Святитель Михаил Киевский и всея Руси, митрополит
Дни памяти
13 октября
28 июня
Житие
Митрополит Михаил родом из Сирии. В 988 году, во время Крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь патриархом Цареградским Николаем Хрисовергом. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев вместе с великим князем Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам – основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала вслед: «Перуне, выдыбай!» т. е. «выплывай». Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким.
Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в 992 году, погребен в Десятинной церкви; что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа Копы и по именному указу 23 июля 1730 года, перенесены 1 октября того же года в великую церковь (Печерскую). Когда св. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно: полагать надобно, с самого перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского в 1638 г.; и в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 г., в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов Печерских, поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне; но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами Св. Синода 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 октября 1784 г. дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом Св. Синода 6 августа 1795 г. повелено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.
Св. Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым грека Леонтия или Леова; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они Российскою Церковью до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов.
См. также: «Память святого Михаила, митрополита Киевского и всея России чудотворца» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Развернуть
Случайный тест
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский / Патриархия.
ruСвятитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи, родом сириец, по другим летописным сообщениям — болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру (память 15 июля), незадолго до этого (в 988 г.) принявшему Крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником.
Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте (впоследствии святитель Черниговский — память 5 августа), мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь (Успенский храм). В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня — в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому содержит служба ему: во 2-й стихире на «Хвалитех» о святителе Михаиле говорится так: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим».
Иконописный подлинник | |
Москва. 1920-30.Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. | |
Киев. XVII.Свт. Михаил Киевский. Гравюра. Киев. Конец XVII в. | |
Москва. 1950-80.Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. «Митрополичьи палаты». Троице-Сергиева Лавра. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Майкл Рагоза | митрополит Киевский
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},» npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX «,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:379898}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:379898,»title»:»Майкл Рагоза»,»url» :»https://www.
britannica.com/biography/Michael-Ragoza»,»description»:»Брест-Литовская уния: …Рим, митрополит Киевский Михаил Рагоза, начал переговоры с католическими церковниками и польским королем Сигизмунд III, католик. На синоде в Бресте украинская православная иерархия заявила о своем желании подчиниться Риму. Польская монархия, опасаясь российского влияния, особенно через свою православную церковь,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Михаил Рагоза»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Михаил Рагоза: Союз Брест-Литовск: …Рим, митрополит Киевский Михаил Рагоза, начал переговоры с католическими церковниками и польским королем Сигизмундом III, католиком. На синоде в Бресте украинская православная иерархия заявила о своем желании подчиниться Риму. Польская монархия, опасаясь российского влияния, в частности, через свою православную церковь,…»,»identifierHtml»:»митрополит Киевский»,»identifierText»:»митрополит Киевский»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»: «Майкл-Рагоза»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/biography/Michael-Ragoza» ,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/379898/»},»topicLink»:{«title»:»Майкл Рагоза»,»url»:»https://www.роль в Брест-Литовской унии
- В Брест-Литовской унии
…Рим, митрополит Киевский Михаил Рагоза, начал переговоры с католическими церковниками и польским королем Сигизмундом III, католиком. На синоде в Бресте украинская православная иерархия заявила о своем желании подчиниться Риму. Польская монархия, опасаясь российского влияния, особенно через свою православную церковь,…
Подробнее
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси (+ 992)
Святитель Михаил I, Митрополит Киевский и всея Руси (Дни памяти — 30 сентября и 15 июня) |
Святитель Михаил I Митрополит Киевский970, по Хроника , был по происхождению сирийцем, но по другим летописям был болгарином или сербом или греком. В 989 году он прибыл в Корсунь с прочим духовенством после крещения князя Владимира (память 15 июля) в 988 году. Князь Владимир просил из Царьграда после его крещения, чтобы духовенство было послано на Русь для возлияния света Христова среди окопавшегося народа. в суеверии идолопоклонства. Поэтому Вселенский Патриарх Николай II Хрисоберг избрал Михаила руководить народом России за его мудрость и непорочный и святой образ жизни.
Служение первого митрополита Русской Церкви было трудным, но благодатным. Он усердно обходил Русскую Землю, проповедуя Евангелие, крестя и обучая новопросвещенных, основывая первые храмы и духовные школы. Он традиционно считается основателем Михайло-Архангельского Златоверхого монастыря в Киеве, а также Межигорского монастыря под Вышгородом с греческими монахами. Как мы поем в одном из посвященных ему гимнов, святой Михаил «принес Евангелие из Константинополя в дар русской земле, которую язычество жалко поработило». Сначала он крестил семью князя Владимира, а также правительственных чиновников, затем, увещевая народ срывать идолов, увещевал их принять крещение во спасение. Итак, киевляне собрались на берегах Днепра и были крещены митрополитом и его клириками в присутствии князя. Так святой Михаил стал просветителем Киева, как поется в одной песне: «Еще и доселе риза крещения, в которою облачил ее Ты, святитель епископ, есть похвала града Киева».
Крещение Киева дало прочную основу для проповеди евангелия на других землях князя Владимира.После успешного обращения Киева митрополит Михаил затем отправился в Новгород и Ростов, два других великих русских города, где поклонялись ложным богам язычества. В Новгороде в 990 году он уничтожил идолов, крестил, построил церкви и рукоположил в священники. То же самое он сделал позже в Ростове. В Ростове он устроил первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Митрополит Михаил был мудрым и мягким, но и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о похвальных делах святителя. В Синодике Новгородского и Киевского соборов Святой Софии он по праву назван инициатором.
К великой скорби князя Владимира, святой Михаил скончался в 992 году и был погребен в Успенско-Десятинной церкви в Киеве. Около 1103 года, при святителе Феоктисте (впоследствии епископе Черниговском, память 5 августа), его нетленные мощи были перенесены в Ближнюю Киево-Печерскую Лавру, а 1 октября 1730 года — в Успенскую Печерскую церковь.