Мифы древней месопотамии: Мифы Месопотамии

Мифология Древней Месопотамии | Мудрый Философ

 

   

Все статьи сайта → Философия Мифология Древней Месопотамии

 

Эпос о Гильгамеше. Гильгамеш оплакивает Энкиду

 

С развитием науки в Месопотамии зарождаются более рационализированные навыки мышления, постепенно возникает философское мировоззрение. Однако философия и ее структура в Вавилонии все же не формируются как таковые. Даже в период Нововавилонского царства вавилоняне рассматривали мироздание в контексте мифов. Являясь частью религиозной идеологии, наука, находившаяся в руках жрецов, была священной. Ее развитие приостановилось. Наука и критическое мышление не получили своего выражения в мировоззрении.

 Содержание статьи:

  • Шумерская мифология
  • Аккадо-вавилонская мифология
  • «Энума Элиш»
  • Нисхождение Иштар 
  • Эпос о Гильгамеше
  • «Беседа господина и раба»

Шумерская мифология

В мифологическом образе Абзу шумеры олицетворяли пресноводный хаос. Именно его они обнаружили в южной части Месопотамии: тростниковые болотистые джунгли, набитые москитами, змеями, львами и другой живностью. В недрах Абзу зародилась праматерь Намму. Абзу и Намму лишь отчасти демифологизированы. Третье звено шумерской теогонии — гигантская гора Кур с глиняным основанием и оловянной вершиной. Это не является случайным, так как там, где жили шумеры, почва глинистая, а раскаленное небо похоже на жидкое олово. Шумеры делали из глины и дома, и книги. Таковы три первых звена шумерской теогонии. Они космогоничны, особенно третье, где олицетворение отсутствует.

Однако далее представлена настоящая теогония. В основании горы находится богиня земли Ки, а на вершине — бог неба Ан. Ан и Ки, Небо и Земля, порождают воздух, т. е. богиню воздуха Нинлиль и бога воздуха Энлиль. Именно Энлиль разделил Небо и Землю, поднял Ан над Ки. Так образуется космическое зияние, та сцена, на которой развертывается далее жизнь людей и богов. Другой сын Ан и Ки, Энки, — бог подземных вод и Мирового океана. Внуки Неба и Земли — бог Луны Наннар, бог подземного царства Нергал и др. Правнук — бог Солнца Уту; правнучки — богиня подземного царства Эрешкигаль, супруга своего дяди Нергала, и богиня планеты Венера, царица неба, богиня любви и плодородия Иннана. Перечислять других богов шумерской мифологии слишком утомительно и не имеет смысла. В этой кровнородственной системе и осваивались явления природы. Солнце происходило от Луны, Луна — от воздуха, воздух — от Земли и Неба. Как ни фантастична такая картина, она позволяла неким образом ориентироваться в мироздании.

Людей, согласно шумерской мифологии, создал вышеупомянутый Энки, брат Энлиля, сын Ан и Ки. В отличие от Абзу — пресноводного хаоса, Энки — это уже освоенная людьми стихия воды. Энки мудр и добр к людям. Он заселяет Тигр и Евфрат рыбой, леса — дичью, учит людей земледелию и строительству. Остальные боги враждебны к человеку. Решив погубить людей, они задумывают всемирный потоп. Энки предупреждает о нем некоего Зиусидру, и этот шумерский Ной спасается сам и спасает своих ближайших родственников. Таковы шумерские истоки библейского мифа о всемирном потопе. Шумерская мифология знала и прототип библейского рая. В стране Дильгун нет ни зла, ни болезней, ни смерти.

Аккадо-вавилонская мифология

Она сложилась на основе шумерской. Шумерскому Ан соответствует аккадский Ану, Энлилю соответствует Эллиль, ИннанеИштар, ЭнкиЭа. Однако аккадский бог СолнцаШамаш, а не Уту. Были и другие расхождения между шумерской и аккадской мифологиями.

«Энума элиш»

Наиболее значительным явлением аккадо-вавилонской месопотамской мифологии в целом была теогоническая поэма «Энума элиш» («Когда вверху…»). Она записана на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке Ашшурбанипала. Поэма начиналась так: «Когда вверху небеса не были названы и не имела названия внизу земля, а изначальный Апсу, их родитель, Мумму и Тиамат, родившая всех, вместе воды мешали, когда еще не были сформированы деревья и не был виден тростник, когда никто из богов еще не появился, когда имена еще не были названы, не определялась судьба, тогда боги были созданы посредине небес».  

Новые боги стремятся организовать хаос, олицетворяемый в смутных образах Апсу, Мумму и Тиамат. Организовать первородный хаос значило прежде всего отделить влагу от тверди, воздух от огня. Аккадский Энки — бог Эа усыпляет Апсу и расчленяет его. Он же связывает Мумму. Однако третье лицо хаоса — Тиамат плодит чудовищ и склоняет на свою сторону бога Кингу. Все новые боги в ужасе. Лишь сын Эа бог Мардук решается сразиться с Тиамат и ее союзниками. Но предварительно он вырывает у деморализованных богов согласие на свое превосходство. Так вавилонские жрецы обосновали возвышение дотоле рядового городка Вавилона над другими городами. Мардук был богом города Вавилона, другие боги — богами других городов. Это пример идеологической функции мифологии в условиях раннеклассового общества.

Мардук победил Тиамат. Он рассек ее тело на две половины. Из нижней Мардук сотворил землю, из верхней — небо. Далее бог Вавилона сын Эа создает созвездия, времена года и двенадцать месяцев, животных, растений и человека.

Человек двойствен. Его тело состоит из глины с примесью крови казненного Мардуком бога-предателя Кингу. Его душа — плод дыхания Мардука.

Нисхождение Иштар

Нисхождение Иштар — это земледельческий календарный миф. Такие мифы были у всех народов. Они объясняли смену времен года и годовой цикл земледельческих работ. В Шумере это миф о Иннане и Думузе. В Вавилонии ему соответствовал миф об Иштар и Таммузе. Таммуз — возлюбленный Иштар — умирает, уходит в «страну без возврата», в подземное царство мертвых, где царствуют Нергал и Эрешкигаль, ненавидящая свою младшую сестру Иштар. Поэтому, когда Иштар, желая вернуть Таммуза, нисходит в мертвое царство, Эрешкигаль насылает на нее 60 болезней и задерживает. На земле нет больше богини плодородия и любви, не рождаются ни животные, ни люди. Боги встревожены. Не станет людей — кто будет приносить им жертвы? Поэтому они вынуждают Эрешкигаль отпустить и Иштар, и Таммуза. На земле снова наступает весна — пора любви.

Эпос о Гильгамеше

Сказание о Гильгамеше — величайшее поэтическое произведение древневосточной литературы. Песни о Гильгамеше записаны клинописью на глиняных табличках на четырех древних языках Ближнего Востока — шумерском, аккадском, хурритском и хеттском. Древнейшие тексты шумерские. Им три с половиной тысячи лет. Чуть моложе первые сохранившиеся записи аккадской поэмы о Гильгамеше. Окончательная версия поэмы сложилась в первой половине первого тысячелетия до н. э. Соответствующий текст сохранился. Это и есть «Эпос о Гильгамеше, или О все видавшем». Если «Энума элиш» — пример религиозно-мифологического мировоззрения, то «Эпос о Гильгамеше» — выражение художественно-мифологического мировоззрения. В центре эпоса человек-богоборец, претендующий на бессмертие.

Гильгамеш — правитель шумерского города Урук. Сами боги боятся его. Желая его ослабить, они творят равного ему по силе соперника, богатыря Энкиду. Это дитя природы. Он понимает язык зверей. Хитрый Гильгамеш подсылает к Энкиду блудницу. Она совращает Энкиду, и он утрачивает первобытную связь с природой, звери от него отворачиваются. Сила Энкиду не превосходит отныне силы Гильгамеша. Их борьба заканчивается дружбой. Вместе они совершают много подвигов. Гильгамеш перехитрил богов. Тогда боги насылают на Энкиду смерть. Гильгамеш впервые осознает и свою смертность. С этого начинается самосознание Гильгамеша. Перед лицом смерти друга Гильгамеш сетует: «И сам я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню… Устрашился я смерти, не найти мне жизни, словно разбойник брожу в пустыне… Как же смолчу я, как успокоюсь? Друг мой любимый стал землею! Так же, как он, и я не лягу ль, чтобы не встать во веки веков?»

Гильгамеш отправляется в путешествие за бессмертием к Утнапишти. Это аккадский Зиусидру. Утнапишти-Зиусидру некогда получил от богов дар бессмертия. Утнапишти вручает Гильгамешу «траву бессмертия», но тот ее на обратном пути теряет. В эпосе о Гильгамеше с большой силой прозвучала мировоззренческая тема жизни и смерти, тема трагизма бытия человека. Человек осознает свою конечность на фоне бессмертия богов и вечности мироздания. Необузданный нрав деспота Гильгамеша обуздывается сознанием своей смертности, не утрачивая при этом своего деятельного начала. Гильгамеш начинает благоустраивать свой город. В нем зарождается догадка, что бессмертие человека в его делах, в его творчестве.

Легенда о Гильгамеше. Мультфильм

«Беседа господина и раба»

Предфилософия Вавилонии содержала в себе не только мифологическое мировоззрение и начатки научного знания и соответствующего мышления, но и момент разочарования в авторитарной религиозной идеологии раннеклассового общества. В «Беседе господина и раба» о смысле жизни вельможа, попавший в немилость у царя, советуется со своим рабом.

Здесь отражено сознание тщетности жизни. Все тщетно: и надежда на щедрость царя, и надежда на радость пиршества, и надежда на любовь женщины, и надежда на благородство людей, и, наконец, надежда на посмертное воздаяние и на саму жизнь после смерти.

Однако дальше сомнения и отчаяния предфилософская мысль Вавилонии не идет. Эта мировоззренческая мысль обращается против самой себя и проповедует бездумье. Господин приходит к выводу, что надо ни о чем не думать и прожигать свою жизнь.

«Беседа господина и раба» — свидетельство глубокого кризиса авторитарного религиозно-мифологического мировоззрения и в тоже время бессилия мировоззренческой мысли подняться в условиях общества бронзового века на второй, философский уровень, где осознание своей смертности человеком компенсируется сознанием бессмертия человеческой мысли.

Использованная литература:


1. Редер Д. Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.

2. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак. И отделений ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 374 с.

Читайте также:
1. Протофилософия и культура Древней Месопотамии
2. Формирование протофилософии Блежнего Востока 

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

     

Мифы и легенды народов мира — Месопотамия

Мифы и легенды народов мира

Random

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

#боги #легенды #мир #мифы

от Ptichka02

Поделиться

                                    
                                              

Если сегодня мы знаем мифы Месопотамии, или Двуречья, то только благодаря тому, что жившие там народы изобрели письменность более 5000 лет назад! Надписи на древних глиняных табличках, которые были найдены в XIX в. , поведали нам удивительную историю этих мест.

Как появились эти сказания?

Жители Месопотамии считали, что мир существует потому, что его сотворили боги. Зачем это понадобилось богам? Откуда взялись сами боги? Ответы на эти вопросы мы находим в мифах. Мифы могут давать на один и тот же вопрос разные ответы: ведь они создавались в разное время. Самый ранний из известных нам мифов отделяют от самого позднего пятнадцать столетий. За это время одни боги были преданы забвению, другие, наоборот, приобрели невиданное могущество, подобно богу Мардуку - покровителю города Вавилона. Некоторые мифы принято было инсценировать во время магических обрядов и торжественных церемоний, например при встрече Нового года в Вавилоне, когда разыгрывалась сцена победы Мардука над силами хаоса в первый день творения. Драматизация призвана была усилить способность мифа поддерживать незыблемый порядок в мире.

(Жители Месопотамии верили не только в богов, имевших человеческий облик, но и в низшие божества и добрых духов, которых представляли в виде крылатых быков.)

К сожалению, это изображение не соответствует нашим правилам. Чтобы продолжить публикацию, пожалуйста, удалите изображение или загрузите другое.

Кто записал эти мифы?

Известно имя лишь одного писца, который зафиксировал тексты двух месопотамских мифов. Имена других песцов до нас не дошли.

(На этой табличке из Месопотамии записан миф. Самым древним табличкам около 5000 лет.)

К сожалению, это изображение не соответствует нашим правилам. Чтобы продолжить публикацию, пожалуйста, удалите изображение или загрузите другое.
Продолжение истории ниже
Продвигаемые истории
Вам также понравится

You’ve reached the end of published parts.

⏰ Недавно обновлено: May 09, 2017 ⏰

Add this story to your Library to get notified about new parts!

Месопотамская мифология | Британника

Похожие темы:
история Месопотамии Месопотамская религия Лугал-э миф об Атрахасисе Ан-гим дим-ма

Просмотреть весь связанный контент →

Месопотамская мифология , мифы, эпосы, гимны, причитания, покаянные псалмы, заклинания, мудрая литература и справочники по ритуалам и предзнаменованиям древней Месопотамии.

Далее следует краткое изложение месопотамской мифологии. Для полного описания см. месопотамская религия.

Литература, сохранившаяся из Месопотамии, была написана в основном на каменных или глиняных табличках. За изготовление и сохранение письменных документов отвечали писцы, связанные с храмами и дворцом. Нельзя провести резкое различие между религиозными и светскими сочинениями. Функция храма как центра перераспределения продовольствия означала, что даже, казалось бы, светские квитанции о доставке имели религиозный аспект. Точно так же законы воспринимались как данные богами. Отчеты о победах королей часто ассоциировались с милостью богов и писались во славу богов. Боги также участвовали в заключении и обеспечении соблюдения договоров между политическими силами того времени.

Сохранилась большая группа текстов, связанных с толкованием примет. Поскольку считалось, что волю богов можно узнать по знакам, явленным богами, были предприняты меры по сбору зловещих знаков и событий, о которых они проповедовали. При внимательном наблюдении за знаками негативные будущие события можно было предотвратить выполнением соответствующих апотропных ритуалов. Среди наиболее известных текстов-предзнаменований можно назвать тексты шумма избу («Если плод…»), в которых говорится о рождении уродливых детенышей как животных, так и людей. Позже в аналогичной серии текстов наблюдались физические характеристики любого человека. Приметы сновидений представлены, но относительно редки. Существуют также наблюдения за предзнаменованиями, которыми врач может руководствоваться при диагностике и лечении пациентов. Самый большой сборник примет, содержащий более 100 табличек, называется «Если город стоит на холме». . .

Также сохранилось несколько видов молитв. Молитвы начинаются с восхваления божества, затем переходят к просьбе или жалобе молящегося и заканчиваются упреждающим восхвалением божества за ожидаемое избавление. Другие молитвы были заклинаниями, чтобы избавить верующего от различных болезней посредством вмешательства богов. Некоторые молитвы были жалобами, в то время как другие восхваляли данное божество.

Сохранилось несколько явно ритуальных текстов. Значимым в вавилонском новогоднем празднике было чтение эпоса о сотворении мира, озаглавленного

Энума Элиш . Эти таблички начинаются с генеалогии богов, за которой следует рассказ о сотворении неба и земли из тела Тиамат, убитой Мардуком. Подъем Мардука к власти над богами является основной темой этого эпоса. В рамках его организации вселенной человечество было создано из крови Кингу, когорты Тиамат, а Вавилон стал городом Мардука.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Еще одним известным текстом является Эпос о Гильгамеше. 12 табличек этого эпоса начинаются и заканчиваются у стен Урука, города, основанного Гильгамешем. Сама история рассказывает о подвигах Гильгамеша и его друга Энкиду. Среди этих приключений видное место занимает поражение монстра Хумбабы, хранителя Кедровой горы. Со смертью Энкиду Гильгамеш направляет свои усилия на поиски бессмертия, что в конечном итоге приводит его к контакту с такими фигурами, как Утнапишти, которому, поскольку он пережил Потоп, было даровано бессмертие. Трижды Гильгамеш почти достигает своей цели, но она ускользает.

Несколько других историй из Месопотамии посвящены теме бессмертия. В мифе об Адапе Адапу призвали к богам, потому что он сломал крылья Южного Ветра. Из-за предупреждения своего божественного отца Эа он отказался есть или пить предложенную ему пищу богов, которая даровала бы ему бессмертие. Другой тип бессмертия был описан в истории Этаны, царя Киша, у которого не было детей. Чтобы добраться до Растения Рождения, он освободил из плена орла и улетел на его спине к небу.

Другие месопотамские мифы включают историю Атрахасиса, мудреца, который был спасен от Потопа после того, как один из богов предупредил его построить корабль, чтобы спасти себя. Миф о нисхождении и возвращении Иштар из подземного царства, очевидно, был связан с циклом плодородия. История Нергала и Эрешкигаль повествует о том, как Нергал стал правителем подземного мира. В «Эпосе об Ирре» объясняется, как Мардук, бог Вавилона, оставил город во главе других божеств, что привело к разрушению города. Эпопея заканчивается возвращением Мардука и возобновлением процветания города. Произведение «Славлю Господа Премудрости» сравнивают с Книгой Иова и описывают страдания царевича, покинутого своим богом. Хвала богу (Мардуку) становится в центре внимания, когда позже ситуация меняется на противоположную.

Смелая смесь новостей и идей


Печать Адда с изображением второго справа бога Эа / Британский музей
Месопотамские мифы, похоже, имели более практическое назначение и использовались для лечения и предотвращения различных физических недугов .

Доктор Меган Льюис
Адъюнкт-профессор истории театра и театрального искусства
Массачусетский университет в Амхерсте

Доктор Мэриан Фельдман
WH Коллинз Виккерс Кафедра археологии
Университет Джона Хопкинса


Введение

Рисунок 1: Карта Месопотамии с указанием мест, упомянутых в модуле. Современный город Багдад показан для контекста. Изображение, созданное М. Льюисом с использованием Google Maps.

Чтобы понять место мифа в месопотамской культуре, сначала необходимо дать общее введение в месопотамскую религию. Во-первых, не существует единой месопотамской «религии». Регион, известный ученым как Месопотамия, охватывает обширную географическую территорию, и свидетельства, используемые для понимания культур этого региона, основаны на более чем 4000-летней деятельности человека (рис. 1). Однако можно сделать несколько общих утверждений. Религия в Месопотамии была сильно локализованным и политизированным явлением. У каждого города было свое божество-покровитель, и роль этого божества пересматривалась в зависимости от политического статуса его города. Например, когда Вавилон пришел к власти во втором тысячелетии до нашей эры, пантеон был перестроен таким образом, что Мардук, бог-покровитель Вавилона, стал выше всех других божеств (Lambert 2013: 255-56).

Во-вторых, месопотамская религия не была вопросом веры, в отличие от современных религий. Скорее, существование богов было фактом, и считалось, что они занимают свое место на вершине социального порядка. У них тоже была своя иерархия, хотя и были локальные вариации. Храмы рассматривались как дом богов, с землей и служителями, которые заботились о богах и их имуществе. Это включало одевание и кормление культовых статуй. Таким образом, мифология была не символом веры, а рассказами о деяниях богов. К ним относятся космология (относящаяся к сотворению мира и упорядочению Вселенной) и этиологические мифы (мифы, объясняющие происхождение культурной деятельности и явлений природы).

Космологическая мифология

Существует несколько мифов, связанных с месопотамской космологией. Пожалуй, самым известным является миф Энума Элиш . «Энума Элиш» переводится как «Когда на высоте», и это первые два слова текста, используемые в качестве названия композиции. Это единственное систематическое изложение месопотамской космологии, хотя другие сочинения посвящены отдельным аспектам сотворения мира (Lambert 2013: 169). Самый известный образец текста был найден в библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии и датируется VII веком до нашей эры (Lambert 2013: 3). Enuma Elish начинается с теогонии, подробно описывающей происхождение богов от пары первобытных божеств, Апсу и Тиамат. Молодые боги так шумят, что беспокоят Апсу, который затем замышляет их уничтожение. Вместо этого один из молодых богов, Эа, убивает Апсу. В отместку за смерть своего напарника Тиамат создает армию монстров, которые настолько пугают богов, что они ищут героя, который их спасет. Наконец, Мардук, младший из богов, соглашается сразиться с Тиамат и демонами в обмен на то, что он станет царем богов. Он побеждает, а затем продолжает создавать небо и землю из тела Тиамат (рис. 2). Затем Мардук создает звезды, созвездия и фазы луны, а из крови побежденного полководца Тиамат Мардук также создает человечество, чтобы оно работало на богов (рис. 3). Боги строят город Вавилон, храмы и святилища в городе, а текст заканчивается повторением пятидесяти имен Мардука.

Рисунок 2: Фрагмент мифа Энума Элиш . Взято из Фостера, 2005: 436-486. Рисунок 3: Фрагмент мифа Энума Элиш . Взято из Фостера, 2005: 436-486.

Этот текст одновременно объясняет, как возник мир, и мифологизирует место Вавилона как новой политической власти в Месопотамии. Как указывалось выше, Вавилон пришел к власти во втором тысячелетии до нашей эры. Как божество-покровитель Вавилона, Мардук поднялся от простого городского божества до главы пантеона (Lambert 2013: 277). Это же явление можно увидеть в более поздней ассирийской версии Enuma Elish , в котором главный бог города Ассур занимает место Мардука в мифе (Lambert 2013: 4-5). Энума Элиш читалась на праздновании Вавилонского Нового года как важная часть самого важного религиозного праздника вавилонского календаря. Так называемая «Вавилонская карта мира» предоставляет еще одно свидетельство локализованного характера месопотамской космологии, прочно помещая Вавилон в центр мира (рис. 4).

Рис. 4. Так называемая «вавилонская карта мира» Рисунок 5: Табличка для защиты от демона Ламашту / Фото Рамы, Лувр, Wikimedia Commons

Альтернативную космологию можно увидеть в мифе, известном как Атрахасис . В этом мифе меньшие боги восстают против Энлиля и отказываются продолжать заниматься физическим трудом. Подобно событиям Enuma Elish , человечество создано из крови принесенного в жертву бога для выполнения своей работы. Другое сходство с Энума Элиш включает в себя часть, в которой вновь созданные люди производят столько шума, что боги планируют уничтожить их, чтобы обрести покой. Их планы неоднократно срываются богом Энки и его слугой-человеком Атрахасисом. После потопа, подобного тому, который описан в еврейской библейской книге Бытия, была найдена суша, и Атрахасис ввел обычай делать подношения богам. Композиция завершается планами богов по ограничению человеческого размножения, включая целибат в жречестве и демоном по имени Ламашту, который похищает детей (рис. 5).

Этиологическая мифология

Рисунок 6: Фрагмент мифа Энмеркар и владыка Аратты

Как видно из происхождения подношений богам, найденных в Атрахасисе , месопотамская мифология могла дать этиологическое объяснение культурным обычаям. Одним из лучших примеров является миф, известный как Энмеркар и владыка Аратты , в котором царь Энмеркар и его соперник из Аратты соревнуются за расположение богини Иштар. В рамках конкурса Энмеркар пишет сообщение на глиняной табличке и отправляет ее в Аратту, придумывая при этом письменность (рис. 6, 7). Поскольку владыка Аратты не может прочитать письменное сообщение, он проигрывает соревнование, и город Энмеркара, Урук, объявляется любимым городом богини.

Рисунок 7: Пример глиняной таблички и конверта, использованных Энмеркаром в мифе Энмеркар и владыка Аратты / Американский музей естественной истории Рисунок 8: Фрагмент мифа Нисхождение Инанны в преисподнюю

Другим этиологическим мифом является Энки и Мировой Порядок , в котором бог Энки распределяет обязанности между отдельными богами и определяет судьбы храмов и городов. Например, считается, что река Тигр была создана эякуляцией бога (Enki and the World Order 250-258). Миф, известный как Нисхождение Инанны в Преисподнюю также можно понимать как этиологическое объяснение времен года. В этом мифе богиня Инанна отправляется в преисподнюю и попадает в плен к своей сестре и королеве преисподней Эрешкигаль. Бог Энки организует ее побег, но в обмен на свободу Инанны требуется замена. Муж Инанны, бог Думузи, берется вместо нее и должен оставаться в преисподней половину каждого года (рис. 8). Думузи был богом растительности, и его 6-месячное отсутствие в мире можно понять как объяснение отмирания посевов в жаркие летние месяцы (Сладек 19).74: 27). Поскольку бог растительности умирает каждый год и приговаривается к подземному миру, урожай и растительность, которыми он командует, также умирают, пока он не вернется в землю живых.

«Политическая» мифология

Рисунок 9: Глава аккадского правителя / Главное управление древностей Ирака, Wikimedia Commons

Как видно из различных вариантов Энума Элиш , месопотамская мифология также приобрела политический аспект. Политическая природа мифологии еще отчетливее проявляется в мифах, главными героями которых являются исторические личности. К ним относятся Легенда о рождении Саргона из Аккада и Кутейская легенда о Нарам-Сине . Легенда о рождении дает мифологизированный рассказ о том, как Саргон Аккадский (ок. 2300 г. до н.э.) поднялся из некоролевского происхождения и стал царем (рис. 9). Композиция включает в себя тему, которая может быть знакома современным читателям: Саргон описывается как сын верховной жрицы, которая поместила его в тростниковую корзину и бросила в реку, когда он был младенцем, мотив, который очень похож на рассказ о Моисее. Затем Саргона находит фермер и воспитывает как простолюдина, не зная о своем происхождении. Хотя Саргон Аккадский правил в 3-м тысячелетии до н. э., трудно установить дату составления 9-го тысячелетия до н.0015 Легенда о рождении . Сохранившиеся копии текста относятся к относительно позднему периоду истории Месопотамии, где-то к 1-му тысячелетию до н. написанное где-то во 2-м тысячелетии, трудно определить (Foster 2013: 912; Lewis 1980: 97). Одно из предположений состоит в том, что Легенда о рождении была составлена ​​во время правления Саргона II Ассирийского (ок. 721-705 гг. до н.э.; Льюис 1980: 104-107). Льюис отмечает значительную корреляцию между историческими достижениями Саргона II и теми, что приписываются Саргону Аккадскому в г. Легенда о рождении г., и предполагает, что текст был предназначен для прославления нынешнего царя (Саргона II), показывая, что он был подходящим преемником Саргон Аккадский, построением империи которого восхищались более поздние ассирийские правители (Lewis 1980: 102, 106). Вступление Саргона II на престол также, по-видимому, было нерегулярным — он был сыном ассирийского царя Тиглатпаласара III и, вероятно, занял трон от своего брата Салманасара V, законного наследника (Лев. 19).80: 103). Создавая законный мифологический прецедент для узурпации и связывая себя с более ранним королем через общее имя, Саргон II, возможно, также пытался придать легитимность своему собственному правлению (Lewis 1980: 103).

Рис. 10: Модель печени овцы / Фото Анн-Мари Буше, Flickr, Creative Commons Рис. 11: «Стела Победы» Нарам-Сина по сравнению с гораздо более ранней Стелой Стервятников. Обратите внимание, что лицевая сторона Стелы Стервятников посвящена действиям бога Нингирсу, в то время как на «Стеле Победы» Нарам-Сина боги отнесены к простым астральным символам. / Лувр

Еще одним примером политизированной мифологии является Cuthaean Legend of Naram-Sin . Это повествование, кажется, берет исторические события и мифологизирует их, превращая серию сражений, с которыми столкнулся царь Нарам-Син, внук Саргона Аккадского, в божественный суд над царем (Foster 2005: 344). Этот миф известен по трем версиям: старовавилонскому периоду (1894–1595 гг. до н. э.), средневавилонскому периоду (1595–1155 гг. до н. э.) и позднеассирийскому периоду (911–612 гг. до н. э.). Во всех версиях Нарам-Син сталкивается с непобедимым врагом, который постоянно истребляет войска, которые он отправляет против него (LA 80–99). 0). Более поздние версии описывают вражеские силы как агентов богов – Эа (MB 5’-10’) или Энлиля (LA 130-135). В позднеассирийской и средневавилонской версиях также возлагается ответственность за страдания Нарам-Сина на его предшественника Энмеркара, поскольку он не написал отчет о своих собственных испытаниях, чтобы будущие цари могли его прочитать и тем самым избежать тех же ошибок. Позднеассирийская версия более подробно описывает, в чем именно состоит эта ошибка, описывая, как Нарам-Син игнорировал результаты семи экстиспиций — предзнаменований, взятых из печени овцы, которые считались указаниями богов (рис. 10). Игнорируя эти сообщения, Нарам-Син показал себя высокомерным и нечестивым, что заслужило свою судьбу. Эта тема Нарам-Сина как нечестивого царя может быть более поздним воспоминанием о религиозных изменениях, которые произошли во время его правления, включая его самообожествление и низведение богов на общественных памятниках от активных фигур до только астральных символов (рис. 11).

Заклинания и мифология

Рисунок 12: Амулет для защиты от чумы с фрагментом мифологической композиции, Эрра и Ишум / Британский музей, Wikimedia Commons Рисунок 13: Заклинание против зубной боли . Взято из Foster, 2005: 995

Помимо объяснения происхождения природных явлений и культурных обычаев, месопотамские мифы, по-видимому, имели более практическую цель и использовались для лечения и предотвращения различных физических недугов. Например, амулет, сделанный для защиты владельца от чумы, демонстрирует эту цель, поскольку на нем был написан раздел мифа 9.0015 Эрра и Ишум (рис. 12). Месопотамские заклинания также могут содержать мифологические элементы, что является дополнительным свидетельством действенности мифологии в месопотамском обществе. Отличным примером этого является Заклинание против зубной боли (рис. 13). Заклинание дает усеченную космогонию, которая начинается с бога Ана, создающего небо, и заканчивается созданием червя болотом. Затем червь умоляет бога Шамаша дать ему что-нибудь поесть, прося, чтобы его поместили между зубами и челюстью человека, чтобы он мог есть беспризорную пищу и сосать кровь из челюсти. Червь рассматривается как корень зубной боли, и заклинание заканчивается пожеланием, чтобы бог Эа ударил червя, положив конец страданиям пациента.

Представление мифологии

Рисунок 16: Аудиозапись Эпоса о Гильгамеше

Любопытно, что мифология в целом не представлена ​​в искусстве по причинам, которые до сих пор ускользают от нас. Изображения божеств относительно распространены, хотя их может быть трудно надежно идентифицировать, и в археологических записях не сохранилось ни одной культовой статуи.

Рисунок 14: Табличка, известная как «Королева ночи» / Фото Анн-Мари Буше, Британский музей

Табличка «Королева ночи» — прекрасный пример проблем, связанных с интерпретацией мифологических произведений искусства (рис. 14). Хотя мемориальная доска представляет собой в основном цельное произведение, и сцена, на которой она изображена, очень четкая, ученые не уверены, какая богиня на ней изображена. Обе богини Иштар и Эрешкигаль возможны, но иконография мемориальной доски не полностью соответствует Иштар, а иконография Эрешкигаль неизвестна (Коллон 2005: 42-43, 45). Лучшее, что можно сказать, это то, что на табличке изображено женское божество, так как она носит характерную для богов рогатую корону.

Рисунок 15: Цилиндрическая печать с изображением мифа об Этане / Британский музей

Реальные сцены из мифологии сравнительно редки, хотя одним из немногих, которые можно надежно идентифицировать, является мотив, иногда встречающийся на цилиндрических печатях, который, как считается, изображает сцену из мифа о царе по имени Этна, который улетел на небо на спине орла, чтобы попытаться получить наследника. На печатях обычно изображена мужская фигура на спине летящего орла с дополнительными фигурами, заполняющими пространство на печати (рис. 15).

Рисунок 17: Маска лица Хумбабы / Фото Анн-Мари Буше, Британский музей. (рис. 16). В мифе герои Гильгамеш и Энкиду убивают чудовище Хумбабу и отсекают ему голову. Маски Хумбабы, кажется, изображают отрубленную голову, лицо Хумбабы, застывшее в гримасе или состоящее из свернутых внутренностей. Поскольку некоторые найденные экземпляры проколоты (возможно, для того, чтобы повесить их на стену), считается, что они обладают апотропными качествами (рис. 17, Мури 19).75: 88).

Рис. 18: Ваза Варка (гипсовая копия алебастрового оригинала) / Музей Ирака Рис. 19: Защитная фигура «ламассу» / Фото Анн-Мари Буше, Британский музей мифологической птицы Анзу / Фото Мари-Лан Нгуен, Лувр, Wikimedia Commons

В отличие от нечастости мифологических изображений, религиозная деятельность изображается в искусстве с некоторой регулярностью, равно как и демоны и духи (рис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *