Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей
1 Июня 1804 – 15 Февраля 1857 гг. (52 года)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 3273.
Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие. Широко известен своими романсами.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Ранние годы
Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.
Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.
Расцвет творчества
В 1822–1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницетти Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин».
Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.
Смерть и наследие
Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.
Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.
Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.
Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2Интересные факты
- Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
Тест по биографии
Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Даша Золотарева
9/14
Соня Мельчина
13/14
Альфия Хатипова
13/14
Кира Богданова
14/14
Влад Смирнов
11/14
Владимир Семенов
8/14
Оксана Ведерникова
13/14
Пико Софт
Альбина Минкина
12/14
Рая Малолеткина
14/14
Оценка по биографии
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 3273.
А какая ваша оценка за эту биографию?
биография, произведения, личная жизнь, творчество, фото и смерть композитора
О персонеДеятельность:
композитор
Место рождения:
с. Новоспасское, Ельнинский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
Дата рождения:
1 июня 1804 г.
Умер:
5 февраля 1857 г. (в 52 года)
Знак Зодиака:
Близнецы
Образование:
Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете
В браке с:
Мария Петровна Иванова (1835-1846 гг.)
Дети:
нет
Фото и портреты
1 из 10
Михаил Глинка — биография
Михаил Иванович Глинка — один из самых выдающихся русских композиторов. Маэстро жил и творил в первой половине 19-го века. По воспоминаниям современников, он обладал удивительной работоспособностью, мог трудиться без устали часами.
В историю Михаил Глинка вошел в первую очередь как создатель первой оперы на национально-патриотическую тему «Жизнь за царя», посвященной событиям Смутного времени, борьбе с польскими интервентами, подвигу Сусанина.
Еще при жизни Михаил Иванович стал человеком уважаемым и известным на всю Российскую империю. О его творчестве высоко отзывались Пушкин и поэт Жуковский.
На представления и концерты, где ставили и исполняли произведения Глинки, регулярно ходили члены императорской семьи, который были высокого мнения о творчестве знаменитого современника.
Жизнь композитора оказалась довольно короткой. На этом свете он провел немногим более 50 лет. Однако за отведенный период музыкант успел оставить огромное творческое наследие, которое широко известно даже сейчас. Причем как в России, так и далеко за ее пределами.
Его произведениями вдохновлялись очень многие композиторы, которые творили после него, в том числе Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский.
По меткому выражению критика и искусствоведа В. Стасова, Глинка стал основоположником русского музыкального языка. И в этом отношении он стоит в одном ряду с фигурой Пушкина, который совершил революцию в литературе и словесности.
Содержание
Детство и образование
Композитор Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года по новому стилю на территории Смоленской губернии, в селе Новоспасское.
Отец музыканта, Иван Николаевич, был потомственным аристократом, когда-то служил в русской армии. На момент рождения сына вышел в отставку в офицерском чине.
Мужчина происходил из рода польской шляхты, которая долгие годы жила на территории Смоленска. А после того, как город и его окрестности оказались под властью Российской Империи, предки композитора приняли православие и взяли русские имена.
Шляхтичам оставили их имения, аристократический статус, а также право использовать старый родовой герб. Предки Глинки быстро обрусели и обрели положение российского дворянства.
Смоленская губерния. Господский дом в Новоспасском, где родился и работал ГлинкаМать будущего композитора звали Евгенией Андреевной. Она была из того же рода, приходилась отцу музыканта, своему законному супругу, троюродной сестрой, что стало для тех лет довольно обыденным явлением.
Первые 6 лет своей жизни Глинка провел под присмотром бабушки Феклы Александровны. Она была женщиной строгой, суровой и воспитывала композитора вялым, мнительным и нервным ребенком.
После смерти мать взяла сына на свое попечение и долгие годы старалась искоренить то, что посеяла в юноше сердобольная бабушка.
Начальное образование Михаил Иванович получал дома. В освоении наук ему помогали гувернеры. В том числе Варвара Кламмер, первая учительница композитора, которую пригласили приехать из Санкт-Петербурга.
М. Глинка в детствеУвлекаться музыкой Глинка начала в довольно позднем возрасте (Конечно, если сравнивать с прочими гениями композиции и исполнительского искусства). На тот момент ему было уже 10 с лишним лет. Молодой человек взялся за освоение фортепиано и скрипки.
В годы Отечественной Войны 1812 семья укрылась в Орле. Смоленск стал небезопасным. Пришлось спешно бежать. Вернуться Глинки смогли только к 1813-у, обнаружив на месте дома руины. Жилище пришлось выстраивать с нуля.
В ранние годы Глинки не был страстным любителем музыки. Толчком к выбору профессии композитора стал концерт, который как-то провели дома.
Отец юноши любил пышные праздники. Он часто приглашал родственников и друзей, устраивал шумные торжества. Как-то раз в гости к семье приехал Афанасий Глинка, брат матери. Он вместе со своим оркестром, собранным из крестьян, исполнил концерт Б. Крусселя, который произвел на молодого человека сильнейшее впечатление.Михаил Глинка с матерью Евгенией Андреевной и сестрой Пелагеей. Миниатюра, 1817 г.Ближе к совершеннолетию семья музыканта переселилась в Санкт-Петербург. В 1817 году композитор попал в Благородный пансион, где учился у одного из будущих декабристов, Вильгельма Кюхельбекера (того самого лицейского друга Пушкина).
Однако не только формальное образование привлекало Михаила Ивановича. Переезд в столицу государства дал Глинке возможность учиться музыке профессионально.
Молодой человек брал уроки у крупнейших деятелей искусства, композиторов, сочинителей и исполнителей. Среди его преподавателей были Джон Филд, Шарль Майер и Карл Цейнер.
Творческий путь
Творческая биография Михаила Глинки началась в 1822 году, сразу после того, как он выпустился из Благородного пансиона. По завершению обучения музыкант не сумел найти достойную работу и отправился путешествовать на Кавказ.
Вместе со своим дядей композитор побывал в Пятигорске, Кисловодске и других городах. Дорога, горный климат измотали музыканта, он начал серьезно болеть. Из-за этого пришлось спешно вернуться в Смоленскую деревню.
М. Глинка, 1820-е, неизвестный художникЧерез 2 года молодой человек отправился в Санкт-Петербург и в 1824 устроился на чиновничью должность. Однако музыка манила его куда сильнее. Пришлось совмещать сочинительские занятия и работу.
Государственная служба была тяжелой и забирала 6 часов в день. Остальное же время Глинка посвящал композиции, без устали трудился.
В 1824 году Михаил Иванович нащупал свой поход к творчеству. Первые пробы пера не сохранились. Однако его более поздние произведения, которые, тем не менее, относятся к первым годам творчества, хорошо известны и по сей день.
В числе произведений Глинки, которые появились на свет первыми, можно назвать романсы на слова поэтов «Не искушай меня без нужды», «Ночь осенняя, ночь любезная» и прочие.
Несмотря на успешный дебют, Глинка оставался недоволен своими трудами. Он считал, что способен на большее. Бытовая музыка ему не нравилась. Вскоре целеустремленный композитор взялся за создание оркестровых произведений малых форм.
Путешествие на Кавказ, пусть и окончилось неудачно, все же произвело на композитора сильнейшее впечатление. В будущем они оказали существенное влияние на творчество, нашли свое отражение в поздних произведениях.
Не прошло и нескольких лет, как Глинка отправился за свежими впечатлениями. В 1830-м году он поехал в путешествие по Европе. Успел побывать в Дрездене, объехал всю Германию. Однако дольше всего задержался в Италии.
Портрет 20-летнего Глинки, выполненный в романтическом духеЗдесь он изучал особенности зарубежного подхода к композиции, написал несколько пьес. Примерно в тот же период Михаил Иванович стал полноценным, самобытным сочинителем. Из-под его пера вышло несколько произведений.
Наиболее крупными стали «Секстет…», а также «Патетическое трио ре-минор». Работы Глинки были зрелыми, в них не осталось и намека на ученичество. Приглядывался узнаваемый композиторский почерк.
Не забывал Михаил Иванович и о своем образовании. Он продолжал осваивать музыкальные дисциплины. В 1833 Глинка отправился в Берлин. В Германии под руководством Зигфрида Дена изучал инструментовку и полифонию. Однако всего через год был вынужден вернуться домой, поскольку узнал о смерти отца.
В 1836 музыкальная карьера Глинки стремительно развивалась. Композитор давно вынашивал идею создания национально-патриотической оперы. Однако никак не мог найти подходящего мотива.
На помощь сочинителю пришел Василий Жуковский, который посоветовал обратить внимание на подвиг Сусанина. Эта идея Глинке понравилась. Михаил Иванович тут же взялся за работу.
Опера «Жизнь за царя» была закончена в 1836-м. Интересно отметить, что руководство Санкт-Петербургского Большого театра никак не хотело брать произведение в работу. Только пройдя через несколько рук сочинение Глинки, наконец, с большой неохотой, но взяли.
Премьера состоялась 9 декабря. Опера произвела настоящий фурор, в одночасье став событием года. Произведение Глинки получило много лестных отзывов. Публика была в восторге.
Высокого мнения о работе Михаила Ивановича остался и сам император Николай I, который лично благодарил мэтра.
В честь звездного часа Глинки его коллеги и знакомые, в числе которых был и Пушкин, написали полушутливый «Канон». В тексте обыгрывали его фамилию («Уж не глинка, а фарфор!»).
Триумф помог композитору подняться на новые высоты. Практически сразу после премьеры его назначили капельмейстером, он получил должность руководителя Придворной капеллы.
М. Глинка в молодости, портретЗаняв столь ответственный пост, Михаил Иванович ездил по всей Империи в поисках певцов и лично отбирал кандидатов.
Руководство капеллой было довольно недолгим. Через 2 года Глинка покинул должность, чтобы вновь вернуться к творчеству. Все силы он отдавал созданию второй оперы. На сей раз по мотивам произведения Пушкина «Руслан и Людмила».
Идеи новой крупной работы Михаил Иванович вынашивал долго. Он планировал оформить сочинение в тандеме с Пушкиным, с которым хотел консультироваться по ходу создания произведения. Однако этого не случилось — известный поэт трагически скончался.
Работать над оперой приходилось, общаясь с коллегами, друзьями Пушкина, которые хорошо знали почившего литератора и были знакомы с его работами и стилем.
Михаил Глинка, фото 1842 г.Премьера новой постановки прошла 9 декабря 1842 года, через 6 лет после триумфального дебюта. Однако опера «Руслан и Людмила» получила куда более прохладные оценки. Публика все так же рукоплескала маэстро. А вот искусствоведы были настроены куда более скептично и даже враждебно.
Агрессивная критика оперы «Руслан и Людмила» серьезно ударила по композитору. Он впал в состояние кризиса и опасался творить. В последующие несколько лет Глинка работал над произведениями малого масштаба. Его внимание вновь привлекли романсы. На свет появились «Я помню чудном мгновенье» на стихи Пушкина, а также «Если я встречусь с тобой».
В 1844 сочинитель отправился в Европу, чтобы привести в порядок свои мысли. Какое-то время он жил во Франции. Тут М. И. Глинка познакомился со многими крупными музыкантами, композиторами, в числе которых был Гектор Берлиоз.
По инициативе иностранного коллеги в Париже прозвучали отрывки произведений Глинки. Французская публика встретила работы русского композитора благосклонно. И уже в 1845 Михаил Иванович представил на суд слушателей свои полные сочинения, которые исполняли в рамках благотворительного концерта.
В тот же год Глинка уехал из Франции и поселился в Испании. Он упорно изучал язык и нравы местного народа. Под впечатлением от страны и ее быта Михаил Иванович написал увертюру «Арагонская хота», а парой лет позже «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
Последующие несколько лет Глинка ездил по России. Праздная жизнь, приглашения на светские мероприятия сильно утомляли композитора. Однако выехать за границу он не смог, поскольку ему отказали в паспорте. В результате сочинитель осел в Варшаве, где подготовил симфоническую фантазию «Камаринская».
Вернуться в Санкт-Петербург композитор решился лишь в 1851. В столице сочинитель давал уроки пения, помогал с подготовкой оперных партий. Его труды оказали сильнейшее влияние на формирование русской вокальной школы.
М. И. Глинка. Фотография 1853 годаНе прошло и года, как Глинка Михаил Иванович отправился в новое заграничное путешествие. Он хотел вновь поселиться в Испании, но дорога оказалась слишком тяжелой.
Композитор остановился в Париже, где прожил почти 2 года. Тут он начал работу над новой оперой «Тарас Бульба», однако закончить ее так и не успел.
После начала Крымской войны Глинка вынужденно отбыл обратно в Россию. В последние годы он практически не творил. Занимался подготовкой мемуаров.
Глинка и Пушкин
Примечателен тот факт, что на протяжении долгих лет два гения были близкими друзьями. Впервые Александра Сергеевича композитор встретил в 1828 году. Их познакомил Кюхельбекер, который представил сочинителя Пушкину.
Несмотря на разницу всего в несколько лет Глинка обращался к литератору по имени и отчеству. Был высокого мнения о творчестве Пушкина, называл его «известнейшим поэтом». Александр Сергеевич отвечал ему тем же. Он живо интересовался музыкой Глинки, высоко оценивая его труды.
Портрет М.И. Глинки, художник И.Е. РепинОни нередко встречались и обсуждали вопросы русского искусства. Еще при жизни литератора Глинка задумал создать в тандеме с Пушкиным оперу «Руслан и Людмила». Однако трагическая гибель лирика поставила крест на этом грандиозном замысле.
По словам В. Стасова, Пушкин и Глинка были во многом похоже. Один стал прародителем отечественной литературы и светочем словесности, а другой — основоположником русской классической музыки.
Личная жизнь
Официально Глинка был женат один раз. Его супругой стала дальняя родственница Мария Петровна Иванова. Однако очень скоро композитор понял, что ошибся. Супруга была женщиной взбалмошной, капризной и скандальной. Часто устраивала ссоры. Не отличалась она и верностью, при первом возможности ходила на сторону, позоря своего супруга.
Михаил Глинка и его супруга Мария Петровна ИвановаГлинка долгое время старался найти повод для развода. И вскоре он представился. Женщину уличили в тайном венчании с новым избранником. На тот момент супруги вместе уже не жили.
Михаил Иванович заинтересовался Екатериной Ермолаевной Керн, которая стала его фактической женой и музой. Дело о разводе затягивалось. Вторая избранница композитора забеременела, и постоянно подгоняла Глинку ускорить процесс. Но расторжения брака он добился лишь через несколько лет.
Михаил Глинка с Екатериной КернК тому моменту прежних чувств между Керн и музыкантом уже не было. Не желая, чтобы ребенок был незаконнорожденным, Глинка дал своей несостоявшейся супруге денег на аборт.
Не известно, выполнила ли Екатерина его пожелание. Но официально детей у Глинки не было, о чем музыкант очень сожалел. После развода с первой супругой в брак он больше не вступал и жил холостяком.
Смерть композитора
В последние годы творчество Михаила Глинки практически не возобновлялось. Время композитор проводил в тишине и спокойствии, периодически ездил за границу. В начале 1867 мужчина заболел. Легкая простуда привела к обострению старых недугов.
15 февраля 1857 года Михаил Глинка умер в Берлине от развития проблем с печенью. Кончина его была скоропостижной и неожиданной.
Композитора погребли на местном лютеранском кладбище. А позже благодаря хлопотам родственников прах Глинки был похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.
51. Глинка. Жизнь за царя
Интересные факты
- Композитор имел белорусские, польские и литовские корни. Несмотря на это, считал себя русским, был патриотом.
- В первые годы жизни музыкантом занималась бабушка. Она отстранила мать от воспитания собственного сына. В результате Глинка стал мнительным, нервным и слишком нежным ребенком. Лишь после смерти старшей властной родственницы близким удалось воспитать композитора как следует.
- Мужчина отличался красивым и сильным певческим голосом. Но решил выбрать путь сочинительства.
- Глинка был близким другом Пушкина.
- Михаил Иванович был знаком с очень многими известными музыкантами своего времени. А Гектор Берлиоз, который и сам имел статус и репутацию гения, слыл большим поклонником таланта русского коллеги.
- Опера Глинки «Руслан и Людмила» не получила должного внимания при жизни композитора. Ее раскритиковали почти все. По достоинству оценить произведение слушатели и коллеги по цеху смогли лишь после смерти создателя.
- Михаил Иванович был низкого роста, чего очень стеснялся.
- Помимо отличной музыкальной подготовки, Глинка отличался большим умом и познаниями, широким кругозором. Например, он без проблем говорил на 6 языках.
Слушать композиции
Произведения
Произведения Михаила Глинки:
Оперы:
- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
- «Руслан и Людмила» (1837—1842)
Симфонические произведения:
- Симфония на две русские темы
- Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
- Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848) - Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)
- «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
- Камерно-инструментальные сочинения
- «Патетическое трио» d-moll
- Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
- Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
- Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
- Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832) - Ноктюрн «Разлука» (1839)
- Фортепианный цикл «Привет отчизне» (1847)
Романсы и песни:
- «Не искушай» (1825)
- «Венецианская ночь» (1832)
- «Патриотическая песня»
- «Я здесь, Инезилья» (1834)
- «Ночной смотр» (1836)
- «Сомнение» (1838)
- «Ночной зефир» (1838)
- «В крови горит огонь желанья» (1839)
- Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
- Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), состоящий из двенадцати романсов на стихи Нестора Кукольника
- «Я помню чудное мгновенье» (1840, на стихотворение Пушкина)
- «Признание» (1840)
- «Слышу ли голос твой» (1848)
- «Заздравный кубок» (1848)
- «Песнь Маргариты» из трагедии Гёте «Фауст» (1848)
- «Мери» (1849)
- «Адель» (1849)
- «Финский залив» (1850)
- «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
- «Не говори, что сердцу больно» (1856)
Ссылки
- Страница в википедии
Михаил Глинка. Гении и злодеи
Понедельник истории музыки: Жизнь за царя | Роберт Гринберг
Чтение: 8 мин.·
9 декабря 2019 г. Михаил Иванович Глинка (1804–1857) в 1840 г.9 декабря 1836 г. Опера Михаила Глинки Жизнь за царя состоялась в Императорском Большом театре в Санкт-Петербурге, Россия. Премьера «Жизнь за царя 9» — больше, чем просто опера и премьера.0010 — 183 года назад сегодня — отмечается момент , когда зародилась традиция культивирования русской музыки!
Михаил Глинка (1804–1857) оказался нужным музыкантом в нужное время в нужном месте. Родился в селе Новоспасское Смоленской области (или «губернии»), происходил из зажиточной, высококультурной, помещичьей семьи. В детстве он учился игре на фортепиано и скрипке и получил первоклассное образование сначала у своей гувернантки Варвары Федоровны Кламмер, а затем в Петербурге в Благородном училище, привилегированном частном училище для дворянских детей. Когда он закончил учебу, он сделал то, что делали молодые люди его класса, а именно устроился на ненадежную государственную службу. В случае с Глинкой он стал помощником секретаря Департамента автомобильных дорог общего пользования.
Это была почти бесполезная, легковесная должность, которая давала Глинке много времени, чтобы предаваться своим музыкальным увлечениям: играть на фортепиано и сочинять музыку для салона для развлечения своих светских друзей в Санкт-Петербурге. Самые модные салоны Петербурга.
И тут что-то в Глинке щелкнуло (можно сказать «глинкнуло»?). Устав от своего дилетантского существования, Глинка — уже в середине двадцатых годов — решил, что хочет быть настоящим композитором. Его семья была против, но в 1830 году, в возрасте 26 лет, Глинка ушел из дома. За тремя годами в Италии (включая пребывание в Миланской консерватории) последовал год интенсивного обучения в Берлине.
Глинка хорошо усвоил уроки. Вернувшись в 1834 году в Петербург, он был полон решимости сочинить оперу, которая была бы узнаваемо, подлинно русской .
Глинка попал в фешенебельный салон придворного поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852). Именно через Жуковского Глинка познакомился и вдохновился группой художников, которые занимались определением русской литературы и искусства и выводом их на международную карту. Сбрасывая имена быстрее, чем чайки сбрасывают гуано, вспоминал Глинка:
«Я продолжал бывать в Жуковском по вечерам. Он жил в Зимнем дворце, и каждую неделю там собиралась избранная группа. Вот некоторые из них: [Александр] Пушкин, князь Петр Вяземский, [Николай] Гоголь и [поэт и критик Петр] Плетнев. Появились и другие [различные]. Иногда вместо чтения было пение и игра на фортепиано. Когда я упомянул о своем желании взяться за русскую оперу, Жуковский всем сердцем одобрил мое намерение и предложил тему: Иван Сусанин».
Памятник Ивану Сусанину в Костроме, РоссияПериод с 1598 по 1613 год известен в русской истории как «Смутное время». И что это было: катастрофическое время династической борьбы и претендентов на царский престол; голод; и вторжение и оккупация ненавистной Речи Посполитой.
21 февраля 1613 года шестнадцатилетний дворянин (дворянин?) по имени Михаил Романов был избран Великим Народным Собранием царем России. Избрав царем Михаила Романова, был бесценный момент, когда осознали, что никто не знал где он был . В конце концов его выследили в Ипатьевском монастыре под Костромой, примерно в 150 милях к северо-востоку от Москвы. Когда ему сообщили, что он был избран царем, он, как сообщается, расплакался, без сомнения, зная, что у царей недавней памяти был довольно короткий срок годности.
Михаил Федорович Романов (1596–1645)Но согласие быть царем и хорошо править Михаил дал в течение 32 лет, до своей смерти в возрасте 49 лет в 1645 году. Его царствование положило конец Смутному времени, и цари Романовы будут править в течение 304 лет, до отречения Николая II в 19 г.17.
А вот по легенде династии Романовых почти не было. Несмотря на недавнее поражение в Москве, польское военное присутствие все еще сохранялось в окрестностях Москвы. Отряд польской кавалерии получил известие, что новоизбранного царя Михаила Романова ищут и что он, скорее всего, скрывается в Ипатьевском монастыре под Костромой. В лесу у монастыря поляки встретили лесоруба по имени Иван Сусанин; они спросили дорогу к монастырю. — О, конечно, я знаю это место. Я знаю отличный короткий путь!» Они ушли глубоко в лес и там исчезли, чтобы о них больше никогда не было слышно. Предполагается, что поляки убили Ивана, как только его двуличие было обнаружено, и что они сами замерзли, пытаясь найти выход.
Смерть Ивана Сусанина, картина Константина Егоровича (1914)Когда Высочайший Придворный поэт Жуковский предложил Глинке написать оперу об Иване Сусанине, он — Глинка! — дважды повторять не пришлось. Эта история нашла отклик у Глинки по двум веским причинам. Во-первых, о непоколебимой готовности Ивана Сусанина — русского «всего человека» — пожертвовать всем ради своего Царя, который был олицетворением русского государства. Во-вторых, это борьба с иноземными захватчиками, великим пугалом русского ума. Не забудем, что вторжение Наполеона в Россию произошло всего за 23 года до написания оперы Глинки и что крестьянские партизаны а-ля Иван Сусанин сыграли важную роль в разгроме Наполеона. Тема непоколебимой верности царю перед лицом иностранной угрозы была столь же современна Глинке, как и в 1613 году, когда, предположительно, происходили события, изображенные в его опере.
Жизнь за царя Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в Большом театре в пятницу, 9 декабря 1836 года, в присутствии императорской семьи.
Премьера прошла триумфально. Глинка вспоминал:
«Успех оперы был полный. Я был в оцепенении и до сих пор не могу вспомнить, что произошло, когда опустился занавес. Однако сразу после этого меня вызвали в императорскую ложу. Царь [Николай I] поблагодарил меня за мою оперу. После того, как он поблагодарил меня, поблагодарила и императрица, а потом и все великие князья и великие княгини. Вскоре я получил императорский подарок за свою оперу: кольцо за четыре тысячи рублей из топаза, окруженного тремя рядами лучших бриллиантов».
Рабочим названием оперы Глинки было «Иван Сусанин». Однако непосредственно перед премьерой он изменил название на Жизнь за царя , чтобы ему «позволили» посвятить оперу Николаю I. «Наградой» Глинки за посвящение стал перстень.
Жизнь за царя был не просто триумфом Глинки; это был триумф русского искусства и культуры, воспринимаемых сколь угодно широко. Его восприняли как первое великое «русское» музыкальное произведение. Это была первая русская опера, известная за пределами России. После премьеры в 1836 г. Жизнь за царя открывал каждый оперный сезон в Петербурге и Москве до 1917 года, года Революции.
Не то чтобы Жизнь за царя была первой оперой, поставленной в России; это событие произошло еще в 1735 году, когда императрица Анна — племянница Петра Великого — привезла в Санкт-Петербург итальянскую оперную труппу для постановки современной итальянской оперы. « Жизнь за царя» также не была первой оперой на русском языке, написанной и поставленной в России русским. Эта награда досталась комической опере под названием «9».0009 Несчастье на счет кареты 1779 года, придворный музыкант Василий Пашкевич, 1742–1797.
При всем при этом « Жизнь за царя» Глинки считалась современниками первой настоящей русской оперой по четырем причинам.
Причина номер один: вместо того, чтобы использовать русские народные песни или народную музыку для «эффекта», весь « Жизнь за царя » проникнут смыслом русской песни. Современник Глинки, критик Януарий Неверов, обратился к этому вопросу, когда писал:
«[Глинка] вник в характер нашей народной музыки, подсмотрел все ее особенности, изучил и усвоил ее — и дал тогда полную волю своей фантазии, [создав] образы чисто русские, родные, ясные, понятные, знакомые нам только потому, что они дышат чистой народностью , потому что мы слышим в них родные звуки».
Причина номер два связана со спецификой оформления текстов Глинки, особенно речитативов. Глинка создает речитативную манеру, блестяще отражающую своеобразные звуки и ритмы русского языка.
Причина номер три: поздний композиционный расцвет, Глинка создал в «Жизнь за царя» полнометражную, современную, космополитическую оперу, оперу, написанную в «высоком стиле». Как и современная итальянская опера, «Жизнь за царя » полностью спета, с речитативами в сопровождении, виртуозными ариями, многочастными ансамблями и блокбастерными финалами. Подобно современной французской опере, «: Жизнь за царя » использует повторяющиеся темы, большие хоры и балетную сцену во втором действии (которая такая же парижская, как собачьи какашки на тротуаре). Как современная немецкая опера, Жизнь за царя гармонически сложен и использует свой оркестр для богатого эффекта. Весь этот изощренный (хотя и эклектичный) космополитизм, использованный на службе русской оперы , ослеплял современных российских зрителей, которые были в восторге от того, что кто-то из них создал оперу, способную на равных соперничать с чем-либо сочиняемым. на Западе.
Наконец, в-четвертых, как националистическая история о героическом крестьянине, защищающем свой народ от чужеземного вторжения, Жизнь за царя напрямую говорил о гордости и патриотизме среднего и высшего классов России. Что же касается господствующего класса, то они обожали оперу, потому что она подтверждала статус-кво: божье установленное самодержавие в России и подчинение крестьян этому самодержавию.
Казалось бы, на каждом уровне «Жизнь за царя» звучала «подлинно» для современной аудитории; это был серьезный русскоязычный оперный продукт, в котором свои «русизмы» использовались внутренне, а не только декоративно; опера, изображающая русских, ведущих себя так, как, по мнению россиян, должны вести себя русские. В одночасье и навсегда Михаил Глинка стал считаться крестным отцом «культурной» русской музыки.
Глинка обожествлен: один из многочисленных памятников Глинке, разбросанных по России; этот в Санкт-ПетербургеЧтобы узнать больше о Глинке, Жизнь за царя и Смутное время, я бы обратил ваше внимание на мой курс Музыка как зеркало истории , подготовленный Большими курсами/ The Teaching Company и доступен для ознакомления и загрузки на сайте RobertGreenbergMusic. com (в продаже до 27 декабря). Я бы порекомендовал присоединиться ко мне на моем канале Patreon. И не забудьте подписаться на подкаст Music History Monday!
Что убило композитора Михаила Глинку?
Михаил Глинка, 1856
Михаил Глинка (1804-1857) был описан как «гениальный дилетант». Его сочинения широко считаются основой русской музыки, но в основном он писал их, живя и путешествуя по Западной Европе в течение 23 лет. В 1850-е годы Глинка пользовался большой популярностью в Париже, Берлине и других европейских столицах. Последние пять месяцев 1856 года Глинка провел в Берлине, наслаждаясь обществом своего старого учителя композиции, выдающегося Зигфрида Дена. Кроме того, он с нетерпением ждал возможности посетить гала-концерт своей музыки. Глинка взволнованно писал: «Вероятно, я дебютирую как композитор в Берлине. Все продвигают идею; К этому призывает сам Мейербер. Я хочу начать эту новую карьеру с полонеза, который я сочинил для коронации их императорских величеств. Вы можете себе представить обстоятельства; отличный оркестр из восьмидесяти исполнителей, двенадцать первых скрипок, двенадцать вторых, десять альтов, семь виолончелей и столько же контрабасов. Почему я должен отказываться попытать счастья…»
Михаил Глинка: Жизнь за царя, «Полонез» (Армянский филармонический оркестр; Лорис Тжекнаворян, дирижер)
Г. Горавский: Михаил Глинка , 1869 90 003
Глинка был в восторге от пребывания в Германии , как он пишет: «Германия — отличное учреждение, хорошее и добросовестное. Меня это вообще устраивает. Поэтому я могу, если позволит Аллах, спокойно жить здесь. Я попал в руки несчастного гомеопата, который пичкает меня торжествующими каплями белладонны. Естественно, я оставил его и доверился врачу… из тех, кого я называю культурными аллопатами. Минимум лекарств и максимум упражнений — вот лечение, которое мне подходит». Глинка на протяжении всей своей жизни боролся с различными проблемами со здоровьем. Он сообщает, что «в детстве я был нежен, подвержен нервным и другим расстройствам; моя бабушка, пожилая дама, почти всегда болела, и в ее комнате, в которой я содержался, поддерживалась температура не ниже 25 градусов по Цельсию». Глинка вырос ипохондриком, и его тревожили малейшие физические или психологические симптомы. На самом деле, страницы его Мемуары наполнены списками и каталогами врачей и лекарств, и к 20 годам он был убеждён, что неизлечимо болен.
Михаил Глинка: Соната для альта ре минор
Илья Репин: Михаил Глинка
27 января 1857 года Глинка пишет своей сестре. «Спешу сообщить вам две приятные новости… Вторая новость такова, что 21 января при Дворе пели Трио в «Жизни за царя». Мадам Вагнер, сыгравшая Петрову, — столичная артистка, пользующаяся большим уважением у публики. Она была в хорошем голосе. Мейербер дирижировал. Он превосходный капельмейстер со всех точек зрения. Чтобы понять важность этого события, нужно знать, что это был особенный концерт — грандиозный гала-концерт. Присутствовало около семисот человек, великолепно одетых, сверкающих золотом и бриллиантами. Насколько мне известно, я первый русский композитор, удостоенный такой чести». Концерт имел оглушительный успех, и Глинка пригласил исполнителей, друзей и гостей на вечеринку на всю ночь. Современник писал: «Разгоряченный и взволнованный, Глинка вышел из дворца на холодный воздух и в одно мгновение был убит рукой смерти. У бедного композитора не было сил бороться с болезнью».
Михаил Глинка: Жизнь за царя , Трио Акт I
Могила Глинки на Тихвинском кладбище
Глинка всегда был восприимчив к различным бактериальным и вирусным инфекциям, и сразу после концерта у него поднялась высокая температура. Прикованный к постели, он не мог принимать пищу и постепенно истощался до своей смерти 15 февраля 1857 года в возрасте пятидесяти трех лет. На следующий день его останки «были преданы земле в присутствии русского посольства, Мейербера, Беера, Дена, Кахперова, русского музыканта, скрипача Грюнвальда, хозяйки отеля и двух дам, жен русских капелланов». Через несколько недель тело Глинки было перевезено в Петербург и погребено в Некрополе мастеров художеств Александро-Невской лавры.