Мифы древней греции яблоко раздора: Яблоко раздора (Миф): читать полностью миф Древней Греции онлайн

Миф о яблоке раздора — Русская историческая библиотека

Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: «Превосходящей всех красотою». Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. «Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами».

Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.

 

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

 

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

 

МИФ О ЯБЛОКЕ РАЗДОРА | Брак Пелея и Фетиды | Пророчество о сыне Фетиды | Оракул о сыне Приама | Миф о суде Париса


Нереида Фетида и ее брак с Пелеем. — Эрида: миф о яблоке раздора. — Пастух Парис — сын Приама, царя Трои. — Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите. — Смысл мифа о суде Париса.

 


Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Древнегреческий писатель поздней античности Либаний в сочинении «Прогимнасмата» вкратце изложил миф о троянском царевиче Парисе и яблоке раздора так:

О похищении Парисом Елены

Зевс был в восхищении от красоты Фетиды, однако, услыхав от Ночи, что тот, кто родится от Фетиды, будет сильнее своего отца, не стал сочетаться с нею, а отдал в жены Пелею. И праздновалась свадьба на горе Пелион, оглашаемой гимнами богам и песнею Аполлона. Но Эрида, как не участвовавшая в пире, бросила на пиршественный стол золотое яблоко.

На нем было написано, что оно — дар красивейшей из богинь. Яблоко это сделалось причиной распри между супругой Зевса, Афродитой и Афиной. Зевс уклонился от судейства в споре, назначив им судьей Париса, сына Приама. Когда богини явились к пастуху Парису, победа досталась Афродите, пообещавшей Парису брак с Еленой: сын Приама счел эту плату лучшей, а царствование над Азией, которое предлагала ему Гера, и превосходство в сражениях, обещавшееся Афиной, он отверг. Парис построил корабль, поплыл в Спарту, взял Елену и — погубил Илион-Трою. {Либаний, «Прогимнасмата», 2, 27}

 


Нереида Фетида, прекрасная статуя которой находится в Луврском музее, была самая красивая из морских богинь.

Боги Зевс (Юпитер) и Посейдон (Нептун) — оба желали иметь Фетиду супругой. Однако оракул объявил, что сын Фетиды будет могущественнее своего отца. Тогда и Зевс, и Посейдон отказались от своих притязаний на нее и решили отдать Фетиду в супруги Пелею, потомку славного Эака, одного из судей в царстве теней.

Прекрасная Фетида была очень оскорблена решением богов выдать ее за простого смертного.

Фетида и Пелей. Фетида пугает Пелея своими превращениями во льва и в трех змей.

Фетида обладала способностью превращаться в разных зверей и тем приводила в ужас Пелея, который сказал об этом кентавру Хирону. Тот посоветовал Пелею не обращать внимания на то, в кого обратится Фетида, и храбро накинуть на нее цепи. Лишь только Фетида почувствовала на себе оковы Пелея, она покорно согласилась стать его женой и утратила способность превращаться в диких зверей.

На многих античных вазах изображена борьба Пелея с Фетидой, которая превращается то в льва, то в змею.

Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих различные превращения Фетиды, желавшей во что бы то ни стало отделаться от многочисленных претендентов на союз с нею.

На других же барельефах представлены боги, отправляющиеся на пир в честь брака Пелея и Фетиды.

 


Эрида: миф о яблоке раздора

Все боги были приглашены на пир к Пелею; позабыли только пригласить на этот пир Эриду — богиню раздора.

Оскорбленная этим невниманием, Эрида решилась отомстить. Сорвав в Гесперидском саду золотое яблоко, Эрида сделала на нем надпись: «Самой красивой» — и бросила яблоко среди пирующих; тотчас же мир и согласие были нарушены. И золотое яблоко Гесперид превратилось в яблоко раздора.

Три богини — Гера, Афродита и Афина Паллада — заспорили, кому из них предназначалось яблоко, брошенное Эридой, и каждая доказывала свои права на него. Зевс, несмотря на всю свою власть, не мог их помирить. Тогда Зевс послал бога Гермеса (Меркурия) за пастухом Парисом, чтобы тот присудил одной из богинь спорное яблоко.

 


Пастух Парис — сын Приама, царя Трои

Парис был сыном царя Трои Приама и Гекубы, которой приснилось за несколько дней до появления Париса на свет, что у нее родился вместо сына горящий факел и от этого факела сгорела Троя.

Спрошенный оракул ответил, что сон Гекубы означает, что ребенок, который родится, будет причиной погибели его родного города.

Царь Трои Приам решил умертвить сына. Тотчас же после рождения Париса Приам призвал пастуха и приказал ему отнести сына на верхушку горы Иды и там оставить Париса на произвол судьбы. (Такой же мифологический сюжет оставления царского сына-младенца в горной местности на произвол судьбы имеется в мифе об Эдипе.)

Согласно мифу, в продолжение восьми дней медведица приходила кормить брошенного ребенка. Пастух, пораженный этим чудом, взял ребенка к себе и воспитал Париса.

Став юношей, царский сын Парис, воспитанный пастухом, отличался от своих товарищей ловкостью и необыкновенной красотой.

 


Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите

Когда бог Гермес привел Париса на пир богов и объяснил ему, в чем дело, Парис стал рассматривать с большим вниманием богинь.

Прежде чем Парис пришел к какому бы то ни было решению, Афина Паллада (Минерва) обратилась к нему со следующими словами: «Приблизься, сын Приама! Ни супруга Зевса, ни богиня любви не достойны привлечь твоего взора, пусть только одна богиня доблести и храбрости, одна Афина Паллада заслужит твое внимание и твои похвалы. Ты, говорят, предназначен к тому, чтобы защищать стены Трои; узнай же, что я могу способствовать освобождению твоего народа и защитить тебя от ярости Беллоны. Реши в мою пользу, и я обучу тебя военному искусству, и я сравняю тебя с самыми храбрыми воинами».

Едва Афина Паллада окончила, как заговорила богиня Гера (Юнона): «Если ты мне присудишь приз за красоту, я тебе обещаю владычество над всей Азией. На что тебе военное искусство? Что значит война для властелина? Цари повелевают одинаково и самыми храбрыми, и самыми трусливыми. И не всегда любимцы Минервы занимают первые ряды».

Вслед за ней подошла богиня Афродита (Венера) и, желая показаться Парису во всем блеске своей красоты, расстегнула пряжки своей туники и, гордясь собой, произнесла: «Смотри и любуйся всеми прелестями, которые ты видишь перед собой. Не заслуживают ли они предпочтения перед всеми военными доблестями? Обладание ими не ценнее ли всех скипетров и царств Азии? И какое мне дело до всех шлемов и щитов? Женщина должна прежде всего отличаться красотой. Я не дам тебе доблести, но дам тебе самую красивую женщину в подруги; я не дам престола, зато дам тебе Елену».

Едва богиня любви умолкла, как Парис присудил ей приз за красоту, и Афродита получила из его рук яблоко, которое стало источником раздора и жестоких битв.

 


Смысл мифа о суде Париса

Суд Париса изображался очень часто художниками, но благодаря различию трактовки античных и новейших художников смысл этого мифа совершенно изменился.

Античные мифы в русской поэзии: стихотворение Сергея Михайловича Соловьева «Парис» (1910 г.), в котором поэтически воспроизведен миф о суде Париса и похищении им Елены из Лакедемона — предыстория Троянской войны.

Сергей Соловьев

ПАРИС

Еще вчера шел дождь, и море было серо,
А нынче целый день сияет небосклон, Хранима Эросом, плывет моя триера
      В божественный Лакедемон.

Уже который день, не покидая вёсел,
Гребут товарищи, морскую зыбь деля. Для сна и отдыха ни разу я не бросил

      Из рук скрипучего руля.

Струятся с гор ручьи растаявшего снега,
Мне треплет волосы душистый ветр весны. Какая слышится ликующая нега
      В журчанье вспененной волны!

Не страшен мне ваш гнев, кичливые Атриды.
Мой жребий царственный открылся мне в тот день, Когда я пас стада в лугах родимой Иды,
      Свирелью прогоняя лень.

Напрасно Азии великую державу
Сулила Гера мне; во всех сраженьях верх Афина прочила: и почести, и славу
      Я с равнодушием отверг.

Но тут, сорвавши с плеч пурпуровую хлену:
«Ты вкусишь радости, доступной лишь богам», Киприда молвила. — «Я дам тебе Елену».
      И я упал к её ногам.

Ни слезы матери, ни отчие седины
Не задержали путь. Во прахе и крови Пусть рухнет Илион! Всё, всё за миг единый
      Её божественной любви!

Приама древнего прими благословенье.
Уже чертог — в цветах, готов венчальный хор, И нежных ног твоих зовет прикосновенье

      Фиалка ионийских гор.

Остановись, ладья. Как с птичьего полета,
Я вижу весь узор таинственной судьбы. Привет вам, тростники священные Эврота,
      Палестры мраморной столбы.

Кто эта женщина, прелестная, как нимфа,
Стоит в кругу подруг, поднявши диск златой? В кудрях её — венок из роз и гиакинфа…
      Погибни, Илион святой!

По примитивным источникам, идея, вложенная в миф о суде Париса, была чисто нравственная и моральная: она указывала на презрение, с которым относились древние греки к своим соседям-азиатам, считая их за изнеженных людей, неспособных даже понимать мужества и доблестей.

Фригиец Парис, присудив яблоко раздора Афине Палладе, мог бы получить взамен военную доблесть и благодаря ей упрочить независимость своей страны. Дав яблоко богине Гере, фригиец Парис мог бы получить владычество над Азией. Но Парис предпочел страсть и наслаждения, предлагавшиеся ему Афродитой, и вот почему Троя пала и почему Греция, которой покровительствовали Афина Паллада и Гера, стояла неизмеримо выше Азии.

Хотя Колуф и другие античные писатели упоминают о том, что богиня Афродита раскрыла свои одежды перед Парисом, тем не менее художники античности всегда изображали всех трех богинь на суде Париса совершенно одетыми.

В период римского владычества искусство продолжает изображать богинь одетыми. Сохранилось много произведений искусства на тему суда Париса от этого периода.

Новейшее искусство, напротив, постоянно изображало и изображает всех трех богинь на суде Париса лишенными всяких признаков одежды. У Флаксмана одна только Венера обнажена, зато Рубенс, Рафаэль и многие другие художники изображают всех трех богинь обнаженными, так что Парис как бы присуждает приз за пластическую красоту.

Рубенс в своей прекрасной картине «Суд Париса», для того чтобы еще больше подчеркнуть чувственный характер, который он желал придать своему произведению, поместил на своей картине сатиров, и они, пользуясь случаем, глядят во все глаза на обнаженных богинь. Между тем, если строго придерживаться мифологических традиций, ни один сатир не осмелился бы смотреть с такой наглостью на Афину Палладу, опасаясь навлечь на себя гнев этой строгой и целомудренной богини.

 



Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Миф о яблоке раздора и Парисовом суде на древнегреческом языке

А теперь коснёмся античности в первоисточнике — прочтём рассказ ритора Либания о свадьбе Пелея и Фетиды, яблоке раздора и Парисовом суде в древнегреческом подлиннике.

Περὶ τῆς τοῦ Πάριδος ἁρπαγῆς (Libanii Progymnasmata 2, 27)

Θέτιν ὁ Ζεὺς ἐθαύμασε τοῦ κάλλους, παρὰ δὲ τῆς Νυκτὸς ἀκούσας ὡς ὁ τικτόμενος ἐκ Θέτιδος ἀμείνων ἔσται τοῦ πατρὸς αὐτὸς μὲν οὐ μίγνυται, Πηλεῖ δὲ δίδωσι. καὶ δέχεται μὲν τοὺς γάμους τὸ Πήλιον καὶ θεῶν ὕμνον καὶ Ἀπόλλωνος ᾠδήν. ἡ δὲ Ἔρις, οὐ γὰρ μετεῖχε τῆς θοίνης, μῆλον χρυσοῦν ἀφίησιν εἰς τὴν τράπεζαν. δῶρον εἶναι τῇ καλλίστῃ θεῶν τούτῳ ἐπεγέγραπτο. γίνεται οὖν ἀμφισβήτησις τὸ μῆλον τῇ τοῦ Διὸς γυναικὶ καὶ Ἀφροδίτῃ καὶ Ἀθηνᾷ. ὁ δὲ Ζεὺς φεύγει μὲν αὐτὸς τὴν κρίσιν, ποιεῖ δὲ αὐταῖς Πάριν τὸν Πριάμου κριτήν. ὡς οὖν ἧκον παρὰ τὸν βουκόλον, νικᾷ μὲν Ἀφροδίτη τῷ τῆς Ἑλένης γάμῳ, τοῦτο γὰρ ἄμεινον ὁ Πάρις ἡγήσατο, βασιλείαν δὲ ἣν ἐδίδου τῆς Ἀσίας ἡ Ἥρα, καὶ τὸ μαχόμενον κρατεῖν, ὃ ἦν τῆς Ἀθηνᾶς ὑπόσχεσις, παρῃτήσατο. ναυπηγεῖται οὖν καὶ πλεῖ καὶ λαμβάνει τὴν Ἑλένην καὶ ἀπόλλυσι τὸ Ἴλιον.

 



 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, преподаватель древнегреческого языка и учитель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.

Яблоко раздора и красоты

В западном мире яблоки олицетворяют совершенный фрукт. Широко потребляемые с античности, на протяжении веков они питали многочисленные истории как амбивалентный символ, одновременно обещание бессмертия и яд, разрушающий ткань общества. Как продукт питания яблоки всегда ценились за их вкус и питательные свойства, а также за их лечебные и питательные свойства – и до сих пор ценятся.

Очень символичный фрукт

Яблоки были легко доступны и широко употреблялись с древних времен. Фактически, в нескольких европейских языках, включая греческий, латинский, английский и французский, слово «яблоко» использовалось для обозначения всех фруктов. На Западе яблоки считаются хорошо утоляющими жажду и питательными. Они не только олицетворяют здоровье, но и являются залогом вечной молодости и бессмертия . На протяжении веков они неоднократно питали языческие мифы, библейское повествование, сказки и народные легенды и становились частью коллективного воображения как мощный и амбивалентный символ, ассоциирующийся с обольщением и женственностью.
 

CC – Рафаэль, Три грации, 1503-1508, Музей Конде, Шантильи, Франция,

В греческой мифологии и боги, и смертные возжелали золотых яблок, которые богиня-мать Гея подарила Гере и Зевсу на свадьбу. Они содержались в саду, охраняемом Гесперидами, дочерьми богини ночи, и Ладоном, стоголовым драконом, который никогда не спал. Эти яблоки обещали бессмертие и тот, кто их съест, никогда больше не испытает голода, жажды, страданий или болезней. По одной из версий мифа, Эрида, богиня разлад, была в ярости из-за того, что ее не пригласили на свадьбу Фетиды и Пелея, поэтому она взяла одно из яблок и бросила его среди гостей. На яблоке была написана надпись «Самой прекрасной», что вызвало погром среди толпы.

Это событие привело к Суду Париса , чтобы положить конец ссоре, выбрав самую красивую богиню. Парис отдал золотое яблоко Афродите, богине любви, красоты и плодородия, которая, в свою очередь, пообещала подарить ему прекрасную Елену Троянскую, тем самым запустив Троянская война . В другом греческом мифе Эврисфей приказывает Гераклу (Геркулес в римской мифологии) выполнить двенадцать подвигов , одним из которых было украсть те самые золотые яблоки, бросив вызов Ладону (дракону). В кельтской мифологии изображения Луга, одного из выдающихся богов, обычно показывают его держащим три яблока, знаки бессмертия, силы и процветания . В Эдде Снорри, сборнике скандинавских мифов в прозаической форме 13 -го -го века, богиня Идунн — хранительница яблок бессмертия, пища богов . Великан Тьязи насильно уносит ее далеко от Асгарда, и это похищение вызывает преждевременное старение богов.

В христианской традиции из-за смещения значения Вульгаты (поздний латинский перевод Библии) яблоня представляет дерево знаний и искушения , Падение человека, когда Адам и Ева кусают в запретный плод . В популярной устной традиции западных сказок Белоснежка наивно кусает отравленное яблоко, но за ее смертью, пусть и временной, следует воскрешение.

Питательные и лечебные качества

Яблоки всегда ценились за их вкус и питательные качества. В сыром или вареном виде они занимают важное место в западной диете, в кисло-сладких блюдах, а также в тортах и ​​десертах.

Кроме того, говорят, что яблоки обладают лечебными и косметическими свойствами. Средневековая помада представляла собой мазь, сделанную из яблочного пюре, смешанного с жиром, и использовалась для лечения как кожи, так и волос. Ежедневные привычки и популярные поговорки также указывают на число 9.0009 лечебных достоинств яблок. Учитывая высокое содержание глюкозы в яблоках, идея о том, что яблоки предотвращают кариес, спорна, но откусывание яблока массирует десны. Употребление сырого яблока вызывает большее чувство сытости, чем употребление его в виде сока или пюре. Как и большинство фруктов, яблоки являются хорошим источником витаминов, клетчатки и минералов. В настоящее время на многих языках используется британская поговорка: «Яблоко в день позволяет не ходить к врачу».

Меню «Яблоко», успех международной компании

В наши дни яблоки остаются богатыми и вызывающими воспоминания. Их широко используют в рекламе, ассоциируя со здоровьем, молодостью, знаниями или искушением. Сегодня одним из самых известных логотипов в мире является логотип Apple, американской транснациональной корпорации, специализирующейся на электронных продуктах. По словам Уолтера Айзексона, биографа Стива Джобса, соучредителя и генерального директора Apple, это было чистое совпадение, что компания была названа в честь фрукта: диета. Первый логотип в 1976 изображал Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. Вскоре его модернизировали и превратили в яблоко с откушенным от него кусочком, что чем-то напоминает первородный грех. Городская легенда утверждает, что нынешний логотип на самом деле был данью уважения Алану Тьюрингу, одному из основателей современных информационных технологий. Тьюринг расшифровал закодированные сообщения немцев во время Второй мировой войны и покончил жизнь самоубийством, откусив яблоко с добавлением цианида. Однако, согласно другим источникам, укус яблока был просто графическим выбором, чтобы гарантировать, что яблоко не будет ошибочно принято за вишню. Любое символическое значение было бы чистой случайностью.

 

 


Источники:

  • Брюнель, Сильви. 2016. Croquer la pomme : l’histoire du fruit qui a perdu le monde et qui le sauvera . Париж: латте
  • Жиньу, Эммануэль. 1997. L’ABCdaire des Fruits . Париж: Фламмарион.
  • Мейлер, Даниэль, Ваннье, Поль. 1991. Большая книга фруктов и бобовых . Безансон : La Manufacture.
  • Туссен-Самат, Магелон. 1997. История природы и морали питания . Франция : Фламмарион.
  • Вассерман, Анри, Пастуро, Мишель, Прео, Максим, Друар, Франсуа и Транки, Бюрен, Раймон, Лашеналь, Луи. 1998. La Pomme Histoire Symbolique Botanique Diététique Cuisine . Париж: Sang de la terre.
Подробнее по этой теме

Яблоко раздора — для меня это все по-гречески!

Часть 3: Приключения и путешествие героя

Ярость Ахилла, Шарль-Антуан Куапель. 1737, $\ccpd$

 

Автором следующих двух рассказов является Гомер. О нем мало что известно. Считается, что две его самые известные эпические поэмы, «Илиада» , в которой описывается Троянская война, и «Одиссея », в которой рассказывается о приключениях Одиссея (Улисс на латыни) после войны, были написаны в 7 веке до нашей эры. Эпическая поэма — это очень длинная приключенческая история в форме стихотворения. Эти два стихотворения считаются классикой греческой литературы.

Адаптировано из Рассказы древних греков Чарльза Д. Шоу, $\ccpd$

Приам, царь Трои, жил в процветающем городе под названием Илион, и вокруг него было много сыновей и дочерей. У одного из сыновей, по имени Пэрис, была странная история. Ему было всего несколько дней от роду, когда его матери приснилось, что он нашел и взял горящий факел и побежал по городу, поджигая его. Царь спросил оракула, что означает этот сон. Ему сказали, что все сбудется. Приам приказал отнести ребенка на гору Ида, на восточной стороне царства, и оставить там умирать.

Пастухи нашли мальчика и воспитали его как сына. Он был сильным и смелым, любил драться, бороться и бегать с другими молодыми пастухами. Звали его Александр, что значит «Защитник людей». Когда все боялись участвовать в гонках или драться с ним, его сделали судьей их игр. Он всегда принимал справедливые решения, и даже боги знали, что он справедлив и честен.

Эрида, богиня раздора. $\cczero$

Годы спустя, узнав, что дитя Фетиды, бессмертная нимфа и бог придет свергнуть царя Олимпа, боги Зевс и Посейдон, оба очень любившие ее, решили, что она должна выйти замуж за смертный. На свадьбу Пелея и Фетиды прибыл незваный гость. Богиня раздора Эрида, разгневанная тем, что на свадьбу приглашены все боги, кроме нее, и любящая смотреть, как спорят смертные, все равно прилетела и бросила на стол золотое яблоко с пометкой «Для самой прекрасной». Гера сказала: «Это для меня. Кто так прекрасна, как царица небесная?» Но Афина протянула руку и сказала: «Нет, это для меня. Кто может сравниться со мной в красоте мудрости?» Тогда Афродита встала и сказала: «Это для меня».

иллюстрация Джорджа А. Харкера в «Истории древних греков» Чарльза Шоу, 1903 г., $\ccpd$

Был неприятный спор, пока кто-то не сказал: «Пойдем к пастырю с горы Ида; он решит точно». Это было согласовано, и Парис увидел, что все небеса приближаются к нему на склоне горы. Среди такой красоты и силы пастуху было трудно выбрать. Богини давали ему чудесные обещания.

Гера сказала: «Дайте мне приз, и я сделаю вас самым могущественным королем в мире».

Афина сказала: «Никто не сможет сравниться с твоей мудростью, если ты отдашь мне яблоко».

Афродита улыбнулась юноше и сказала: «Отдай его мне, и ты будешь женой самой красивой женщины в мире».

Он подарил ей золотое яблоко, и с этого момента Гера и Афина возненавидели его и его семью.

Решение Париса

Ничего этого царь Приам не знал. Он намеревался устроить соревнование между молодыми князьями, своими соседями, и призом должен был стать лучший бык на горе Ида. Офицеры, искавшие такое животное, нашли его в парижском стаде.

«Пастух, — сказали они, — королю нужен этот зверь».

«Зачем он ему?» — спросил Парис. Офицеры ответили: «Чтобы стать призом королевских игр. Сколько он стоит?»

Парис ответил: «Он не продается». Когда офицеры призвали его, он сказал: «Вы не можете получить быка, если я не смогу участвовать в играх и получить шанс выиграть приз».

Когда об этом сказали, король сказал: «Пусть придет смелый пастух». Парис отправился в Трою и в играх победил всех, кроме Гектора, старшего сына короля. Молодой человек боялся этого великого героя, поэтому бросил свой меч и побежал, спасая свою жизнь.

Когда Парис добрался до храма Зевса, он вошел внутрь и был в безопасности. Никто не посмеет причинить ему вред в этом святом месте. Кассандра, его сестра, была пророчицей в этом храме. Она закричала, что это не пастух, а царский сын; что его звали не Александр, а Парис; и что Гектор был его братом. Все они пошли во дворец, и Приам был рад снова увидеть своего ребенка, которого он отослал умирать. Он приветствовал юношу в своем царском доме и дал ему все права королевского сына.

Парис как принц был не так счастлив, как когда был пастухом. Он жил в городе, а не на горе, и ему нечего было делать, кроме как развлекаться. Его одежда была очень красивой и подчеркивала красивое лицо и фигуру. Но он устал от дома и друзей. «Отец, — сказал он Приаму, — позволь мне поехать за границу и посмотреть что-нибудь на свете».

 

Король хорошо обдумал этот план, поэтому дал Парису денег и отправил его путешествовать с несколькими такими же молодыми людьми, как он сам. Они путешествовали с острова на остров и наконец пришли в Спарту, где правил Менелай. Он приветствовал молодых путешественников и был очень добр к ним. Через несколько дней он сказал своим гостям: «Я должен отправиться на Крит по важному делу. Извините, что покидаю вас, но моя королева сделает все возможное, чтобы вы чувствовали себя комфортно, пока меня не будет.

Елена Троянская, Гастон Бюссьер, 1895, $\ccpd$

Эту королеву звали Елена, и она была самой красивой женщиной в мире, вылупившейся из яйца после того, как Зевс превратился в лебедя и соблазнил ее мать Леду. Когда Елена была девочкой, многие князья просили ее выйти замуж, но она не любила ни одного из них.

Ее отец сказал этим принцам: «Я могу отдать ее только одному. Вы не должны спорить о ней. Пусть каждый мужчина обещает быть удовлетворенным, когда она сделает свой выбор, и защищать своего мужа от всех врагов». Обещали, и она выбрала Менелая, царя Спарты, и отправилась с ним в его дом.

Они жили счастливо несколько лет, когда пришел Париж. Это был принц, богатый, красивый и с очень хорошими манерами. Хелен была молода и слаба. Она забыла о своей свадьбе с Менелаем, полюбила Париса и отправилась с ним в Трою.

Афродита сдержала свое обещание. У Пэрис была самая красивая жена в мире. Но последовали печаль, страдание и смерть, как они обязательно последуют за эгоизмом и обманом. Когда Менелай вернулся и обнаружил, что его жена оставила его, он призвал всех князей Греции и островов помочь ему вернуть Елену, теперь известную как «лицо, спустившее тысячу кораблей». Они собрали большое войско и поплыли против Трои. Это было началом Троянской войны, длившейся десять лет.

Свадьба Фетиды и Пелея Якоба Йорданса, 1633 г., $\ccpd$. Видишь золотое яблоко? Можете ли вы идентифицировать кого-либо из богов-гостей?

Ответьте на следующие вопросы в соответствии с чтением.

  1. Кто отец Пэрис? Что происходит с ним в детстве и почему?
  2. Почему Эрис бросила яблоко раздора?
  3. Какие три богини боролись за яблоко и почему?
  4. Кто должен решать, кому достанется яблоко и почему именно ему?
  5. Что каждая из богинь предложила ему в обмен на яблоко?
  6. Кому он дал яблоко?
  7. Кто такие Менелай и Елена?
  8. Куда уходит Менелай и почему?
  9. Как началась Троянская война?

Ответьте на следующие вопросы. Сравните свои ответы с партнером.

  1. Из этой истории мы получаем идиому «яблоко раздора». Прочитайте определение из Википедии ($\ccbysa$) ниже:

    Ан яблоко раздора — это отсылка к Золотому яблоку раздора (греч. μῆλον τῆς Ἔριδος), которое, согласно греческой мифологии, было тем, что богиня Эрида (греч. Ἔρις, «Раздор») бросила посреди пир богов на свадьбе Пелея и Фетиды в качестве награды за красоту, что вызвало тщеславный спор между Герой, Афиной и Афродитой, который в конечном итоге привел к Троянской войне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *