Миф о древней греции 4 класс – Мифы Древней Греции для детей, читать онлайн

Доклад Мифы Древней Греции 3, 4, 5, 6, 10 класс сообщение

Чтобы понять себя, свои культуру и традиции, надо знать своё прошлое. Чтобы ощутить и прочувствовать прошлое, стоит проникнуться тем, как жили наши предки и что их интересовало. Народ изливал свои страхи и горести в творчестве.

Мифы Древней Греции – это то, что смогло дойти до наших дней от предков. Благодаря этим мифам мы можем узнать, как они жили и что их тревожило.

Давайте теперь разберёмся, что такое миф. Миф, согласно толковому словарю Ожегова, - это древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. Из определения мы можем понять, что благодаря мифам люди могли объяснить события в природе и мире вокруг. Они придумывали собственных героев и богов. Это всё происходило из-за неимения точных сведений о процессах, происходящих в природе. Эта точка зрения противоположна научной.

В мифах Древней Греции мы видим два мира: один – небесный, представляющий собой силу созидания, другой – подземный, представляющий силу разрушения. Они находятся в строгом балансе. Древние греки также считали, что смерть – это начало новой жизни, только уже в другом, загробном мире.

Ещё одной особенностью мифов является то, что божества в них были похожи на людей. У них был такой же человеческий облик, они могли жениться, испытывать чувства. Но они были идеализированы, то есть без недостатков. Боги могли принимать любой облик, быстро перемещаться, обладали бессмертием. У каждого бога была своя собственная сила. Самыми значимыми были такие, как: Зевс (громовержец и тучегонитель), Аид (бог подземного мира) и Посейдон (владыка морей).

Также согласно древнегреческой мифологии мир населяли необычные существа: гиганты, одноглазые циклопы, Титаны. Все живые твари и боги родились из Хаоса, он дал жизнь всему. Опять же сам Хаос создал две силы, находящиеся в вечном балансе: Вечный Мрак (Эреб) и Ночь (Никта), а также неотделимых от них Свет (Эфир) и День (Гемера).

Герои же рождались от браков богов со смертными. Они были наделены необыкновенной силой, но жили среди людей. Есть целый цикл мифов о Геракле, Тесее. Отдельная книга под названием «Одиссея» посвящена Одиссею. Также героями были: Ахилл, Персей, Орфей и Ясон.

Итак, мифы Древней Греции повествуют нам о великих богах, о том, как они родились и за какие явления в мире отвечали, а также о героях, живущих среди людей, но не побоявшихся встретиться лицом к лицу со смертью.

Доклад №2

Мифология Древней Греции передавалась из поколения в поколение на протяжении нескольких веков, еще со времен эллинов. Однако тем, на что мы можем ориентироваться сейчас, являются творения Гесиода, Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида и др. В целом, мифы данного народа отображают миропонимание и мировоззрение древних греков, а также их отношение к тому, что происходит в природе и обществе.

К первым мифографам относятся: софист Гипий, Геродот, Гераклит Понтийский, Дионисий Самойский.

Следует отметить, что события, воспетые в мифах и героическом эпосе, как правило, сосредоточены вокруг Олимпа, легендарной горы, обители богов. По поверьям, существовали могучие титаны, одноглазые циклопы, чудища и великаны, которые были детьми Земными и Небесными.

Землю у греков символизировала богиня Гея, а небо – Уран.  Стихийные силы природы, в свою очередь, подчинялись богу Зевсу, являющемуся громовержцем и гонителем туч, который впоследствии установил порядок во всем мире.

Считается, что вначале был вселенский Хаос, из которого и произошло все сущее. Хаос породил и животных, и людей, и даже всемогущих богов вроде Земли – матери Геи или Эрос – силы любви, способной победить все.

Существовал у Древних греков и аналог Ада – мрачный и темный Тартар, являющийся средоточием вечной Тьмы. Вечный Мрак Эреб и Темная Ночь Никта были детьми Вечного Мрака. А от  ночи и мрака произошли Эфир (вечный свет) и Гемера (радостный, светлый день).

Именно с этого момента началось то, что мы называет сутками – ночь стала сменять день. Мало того, великая Гея породила бескрайнее небо, моря и горы. После ее взял в жены Уран, у них родились шестеро сыновей и шестеро дочерей, которые и сами являлись богами.

Океан был титаном, способным покрыть всю землю, Фетида была богиней рек, а также покровительницей океанид, Гиперион и Тейя подарили миру Гелиоса (Солнце), Селену – Луну, а также Эос (Зорю). Последняя, совместно с  Астреем создала звезды на небосклоне и все виды ветров.

Помимо божьих детей – титанов были рождены также и циклопы и великаны.

Впрочем, не все боги Древней Греции были добрыми. Злые силы, как правило, ассоциируются с Кроносом, Танатом, Эридой, Апатой, Кер, Гипносом, Немезидой. Их также называют Детьми Хаоса.

Были и иные мифологические существа: нереиды, живущие в море, лесные дриады и сатиры, горные нимфы Эхо и наяды. Три богини судьбы Мойры плели нить человеческой жизни.

Стоит сказать, что это далеко не все, из того многообразия образов и событий, что описаны греческой мифологией. Мало того, многие сходятся во мнении, что именно мифы Древней Греции дали первое определение и выдвинули первую гипотезу о создании мира и природе человека.

3, 4, 5, 6, 10 класс, по литературе, по истории

Мифы Древней Греции

Популярные доклады

  • Доклад Биологические ресурсы мира сообщение

    Одной из важнейших разновидностей природных ресурсов Земли являются биологические ресурсы. Без них невозможна жизнедеятельность все живых существ на планете. Но в современном мире начинается сокращение ресурсов,

  • Доклад Город Валдай 4 класс сообщение

    Валдай это обычный Российский город, который не отличается своими размерами. Отличительной чертой этого города является его расположения, так как он стоит на берегу красивого валдайского озера, среди десятков живописных холмов.

  • Доклад на тему Чувашия 4, 6 класс сообщение

    Чувашия является одной из республик Российской Федерации и располагается в центре европейской части нашей страны. Самым крупным городом и столицей республики является город Чебоксары, помимо которого в состав Чувашии входят еще 8 городов

more-dokladov.ru

Мифы Древней Греции. Универсальная хрестоматия. 4 класс

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрёл Дедал для своей работы, им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.

У этого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдёт своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял его под свою защиту. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце Минос заключил сына своей жены Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка.

Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и наконец нашёл способ освободиться от критской неволи.

– Если не могу я, – воскликнул Дедал, – спастись от власти Миноса ни сухим путём, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Наконец Дедал кончил свою работу: готовы были крылья. Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укреплённые на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

– Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полёта. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы солёные брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко поднялись в воздух. Те, кто видел их полёт высоко над землёй, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят всё дальше и дальше.

Быстрый полёт забавляет Икара, всё смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца, он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.

Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:

– Икар! Икар! Где ты? Откликнись!

Нет ответа. Увидел Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал своё искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путём!

А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским. Наконец прибили волны тело Икара к берегу острова, там нашёл его Геракл и похоронил. Дедал же продолжал свой полёт и прилетел наконец в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.

Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котёл кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провёл он на родине, в Афинах; там стал он родоначальником дедалидов, славного рода афинских художников.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Литературное чтение по теме "Мифы Древней Греции" 4 класс

Тема : Мифы Древней Греции

Цели: познакомить с мифами Древней Греции

Задачи:

формирование понятия о мифе; чтение, анализ и сравнение мифов разных народов о сотворении мира;

- развитие мышления, внимания, воображения, речи;

- воспитание познавательного интереса, любовь к чтению, к книгам, истории.

Оборудование : учебные картины с изображением героев древнегреческих мифов ,карточки, тест, спикеры .

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие

на казахском языке «Салеметсіз бе оқушылар!»

на греческом языку « Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!»

на русском языке «Здравствуйте ребята!»

На каких языках я с вами поздоровалась (ответы детей)

-Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учитель древнегреческой школы каждое утро, встречая их.

Ребята

-Как вы понимаете эти слова?

«Надежда - это сон наяву». Так говорил древнегреческий философ Аристотель.

II. Постановка целей урока.

-Какие надежды у вас на урок?

-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?

1) мы изучаем мифы древней Греции;

2) герои произведения, которое вы читали дома, тоже надеялись на лучшее.

Работать на уроке мы будем в различных амплуа, где выполняя различные роли.

III. Актуализация опорных знаний.

Давайте с вами поговорим что такое миф

Миф – древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле.

Как вы думаете .какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция) О Древней Греции нам расскажет Лера

IV. Работа по теме урока.

Есть на свете удивительная страна Греция Но так называем ее мы. А у самых греков зовется она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство . Много веков назад Трудолюбивые жители Эллады- эллины- создали прекрасный город – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни. Греция –страна необыкновенной красоты. Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий

-Какое впечатление на вас произвела Греция?

Давайте и мы на корабле "Арго" перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои.

Чтобы сесть на корабль и отправиться в плаванье мы должны приобрести билеты

А стоимость билета это ответ на вопрос .

Каждой группе задаю по вопросу

  1. С какими мифами мы с вами познакомились на прошлом занятие.

  2. Чем мифы отличаются от сказок ( реальное события)

  3. Что общего у мифов и сказок.( происходит борьба добра и зла и всегда побеждает добро)

  4. Кто, согласно греческой мифологии, построил лабиринт Минотавра? (Дедал)

И так мы свами приобрели билеты и отправились в плаванье по интересной красивой стране Греции

Чтобы наше путешествие было интересным и увлекательным мы свами будем не просто наблюдателями но будем выполнять определенное задание приготовленном капитаном . А капитаном на нашем судне буду я( Фуражку одеть)

1 задание

Ребята мы с вами познакомились с несколькими мифами . Чтобы нам вспомнить о чем велась в них речь и кто их главные герои . Мы с вами сейчас почитаем методом Буксир .

У вас на столе лежат листочки из данных мифов . Возьмите листочек номер 1 ,2,3,4.

( В конверте будет лежать отрывки мифов которые мы с вами закрепляем Ваша задача продолжить чтение вместе со мной )

Молодцы я точно уверено что моя команда меня не подведет и мы ни когда не сядем на мель .И так наше плаванье продолжается

Ой ребята ! Вы немного устали , слышите шум моря Послушайте как оно нас завет. ( Лиза выходит и под музыку Море волнуется раз море волнуется 2 море волнуется 3 морская фигура замри) Виде физминутки

Молодцы ребята сейчас мы отправляемся в путешествие и задание будет такое

2 задание

У вас на столе карточки 4 цветов Я бы хотела чтобы вы узнали из какого мифа эти строки .

Карточка 1 Страшен огромный змей, большими кольцами выгибает он свое длинное тело, извиваются и шипит отвратительное пятнистое чудовище. (Борьба Ра с Апостолом)

Карточка 2 Но по дороге, на одной из стоянок «Арго» у берега невидимой земли, Геракл ушел далеко в прибрежный лес, не вернулся во время на корабль, и аргонавты отплыли без него. (Геракл Освобождает Прометея)

Карточка 3 Спокойно и ровно взмахивай руками ,не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не намочить крылья и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. (Дедал и Икар)

Карточка 4 Скоро увидел он вход в пещеру и, отбросив лук и стрелы, вошел в нее. В пещере было темно, ощупью пробирался он вперед ( Подвиг Геракла)

Молодцы ребята

3 задание которое я вам приготовила это постер

2 группа оцените 1 группу с помощью смайликов, 3 группа оценивает с помощью прием «Большой палец» 2 группу, 4 группа оценивает 3 группа приемом «Апплодисменты», 4группа оценивает 1 группа светофором.

Конверт №1 В данном конверте имена героев относящиеся к вашему мифу ,но усложняется задание тем что есть герои относятся не к вашему мифу . Ваша задача найти своих героев и при выступление дать характеристики . На это задание 5 мин .

Вы молодцы с задание справились . И наше путешествие продолжается .

4 задание Тест

Мине –тест

1. Миф-это:

а) произведение, созданное фантазией народа, в котором рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, о деяниях богов и героев;

б) произведение устного народного творчества, повествование, основное на вымысле;

в) произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое.

2. Главный бог в греческой мифологии:

а) Геракл; б) Аполлон; в) Зевс; г) Посейдон.

3. Супруга главного бога в греческой мифологии:

а) Афина; б) Гера; в) Афродита; г) Акмена.

4. Что вы сами думаете о мифах?

а) интересные сказки;

б) с помощью мифов, люди пытались объяснить вещи, которым не могли дать научное объяснение;

в) людям, за весь период существования человечества, надо было во что-то верить, вот они и придумывали себе Богов и героев, чтобы жить было интересней;

г) мифы придуманы богами для своего прославления.

5) Кто, по греческой легенде, изобрел крылья для человека?
А) Икар
Б) Прометей
В) Дедал

Молодцы ребята.

И так мы приплыли в нашу гавань . Мы с вами спускаемся на берег и полюбуемся красотами данной страны . (3 картинки) 3 выступающих о Греции ( Распечатать 3 картинки и описать их)

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием. По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях. Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.


В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э. Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо. Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

Спасибо Молодцы

Рефлексия

Мы с вами сегодня на уроке провели разные виды работ по теме Мифы Древней Греции . Я бы хотела узнать где кораблик знаний ваш сегодня остановился

Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе повторного чтения

И так ребята мы с вами по путешествовали по реке Нил . Окунулись в мифологию этой страны полюбовались ее красотами и я на правах капитана хотела поблагодарит вас за сплоченную команду и за хорошую работу. Наградить вас пальмовой ветвью .

И дом. задание будет такое проявить свое творчество, подготовить ЭССЕ о богах Древней Греции.

Приложение1

Приложение 2

БИЛЕТ

Путешествие на корабле «Арго»

по реке Нил

БИЛЕТ

Путешествие на корабле «Арго»

по реке Нил

БИЛЕТ

Путешествие на корабле «Арго»

по реке Нил

БИЛЕТ

Путешествие на корабле «Арго»

по реке Нил

БИЛЕТ

Путешествие на корабле «Арго»

по реке Нил

Приложение 3

Мине –т ест

1. Миф-это:

а) произведение, созданное фантазией народа, в котором рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, о деяниях богов и героев;

б) произведение устного народного творчества, повествование, основное на вымысле;

в) произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое.

2. Главный бог в греческой мифологии:

а) Геракл; б) Аполлон; в) Зевс; г) Посейдон.

3. Супруга главного бога в греческой мифологии:

а) Афина; б) Гера; в) Афродита; г) Акмена.

4. Что вы сами думаете о мифах?

а) интересные сказки;

б) с помощью мифов, люди пытались объяснить вещи, которым не могли дать научное объяснение;

в) людям, за весь период существования человечества, надо было во что-то верить, вот они и придумывали себе Богов и героев, чтобы жить было интересней;

г) мифы придуманы богами для своего прославления.

5) Кто, по греческой легенде, изобрел крылья для человека?
А) Икар
Б) Прометей
В) Дедал

Приложение 4

Храмы древней Греции

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием. По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях. Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.


В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы

Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон

Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э. Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо. Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

videouroki.net

Мифы Древней Греции и Рима. Краткое изложение

Мифы о Зевсе

Рождение. Отец Зевса Крон, который свергнул своего отца деда Зевса Урана (см. «Теогония») не был уверен, что власть останется в его руках. Тогда Крон приказал своей жене Рее приносить ему своих детей: Гестию, Деметру, Геру, Аиду и Посейдона, которых он съедал. Рея не хотела потерять своего шестого ребенка Зевса и спрятала его на острове Крит.

Борьба с Титанами. Когда Зевс подрос и возмужал, он решил вернуть своих братьев и сестер, заставив Крона извергнуть их из своей утробы. Крон вернул детей и те начали долгую и упорную борьбу с Титанами. В конце концов Титаны были повержены и низвегнуты в Тартар.

Борьба с Тифоном. После того, как все посчитали, что битва окончена, оказалось, что все не так просто. Мать Титанов — Гея-Земля, рассердилась на Зевса и родила от Тартара ужасное стоглавое чудовище — Тифона, и его Зевс отправил в Тартар.

Олимп. Как известно Зевс находится на Олимпе, окруженный сонмом богов. Здесь и его супруга Гера, златокудрый Аполлон с сестрой Артемидой, Афродита и Афина. Зевс с богами решают судьбы людей и всего мира.

Жены Зевса. Женой Зевса была Гера — покровительница брака, рождения детей. После того, как Крон извергнул своих детей, Рея отнесла Геру к седому Океану, где она была воспитана Фетидой, но Зевс влюбился в неё и похитил. Гера очень могущественна и постоянно спорит на собраниях богов, чем выводит Зевса из себя.

Другой женой Зевса была Ио, которую Зевс превратил в корову, оберегая её от ревнивой Геры, однако и это не помогло, Гера наслала на неё огромного овода, от которого она избавилась по предсказанию Прометея, в Египте она родила сына Эпафа.

Аполлон

Рождение. Бог света Аполлон родился на острове Делос. Его мать Латона нашла приют на этом острове, так как Гера преследовала её по пятам и послала страшного змея Пифона. Рождение Аполлона ознаменовалось потоками яркого света.

Борьба с Пифоном. Юный Аполлон грозил всему злому и мрачному, он отправился в жилище Пифона, вызвал его на дуэль и победил. Апполон зарыл его в землю священного города Дельфы, там же он создал свое святилище и оракул.

Аполлон у Адмета. Искупая свой грех Аполлон пас стада царя Адмета, он сделал их великолепными и помог получить руку царицы Алкесты. Кроме этого он правил хором муз. Его составляли Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танца, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Так же Аполлон может и наказывать. Именно он наказал сыновей Алоэя — Отта и Эфиальта, они грозились взгромоздиться на небо и похитить Геру и Артемиду. От руки Аполлона пострадал и фригийский сатир Марсий, он осмелился состязаться с ним в игре на арфе, которую бросила Афина, прокляв инструмент, так как он обезображивал её лицо. Аполлон выиграл соревнования и приказал повесить Марсия, содрав с него шкуру.

Мифы о Артемиде

Артемида как и Аполлон родилась на острове Делос в одно время с Аполлоном. Она следит за всем, что растет на земле и благословляет свадьбы, браки и рождение детей. На охоте богиню всегда сопровождают нимфы.

Артемида может и наказать, что она и сделал с Актеоном, сына Автонои дочери Кадма, который нарушил его покой, превратив его в оленя, которого растерзали его же собственные собаки.

Афина-Паллада

Афина-Паллада была рождена из головы Зевса, так как Мойры нагадали ему, сын богини Метис возьмет у него власть, то он прежде чем родилась дочь проглотил собственную жену. Вскоре у Зевса начались головные боли и он приказал Гефесту расколоть ему голову, так из головы появилась Афина.

Афина дает мудрые советы, хранит города, учит девушек ткать, но и наказывать тоже умеет. Так ею была наказана Арахна, она вызвала Афину на поединок, который длился долго, но в конце концов Арахна не выдержала и повесилась, но Афина вынула её из петли и превратила в паука.

Гермес

Гермес родился в гроте горы Киллены в Аркадии. Гермес охраняет дороги, сопутствует путникам при жизни и отправляет их в Аид. Одновременно Гермес это и божество воров и плутов. Он то и украл коров Аполлона.

Афродита

Афродита родилась около острова Киферы. Она олицетворение красоты и вечной молодости. Она постоянно находится в на Олимпе среди богов. Тому, кто служит ей, она дарит счастье. Так случилось с кипрским художником Пигмалионом, он слепил красивую девушку и постоянно разговаривал с ней, тогда он попросил Афродиту подарить ему в жены такую же какой была его статуя. Придя домой он увидел, что его статуя ожила.

Кроме этого Афродита может и наказать, это и случилось с гордым сыном речного бога Кефиса, холодным Нарциссом. Когда он заблудился в лесу, его увидела нимфа Эхо, она хотела прикоснуться к нему, но он оттолкнул её и скрылся в лесу, заставив нимфу страдать. Афродита наслала на Нарцисса страшную кару — придя к ручью напиться, он влюбился в собственное отражение в воде, она превратила его в белый цветок смерти — Нарцисс.

Гефест

Гефест — сын Геры и Зевса, бог огня и кузнец, родился слабым и хромым, Гера выбросила его с Олимпа, упавшего воспитали богини океана. Гефест вырос хромым и некрасивым, но умел выковывать прекрасные вещи. Помня поступок матери, он выковал красивое кресло и послал ей его в подарок, но как только Гера села в него, она оказалась в ловушке, никто кроме Гефеста не мог её освободить, а делать этого он не хотел, тогда Гермес прислал бога виноделия Диониса, тот опоил Гефеста и он освободил мать, ведь он уже не помнил обиды. Он построил на Олимпе богам красивые дворцы. Однако Гефест может быть и грозным, именно он и своим оружием и поразил гигантов.

Фаэтон

Фаэтон сын бога Солнца Гелиоса и Климены- дочери богини моря Фетиды. Когда родственник Фаэтона, сын Зевса Эпаф стал оскорблять его, говоря, что он сын простого смертного, Фаэтон в слезах побежал к матери и та послала его к Гелиосу и тот подтвердил, что он его отец. Фаэтон попросил отца проехаться на его колеснице, Гелиос с страхом позволил ему и Фаэтон не удержавшись упал и разбился на берегах Эридана.

Дионис

Дионис родился у Зевса от прекрасной Семелы — дочери царя Кадма. Зевс обещал ей исполнить любую её просьбу и ревнивая Гера сделала так, что бы Семела попросила Зевса явиться ей в полном величии. Зевс явился ей и Семела в ужасе упала и у неё родился Дионис- слабый и неспособный жить, но Зевс спас его, зашив себе в ребро. Дионис окреп и родился во второй раз и тогда Зевс отнес его в своей сестре Ино и её мужу Атаманту — царю Орхомена.

Гера разгневалась и наслала на Атаманта безумие, в порыве которого он убил своего сына Леарха и кинулся за Ино, но так бежала и бросилась в море.

От безумного Атаманта Диониса спас Гермес и отдал его на воспитание нимфам, которые были превращены Зевсом в созвездие Гиады.

По свету Дионис всегда ходит в сопровождении охмелевших сатиров. Однако власть Диониса не все признают и тогда он наказывает, это как раз и случилось с Ликургом напал на Диониса, вместе с дочерьми, которые не пошли на праздник Диониса, он превратил его в летучих мышей. Так же он наказал и пиратов, которые пытались продать его в рабство, обвив корабль виноградными лозами, а пиратов он превратил в дельфинов, так же он наказал и царя Мидаса, дав ему ослиные уши.

Миф о поколении людей

В мифе речь идет о поколениях людей, которых породил Зевс. Сначала он сделал первый род, который жил в золотом веке, не зная ни печали ни тревог. Второй род был разумным и обладал короткой жизнью. Крон разгневанный на них изгнал их в подземное царство, это то и был серебряный век.

Люди же третьего века не знали мира и любили воевать.

Люди четвертого века были героями, сражавшимися за Трою и царя Эдипа.

Пятый род людей рожден в век железа — век изнурительных печалей, который продолжается и по сей день.

Персей

У царя Аргоса Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи. И тогда Акрисий построил подземный дворец и заключил туда свою дочь. Но Зевс полюбил Данаю и проник во дворец в виде золотого дождя, после чего у Данаи родился сын Персей. Услышав смех Персея Акрисий испугался и спустившись во дворец заточил дочь в ящик и бросил его в море. После долгих скитаний Персей нашел прибежище у царя Полидекта.

Когда Персей вырос, Полидект послал его за головой Медузы-горгоны. На помощь Персею пришли Афина и Гермес. После долгого пути Персей пришел в ту страну, где жила горгона и убил её, а голову положил в сумку.

После долгого пути усталый Персей нашел прибежище у Атласа, но тот прогнал его и тогда Персей показал ему голову Медузы и Атлас превратился в камень. Вернувшись к Полидекту он показал ему медузу, так как тот не верил ему. В Аргосе он убил своего деда Акрисия.

Подвиги Геракла

1. Немейский лев. В первом подвиге Эврисфей приказал Гераклу убить немейского льва, порожденного Тифоном и Ехидной, который опустошал все. Геракл нашел логовище льва и стал ждать, затем он пустил во льва стралы и убил его, оглушив палицей, а затем задушил. Взвалив льва на плечи он понес его в Микены.

2. Лернейская гидра. Это второй подвиг Геракла. В логово гидры он отправился с Иолаем. Он начал бить её палицей, но она все равно оставалась живой. Тогда по приказанию Геракла Иолай прижигал головы гидры. Геракл зарыл бессмертную голову, а тело рассек и погрузил стрелы в желч, раны от которой стали теперь не излечимы.

3. Стимфалийские птицы. После победы над гидрой Эврифей приказывает Гераклу убить стимфалийских птиц. Афина-Паллада дала ему тимпаны, которыми он поднял шум и птицы начали кружить над ним, которых он перестрелял стрелами из лука. Некоторые из них в страхе улетели из Стимфала.

4. Керинейская лань. Затем Эврисфей послал Геракла за Керинейской ланью. Целый год он преследовал лань и наконец убил её, Артемида хотела его наказать, но он сказал, убил лань не по своей воле, а по приказу Эврифея и богиня простила его.

5. Эриманфский бык. После лани Эврисфей послал Геракла за Эриманфмским быком. Перед боем Геракл дрался с кентаврами, в ходе чего был ранен его лучший друг Харон. Это обстоятельство сильно опечалило Геракла. Он убил быка и показал царю, после чего тот спрятался в кувшине.

6. Скотный двор царя Авгия. Затем Эврисфей приказал Гераклу очистить скотный двор царя Авгия, который стоял грязным годами, Геракл согласился, но в качестве оплаты потребовал десятую часть стада. Он почистил скотный двор водами реки за один день.

7. Критский бык. Что бы поймать Критского быка, Геракл отправился на Крит. Этот бык опустошал все вокруг. Геракл поймал его и укротил. Но затем отпустил его обратно, где его убил Тесей.

8. Кони Диомеда. После укрощения быка Геракл отправился во Фракию, где у царя Диомеда были кони. Геракл захватил коней и убил Диомеда. Он отпустил коней и их растерзали дикие звери.

9. Пояс Ипполиты. Затем Эврисфей послал Геракла за поясом Ипполиты в страну амазонок. Геракл миром хотел добыть пояс, но ревнивая Гера сделала все, что бы началась война, в которой ценой плена был добыт пояс царицы амазонок Ипполиты.

10. Коровы Гериона. После похода к амазонкам Эврисфей велит Гераклу привести ему коров великана Гериона. По пути Геракл убил пса Орфа и великана Эвритиона, а затем и самого Гериона. Привести коров стоило ему больших трудов.

11. Кербер. После получения коров Эврисфей приказывает отправится в Аид за псом Кербером. Геракл укротил пса и привел его в Микены, но трусливый Эврисфей попросл отправить пса снова в Аид.

12. Яблоки Гесперид. Последний подвиг для Геракла был самым трудным — добыть яблоки Гесперид. На своем пути он убил Антея- царя Бусириса, держал небесный свод за Атланта пока он ходил за яблоками. Но и яблоки были отданы Эврисфеем обратно в сад.

Дедал и Икар

Будучи величайшим художником Дедал из-за зависти убил своего племянника Тала. Спасаясь от смерти он бежал на Крит, где прожил много лет. Вместе с сыном он на крыльях из воска хотел улететь, но Икар погиб, а Дедал добрался до Сицилии, где поздней погиб Минос.

Миф о Тисее

Рождение и воспитание. Эгей беззаботно правил в Афинах, но его печалило одно обстоятельство- у него не было детей. Оракул дал ему пророчество, что у него родится сын и станет величайшим героем Греции. Уходя в Афины Эгей положил под скалу свой меч и сандалии, сказал Эфре, что когда Тесей сам в состоянии будет сдвинуть скалу пусть возьмет их. Сам Тесей вырос сильный и красивый.

Тесей в Афинах. После того как Тесей по просьбе матери взял меч и сандалии отца он отправился в Афины к отцу. По дороге он победил величайших разбойников: великана Перифета, Синида и Прокруста, а так же порождение Тифона и Ехидны- свинью. В -Афинах Тесей победил и быка, укрощенного Гераклом (см. 7 подвиг Геракла).

Путешествие на Крит. Когда Тесей пришел на Крит Аттика была в печали, так как горажане должны были каждые 9 лет отдавать 7 юношей и девушек на съедение Минотавру. При помощи Ариадны, дочери царя Миноса он убил Минотавра и вышел из лабиринта, но забыл заменить паруса на белый цвет, чем погубил своего отца, Эгей бросился в море, думая, что сын погиб.

Тесей и амазонки. Тесей мудро правил в Афинах, часто отлучаясь на разные войны. Так он привел из Фемискира города Амазонок царицу Антиопу и женился на ней. Амазонки хотели освободить свою царицу и вторглись в Афины. Началась война, в которой Антиопа и была убита, сражаясь на стороне Тесея.

Тесей и Пейрифой. Живший в Фесалии предводитель лапифов Пейрифой захотел померятся силой с Тесеем, тем самым вызвав его на поединок. Но оба были такими величавыми, что сразу прекратили сражение. После этого Тесей отправился на свадьбу Пейрифоя, где состоялась битва с Кентаврами.

Похищение Персефоны. Смерть Тесея. Когда умерла жена Пейрифоя Гипподамия, Пейрифой решил снова жениться. Тогда они похитили Елену, а затем захотели похитить жену самого Аида Персефону, но были наказаны, власть перешла Менесфею, а Тесея настигла смерть.

Орфей и Эвридика

Великий певец Орфей имел прекрасную жену нимфу Эвридику, но счастье его длилось не долго, так как Эвридика умерла от укуса змеи. Орфей отправился к Аиду и попросил вернуть её, Аид вернул Эвридику, но попросил Орфея не оборачиваться назад, когда они будут возвращаться, но он не послушался и потерял Эвридику навечно. После Орфей стал ненавидеть женщин и был растерзан вакханками.

Аргонавты

Фрикс и Гелла. У Афаманта были дети Фрикс и Гелла, но он изменил жене Нефеле и женился на дочери Кадма Ино, но она не взлюбила его детей. Ино подкупила послов и те принесли ложное известие, что голод кончится, если принести Фрикса в жертву. Но Нефела послала златорунного барана, что бы спасти детей. Гелла погибла, когда баран летел над морем, а Фрикса баран привез в Колхиду к сыну бога Солнца- волшебнику Эету. Барана принесли в жертву, а руно повесили в роще, которое сторожил неусыпный дракон. Молва о руне прокатилось по всей Греции, от него зависело благоденствие всего рода.

Рождение и воспитание Янсона. В Фессалии правил брат Афаманта Кретей. Но после его смерти править стал Энсон, но жестокий Пелий отнял у него власть. Когда у Энсона родился сын он из за боязни отдал его на воспитание кентавру Харону. Когда Янсон вырос он пришел назад в Иолк, где родился к своему отцу. По дороге он встретил Пелия, а после встречи с Энсоном Янсон потребовал у Пелия вернуть ему власть. Но хитрый Пелий задумав погубить Янсона потребовал добыть ему золотое руно.

Поход в Колхиду. После разговора с Пелием Янсон начал готовится к походу в Колхиду. Он собрал много героев, был построен корабль и боги покровительствовали Янсону.

Аргонавты на острове Лемнос. После плавания герои пристали к острову Лемнос. Они долго наслаждались пирами, но Геракс уговорил их ехать дальше.

На полуострове Кизик. Во время путешествия по Протонтиде аргонавты пристали к острову Кизик, где жили долионы. После победы над шестирукими исполинами ночью аргонавты снова прибыли к острову, но жители их не узнали и началась война, только утром они поняли свою ошибку.

Аргонавты в Мизии. После недолгого плавания аргонавты прибыли в Мизию, где исчезли Геракл и Гилас. Опечаленные аргонавты вернулись на корабль, но морской бог Главк сказал, что Геракл должен вернуться в Грецию и совершить 12 подвигов у Эврисфея.

Аргонавты у Амика. На следующий день аргонавты пристали к берегу Вифании. Там правил царь Амик, который гордился своей силой и заставил всех с ним бороться. Амик был побежден и убит когда с ним дрался Полидевк, тогда бебрики напали на аргонавтов, но были обращены ими в бегство.

Аргонавты у Финея. Вскоре аргонавты прибыли в к берегам Фракии. Выйдя на берег они увидели дом, где жил Финей, который раньше был царем. За злоупотребление даром прорицания Финей ослеп и боги наслали на него гарпий, которые гадили на его пищу. Сыновья Борея погнались за ними, но вестница богов Ирида запретила гарпия трогать пищу Финея, после сытного обеда Финей предсказал аргонавтам их дальнейшую судьбу.

Симплегады. Финей предсказал аргонавтам, что на их пути встретятся скалы Симплегады, которые сходятся и расходятся. Тогда аргонавты пустили голубя и тот пролетел между скалами, а за ним прошел и корабль и тогда скалы Симплегады остановились.

Остров Аретиада. Прибытие в Колхиду. Аргонавты плыли долго, но тут с острова поднялась птица и кинула медное перо, пролетая над кораблем, перо вонзилось в плечо Оилею. Вынув перо из раны аргонавты увидели, что это стрела. Аргонавты поняли, что это птицы стимфалиды, которые жили на острове Аретиада. Герои прибыли на остров и начали шуметь и кричать, птицы же поднялись в небо стали кидать стрелы, после чего скрылись за горизонтом. На острове аргонавты встретили сыновей Фрикса, которые потерпели кораблекрушение на пути возвращения в Орхомен. На следующее утро герои прибыли в Колхиду.

Гера и Афродита. Когда аргонавты прибыли в Колхиду, боги стали советоваться, как помочь Янсону. Богини Гера и Афина решили идти к Афродите, что бы она велела своему сыну Эроту пронзить стрелами сердце Медеи- дочери Эета.

Янсон у Эета. Утром аргонавты решили идти к Эету, что бы просить его отдать руно. Когда они пришли к дворцу Эета их увидела Медея и вскрикнула от изумления. Во дворце Аргос сообщил Эету, что Янсон прибыл за золотым руном. Разгневавшись Эет решил погубить Янсона приказав ему вспахать поле Ареса и засеять его зубами дракона а после сразиться с воинами из зубов дракона.

Аргонавты обращаются к Медеи. Вернувшись на корабль, Янсон рассказал о поручении Эета. Тогда Аргос сказал, что во дворце Эета живет Медея, великая волшебница. Когда аргонавты попросили помочь, она достала мазь которую отдала Янсону, объяснив, как ею пользоваться.

Подвиг Янсона. Глубокой ночью Янсон принес жертву Гекате. Утром он пошел к Эету и тот дал ему зубы дракона. Янсон натер волшебной мазью щит, копье, а затем намазался сам и его тело обрело нечеловеческую силу. Затем он запряг быков и вспахав поле засеял его зубами дракона и когда из зубов выросли воины он сразился с ними, убив всех до единого. Увидев это Эет задумал погубить Янсона.

Похищение золотого руна. Эет догадался, что Янсон совершил подвиг при помощи Медеи. Великая опасность грозила им обоим, тогда Медея решила помочь Янсону похитить руно. Она усыпила дракона, а Янсон снял руно и быстро отвязав Арго он понесся прочь от Колхиды. Эет же послал за ним погоню.

Возвращение аргонавтов. Когда аргонавты увидели, что берег Истра занят колхидцами они придумали погубить их хитростью. Янсон послал предводителю войска колхидцев Абсириту дорогие подарки как бы эти подарки от Медеи и убедил его прийти в храм, где и убил его, аргонавты затем пустились в путь, но началась буря и голос из коры велел им ехать к Цирцеи за очищением. Цирцея очистила аргонавтов от убийства и они счастливо поехали дальше и вскоре прибыли в Иолк.

Смерть Пелия. Пелий же не сдержал своего слова отдать власть Янсону. Тогда Янсон решил отомстить Пелию и попросил Медею омолодить Энсона и та исполнила его желания, об этом узнали дочери Пелия и попросили омолодить Пелия. Медея сделал несколько иное зелье и усыпив Пелия убила его, но власть Янсону так и не удалось получить сын Пелия изгнал Янсона из Иолка, Янсон удалился с Медеей в Коринф.

Смерть Янсона. После изгнания Янсон и Медея стали жить в Коринфе у царя Креонта, но Янсон изменил Медее и когда у них родились дети он влюбился в дочь царя Главку. Медея разгневалась и задумала погубить обоих. Она послал Главке отравленные платье и корону, которые убили её, затем Медея убила своих детей а под обломками Арго погиб и Янсон.

Миф об Энее.В мифе речь идет о путешествие Энея в Италию, что бы там основать город. Он преодолел много странствий, участвовал в войне с Турном, в которой победил. После войны он основал новый город и был взят на небо.

Легенды о Риме. В городе Альба-Лонго царствовал потомок Энея- Нумитор, его брат Апулий завидовал ему и свергнул его с престола, затем убил сына Нумитора, а дочь сделал жрицей богини Весты.

Когда Рея дочь Нумитора родила от брака с Мирсом Амулий приказал бросить близнецов в Тибр. Детей бросили в Тибр, но и нашла волчица и отнесла в свое логово, где их потом нашел пастух Фаустул, мальчиков назвали Ромул и Рем. Братья были смелыми, именно Ромул убил Амулия и освободил брата. Ромул основал после смерти Рема город названный Римом.

natarov.pp.ua

Материал по чтению (4 класс) на тему: Викторина 4 класс. "Мифы Древней Греции"

Викторина

  1. Богиня мудрости, подарившая Персею свой щит? ------------------------------------------
  2. Герой, победивший медузу Горгону и чудовищную рыбу. --------------------------------
  3. Богиня красоты, жена Персея. -----------------------------------------------------------------
  4. Покровитель торговли, юношества, гимнастики, придумавший числа и азбуку и обучивший этому людей? ---------------------------------------------------------------------------
  5. Великан, который держит небосвод. ------------------------------------------------------------
  6. Царь подземного царства и его жена. -----------------------------------------------------------
  7. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. --------------------------------------------------
  8. Бог, правящий Землёй и Небом. -------------------------------------------------------------
  9. Кто был главным «добытчиком» золотого руна, и какое название  было у корабля аргонавтов? --------------------------------------------------------------
  1.     Кто и за что был прикован несокрушимыми цепями к вершине скалы?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11.       Кто из героев Греции совершил 12 великих подвигов?-------------------------------------

  1.     Какое из побережий  называли греки Колхидой?-----------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

              13.       Напишите правильно имена героев:

Полисейдон ------------------------------------------------------------------------

Генера  -------------------------------------------------------------------------------

 Веракл    -----------------------------------------------------------------------

Афрофона  --------------------------------------------------------------------

 Декар        ---------------------------------------------------------------------------

Эврифей   ------------------------------------------------------------------------------

Герлант        ----------------------------------------------------------------------------------

14.   : Гора, на которой живут боги.  ------------------------------------------------

.

15.   С Олимпа слетели и рассыпались крылатые выражения.

Собери их.

        

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного

nsportal.ru

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века" на тему: "Мифы Древней Греции"

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж

Студентка группы ПНК-3

Барскова
Наталья Вячеславовна

Конспект урока литературного чтения на тему:

«Мифы Древней Греции»

Преподаватель:

Исаева С.А.

Дзержинск – 2015

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Цель: Знакомство с понятием миф, особенностями древнегреческих мифов.

Образовательные:
1) Углубить знания детей о мифах и легендах Древней Греции;
2) Расширять словарный запас через знакомство с новыми словами;
3) Упражняться в навыке осознанного и выразительного чтения.

Развивающие:
1) Развивать познавательный интерес учащихся.

Воспитательные:
1) Совершенствовать культуру младшего школьника.

Общая информация

Формируемые УУД

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Планируемые результаты урока

Регулятивные: адекватно анализируют собственную работу;

Познавательные: владеют навыками осознанного чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, аргументируя её.

Личностные

Уважают историю и культуру других народов; испытывают чувство прекрасного.

Литература и Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/23/urok-literaturnogo-chteniya-mify-drevney-gretsii
http://infourok.ru/material.html?mid=130148
http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-matveva/vneklasnoe-meroprijatie-s-prezentaciei-4-klas-mify-drevnei-greci-dedal-i-ikar.html
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.school7.korolev-net.ru%2Ffiles%2Fmetodkopilka%2Fmif.doc&name=mif.doc〈=ru&c=5673077e66c9

Оборудование

ТСО-компьютер (презентация), учебник

Для учащихся:

Учебники, рабочие тетради.

План урока:
I. Организационный момент (2 мин)
II. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)
III. Открытие нового знания (25 мин)
IV. Закрепление нового материала (13 мин)
V. Домашнее задание и инструктаж о его выполнении (1 мин)
VI. Рефлексия (3 мин)

ХОД УРОКА

Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на урок.

Беседа.

ЛУУД

КУУД

РУУД

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация личностного смысла обучающихся к изучению темы

 (На слайде иллюстрации с изображением Древней Греции, греческой посуды. Звучит музыка «Сиртаки»).
- Сегодня, ребята, мы попадем в другую страну на много тысячелетий назад. Музыка, которую вы слышали, перенесла нас на Балканский полуостров в Древнюю Грецию.
Из курса окружающего мира вы знаете исторические достопримечательности Древней Греции. А на уроке чтения мы познакомимся с литературным прошлым Греции.
- Прочитайте тему, написанную на доске. - Правильно. Сегодня узнаем, что такое миф и познакомимся с двумя из древнегреческих мифов.

- Мифы Древней Греции.

Рассказ, фронтальная беседа, музыкальное сопровождение, презентация.

ЛУУД
ПУУД

III. Открытие нового знания

Объяснение обучающимся нового материала

- Ребята, давайте с вами откроем страницу 138 учебника и прочитаем статью «Мифы народов мира».

- Так что такое миф?

- Миф – (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. Зародились мифы в глубокой древности. Не умея правильно разгадывать и объяснять законы мира, смысл и причины непонятных явлений природы, человек выдумывал богов и приписывал их воле всё, что совершалось в природе и обществе. Древние люди вкладывали в мифы всё, что они думали о добре и зле, о геройстве и трусости, о справедливости и вероломстве.

- Сегодня мы с вами познакомимся с героем мифа «Арион» стр. 138. Обратите внимание, в пересказе кого написан миф?

- Посмотрите в словаре, кем был Геродот?

- Это подтверждает то, что мифы мы знаем в пересказах.

Первичное прочтение

- Теперь давайте прочитаем миф об Арионе. Текст не большой. Читать начинает один, я останавливаю, читает другой.

Лексическая работа

- После мифа приведены несколько новых слов. Давайте узнаем их значение и найдём ту строчку, где употреблялось данное слово.

Кто такой Геродот нам уже известно. Он древнегреческий историк. Давайте начнём с тирана.

- Предложение с этим словом вы уже прочитали. А как вы объясните выражение «петь дифирамбы»?

- Ребята, давайте запишем эти слова в тетрадь с их значениями, и запишем предложения, в которых эти слова употребляются.

ФИЗМИНУТКА

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

- Читает хорошо читающий ученик.

- Миф – это выдумка, вымысел, легенда о различных богах, их силе и поступках.

- Миф пересказал Геродот.

- Геродот был древнегреческим историком.

Читают хорошо читающие ученики. Учитель помогает.

- Тиран – правитель в Древней Греции. «Периандр был тираном Коринфа».

- Кифаред – музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте. «Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб, дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе».

- Дифирамб – восторженная похвала.

- Хвалить кого-то, петь хвалебные песни.

Выполняют работу в р.т.

Фронтальная беседа, работа с учебной книгой.

ПУУД
КУУД
ЛУУД

IV. Закрепление нового материала

Организация работы по более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала

- А теперь вернемся к работе. Перечитайте, ребята, первый абзац мифа

- Кто был правителем Коринфа?

- Какое диво случилось?

- Кем был Арион?

- Что сочинял Арион?

- Прочитаем второй абзац.

- Где побывал Арион?

- Кому доверял больше всего Арион?

- Что задумали корабельщики?

- Как Арион избежал гибели?

- Сдержал ли свое слово Арион?

- Каким образом Арион оказался все-таки в Коринфе?


- Какое новое испытание подготовила ему судьба?

- Что ответили корабельщики Периандру на вопрос, что им известно об Арионе?

ФИЗМИНУТКА для глаз.

- Мы много читали, пусть теперь наши глазки отдохнут.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.

Повторять в течение 20-30 секунд.

- Глазки отдохнули. Теперь, ребята, прочитаем третий абзац.

- Как раскрылась ложь корабельщиков?


- Что есть на Тинаре?


- Подумайте, почему народ помнит об Арионе?

- Мы говорим, что миф – это фантастические истории, а что в этом мифе было фантастикой?

- В заключение нашей работы посмотрите на иллюстрацию в учебнике и найдите отрывок в тексте, который бы соответствовал ей.

Читают абзац самостоятельно.

- Правителем Коринфа был Периандр.

- Арион был вынесен на берег дельфином.

- Арион был кифаредом.

- Он сочинял дифирамбы.

Читают абзац вслух.

- Арион был в Италии и Сикелии, а затем захотел вернуться в Коринф.

- Больше всего доверял коринфским корабельщикам.

- Выбросить Ариона в море и

завладеть его сокровищами.

- Он упросил корабельщиков

позволить ему спеть в полном наряде певца свою песнь, а затем пообещал, сам лишит себя жизни.

- Да.

- Ариона спас дельфин, а затем он направился в Коринф.

- Периандр не поверил рассказу Ариона и заключил его под стражу.

- Они ответили, что он живет где-то в Италии и с ним всев порядке.


Читают третий абзац про себя.

- Арион внезапно появился в одеянии, в котором он бросился в море. Корабельщики не могли уже ничего отрицать.

- На Тинаре стоит статуя - жертвенный дар Ариона, изображающая человека на дельфине.

- Арион был великим музыкантом. Его песни были так красивы, что боги не могли допустить его смерти и на его спасение послали дельфина.

- То, что вдруг так внезапно, ниоткуда появился дельфин и спас Ариона.

- «Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару».

Работа с учебной книгой, фронтальная беседа

ПУУД
КУУД

V. Домашнее задание и инструктаж о его выполнении

Объявление детям домашнего задания, объяснение его выполнения

- Домашнее задание: подготовить пересказ данного мифа.

Слово учителя.

ЛУУД

VI. Рефлексия

Обобщение полученных знаний

- Итак, с каким новым жанром литературы мы познакомились?

- Что такое миф?

- С каким мифом Древней Греции мы познакомились?

- А теперь давайте еще раз насладимся звуками греческой музыки, как наслаждались греки пением Ариона.

Музыка «Сиртаки»

- Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомились с жанром – миф.

Миф – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе.

- Мы сегодня познакомились с древнегреческим мифом «Арион»

Фронтальная беседа, музыкальное сопровождение.

ЛУУД
КУУД
ПУУД

infourok.ru

Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки. Видеоурок. Литература 6 Класс

Уже много лет современные ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие значительное и служащее примером для подражания. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнéе. Миф – не сказка. Миф отождествляет мечту с реальностью. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений. Обо всём этом в видеоуроке «Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки»…

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

Цель урока – понять, что такое миф, чем отличается миф от сказки и познакомиться с мифами Древней Греции о происхождении мира.

Есть на свете прекрасная страна Греция. Но так называем её только мы. У самих греков она зовётся Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые греки построили прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками  величайшей эллинской культуры. Но есть ещё одно наследие, пришедшее к нам от эллинов. Это мифы о богах и героях, о происхождении мира. Они открывают удивительные страницы жизни этого народа.

Рис. 1. Мифы Древней Греции. Герои Эллады (Источник)

Что же такое миф?

Миф – произведение устного народного творчества, в котором рассказывается о происхождении мира, о деяниях богов и героев,  а также объясняются явления природы.

Помните: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком. Их в течение многих веков создавал перерабатывал великий художник – греческий народ.

Что же заставляло греческого человека создавать мифы?

Он жил в постоянном общении с природой, отовсюду древним людям грозила опасность: в лесу – звери, с небес – молния, которая грозила пожаром, продолжительные дожди и засухи губили урожай, грозя голодом. Человек пытался приручить стихии, а для этого их нужно было объяснить.  Он всегда хотел знать: почему день сменяется ночью, почему на смену теплу приходит холод, как появился огонь и почему человек смертен. Он пытался объяснить эти стихии, опираясь на свой жизненный опыт. Древний человек считал, что природа – это живое существо. Миф  - это объяснение картины мира на основе знаний и опыта. Миф имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа постепенно утрачивалась по мере того, как человек получал новые знания об этом мире. Но поэтическая сторона мифа до сих пор имеет свою прелесть. Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем мифология других народов, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом, древнегреческим поэтом,  в поэме «Теогония. Родословная богов», а также в поэтическом цикле «Сказания о героях».

Как же древние греки объясняли происхождение всего живого на Земле? Послушайте.

Происхождение мира и богов

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

… Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи.

…Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, она не знает предела.

Мифология античности – это прежде всего Олимп – гора богов. Эллины поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделив их красотой, волшебной силой, умением принимать различные образы, а также, самое главное, бессмертием. Они были подобны людям: могли быть добрыми, милостивыми, милосердными, а также коварными, злыми и мстительными.

Рис. 2. Рождение Зевса (Источник)

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.

…Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, … прекрасное лицо Зевса….

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Рис. 3. Дж. Романо Олимпийские Боги. Роспись плафона в зале Гигантов (Источник)

В чём же сходство мифа и сказки?

Миф - (от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. (Энциклопедический словарь).

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Энциклопедический словарь).

Вымысел - то, что создано, создается воображением, фантазией. (Энциклопедический словарь).

Миф и сказка – это произведения устного народного творчества, созданные фантазией народа.

В чём же отличие?

Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.

Сказка это, прежде всего,  интересная история, волшебная или бытовая. А миф это системообразующий вымысел, который призван объяснить что-то глобальное - создание мира, происхождение народа, основы религии.

И главное,  в миф люди верили, а сказка для них всегда оставалась вымыслом.

Итак, мы познакомились определением мифа и сказки. Выяснили, чем отличается миф от сказки, а также познакомились с представлениями древних греков о происхождении мира.

 

Рекомендованная литература

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Энциклопедия «Мифы народов мира».  – М., 1980—1981, 1987—1988.

3. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-источники

1. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе (Источник).

2. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции (Источник).

3. Легенды и мифы народов мира (Источник).

4. Мифологическая энциклопедия (Источник).

5. Энциклопедия «Кругосвет». Мифология классическая (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

Сколько веков минуло, а в жизни людей происходят те же события, что и в древности: рождаются люди и звери, дует ветер и льёт дождь, сменяются времена года…

Прочтите текст.

Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре сменился первым весенним месяцем – мартом. А это значит, что пришёл конец снежным и суровым бурям, скоро можно будет забыть о морозах и порадоваться наступающей весне.

Улица ещё полна сугробов, но это ненадолго. Робкие поначалу лучики солнца скоро войдут в полную силу и растопят снег. По улицам, звеня, побегут весёлые ручьи, предвестники пробуждения природы.

Очнётся ото сна лес, расправят свои ветви деревья. Белое снежное покрывало, которым зима укрыла природу, исчезнет под жаркими солнечными лучами. Дольше всего снег сохранится в низинах и оврагах, однако и туда рано или поздно доберётся солнышко. Совсем немного времени пройдёт - а от зимы не останется и следа (Источник).

Для современного человека такое описание природного явления – приход весны – понятно и привычно. Но древние люди описали бы его по-другому: с помощью мифа. А потом на основании мифа придумали бы волшебную сказку.

Задание. Представьте себе, что вы древний человек (и неважно, славянин, эллин, индиец или викинг). Опишите приход весны с помощью мифа, а потом придумайте волшебную сказку. Персонажи и мифа, и сказки могут быть как уже существующими (взятыми из прочитанных мифов и сказок), так и придуманными лично вами.

Подсказка. Вспомните определение терминов «миф» и «сказка», а также в чём заключается сходство и различие мифа и сказки.

interneturok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о