7 тайн «Страшного суда» Микеланджело
Истории
Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…
Микеланджело Буонарроти. Фреска «Страшный суд», 1536–1541
- Фото
- Wikimedia Commons
Фреска «Страшный суд»
13,7 м х 12,2 м 1536–1541
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане
Однако заказчик — это полбеды, следом приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, как посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.
Хуже критиков только официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели уничтожить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.
1. Христос. Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую — за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красота всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямо на фреске.
2. Святая Екатерина Александрийская. С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное мнение: с тех пор его прозвали Il Braghettone — «рисовальщик штанов».
3. Минос. Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.
4. Святой Варфоломей. По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно внешне похож на философа Пьетро Аретино. Пока художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь навязать собственную трактовку сюжета. Уже после того как «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.
5. Апостол Петр. Он держит ключи от врат неба и ада — символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Некоторые искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.
6. Автопортрет. Считается, что свое искаженное страданиями лицо Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.
- Фото do» data-v-586212d6=»»>Your use of the Image is governed by Diomedia terms and conditions which can be accessed here: www.diomedia.com/licenceInfo.do
7. Юноша. Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил здесь своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.
- Фото
- The Metropolitan Museum of Art
Художник
Микеланджело Буонарроти
1475 — родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.
1487–1489 — был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первый опыт фресковой живописи.
1490–1492 — изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.
1496 — впервые прибыл в Рим.
1508–1512 — раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».
1513–1515 — создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.
1534 — окончательно переселился из Флоренции в Рим.
1547 — был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.
1564 — умер от лихорадки в Риме. Согласно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017
Семен Мартынов
Теги
- Культурный код
- история
Сегодня читают
Тест: форма ваших бровей легко расскажет о том, какой вы человек
Тест: выберите звезду и получите совет от Юрия Гагарина
Посмотрите на женские сандалии из Византии: что написал на подошве древний сапожник?
Пасхальный тест: пересчитайте яйца в пирамиде, с первого раза 95% людей ошибаются
Бразильский тест на деменцию: проверьте себя, найдите 6 животных на картинке
Страшный Суд Фреска Микеланджело
1536-1541. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.
Микеланджело Буонарроти, фрески, картины и скульптуры ►
Искусство Италии 16-го века
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см.
Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел – возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников,– все это еще полно мятежного духа. Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, фреска не несет в себе утверждающей идеи – напротив, она воспринимается как образ трагической катастрофы, как воплощение идеи крушения мира.
Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива, и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается.
Ново для живописи Микеланджело Буонарроти и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба вносит во фреску ощущение драматической напряженности.Примечание. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Экстатическая фигура Ионы расположена над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.
Перейти к следующей работе мастера ►
«Страшный суд», пожалуй, самая сложная работа Микеланджело. произведение искусства. Он лежит на алтарной стене Сикстинской капеллы и Микеланджело за четыре года до завершения. Страшный суд был совершен гораздо позже: работа была начата в 1536 г. и закончена в 1541 г. 18 мая 1536 года Микеланджело Буонарроти начал закупать краски, необходимые для его вызывания. из Страшного Суда. В том смысле, что он представляет собой последние секунды всего земного существования, Страшный суд можно сказать, что это самый важный из всех предметов в искусстве. Это, конечно, не предмет для попыток новички. Среди живописных проблем, которые предстоит решить, мы перечислим следующие, без особого порядка. сложность: Собравшийся актерский состав должен представлять всех, кто когда-либо жил, хороших, плохих, знаменитых и неясное; решение, принимаемое Богом, должно быть самым важным из всех когда-либо принятых решений; художник должен убедительно представить ад для тех, кто получает отрицательный отзыв о последнем суде Божием; в в то же время он должен убедительно представить рай для спасаемых; то он должен совместить оба в одном состав; небо должно быть наполнено ангелами, некоторые из которых трубят в трубы, чтобы разбудить мертвых; мертвец сами должны, конечно, выглядеть живыми, ибо их вернули, чтобы услышать окончательный приговор; два больших секции толпы должны быть дифференцированы и организованы, те, которые будут прокляты, и те, которых нужно спасти; с этим много летающих, тянущихся, борющихся вверх, смотрящих вниз, которые нужно нарисовать, одни только проблемы с ракурсом важный. Таким образом, у вас есть самый оживленный рисунок толпы, который только можно себе представить, представляющий самые простые решения: да или нет.
Среди красок, которые Микеланджело начал закупать весной 1536 г., была одна, найденный в Афганистане, ультрамарин, драгоценный синий цвет, сделанный из измельченного лазурита, самый дорогой из всех Цвета эпохи Возрождения, более дорогие, чем золото, обычно предназначенные для плаща Богородицы или вспышек небесного неба. на картинах Тициана. Как показывает реставрация «Страшного суда», Микеланджело, вероятно, был единственным художником, когда-либо использовать ультрамарин с истинной неразборчивостью и беззаботностью; Папа платил. То, что мы сейчас видим у восточной стены Сикстинская капелла — это художник, берущий драгоценный материал и разбрызгивающий его, как домашнюю краску. В результате получился впечатляющий участок голубого неба, который завораживающе сияет и без особых усилий создает эффект трудный переход от реального к божественному пространству. | |
|
Последнее решение (Микеланджело)> Анализ живописи
Последнее суждение — это название Fresco , расположенного на стене за алтарем Sistine Chapel в Rome .
Он был разработан и реализован мастером эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти
между 1533 и 1541 .Он изображает Второе Пришествие Христа, а также окончательный и вечный Суд Божий над всем человечеством согласно христианской религии. Всего более 300 фигур , причем почти все мужчины и ангелы изначально изображены обнаженными.
Шедевр Микеланджело был вдохновлен «Божественной комедией» Данте и упоминается Дэном Брауном в его Инферно .
Это вторая по величине фреска Микеланджело, расположенная в Сикстинской капелле, рядом с фресками на потолке, иллюстрирующими эпизоды из Книги Бытия .
Между двумя фресками промежуток почти в 25 лет, и между ними можно наблюдать изменение художественного видения Микеланджело .
Содержание
- 1 Перед началом
- 2 Выбор темы
- 3 Описание картины
- 4 Прием и последующие изменения
- 5 Экскурсии по Сикстинской капелле
- 5.1 Виртуальные экскурсии
Перед запуском
Реализация и местонахождение Страшного суда стали результатом особого желания первого покровителя , Папы Климента VII . К сожалению, он увидел только композиционную модель: собственно роспись фрески происходила под его руководством.0089 преемник , Папа Римский Паоло III Фарнезе , начиная с 1536 после долгого и трудного подготовительного этапа .
Этот этап состоял из создания стены часовни , которая включала укладку толстого слоя кирпичей вверху и более тонкого слоя кирпичей внизу, чтобы создать наклонную поверхность . Наклон стены был сочтен необходимым для улучшения видимости и предотвращения осаждения пыли.
На этом этапе три фрески , нарисованные над стеной итальянским художником, известным как Перуджино , были уничтожены , как и два люнета, написанные самим Микеланджело более двадцати лет назад. В результате было создано пространство для рисования одного великого произведения архитектуры.
Микеланджело работал один на протяжении всего проекта, за исключением незначительной помощи при ручной подготовке цветов.
Выбор темы
В то время как Страшный суд был традиционным сюжетом для больших церковных фресок, было необычно размещать фреску в восточной части над алтарем . Традиционное расположение было на западной стене, над главными дверями, в задней части церкви, чтобы каждому члену конгрегации напоминали о его возможной судьбе на выходе из церкви. Он мог быть либо нарисован внутри, либо в скульптурном тимпане снаружи. Однако ряд позднесредневековых панно, в основном запрестольные образы, были основаны на сюжете с аналогичными композициями, хотя и адаптированы к горизонтальному пространству изображения. К ним относятся Алтарь Бона работы Рогира ван дер Вейдена и работы таких художников, как Фра Анджелико, Ганс Мемлинг и Иероним Босх. Многие аспекты композиции Микеланджело отражают устоявшееся традиционное западное изображение, но с новым и оригинальным подходом .
В большинстве традиционных версий фигура Христа была изображена в величии примерно в том же положении, что и у Микеланджело, хотя даже больше его, с большей диспропорцией в масштабе по отношению к другим фигурам. Как и здесь, композиции содержали большое количество фигур, разделенных на ангелов и святых вокруг Христа наверху, а души судили внизу. Как правило, существует сильный контраст между порядок занимает фигуры в верхней части, а хаотичная и бешеная активность внизу, особенно с правой стороны, ведущей в Ад. Поток душ обычно начинался внизу (от зрителя) слева, как здесь, с воскресшими душами, поднимающимися из своих могил и направляющимися на суд. Некоторые выносят приговор и продолжают движение вверх или влево, чтобы присоединиться к компании на небесах, в то время как другие проходят вправо, а затем вниз к аду в правом нижнем углу (композиции с трудом включали Чистилище визуально).
Проклятые души могут быть показаны обнаженными, в знак их унижения, когда их уносят дьяволы, а иногда и вновь воскресшие души, но ангелы и те, кто на Небесах, полностью одеты, их одежда является основным ключом к идентичности групп и лица.
Описание картины
Картина известна своим радикальным отходом от традиционных изображений Страшного суда. В частности, общая структура заменяет традиционную схему горизонтальных слоев, изображающих небо, землю и ад, на 9.0089 одно большое пространство . Фигуры сгруппированы в отдельных пластических образований и помещены в изоляцию характерную для вечности страшную пустоту .
В центре работы изображение Христа , запечатленное в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного Суда. Справа от Христа его мать, Вергина Мария ( Дева Мария ), которая поворачивает голову в жесте покорности: на самом деле она больше не может вмешиваться в решение, а только ожидает результата Суда.
Вокруг Христа в медленном вращательном движении находятся фигуры, идентифицированные как святых и избранных Божьих . Наиболее примечательны Сан-Пьетро ( Святой Петр ), держащий Ключи от Неба, Сан-Лоренцо ( Святого Лаврентия ) с решеткой, Сан-Бартоломео ( Святой Варфоломей ) с собственной кожей, который обычно признают автопортретом. Микеланджело, Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом и Святой Себастьян на коленях со стрелами. Многих других, даже некоторых из более крупных святых, трудно идентифицировать.
Некоторые из главных святых показывают Христу свои атрибуты , свидетельство их мученичества . Раньше это интерпретировалось как святые, призывающие к проклятию тех, кто не послужил делу Христову, но стали более распространенными и другие толкования, в том числе то, что святые сами не уверены в своей судьбе и пытаются в последний момент чтобы напомнить Христу о своих страданиях.
В центре нижней секции находятся ангелы Апокалипсиса, которые будят мертвых звуками длинных труб. Слева воскресшие восстанавливают свои тела, когда они поднимаются к небу ; а справа ангелы и демоны сражаются за то, чтобы заставить проклятых упасть в ад .
Ниже этой детали изображен Ад на фоне красного неба в огне и Харона , ведущего проклятых в ад, где их встречает Минос , чье тело обернуто кольцами змеи. Эта часть явно отсылает к «Аду» Данте «Божественная комедия ».
В центре над Хароном находится группа ангелов на облаках, семь из которых трубят в трубы (как в Книге Откровения ), а другие держат книги, в которых записаны имена Спасенных и Проклятых. Справа от них большая фигура души , которая только что осознала, что проклята, и кажется парализованной от ужаса. Два дьявола тянут его вниз.
Микеланджело способен передать всю силу ужаса в решающий момент, когда судьба приходит стремительно и когда не остается ни времени, ни возможности исправить свои ошибки. Это мгновение , представленное Микеланджело, в конечном итоге имеет универсальный оттенок, как если бы оно символизировало момент , когда жизнь заканчивается и не остается надежды .
На всей картине доминирует человеческая фигура , почти всегда представленная полностью голый . Тела представлены с большой выразительностью и силой.
Прием и последующие изменения
Восприятие картины с самого начала было неоднозначным, она вызвала много похвал, но также и критику на религиозной и художественной почве. И количество наготы , и мускулистый стиль тел были одной областью разногласий, а общая композиция — другой.
«Страшный суд» вызвал споры сразу после того, как его увидели, и возникли споры между критиками католической Контрреформации и сторонниками гениальности художника и стиля картины. Микеланджело обвиняли в нечувствительности к надлежащему приличия в отношении наготы и других аспектов произведения, а также достижения художественного эффекта в соответствии с библейским описанием события.
Также возражали против смешения фигур из языческой мифологии с изображениями христианской тематики , а также фигур Харона и Миноса, бескрылых ангелов и очень классического изображения Христа. На самом деле безбородые христы окончательно исчезли из христианского искусства всего четыре века назад, но фигура Микеланджело была безошибочно аполлонической. Дальнейшие возражения касались несоблюдения библейских ссылок.
Ангелы, трубящие в трубы, все находятся в одной группе, тогда как в Книге Откровения они посланы «на четыре стороны земли». Христос не восседает на престоле, вопреки Писанию. Драпировки, которые нарисовал Микеланджело, часто изображают развеваемыми ветром, но утверждалось, что всякая погода прекратится в Судный день. Воскресшие души находятся в смешанном состоянии: некоторые выглядят как скелеты, а большинство изображено с неповрежденной плотью.
Споры продолжались в течение многих лет, что привело к 1564 , после смерти Микеланджело, с решением Конгрегации Трентского Совета закрыть некоторые фигуры Суда, которые считались « непристойными ».
Задача по покраске покрывающей драпировки, так называемой « braghe » (брюки), была поручена Daniele da Volterra , с тех пор известной как « braghettone ». «Браге» Даниэле были только первыми, и на самом деле другие были добавлены в последующие века.
Несмотря на эту цензуру, картина не утратила своей сильной выразительной силы. На самом деле, сегодня, после недавней реставрации, она по-прежнему является одной из самых насыщенных картин в истории искусства .
Экскурсии по Сикстинской капелле
Вот некоторые избранные экскурсий по Сикстинской капелле и музеям Ватикана предоставлено GetYourGuide:
Бесплатная отмена бронирования не позднее, чем за 24 часа
Виртуальные туры
GetYourGuide недавно запустила два новых живых виртуальных туров по Ватикану и Сикстинской капелле :
—
Этот пост был первоначально опубликован 13 января 2014 г.