Биография Александра Солженицына – творчество и личная жизнь автора, читайте на ЛитРес
Александр Солженицын – российский прозаик, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, Почетный доктор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, обладатель орденов Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Святого апостола Андрея Первозванного, Государственной премии РФ, Нобелевской премии по литературе и многих других.
Александр Солженицын: детство и юность
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (ныне Ставропольский край) в семье крестьянина и дочери хозяина богатейшей на Кубани экономии. Отец Саши погиб из-за несчастного случая на охоте еще до его рождения. После революции 1917 года и Гражданской войны семья была разорена, и мать перевезла Сашу в Ростов-на-Дону, где он в 1936 году окончил школу. Кстати, именно во время обучения в старших классах у него появилась любовь к литературе: он писал эссе и стихотворения.
В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет, красный диплом которого получил в 1941 году как научный работник II разряда в области математики и преподаватель.
Александр Солженицын на войне
В 1937 году Солженицын, всю жизнь интересующийся историей, начал выискивать информацию по «Самсоновской катастрофе», создал первые главы «Августа Четырнадцатого». В 1939 году подал документы на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве, но не доучился – началась Великая Отечественная война, он был определен ездовым в транспортно-гужевой батальон. Позже события лета 1941 – весны 1942 года он описал в неоконченной повести «Люби революцию», датированной 1948 годом.
В апреле 1942 года Солженицын был направлен в артиллерийское училище, откуда в ноябре уже вышел лейтенантом и был откомандирован в Саранск в запасной артиллерийский разведывательный полк. В действующей армии находился с марта 1943 года: служил командиром батареи звуковой разведки на Центральном и Брянском фронтах. 15 сентября ему было присвоено звание старшего лейтенанта, а весной 1944 года он выступал в роли командира батареи звуковой разведки Белорусского фронта. 7 мая стал капитаном.
Александр Солженицын против советской власти
Во время службы Солженицын начал критиковать Сталина за «искажение ленинизма», чем делился в переписках с другом, рассказывая ему о некой революции. 9 февраля 1945 года он был арестован, лишен воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму.
После проведения ряда допросов 7 июля Солженицына заочно приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. В августе его направили в лагерь Новый Иерусалим, а 9 сентября – в Москву, где во время заключения он строил жилые дома. В июне 1946 года писателя перевели в систему спецтюрем 4-го спецотдела МВД, в сентябре – в закрытое конструкторское бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, в феврале 1947 года – в аналогичное место в Загорске, 9 июля – в Марфино, где он трудился математиком и начал писать автобиографическую поэму «Дороженька».
19 мая 1950 года из-за конфликта с руководством Солженицына переправили в Бутырскую тюрьму, оттуда в августе – в особый лагерь в Экибастузе на общие работы. Позже жизнь в этом лагере нашла отражение в рассказе «Один день Ивана Денисовича» и киносценарии «Знают истину танки».
Зимой 1952 года у писателя была диагностирована семинома – оперировали его в лагере. 13 февраля 1953 года Солженицын был освобожден и отправлен в пожизненную ссылку в село Берлик Джамбульской области Казахстана, где трудился школьным учителем математики и физики старших классов.
К концу 1953 года здоровье писателя оставляло желать лучшего – у него был диагностирован рак. После чего в январе 1954 года его направили в Ташкент на лечение, откуда в марте он вернулся уже чувствующим себя намного лучше. Весной 1955 года Солженицын под влиянием всего произошедшего с ним начал работу над повестью «Раковый корпус». А в июне 1956 года решением Верховного Суда СССР он был освобожден без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления». Во время ссылки автор написал такие яркие произведения, как:
- «Республика Труда»;
- «В круге первом»;
- «Протеревши глаза».
Вернувшись в августе 1956 года в Центральную Россию, автор поселился в деревне Мильцево Владимирской области, где стал преподавать математику и электротехнику старшим школьникам. Жизнь в этом местечке легла в основу повести «Матренин двор».
Александр Солженицын: творчество в массы
6 февраля 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР решила реабилитировать Солженицына. А в июле 1957 года он перебрался в Рязань, где трудился учителем физики и астрономии в средней школе. С 1959 года Солженицын начал пробиваться в литературных кругах. И после первой публикации в журнале «Новый мир» в 1962 году свет наконец увидели его произведения, по достоинству оцененные критиками и читателями:
- «Один день Ивана Денисовича»;
- «Матренин двор»;
- «Случай на станции Кречетовка»;
- «В круге первом»;
- «Для пользы дела»;
- «Крохотки»;
- «Свеча на ветру»;
- «Раковый корпус».
11 сентября 1964 года Солженицыну запретили литературную деятельность в России, изъяли огромное количество его произведений, редакции стали отказываться публиковать его творчество. Автор был вынужден распространять его в США и Европе. В феврале 1967 года он тайно закончил работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ». 4 ноября 1969 года после антипропаганды в прессе он был исключен из Союза писателей СССР. Власти даже просили писателя покинуть страну, но он отказался. Дело было настолько серьезным, что специально был создан отдел КГБ, занимавшийся исключительно оперативной разработкой Солженицына.
11 июня 1971 года в Париже вышел его роман «Август Четырнадцатого», в котором ярко выражены православно-патриотические взгляды автора. А в августе во время поездки в Новочеркасск сотрудники КГБ пытались убить автора, незаметно вколов ему яд. Однако Солженицын выжил, хоть после долго и сильно болел.
23 августа 1973 года задержанная КГБ помощница писателя проговорилась, где находится рукопись романа «Архипелаг ГУЛАГ». Вернувшись домой, она повесилась. 5 сентября Солженицын пустил произведение в печать на Западе. Тогда же он отправил руководству СССР «Письмо вождям Советского Союза», где просил их остановиться. 24 сентября КГБ предложил писателю официальную публикацию повести «Раковый корпус» в СССР в обмен на отказ от издания романа «Архипелаг ГУЛАГ» – автор не согласился.
Александр Солженицын: ссылка
7 января 1974 года было принято постановление привлечь Солженицына к судебной ответственности, а затем – сослать его. 12 февраля он был арестован, обвинен в измене Родине и лишен советского гражданства, а на следующий день буквально выгнан из страны в ФРГ. Несколькими днями позже из библиотек стали изымать произведения писателя и уничтожать их. Совершив недлинное путешествие по Европе, Солженицын решил осесть в швейцарском Цюрихе.
В 1974–1975 годах там же автор собирал материалы о жизни Ленина в эмиграции, после чего издал мемуары «Бодался теленок с дубом». В апреле 1976 года из-за идейных разногласий уже с западными активистами перебрался в США, в Кавендиш штата Вермонт.
Александр Солженицын: возвращение домой
С приходом перестройки в СССР официальное отношение к творчеству Солженицына стало меняться. Были опубликованы многие его произведения, в частности «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела. После длинного телефонного разговора с Борисом Ельциным в 1992 году 27 мая 1994 года Солженицын вернулся на родину, где в 1998 году издал объемное историко-публицистическое сочинение «Россия в обвале». 12 июня 2007 года Владимир Путин посетил Солженицына, а после была учреждена литературная премия его имени.
В конце 2002 года писатель перенес тяжелый гипертонический криз: тяжело болел, после перенесенной им операции у него работала только правая рука, но он продолжал писать, трудясь над самым полным, тридцатитомным собранием сочинений. 3 августа 2008 года на девяностом году жизни скончался в своем доме в Троице-Лыкове от острой сердечной недостаточности. 6 августа прах Александра Солженицына был предан земле с воинскими почестями в некрополе Донского монастыря за алтарем храма Иоанна Лествичника. На заупокойной службе присутствовал президент России Дмитрий Медведев.
Произведения Александра Солженицына можно читать на ЛитРес в режиме онлайн или скачать в форматах fb2, txt, epub, pdf.
Биография Александра Солженицына — биография Солженицына А.И.
Популярные биографии
Биография Константина Паустовского
Дата рождения: 31 мая 1892 года Дата смерти: 14 июля 1968 года Место рождения: город Москва Константин Георгиевич Паустовский, советский писатель,
Биография Вячеслава Иванова
Дата рождения: 16 февраля 1866 года Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 16 июля 1949 года Место смерти: Рим, Италия Вячеслав
Биография Михаила Лермонтова
Дата рождения: 15 октября 1814 года Дата смерти: 27 июля 1841 года Место рождения: город Москва Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт,
Биография Александра Островского
Дата рождения: 12 апреля 1823 года Дата смерти: 14 июня 1886 года Место рождения: город Москва Александр Николаевич Островский — известный русский
Биография Михаила Ломоносова
Дата рождения: 19 ноября 1711 года Дата смерти: 15 апреля 1765 года Место рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя
Разделы
показать полностью
Популярные фото
Последние статьи
Популярные Видео
youtube.com/embed/CcVeoF5hA5s?rel=0&wmode=transparent» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Вконтакте
Биографии известных людей » Писатели » Биография Александра Солженицына
Дата рождения: 11 декабря 1918 года
Дата смерти: 3 августа 2008 года
Место рождения: город Кисловодск
Александр Исаевич Солженицын — известный советский писатель, Солженицын А.И. — лауреат нобелевской премии по литературе, родился 11 декабря 1918 года в крестьянской семье, проживавшей в городе Кисловодск.
Его семья была зажиточной, отец матери был одним из самых богатых крестьян Кубани. Отец писателя умер, когда Александр был еще младенцем, в 1918 году офицер русской армии Исаакий Солженицын попал на фронты первой мировой и погиб во время обычной охоты. В 1924 году уже после раскулачивания семьи его мать переехала в Ростов-на-Дону.
Здесь юный Солженицын посвятил себя религии и светскому образованию. Он не вступил в ряды пионерии и регулярно посещал церковь. В 1936 году из-за давления со стороны партии ему пришлось вступить в комсомол, но активную деятельность в организации он не вел и старался не участвовать в работе комсомола. В школе он увлекся гуманитарными науками, очень полюбил литературу и историю, но поступил на физмат Ростовского университета.
Этот факультет он выбрал, так как считал, что там преподавали самые лучшие профессора.
Он был отличником учебы и деканат даже рекомендовал его для работы в аспирантуре, но литература привлекала Солженицына намного больше. Все свое университетское время он посвятил сбору материала для последующей серии исторических романов. В 1939 году Солженицын поступил в МИФЛИ на заочное отделение, но во время обучения началась война.
Он отправился на войну и прошел военный путь и из рядового был повышен до капитана. Во время службы он получил Орден Красной Звезды, но все эти заслуги были сведены на нет после расследования особистов. Перехваченная переписка между Солженицыным и его другом, в которой он называл Сталина «паханом», а великого вождя революции Ленина окрестил «Вовкой». Эта вольность стала причиной отправки Солженицына в лагеря на восемь лет.
Это можно было считать мягким наказанием, за подобную фамильярность его могли расстрелять на месте без разбирательств, но к сведению был принят Орден Красного Знамени.
Целый месяц допросов на Лубянке, потом работа в Московском исправительном лагере, затем лагерь в Рыбинске, Загорске, Марфинске. В последнем лагере он разругался с начальством тюрьмы и его отправили в Степлаг в Казахстане рядом с городом Экибастуз. Он провел в нем несколько лет и в феврале 1953 года наконец был освобожден.
В 1952 году в лагерных условиях была проведена операция по удалению раковой опухоли у писателя, он чудом остался жив. В условиях лагеря долечить рак было нельзя, после освобождения он перенес еще одну операцию, которая прошла успешно и излечила Солженицына.
В 1961 году журнал «Новый мир» опубликовал рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это был очень смелый литературный опус, который сразу же стал источником споров и разговоров в среде литераторов и читателей. В декабре следующего года он вступает в ССП. В этот период он написал несколько знаковых произведений, среди которых, конечно же, «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Матренин двор», «В круге первом». Естественно, не все его произведения встречаются «на ура» властями. Сразу же после окончания хрущевской оттепели цензура вновь обращает свое внимание на Солженицына, теперь ему отказывают в публикации «Ракового корпуса».
Такие же проблемы становятся на пути к печати произведения «В круге первом». Само название «Архипелаг ГУЛАГ» было неприемлемым для печати.
Его творения никогда бы не были опубликованы в СССР, а потому он тайно выслал рукописи в Европу. «Раковый корпус» и «В круге первом» были опубликованы в Париже и стали настоящим взрывом в эмиграции. В 1973 году свет увидел первый том романа «Архипелаг ГУЛАГ». В следующем году писателя депортируют в ФРГ, а еще через два года он переезжает в США, чтобы закончить работу над романом-эпопеем «Красное колесо». Удивительно, что западный мир вручил ему Нобелевскую премию по литературе, а своя родная страна изгнала.Его гражданство восстановили в 1991 году и он вернулся в Россию. У него появилась возможность участвовать в политической жизни страны, он был оппозиционно настроенным общественным деятелем и критиковал власть, а также вел передачу «Встречи с Солженицыным» на телевидении. Умер писатель 3 августа 2008 года.
Солженицын является важной исторической личностью, он внес огромный вклад не только в развитие литературы, но и показал реалии советского тоталитарного режима, изобразив их в художественном виде.
Важные вехи жизни Александра Солженицына:
— Родился 11 декабря 1918
— Поступил в Ростовский университет в 1936
— Призван в армию в 1941
— Арестован за переписку в 1945
— Был в нескольких лагерях с 1945 по 1953
— Освобождение во время хрущевской оттепели в 1953
— Реабилитация и переезд во Владимирскую область в 1957
— Публикация произведения «Один день Ивана Денисовича» в 1962
— Пересылка и публикация в Париже романов «В круге первом» и «Раковый корпус» в 1968
— Присуждение Нобелевской премии по литературе в 1970
— Лишение гражданства СССР и депортация в ФРГ в 1974
— Публикация некоторых глав романа-эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» в СССР в 1989
— Восстановление гражданства России в 1991
— Возвращение в Россию в 1994
— Награждение Солженицына госпремией РФ в 2007
Занимательные факты из биографии Александра Солженицына:
— Первая жена Солженицына Наталья Решетовская заочно развелась с мужем после заточения Солженицына в лагерях в 1948, после освобождения писателя Решетовская вернулась, но в 1968 году Солженицын развелся с ней и женился на Наталье Светловой
— «Один день Ивана Денисовича» обязан своей публикацией Александру Твардовскому, который был редактором журнала «Новый мир», он получил на руки рукопись рассказа и лично ходатайствовал в Политбюро, чтобы рассказ разрешили напечатать
— Солженицын отказался от Ордена Святого Андрея Первозванного, мотивировав отказ тем, что не может принять награду от тех, кто довел страну до состояния гибели.
— В его честь в 2009 года, была названа улица в центре города Москвы, она так и называется — улица Александра Солженицына
The-biografii.ru информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на The-biografii. ru.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.
Солженицын Александр | Encyclopedia.com
BORN: 1918, Kislovodsk, Russia
DIED: 2008, Moscow, Russia
NATIONALITY: Russian
GENRE: Fiction, nonfiction
MAJOR WORKS:
One Day в жизни Ивана Денисовича (1962)
В круге первом (1968)
Раковый корпус (1968)
Архипелаг ГУЛАГ, 1918–1956: опыт литературного исследования (1973)
Обзор
Будучи первым противником советского коммунизма в России, чьи взгляды стали широко известны, Александр Солженицын является героем для многих людей во всем мире. На протяжении всей жизни, полной драматизма, Солженицын оставался политической личностью и историком, живо занятым центральными проблемами своей эпохи. Переживший одиннадцать лет советских тюрем, исправительно-трудовых лагерей и ссылки, он был одним из самых видных советских диссидентов, влиятельных в разоблачении нарушений прав человека в Советском Союзе. Он вдохновил многих на выражение собственного несогласия, защиту свободы слова и распространение подпольной литературы. Подобно своим предшественникам Льву Толстому и Федору Достоевскому, Солженицын сосредоточил свое внимание преимущественно на России, однако он обращался к проблемам, которые резонируют далеко за пределами каких-либо национальных границ.
Сочинения в биографическом и историческом контексте
Воспитанный в нищете матерью-одиночкой Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске, Россия. Солженицын никогда не знал своего отца, который погиб в результате несчастного случая на охоте еще до рождения Солженицына. Советское правительство отказало матери Солженицына в достаточной занятости, и семья жила в нищете. К девяти годам Солженицын осознал свои литературные амбиции, а еще до восемнадцати решил написать крупный роман о русской революции 19-го века.17, что привело к свержению предыдущего царского правительства России и в конечном итоге к образованию Советского Союза. Получив ученые степени в области лингвистики, математики и физики, Солженицын начал преподавать физику в 1941 году. дать отпор немецким войскам. В 1945 году, когда он был командиром артиллерийской батареи советской армии, агенты контрразведки обнаружили письма, в которых Солженицын критиковал сталинизм, иногда жестокую систему правления, которую практиковал советский правитель и диктатор Иосиф Сталин. Признанный виновным в заговоре против государства, он более десяти лет содержался в различных учреждениях, в том числе в исправительно-трудовом лагере в Казахстане и тюрьме Марфино.0003 шарашка , или государственная тюрьма и научно-исследовательский институт. Именно в московской тюрьме на Лубянке он читал недоступные другим способом произведения таких авторов, как Евгений Замятин, великий советский прозаик 1920-х годов, и американский писатель Джон Дос Пассос, чей экспрессионистский стиль позже повлиял на собственное творчество Солженицына. 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, он был освобожден из тюрьмы и сослан в Среднюю Азию. Там Солженицын преподавал математику и физику в средней школе и начал писать стихи и пьесы, а также делать заметки для романа. В это время у него также был диагностирован рак, который чуть не привел к его смерти; его переживания во время лечения вдохновили его более поздний роман Раковое отделение (1968).
Освободившись из ссылки в 1956 г., Солженицын вернулся в центральную Россию, где друзья уговорили его представить свои произведения в российское периодическое издание «Новый мир» , которое опубликовало Один день из жизни Ивана Денисовича ( Один день Ивана Денисовича ) в 1962 году. Роман, появившийся в период открытости, поощряемый советским лидером Никитой Хрущевым, имел значительный успех. Однако с падением Хрущева и приходом к власти гораздо менее терпимых режимов Солженицын быстро потерял официальную милость и попал под пристальное наблюдение силовиков. Когда ему была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1970 лет он не смог присутствовать на церемонии награждения, потому что советское правительство не гарантировало ему повторный въезд в Россию. Французская публикация «Архипелаг ГУЛАГ » ( Архипелаг ГУЛАГ ) в 1973 году — обширная история исправительно-трудовых лагерей в Советском Союзе — привела к его аресту, а в 1974 году он был выслан из своей родины и в конце концов поселился в Соединенные Штаты. В мае 1994 года, после двадцати лет ссылки в Вермонте, Солженицын и его жена Наталья вернулись жить в Россию. Несмотря на слабое здоровье, Солженицын продолжал работать вплоть до своей смерти от сердечной недостаточности в 2008 г.
Произведения в литературном контексте
Социалистический реализм Социалистический реализм был официальной художественной доктриной, утвержденной Сталиным в 1934 году. Она требовала, чтобы творческий художник служил обществу, будучи реалистичным, оптимистичным и героическим. Творчество и свобода самовыражения были более чем обескуражены; они были незаконными, что вынуждало Солженицына маскировать свои политические и социальные послания во многих своих самых известных произведениях.
Набор в Сталинской России, «Один день Ивана Денисовича » (1962), первое опубликованное советское произведение такого рода, посвящено простому заключенному, который хочет лишь честно отбыть свой срок. В романе Солженицын стремился перевернуть обычный прием соцреализма, навязывавшего читателю мысли и чувства. Поэтому он представил свой рассказ в ироничной, сдержанной, эллиптической манере, призванной вызвать спонтанные чувства, не связанные с официальной пропагандой.
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ
Среди известных современников Солженицына:
Андрей Сахаров (1921–1989): ведущий российский физик, Сахаров боролся с ядерной войной и коммунистической диктатурой.
Иосиф Бродский (1940–1996): Высланный из Советского Союза в 1972 году, этот поэт русского происхождения получил Нобелевскую премию по литературе в 1987 году.
Нельсон Мандела (1918–): Мандела был президентом Южная Африка (1994–1999) после двадцати семи лет тюремного заключения за руководство движением против апартеида.
Вацлав Гавел (1936–): чешский драматург и бывший антикоммунистический диссидент, Гавел был президентом Чехословакии (1989–1992) и Чехии (1993–2003).
Исаак Азимов (1920–1992): Азимов, родившийся в России, был легендарным писателем-фантастом в Соединенных Штатах.
Парадоксы Оценка жизни и творчества Солженицына должна касаться неразрешимых парадоксов — он прославился как протестный писатель, но в душе был эстетом. Его моральный и духовный авторитет проистекал из того, как он свидетельствовал о тоталитаризме двадцатого века, но его нелюбовь к публичности и замкнутость сделали его анахронизмом. Творчество Солженицына необходимо рассматривать в связи с той традицией, из которой оно исходило, ибо оно отвечает социалистическому реализму, провозглашенному в 1932 как единственно приемлемый вид искусства в Советском Союзе. Поскольку литература социалистического реализма напоминает многие западные бестселлеры своим доступным стилем, положительными героями и счастливым концом, она отрезала русскую литературу от ее богатого наследия XIX и начала XX века.
По-своему Солженицын предпринял непрекращающуюся попытку восстановить целостность российского общества, воссоединив дореволюционный и послереволюционный периоды. Он писал, чтобы осмыслить эволюцию России двадцатого века с точки зрения жизни и творчества русских классиков девятнадцатого века. Соответственно, он близко знал произведения русских мастеров, таких как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Юрий Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Федор Достоевский и Антон Чехов. Усилия Солженицына были вознаграждены в 1970 г., когда он получил Нобелевскую премию по литературе за то, что Нобелевский комитет назвал «этической силой, с которой он следовал незаменимым традициям русской литературы».
Работы в критическом контексте
Как писатель и общественный деятель Солженицын вызывал бурную реакцию, от грубой брани до восторженного восхищения. Критические ответы Солженицыну постоянно зависели от идеологических симпатий комментатора к советскому коммунизму. В эпоху холодной войны, когда самые важные произведения Солженицына появились на Западе, его хвалили за смелость его позиции по отношению к советским властям. Реже критики серьезно исследовали философские и моральные аспекты его послания.
Один день Ивана Денисовича Написана скудной, незамысловатой прозой, Один день Ивана Денисовича рассказывает о типичных занятиях одного заключенного. «Иван Денисович, — утверждала Ширли Дж. Паолини в «Справочнике по короткой фантастике », — представляет собой обычного человека, заключенного в советский лагерь за незначительное преступление; его энергия полностью посвящена выживанию в суровых условиях». Лорен Ливингстон, пишущая в English Review резюмировал «Один день из жизни Ивана Денисовича » как «навязчивое чтение», а Глеб Зекулин, пишущий в «Советские исследования », рекомендовал его как «кладезь информации». Еще один энтузиаст, Владимир Дж. Рус, писал в Canadian Slavonic Papers , что «Солженицын подарил миру движущуюся картину… подлинной радости собственного существования, даже когда он так ограничен во времени, пространстве и собственном сознании. ” Авраама Ротберга Александр Солженицын: Главные романы признает, что в «Один день из жизни Ивана Денисовича » Солженицын «исследовал новую территорию в использовании языка, используя сочетание тюремного сленга, крестьянского и порнографического сленга», а Кристофер Муди в Солженицын считал рассказ «Красноречивый протест». Точно так же Роберт Л. Яруп заметил в Explicator , что роман касается «неудержимого человеческого инстинкта свободы».
«Матренин дом» «Один день Ивана Денисовича » имел огромный успех у советских читателей, и Солженицын последовал за ним в «Новом мире » с рассказами, в том числе «Матрениным домом», в которых бывший заключенный дружит со стареющей крестьянкой, которая служит его хозяйка. Андрей Кодяк в своем исследовании Александр Солженицын отмечал, что «Солженицын опирается на собственный опыт для создания рассказчика Игнатьича». Джон Кларди в эссе Cimarron Review выразил особую похвалу за то, как Солженицын обращается с характеристикой в «Доме Матрены», заявив, что «Матрена, как Анна Каренина Толстого, выделяется в нашем сознании как реальная личность». Леонид Ржевский тем временем процитировал другого читателя, в Солженицын: Создатель и подвиг , считавший Матрену «самым блестящим образом крестьянки во всей русской литературе, которую я читал». Еще один критик, Стивен С. Лоттридж, написал в Russian Literature Triquarterly , что «Матренин дом» повествует о «испытаниях и потерях, пережитых невиновным и праведным человеком», а Роберт Луи Джексон в статье, представленной в Солженицын: Сборник критических эссе резюмировал сказку как «значительное искусство». Тем временем Шерил А. Спитц описала короткую работу в Русское обозрение очерк как «рассказ о нравственном взрослении одного человека».
ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ
Один день из жизни Ивана Денисовича открыл глаза международному сообществу на жестокость советской тюремной системы. Роман занимает свое место в литературной традиции реальных и вымышленных произведений, изображающих заключение, включая следующие:
Дом мертвецов (1862), роман Федора Достоевского. Этот роман основан на четырех годах Достоевского в сибирском лагере.
Баллада о Редингской тюрьме (1898 г.), стихотворение Оскара Уайльда. Стихотворение Уайльда — это размышление о страдании и несправедливости смертной казни, написанное после заключения Уайльда за «грубую непристойность».
Воспоминания из женской тюрьмы (1994), мемуары Наваль эль-Саадави. В весьма литературных мемуарах врач, писательница и защитница прав женщин рассказывает о кошмарных переживаниях политических заключенных в Египте.
Я отказываюсь умирать: Мой путь к свободе (2002), мемуары Койги ва Вамвере. Кенийский правозащитник вспоминает тринадцать лет заключения при президенте Даниэле Арапе Мои.
Первый круг Первый круг был описан эссеистом в Encyclopedia of World Biography как «резко сатирический». В романе, согласно Дэвиду М. Гальперину в эссе, включенном в Александр Солженицын: критические очерки и документальные материалы , Солженицын «исследует как вездесущность лжи как доказуемую черту советского общества, так и как метафизический, демонический прием». Более того, Солженицын в своей характеристике Сталина подчеркивал, что диктатор, каким бы чудовищным и могущественным он ни был, все же был человеком. «В своем портрете Сталина в The First Circle », — писал Пол Н. Сигель в Clio , — «Солженицын, урезая возвышающуюся фигуру Сталина сталинского мифотворчества до размеров, показал, что он — человек, иронически расходящийся с образом ».
Ответы на вопросы литературы
- Согласны ли Вы с решением Солженицына вернуться в страну, которая его и сослала, и заточила? Каковы наиболее важные факторы, которые должен учитывать экспатриант, прежде чем вернуться домой?
- Как вы думаете, почему Солженицын смог провести масштабное исследование, позволившее ему произвести Архипелаг ГУЛАГ , скрывая проект от властей?
- Прочтите книгу Джорджа Оруэлла « Скотный двор ». Если бы вы могли включить Солженицына в роман как персонажа, кем бы он был? Как бы вы показали его роль и действия в вашей характеристике?
БИБЛИОГРАФИЯ
Книги
Баркер, Фрэнсис. Солженицын: Политика и форма . Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 1977.
Блум, Гарольд, изд. Александр Солженицын, Современные критические взгляды . Филадельфия, Пенсильвания: Chelsea House, 2001.
Бург, Дэвид и Джордж Фейфер. Солженицын: биография . Нью-Йорк: Stein and Day, 1972.
Данлоп, Джон Б., Ричард Хо и Алексис Климофф, ред. Александр Солженицын: критические очерки и документальные материалы . Нью-Йорк и Лондон: Collier-Macmillan, 1975.
Эриксон, Эдвард Э. мл. Солженицын и современный мир . Вашингтон, округ Колумбия: Regnery Gateway, 1993.
Фейер, Кэтрин, изд. Солженицын: Сборник критических очерков . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1976.
Labedz, Leopold, ed. Солженицын: документальный фильм . Bloomington: Indiana University Press, 1973.
Махони, Дэниел Дж. Александр Солженицын: восхождение от идеологии . Лэнхэм, штат Мэриленд: Rowman & Littlefield, 2001.
Пирс, Джозеф. Солженицын: Душа в изгнании . Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер, 2001.
Скаммелл, Майкл. Солженицын: Биография . Нью-Йорк: Нортон, 1984.
Томас, Д.М. Александр Солженицын: столетие в его жизни . New York: St. Martin’s Press, 1998.
Anchor (DEMO) > Празднование 100-летия со дня рождения Александра Солженицына
100 лет назад, сегодня, 11 декабря 1918 года, родился Александр Солженицын. Он вошел в присутствие своего Господа и Спасителя, Иисуса Христа, 3 августа 2008 года. Итак, в честь его 100-летия я хочу повторно опубликовать статью, которую написал о нем еще в 2013 году.
Трудно объяснить личное влияние Солженицына. Он был такой крупной фигурой в глазах общественности и вызывал споры (хорошие) на протяжении всей своей жизни. Он родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске на юге России. Ближе к концу Второй мировой войны, в 1945 году, будучи капитаном Красной Армии, он был арестован за пренебрежительные высказывания о Сталине в частном письме другу. Сначала его отправили в печально известную Лубянскую тюрьму в Москве, а затем приговорили к восьми годам каторжных работ в нескольких лагерях для военнопленных, о чем он позже напишет в своем монументальном трехтомнике «9».0271 Архипелаг ГУЛАГ .
Когда я думаю о Солженицыне, а думаю о нем часто, сразу приходят на ум несколько вещей: принципиальный, яростно откровенный, непоколебимый, плодовитый автор, теоцентрист, закоренелый враг всех форм тоталитаризма, настойчивость, выносливость, вера и, может быть, больше всего, страдание, страдание, страдание.
В этот, 100-летний юбилей со дня его рождения, я хочу порекомендовать вам познакомиться с ним поближе. У меня есть большинство его опубликованных работ, и они занимают две полки в одном из моих книжных шкафов. Итак, с чего следует начать?
Пожалуй, лучше всего начать с его небольшой работы Один день из жизни Ивана Денисовича (Альфред А. Кнопф). Написанный в 1959 году, он описывает одну зиму своего заключения в трудовом лагере в Экибастузе в Казахстане.
Три биографии также стоят вашего времени и усилий. Наиболее широко известная — « Solzhenitsyn: A Biography » Майкла Скаммелла (Нью-Йорк: W.W. Norton & Company, 1984), 1051 стр. Первая биография, которую я прочитал о нем, и та, которая произвела на меня наибольшее впечатление, — это Александр Солженицын: столетие в его жизни , Д. М. Томас (Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1998), 583 стр. Если размер этих двух работ вас немного устрашает, вы можете начать с . Солженицын: Душа в изгнании , Джозеф Пирс (Grand Rapids: Baker Books, 2001), 334 стр. Этот том был переиздан Ignatius Press в исправленном и обновленном издании в 2011 году.
Всего несколько недель назад a вышла новая книга Солженицына. Это первый из двух томов его личных воспоминаний, в первую очередь о его изгнании здесь, в США. Вы обязательно увидите его в моем списке лучших книг 2018 года. Название: Между двумя жерновами: Книга 1, Очерки изгнания, 1974-1978 , перевод с русского Петра Константина (Notre Dame: Notre Dame Press), 451 стр.
В четверг, 8 июня 1978 г., Солженицын выступил с речью в Гарвардском университете под названием «Мир, разделенный на части». Хотя это и было ожидаемо, ни университетская элита, ни большинство студентов не услышали того, что хотели. Солженицын нанес то, что один комментатор назвал «ударом по солнечному сплетению» западной эгоцентричности, светского гуманизма и материалистического потребления. Я призываю вас прочитать речь полностью, но ниже я привожу несколько выдержек, чтобы дать вам представление о том, что было сказано.
Упадок мужества
«Упадок мужества может быть самой яркой чертой, которую сторонний наблюдатель замечает на Западе в наши дни. Западный мир потерял гражданское мужество как в целом, так и по отдельности, в каждой стране, в каждом правительстве, в каждой политической партии и, конечно, в ООН. Такой упадок мужества особенно заметен среди правящих групп и интеллектуальной элиты, вызывая впечатление упадка мужества у всего общества. Конечно, есть много смелых личностей, но они не имеют определяющего влияния на общественную жизнь. Политические и интеллигентские бюрократы проявляют подавленность, пассивность и растерянность в своих действиях и заявлениях и тем более в теоретических размышлениях, чтобы объяснить, насколько реально, разумно, а также интеллектуально и даже нравственно оправдано основывать государственную политику на слабости и трусости. . . .
Легальная жизнь
Я всю жизнь прожил при коммунистическом режиме и скажу вам, что общество без какой-либо объективной правовой шкалы поистине ужасно. Но общество, не имеющее другого масштаба, кроме правового, тоже не вполне достойно человека. Общество, основанное на букве закона и никогда не поднимающееся выше, очень мало пользуется высоким уровнем человеческих возможностей. Буква закона слишком холодна и формальна, чтобы оказывать благотворное влияние на общество. Там, где ткань жизни соткана из законнических отношений, царит атмосфера нравственной посредственности, парализующая самые благородные порывы человека.
И выдержать испытания этого грозного века будет просто невозможно, опираясь только на законническую структуру. . . .
Направление Свободы
Разрушительной и безответственной свободе дарован безграничный простор. Общество, по-видимому, мало защищено от бездны человеческого упадка, такого как, например, злоупотребление свободой для морального насилия над молодежью, фильмы, полные порнографии, преступлений и ужасов. Это считается частью свободы и теоретически уравновешивается правом молодых людей не смотреть или не принимать. Законнически организованная жизнь показала, таким образом, свою неспособность защитить себя от разъедания зла.
А что уж говорить о темном царстве преступности как таковой? Правовые рамки (особенно в Соединенных Штатах) достаточно широки, чтобы поощрять не только личную свободу, но и определенные индивидуальные преступления. Виновник может остаться безнаказанным или получить незаслуженное снисхождение при поддержке тысяч общественных защитников. Когда правительство начинает серьезную борьбу с терроризмом, общественное мнение тут же обвиняет его в нарушении гражданских прав террористов. Таких случаев много.
Такой наклон свободы в сторону зла происходил постепенно, но, видимо, рождался он прежде всего из гуманистической и благожелательной концепции, согласно которой нет никакого зла, присущего человеческой природе; мир принадлежит человечеству, и все недостатки жизни вызваны неправильными социальными системами, которые необходимо исправить. Как ни странно, хотя на Западе достигнуты лучшие социальные условия, преступность все же есть и даже значительно больше, чем в нищем и беззаконном советском обществе. . . .
Социализм
Я надеюсь, что никто из присутствующих не заподозрит меня в том, что я предлагаю свою личную критику западной системы, чтобы представить социализм в качестве альтернативы. Испытав прикладной социализм в стране, где реализована альтернатива, я, конечно, не буду говорить за него. Известный советский математик Шафаревич, член Академии наук СССР, написал блестящую книгу под названием « Социализм »; это глубокий анализ, показывающий, что социализм любого типа и оттенка ведет к полному уничтожению человеческого духа и к нивелированию человечества до смерти. . . .
Не модель
Но если бы кто-нибудь спросил меня, укажу ли я запад такой, какой он есть сегодня, в качестве модели для моей страны, откровенно говоря, я бы ответил отрицательно. Нет, я не могу рекомендовать ваше общество в его нынешнем состоянии как идеал для преобразования нашего. Путем тяжелых страданий наша страна в настоящее время достигла такого интенсивного духовного развития, что западная система в ее нынешнем состоянии духовного истощения не выглядит привлекательной. Даже те особенности вашей жизни, о которых я только что упомянул, чрезвычайно печальны.
Неоспоримый факт: на Западе люди слабеют, а на Востоке становятся крепче и сильнее. Шесть десятилетий для нашего народа и три десятилетия для народов Восточной Европы; за это время мы прошли духовное обучение, намного опередившее западный опыт. Сложность жизни и вес смертных породили более сильные, глубокие и интересные характеры, чем характеры, созданные стандартизированным западным благополучием. Поэтому, если бы наше общество было преобразовано в ваше, это означало бы улучшение в некоторых аспектах, но также и изменение к худшему по некоторым особенно важным показателям. Верно, несомненно, что общество не может оставаться в пучине беззакония, как это имеет место в нашей стране. Но также унизительно для него избирать такую механическую юридическую гладкость, как у вас. После десятилетий насилия и угнетения человеческая душа жаждет чего-то более высокого, более теплого и чистого, чем то, что предлагают сегодняшние массовые жизненные привычки, привнесенные отвратительным нашествием гласности, телевизионным одурманиванием и невыносимой музыкой [ выделение мое]. . . .
Гуманизм и его последствия
Как возникло это неблагоприятное соотношение сил? Как Запад сошел с триумфального шествия на нынешнюю болезнь? Были ли в его развитии роковые повороты и потери направления? Это не так. Запад продолжал социально продвигаться в соответствии с провозглашенными им намерениями, с помощью блестящего технического прогресса. И вдруг он оказался в своем нынешнем состоянии слабости.
Значит, ошибка должна быть в корне, в самой основе человеческого мышления прошлых веков. Я имею в виду преобладающее западное мировоззрение, которое впервые зародилось в эпоху Возрождения и нашло свое политическое выражение в эпоху Просвещения. Он стал основой для правительства и социальных наук и может быть определен как рационалистический гуманизм или гуманистическая автономия: провозглашенная и навязанная автономия человека от любой высшей силы над ним. Его также можно назвать антропоцентризмом, когда человек рассматривается как центр всего сущего.
Поворот, внесенный Ренессансом, видимо, был исторически неизбежен. Средневековье подошло к естественному концу истощением, превратившись в невыносимое деспотическое подавление физической природы человека в пользу духовной. Затем, однако, мы отвернулись от Духа и приняли все материальное с чрезмерным и необоснованным рвением. Это новое мышление, навязавшее нам свое руководство, не признавало существования внутреннего зла в человеке и не видело для него никакой более высокой задачи, чем достижение счастья на земле. В основе современной западной цивилизации лежит опасная тенденция поклоняться человеку и его материальным потребностям. Все, кроме физического благополучия и накопления материальных благ, все другие человеческие потребности и свойства более тонкой и высшей природы, оставались вне поля зрения государственных и общественных систем, как будто человеческая жизнь не имела никакого высшего смысла. Это открыло доступ злу, которое в наши дни имеет свободное и постоянное течение. Одна только свобода нисколько не решает всех проблем человеческой жизни и даже добавляет ряд новых. . . .
Перед поворотом
Пока мы просыпаемся каждое утро под мирным солнцем, мы должны вести повседневную жизнь. Но есть беда, которая уже давно идет. Я имею в виду бедствие бездуховного и безрелигиозного гуманистического сознания [курсив мой].
Для такого сознания человек является пробным камнем в суждении и оценке всего на земле. Несовершенный человек, который никогда не свободен от гордыни, корысти, зависти, тщеславия и десятков других недостатков. Сейчас мы переживаем последствия ошибок, которые не были замечены в начале пути. На пути от Ренессанса к нашим дням мы обогатили свой опыт, но утратили представление о Высшей Целостной Сущности, которая сдерживала наши страсти и нашу безответственность. Мы возлагали слишком большие надежды на политические и социальные реформы только для того, чтобы обнаружить, что нас лишают самого дорогого, что у нас есть: нашей духовной жизни. На Востоке его разрушают сделки и махинации правящей партии. На Западе его душит коммерческий интерес. Это настоящий кризис. Раскол в мире менее страшен, чем подобие болезни, поразившей его основные части.
Если бы гуманизм был прав, заявляя, что человек рождается для счастья, он не рождался бы для смерти. Поскольку его тело обречено на смерть, его задача на земле, очевидно, должна носить более духовный характер. Это не может безудержное наслаждение повседневной жизнью. Это не может быть поиск наилучших способов получения материальных благ, а затем радостного извлечения из них максимума. Это должно быть выполнение постоянного, серьезного долга, чтобы жизненный путь человека мог стать опытом нравственного роста, чтобы человек мог уйти из жизни лучшим человеком, чем он начал ее. Необходимо обязательно пересмотреть таблицу общечеловеческих ценностей. Его нынешняя неправильность поразительна. Невозможно, чтобы оценка деятельности президента сводилась к вопросу о том, сколько денег человек зарабатывает или о неограниченной доступности бензина. Только добровольное, вдохновенное самоограничение может поднять человека над мировым потоком материализма. . . .
Даже если война избавит нас от разрушения, наша жизнь должна измениться, если мы хотим спасти жизнь от самоуничтожения. Мы не можем избежать пересмотра фундаментальных определений человеческой жизни и человеческого общества. Правда ли, что человек превыше всего? Нет ли над ним Высшего Духа? Правильно ли, что жизнь человека и деятельность общества должны определяться в первую очередь материальной экспансией? Допустимо ли способствовать такому расширению в ущерб нашей духовной целостности?
Если мир еще не пришел к своему концу, то он приблизился к крупному повороту в истории, равному по важности повороту от Средневековья к Ренессансу.