Мифология славян боги: Левкиевская Е. Е. Мифы и легенды восточных славян

Боги древних славян – таблица-список

Славянские боги

(Список славянских богов составлен по алфавиту. См. также статьи Славянская мифология, Русское язычество, Русские богатыри – список и описание. См. и наши материалы о божествах других народов: Боги Древней Греции – список, Боги Древнего Рима – список, Боги Древнего Египта – список и описание, Боги Древней Индии, Скандинавские боги, Боги древних германцев, Боги Китая.)

 

Боги древних славян. Иллюстрированная видеоверсия этой статьи

 

 

Белобог – божество, которое по некоторым туманным сведениям прочиталось у западных славян. Как олицетворение мирового добра Белобог противопоставлялся злому Чернобогу.

 

Велес (Волос) – «скотий бог» – покровитель домашних животных и земледелия, бог богатства и достатка. Как хозяин зверей олицетворялся в образе медведя. У славян существовал обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, называемых «Волосовой бородкой». В «Слове о полку Игореве» «Велесовым внуком» назван великий певец Боян, что может отражать связь культа Велеса с обрядовой поэзией.

 

Дажьбог (Даждьбог) – сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель древнерусской народности, щедрый податель благ людям. Дажьбог ниспосылает с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.

 

Лель – упоминаемый у некоторых польских и русских писателей славянский бог любви, которого на самом деле, видимо, не существовало. Лель был выдумкой искусственно созданной «кабинетной мифологии».

 

Марена – почитаемая у западных славян богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай.

 

Мокошь – богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Из дней недели ей посвящалась пятница. Мокошь, по-видимому, близка скандинавским богиням Фригг и Фрейе: первая в северных мифах тоже «прядёт облака», а второй посвящена пятница (friday, freitag).

 

Перун – почитавшийся как верховное божество громовержец, близкий к другим таким же общеиндоевропейским богам (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Грозный покровитель воинов, вооружённый топорами, палицей, камнями и стрелами (олицетворения молний), Перун представлялся в образе всадника на коне или колеснице, который поражает змеевидного врага. Идолы Перуна ставились чаще всего в дубовых рощах. Ритуалы культа Перуна имели целью вызывание дождя. (См. подробнее в статье Бог Перун.)

Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века

 

 

Сварог – бог огня, первоначально связанный с солнцем. Атрибутами его были конь, копья и громадный вепрь, выходящий из моря.

 

Свентовит – бог западных славян, близкий к восточнославянскому Перуну. Он связан с войной и победами и имеет своими атрибутами меч, копьё и боевое знамя. Центром поклонения Свентовиту был четырёхстолпный храм в балтийском городе Аркона. Белый священный конь при этом храме каждое утро оказывался покрытым грязью: славяне верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. Идол Свентовита имел четыре головы. Оракул при храме давал пророчества на будущее.

 

Семаргл – божество с неясными функциями, но, по-видимому, бывшее в Древней Руси довольно важным: его идол стоял в Киеве до крещения Владимира среди семи или восьми главных богов. Имя Семаргла некоторые учёные производят от слова «Семиглав», другие же связывают его с мифической иранской птицей Сэнмурв.

 

Стрибог – бог, упоминаемый «Слове о полку Игореве»: здесь ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.

 

Триглав – могущественное трёхглавое божество балтийских славян, чьи головы символизировали власть над тремя царствами – небом, землёй и преисподней. Триглав считался предсказателем будущего. У его идолов совершались гадания, при которых вороного коня трижды водили через девять положенных на землю копий. У южных и восточных славян Триглаву, возможно, соответствовал Троян.

 

Троян – бог, известный из «Слова о полку Игореве». Русская земля здесь названа «землёй Трояна»; мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояна». Выражением «века Трояна» здесь обозначается языческий период истории Древней Руси. У сербов Троян – уже не бог, а ночной демон, который навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете.

 

Хорс – божество света, попавшее на Русь, видимо, через сарматские и аланские влияния и неизвестное у других славян. Его имя происходит от иранского слова «свет». Хорс упоминается в «Слове о полку Игореве», однако точный смысл его культа неизвестен. Некоторые исследователи связывают Хорса с солнцем, другие – с месяцем.

 

Чернобог – у западных славян – злой бог, приносящий несчастье и противопоставляемый доброму Белобогу.

 

Ярила – бог плодородия, производительной силы. Имя происходит от корня «ярый». Праздники Ярилы, из которых самый известный – День Ивана Купала – сопровождались неистовыми плясками, играми и пирами всю ночь вокруг костров на холмах. Здесь часто сходились юноши и девушки перед свадьбами.

 

Другие мифические персонажи славян: низшие волшебные существа, духи, демоны

 

Мифические существа славян. Иллюстрированная видеоверсия этой статьи

 

Баба-яга – лесная ведьма, которая живёт в глубокой чаще, в «избушке на курьих ножках», летает в ступе и пожирает попавших к ней в руки людей, изжаривая их в печи. Забор вокруг избушки Бабы-яги – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Сама она изображается с одной костяной ногой, иногда слепой.

 

Берегини – женские персонажи славянской мифологии, чьё значение неясно. Их название вряд ли происходит от слова «беречь» – скорее, от «берег» (разновидность русалок?), от имени бога Перуна (его служительницы?) или от пръгыня («холм, поросший лесом» – духи лесов и холмов?).

 

Вий – злой демон, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами. Название «вий» происходит от древних слов вiя, вiйка, вейка – «ресница», сохранившихся в украинском и белорусском языках. Вия изобразил в своём знаменитом рассказе Н. В. Гоголь.

 

Вилы (самовилы) – у южных славян – женские духи, напоминающие русских русалок. Красивые девушки с распущенными волосами и крыльями, которые дают им способность летать, но с козьими, лошадиными или ослиными ногами. Вилы прячут свои ноги под волшебными платьями, и если смертный мужчина отнимет у них это платье, вилы подчиняются ему. Вилы владеют колодцами и озёрами и могут «запирать» воды. Они часто доброжелательны к людям, но если их обидеть, могут жестоко наказать и даже убить одним своим взглядом.

 

Волкодлак – человек-оборотень, способный превращаться в волка. В таком облике волкодлаки часто похищают девушек-невест. Существовало поверье, что волкодлаки съедают луну или солнце при затмении (ср. со скандинавским мифом о солнце и месяце). Считалось, что волкодлак после смерти становился упырем, поэтому рот его мёртвому телу зажимали монетой. А. С. Пушкин первым употребил для волкодлаков название вурдалак.

 

Водяной – злой дух, воплощение опасности воды. Представлялся в облике мужчины, часто с лапами животного вместо рук и с рогами на голове – или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Водяным приносили в жертву чёрного козла или чёрного петуха. Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог. Водяные женятся на женских духах воды – водяницах и русалках. К образу водяного близок морской царь из былины о Садко.

 

Домовой – дух дома, который выглядит чаще всего как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью. Различались два вида домового – доможил, обитавший обычно в углу за печью и доброжелательный к людям (он назывался также доброжилом), и дворовой – злой нечистый, часто мучивший животных. По белорусским поверьям домовой появляется из яйца, снесённого петухом. Он может превращаться в кошку, собаку, корову, змею, крысу или лягушку, иногда имеет жену (домаху, домовичиху).

 

Змей Горыныч – свирепый дракон с 3, 6, 9 или 12 головами, который летает по небу, имеет богатые сокровища и прячет их в реке, норе или пещере. При появлении Змей Горыныч «как гром гремит» и пышет огнём. В былинах часто рассказывается о похищении Змеем Горынычем знатных красавиц. Особенно известна былина о бое с Горынычем богатыря Добрыни Никитича, который освободил из плена у змея племянницу князя Владимира Забаву Путятишну.

 

Кикимора – злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам она беспокоит маленьких детей, путает пряжу; может вредить домашним животным, выжить хозяев из дому. Враждебна мужчинам.

 

Лешие – злые воплощения враждебного человеку леса. Одетый в звериную шкуру, иногда с рогами и копытами, леший может становиться ниже травы или выше деревьев. Он перегоняет стада зверей из одного леса в другой и находится в дружбе с волками. Левая сторона его одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу. Он может пугать людей своим смехом, сбивать их с пути и заставлять плутать в чаще. Женщины-лешие (лешачихи) имеют длинные груди, закинутые за спину.

 

Мавки (навки) – русалки-дети. По украинским поверьям, в мавок превращаются младенцы, умершие до крещения. Спереди они имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.

 

Полевики – маленькие и уродливые человечки, которые живут в хлебных полях и около полудня поражают жнецов и жниц солнечным ударом. Облик полевика в представлениях жителей разных мест разный. На Рязанщине он, как леший, сидит на кочке и ковыряет лапти. На Орловщине – это старик с бородой из колосьев. На русском Севере полевик – белый человек, который дует и свистит, чтобы наслать ветер, или молодой мужик, быстро бегающий на длинных ногах, с рожками и хвостом, которым он поднимает пыль, чтобы себя скрыть. Его тело покрыто шерстью огненного цвета, и при беге он кажется искрой.

 

Русалки (купалки, водяницы) – злые водные девы славянской мифологии, в которых превращаются молодые утопленницы, некрещёные дети. Представлялись в виде красавиц с длинными распущенными зелёными волосами. В русальную неделю, следующую за Троицей, они выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Русалки боятся полыни, которая служит лучшим средством защиты от них. (См. подробнее в статье Русалки.)

Русалки выходят из воды перед Троицей. Картина К. Маковского, 1879

 

 

Упырь – в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Упырём становится после смерти человек, рождённый от нечистой силы или испорченный ею, умерший, через гроб которого перескочила чёрная кошка, чаще – самоубийца, колдун. Ребёнка-упыря можно узнать по двойным рядам зубов. По ночам упырь встаёт из могилы, убивает людей и животных, высасывает у них кровь, после чего жертва сама может стать упырём. Известны поверья о целых селениях упырей.

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

 

как из напева родился Лель, а из праздников — Купала и Кострома

Сотканные из пиров и кружева

На языческой Руси существовала своя «святая троица» — Род и две рожаницы. Им не приносили жертв, зато в их честь устраивали большие пиры и ставили идолов. Одни исследователи рассматривают Рода как мелкое божество, «собрата» домового, а другие — как сильного бога-творца.

В трактате «О вдуновении духа в человека» древнерусский автор пишет: То не Род, сидя на облаке, посылает на землю дождь, отчего рождаются дети. Ибо всем творец Бог, а не Род. Из этого текста становится ясно, что Род — небесный бог, связанный с легендами о том, что зародыши детей падают с небес. Получается, он — творец живых существ.

Но нужно заметить всё же, что, по мнению исследовательницы мифологии Александры Барковой, Род — не творец всего сущего и он не всемогущ. Нельзя, пишет она, отождествлять его с христианским Творцом и считать верховным богом и правителем — эти роли не всегда брал на себя один «персонаж».

Подобная ситуация, например, в скандинавской мифологии, где «бог всех богов» — Один, но есть громовержец Тор — не предводитель, но любимец народа. Рыбаков даже считает, что имя Род произошло от понятия родия — «шаровая молния». Этим славянский бог ещё сильнее сближается со скандинавским собратом — эдакая миролюбивая, земледельческая версия Тора.

Согласно этимологическому словарю Николая Шанского слово род произошло от общеславянского *ordъ. Исторические родственники — рост, расти. Однако это этимология не имени бога, а омонимичного существительного с буквальным значением «то, что выросло, выращено».

Спутницы Рода — рожаницы. Их точно было две: в древнерусских текстах слово стоит в двойственном числе. Это подчёркивает божественную функцию — покровительствовать деторождению. Двоичность соотносилась с женским началом.

Ещё известно — и это большая заслуга Бориса Рыбакова, — что рожаницы «выросли» из образа древних духов. А проследить этот путь можно по… вышивке. Есть среди русских узоров один с названием «распластанная лягушка». Он изображает рожающую женщину с широко расставленными ногами и поднятыми руками (кстати, по рукам можно отличать древнерусские узоры от «свежих» неоязыческих). Позже узор превратился в другой — «женщина вазон». Это говорит о том, что в образе связаны мотив рождения и природы, а ещё указывает на прошлое рожаниц. Это архаичные богини-оленихи, зооморфный образ с теми же функциями.

Иногда в рожаницах видят богинь замужества и девичества. Рыбаков связывает с ними имена Лада и Леля, но современные исследователи опровергают эту версию.

Не то бог, не то богиня

Богини замужества и девичества у славян действительно были. Они изображены на Збручском идоле — памятнике славянского язычества X–XIII веков. Одна — с ребёнком, вторая — с кольцом в нижней части тела, которое символизирует женские половые органы. Правда, с именами сложнее. Это явно не Леля (о «ней» или о «нём» поговорим ниже), но можно ли назвать эту богиню Ладой?

Корень -лад- — реально существующий. По мнению лингвиста Олега Трубачёва, он индоевропейский и означает «выросший, зрелый». Это, вероятно, связано с тем, что в древности только женатый мужчина считался взрослым, полноценным человеком. Потому и в «Слове о полку Игореве» к супругу обращаются формой ладо. Получается, что корень -лад- связан с миром и порядком (жить в ладу). Это подкрепляет теорию о том, что Лада покровительствует браку, а ещё — что корень используется по отношению к мужчинам. Получается, что и Лада — бог, а не богиня.

Это доказывает и Рыбаков, обращаясь к «Истории Польши» Яна Длугоша и к хорватским песням, где Ладо — бог. Так что покровитель брака существовал, но имя его потерялось в веках.

Если Лада (или Ладо) дала нам возможность углубиться в этимологию, то Лель отправляет в фонетику. Дело в том, что имя этого бога услышали в припеве свадебной песни! В ней поют ай-люли и лель-полель — это вариации восклицания аллилуйя, что доказал лингвист и фольклорист Никита Толстой.

Леля придумали учёные в XVIII веке и окрестили «божком воспаления любовного», или попросту богом любви, славянской версией греческого Купидона. Ещё «кабинетная мифология» породила брата Леля — покровителя замужества и женитьбы Полеля. Потому что после любви идёт брак.

Кстати, первое упоминание о Леле появилось в работах польских историков в XV–XVI веках, а русские «забрали» бога себе только двести лет спустя.

15 славянских богинь, о которых вы должны знать

FacebookTwitterPinterest

Сегодняшняя популярная культура знакома с такими существами, как вампиры и стригои, которые происходят из древнеславянской демонологии, однако концепция славянской мифологии и все ее особенности остаются для многих загадкой.

Славянские мифы и религия в основном связаны с именами богов, которые имеют значительные отсылки к древним фольклорным сокровищам Восточной Европы, таким как Велес, Триглав, Перун и Свантевит.

Исторические остатки устной и письменной истории славянской мифологии и так называемого славянского язычества или славянской религии опираются на очень скудное количество артефактов и археологических фактов.

Стоит также отметить, что большинство находок и сохранившихся свидетельств славянской мифологии были написаны после периода христианизации, когда славянская религия быстро приходила в упадок.

По мнению историков, славянская религия или славянское язычество описывает мифы, ритуалы и религиозные верования, которые славяне имели и практиковали до распространения христианства между 8-м и 13-м веками.

В то время южные славяне, поселившиеся на Балканском полуострове, граничили с Византийской империей на юге и находились под влиянием восточного православия, начало которого было отмечено внедрением систем письма – глаголицы и кириллицы. письменность IX века святых братьев Кирилла и Мефодия.

Восточные славяне приняли христианство в 10 веке Владимиром Великим Киевской Руси. С другой стороны, западные славяне находились под влиянием Римско-католической церкви с 12 века и испытали одновременную христианизацию и германизацию.

Однако славяне оказали сильное сопротивление христианизации, и понадобились столетия, прежде чем языческие элементы были низвергнуты, некоторые из них так и не были полностью.

Согласно отчетам в «Chronica Slavorum», божества славянской религии были устроены как иерархические силы, возглавляемые верховным богом во вселенной, который был богом богов и богинь.

Согласно древнему славянскому народному поверью, мир устроен через противоположную и в то же время дополняющую двойственность, выраженную высшим Богом.

Эта двойственность выражалась через Белого Бога («Белобог») и Черного Бога («Чернобог»), которые представляли мужское и женское божества (земное и небесное).

Оглавление

Вот список из 15 славянских богинь, о которых вам следует знать, чтобы больше узнать о славянской мифологии:

1. Весна

В древнеславянской мифологии Весна была богиней весны и плодородия. Она отвечала за весну, утро и рождение всего живого. Она также известна как Жива, Дива, а среди поляков как Девана.

Весна изображается всегда улыбающейся, красивой, обнаженной и босой. Иногда для одежды используют всего несколько листьев папоротника и несколько цветов. Волосы у нее длинные, почти до колен, а в волосах в качестве украшения разные цветы. Ее грудь большая, как и ожидалось от богини плодородия.

Иногда в правой руке у нее яблоко, а в левой несколько гроздей, а иногда на указательном пальце правой руки ласточка, символ весны, а в левой руке букет цветов, символизирующий брак. Считалось, что она несла с собой запах весны, куда бы она ни пошла, и что все весенние ароматы — это признаки того, что она там прошла.

2. Морана

Морана (Морена, Мара, Маруха) — богиня смерти, зимы и ночи. В некоторых славянских племенах она также является богиней несчастья в любви. Отталкивающая и пугающая, эта богиня обладает способностью при необходимости перевоплощаться в смуглую, красивую и соблазнительную девушку.

3. Девана

Польские славяне называли Весна Девана. Девана была богиней охоты и лесов. Этимологически ее имя происходит от эквивалента римской богини «Диана», а также связано и связано с греческой богиней «Артемидой».

Девана также известна под именем «Циза», этимологические корни которого можно найти в славянском «цек» или «цик» — корневое слово, описывающее грудь матери.

Варианты имени богини Деваны: Зизилиа, Дидиля и Дзидзилеля. Западные славяне также почитали Девану как богиню плодородия, любви, младенчества и свадьбы, а ее имя объяснялось как «тот, кто заботится о новых поколениях».

Эти черты связали Девану с римской богиней Венерой или Лючиной. Кроме того, некоторые исторические записи описывают Девану как проявление Родивы-Дэвы, великой плодородной богини, которая приносит плодотворную и плодородную жизнь на землю, и ее также сравнивали с Нертус, германской богиней с теми же чертами.

4. Перперуна или Додола

Перперуна была богиней дождя и женой Перуна, который был высшим богом пантеона и богом грома в небе, который приносил дождь и молнию, а также закон, порядок и плодородие .

Согласно древним верованиям, Перперуна была богиней дождя, поэтому дождь шел на землю, когда Перперуна доила своих коров на небесах.

Перперуна была богиней дождя и женой Перуна, который был высшим богом пантеона и богом грома в небе, который приносил дождь и молнию, а также закон, порядок и плодородие.

Согласно древним верованиям, Перперуна была богиней дождя, поэтому дождь шел на землю, когда Перперуна доила своих коров на небесах.

Перперуна была также известна как Додола, что является вариацией ее имени, отождествляемого с богом воздуха Додолом. Додола была южным эквивалентом западнославянского имени Зизилия, тогда как болгарская версия этого имени — Диджуля.

Изображение: amberelena83/DeviantArt.com

Имя Перперуна на самом деле является женской формой имени ее мужа Перуна, в то время как другая версия имени Додола означает «та, что производит гром».

Перперуна также связана со скандинавской мифологией и богиней Фьёргин.

Ритуалы, совершаемые среди южных славян, которые прославляли эту богиню, существуют и сегодня в форме молитв и песен, называемых «додолки», которые поются молодыми женщинами, которые собираются, чтобы танцевать и петь как мольбы о дожде во время засухи.

Также считается, что весной Перперуна пролетает над лесами и лугами и приносит пышность флоре и цветы деревьям.

5. Купальская

gallant11101110 /DeviantArt.com

Купала — славянская богиня радости и воды. Она также связана с солнцем во время летнего солнцестояния. Купалу празднуют в купальскую ночь, когда совершаются обряды очищения и очищения водой и огнем.

Некоторые исторические версии описывают эту славянскую богиню как бога-мужчину и превращают имя Купала в «Купало». Однако этимология названия связана с глаголом «купа», который можно перевести как «давать омовение, чистку, воду».

Купала также известна под именем «Солнце», что означает «солнце», как богиня теплого, яркого солнца.

Когда христианизация взяла верх, Купала и связанный с ним культ были христианизированы как культ Иоанна Крестителя.

6. Лада

Богиня Лада описывается как великая богиня Земли, радости, равновесия и гармонии.

Среди множества славянских божеств Лада — богиня, олицетворяющая красоту, молодость, плодородие, любовь и весну.

Лада была матерью близнецов Дидоны и Дады, также известных как Лель и Полель, когда описывалась как польская богиня, и она также была женой (или, в некоторых версиях, матерью) Ладо.

Некоторые исторические свидетельства показывают, что Ладо — то же богоподобное существо из славянской мифологии, но фаллический бог, задуманный как мужчина.

По этой версии Лада — женский аналог Сварога.

Некоторые историки утверждают, что родственником Лады является греческая богиня Леда или греко-римская Лето или Латона. Кроме того, родственниками ее сыновей-близнецов Леля и Полеля являются близнецы Леды по имени Кастор и Поллукс.

7. Марзанна

Среди славянских богов и богинь есть богиня земледелия, которая представлена ​​как сельская богиня, выращивающая ростки, а также как богиня зимы и смерти.

Марзанна также известна своим мужским аналогом, богом Маровитом, символом умирающего солнца.

Этимологически имя Марзанна можно увидеть через его корень «мар», что означает «слабость», «смерть» или «разорение».

Среди славянских богов и богинь есть богиня земледелия, которая представлена ​​как сельская богиня, выращивающая ростки, а также как богиня зимы и смерти.

Марзанна также известна своим мужским аналогом, богом Маровитом, символом умирающего солнца.

Изображение: Vasylissa / DeviantArt.com

Этимологически имя Марзанна можно проследить через корень «мар», что означает «слабость», «смерть» или «разорение».

Еще одна богиня из группы славянских богов и богинь, связанных со смертью и разрушением, — Баба Яга.

По словам американского археолога и антрополога Марии Гимбутас, родственницей Марзанны является индийская богиня Кали, которая олицетворяет смерть и смертность как аспекты верховной богини Старой Европы.

8. Мокошь

sekiq /Depositphotos.com

Мокошь — богиня, олицетворяющая ручную работу, такую ​​как ткачество и сбор урожая, и она также ассоциируется с влажной плодородной землей.

Макошь также называют «Мать зерна», так как она считается матерью зерна, и некоторые значения и интерпретации ее имени также являются «влагой» и «влажностью». Более того, ее еще называют «Матька» и «Мать Сыра Земля», что означает «матка» или «Влажная Мать-Земля» соответственно.

Согласно мифу, когда Мокошь ассоциируется с Перуном, преобладают ее сухие, огненные бока и она превращается в Огнену.

Кроме того, когда она связана с Велесом, она становится замороженной, сухой и неверной.

Когда была введена христианизация, Макошь стала «Черной Мадонной» или святой Параскевией Римской (Дева-мученица).

9. Числобог

Числобог была богиней времени и счета и ее имя означает «дающая числа; тот, кто дает цифры».

Эта богиня также связана с лунным месяцем и влиянием Луны. Лунный месяц — это на самом деле время, за которое Луна проходит каждую из своих фаз, известную как новолуние, полулуние и полнолуние, прежде чем она вернется в исходное исходное положение.

В мифологии Числобог представлен в виде юной девушки с полумесяцем на лбу.

Венды называли ее «Крикко» и считали покровительницей урожая. Эти славяне жили в Восточной Германии недалеко от Баутцена и Котбуса в районе, который назывался Лужица, поэтому они были известны как лужицкие сербы.

10. Карна

Среди русских богов и богинь есть Карна, богиня, олицетворяющая траур, слезы и похороны.

Карна олицетворяет пролитие слез в скорбные времена, особенно когда жизнь заканчивается.

Считалось, что скорбящая богиня приходит на похороны, поэтому в ее честь совершались обряды и церемонии во время последних прощаний.

11. Кострома

Кострома была богиней плодородия, новой жизни и весны. Она связана с зерном, сельским хозяйством и плодородной почвой, поэтому отмечается во время сбора урожая.

Ее коллега-мужчина — Костромо, и ее праздник приходится на 29 июня.на христианский праздник святых Петра и Павла.

Во время религиозного праздника выбирается девушка из деревни, которая представляет божество. Деву ритуально купают в ручье, а затем посетители поклоняются ей, танцуют и устраивают пир.

Это божество плодородия в мифологии также представлено близнецами Кострома и Костромо.

12. Лелия

Лелия — богиня милосердия, радости и весны. Она дочь Лады, родственница греческой богини природы и охоты и сестра верховного бога Зевса по имени Артемида. Лелия также связана с созвездием Большой Медведицы или «Большой Медведицы».

13. Матергабия

Матергабия – богиня домашнего очага, ее имя можно перевести как «Мать Огня». Ее родственниками являются римская богиня Веста и балтийская Габия. Веста — девственная богиня дома и семьи в римской религии, и она была представлена ​​​​огнем, зажженным в ее храме, в то время как Габия — женский дух огня в литовской мифологии.

14. Огнена

Имя богини Огниены означает «свирепая» или «женщина в огне», и ее описывают как богиню небесного огня и сестру бога Перуна.

Говорят, что Огнена на самом деле является олицетворением богини земли Макоши, когда она выражает божественное пламя.

В южнославянской традиции Огнену часто можно встретить под именем Огнена Мария, а в христианской народной религии она синкретизируется с Девой Марией и Маргаритой Богородицей.

15. Озвиена

В славянской мифологии Озвиена известна как богиня эха, поэтому понятно, что ее родственницей в греческой мифологии является нимфа Эхо.

Фигура Озвиены связана с общением и обнародованием дел, мыслей и разговоров.

Она также считается богиней сплетен, раскрывающей секреты. Согласно мифу, когда Озвиене кто-то не нравился, она искажала значение слов.

Озвиена также считалась богиней славы и славы, и она отвечала за рассказывание историй о героях. В славянской мифологии также говорилось, что Озвиена сопровождала бога Велеса.

16. Баба Слата

Имя Баба Слата означает «Золотая старушка». Этой богине поклонялись не только славяне, но и жившие по Оби финно-угры.

Баба Слата также представлена ​​двумя другими божествами — Бабой Гвоздензубой, что можно перевести как «Железнозубая старушка» и Бабой Коризмой, что означает «Постная старуха». Родственником Бабы Слаты в греческой мифологии является греческий бог Геката.

17. Урсула

Урсула — богиня Луны и мать звезд, связанных с созвездием Малой Медведицы.

Историки связывают Урсулу с ее родственницей, немецкой богиней Уршель и греческой богиней Артемидой.

На латыни «ursa» означает «медведица», существо с большой силой. Урсула также считалась учительницей бесстрашия и боевых искусств.

Сегодня празднование этой богини в основном связано с 21 сентября, который считается праздником Луны (и праздником равноденствия в некоторых культурах), когда Урсула чествует особую праздничную церемонию и ритуалы.

18. Летнича Лола

Летнича Лола — богиня красоты, любви, влечения и сексуальности. Она вселяет любовь в сердца всех богов и людей. Она представлена ​​как высокая стройная женщина с тонкими чертами лица и длинными золотистыми волосами. Богиня — воплощение божественной красоты и вечной молодости.

19. Майя

В славянской мифологии Майя — одна из божественных сил природы, сила, дающая жизнь — солнце с дождем. Таким образом, Майя — богиня природы, считающаяся носительницей даров урожая. Ее часто изображают красивой зрелой женщиной, держащей колосья и спелые плоды. Она является одной из самых почитаемых славянских богинь.

FacebookTwitterPinterest

Пригласите нас в свой почтовый ящик

Присоединяйтесь к 6347 другим людям, интересующимся славянской культурой. Мы не рассылаем спам и будем присылать вам по электронной почте только один или два раза в месяц последние и самые популярные статьи о славянах.

Информационный бюллетень Ниже содержания

Имя

О древних хорватских богах и мифах

Некоторые существа из древней хорватской мифологии и вообще из древнеславянской мифологии являются хорошо известными элементами современной поп-культуры. Такие монстры, как вампиры и стригои, уже давно стали главными героями фильмов ужасов, видеоигр и романтических романов, предназначенных для подростков. Но остальная часть Панфенона остается в значительной степени неизвестной областью для большинства людей, почти забытой для всех, кроме нескольких остатков языческих поклонников и любопытных историков.

До того, как волна христианства обрушилась где-то в 8 веке, первые хорваты, которые произошли от более крупной группы славян, скорее всего, из южной Польши, имели систему верований, которая поддерживалась от племени к племени, каждое со своими собственными божество, которому они поклонялись больше всех остальных, и каждое со своими эпосами и историями. Все это передавалось из поколения в поколение в устной форме, а это значит, что у нас нет сохранившихся свидетельств славянских молитв или мифов, мало иконографии и почти никаких артефактов, о которых можно было бы говорить. На самом деле многое из того, что мы знаем, исходит от христианских летописцев, которые писали свои отчеты в то время, когда славянская религия уже находилась в упадке.

Источник изображения: https://slavicaffairs.com

Все это, конечно, не означает, что наши знания о славянской религии ничтожны. Для историков, изучающих славянские религии, отсутствие первоисточников было проблемой — призывом прибегнуть к реконструкции и объединению информации из многочисленных источников. Им приходилось читать между строк других дисциплин, таких как лингвистика, этнология, археология и индоевропейские исследования, а также искать какие-либо уцелевшие реликвии древней языческой религии, все еще присутствующие в сказках, легендах и обычаях славянских народов. народный.

На первый взгляд пантеон богов, которым поклоняются в Хорватии, может показаться запутанным и огромным. Существует бесчисленное множество различных божеств, варьирующихся от племени к племени, некоторые из них на самом деле одни и те же боги с разными именами, а иногда и совершенно уникальные существа, характерные для племени или деревни. Многие из них до сих пор, так сказать, «живы» в классических хорватских рассказах, написанных такими писателями, как Ивана Брлич Мажуранич и Владимир Назор, которые использовали их в качестве персонажей фантастических сказок, которые сегодня преподаются в школах и глубоко анализируются. Мы составили удобный обзор, так что читайте дальше!

Боги

В Хорватии поклонялись многим богам, на самом деле их слишком много, чтобы перечислить в этом посте. Ниже приводится коллекция нескольких наиболее важных и наиболее известных богов хорватской мифологии.

Источник изображения: https://slavicaffairs.com

Перун – Перун, несомненно, является высшим богом славянского Панфенона. Вспомните Зевса для греков или Одина из скандинавской мифологии. Почитаемый на широких просторах славянской Европы и даже за ее пределами (он также фигурирует в балтийской мифологии), Перун — бушующий владыка небес, бог молнии и грома. Название происходит от протоевропейского, означающего «ударять», и сохранилось до наших дней в польском языке, где оно стало обозначать «гром» (9).0071 пиорун ). Как величайший славянский бог, Перун считался равным по силе новому христианскому Богу.

Некоторые племена за пределами Хорватии поклонялись богам, считавшимся различными «воплощениями» Перуна. Это были Руиевит, Поревит и Поренут. Все трое были изображены как многоликие идолы, хотя остальные атрибуты, данные этим божествам, похоже, соответствуют Перуну.

Источник изображения: ainsleyfr.wix.com/slavpaganism

Велес — Велеса иногда называют вторым по значимости богом древней хорватской религии. Он был богом скота. Это также может позиционировать его как бога богатства, поскольку крупный рогатый скот был одним из основных признаков достойной семьи того времени. Другие намеки предполагают, что он мог быть связан с сферами магии, поэзии, клятв, подземного мира и мертвых.

Велеса иногда считают мифологическим антагонистом Перуна, частью структурной модели, которая может отражать более древний индоевропейский миф об изначальном соперничестве между двумя противоборствующими верховными божествами. Это также встречается и в христианстве, где соперничество между Богом и дьяволом является одним из ключевых элементов религии. Интересно, что в чешском языке фраза „J

di za moře k Velesu » (Идти за море к Велесу) означает «Идти к черту».

Источник изображения: https://meettheslavs. com

Триглав – Увековеченный через одноименную гору в Словении, Триглав – еще один бог, связанный с клятвами и предсказаниями.

Изображенный в виде трехголовой статуи, христианские писатели описывали его как закрывающего рот и глаза золотой оболочкой, что интерпретировалось как отказ бога засвидетельствовать грехи человечества. Три головы бога обозначали три царства, которыми правил Триглав: небеса, землю и подземный мир. Его имя также примерно переводится как «трехголовый».

Источник изображения: https://slavicaffairs.com

Стрибог – Стрибог был славянским богом ветра и леса, часто изображался как седой богатый старик, одетый в темно-синее платье и несущий золотой лук. Легенда гласит, что он жил на краю света и редко появлялся в компании других богов, появляясь только тогда, когда требовалась помощь. Ему больше всего поклонялись фермеры, так как они верили, что дождь приходит только по его милости и что он использовал свое дыхание, чтобы вызвать дождь для тех, кто больше всего ему молился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *