Ermolin | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Top of Page | Разработано LiveJournal.com |
Культурный герой [Герой-просветитель] — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat
Функции культурного героя
В мифах о культурном герое можно подчеркнуть один устойчивый, повторяющийся мотив: никогда сам человек не является изобретателем и создателем тех или иных материальных и духовных ценностей. Все культурные достижения он получает от дарителя, всегда имеющего отношение к сакральному миру. По сути, миф о культурном герое является попыткой осмыслить креативные способности человека, объяснить происхождение цивилизации.
Появление культурного героя
С зарождением культуры в культурной антропологии связано становление человека как существа, превосходящего границы биологического вида. Разумеется, жители пещер не могли внятно осознавать момент рождения культуры, как не могли, впрочем, постичь природу первых рукотворных орудий. Интуитивное (бессознательное) творчество первобытного охотника не позволяло ему ощущать себя создателем орудий труда, музыкальных инструментов, автором открытий и наскальных изображений. Так в сознании появляется специальный персонаж, который по сюжету добывает или создает первые важные для человека предметы, охотничий инвентарь, домашнюю утварь, обучает земледелию, ремеслам, строительству, искусству врачевания, правилам ритуального поведения, предоставляет в распоряжение человека огонь.
Вероятно, представления о культурном герое оформились уже в охотничьих сообществах, о чем свидетельствует частый зооморфизм этого персонажа, его совпадение с тотемным прародителем (медведь у народов Сибири, подаривший человеку лук и стрелы, обучивший искусству врачевания и гадания; койот и ворон у народов Северной Америки — изобретатели ремесел, победители чудовищ).
Все самое ценное для жизни человек получал от своего тотемного предка: мясо для пищи, шкуры для изготовления одежды. Сухожилия могли быть применены для сшивания кожи. Но те же самые материалы использовались при создании первых предметов неутилитарного назначения: обработанные определенным способом кости служили кастаньетами; кожа, натянутая на деревянную основу, издавала звук, напоминающий удары бубна; натянутые сухожилия звенели подобно струнам. В такой ситуации архаическое сознание могло связать появление музыкальных инструментов с тем же тотемным предком: от него люди получили в дар и сами инструменты, и умение играть на них.
Загрузка…
Эволюция культурного героя
Предметы и знания в мифах всегда доставлены из другого мира. Поначалу представляется, что они поступают из мира животных, позднее рассказывается, что культурные блага похищены у богов или духов.
Сверхъестественные силы
Все предметы внеприродного происхождения, то есть, созданные человеком, объяснялись посредством сверхъестественного вмешательства. Мотив добывания благ культуры из иного мира К. Г. Юнг объясняет иррациональной природой творчества. С одной стороны, оно обусловлено сознанием, с другой стороны, подчинено влиянию бессознательного, которое «автор» воспринимает как нечто чуждое, находящееся за пределами Я-личности. Поэтому человек не в состоянии осмыслить себя создателем, творцом предметов, но приписывает данную способность посторонним, сверхъестественным силам. Соответственно, культурный герой в мифе либо принадлежит миру сакрального, либо вынужден совершать туда путешествие с целью добыть полезные для людей магические предметы или магическое знание.
Тотем-даритель
В традиционных охотничьих культурах мысль о слиянии тотема с дарителем благ артикулирована довольно ясно. В иных случаях родственная связь со зверем оказывается косвенной, но предметы культуры получены именно от него. Очень медленно образ тотема-дарителя вытесняется в сознании представлениями о других способах добывания благ.
Идеи о двойственной сущности культурного героя (получеловека-полузверя) надолго закрепились в человеческом сознании. Сюжеты о животном-дарителе, учителе и сегодня бытуют во многих традиционных культурах. Психологическое значение подобного образа заключается в осознании человеком своей инаковости по отношению к миру природы, в осмыслении специфически человеческого в себе. Но на данной ступени развития мысли не манифестируется разрыв с природой. Напротив, в идее превращения в тотем утверждается единство и гармония всего живого, осуществляется возвращение к первоистокам, к природному основанию человеческого бытия.
Превращение в животное
В развитых мифологиях еще нет полного осознания человеческой природы творчества и наблюдаются отголоски слияния тотема-предка и культурного героя. Добытчик имеет уже антропоморфные черты, но часто культурный герой превращается в животное или птицу.
Похищение у богов или духов
В более поздних мифах рассказывается, что культурные блага похищены у богов или духов. Показательным примером является Прометей, выкравший огонь у богов и передавший людям искусство Гефеста (кузнечное ремесло). Соответственно, меняется сущность героя, он утрачивает свою зооморфную ипостась. Антропоморфный облик культурного героя характерен для мифологий земледельческих и ремесленных общин.
Антропоморфизация персонажа связана с перемещением основных ценностей из мира природы (для охотника самым значимым объектом должен быть промысловый зверь) в мир культуры (возделывание растений, обработка материалов и изготовление утвари). Человек-ремесленник начинает осознавать собственные творческие возможности, что находит отражение в мифе: он больше не получает от культурного героя готовые предметы, но учится у него определенным навыкам, приобретает знание технологий. Человек сам становится мастером-изготовителем, хотя изобретателем и автором всех вещей, правил и законов остается культурный герой, выходец из мира сверхъестественного.
Трикстер
см. Трикстер
В мифе о трикстере словно нашел отражение долгий и трудный процесс эволюции на пути преображения существа природного, биологического в существо окультуренное, человеческое. Взамен зооморфных черт герой получает плутовские свойства и качества.
Примеры культурных героев
Ягуар (бразильские индейцы)
У бразильских индейцев существует множество версий мифа, повествующего о появлении у людей лука со стрелами, огня, учения готовить пищу. Все эти вещи, как и знание, похищены у ягуара. В лучшем случае, добровольно переданы людям, в худшем — украдены.
В мифе бразильских индейцев каяпо ягуар, встретивший голодного, несчастного юношу, привел его в свой дом. «Теперь это мой сын», — сказал ягуар, отвечая на упреки жены. Молодой индеец первый раз в жизни увидел огонь, попробовал жареное мясо и научился у зверя обращаться с луком и стрелами. Впоследствии юноша убил жену ягуара и сбежал, завладев огнем, новым оружием и знанием. С тех пор ягуар ненавидит людей. От огня, которым он владел раньше, у него остался только отблеск, полыхающий в зрачках. На охоте он может рассчитывать только на свои клыки и когти, а мясо жертвы поедает сырым.
Так миф рассказывает о появлении полезных вещей (предметов культуры) в человеческом обществе, а заодно объясняет, почему животное ягуар обладает теми или иными отличительными особенностями поведения.
В другом мифе о ягуаре община получает предметы культуры, если женой зверя стала женщина племени. Всякий раз, когда братьям необходимо получить что-нибудь новое, они отправлялись к сестре, состоящей в браке с животным. Та брала необходимое у мужа-зверя и передавала людям. Так продолжалось до тех пор, пока не произошла ссора, и братья решили сами, без содействия родственника-животного предпринять какое-нибудь изобретение. Они отыскали в воде камень, который стал орудием труда для изготовления украшений. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Миф достаточно прозрачен: в рассказанном сюжете человек вплотную подходит к осознанию собственных способностей что-либо создавать и производить. Причем осознание происходит путем открещивания от даров зверя-тотема. Однако с самой женой ягуара, имеющей человеческое происхождение, случается странная метаморфоза. Женщина, вышедшая замуж за ягуара, постепенно сама превращается в зверя. У нее отрастают когти и клыки, на коже появляются пятна. Она приобретает повадки, свойственные животному, ее супругу. То есть, герой, осуществляющий посредничество, имеет химерический облик.
Эква-Пырищ (обские угры)
Роль культурного героя в мифологии обских угров выполняет персонаж по имени Эква-Пырищ называемый «Сынок женщины» (то есть, имеющий человеческий облик). Но он легко превращается в гуся, в этой ипостаси он вздымается в небо, в Верхнее Царство, или ныряет в Нижний мир. Эква-Пырищ выдалбливает первую лодку и дарит ее людям, учит правильно совершать жертвоприношение, в некоторых вариантах сказания обучает искусству врачевания. Для людей он сделал зверей из древесных палочек, то есть, как природные, так и культурные объекты сотворены этим героем (человеко-птицей).
Кецалькоатль (ацтеки)
Подобной двойственностью обладает персонаж Кецалькоатль в мифологии индейцев Центральной Америки. Он спустился в жерло вулкана, похитил у бога подземного огня Шиутекутли трубку с курительной смолой, искры которой раздал людям. Кецалькоатль хотя и представляется в облике человека, необходимые для жизни вещи добывает в мире животных: получает от муравьев чудесные зерна маиса, чтобы научить людей печь из них хлеб, варить кашу, делать вино. Имя героя «Покрытый изумрудными перьями», или перьями птицы кецаль, также напоминает о зооморфном прошлом персонажа.
Категории:
Мифологические архетипы Герой Культурные герои
Вопросы к этой статье:
Какие существуют мифологические сюжеты о появлении культуры?
Почему в мифах распространен мотив о добывании культурных ценностей из мира сверхъестественного?
Как проходила эволюция облика культурного героя?
Опишите функции и свойства мифологических персонажей, известных как культурный герой, трикстер.
Какие ипостаси культурного героя акцентируются в мифах?
Что означает антропоморфизм культурного героя?
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Герои, супергерои, мифы и предпринимательство | Альфонсо Фернандес
Комикс также является средством массовой информации. Возможно, это лучший способ начать и удостоить роль комика в недавней истории. Использование изображений в рассказывании историй имеет огромный потенциал, чтобы заинтересовать более широкую аудиторию, чем другие средства массовой информации. Хотя комикс имеет глубокие корни в нескольких странах мира (США и Япония), мы сосредоточимся на американской культуре комиксов и особенно на культуре супергероев .
Но прежде чем говорить о комической культуре янки, давайте подумаем о комиксе с социологической точки зрения . Роль повествования и рассказывания историй через мифов и легенд просачивается почти во все аспекты нашей культуры. В частности, в комическом мире легко найти параллелизмы с римской мифологией, культурой , греческой или скандинавской. Культура героев зародилась в этих древних культурах. Эта культура всегда была очень привязана к духовным повествованиям и религиям, боги и полубоги всегда были их частью. Полубоги были посланы на землю богами и были зачаты от союза бога и человека. Давайте подумаем о Геракле как об одном из самых известных полубогов.
Все эти старые мифологии родились по разным причинам, но у них была ясная цель, общение с обществом. Сначала устная, а затем вербальная и визуальная передача (керамика, скульптура) важных сообщений . Как только исторические рамки установлены, давайте экстраполируем их на недавнюю историю США (XX век) в качестве парадигмы, чтобы сделать некоторые выводы.
Не будем вдаваться в связь между историческими фактами, комическими типологиями и возникшими супергероями, но она была предельно ясной. Давайте посмотрим несколько примеров:
- Великая депрессия : Из-за кризиса уровень занятости резко вырос, а вместе с ним и преступность. Появляющимися комическими персонажами были: Зеленый шершень, Тень и Дик Трейси.
- Вторая мировая война : В конце 30-х годов, хотя Америка не принимала активного участия в войне, тень войны надвигалась на страну, поэтому родились такие фигуры, как Супермен (1938), Бэтмен (1939), Нэмор (1939), Капитан Америка (1940) и Чудо-женщина (1941).
Восходящие герои и супергерои появлялись в соответствии со временем и, кроме того, одновременно имели цель в обществе, создание общих мифов . Кажется, что существующая динамика в греческих обществах повторяется.
Супергерои без суперспособностей?
По мере развития двадцатого века у супергероев становились все более сложные характеры и нюансы. Логично предположить, что зрелость рынка и общества заставила создателей приложить больше усилий, чтобы привлечь внимание читателей и сопереживать персонажу. Сопереживать , ключевое слово. Персонаж работает тогда и только тогда, когда читатель идентифицирует себя с персонажем , и есть ли лучший способ, чем создавать людей-супергероев с искусственными способностями? Существует много и так далее героев с такого рода сверхспособностями, но мы можем назвать некоторых, таких как Бэтмен и особенно Ironman , по следующим причинам: последний человек, богатый и любит технологии.
Перекрестное опыление между мифом о Железном человеке и Илоном Маском
Деловой предпринимательский мир, как и любой организационный контекст, имеет свои собственные мифы и легенды, которые постепенно развивались с течением времени. Давайте подумаем о Илона Маска , например, и мы увидим сходство с персонажем Тони Старка. Этот параллелизм не случаен, потому что, возможно, комический миф и миф о предпринимательстве подверглись перекрестному опылению в последние годы.
Миф об Илоне Маске своим успехом обязан идеальному соответствию современности. Думать, что человек способен на что-либо благодаря технологиям, — идеальный миф в нашем обществе. Кроме того, если мы используем такие фигуры, как Тони Старк или Железный человек, чтобы увеличить миф, уравнение идеально.
Подобно мифам о древних греческих героях, выполнивших миссию по созданию символов мужества в битвах, мифы о Новые технологические суперпредприниматели встречаются с целью, чтобы все больше и больше предпринимателей выходили на поле бизнес-битвы .
Парадокс предпринимательства. Низкие показатели успеха против потребности общества в увеличении числа предпринимателей
Сравнение с полем боя уместно, так как, как и в Древней Греции, многие предприниматели не добьются успеха. Парадокс заключается в том, что, хотя шансы на выживание обычно невелики, бизнес-общество нуждается в большом количестве предприимчивых воинов, чтобы конкурировать с другими компаниями на поле боя, сражаясь за новые или существующие рынки, что в конечном итоге приводит к увеличению благосостояния.
Обращение с этим парадоксом является фундаментальной задачей институтов каждого общества. Для этого он должен улучшит свои возможности предпринимателя с помощью доступных инструментов , но тем временем он продолжит посылать воинов и полагаться на мифы, повышающие их храбрость .
Космические пришельцы как герои культуры. Удовлетворение неудовлетворенных духовных потребностей… | Ник Нильсен
Прометей, связанный, пока орел ест его печень, в наказание за то, что он даровал человечеству огонь.При изучении мифологии боги и герои, которые приносят определенные технологии или практики людям, которые делают возможной цивилизацию, называются «культурными героями», и мировая мифология изобилует культурными героями и мифами о культурных героях. Мифы о культурных героях обычно переплетаются с этиологическими мифами, т. е. мифами о происхождении вещей, поскольку культурные герои обеспечивают происхождение исключительно человеческой деятельности и обществ. Более того, культурные герои иногда также являются фигурами-обманщиками, и в этом случае дары, которые они приносят, глубоко двусмысленны как по смыслу, так и по ценности — то, что человечество заново открыло с помощью двусмысленных даров высоких технологий.
Для жителей Запада одним из самых очевидных примеров является Прометей. Прометей украл огонь у богов и отдал его людям, и в наказание за его поступок Зевс приказал приковать Прометея к скале, где каждый день птица выедала его печень, только для того, чтобы ночью печень отрастала заново и на следующий день снова съесть. Прометей был популярным сюжетом в западном искусстве со времен классической античности, а также в поэзии: Эсхил написал «Прикованный Прометей », а Шелли написал «Прометей на свободе» — две работы на одну тему, разделенные примерно 2500 годами. Понятно, что это миф с выносливостью.
Однако почти в каждой мифологии есть культурные герои. Месопотамские фигуры Гильгамеша и Энкиду представляют собой своего рода диалектику культурных героев, в которой взаимодействие Гильгамеша и Энкиду раскрывает многие искусства цивилизации. В мифологии североамериканских индейцев койот и ворон служат культурными героями, и у обоих есть истории о том, как принести огонь человечеству, в то время как в Мезоамерике бог кукурузы майя делает кукурузу доступной, и поэтому он является основателем цивилизации, в значительной степени основанной на выращивании кукурузы.
Современный фольклор о космических пришельцах — посещения инопланетянами, похищения инопланетянами, древние инопланетяне, передача инопланетными технологиями и т. д. — часто отводит космическим пришельцам решающую роль в передаче знаний, навыков или технологий людям и человеческим обществам, которые мы как утверждается, не пришли бы в себя сами по себе. Я нахожу все это глупым, но есть много людей, которые весьма страстно в это верят, и часть этой страсти следует понимать из того факта, что этот фольклор делает космических пришельцев героями человеческой культуры.
Идея о том, что древние пришельцы посещают ранние человеческие общества и передают им важные технологии или показывают им, как жить в цивилизованном сообществе, является наиболее очевидной заменой космических пришельцев для традиционных культурных героев, но это не останавливается на достигнутом. Идея направленной панспермии может принимать различные выражения: от засеивания миров и предоставления им возможности развиваться самостоятельно (культурный герой космического пришельца, который подобен деистскому богу заводной вселенной) до засеивания миров с последующим вниманием к каждой детали. развивающейся сложности в этом мире (культурный герой космического пришельца, который больше похож на благожелательного бога, у которого волосы на голове сочтены). Каждая точка на этом континууме — это отдельная история направленной панспермии, где управляющие космические пришельцы играют несколько иную роль в каждом сценарии.
Общество может сформулировать идею о космических пришельцах только после достижения определенного уровня научных знаний и технологических достижений, поэтому было бы антиисторично приписывать фольклор космических пришельцев доиндустриальным народам. До промышленной революции общества обходились героями сверхъестественной культуры, но как только в результате роста научного познания мира появилась идея космических пришельцев, фольклор героев культуры космических пришельцев начал расти сам по себе, без какой-либо необходимости поощрение. Это естественное человеческое выражение эпохи, в которой мы живем.
Поскольку эта идея о героях культуры космических пришельцев вошла в свои права только в двадцатом веке (когда, не случайно, мы, люди, сами стали способны к космическим полетам), неудивительно, что наиболее распространенная разновидность идеи героев культуры космических пришельцев заключается в том, что инопланетяне несут ответственность за внедрение передовых технологий, которые мы наблюдаем с двадцатого века, то есть идея передачи инопланетных технологий.