Михаил киевский митрополит: Святитель Михаил Киевский и всея Руси, митрополит

Святитель Михаил Киевский и всея Руси, митрополит

Дни памяти

13 октября

28 июня

Житие

Мит­ро­по­лит Ми­ха­ил ро­дом из Си­рии. В 988 го­ду, во вре­мя Кре­ще­ния Вла­ди­ми­ро­ва, он был при­слан к ве­ли­ко­му кня­зю в Кор­сунь пат­ри­ар­хом Ца­ре­град­ским Ни­ко­ла­ем Хри­со­вер­гом. Из Кор­су­ни при­был мит­ро­по­лит в Ки­ев вме­сте с ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром. Ми­ха­ил был рев­ност­ный рас­про­стра­ни­тель хри­сти­ан­ства; про­хо­дя об­шир­ные стра­ны, он на­саж­дал се­ме­на ве­ры Хри­сто­вой. Мит­ро­по­ли­ту Ми­ха­и­лу при­пи­сы­ва­ют по­стро­е­ние Ки­е­во-Зла­то­вер­хо-Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а при­быв­шим с ним из Ца­ря­гра­да мо­на­хам – ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го. Ми­ха­ил вез­де, где толь­ко мог стро­ить церк­ви, ста­вил свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и нис­про­вер­гал идо­лов. Ле­то­пи­си го­во­рят, что на­род, при­леп­лен­ный к древ­не­му суе­ве­рию, не без при­скор­бия смот­рел на со­кру­ше­ние сво­их идо­лов, и ко­гда бог их Пе­рун бро­шен был в Днепр, то тол­па, бе­жав­шая за сво­им идо­лом, кри­ча­ла вслед: «Пе­руне, вы­ды­бай!» т. е. «вы­плы­вай». Ис­ту­кан, стрем­ле­ни­ем вод несо­мый, яко­бы по­ви­ну­ясь гла­су во­пи­ю­щих к нему, при­стал к бе­ре­гу при са­мом том ме­сте, где по­сле, в XI сто­ле­тии, был по­стро­ен мо­на­стырь и на­зван Вы­ду­биц­ким.

Св. Ми­ха­ил скон­чал­ся в Ки­е­ве; мо­щи его по­чи­ва­ют в ве­ли­кой со­бор­ной Пе­чер­ской церк­ви от­кры­то. В над­пи­си при ра­ке его на ре­шет­ке изо­бра­же­но, что свя­ти­тель сей пре­ста­вил­ся в 992 го­ду, по­гре­бен в Де­ся­тин­ной церк­ви; что при Пе­чер­ском игу­мене Фео­к­ти­сте мо­щи его пе­ре­не­се­ны в Ан­то­ни­е­ву пе­ще­ру; а по пред­став­ле­нию ар­хи­манд­ри­та Ро­ма­на Ко­пы и по имен­но­му ука­зу 23 июля 1730 го­да, пе­ре­не­се­ны 1 ок­тяб­ря то­го же го­да в ве­ли­кую цер­ковь (Пе­чер­скую). Ко­гда св. Ми­ха­ил при­чтен к ли­ку угод­ни­ков, неиз­вест­но: по­ла­гать на­доб­но, с са­мо­го пе­ре­не­се­ния мо­щей его в пе­ще­ры, ибо в спис­ке пре­по­доб­ных Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ры зна­чит­ся он и у Каль­но­фой­ско­го в 1638 г.; и в кни­ге Ака­фи­стов с ка­но­на­ми, на­пе­ча­тан­ной в Пе­чер­ской ти­по­гра­фии в 1677 г., в 9 пес­ни, 1 сти­хе Пра­ви­ла пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских, по­став­ле­но имя его, как и до­ныне пе­ча­та­ет­ся в сем ка­ноне; но в об­щих ме­ся­це­сло­вах его не бы­ло, как и про­чих пре­по­доб­ных Пе­чер­ских. Уже указами Св. Синода 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 ок­тяб­ря 1784 г. доз­во­ле­но пе­ча­тать служ­бы пре­по­доб­ным: Ми­ха­и­лу, Ан­то­нию, Фе­о­до­сию и про­чим чу­до­твор­цам Пе­чер­ским в кни­гах, из­да­ва­е­мых Лавр­скою ти­по­гра­фи­ею, а ука­зом Св. Си­но­да 6 ав­гу­ста 1795 г. по­ве­ле­но бы­ло со­чи­нить и об­сто­я­тель­ное жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла для по­ме­ще­ния в Че­тьих Ми­не­ях.

Св. Ми­ха­ил по­чи­та­ет­ся пер­вым Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том. Неко­то­рые ле­то­пи­си на­зы­ва­ют его вто­рым, а пер­вым гре­ка Леон­тия или Лео­ва; в Нов­го­род­ском же ле­то­пис­це рос­пись мит­ро­по­ли­тов на­чи­на­ет­ся с Фе­о­пемп­та (1037 г.). До XIII ве­ка мит­ро­по­ли­ты жи­ли по­сто­ян­но в Ки­е­ве. Опу­сто­ше­ние это­го го­ро­да за­ста­ви­ло их пе­ре­не­сти пре­стол мит­ро­по­лии во Вла­ди­мир на Клязь­му, а по­том, в на­ча­ле XIV ве­ка, в Моск­ву, где и пра­ви­ли они Рос­сий­скою Цер­ко­вью до уста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства (1589 г.). Мит­ро­по­ли­ты Все­рос­сий­ские име­но­ва­лись спер­ва Ки­ев­ски­ми и всея Рос­сии. По уста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты, по при­чис­ле­нии их к Рос­сий­ской иерар­хии, за­ни­ма­ли пер­вое ме­сто по­сле пат­ри­ар­хов.

См. так­же: «Па­мять свя­то­го Ми­ха­и­ла, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Рос­сии чу­до­твор­ца» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Развернуть

Случайный тест

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский / Патриархия.

ru

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи, родом сириец, по другим летописным сообщениям — болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру (память 15 июля), незадолго до этого (в 988 г.) принявшему Крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником.

Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте (впоследствии святитель Черниговский — память 5 августа), мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь (Успенский храм). В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня — в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому содержит служба ему: во 2-й стихире на «Хвалитех» о святителе Михаиле говорится так: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим».

Иконописный подлинник


Москва. 1920-30.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.


Киев. XVII.

Свт. Михаил Киевский. Гравюра. Киев. Конец XVII в.


Москва. 1950-80.

Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. «Митрополичьи палаты». Троице-Сергиева Лавра.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Майкл Рагоза | митрополит Киевский

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},» npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX «,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:379898}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:379898,»title»:»Майкл Рагоза»,»url» :»https://www.

britannica.com/biography/Michael-Ragoza»,»description»:»Брест-Литовская уния: …Рим, митрополит Киевский Михаил Рагоза, начал переговоры с католическими церковниками и польским королем Сигизмунд III, католик. На синоде в Бресте украинская православная иерархия заявила о своем желании подчиниться Риму. Польская монархия, опасаясь российского влияния, особенно через свою православную церковь,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Михаил Рагоза»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Михаил Рагоза: Союз Брест-Литовск: …Рим, митрополит Киевский Михаил Рагоза, начал переговоры с католическими церковниками и польским королем Сигизмундом III, католиком. На синоде в Бресте украинская православная иерархия заявила о своем желании подчиниться Риму. Польская монархия, опасаясь российского влияния, в частности, через свою православную церковь,…»,»identifierHtml»:»митрополит Киевский»,»identifierText»:»митрополит Киевский»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»: «Майкл-Рагоза»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/biography/Michael-Ragoza» ,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/379898/»},»topicLink»:{«title»:»Майкл Рагоза»,»url»:»https://www.
britannica.com/biography/Michael-Ragoza»},»tocPanel»:{«title» :»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:null,»freeTopicReason»: «TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Michael Ragoza»,»wordcount»:0,» url»:»https://www.britannica.com/biography/Michael-Ragoza»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Михаил Рагоза: Союз Брест- Литовск: …Рим, митрополит Киевский Михаил Рагоза, начал переговоры с католическими церковниками и польским королем Сигизмундом III, католиком. На синоде в Бресте украинская православная иерархия заявила о своем желании подчиниться Риму. Польская монархия, опасаясь российского влияния, особенно через свою православную церковь,…»},»initialLoad»:true}

роль в Брест-Литовской унии

  • В Брест-Литовской унии

    …Рим, митрополит Киевский Михаил Рагоза, начал переговоры с католическими церковниками и польским королем Сигизмундом III, католиком. На синоде в Бресте украинская православная иерархия заявила о своем желании подчиниться Риму. Польская монархия, опасаясь российского влияния, особенно через свою православную церковь,…

    Подробнее

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси (+ 992)

Святитель Михаил I, Митрополит Киевский и всея Руси (Дни памяти — 30 сентября и 15 июня)

Святитель Михаил I Митрополит Киевский970, по Хроника , был по происхождению сирийцем, но по другим летописям был болгарином или сербом или греком. В 989 году он прибыл в Корсунь с прочим духовенством после крещения князя Владимира (память 15 июля) в 988 году. Князь Владимир просил из Царьграда после его крещения, чтобы духовенство было послано на Русь для возлияния света Христова среди окопавшегося народа. в суеверии идолопоклонства. Поэтому Вселенский Патриарх Николай II Хрисоберг избрал Михаила руководить народом России за его мудрость и непорочный и святой образ жизни.

Его сопровождали шесть епископов и большое количество духовенства, чтобы помочь ему в его миссии. Из Корсуни князь Владимир привез Михаила в Киев, тогдашнюю столицу России, для просвещения киевлян.

Служение первого митрополита Русской Церкви было трудным, но благодатным. Он усердно обходил Русскую Землю, проповедуя Евангелие, крестя и обучая новопросвещенных, основывая первые храмы и духовные школы. Он традиционно считается основателем Михайло-Архангельского Златоверхого монастыря в Киеве, а также Межигорского монастыря под Вышгородом с греческими монахами. Как мы поем в одном из посвященных ему гимнов, святой Михаил «принес Евангелие из Константинополя в дар русской земле, которую язычество жалко поработило». Сначала он крестил семью князя Владимира, а также правительственных чиновников, затем, увещевая народ срывать идолов, увещевал их принять крещение во спасение. Итак, киевляне собрались на берегах Днепра и были крещены митрополитом и его клириками в присутствии князя. Так святой Михаил стал просветителем Киева, как поется в одной песне: «Еще и доселе риза крещения, в которою облачил ее Ты, святитель епископ, есть похвала града Киева».

Крещение Киева дало прочную основу для проповеди евангелия на других землях князя Владимира.

После успешного обращения Киева митрополит Михаил затем отправился в Новгород и Ростов, два других великих русских города, где поклонялись ложным богам язычества. В Новгороде в 990 году он уничтожил идолов, крестил, построил церкви и рукоположил в священники. То же самое он сделал позже в Ростове. В Ростове он устроил первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Митрополит Михаил был мудрым и мягким, но и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о похвальных делах святителя. В Синодике Новгородского и Киевского соборов Святой Софии он по праву назван инициатором.

К великой скорби князя Владимира, святой Михаил скончался в 992 году и был погребен в Успенско-Десятинной церкви в Киеве. Около 1103 года, при святителе Феоктисте (впоследствии епископе Черниговском, память 5 августа), его нетленные мощи были перенесены в Ближнюю Киево-Печерскую Лавру, а 1 октября 1730 года — в Успенскую Печерскую церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *