Легенды и мифы о пиродных явлениях
Легенды и мифы
о природных явлениях
Н. П. Афанасьева – педагог
дополнительного образования
МУДО ДДТ
В древние времена, когда не были развиты естественные
науки, люди не могли понимать многих явлений
окружающего мира, в том числе тех, с которыми
сталкивались каждый день и даже тех, которыми регулярно
пользовались (например, природу огня). Люди считали, что
все вокруг: деревья, камни, облака и пр., тоже являются
живыми существами, или, по крайней мере, верили, что все
природные процессы движимы какими-то невидимыми
человеку духами.
Наиболее полно до наших дней дошли сведения об
одухотворении природы древними греками. Древние греки
верили в богов, олицетворявших одновременно и целые
природные стихии, и различные стороны человеческого
бытия.
Аналоги греческих богов и духов в большом количестве
имелись и у древних германцев, и у славян, и у народов
Кавказа.
Вся земля, по мнению древних
греков, была живым
существом – богиней Геей.
Она, как думали греки,
возникла сама по себе из
Хаоса – бытия
неопределенной формы,
темного и не имеющего
границ. От Земли-Геи
произошли различные живые
существа, как обычные,
населяющие ее (люди,
животные), так и
сверхъестественные (другие
боги, духи, титаны, гиганты и
др.). Камни, скалы греки
называли костями Геи.
Небо древние греки считали отдельным
божеством – Ураном
Все моря греки тоже считали единым живым существом, но не богом, а титаном
– могущественным, огромным существом, не обладающим сверхъестественными
способностями. Этого титана греки называли Океан. Поскольку Океан не был
богом, он не мог сам управлять своими стихиями. Морские стихии олицетворял один
из трех верховных богов греческой мифологии – Посейдон (римляне называли его
Нептуном).
Греки считали, что Посейдон живет во дворце на дне
моря, и посылает морские ветры и шторма движением
своего главного атрибута – копья-трезубца, управляет
всеми морскими существами. Его аналогия существовала
и у славян, известная в фольклоре как «морской царь».
Поскольку жизнь большинства древних греков была тесно
связана с морем, с морской торговлей, Посейдона очень
почитали, всячески старались его ублажить, возводили
ему храмы и приносили жертвы.
Родным братом Посейдона считался земной верховный бог – Зевс, царствовавший над
всеми богами и духами земли на горе Олимп. Хотя ему отведено центральное место в
греческих мифах, из природных сил он олицетворял только грозу, гром и молнию. Греки
верили, что это Зевс бросает на землю из туч огненные копья-молнии, которые ему
выковывали специальные прислужники. Гроза всегда ассоциировалась у людей с силой
и властью, поэтому данную стихию греки и приписали своему верховному богу, в целом
же имевшему в их мифологии совершенно человеческий образ в виде властного царя
или патриархального главы семейства.
Третьим братом в троице верховных
богов Древней Греции считался Аид –
бог подземного царства мертвых,
который не подчинялся Зевсу. Греки
считали, что после смерти души всех
людей попадают в это царство, которое
по имени его хозяина они тоже называли
Аидом. Аид считался местом мрачным,
безрадостным,
вечно
темным
и,
вообще,совершеннопротивопоставленным
миру
живых,
там,
по
представлениям греков, обитали духи,
олицетворявшие смерть, несчастья,
болезни.
Слугой бога Аида был другой бог – Танат (θανατος – смерть), который забирал из
мира живых в мир мертвых людей, чей срок жизни на земле подошел к концу.
Таната греки изображали как мужчину мрачного вида, с черной бородой и
широкими черными крыльями. Веянием этих крыльев греки объясняли то, почему
перед смертью человек часто чувствует холод.
Жизненный срок человека зависел, по представлениям греков, от мойр – трех
богинь судьбы. Считалось, что мойры постоянно прядут нити, олицетворявшие
длительность человеческой жизни. В определенный момент мойра перерезала
ту или иную нить, и за человеком, к которому эта нить относилась, вылетал из
Аида Танат.
Посейдон, Зевс и Аид были сыновьями титана Крона. Греки считали, что
Крон, опасаясь за свою власть, проглотил Посейдона и Аида сразу после их
рождения, но Зевс был искусно спрятан от него и выращен, а набравшись
сил, свергнул отца.
Жизнь древних греков была достаточно тесно связана с лесами, в
те времена густо покрывавшими склоны гор Балканского
полуострова. Лес был главным источником топлива для очагов
греческих домов, строительным материалом. Охота была одним из
основных занятий древних греков. И пастухи, следившие за
стадами овец и коз, постоянно находились вблизи лесных
массивов, с которыми соседствовали пастбища.
Главным
стихиями
божеством,
управлявшим
леса и, вообще, дикой
природы, греками почитался Пан. Его
изображали в виде человека, обросшего
козлиной шерстью, с козлиными рогами
на голове и копытами на ногах. Пан
считался в целом благосклонным к
людям
божеством,
покровителем
пастушества, но, если его потревожить,
он мог, как верили греки, наслать на
человека
безотчетный
страх,
от
которого
нарушитель
спокойствия
лесного хозяина терял разум и бросался
бежать, не разбирая дороги, мог на бегу
пораниться о сучья или упасть в ущелье.
По имени Пана этот страх греки
называли паникой.
Сходный с Паном
полуживотный образ имели,
по представлениям древних
греков, лесные духи сатиры и
силены, олицетворявшие
плодородие.
Они, по мнению греков,
безбедно жили в лесах,
занимались развлечениями с
нимфами, пили вино и играли
на свирелях (сирингах) –
традиционном музыкальном
инструменте греческих
пастухов, изготовленном из
тростника.
Согласно греческому мифу, в тростник
превратилась нимфа Сиринга
(по-гречески «тростник»)
Древние греки одухотворяли и ветры, которых,
согласно греческой мифологии, было четыре:
Борей (Северный)
Зефир (Западный)
Нот (Южный)
Эвр (Восточный)
Смену времен года греки объясняли тем, что дочь богини
плодородия Деметры Персефона спускается каждый год
на три месяца к своему мужу Аиду в его мрачное
подземное царство. От разлуки с любимой дочерью
Деметра впадает в тоску, из-за чего земля перестает
приносить плоды, солнце меркнет, деревья сбрасывают
листву, и становится холодно. Когда же Персефона
возвращается из Аида к матери, та преисполняется
радости, и по земле распространяется тепло, солнце
светит ярче, на деревьях выходит листва, и земля начинает
выводить растения
дочь богини плодородия
Деметры прекрасная
Персефона и Аид
Солнце греки считали богом либо титаном по имени Гелиос.
Каждое утро он выезжает из своего сияющего дворца на
огненной колеснице и к наступлению ночи пересекает все
небо.
Однажды, как верили греки, Гелиос неосторожно
доверил управление колесницей своему сыну Фаэтону.
Однако юноша не смог справиться с буйными конями,
отчего колесница поехала не по своему обычному
маршруту, слишком приблизилась к земле и выжгла ее
часть, а сам Фаэтон погиб. С тех пор на земле остались
горячие пространства пустынь, а на небе ночью можно
различить выжженный колесницей под управлением
Фаэтона неровный след – Млечный Путь
Миф об Эрисихтоне
Не одного царя скифов, Линха, покарала Деметра, она покарала и царя
Фессалии Эрисихтона. Надменен и нечестив был Эрисихтон, никогда не чтил он
богов жертвами. В своей нечестивости он осмелился дерзко оскорбить великую
богиню Деметру. Он решил срубить в священной роще Деметры столетний дуб,
бывший жилищем дриады, любимицы самой Деметры. Ничто не остановило
Эрисихтона.
— Хотя бы это была не любимица Деметры, а сама богиня, — воскликнул
нечестивец, — все же срублю я этот дуб!
Эрисихтон вырвал из рук слуги топор и глубоко вонзил его в дерево. Тяжкий стон
раздался внутри дуба, и хлынула кровь из его коры. Пораженные стояли перед
дубом слуги царя. Один из них осмелился остановить его, но разгневанный
Эрисихтон убил слугу, воскликнув:
— Вот тебе награда за твою покорность богам!
Эрисихтон срубил столетний дуб. С шумом, подобным стону, упал дуб на землю,
и умерла жившая в нем дриада.
Надев темные одежды, дриады священной рощи пришли к богине Деметре и
молили ее покарать Эрисихтона, убившего их дорогую подругу. Разгневалась
Деметра. Она послала за богиней голода. Посланная ею дриада быстро
помчалась на колеснице Деметры, запряженной крылатыми змеями, в Скифию,
к горам Кавказа, и там нашла на бесплодной горе богиню голода, с впалыми
глазами, бледную, с растрепанными волосами, с грубой кожей, обтягивавшей
одни кости. Посланная передала волю Деметры богине голода, и та
повиновалась велению Деметры.
Явилась богиня голода в дом Эрисихтона и вдохнула ему неутолимый голод,
сжигавший все его внутренности. Чем больше ел Эрисихтон, тем сильнее
становились муки голода. Все свое состояние истратил он на всевозможные
яства, которые только сильнее будили в Эрисихтоне неутолимый, мучительный
голод. Наконец, ничего не осталось у Эрисихтона — лишь одна дочь. Чтобы
добыть денег и насытиться, он продал свою дочь в рабство. Но дочь его
получила от бога Посейдона дар принимать любой образ и каждый раз
освобождалась от покупавших ее то под видом птицы, то коня, то коровы.
Много раз продавал свою дочь Эрисихтон, но мало ему было денег, которые
выручал он от этой продажи. Голод мучил его все сильнее и сильнее, все
нестерпимее становились его страдания. Наконец, Эрисихтон стал рвать
зубами свое тело и погиб в ужасных мучениях
Дуб являлся одним из самых любимых и
почитаемых среди европейских народов
деревом. Святым его считали славяне
(недаром
история
славянства
создавалась среди дубов и лип),
литовцы,
чуваши,
мордва.
Под
священными
дубами
у
славян
происходили все важнейшие события —
собрания, свадебные обряды, суды. В
священных дубовых рощах наиболее
старые
и
уважаемые
деревья
обносились оградой, за которую могли
заходить
только
жрецы.
Там
они
совершали свои жертвоприношения,
делали предсказания, составляя их в
зависимости от шума деревьев и
шелеста
листьев.
Возле
такого
священного
дерева
становился
неприкосновенным даже самый лютый
убийца или вор
Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния
Перуна, Сварога, Велеса и других богов
В жертву приносились мед, брага, пиво, дикие звери. Взамен люди просили:
«Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от
злых хазар и печенегов род наш — детей своих». Женщины развешивали на
ветвях венки, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так
легко и обильно, как ты рожаешь своих детей».
Погибших воинов сжигали на костре из дубовых сучьев, ибо «дуб — дерево
мужчин, его пламя очищает душу воина».
А на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками.
Возможно, слово «дуб» некогда звучало как «добр» и означало «доброе дерево».
Осколки уважительного отношения к дубу сохранились как у славянских, так и у
других народов буквально до последнего времени. Так, в некоторых губерниях
Украины еще в XVIII веке служили молебны возле дуба. В Германии в XVIII–XIX
веках водили хороводы возле старых дубов. В начале XX века в поместье
Хреновое Бобровского уезда Воронежской губернии был обычай — молодые
после венчания, выйдя из церкви, шли к соседнему дубу и три раза объезжали
вокруг него.
На Полесье дубы боялись рубить, считая их «Божьими душами». По украинским поверьям
дубы не подпускают к себе темные силы, поэтому крестьяне не боялись под ними
отдыхать.
Согласно исследованиям Киевского эколого-культурного центра, проведенным в 2000 г.,
дуб у жителей Украины является самым популярным деревом (затем в порядке убывания
следуют калина, каштан, верба, ель, береза, тополь, бук, липа, сосна). Дуб в восточнославянской поэзии — символ мужчины. Сухой дуб означает несчастного, переносящего
свое горе с крепостью духа. С дубом, прибитым грозою, сравнивается бездольный казак.
Византийский император Константин Багрянородный оставил любопытную запись о
благодарственном молебне русов-язычников на острове Хортица: «Пройдя это место
(переправу), они достигали острова, называемого святым Григорием, и на этом острове
совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в
жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мяса и что
имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать
ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми…»
Чем старше был дуб, тем более его почитали (причем в Древней Греции крупные
экземпляры дуба считались статуями Зевсу). Паломники, ночевавшие в священной
дубовой роще, получали откровения.
У евреев патриарх Авраам у источника под дубом угощал ангелов, шедших в Гоморру. У
многих народов особенно чтились дубы, украшенные омелой.
У пруссов был священный дуб, называемый «Ромово». Когда епископ
Эрмеланский Ансельм приказал его рубить, местные жители делать это
отказались, и епископу собственноручно пришлось срубить языческий
памятник. У латышей дубы посвящались божествам мужского рода, липы —
женского.
В Финляндии дуб именуют «деревом Бога».
У эстонцев дуб — король деревьев, железо крестьянина. Но садить дубы у
домов боялись, ибо эти деревья притягивают молнии. По легенде, раньше, чем
были сотворены земля и небо, стояли два дуба (или зеленый явор) средь
первичного вещества. Об одном из священных дубов старого Бейрута Дж.
Фрэзер писал: «Это священный вечнозеленый дуб, растущий неподалеку от
края пропасти. Население вешает на него обрезки своей одежды, полагая,
что этим можно излечиться от болезней. Один из его корней образует дугу, и
люди, страдающие ревматизмом или люмбаго, проползают под ним, чтобы
получить исцеление, беременные женщины проделывают то же самое в
надежде на легкие роды. Двадцать первого сентября мужчины и женщины
отдельно друг от друга всю ночь танцуют и поют у этого дерева. Святость
этого дуба так велика, что у одного скептика, осмелившегося отрубить от
него ветвь, по преданию, отсохла рука»
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ В ОБЪДИНЕНИИ
«ЮНЭК»!!!
Запретное знание – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.
Месть жрецов
В 432 году до нашей эры народное собрание в Афинах одобрило псефизму (постановление) жреца Диопифа. В отличие от законов, обязательных для всех, псефизмы принимались в отношении отдельных лиц. В этот раз мишенью стал основоположник афинской философской школы Анаксагор, который также занимался математикой, астрономией, изучал вопросы становления космоса, объяснял солнечные и лунные затмения, считал, что Солнце и Луна — это не боги, а оторвавшиеся от Земли глыбы.
Анаксагор первым начал учить афинских граждан философии, популярность его была велика, включая влияние на главу государства Перикла. Не мудрено, что жрецы увидели в ученом конкурента, придумав законный путь к его устранению.
Согласно постановлению, люди, не верующие в богов и распространяющие учения о небесных явлениях, объявлялись государственными преступниками. Анаксагора приговорили к смертной казни, он бежал из Афин, его сочинение попало под запрет и впоследствии читалось лишь тайно.
«Это был первый в истории зафиксированный случай распространения нелегальной литературы. А псефизма Диопифа на долгий срок стала юридической базой для преследований философов», — говорит Олег Матвейчев.
Безбожники
Постановление упало на благодатную почву. Увлекаться изучением природных стихий и законами движения светил в то время считалось делом неблагонадежным, бессмысленным и вредным. В естествоиспытателях видели бездельников, унижающих божественное начало. Про них слагали анекдоты, шутили в театральных постановках. Например, в комедии Аристофана «Облака» Сократ заявляет:
И не будешь иных ты богов почитать, кроме тех, кого сами мы славим:
Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык, — вот священная троица!
Претензии в отрицании признанных святынь были общераспространенными. Но комедийными персонажами дело не ограничивалось. «Интерес к природным явлениям воспринимался как асебия (от греч. asebeia — безбожие), попытка ввести новых богов взамен тех, которым полис поклонялся от века. Другими словами, философы уличались в “модернизме”, в разрушении старых традиций», — объясняет автор исследования.
Под знаком псефизмы Диопифа прошло более века (432–307 гг. до н.э). За сомнения в богах к смертной казни приговаривались Диагор Мелосский и Протагор, книги последнего в Афинах были сожжены. В асебии обвинены Диоген Аполлонийский, Сократ, Аристотель, Феодор Киренский и др.
Систематизированный Олимп
Были ли подцензурные мыслители действительно модернистами и делали то, за что шли под суд: не чтили веру предков и ломали традиции?
Если традициями считать поклонение человекоподобным богам с Олимпа, то нет. Эта мифология не вышла из народного творчества, ее целенаправленно систематизировали в IX–VIII веках до н.э. для объединения греков под властью Спарты, утверждает исследователь.
Объединить, значит, привести пеструю картину верований к единому знаменателю — упорядочить богов по универсальному принципу. Самый универсальный — родственные связи. Небожителей сгруппировали в семью с назначением каждому места в генеалогическом древе: Зевс — отец, Гера — жена Зевса, Посейдон и Аид — его братья, Аполлон, Дионис, Гермес, Афина и др. — дети…
Ранее разрозненный пантеон приобрел законченные формы. Легенды о возникновении мира положены в основу мировоззренческой матрицы. Матрица внедрена в систему образования. Система распространена на весь греческий мир.
Силы стихий
Но во что верили до кровнородственных олимпийцев? «Греки — пришлые индоевропейские племена, вторгшиеся на территорию Балкан в III–II тысячелетиях до нашей эры, — рассказывает Олег Матвейчев, — Менее развитые аборигены, населявшие Эгеиду, перешли на язык победителей, победители — впитали местные слова. Так образовался известный нам древнегреческий язык. Но язык это не просто слова, вместе с ним завоеватели дали протогрекам индоевропейскую религию и космогонию».
Главные боги индоевропейцев — природные стихии и небесные тела, еще не персонифицированные: «Отец Небо — это именно небо, что обнаруживается в праиндоевропейском корне *diēu-, имевшем значение “сиять, сверкать”, “небо, день” и к которому возводятся греческие понятия δῖος (“божественный”, “блистательный”, “лучезарный”), ευδία (“хорошая погода”), латинское dies (“день”), от того же корня происходит и имя верховного бога в греческом пантеоне — Зевс, Ζεύς (в род. падеже – Διός)».
Но если природные стихии были богами, значит, обращение к ним и есть наука о божественном, а представления обвиняемых в культе стихий основаны на материале постарше олимпийской мифологии.
Рассуждения Анаксагора и других «любителей мудрости» о воздухе, воде, огне, земле, космосе касались сущности этих явлений, открывавшей тайны мироздания. С такой позиции, говорится в исследовании, призыв познавать законы природы есть призыв заниматься настоящей наукой. Отсюда и обвинения философов в «развращении молодежи», и стремление избавиться от них как от главной угрозы обществу.
Смена приоритетов
Суды над инакомыслием учили осторожности в высказывании собственного мнения и заставляли искать способы обмануть цензуру. Так, орфики и пифагорейцы «старались свои идеи хранить в эзотерической форме». Это были секты с несколькими уровнями посвящения, строго охраняющие тайное учение и изгонявшие тех, кто его разглашал.
Именно такая закрытость позволила передать через поколения рассказы о богах «как неких природных стихиях или персонифицированных отвлеченных понятиях (Хронос, Эфир, Хаос и др. ), каковыми они являлись до антропоморфизации греческого пантеона».
Применение псефизмы Диопифа постепенно сошло на нет в эллинский период – после смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.). С переходом Греции под власть Рима олимпийская религия, по словам исследователя, была «подорвала плюрализмом экспортных мифологий». В основу Римской империи легли другие принципы – военная мощь и совершенная система коммуникаций, а цензура с вопросов мировоззрения переключилась на политическую жизнь.
Автор исследования:
Олег Матвейчев, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 10 декабря, 2018 г.
Все материалы автора
Культура история философия
Природные явления в греческой мифологии
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
How Greek Mythology Subdued the Stress of Natural Phenomena
Table of Contents
Introduction
Natural Phenomena
Volcanic Eruptions
Thunderstorms
Floods
Conclusion
Процитировано работ
Введение
Люди всегда придумывали различные истории, чтобы описать окружающий их мир. Несколько тысячелетий назад они были известны как мифы, привлекавшие людей независимо от их происхождения. Рабы, крестьяне, ремесленники, поэты и правители ценили их, так как сказки делали их жизнь более значимой и менее напряженной. Несмотря на то, что многие люди сомневались в их подлинности или вообще отказывались в них верить, они пользовались огромной популярностью. Греческая мифология является прекрасной иллюстрацией того, как люди жили и воспринимали окружающий мир в древности. Несомненно, греки были невероятно изобретательны, так как они создали один из самых замечательных пантеонов и описали почти каждое событие, происходящее в их повседневной жизни. Они рассматривали каждое природное явление как результат эмоций, мыслей или действий различных богов. Причина этого заключалась в том, что у людей тогда было мало знаний и опыта для объяснения неясных ситуаций; таким образом, они создавали истории, проясняющие их, чтобы чувствовать себя более уверенно и меньше беспокоиться.
Наши эксперты могут предоставить индивидуальное эссе
, адаптированные к вашим инструкциям
только для $ 13,00 $ 11,05/Page
308 квалифицированные специалисты онлайн
. дает хорошее представление о том, как древние греки воспринимали свое окружение. Им удалось проиллюстрировать и прояснить почти все, что происходило вокруг них. Несомненно, описывались и различные природные явления, так как они затрагивали каждого человека. Гордон (xi) отмечает, что один из лучших способов изучения греческого пантеона — это выбрать бога и проследить его или ее родословную до природного явления. Большинство божеств связаны с различными природными явлениями и придают им какое-то значение. Например, Гелиос — бог солнца, Посейдон — море, а Эол — хранитель ветров. Греки знали о них и их силах, и когда они наблюдали засухи, наводнения и бури, они знали, кто их вызывает и почему. Таким образом, отношения между природными явлениями и богами раскрывают критические стороны мировоззрения греков.
Кроме того, у греков все ассоциировалось с горой Олимп и его жителями. Согласно Беркерту (245), «конечно, верно, что многое из того, что мы называем естественным, используя терминологию, разработанную философией в пятом веке, в прежние времена было известно как божественное». Несмотря на то, что сегодня многие люди верят в различные религиозные истории, они знают, что землетрясения вызываются сейсмическими волнами, а не богами, живущими под землей. Большинство природных явлений хорошо определены благодаря значительному прогрессу науки в современном мире; таким образом, людям больше не нужно придумывать разные истории, чтобы интерпретировать их. Однако в древние времена было мало информации о природных процессах. Кроме того, многие греки не уважали тех, кто не соглашался с мифами и искал истину. Они считали, что все события связаны с Богами, так как не могли объяснить их научно.
Естественно, каждому человеку нужны истории, чтобы чувствовать себя в безопасности и не волноваться. Грекам приходилось разрабатывать различные вымышленные истории, чтобы интерпретировать природные явления, происходящие в их среде. Если бы они этого не сделали, то почувствовали бы себя совершенно бессильными и считали бы мир бессмысленным. Это большая трагедия, когда люди не могут найти смысла в жизни, так как это приостанавливает прогресс. Грекам нужно было множество увлекательных мифов, чтобы более успешно справляться со своими повседневными проблемами и обрести надежду на будущее. Стихийные бедствия указывали на то, что боги были разочарованы или разъярены мыслями, словами или действиями смертных. Следовательно, они мотивировали людей изменить свои поведенческие модели, усвоить хорошие качества и ценить богов. Греческая мифология вдохновила людей на лучшую жизнь, поскольку гнев божеств мог вызвать серьезные проблемы, такие как бури, лесные пожары, засухи и наводнения.
Извержения вулканов
Древние греки пострадали от нескольких извержений вулканов, которые привели к многочисленным смертям, разрушению городов и опустошению земель. Буркерт (34) упоминает, что одним из величайших стихийных бедствий было беспрецедентное извержение вулкана на Тере, ставшее поворотным моментом в истории региона. Событие привело к неблагоприятным последствиям и заставило выживших столкнуться с серьезными испытаниями. Люди страдали и знали, что бедствие вызвали боги. Греки не могли предвидеть извержения вулканов из-за отсутствия научной информации; таким образом, многие из них потеряли свои земли или умерли. Однако мысль о том, что боги вызывали стихийные бедствия из-за своего гнева, спровоцированного смертными, не давала грекам сдаться. Тем не менее, это вдохновило их стать лучше и усердно работать, чтобы доставить удовольствие божествам. Они верили, что боги правят миром и знают, что хорошо, а что плохо, наполняя жизнь обычных людей смыслом.
Греки были убеждены, что Гефест, один из самых могущественных олимпийских богов, вызывал извержения вулканов. Он был сыном Зевса и Геры, и боги заставили его покинуть гору Олимп. Гефест был известен своим талантом в работе с металлом и снабжал оружием богов и смертных. Кроме того, он представлял огонь и вулканы; таким образом, люди боялись рассердить его. Гесиод (28) описывает бога: «Огромная земля горела повсюду с невероятным жаром, плавясь, как железо, которое является самой прочной субстанцией, когда его подавляет горящий огонь в горных ущельях, плавится в божественной земле благодаря мастерству Гефеста. ». Цитата доказывает, что он обладал значительной властью и мог сурово наказать греков за их проступки.
Значит, греков уверяли, что им известны причины вулканических извержений. Это были явления, которые люди могли легко объяснить и предотвратить, угодив Гефесту. Эти стихийные бедствия символизировали гнев бога, который принадлежал тем, кто создал человечество. Люди верили, что все трагедии имеют смысл, и продолжали жить счастливо, несмотря на них. Греки не испытывали особой тревоги и депрессии, так как поняли, что мир имеет смысл благодаря вымышленным жителям горы Олимп.
Своевременная доставка! Получите вашу 100% персонализированную бумагу
готово за
всего за 3 часа
Начнем
Грозы
Люди всегда наблюдают грозы, и причины их возникновения давно ясно выяснены учеными. Однако древние греки не могли объяснить сложные природные явления, происходящие в небе, без использования мифов. Они определяют богов, которые заставили их избежать чувства бессилия перед силами природы, которые невозможно было понять в то время. Рассказы были увлекательными и прямолинейными и укрепляли веру в то, что все в мире имеет смысл.
Люди верили, что Зевс порождает грозы, и очень боялись его рассердить. Он был самым влиятельным и могущественным в греческом пантеоне. Зевс влиял на жизнь смертных, а также на существование божеств. Гордон (2) подчеркивает, что он был царем, совершенно непохожим на других, так как сам стал государем, вместив в себя все достоинства мира. Зевс обладал огромной силой и формировал мир смертных и богов по своему желанию. Все боялись его гнева и всячески старались угодить главному жителю горы Олимп.
Греки очень часто наблюдали грозы и считали их доказательством присутствия Зевса. Аполлодор (24) описывает: «Зевс поразил его молнией и разрушил основанный им город со всеми его жителями». Бог так жестоко наказал одного человека, который ослушался его. Поэтому греки знали, что их неправильные мысли, слова и действия, обнаруживающие их неуважение к божествам, могут привести к тяжелым последствиям, наносящим вред им самим, их близким и целым общинам. Более того, люди опасались тех, кто во всеуслышание утверждал, что богов не существует, а к природным явлениям приводило множество различных факторов. У последних было небольшое количество доказательств в защиту своих историй; таким образом, они страдали от убеждений, хотя и были правы.
Наводнения
Истории, описывающие богов, испытывающих недовольство или ярость и заслуживающих того, чтобы учить людей тому, что правильно и что неправильно, затопляя земли, присутствуют почти в каждой мифологии и религии. Древние греки считали, что олимпийские боги, разгневанные поведением и неуважением людей, вызывали наводнения, убивали людей и опустошали большие территории. Это был единственный возможный для греков способ объяснить катастрофические природные явления, затронувшие многие регионы. У них было мало знаний, чтобы определить природные факторы, вызывающие наводнения, и они боялись тех, кто распространял такие идеи. Греки чувствовали себя в большей безопасности, зная, что катастрофы вызваны божествами, стремящимися сохранить закон и порядок по всей стране. Мнение о том, что какие-то неизвестные и таинственные силы спровоцировали трагедии, было неблагоприятным и слишком сложным и нереалистичным по сравнению с простыми мифами.
Природные явления сильно беспокоили древних греков, так как они ничего не могли сделать, чтобы предотвратить их. К тому же пережить непредвиденные стихийные бедствия было крайне сложно. Множество людей погибли, потеряли своих близких или были лишены всего своего имущества. Аполлодор (37) пишет: «Зевс пролил с неба обильный дождь, чтобы затопить большую часть Греции, в результате чего все люди были уничтожены, кроме тех немногих, кто укрылся в высоких горах поблизости». Согласно греческой мифологии, он решил это сделать, потому что греки не уважали богов и жили грешной жизнью.
Очевидно, что мифы, созданные древними греками, обнаруживают прочную связь между миром божеств и одним из смертных. Они сыграли решающую роль в том, как люди воспринимали окружающий мир, и придавали определенное значение многочисленным вопросам. Греки считали потоп, вызванный Зевсом, важным событием в своей истории. Этот миф научил их тому, что они должны уважать товары, чтобы жить счастливой жизнью, не сталкиваясь с серьезными проблемами. Они были убеждены, что стихийное бедствие было вызвано божеством, и осудили тех, кто сомневался в этом утверждении.
Заключение
В заключение отметим, что древние греки создали множество увлекательных историй, объясняющих такие природные явления, как извержения вулканов, наводнения и грозы. У них было мало научных знаний, чтобы определить причины различных бедствий; таким образом, они нашли творческий способ сделать их значимыми. Идея о том, что существует гора Олимп, где живут божества, помогая и наказывая людей, наполняла мир смыслом.