Михаил глинка кто он: Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей

создатель национальной оперы и автор гимна

Важная новость

Комикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа

Сборник

Емельян Пугачёв

Новости 08.12.2022

В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии

Новости 07.11.2022

В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов

Детство и юность музыканта

20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии родился будущий композитор. Родители дали ему имя Михаил. Отец мальчика, отставной офицер Иван Глинка, за службу в рядах Русской императорской армии получил крупное имение.

Воспитанием Михаила Ивановича, в детстве отличавшегося слабым здоровьем, занималась бабушка.

Она души не чаяла в мальчике, а потому выполняла все его прихоти и прощала любые шалости. Михаил Иванович в своих «Записках» говорил, что «не выходил из шубки».

В 6 лет Миша потерял бабушку, и тогда воспитанием ребёка занялись его родители. Они пригласили учителей, которые привили Глинке интерес и любовь к познанию.

Смоленская губерния. Господский дом в Новоспасском, где родился и работал Глинка. Рис. 1842 г. (wikipedia.org)

Когда в 1812 году началась Отечественная война, семья Глинки уехала в Орёл, подальше от мест боевых действий. Вернувшись в село Новоспасское через год, Иван Николаевич обнаружил, что от его роскошного имения остались лишь руины. Решено было строить новый дом. В одной из комнат поставили фортепиано. Однажды, когда в доме проходил концерт, на котором присутствовали друзья семьи, Михаил Глинка так вдохновился музыкой, что решился когда-нибудь стать композитором. Тот вечер навсегда изменил судьбу юноши.

Вскоре он поделился мечтой с матерью. Евгения Андреевна обратилась к одному из своих родственников, обладавших личным оркестром, чтобы её сына научили играть на музыкальном инструменте. Так в жизнь Михаила Ивановича пришли фортепиано и скрипка.

Через несколько лет отец отправил Глинку в Санкт-Петербург, где тот поступил в пансион при Педагогическом институте. Изучая иностранные языки и различные науки, параллельно Михаил Иванович практиковался в игре на рояле. Также он брал уроки у разных мастеров, а свободное от учёбы время проводил на концертах.

Благодаря своему гувернёру Вильгельму Кюхельбекеру Глинка познакомился с Александром Пушкиным.

Памятник Глинке в Петербурге. Источник: wikipedia.org

После окончания института Глинка отправился на Кавказ, чтобы поправить здоровье. Однако долго там Михаил Иванович не пробыл: воды Пятигорска не помогли, и он уехал в родную Смоленскую губернию.

В 1824 году Глинка вернулся в Петербург, где из финансовых соображений поступил на службу в Главное управление путей сообщения. При этом каждый день Михаил Иванович музицировал. В этот непростой период жизни Глинка впервые создал законченное произведение — романс на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды».

После восстания декабристов Глинка оказался под подозрением, так как в тот день был на Сенатской площади, но покинул её до начала основных событий. После допроса, не выявшего вины композитора, его отпустили. Глинка же отправился к родным в Смоленскую губернию. Там он написал несколько романсов и музыку для хора.

«Жизнь за царя»

В конце 1820-х годов Глинка познакомился с Василием Жуковским. Это важное для Михаила Ивановича событие произошло вскоре после завершения романсов на стихи одного из крупнейших поэтов того времени. Также композитор познакомился с историком Николаем Павлищевым. С его помощью Михаил Иванович сблизилсяс с музыкальными кругами, и несколько его романсов попали в сборник под названием «Лирический альбом».

Весной 1830 года Глинка уехал из России в Италию. Там композитор поправлял здоровье. Итальянская природа, о которой композитор неоднократно высказывается в своих «Записках», вдохновила его на создание романса «Венецианская ночь».

В 1834 году, получив известие о смерти отца, Глинка вернулся на родину. Он вновь поселился в Петербурге у своего друга Алексея Стунеева. Там же Михаил Иванович встретил и свою будущую жену Марью Петровну Иванова.

Уже в это время зрел замысел оперы. В основу сюжета должна была лечь легенда об Иване Сусанине. Жуковский поддержал композитора и взялся за либретто, завершить текст помогал литератор Егор Розен.

На написание национальной оперы ушёл примерно год. Премьера «Жизни за царя» состоялась в декабре 1836 года. Монументальное музыкальное полотно было посвящено Николаю I, присутствовавшему на первом исполнении. В письме к матери Глинка так говорил о реакции монарха: «Государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною…».

После постановки «Жизни за царя» Глинка решил написать оперу «Руслан и Людмила». Однако от этой идеи пришлось на время отказаться — Пушкин, который должен был создать либретто, погиб на дуэли с Дантесом. Глинка начал работать в Придворной певческой капелле. Он делился с музыкантами своим опытом и занимался подбором новых кадров, писал романсы.

К задумке композитор вернулся через несколько лет, когда переживал, с одной стороны, разрыв отношений с женой, с другой, — бурный роман с Екатериной Керн.

Екатерина Керн. (wikipedia.org)


В ноябре 1842 года состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Зрители встретили её холодно. По выражению Глинки, они «аплодировали очень недружно», критики нападали на декорации, а император вовсе не досмотрел постановку, уехав ближе к концу.

Неудачи на родине компенсировал успех в Европе, в частности, концерт в Париже. Несколько лет Михаил Иванович прожил в Испании. Вернушись в Петребург в 1847 году, он стал преподавателем музыки. Последнее десятилетие жизни Глинка провёл в Берлине. Там он и скончался в начале 1857 года. Прах композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Глинка вошёл в историю как основоположник русской национальной оперы. Он оказал огромное влияние на творчество таких отечественных композиторов, как Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. А его «Патриотическая песня», созданная в 1833 году, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год.


Сборник: Русские композиторы 19 века

В своем творчестве они объединили европейские музыкальные традиции с русским фольклором.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Михаил Глинка: создатель национальной оперы и автор гимна

Михаил Глинка: создатель национальной оперы и автор гимна

Музыка Глинки вдохновляла многих деятелей культуры. Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский — все они испытали влияние этого композитора.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Большой талант требует большого трудолюбия»

«Большой талант требует большого трудолюбия»

«Времена года», «Танец маленьких лебедей», «Славянский марш» — эти и другие произведения Чайковского знают во всём мире. А какой была жизнь композитора?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Химия музыки Александра Бородина

Химия музыки Александра Бородина

«Видите ли, для меня музыка — забава, а химия — дело».

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Модест Мусоргский и «Новая русская музыкальная школа»

Модест Мусоргский и «Новая русская музыкальная школа»

«Могучая кучка», членом которой был Мусоргский, изменила его судьбу: во имя искусства он отказался от военной службы.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Русские композиторы 19 века

Русские композиторы 19 века

Что ты знаешь об их жизни и творчестве?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Николай Римский-Корсаков: композитор-сказочник

Николай Римский-Корсаков: композитор-сказочник

Оперы Римского-Корсакова, непревзойденного мастера музыкального пейзажа, как и другие его сочинения, стали бессмертными произведениями.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Михаил Глинка: создатель национальной оперы и автор гимна

Музыка Глинки вдохновляла многих деятелей культуры. Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский — все они испытали влияние этого композитора.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Большой талант требует большого трудолюбия»

«Времена года», «Танец маленьких лебедей», «Славянский марш» — эти и другие произведения Чайковского знают во всём мире. А какой была жизнь композитора?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Химия музыки Александра Бородина

«Видите ли, для меня музыка — забава, а химия — дело».

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Модест Мусоргский и «Новая русская музыкальная школа»

«Могучая кучка», членом которой был Мусоргский, изменила его судьбу: во имя искусства он отказался от военной службы.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Русские композиторы 19 века

Что ты знаешь об их жизни и творчестве?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Николай Римский-Корсаков: композитор-сказочник

Оперы Римского-Корсакова, непревзойденного мастера музыкального пейзажа, как и другие его сочинения, стали бессмертными произведениями.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Балетный роман

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Придуманная любовь Джейн Остин

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Суд над Карлом I

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Храм Христа Спасителя: история возведения

  • Статьи
  • Африка
  • XIV век до н. э.

Нефертити и её бюст

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Боярство: блеск и нищета древней русской знати

  • Статьи
  • Америка
  • XIX век

Золотая лихорадка: безумие в Клондайке

  • Статьи
  • Америка
  • XV век

Что, если бы Америку открыли раньше

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Мурка», «Бублички» и другие хиты НЭПа

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Николай Хохлов: разведчик-предатель, помилованный Ельциным

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Ангелоделы в юбках (18+)

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 618409
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
  • 📚 Статьи
  • 👀 83537
Балетный роман
  • 📚 Статьи
  • 👀 52340
Придуманная любовь Джейн Остин
  • 📚 Статьи
  • 👀 49125
Суд над Карлом I
  • 📚 Статьи
  • 👀 41225
Храм Христа Спасителя: история возведения
  • 📚 Статьи
  • 👀 37723
Нефертити и её бюст
  • 📚 Статьи
  • 👀 36537
Боярство: блеск и нищета древней русской знати
  • 📚 Статьи
  • 👀 34747
Золотая лихорадка: безумие в Клондайке
  • 📚 Статьи
  • 👀 22858
Что, если бы Америку открыли раньше
  • 📚 Статьи
  • 👀 21685
«Мурка», «Бублички» и другие хиты НЭПа
  • 📚 Статьи
  • 👀 686878
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 618409
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
  • 📚 Статьи
  • 👀 275084
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
  • 📚 Статьи
  • 👀 265975
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 261221
Нанкинская резня (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 221432
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
  • 📚 Статьи
  • 👀 176801
Тува — республика, поглощённая Россией
  • 📚 Статьи
  • 👀 159532
Николай Хохлов: разведчик-предатель, помилованный Ельциным
  • 📚 Статьи
  • 👀 157359
Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу
  • 📚 Статьи
  • 👀 154520
Ангелоделы в юбках (18+)

М.

И. Глинка | это… Что такое М. И. Глинка?

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (20 мая (1 июня) 1804 — 3 (15) февраля 1857) — русский композитор, основоположник русской классической музыки.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Детские и юношеские годы
    • 1.2 Творческие годы
      • 1.2.1 1822—1835
      • 1.2.2 1836—1844
      • 1.2.3 1844—1857
  • 2 Память
  • 3 Основные произведения
    • 3.1 Гимн Российской Федерации
  • 4 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Биография

Детские и юношеские годы

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. К счастью для мальчика, бабушкино воспитание, грозившее превратить его в жалкого, изнеженного недоросля, было прервано её смертью. Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка заводит знакомство с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

Творческие годы

1822—1835

Монумент Глинке рядом с Мариинским театром в Санкт-Петербурге

По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

Картина В. Е. Артамонова «А. С. Пушкин и В. А. Жуковский у М. И. Глинки» на почтовой марке СССР, посвящённой 150-летию со дня рождения М. И. Глинки, 1954, (ЦФА (ИТЦ) #1782; Скотт #1724)

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочиняет в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляют пьесы на темы популярных опер, уже не остается ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

1836—1844

Портрет М. Глинки кисти художника Я. Ф. Яненко, 1840-е годы

В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу вознаграждения.

Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. На следующий день Глинка писал своей матери:

Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Пой в восторге, русский хор!

Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не Глинка, а фарфор!

Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

1844—1857

Михаил Глинка, 1852 год

Памятник М. Глинке в Смоленске

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде».

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе. Здесь композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки:

Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы в 1856 году). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине (ныне плита утрачена; рисунок XIX века)

Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище С.-Петербурга

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле.[1] Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору.[2]

Память

Медаль «В память открытия памятника М. И. Глинке в Смоленске». Гравёр: В. Алексеев, Санкт-Петербургский монетный двор, 1885 год

  • В конце мая 1982 года в родном селе композитора Новоспасском был открыт Дом-музей М. И. Глинки
  • Памятники М. И. Глинке:
    • в Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек — отрывков 24 произведений композитора
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории; скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах
    • в Киеве открыт 21 декабря 1910 года (Основная статья: Михаил Глинка (памятник, Киев))
    • в Запорожье открыт в 1956 году напротив входа в концертный зал имени Глинки
    • в Челябинске открыт 20 июля 2004 года на площади перед академическим театром оперы и балета; скульптор Вардкес Авакяни, архитектор Евгений Александров
    • 20 мая 1899 года дом в Берлине, где умер М. И. Глинка, был увековечен мемориальной доской
  • Премии и фестивали имени М. И. Глинки:
    • В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года
    • С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки
    • С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки
    • С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки
  • Фильмы о М. И. Глинке:
    • В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича
    • В 1952 году Мосфильм выпустил художественный биографический фильм «Композитор Глинка»
    • В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»
  • Михаил Глинка в филателии и нумизматике:

Почтовые марки России, посвящённые 200-летию со дня рождения М. И. Глинки, 2004, (ЦФА (ИТЦ) #942—944; Михель #1174—1176)

    • В 1951 году выпущена почтовая марка СССР к 175-летию Большого театра в Москве, на которой портретную галерею русских композиторов возглавляет портрет М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1613; Скотт #1554)
    • В 1954 году в СССР были выпущены две почтовые марки, посвящённые 150-летие со дня рождения М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1781—1782; Скотт #1723—1724), на одной из них изображён портрет композитора, на другой — сцена из оперы «Иван Сусанин»
    • В 1957 году вышли две почтовые марки СССР, посвящённые 100-летию со дня смерти композитора (ЦФА (ИТЦ) #1979—1980; Скотт #1907—1908)
    • В 1958 году марки с портретом М. Глинки выпустили почты Болгарии (Михель #1052) и Румынии (Михель #1712)
    • В 1991 году в рамках «Международного года русской культуры» Министерством связи СССР выпущен конверт с оригинальной маркой, оригиналом портрета на которой послужила картина И. Репина «М. И. Глинка за сочинением оперы „Руслан и Людмила“», а на конверте — репродукция с литографии «Квартет М. Ю. Виельгорского»
    • 20 мая 2004 года Почта России выпустила три почтовые марки к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. На одной из миниатюр помещён портрет М. Глинки, на двух других — сцены из опер «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». На купоне, объединяющем все марки в единое целое, помещено факсимиле композитора и лист с нотами гимна-марша «Славься» (ЦФА (ИТЦ) #942—944; Михель #1174—1176)
    • 18 июня 2004 года Банк России выпустил памятную монету номиналом 2 рубля
  • В честь М. И Глинки названы:
    • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).
    • Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).
    • Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).
    • Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).
    • Магнитогорская государственная консерватория.
    • Минское музыкальное училище
    • Челябинский академический театр оперы и балета.
    • Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).
    • Концертный зал в Запорожье.
    • Государственный струнный квартет.
    • Улицы многих городов России, а так же городов Украины и Белоруссии.
    • В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора — 2205 Glinka.
    • Кратер на Меркурии.

Основные произведения

М. Глинка и Н. Павлищев «Лирический альбом», 1829 год

Оперы
  • «Жизнь за царя» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837—1842)
Симфонические произведения
  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччи на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
  • «Вальс-фантазия» (1839, 1856)
Камерно-инструментальные сочинения
  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
Романсы и песни
  • «Венецианская ночь» (1832)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • «Попутная песня» (1840)
  • «Признание» (1840)
  • «Слышу ли голос твой» (1848)
  • «Заздравный кубок» (1848)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)

Гимн Российской Федерации

Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

Адреса в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, Эртелев переулок, 7.
Доходный дом Е. Томиловой, в котором с 25 августа 1854 по 27 апреля 1856 года жил М. И. Глинка

  • 2 февраля 1818 — конец июня 1820 года — Благородный пансион при Главном педагогическом институте — набережная реки Фонтанки, 164;
  • август 1820 — 3 июля 1822 года — Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете — Ивановская улица, 7;
  • лето 1824 — конец лета 1825 года — дом Фалеева — Канонерская улица, 2;
  • 12 мая 1828 — сентябрь 1829 года — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
  • конец зимы 1836 — весна 1837 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • весна 1837 — 6 ноября 1839 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
  • 6 ноября 1839 — конец декабря 1839 года — офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка — набережная реки Фонтанки, 120;
  • 16 сентября 1840 — февраль 1841 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • 1 июня 1841 — февраль 1842 года — дом Шуппе — Большая Мещанская улица, 16;
  • середина ноября 1848 — 9 мая 1849 года — дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54;
  • октябрь — ноябрь 1851 года — доходный дом Мелихова — Моховая улица, 26;
  • 1 декабря 1851 — 23 мая 1852 — дом Жукова — Невский проспект, 49;
  • 25 августа 1854 — 27 апреля 1856 — доходный дом Е. Томиловой — Эртелев переулок, 7.

Примечания

  1. Державина М. Н.
  2. Ковалёв К.

Ссылки

  • Ноты М. И. Глинки на сайте Нотомания
  • Биография М. И. Глинки на сайте Belcanto.ru
  • Боровиковский Л. И. Имя М. И. Глинки в культурно-историческом ландшафте города Новосибирска
  • Глинка Михаил Сайт о жизни и творчестве композитора.
  • Краткие содержания (синопсисы) опер Глинки на сайте «100 опер»
  • Музей-усадьба М. И. Глинки в Новоспасском
  • Ковалёв К. Автор национального гимна
  • Глинка, Михаил Иванович: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Литература

  • Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. — Государственное музыкальное Издательство: М., 1957.
  • Державина М. Н. Поиски настоящей церковной музыки // Церковный вестник. — 2004. — № 12
  • Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
  • Всеволод Успенский Глинка

Что убило композитора Михаила Глинку? : Interlude

Михаил Глинка, 1856

Михаил Глинка (1804-1857) был описан как «гениальный дилетант». Его сочинения широко считаются основой русской музыки, но в основном он писал их, живя и путешествуя по Западной Европе в течение 23 лет. В 1850-е годы Глинка пользовался большой популярностью в Париже, Берлине и других европейских столицах. Последние пять месяцев 1856 года Глинка провел в Берлине, наслаждаясь обществом своего старого учителя композиции, выдающегося Зигфрида Дена. Кроме того, он с нетерпением ждал возможности посетить гала-концерт своей музыки. Глинка взволнованно писал: «Вероятно, я дебютирую как композитор в Берлине. Все продвигают идею; К этому призывает сам Мейербер. Я хочу начать эту новую карьеру с полонеза, который я сочинил для коронации их императорских величеств. Вы можете себе представить обстоятельства; отличный оркестр из восьмидесяти исполнителей, двенадцать первых скрипок, двенадцать вторых, десять альтов, семь виолончелей и столько же контрабасов. Почему я должен отказываться попытать счастья…»

Михаил Глинка: Жизнь за царя, «Полонез» (Армянский филармонический оркестр; Лорис Тжекнаворян, дириж.) , как он пишет: «Германия — отличное учреждение, хорошее и добросовестное. Меня это вообще устраивает. Поэтому я могу, если позволит Аллах, спокойно жить здесь. Я попал в руки несчастного гомеопата, который пичкает меня торжествующими каплями белладонны. Естественно, я оставил его и доверился врачу… из тех, кого я называю культурными аллопатами. Минимум лекарств и максимум упражнений — вот лечение, которое мне подходит». Глинка на протяжении всей своей жизни боролся с различными проблемами со здоровьем. Он сообщает, что «в детстве я был нежен, подвержен нервным и другим расстройствам; моя бабушка, пожилая дама, почти всегда болела, и в ее комнате, в которой я содержался, поддерживалась температура не ниже 25 градусов по Цельсию». Глинка вырос ипохондриком, и его тревожили малейшие физические или психологические симптомы. На самом деле, страницы его Мемуары наполнены списками и каталогами врачей и лекарств, и к 20 годам он был убеждён, что неизлечимо болен.

Михаил Глинка: Соната для альта ре минор

Илья Репин: Михаил Глинка

27 января 1857 года Глинка пишет своей сестре. «Спешу сообщить вам две приятные новости… Вторая новость такова, что 21 января при Дворе пели Трио в «Жизни за царя». Мадам Вагнер, сыгравшая Петрову, — столичная артистка, пользующаяся большим уважением у публики. Она была в хорошем голосе. Мейербер дирижировал. Он превосходный капельмейстер со всех точек зрения. Чтобы понять важность этого события, нужно знать, что это был особенный концерт — грандиозный гала-концерт. Присутствовало около семисот человек, великолепно одетых, сверкающих золотом и бриллиантами. Насколько мне известно, я первый русский композитор, удостоенный такой чести». Концерт имел оглушительный успех, и Глинка пригласил исполнителей, друзей и гостей на вечеринку на всю ночь. Современник писал: «Разгоряченный и взволнованный, Глинка вышел из дворца на холодный воздух и в одно мгновение был убит рукой смерти. У бедного композитора не было сил бороться с болезнью».

Михаил Глинка: Жизнь за царя , Трио Акт I

Могила Глинки на Тихвинском кладбище

Глинка всегда был восприимчив к различным бактериальным и вирусным инфекциям, и сразу после концерта у него поднялась высокая температура. Прикованный к постели, он не мог принимать пищу и постепенно истощался до своей смерти 15 февраля 1857 года в возрасте пятидесяти трех лет. На следующий день его останки «были преданы земле в присутствии русского посольства, Мейербера, Беера, Дена, Кахперова, русского музыканта, скрипача Грюнвальда, хозяйки отеля и двух дам, жен русских капелланов». Через несколько недель тело Глинки было перевезено в Петербург и погребено в Некрополе мастеров художеств Александро-Невской лавры. Филармония устроила 8 марта 1857 г. в Дворянском собрании поминальный концерт, а в 1919 г. был воздвигнут внушительный бронзовый памятник с основанием из красного гранита.04.

Памятник Глинке

По этому знаменательному случаю была исполнена «Кантата на открытие памятника Глинке» Милия Балакирева для хора и оркестра. После смерти Глинки относительные достоинства двух его опер стали предметом жарких споров в музыкальной прессе, поскольку «они как бы указывают в противоположные стороны», и наследники Глинки были вынуждены занять чью-либо сторону. «Все соглашались, что Глинка поставил решающую границу между прошлым и будущим русской музыки, и смириться с противоречиями в его достижении стало невозможно». В конце концов, большие споры о том, что на самом деле представляет собой «настоящее» русское влияние, а что можно считать частью выдуманной традиции, стали излишними. Композиторы создавали свои гибриды, и Глинку наконец-то можно было провозгласить «отцом русской музыки».

Чтобы узнать больше о лучшем в классической музыке, в нашем электронном бюллетене

Михаил Глинка: Руслан и Людмила , Увертюра и танцы из оперы (1842)

Grand Piano Records- ГЛИНКА, МНОВИЧИХА ИЛЬВА, МНОВИЧА

Купить

Об этой версии


Каталожный номер: GP782

Дата выпуска: июнь 2018 г.

Штрих-код: 747313978229

Композитор(ы): Михаил Иванович Глинка

Художник(и): Инга Фиолия


Ссылка(и):

  • Посетите мини-сайт альбома
  • Смотреть трейлер
  • Инга Фиолия рассказывает о Михаиле Глинке на Фоно Форуме
  • Слушайте FROM RUSSIA WITH LOVE: RUSSIAN PIANO MUSIC на Spotify
  • Слушайте ROMANTIC PIANO на Spotify
  • Listen to GRAND PIANO TOP TRACKS на Spotify

Танцы


  • Инга Фиолия, 9 лет0105 фортепиано

Глинка написал серию восхитительных польк, мазурок, галопов и вальсов, предназначенных преимущественно для модных гостиных и салонов. Он также написал более существенные произведения, такие как Grande Valse соль мажор и Polonaise в ми мажор , которые изначально были написаны для оркестра. Некоторые пьесы также были основаны на ранее существовавших мелодиях, таких как Вариации на тему Моцарта , навеянная мелодией из Волшебная флейта , и привлекательная Тарантелла ля минор , ритмическая обработка русской народной песни Во поле стояла березка .

Эта запись сделана на современном инструменте: Steinway, Model D

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Список треков

1

Большой вальс соль мажор (1839) (00:06:47)

2

Мазурка до мажор (1852) (00:01:23)

3

Новые контрдансы (1828) (00:04:49)

4

Тарантелла ля минор (1843) (00:01:00)

5

Мазурка до минор (1843) (00:02:34)

6

Вальс си-бемоль мажор (1838) (00:03:27)

7

Вальс ми-бемоль мажор (1838) (00:01:43)

8

5 Nouvelles Quadrilles Françaises (1826) (00:04:16)

9

5 контрдансов (1839) (00:02:59)

10

Ла Кувентин, Контреданс (1839) (00:04:18)

11

Полька ре минор (1849 г. )) (00:00:37)

12

Детская полька (Детская полька) (1854) (00:03:38)

13

Мазурка фа мажор (1835) (?1835) (00:02:19)

14

Болеро ре минор (1840) (00:05:06)

15

Мазурка фа мажор (1834) (1834) (00:00:46)

16

Мазурка ля-бемоль мажор (1834) (00:01:12)

17

Вариации на тему Моцарта ми-бемоль мажор (1-я версия для фортепиано) (1822) (00:08:38)

18

Котильон си-бемоль мажор (1828) (00:01:28)

19

Галоп ми-бемоль мажор (1839) (00:00:39)

20

Мазурка соль мажор (1828) (00:01:10)

21

Полонез ми мажор (1839 г. )) (00:05:03)

22

Вальс-фантазия си минор (1839) (00:08:07)

23

Прощальный вальс (Прощальный вальс) (1831) (00:01:01)

Общее время: 01:13:00

Художник(и)

Неоднократный лауреат международных конкурсов и описанный в международной прессе как «фортепианный поэт с удивительной зрелостью», грузинско-немецкую пианистку Ингу Фиолиа ждет блестящее будущее. С момента своего первого выступления с оркестром в возрасте семи лет в Тбилиси с Государственным камерным оркестром Грузии она продемонстрировала выдающиеся способности как солистка, аккомпаниатор и интерпретатор самых разных стилей, от барокко до композиций 21-го века.

Композитор(ы)

Глинку принято считать основоположником русского национализма в музыке. Его влияние на Балакирева, самопровозглашенного лидера более поздней группы из пяти композиторов-националистов, было значительным. В детстве он брал несколько уроков у ирландского пианиста Джона Филда, но его связь с музыкой оставалась чисто любительской, пока поездки в Италию и в 1833 году в Берлин не позволили сконцентрироваться на занятиях и, впоследствии, большей уверенности в его сочинении, которое привлекло серьезное внимание как дома и за границей. Его русские оперы представляли собой синтез западной оперной формы с русской мелодией, а его оркестровая музыка с искусным инструментарием предлагала сочетание традиционного и экзотического. Глинка умер в Берлине в 1857 г.

Отзывы

«здесь все играется с душой; Вы будете довольны» – Фанфары

«Молодой немецко-грузинский пианист играет с энтузиазмом, энергией и темпераментом, достаточным для того, чтобы все это звучало убедительно». — Американское руководство по записи

Читать больше отзывов


Также доступен

«Inga Fiolia, безусловно, раскрывает свои достоинства. Предлагая изящество, ясность и правильную меру сладости…» — Фанфары

«Веселые и красочные пьесы с безошибочно узнаваемым славянским тоном… Эта серия продолжает делать Уокера новым эталоном музыки Балакирева». — Музыка3

«Любовь Пола Стюарта к музыке Метнера и его восхищение ярко проявляются в этих выступлениях, которые требуют широкого спектра действий: от самых нежных прикосновений до простого прикосновения к клавишам, в то время как в других случаях они демонстрируют огромную эмоциональную напряженность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *