Святославичи: первая междоусобица
Кто знает, как сложилась бы жизнь братьев, если бы планы Святослава сбылись, и по какому пути вообще пошла бы тогда мировая история. Но Святослав спустя три года после смерти Ольги погиб в битве с кочевниками у днепровских порогов. А его сыновья стали княжить в отведённых им землях.
К сожалению, из документов того времени мы не можем достоверно определить даты их рождения. Есть предположения, что к началу правления Киевом Ярополку было около пятнадцати-шестнадцати лет. Младшим его братьям — и того меньше. И вот что важно: без отца они, скорее всего, не чувствовали братских уз. Ведь у каждого из них была своя мать. Некоторые историки утверждают, что матерью Ярополка была венгерская княжна Ильдике. Матерью Владимира — некая Малуша, дочь древлянского князя, которая девочкой была взята в плен. И почти нигде чётко не говорится о матери княжича Олега. И если Великая княгиня Ольга всех своих внуков ещё могла позвать к себе, чтобы они были вместе, то без её властной руки подростки были разобщены.
Братья расстались ещё до известия о гибели Святослава.
Утвердившись в Киеве и набирая силу, Ярополк некоторое время не обращал внимания на то, чем занимались его подрастающие братья в своих вотчинах. Но однажды, как повествует летопись «Повесть временных лет», в лесах, принадлежавших Олегу, самовольно охотились люди Свенельда, воеводы Ярополка. Предводительствовал охотниками сын этого воеводы по имени Лют. Самоуправство, нарушение установленных обычаев кончилось печально: сын княжеского воеводы был убит дружинниками Олега. И Свенельд якобы затем всячески подогревал в Ярополке ненависть к братьям, которые могли, объединившись, захватить княжеский престол в Киеве. Злые слова наговора в конце концов достигли своей цели. И Ярополк в 977 году отправился, как и его дед Игорь, в Древлянскую землю. Так ли это было на самом деле, та ли причина стала основанием похода Ярополка — это ещё одна историческая загадка. Но результатом этой первой в Киевской Руси междоусобицы стала гибель Олега. Произошло это событие в Овруче — ныне небольшом украинском городке Житомирской области, а тогда — центре Древлянского княжества. Как говорит предание, юный князь упал в ров, окружавший стены Овруча, когда его отступавшая дружина застряла на мосту.
Ярополк, как утверждает легенда, не хотел смерти брата и очень сокрушался о кончине Олега. Но — это только легенда.
Похоронив брата, по языческому обычаю Ярополк насыпал в Овруче могильный курган и справил тризну.
Итак, первая часть умысла Свенельда — отомстить Олегу — была выполнена.
А что же сын Малуши Владимир? Едва до него дошли вести о гибели Олега, юный князь не стал дожидаться, когда в Великий Новгород нагрянет войско Ярополка, и по утверждению некоторых источников, скрылся в Швеции. Тут мы снова можем поразмышлять: почему Владимир не собрал дружину храбрых новгородцев и не выступил с нею навстречу старшему брату? Или же почему не послал к нему своего воеводу для того, чтобы уладить возникшую неприязнь? Возможно, Ярополк и согласился бы выслушать посланца. Ведь воеводой у Владимира был сподвижник Святослава по имени Добрыня. Храбрый и мужественный, авторитетный воин, который впоследствии в русских былинах стал Добрыней Никитичем.
Но снова нам остаётся только догадываться, почему не произошло ни того, ни другого.
Покинутый князем Великий Новгород стал неинтересен для Ярополка, и он вернулся в Киев.
Сколько времени провёл Владимир в гостях у шведского короля, сказать достоверно мы не можем. Но так или иначе — вернулся он в свою вотчину с войском шведских наёмников, которое собрал вместе с Добрыней, и снова воцарился в Великом Новгороде. Причём праздновать своё возвращение долго не стал, а тут же, чувствуя за собой силу викингов, двинулся в поход на Киев.
По дороге в стольный град Владимир захватил Полоцк, жители которого во главе с правителем Рогволдом не хотели принимать нового претендента на киевский престол. Наёмники жестоко расправились с непокорными. Из всей семьи Рогволда в живых осталась лишь его дочь Рогнеда, которую князь насильно взял себе в жёны.
Далее на Киев младший Святославич двигался стремительно, не встречая сопротивления в других городах.
И опять возникают вопросы. А где же войско Ярополка, которое так быстро расправилось с дружиной князя Олега? Почему оно не вступило в бой с ратниками Владимира? Каким образом Киев оказался окружённым? Почему Ярополк, которого считали способным дипломатом, не вступил в переговоры с братом?
Вот сколько загадок задаёт нам это время!
Одно объяснение как будто расставляет всё на свои места — в кругу ближних сторонников Ярополка оказался предатель, который умело плёл интриги, выгадывал себе тёпленькое местечко, в чью бы сторону ни склонилось впоследствии противостояние недружных сыновей Святослава. Некоторые источники даже называют его по имени — Блуд — и утверждают, что Владимир подкупил этого воеводу. Ряд исследователей русской истории отождествляют Блуда с тем самым Свенельдом, который подбил Ярополка на поход против Олега.
Дальнейшее развитие событий привело к трагической развязке.
Ярополк так и не сумел найти контакт с Владимиром. Некоторое время он прятался за стенами Киева, а потом, по настоянию Блуда, который нашептал, что киевляне готовы поднять мятеж против своего князя, перебрался в крепость Родня, что стояла на речке Рось. Однако и за стенами этой крепости Ярополку отсидеться не удалось. Его сторонников становилось всё меньше. Помощи ждать было неоткуда.
После длительной осады в Родне возник голод. Защитники крепости чувствовали безвыходность своего положения. Здесь опять ситуацию взял в свои руки Блуд, и Ярополк вынужден был согласиться на переговоры с Владимиром на самых невыгодных условиях.
Как сообщает «Повесть временных лет», произошло это событие в 980 году. Но есть более ранний документ, чем этот летописный свод, — «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова), который приводит другую дату восшествия на киевский престол младшего Святославича — 11 июня 978 года. «И сел в Киеве князь Владимир в восьмой год после смерти отца своего Святослава, 11 июня, в год 6486» (978 — по новому исчислению), — говорится в сочинении Иакова. Хотя мы тут же с вами, как наблюдательные исследователи хронологии, увидим, что возникает в таком случае несовпадение в датах гибели князя Святослава. Из ряда хронологических соображений историки склоняются к тому, что именно в день, упомянутый в рукописи монаха, и произошло убийство Ярополка.
Три сына было у князя Святослава — Ярополк, Олег и Владимир, которые во время походов отца находились под присмотром княгини Ольги вплоть до её смерти в 969 году. В ту пору Святослав ненадолго вернулся в Киев из болгарских земель, где, как вы помните, он хотел создать столицу своего государства. Великий князь выделил сыновьям разные наделы. Ярополку назначил в правление Киев. Среднего сына — Олега — посадил княжить в земле Древлянской, главным городом которой тогда был Овруч. А младшему — Владимиру — центром владений определил Великий Новгород.
Два вооружённых варяга из дружины Владимира поджидали безоружного Ярополка на подходе к ставке, где обосновался Владимир. Знал ли он, что не увидит брата живым, нет ли — об этом можно говорить с большой долей вероятности. И тем ярче предстаёт в таком случае коварство молодого князя, его жестокий нрав.
Предчувствовал ли свою гибель Ярополк? Древние историки называли этого князя кротким правителем, который хотел идти по пути христианского милосердия. Он, как и его братья, тоже был язычником, но некоторые документы утверждают, что Ярополк даже стал родственником германского императора Оттона Ш, взяв в жёны дочь одного из членов императорской фамилии. Ярополк, утверждают они, таким образом собирался одновременно с браком принять крещение (возможно, даже и успел креститься). По данным Никоновской летописи, к Ярополку приезжали послы из Рима, от католического папы. О симпатиях старшего сына Святослава к христианству сообщает и известная по выпискам русского историка В.Н. Татищева Иоакимовская летопись.
Возможно, что на встречу с братом Ярополк отправился спокойно, доверившись, как доверял и ранее, тем гарантиям, с которыми пришёл к нему от Владимира предатель-воевода Блуд.
Неподалёку от места встречи на князя внезапно напали двое убийц и, как пишет один из древних авторов, «подняли его мечами под пазухи».
Так в древней Руси завершилась первая междоусобная вражда трёх молодых сыновей Святослава. Во многом она стала результатом интриг, которыми оплели братьев более опытные, искушённые жизнью воеводы.
Воцарившись на киевском княжеском троне, Владимир правил более 35 лет.
Именно он получил «прописку» в русской былинной истории под именем Владимира Красное Солнышко, именно он стал Святым равноапостольным великим князем Владимиром, крестителем Руси, на века вперёд предопределившим духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Княжеские междоусобицы (кратко)
Княжеская междоусобица — борьба русских князей между собой за власть и территории.
Основной период междоусобиц пришелся на 10-11-й вв. Основными причинами вражды между князьями стали:
- недовольство в распределении территорий;
- борьба за единоличную власть в Киеве;
- борьба за право не зависеть от воли Киева.
Всего можно насчитать три крупные феодальные междоусобицы в этот период:
- первая междоусобица (10-й в. ) — вражда между сыновьями Святослава;
- вторая междоусобица (начало 11-го в.) — вражда между сыновьями Владимира;
- третья междоусобица (конец 11-го в.) — вражда между сыновьями Ярослава.
На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Хотя наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать киевскими князьями и иметь возможность подчинить себе братьев.
Первая междоусобица на Руси
Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег — на территории древлян, а Владимир — в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию.
В 975 (976) г. по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.
В 977 г. Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден был вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян — г. Овруч. В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.
В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в г. Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром, и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.
Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 г. Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.
Первая феодальная междоусобица положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.
Вторая междоусобица на Руси
В 1015 г. умирает Владимир и начинается новая вражда — междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.
Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.
В 1016 г. начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.
Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.
1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.
Третья междоусобица на Руси
Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.
Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Вячеславу — Смоленск, а Игорю — Владимир.
В 1054 г. умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.
Практически весь 1068 г. на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 г. власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 г. Изяслав правит Русью.
Первая междоусобица в России.
Первая междоусобица в России.
Междоусобицы на Руси в 9 -11 вв. Просуществовал около 100 лет. Это борьба за власть в отдельных княжествах с центральной властью, в основном между многочисленными наследниками. Историки насчитывают до пяти междоусобиц, первые три из которых являются крупнейшими междоусобными войнами. Итак, они разделены.
Первая вражда относится к концу 10 и начало 11 вв. Оно вспыхнуло между сыновьями князя Святослава после его смерти. Это борьба за децентрализацию, освобождение от власти Киева, или за власть в Киеве, за новые земли под свою власть.
Князь Святослав Игоревич (примерно 945- 972), все годы рождения древнерусских князей известны примерно так как сведения о них фигурируют в разных документах, годы смерти известны более-менее точно, был единственным сын княгини Ольги и князя Игоря. После смерти отца Игоря Святослав в 9 г.0004 3- в возрасте х, получил право на княжение, конечно, правил не сам, а под предводительством, скорее всего Ольги. Он прославился как полководец. Хотя его мать была крещена, он до конца жизни оставался язычником. Соответственно, как язычник, он имел несколько жен и наложниц, и все его сыновья были от разных матерей. Разные наставники их воспитывали по-разному. Они не очень дружили друг с другом. И хотя их бабушка Ольга — принимала участие в судьбе мальчиков, осталась с ними во время блокады, заперлась в Киеве. Но это их особо не сближало. Отправляясь на войну с Византией, в 9 г. 0004 970 год, оставил княжество на Ярополке. Святослав погиб в битве с печенегами в 972 году.
После его смерти остались трое признанных им сыновей, между которыми он разделил свои земли, каждому посадив большой город. Старший Ярополк-киевский. Младшему Владимиру — Новгород, среднему Олегу достались земли древлян (восточнославянское племя в Украинском Полесье). Полесская низменность сейчас входит в состав Брестской области Беларуси и части Украины. Обе части расположены по обе стороны современной украинско-белорусской границы. Точный город его правления неизвестен. Город гибели известен как Овруч.
Князь Ярополк Святославович (приблизительно 972 -978 лет). Известный своей кротостью и милосердием к людям, он не притеснял христиан, за что не был особенно любим основным языческим населением. Он пытался чеканить первую монету в Древнерусском государстве — «ярополковские псевдодирхемы», к настоящему времени известно о 10 штук. Он был убит в результате вспыхнувших междоусобиц.
Все сыновья на момент получения царствования были достаточно молоды. В России в те времена 9Возрастом совершеннолетия считался возраст 0004 14 . И вполне понятно, почему через некоторое время между ними началась война за землю. Все еще находясь под сильным влиянием окружающих, молодые люди (не особенно близкие друг другу) нашли повод для ссор между собой. Возможно, также повлияли амбициозные наставники.
Между Ярополком и Олегом вспыхнула первая междоусобица. Причиной, вероятно, стало убийство одного из воевод Ярополка на землях Олега. По наущению другого своего воеводы Ярополк пошел войной на Олега. В междоусобной войне Олег погиб.
Князь Олег Святославович (ок. 1073-1078) был средним сыном Святослава. Не путать с прадедом Олегом по прозвищу Вещий. При жизни отца он был наместником на Волыни, потом сменил много мест княжения. Судя по летописям, он был хулиганом и сеял раздор на Руси, много воевал со своими соплеменниками за власть над соседними землями. И опять же, исходя из летописей, не за это, за войны и смуты, он был любим народом. В одной из летописей он назван Гореславовичем, как бы намекая на горе, которое он принес народу.
Владимир, княжил в Новгороде и находился в младенчестве под сильным влиянием своего наставника и воеводы Добрыни, как утверждают историки, правил Новгородом. Узнав о войне между братьями, Владимир бежал в варяги, где собрал дружину, с которой пошел войной на Киев и захватил его.
К сожалению, сохранилось довольно много летописных документов, а в тех, что имеются, даты сильно различаются. И то можно сказать только приблизительно, в 970 стал князем новгородским, в 978 стал князем киевским.
Князь Владимир Святославович (где-то 960- 1015) родился предположительно от рабыни его бабки Ольги. За что его презирали некоторые люди его времени. После завоевания Киева он решил принять христианство и крестить Русь. Где-то в 988 году. Хотя до этого он слыл ярым язычником, но построил под Киевом большой храм всех языческих богов, где, как говорят, приносил человеческие жертвы. У него было огромное количество наложниц. Но приняв христианство, он коренным образом изменил свое поведение и за свою доброту, щедрость (устраивал для народа большие пиры) и заботу о простом народе получил прозвище Красное Солнышко. Есть и другая версия, как победитель во многих битвах и благодаря великим завоеваниям. Обе версии основаны на добрых делах, щедрости и воинской славе. Владимир был канонизирован как равноапостольный (т. е. равный по сану). по смыслу апостолов), а также его бабка Ольга.
Может быть, личные качества русских князей как-то повлияли на междоусобную войну между братьями. Но, по мнению историков, такое время просто наступило не только в истории России, но и в истории Европы. Но это не принесло большой радости людям. Бойня есть бойня. Здесь не щадят не только солдат, но и мирных жителей. Здесь уместно привести поговорку: «Баны дерутся, у крепостных чубы трескаются». Сколько русских людей было вырезано русскими ради амбиций правящей верхушки. Вражда никому не принесла ни славы, ни прибыли.
Но из истории страны — слова не выкинуть, что было, то было. Однако история – это наука, которая предупреждает и учит. Стоит присмотреться к тому, что уже было в истории и желательно не повторять ошибок. В результате всех этих действий никто не стал лучше. Благодаря этому Русь не укрепилась, народ не разбогател, князья не покрылись великой славой.
Благодаря междоусобицам Древнерусское государство было доведено до середины XII веков распалась на несколько самостоятельных частей, что привело к подрыву обороноспособности всего Древнерусского государства.
Владимир I | Биография, достижения и факты
Владимир I
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- около 956 г. Киев Украина
- Умер:
- 15 июля 1015 г. Украина
- Дом/Династия:
- Династия Рюриковичей
- Известные члены семьи:
- отец Святослав I сын Ярослав Мудрый
См. все связанные материалы →
Владимир I , полностью Владимир Святославич или украинский Владимир Святославич , имя Святой Владимир или Владимир Великий , русский Святой Владимир или Владимир Великий , (род. ок. 956, Киев, Киевская Русь [ныне в Украине] — умер 15 июля 1015, Берестова, под Киевом; день памяти 15 июля), великий князь Киевский и первый христианский правитель Киевской Руси, чьи военные завоевания объединили Киевскую и Новгородскую губернии в единое государство, а византийское крещение определило курс христианства в регионе.
Владимир был сыном нормандско-русского князя Святослава Киевского от одной из его куртизанок и принадлежал к роду Рюриковичей, господствовавшему с 10 по 13 века. Он был сделан князем Новгорода в 970. По смерти отца в 972 г. вынужден был бежать в Скандинавию, где заручился помощью дяди и победил Ярополка, другого сына Святослава, пытавшегося захватить Новгородское княжество вместе с Киевом. К 980 г. Владимир объединил Киевское царство от Украины до Балтийского моря и укрепил границы от набегов болгарских, балтийских и восточных кочевников.
Хотя христианство в Киеве существовало до Владимира, он остался язычником, нажил около семи жен, основал храмы и, говорят, участвовал в идолопоклоннических обрядах с человеческими жертвоприношениями. В связи с волнениями, охватившими Византию, император Василий II (976–1025) обратился за военной помощью к Владимиру, который согласился, в обмен на сестру Василия Анну в браке. Договор был заключен около 987 года, когда Владимир также согласился на условие, что он станет христианином. Приняв крещение, приняв христианское отцовское имя Василий, он штурмовал византийскую область Херсонеса (Корсунь, ныне часть Севастополя), чтобы устранить окончательное сопротивление Константинополя. Затем Владимир приказал обратить в христианство Киев и Новгород, где идолы были брошены в реку Днепр после подавления местного сопротивления. Новое русское христианское богослужение восприняло византийский обряд на старославянском языке.
История (восходящая от монаха XI века Иакова) о том, что Владимир предпочел византийский обряд литургиям германского христианства, иудаизма и ислама из-за его трансцендентной красоты, по-видимому, мифически символизирует его решимость оставаться независимым от внешнего политического контроля, в частности немцев. Византийцы, однако, сохранили церковный контроль над новой русской церковью, назначив в Киев греческого митрополита или архиепископа, который выполнял функции как легата Константинопольского патриарха, так и императора. Русско-византийская религиозно-политическая интеграция сдерживала влияние римско-латинской церкви на славянском Востоке и определяла курс русского христианства, хотя Киев и обменивался легатами с папством. Среди церквей, воздвигнутых Владимиром, была Десятинная в Киеве (по проекту византийских зодчих, освященная около 9 г. до н.э.).96), что стало символом обращения Руси. Христианский Владимир также расширил образование, судебные учреждения и помощь бедным.Другой брак после смерти Анны (1011 г.