольдо. Флорентийский вельможа Лоренцо Медичи обратил внимание на способного юношу и принял участие в его судьбе.
В 1494-1495 гг. Микеланджело создает скульптуры для храмов в Болонье. До 1505 года он работает в Риме и на родине, создав ряд всемирно известных скульптур, в том числе знаменитого Давида (1504). В следующем году его вызывает римский папа, для работы над грандиозным архитектурным комплексом. Эта работа, перерывами, продолжается почти сорок лет.
За это время мастер работает не только над созданием скульптур, но проявляет себя в живописи, архитектуре. Он создает композицию из фресок в Сикстинской капелле (1512), в которой были отображены основные библейские сюжеты. В период между 1520 и 1534 годами Микеланджело строит библиотеку Лауренцина и капеллу Медичи во Флоренции.
Новый глава римской церкви Павел III поручает великому художнику оформление фасада и строительство третьего этажа дворца Палаццо Фарнезе. Впечатленный талантом Микеланджело, римский папа назначает его главным архитектором строительства собора Святого Петра. Эту стройку Микеланджело посвятил Богу, отказавшись от вознаграждения.
Довести до конца работу творцу не удалось. Купол украсил величественный собор уже после смерти Микеланджело в 1564 году.
Он умер в Риме, немного не дожив до 89 дня рождения. Папа римский намеревался похоронить его в гробнице собора Святого Петра. Однако тело великого мастера было тайно перевезено на родину, во Флоренцию, и погребено в церкви Санта-Кроче.
frigato.ru
биография художника и жизнь скульптора — кто такой и чем знаменит — perstni.com
Одним из самых поразительных и невероятных мастеров Высокого и Позднего Возрождения многие эксперты называют Микеланджело Буонарроти, и в этом есть смысл. Гениальный скульптор, идеально составляющий пропорции в своем воображении, великий живописец, тонко чувствующий любые мельчайшие оттенки, архитектор, чьи сооружения по красоте и изысканности не имеют конкурентов в мире, а кроме всего, еще философ, мыслитель и поэт. Шедевры, созданные им, намного веков пережили своего автора и будут популярны еще неисчислимое количество столетий спустя, однако не всякий знает, что представлял из себя этот человек.
Божественный Микеланджело: биография художника
Итальянская Флоренция, большой и красивый город-крепость на реке Арно, подарила миру колоссальное количество выдающихся личностей от людей искусства до знаменитых политиков и общественных деятелей. Считается, что именно Микеланджело воплотил в себе того самого творца-гуманиста, к которому стремилось Возрождение. Однако он уже далеко не так прост, как его предшественники, к примеру, Рафаэль Санти или Леонардо да Винчи, которые еще ранее создали и облекли в форму мир гармонии красок. Этот художник заметно отличается от них, его работы наполнены противоречиями, трагическим сознанием несовершенства бытия как такового, а также ожиданием идеала, одиночеством человека в огромном мире, восторгом и страхом перед стихией.
Важно
Разбираясь, кто такой Микеланджело, следует помнить, что ему удалось пройти непростой длинный путь. Он прожил почти девяносто лет и все это время активно творил. За время его жизни успели поменяться тринадцать Римских пап, а для девяти из них он даже выполнял особые поручения (работу). Он стал первым европейским рисовальщиком, летопись жизни которого была впервые напечатана еще до кончины творца.
Кратко о Мастере эпохи Возрождения
Жизненная дорога Микеланджело оказалась тяжёлой, начиная с раннего детства. Так и не познав в полной мере родительской любви, он воспитывался в семействе гончара, а потом, вопреки воле отца, напрочь отказался проходить курс обучения в латинской школе. Вместо этого он пришел, сжимая в руках скрученный дешевый холст, в мастерскую одного из известных художников и был принят. После подготовки и поступления в художественную школу его заметил сам правитель Лоренцо Медичи Великолепный, который и ввел будущего прославленного гения в высший свет того времени.
После смерти флорентийского просвещенного правителя города-крепости, а также изгнания с позором его семейства, к власти был приведен знаменитый монах Джироламо Савонарола и провозглашена республика. Художник сперва перебирается в Венецию, а потом в Болонью и Рим, где творит незабвенную скульптуру «Пьета» («Оплакивание Христа»), но сердце его остается на родине. Вернувшись, он создал знаменитого «Давида», который стал символом Флоренции.
Он изваял знаменитую гробницу Юлия Второго, а также расписал потолок Сикстинской капеллы, а на фамильный склеп Медичи ему пришлось истратить около четырнадцати лет своей жизни. Его художественным и иным произведениям нет числа. При жизни художник Микеланджело Буонарроти считался человеком великим, одаренным талантами. С высоты прошедших лет можно сказать, что он действительно являлся одним из самых выдающихся творцов за всю историю человечества.
Семья мыслителя
Обедневший флорентийский аристократ по имени Людовико ди Леонардо Буонарроти Симони (Ludovico di Leonardo Buonarroti Simoni) проживал в крохотном поселке Капрезе (ныне коммуна Капрезе-Микеланджело), который раскинулся в непосредственной близости от тосканского Ареццо. Предки его были банкирами, но сберечь деньги, доставшиеся от них, мужчина так и не смог, возможно, ввиду отсутствия таланта финансиста, а может, из-за большого количества детишек. Потому он периодически занимал государственные управленческие места, чтобы подзаработать. В положенное время он женился на юной девушке Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена (Francesca di Neri del Miniato di Siena), которая была крайне истощена бесчисленными ранними родами.
Ранним утром шестого марта 1475 года, где-то часов в четыре или пять, женщина произвела на свет младенца, которому было дано имя Микеланджело. Спустя два дня в храме Сан Джованни ди Капрезе было совершено таинство крещения. Причем крестными родителями в церковной книге значится десять человек, каждый аристократического происхождения. Он был вторым по счету из пяти братьев. Любопытно, что ни в одном своем письме родственникам Микеланджело так ни разу и не упоминает мать, возможно, он ее просто не помнил, так как умерла она раньше, чем ему исполнилось шесть. Спустя четыре года папаша женился снова и привел в дом Лукрецию Убальдини, что стала мачехой для его потомства.
Детство и юность Мике
Изначально, как только малыш лишь слегка подрос, его отдали кормилице, что было на время нормальной практикой. Мальчишка был живым и любопытным, а муж его названной матушки был гончаром. Впоследствии скульптор Микеланджело писал, что справляться с резцом и глиной он научился гораздо раньше, чем говорить. Возможно, кривобокие фигурки, которые он лепил и обжигал в печи, подтолкнули его творческое мышление к активному развитию.
Отец желал дать сыновьям приличное образование, чтобы в будущем они могли обеспечить себя, но Мике упорно отказывался учиться. Школа Франческо Галатеа да Урбино ничего не смогла дать талантливому в иных сферах парнишке. Ему казались скучными математика и латынь, зато рисование, музыка и скульптура были очень интересными. С горем пополам к восемьдесят восьмому году ему удалось уговорить отца определить его не в обычное учебное заведение, а в художественную мастерскую известного на то время живописца по имени Доменико Гирландайо.
Тут он научился основам мастерства, разобрался в материалах и инструментах. Как раз тогда была написана и первая его серьезная работа – копия картины великого немецкого рисовальщика Мартина Шонгауэра, названная «Мучения (Терзания) святого Антония». Через год парню показалось, что мастер больше ничего не может ему дать, и он перешел в обучение к настоящему скульптору Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), который трудился под эгидой покровителя искусств и наук Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозванного Великолепным. Правитель Флоренции сразу же увидел талант юноши и стал для него вторым отцом до самой своей смерти.
Творческий успех религиозного скульптора и художника
С раннего детства жизнь Микеланджело была наполнена событиями, потому скучной ее назвать никак нельзя. Каждый, кто встречал его, сразу же видел колоссальный талант и невероятное художественное чутье этого человека. Руку мастера можно было узнать из сотен и даже тысяч работ других молодых дарований, которых хватало в эпоху Возрождения, однако равному ему нужно было еще поискать.
Работы по заказу
Приблизительно в девяностом году его приглашает ко двору сам Лоренцо Великолепный, где он пробыл последующие два года, продолжая упорно трудиться, создавая один свой шедевр за другим. Именно тут к нему приходит осознание, что он не только скульптор или живописец, но также философ и поэт. В доме Медичи юноше удается познакомиться с выпускниками Платоновской академии, а также постичь смысл собственного бытия.
Интересно
Считается, что приблизительно в 1491 году Микеланджело Буонарроти и его соученик Пьетро Торриджано, который тоже проживал при богатом и гостеприимном дворе Медичи, повздорили. Во время драки второй сломал первому нос, отчего осталась характерная горбинка на всю жизнь.
Считается, что по заказу Лоренцо в ранние годы скульптор создал несколько работ, среди которых «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы». После кончины правителя художник возвращается в город, где создает «Спящего Купидона» и «Святого Йоханнеса» уже под управлением монаха-проповедника Савонаролы.
- В девяносто шестом году работы мастера замечает Рафаэль Риарио, бывший тогда кардиналом. Он сразу же приобретает Купидона и приглашает автора в Вечный город, чтобы дать ему работу. С девяносто шестого по пятьдесят первый год им были созданы знаменитая «Римская Пьета» и «Вакх».
- Уже к первому году шестнадцатого века Буонарроти возвращается в родной город и продолжает трудиться по заказам от разных храмов и известных, богатых аристократов.
- В знаковом 1505-м Микеланджело был срочно вызван прямиком к престолу папы Юлия II, который желал получить высокохудожественную гробницу для себя. Восемь месяцев художнику пришлось пробыть на рудниках в Карраре, выбирая мрамор, подходящий для его задумки. Вернувшись и сделав такие части комплекса, как «Лия» и «Моисей», он обнаруживает, что платить папа совсем не собирается. Обиженный скульптор бросает все это и едет домой. Но уже в следующем году случайно встречает понтифика в Болонье, тот извиняется, отдает долги и заказывает свою бронзовую статую в полный рост, над которой Буонарроти трудился весь седьмой год.
- К тринадцатому году скряга Юлий умирает, а приятель детских игр, а также сынок Лоренцо Великолепного, Джованни Медичи, становиться новым папой – Львом Десятым. В том же году он получает от него заказ на мемориал «Христос с крестом» и капеллу папы в немецком Энгельсбурге.
- Начиная с шестнадцатого года, живописец постоянно колесит по стране в поисках подходящего камня для своих творений. В основном все это время он продолжает усиленно трудиться над базиликой Юлия второго. Только в сорок шестом году от нового папы Павла III поступают заказы, которыми он будет гордиться до конца дней. В рамках проекта был полностью завершен Палаццо Фарнезе, а также отработано убранство Капитолия.
Микеланджело постоянно стремился в родную Флоренцию, но назначение главным архитектором собора Святого Петра окончательно перечеркнуло эти планы. Он никак не мог уехать до тех пор, пока не завершит работу. Более того, в договоре черным по белому написано, что никакого вознаграждения ему не требуется, а он трудится чисто из любви к Всевышнему.
Скрытые послания в творениях Микеланджело
Потомки критически рассматривают творения древних, в особенности в нашем прагматичном двадцать первом веке. Однако, как и у Леонардо да Винчи, в работах Микеланджело Буонарроти имеется огромное количество скрытых знаков и символов, которые без помощи специалиста очень трудно разглядеть, а главное – осмыслить.
- В Сикстинской капелле, а вернее во фреске «Страшный суд», многие находят много каббалистических, еврейских, а также явно языческих символов. Однако многие специалисты утверждают, что там имеются даже откровенные оскорбления в адрес скряги папы Юлия Второго, с прямыми намеками на его нестандартную половую ориентацию. Ватиканский экскурсовод Рой Долинер и его приятель-раввин Бенджамин Блеч написали книгу на эту тему под названием «Загадка Микеланджело», которая в 2009 году была выпущена на русском языке.
- Среди других фресок того же комплекса, можно при желании отыскать намеки на строение человеческого мозга. К примеру, это заметно на одной фигур, изображающих Бога, на шее которого явственно прослеживаются его очертания, а тень нарисована таким образом, чтобы подчеркнуть это еще больше.
- Картина «Сотворение Адама» — точно мистическое послание от художника прошлого потомкам. Ученые наложили на изображение Бога в окружении ангелов очертания человеческого мозга и поразились – все детали в точности совпадали.
Существует и другие намеки на скрытые послания, их чрезвычайно много. К сожалению, большинство из них «притянуты за уши», но есть и достоверные. К примеру, на одной из фресок имеется очертания почки, что было чрезвычайно актуальным для самого скульптора, который сильно страдал от камней.
Стихотворное творчество Микеланджело
Этот человек известен не только своими художественными навыками и талантами. Он мастерски владел словом, да так, что считался одним из известных поэтов эпохи позднего Ренессанса. До наших дней дошло более трех сотен стихотворений, главными мотивами которых стали одиночество творца в жестком мире, воспевание человека, как божьего творения, и горечь разочарования. Считается, что он писал с раннего детства, однако в молодости сжег большинство своих произведений.
Зато вот на музыку были положены многочисленные его творения. К примеру, красивые, ритмичные стихотворения использовали в своих работах такие композиторы, как Якоб Аркадельт, Жан де Конс, Констанца Феста, Бартоломео Тромбончино. После смерти Буонарроти его текстами вдохновились также Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и даже Дмитрий Шостакович. Разбираясь, чем знаменит Микеланджело нельзя закрывать глаза и на этот аспект его всесторонне развитой личности.
Личная жизнь скульптора
Судить о привязанностях и наклонностях великого мастера после стольких прошедших лет довольно сложно. Многие биографы и историки считают, что он был действительно страстной натурой, но вот физической близости избегал в любых ее проявлениях. Как было на самом деле, мы можем только догадываться.
Мужчины или женщины
Поговаривают, что точно также, как да Винчи, Микеланджело Буонарроти имел гомосексуальные склонности, хотя факт связи подобного рода ничем не подкреплен и никаких свидетельств тому нет. Однако точно известно, что мужская нагота ему, как художнику, была точно ближе, чем женская. В возрасте пятидесяти семи лет скульптор вдруг обзавелся учеником и верным другом, римским аристократом, молодым Томмазо Кавальери, которому на тот момент едва исполнилось двадцать три. Скорее всего, чувства так и остались платоническими.
По-настоящему влюбиться Микеланджело довелось только на склоне лет, когда в шестьдесят один он познакомился с сорокасемилетней маркизой Пескара, прекрасной Витторией Колонна. Она приехала в Рим в тридцать шестом и сразу же покорила сердце престарелого поэта. Что же касается женитьбы, то мэтр никогда не связывал ни с кем свою судьбу и потомков не имел.
Смерть великого Мастера: память об итальянском художнике
К концу жизни творец стал не очень хорошо видеть, а потом и вовсе слег в постель. За несколько дней до кончины он попросил своего друга, ученика и помощника, лекаря Федерико Донати написать письмо родне, и к нему примчался племянник Леонардо, который впоследствии занялся публикацией стихотворного творчества дяди. Восемнадцатого февраля 1564 года, так и не попав в родную Флоренцию, в своем римском имении, чуть не дотянув до девяностого дня рождения, Микеланджело Буонарроти отошел в мир иной, выплеснув в этот мир тот талант, который имел, в полной мере.
Действующий папа Пий IV желал хоронить великого творца в Риме, в специально выстроенной для этого гробнице, но она еще была не возведена. Потому после двухдневного прощания тело было возложено в титулярной базилике Санти-Апостоли. К началу марта, как и хотел скульптор, его прах был тайно перевезен на Родину во Флоренцию. В июле того же года он был похоронен во францисканской базилике Санта-Кроче, неподалеку от видного политика Никколо Макиавелли.
Свою светлую память этот действительно выдающийся творец увековечил в собственных работах, но имеются в мире и памятники ему. Главную фигуру в надгробном комплексе создал Валерио Чоли, художественное оформление принадлежит живописцу Джованни Баттиста Нальдини, а остальные элементы Баттиста Лоренци и Джованни дель Опера. Имеются и другие монументы, к примеру, во Вроцлаве, Риме, Вене и Флоренции, посвященные его гению. Образ этого человека использовался и в кинематографии. В честь него снято несколько игровых, документальных, а также публицистических лент.
perstni.com
Микеланджело, Краткая биография Микеланджело-Италия
Микеланджело справедливо называют одним из величайших гениев Итальянского Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Он был настоящим универсалом в мире искусства. Являясь не только талантливым архитектором, скульптором и живописцем, Микеланджело писал стихи и сонеты.
Якопино дель Конте. Портрет Микеланджело
Сам мастер больше тяготел к скульптуре, однако под давлением Пап Римских ему приходилось много заниматься нелюбимой работой: живописью и созданием фресок. К сожалению, большое количество его произведений не сохранилось до наших дней. Кроме того, Микеланджело не успел довести до конца многие свои начинания. Но обо всем по порядку.
Капрезе
Великий гений Микеланджело Буонаротти, полное имя которого — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони — родился 6 марта 1475 года в Тоскане, в маленьком городке Капрезе. Его отец, Лодовико Буонаротти, был обедневшим дворянином. Мать Микеланджело умерла от истощения, когда мальчику было шесть лет. Молодая женщина не вынесла многочисленных беременностей.
Доменико Гирландайо, автопортрет
Отец, не имея финансовой возможности растить всех своих детей, отдал Микеланджело на воспитание кормилице, в семье которой мальчик научился работать с глиной и резцом. Уже взрослым мастер признавался, что разминать глину он стал раньше, чем писать и читать.
Лоренцо ди Медичи
Когда Микеланджело исполнилось 13 лет, отец видя его способности, отправил сына во Флоренцию учиться в мастерской художника Доменико Гирландайо. А через год подросток перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, которому покровительствовал Лоренцо ди Медичи — правитель Флорентийской республики.
Битва кентавров, берельеф
Мадонна около лестницы, барельеф
Политик сразу распознал талант в молодом ученике и пригласил Микеланджело к себе на службу. Считается, что именно в это время Микеланджело создал барельефы «Битву кентавров» и «Мадонну около лестницы». Микеланджело находился при дворе Медичи до смерти последнего в 1492 году, а после уехал домой.
Римская Пьета
Вакх
С 1495 года художник живет и работает то во Флоренции, то в Риме. В 1495 году во Флоренции появляются скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий амур» (утрачена). Годом позже Микеланждело приезжает в Рим по приглашению кардинала Рафаэля Риарио и делает «Вакха» и «Римскую Пьету» или «Оплакивание Христа».
Давид
Потом опять Флоренция, на целых четыре года. Там, с 1501 по 1505 года, мастер создал знаменитого «Давида», которого установили на главной площади города. Кроме того, он написал «Мадонну Дони», создал барельеф «Мадонна Таддеи» и т.д.
Мадона Дони
Мадонна Таддеи
В 1505 году мастер поехал в Рим по приглашению Папы Юлия II, который приступил к сооружению нового собора Святого Петра в Ватикане, к ремонту папскую резиденцию, а также строить гробницу для себя. Именно над этой гробницей и начал работать Микеланджело.
Римский Папа Юлий II
Ее создание продолжалось несколько десятков лет с перерывами. Для нее Микеланджело сделал скульптуры «Моисей», «Умирающий раб», «Связанный раб» и «Лия».
Моисей
Умирающий раб
Связанный раб
Лия
По легенде недоброжелатели скульптора, видя его превосходство, убедили Юлия II, что такое пристальное внимание к его гробнице служит плохим предзнаменованием и может ускорить смерть. Папе посоветовали занять Микеланджело живописью, а точнее, поручить ему роспись потолка в Сикстинской капелле.
Роспись Сикстинской капеллы
Страшный суд (Сикстинская капелла)
Мастер с тяжелым сердцем приступил к работе. Но неожиданно процесс его захватил, и он за четыре года в одиночку расписал всю капеллу. Как ему это удалось — до сих пор тайна.
Сотворение Адама, фрагмент росписи Сикстинской Капеллы
После смерти Юлия II Микеланджело работал над Капеллой Медичи во Флоренции, проектировал новое оформление Капитолийского холма в Риме. Кроме того, он был главным архитектором собора Святого Петра.
Ночь, фрагмент Капеллы Медичи
Микеланджело скончался в возрасте 88 лет 18 февраля 1564 года в Риме, но похоронен был своей любимой Флоренции, в церкви Санта-Кроче.
Гробница Микеланджело
По сей день мастер известен как талантливый скульптор и живописец, и мало кто знает, что Микеланджело был поэтом. После его смерти осталось около 300 стихотворений, мадригалов и сонетов. Они посвящены любви, счастью и одиночеству.
Дельфийская сивилла
Скорчившийся мальчик
your-italy.ru
Микеланджело Буонарроти (биография и творчество)
МИКЕЛАНДЖЕЛО, ФЛОРЕНТИЕЦ
Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Со старинной гравюры
Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор – родился и вырос во Флоренции. Свою родную Флоренцию художник не забывал нигде.
Когда его скульптуру «Пиета» – «Оплакивание» – римляне приписали другому ваятелю, Микеланджело вознегодовал не только за себя… Ночью
с резцом и светильником в руках вошел он в часовню, где стояло его создание, и при трепетном свете – в первый и последний раз в жизни! – вырезал на
мраморе: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец, исполнил». Так заявил он о себе и о милой своей Флоренции. Разве не о ней,
не о ее сынах думал он, когда творил из мрамора эту группу, полную чистой печали?
Он гордился своей родиной, ее неукротимым боевым духом. Ведь Флоренция Микеланджело, Флоренция XV–XVI веков, была не просто итальянским
городом, как сейчас. Тогда это было свободолюбивое государство, республика, пытавшаяся отстаивать свою независимость от Рима и от иностранцев.
Победы и поражения Флоренции были для Микеланджело кровным, личным делом.
Пиета
Он любил свою Флоренцию и за то, что в ней процветали искусства. Под старость, рассказывая о себе своему ученику и биографу Вазари, художник
помянул, что кормилицей его была жена каменщика…
– Из ее молока я извлек резец и молоток, – добавил он.
В этой мудрой шутке много правды. Если не с молоком кормилицы, то все же с самых ранних лет впитал Микеланджело красоту искусства. Прекрасные здания
и статуи окружали его на улицах Флоренции – родины замечательного скульптора Донателло, родины Леонардо да Винчи…
В «Садах Медичи», где находилась художественная школа для одареннейших юношей Флоренции. Микеланджело познакомился с ослепительно прекрасными
творениями древних греков. Правитель Флоренции Лоренцо Великолепный принадлежал к роду Медичи, ненавистному свободолюбивым флорентийцам. Но Лоренцо любил
и понимал искусство… И в школе, созданной им, все было пронизано тем новым духом, которым повеяло в Италии еще с XIV века. Ученики этой своеобразной
«академии художеств» горячо спорили о красоте. Посмеивались над ханжами-монахами. Читали вслух божественные стихи Данте, тоже флорентийца!..
Все начиналось заново в Италии в ту революционную эпоху. Рассеивался черный туман средневековья, когда человек был придавлен страхом перед Богом на небе и его всемогущими слугами на земле, боялся думать, боялся чувствовать. Земная жизнь, столько времени почитавшаяся «греховной», вновь открывалась ему во всей полноте, и он дивился ей, как дивился совершенству греческих статуй, извлеченных из земли… Человек, личность, действительно возрождалась. Так и называется эта великая эпоха – «Возрождение». Колыбелью Возрождения была прекрасная Флоренция.
Под синим небом Флоренции мальчик – Микеланджело покупал на базаре морских рыб, чтобы воспроизводить их причудливую окраску.
Во Флоренции пытливый юноша тайком анатомировал трупы, постигая законы человеческого тела, красоте которого он будет поклоняться всю жизнь…
Во Флоренции и для Флоренции создал великий скульптор Микеланджело одну из любимейших своих статуй – своего гиганта «Давида».
ОСВОБОЖДЕННЫЙ ГИГАНТ
Давид (фрагмент)
Несколько десятков лет вздымалась она над площадью, эта огромная мраморная глыба, привезенная во Флоренцию из Каррары. Мрамор сверкал белизной, но форма его была грубо искалечена. Какой-то незадачливый скульптор пытался обтесать его и бросил работу, только продырявив глыбу.
От этой обезображенной глыбы отказался в свое время Донателло. Леонардо, в зените славы и сил, не счел возможным приложить к ней свой резец. И вот теперь перед гигантским куском мрамора стоял двадцатишестилетний Микеланджело.
Нам нетрудно представить его себе: современники обстоятельно описали его облик. Среднего роста, мускулистый, с характерным профилем: переносица перешиблена еще в юности, в азартном споре, нижняя губа слегка выдается вперед, – некрасивое, мужественное, выразительное лицо… Маленькими карими глазами скульптор буквально впивается в глыбу.
Наконец он дает согласие. Хорошо, он попытается оживить мертвое…
Глыбу обносят загородкой. Три года «врубается» в нее Микеланджело – яростно, страстно, как всегда, и полном одиночестве. Осторожными, но уверенными ударами откалывает он мрамор, снимает слой за слоем, словно освобождая то, что спрятано внутри.
Он, Микеланджело, всегда утверждал, что в каждом куске мрамора заключена своя статуя, надо только убрать лишнее. Воображение рисовало ему замысел так явственно, как будто он уже воплощен…
Обычно, прежде чем перейти к мрамору, скульптор лепит статую из более послушного материала глины. Глиняную модель он в том же размере «переводит» в мрамор. Глина – как бы черновик, ведь на глине можно исправлять ошибки, что-то углубить, что-то сгладить…
У Микеланджело, когда он ваял «Давида», не было ничего, кроме двух маленьких эскизов, двух восковых фигурок в несколько сантиметров высотой… Без «черновика», сразу «набело» врубался он в мрамор, не терпящий поправок, и каждый удар его руки был безукоризненно точен.
Как это удавалось ему? Что приходило ему на помощь? Глубокое знание анатомии, навык, приобретенный трудом?.. Конечно, и это. Познания и труд необходимы художнику. Но ничто не возместит ему той врожденной силы, которую можно развить, но нельзя приобрести. Силы, для которой нет у нас другого названия, чем «творческий гений».
…Когда загородку убрали, изумились даже флорентийцы, избалованные произведениями искусства. В свободной позе, слегка отставив левую ногу, уходя в небо кудрявой мраморной головой, высился перед ними гигант – прекрасный, могучий юноша. Сжимая левой рукой пращу, был он готов к отпору. Как воин стоял он, как защитник Флоренции от врагов. Как человек невиданной красоты тела и духа… Но только не как «святой Давид», о котором говорится в церковных книгах.
Библейское сказание повествует, что слабый отрок, почти мальчик, Давид, защищая свой народ, поверг великана Голиафа. Микеланджело сделал великаном самого Давида, отважный, сильный дух воплотил он в мощное тело атлета. Не очень-то посчитался Микеланджело со священным текстом!.. Впрочем, так поступали и другие мастера Возрождения, вливая в старые мехи религиозных сюжетов новое вино, новое содержание…
Но есть в «Давиде» нечто свойственное только одному Микеланджело, характерное лишь для его бурной творческой личности. Хотя мраморный гигант показан еще до поединка с врагом, мы доподлинно знаем, каким будет Давид, когда разгорится бой, столько скрытой мощи в этих великолепных мышцах, в повороте головы, так сосредоточенно, грозно юношеское лицо! Давид пока спокоен, но в этом покое чувствуется напряжение страсти, затишье перед бурей.
«Террибилита», – говорят итальянцы, пытаясь обрисовать творчество Микеланджело. «Террибилита» – сила переживаний, внушающая страх. В передаче этой силы Микеланджело не имеет равных.
ТРАГЕДИЯ ГРОБНИЦЫ
Примерно через год после того, как мраморный гигант был водружен на главной площади Флоренции, Микеланджело вновь покинул родной город. Папа Юлий II вызвал его в Рим и заказал ему свою гробницу… Творческие замыслы теснились в голове художника, и он разработал проект великолепной гробницы, украшенной множеством статуй. Проект как будто понравился папе, и художник, полный радужных надежд, уехал в Каррару за мрамором.
Так в 1505 году началась эта долгая история, которую биографы Микеланджело называют «трагедией гробницы». Трагедия гения, зависящего от причуд «сильных мира сего».
Когда художник, мечтая скорей приступить к желанному труду, вернулся в Рим, папа уже охладел к своей затее. Кажется, кто-то внушил ему, что строить себе гробницу – дурная примета. Так или иначе. Юлий не проявил к художнику никакого внимания. И оскорбленный Микеланджело тут же самовольно покинул Рим.
Тогда папа послал за ним. Он тоже был с сильным характером, этот самовластный старик, при случае легко сменявший молитвенник на боевое оружие… Слабо разбираясь в искусстве, он кое-что понимал в людях. Он не желал терять Микеланджело и настаивал на его возвращении.
Художник упорствовал. Но здравый смысл, а главное, жажда воплотить дорогой ему замысел в конце концов взяли верх. Микеланджело вернулся к папе.
И тут папа поступил с ним так, как в мифах поступали с героями древние боги. Он наложил на него тяжкие испытания: прежде чем начать гробницу, Микеланджело должен расписать потолок Сикстинской капеллы, часовни.
И опять художнику пришлось смириться, – мечтая о желанном труде, взяться за нежеланный. Впрочем, он скоро увлекся им со всем неистовством своей натуры.
Дельфийская Сивилла (фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы)
Двадцать месяцев провел он на лесах под потолком капеллы, лежа с кистью в руке на спине. Он так испортил себе зрение, что долгое время мог читать письма, только подняв их вверх… В шутливом стихотворении – Микеланджело был и поэтом! – он писал, что из-за этой работы у него вырос зоб, затылок прирос к спине, борода стала дыбом… И все же он работал один, без помощников.
Папе не терпелось взглянуть на то, что сделал Микеланджело.
– Скоро ли ты кончишь? – торопил он, хмуря кустистые брови.
– Кончу, когда буду доволен.
– Смотри, чтоб я не сбросил тебя с твоей вышки!..
Но вот наконец леса сняты. Подобрав сутану, папа решительно переступает через доски и смотрит, на потолок… Что ж, на потолке написано то, что и должно украшать стены часовни: сцены из священной истории.
Хорошо, что папа не очень тонко разбирается в искусстве! Иначе он заметил бы, что священная история, написанная могучей кистью «его» художника, слишком человечна!.. Жизненной правдой дышат сцены «потопа». Человеческой мудростью и энергией исполнены лица пророчиц-сивилл. А сам господь бог, творящий небо и землю, скорее похож на художника, охваченного неудержимым порывом вдохновения. Как прекрасно, как одухотворенно лучшее из его созданий – первый человек, Адам! Не во славу бога – во славу человека, его разума и творчества, созданы эти «божественные фрески».
К счастью, папа не видит этого. Его беспокоит другое.
– Надо бы пройтись золотом, – замечает он. – Бедно все это…
– Те, что изображены здесь, тоже были бедны.
Ответ звучит почти грубо. Но папа уже привык к строптивости «своего» художника и не обращает на нее внимания.
Не обращает внимания папа и на фигуры, написанные в оконных арках-люнетах, на женщин с грустными, озабоченными лицами, на скорбные фигуры странников… У одного из них вид затравленного. Другой точно пишет просьбу о помиловании… Как попали они в часовню. Эти обыкновенные, «мирские» люди? И почему они так грустны?..
Много позднее исследователи ответят на этот вопрос. Как раз в те годы, когда Микеланджело работал в часовне, Флоренция была захвачена испанцами. Многие из ее жителей скитались без крова, многие флорентийские матери потеряли тогда детей… О них, о бедах своей родины, видимо, думал художник, расписывая люнеты. И эту работу он делал не по приказу папы…
Гробница папы Юлия II
…А «трагедия гробницы» продолжалась. При жизни Юлия художнику удалось изваять лишь малую часть тех статуй, о которых он мечтал. Но какие это были статуи!.. Моисей, полный праведного гнева, фигуры рабов, красоте и выразительности которых до сего времени дивится мир.
Умирает Юлий II. Его преемники еще меньше интересуются гробницей… Они поручают Микеланджело все новые и новые дела, а главный замысел его жизни – гениальный замысел! – остается неосуществленным.
Идут года… Почти семидесятилетним стариком заканчивает художник то, что замыслил еще в молодости… Но разве это та гробница, то гармоничное сооружение, о котором он мечтал?!. Из-за равнодушия тех, кто давал средства для работы, все обеднено, пропорции нарушены… И все же статуи Моисея и рабов, украшающие гробницу папы Юлия II, делают ее одним из величайших памятников искусства…
И кто, кроме узких специалистов-историков, кто вспомнил бы о существовании этого папы, не будь на свете строптивого художника Микеланджело?!
ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА
Умирающий раб (фрагмент)
Одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю Микеланджело, было создание капеллы Медичи в его родной Флоренции.
Лоренцо хотя бы любил искусство. Наследники его не обладали и этим качеством и были ненавистны Флоренции. Изгнание рода Медичи означало победу свободы. Возвращение Медичи было ее поражением.
И вот в 30-х годах XVI века Медичи снова вернулись во Флоренцию. Этому предшествовала война, в которой Микеланджело принимал непосредственное участие, он был главным комиссаром военных укреплений… Теперь, когда враг победил, художник ждал ареста и суровой расправы.
Но слава Микеланджело к тому времени была слишком велика. Уничтожать его не имело смысла, лучше было его использовать. Художнику предложили работу… Родовая капелла Медичи, созданная Микеланджело могла укрепить славу этого рода, а Медичи любили славу!
Художник стоял перед выбором: отказаться от этой работы, а вместе с ней и от всякого творческого труда: правители не простили бы ему отказа! – или же восславить своим искусством ненавистных победителей. Мысль об этом была мучительна.
Он нашел выход. Он взялся за эту работу, закончил часовню и наполнил ее статуями. Но его творение не прославляло ни рода Медичи, ни их победы.
Тревогу вселяет во всех входящих сама архитектура часовни. Скорбь ощущается в позах, в выражении лиц прекрасных статуй. О безысходной печали, а совсем не о величии Медичи, говорит все в этой часовне. Языком линий и форм оплакал здесь Микеланджело свою Флоренцию. Это была его победа над Медичи. Горькая победа…
Вот она, спящая статуя Ночи. Еще при жизни своего учителя Вазари писал, что в ее фигуре «чувствуется не только покой спящего, по также скорбь и печаль человека, теряющего нечто чтимое и великое…» Вот «Утро», которое не хочет пробуждаться: слишком мрачен предстоящий день…
Утро (фрагмент статуи с гробницы Лоренцо Медичи)
Капелла Медичи – мраморная симфония печали, прощальный дар художника своей Флоренции. Создав эту часовню, он навеки покидает родину. Обратно он вернется только в гробу: останки его привезут во Флоренцию, чтобы предать родной земле…
От имени своей «Ночи» Микеланджело написал четверостишие, гениально переведенное нашим поэтом Тютчевым. В горестных строках выражены те же настроения, что и в мраморе капеллы:
Молчи, прошу не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
МИКЕЛАНДЖЕЛО, ОБРАЩЕННЫЙ К НАМ
Наследие Микеланджело огромно. Здесь, в коротком очерке, не упомянуто о многих очень значительных его работах. Не сказано, например, о его грандиозном труде над собором святого Петра в Риме, Ватиканом… А ведь для Пушкина «Бонароти» был прежде всего создателем Ватикана. Вспомним «Моцарта и Сальери».
Слава великого художника давно перехлестнула границы Италии. Микеланджело Буонарроти, флорентиец – гордость всего мира.
Революционные эпохи всегда считали его своим. Его «Моисей» больше похож на вождя, чем на пророка. Раб, пытающийся сбросить оковы, невольно воспринимается как символ народа, томящегося в рабстве, рвущегося к освобождению…
Мятущийся гений Микеланджело, умершего четыреста лет назад, чем-то ближе нам, чем безмятежно-гармоническое творчество иных его великих современников. В сияющее искусство Возрождения он внес ноты скорби, ноты протеста, внутренней борьбы. Все в нем смятение, гнев, страсть. Как живые, говорят с нами, живыми, его создания. Существует мнение, что он создал «идеального героя». Но слово «идеальный» как-то не подходит к Микеланджело. Его герой прошел через все муки, – и через войну тоже! – увидел жизнь во всей ее сложности, он реален. В нем – пусть он из мрамора – ощущается биение живой, горячей крови… Недаром нашего художника-реалиста Сурикова так восхитили жилы на могучих руках Моисея. …Сам Микеланджело мало походил на «идеального героя». Неровный, неуживчивый, не всегда справедливый к отдельным людям, он был
земным, погрешимым человеком, погрешимым во всем, кроме искусства. Если вы узнаете это искусство хоть немного, – хотя бы по копиям
в музеях или даже по репродукциям, – у вас, несомненно, появится желание поближе познакомиться с его творцом. И, может быть, вам
захочется достать книгу о его времени, о Флоренции, которую он так любил, почитать письма Микеланджело – словом, ощутить его не
как полубога, а как человека, пронесшего через века свой человеческий гнев, свою боль и радость.
journal-shkolniku.ru