Письменность Древней Месопотамии – кратко
читайте также статью Литература Древней Месопотамии — кратко
Используемая в Древней Месопотамии аккадско-вавилонская система письма базировалась на шумерской. Она восприняла от нее принцип огласовки, чуждый другим семитским письменностям (например, финикийско-еврейской), в которых передавались графически лишь согласные звуки, а гласные добавлялись читателем произвольно (в зависимости от местного диалекта и иногда ошибочно).
Религия Древней Месопотамии (шумеро-аккадская). Иллюстрированная аудиокнига
Твердая фиксация в письменности основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и семиты-вавилоняне были обязаны этим достижением своим учителям – не относившемуся к семитской семье народу шумеров.
Система письма, употреблявшаяся народами Древней Месопотамии и распространившаяся впоследствии за её пределами, получила название клинописи.
Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.
Образец шумерской клинописи — табличка царя Уруинимгины
Однако своеобразная графическая шумеро-вавилонская система, резко отличающаяся от египетской или китайской иероглифики (и других видов письменности), не была изначальной.
Древнейшее письмо в Месопотамии, как и всюду, было рисуночным. При этом очень часто один и тот же рисунок (логограмма, или, как говорили прежде, идеограмма) имел целый ряд различных значений.
Например, изображение глаза означало в древней месопотамской письменности не только этот орган, но и производные понятия («лицо», «перед», «передний», «прежний»). Два вертикальных штриха (позднее три вертикальных клина – один большой, а два маленьких), символизирующие струйки воды, обозначали не только «вода», но и «сын». На этом дело не остановилось. Поскольку слово «вода» по-шумерски звучало «а», данный знак стал передавать эту гласную в словах, не имеющих никакого отношения к воде, и превратился в обыкновенную букву – точнее, в слоговой знак, состоящий из одной гласной с придыханием.
Большинство письменных знаков превратилось в слоги из двух (согласного и гласного) или трех звуков.
Однако в одном и том же тексте этот простейший знак употреблялся то как буква «а», то как слово «вода» (по-аккадски «му»), то как слово «сын». А ведь это один из самых легких знаков. Бывали случаи, когда один и тот же письменный знак имел до десяти и более значений.
Развитие клинописных знаков в Древней Месопотамии
Такая многозначность вызывала огромные затруднения. Чтение текста превращалось иной раз в настоящее решение ребусов, и только опытный и внимательный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Представим себе, что перед нами надпись, в которой после буквы «о» стоит крестик, а затем написано «ность». Мы прочтем «окрестность», а между двумя цифрами тот же крестик прочтем как «плюс». А что если таким способом будут написаны тысячи слов?
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э.
уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
По мнению одних учёных, грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Однако другие полагают, что в Древнем Шумере, зная всего 70-80 слоговых знаков, можно было неплохо читать, и подобная «начальная письменная грамотность» была широко распространена.
Глиняная табличка из Шуруппака с образцом древней месопотамской письменности. Ок. 2600 до Р. Х.
Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств требовались грамотные люди. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель – «владеющий хлыстом».
До нас дошли сотни тысяч месопотамских клинописных текстов, главным образом на глиняных пластинках (таблетках), но отчасти вырезанных на каменных плитах и металлических предметах. Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с литературным и научным творчеством народов Древней Месопотамии.
Как и в других древних странах, это творчество носит на себе отпечаток религиозно-мифологического мышления, которое лишь медленно и постепенно преодолевалось, и притом далеко не окончательно.
Письменность древней месопотамии
Не менее древней, чем египетские иероглифы, была другая система иероглифического письма — так называемая «клинопись».
Отдельные ее знаки составлены как бы из небольших «клиньев», начертанных на мягких глиняных пластинках. В Передней Азии, в Месопотамии, там, где среди песчаных пустынь текут реки Ефрат и Тигр, в древности существовали большие и сильные государства. Город Вавилон (находился примерно там, где теперь стоит Багдад, столица арабского государства Ирак) был центром царств Вавилонских, древнего и нового. На реке Тигр образовалось царство Ассирийское, столицей которого был город Ниневия. Ассирия считалась грозой древнего мира; ее цари-завоеватели оставили по себе особенно плохую память из-за жестокостей, которыми сопровождались их военные походы.
Эти древние царства использовали клинопись как систему письма. С берегов Тигра и Ефрата она с течением времени распространилась на запад, до берегов Средиземного моря, и на север, до царства халдов. Проникло клинописное письмо и на восток, к древним персам (иранцам).
Внешняя форма письменных знаков всегда в значительной мере была связана с теми материалами и инструментами, которые употреблялись для письма.
В Месопотамии для строительства применяли кирпич-сырец, высушиваемый под жгучими лучами солнца. Эти же глиняные кирпичи, или плитки, пока глина оставалась еще мягкой, использовали и как материал для письма. Письменные знаки на них чертили острой палочкой. При этом один конец черточки оставался тонким, но палочка вязла в мягкой глине, и второй конец получался более широким. Черточка приобретала вид «клина».
По вязкой глине не очень удобно чертить круги и кривые линии, поэтому все знаки старались составлять из этих коротких клинообразных черточек. На глиняной плитке в конце концов оказывались строчки довольно сложных знаков, которые все состояли из клинышков в различных причудливых на вид сочетаниях. При этом, конечно, старались написать на одной плитке как можно больше — экономили поверхность мягкой глины и писали строки тесно одна к другой.
Готовую, исписанную глиняную плитку высушивали на солнце, как простой кирпич. Такие плитки с надписями сохранились до наших дней, пролежав в течение тысячелетий под развалинами древних городов.
В царских дворцах и храмах были целые библиотеки таких записей на глине, существовали архивы подобных документов. В 19-м столетии их впервые раскопали археологи и постепенно научились их читать. Как и в Египте, здесь удалось сначала прочесть лишь собственные имена царей, написанные алфавитными знаками, и только потом перешли к разбору более древней формы письма, в которой применялись только клинописные иероглифы.
ИСТОРИЯ КЛИНОПИСНЫХ ЗНАКОВ
С самых древних надписях, найденных археологами, письменные знаки еще похожи на те предметы, которые люди хотели изобразить. Однако, рисовать на глине было неудобно. Постепенно все знаки приобрели угловатые формы и потеряли всякое, хотя бы самое отдаленное, сходство с изображаемыми предметами. Если в Египте правдивые изображения предметов сохранялись и в позднюю эпоху в виде иероглифов художественного монументального письма, украшавшего стены храмов и дворцов, то в долинах Тигра и Ефрата не было ничего подобного. Здесь безраздельно господствовала однообразная на вид клинопись, в которой все знаки были только сложными комбинациями клиньев, не напоминающими ни о каком предмете.
В самой глубокой древности слово «птица» писали знаком, который представлял собой изображение птицы. Правда, это очень упрощенное изображение, но все-таки в нем можно различить тело, шею и голову птицы. Но потом, в результате дальнейшего упрощения, вместо «головы» у птицы оказался просто крестик.
В настоящее время мы твердо знаем, с какой стороны надо начинать строчку и где ее кончать. Мы начинаем строку слева и пишем направо; по-арабски и по-еврейски, наоборот, строка начинается справа и идет налево; в китайской письменности строка большей частью идет сверху вниз. В глубокой древности направление строки у каждого народа не сразу твердо определилось. Так случилось и у древних вавилонян, и когда они меняли направление строки, поворачивались и все знаки. Знак «птицы» при этом тоже повернулся, и его стали писать хвостом вниз. Потом его составляли целиком из клинышков, а затем этот знак еще немного изменился под влиянием того, что писцы хотели придать ему некоторую симметрию.
Столица Ассирии Ниневия первоначально была просто небольшим рыбацким поселком на берегу большой реки.
Память об этом сохранилась и в начертании того письменного знака, которым обозначалось ее название. Этим знаком стремились изобразить дом, внутри которого рисовали рыбу. Дом изображался в виде трёх стен, как бы в плане, с одной стороны у него намечалась дверь. Рыба же в древней форме клинописи рисовалась довольно похожей на свой оригинал, а позднее внутри дома начали дёлать только несколько уголков, состоящих из маленьких клиньев. Вот древнейшая и более поздняя формы этого знака.
Автор: Л. И. Жирков.
Схожі статті:
Преподавание истории с помощью 100 предметов
Самая ранняя форма письменности
Самые ранние образцы письменности, известные где-либо в мире, происходят из Шумера и датируются примерно 3200 г. до н.э. В первой шумерской письменности использовались упрощенные изображения, называемые пиктограммами, которые представляли объекты. Постепенно эти пиктограммы стали более абстрактными и превратились в форму письма, известную как клинопись, в которой для формирования символов использовались клиновидные формы.
В более поздней клинописи было более 600 символов, которые можно было использовать для очень эффективного письма. Клинопись распространилась из Шумера и в конечном итоге использовалась для письма примерно на пятнадцати различных языках в древнем Ираке и других частях Ближнего Востока вплоть до 1 века нашей эры.
Что написано на табличке
Большая часть письменности древней Месопотамии написана на глиняных табличках. Влажная глина была сформирована в плоскую таблетку. Писатель использовал стилус, сделанный из палки или тростника, чтобы отпечатать символы в глине, а затем оставил табличку на воздухе, чтобы она затвердела. Эта табличка отмечена символами, показывающими количество ячменного пайка для рабочих. Символ ячменя появляется шесть раз спереди и сзади, представленный одним стеблем с колосьями наверху. Есть четыре различных числовых знака: большие и маленькие кружки с двумя дополнительными штрихами и без них. Другие знаки фиксируют должностное лицо, ответственное за транзакцию.
Более простая задняя часть планшета — это сумма вычислений на передней панели.
Использование раннего письма
По мере того, как деятельность ранних месопотамских городов-государств становилась все более сложной, были созданы организационные структуры для управления и контроля над экономикой, а методы ведения учета были разработаны на основе глиняных жетонов и простых знаков. -изготовление. Из письменных табличек мы можем сказать, что нужно было записывать: количество сельскохозяйственных культур, таких как ячмень и эммер, продукты питания, такие как пиво и хлеб, количество овец и крупного рогатого скота, количество рабочих в рабочей силе, размер полей и площадь земли. количество семян, необходимое для их посева. Как только была изобретена письменность, она быстро стала предпочтительной системой ведения записей, заменив более ранние методы.
Ведение записей было сложным делом. Это требовало высокого уровня точности, математической компетентности и стандартизированного набора измерений, соответствующих различным регистрируемым товарам.
Это, в свою очередь, требовало группы профессиональных писцов и организованной, регулируемой системы их обучения. Писцы фактически составляли государственную службу, и из более поздних табличек мы знаем, что они работали в различных сферах управления, таких как дворец, ткацкие фабрики или храмы.
В то время как ведение записей и управление были причиной развития письма, вскоре оно стало использоваться для рассказов, верований, воспоминаний и других творческих результатов. Более поздние клинописные таблички содержат примеры научных наблюдений, религиозных ритуалов, договоров, писем, поэзии и понимания того, как устроена жизнь в месопотамском мире. Вероятно, самая известная клинописная табличка повествует об эпизоде из истории героя Гильгамеша, в котором человек переживает великий потоп, посланный богами, построив лодку. Еще одна табличка, расшифрованная совсем недавно, дает инструкции по строительству лодки.
Откуда взялась письменность?
Примечание редактора
«Месопотамия: начало цивилизации» был показан на вилле Гетти с 21 апреля по 16 августа 2021 г.
Содержание тела
трудно представить время, когда началось письмо.
Археологические находки в древней Месопотамии (теперь в основном современный Ирак) показывают первоначальную силу и назначение письма, от административных и юридических функций до поэзии и литературы.
Месопотамия была регионом, включавшим множество культур, говорящих на разных языках. Самая ранняя известная письменность была изобретена здесь около 3400 г. до н.э. в районе под названием Шумер недалеко от Персидского залива. На развитие шумерского письма повлияли местные материалы: глина для табличек и тростник для стилусов (орудий письма). Примерно в то же время или чуть позже египтяне изобрели собственную форму иероглифического письма.
Даже после того, как около 2000 г. до н. э. шумерский как разговорный язык вымер, он сохранился как научный язык и письменность. Другие народы внутри и вблизи Месопотамии, от Турции, Сирии и Египта до Ирана, переняли более позднюю версию этой письменности, разработанную аккадцами (первыми узнаваемыми семитскими народами), сменившими шумеров на посту правителей Месопотамии.
В самой Вавилонии письменность просуществовала еще два тысячелетия, пока не исчезла около 70 г. н. э.
Табличка с протоклинописной надписью, около 3100 г. до н.э., протогород. Глина, 1 3/4 × 2 13/16 дюйма. Музей Лувра, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © RMN-Grand Palais / Art Resource, NY
Фото: Franck Raux
Ранние глиняные модели, изображающие предметы, были первыми учетными записями Месопотамии. Они уступили место глиняным табличкам, подобным этой из Урука, с самыми ранними надписями: упрощенными рисунками и числовыми знаками.
Письмо началось с пиктограмм (слов-картинок), нарисованных на глине остроконечным инструментом. Эта ранняя административная табличка использовалась для записи пищевых рационов для людей, на что указывают голова человека и миска, видимые в нижней левой части. Пиктограммы и цифры показывают количество зерна, выделенное городам, и типы рабочих, включая свиноводов и группы, связанные с религиозным праздником.
Подобные планшеты помогали местным лидерам организовывать, управлять и архивировать информацию.
Эта табличка отражает бюрократический учет, но аналогичные списки использовались в последующие века отдельными лицами для отслеживания личного имущества и деловых соглашений.
От рисунков к письму в повседневной жизни
Письменность развилась, когда кто-то решил заменить заостренный инструмент для рисования треугольным язычковым пером. Тростник можно было легко и быстро вдавить в глину, чтобы сделать клинья. Сначала клинья были сгруппированы для создания изображений, но постепенно группы превратились в более абстрактные знаки и превратились в сложный шрифт, который мы называем клинописью («клинообразный» на латыни). Около тысячи знаков представляли названия предметов, а также обозначали слова, слоги и звуки (или их части).
Клинописные записи предоставляют информацию о бюрократии и власти, но они также документируют множество увлекательных аспектов повседневной жизни. Письменные тексты показывают, как отдельные люди и семьи выражали свои желания, женились и заводили детей, занимались бизнесом и поклонялись Богу.
Люди писали в основном на глине, но также и на более дорогих материалах, таких как золотая пластина, показанная выше.
Табличка в конверте с брачным контрактом (фрагмент), 1830–1813 гг. до н.э., Аморрей. Необожженная глина, 5 × 2 5/8 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © RMN-Grand Palais / Art Resource, NY
Фото: Матье Рабо
Этот брачный договор заключен в глиняный конверт, часть которого откололась.
Табличка в конверте с брачным контрактом, 1830–1813 гг. до н.э., амореи. Необожженная глина, 5 × 2 5/8 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © RMN-Grand Palais / Art Resource, NY
Фото: Матье Рабо
Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчас В этом глиняном брачном контракте, который включает клятву главному богу Киша, где должен был состояться брак, отец отдает свою дочь ее новому мужу.
Цилиндрические печати в качестве подписей на глине
Чтобы подписать глиняный документ, а иногда и гарантировать его официальное закрытие, месопотамцы использовали печати, в основном из прочных, а иногда и дорогих материалов. Многие из них можно было носить или прикалывать как украшения.
Цилиндрическая печать королевского пекаря, около 2150–2000 гг. до н.э., неошумерская. Хлорит, 1 3/8 × 5/8 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © Musée du Louvre, расст. RMN-Grand Palais / Raphaël Chipault / Benjamin Soligny / Art Resource, NY
У этой личной каменной (хлоритовой) печати вырезаны концы, имитирующие крышки из металла. Оттиск показывает изображение, накатанное на глину.
На цилиндрической печати выше написано имя дворцового пекаря. Он показывает себя стоящим перед важным сидящим божеством, которого представляет меньшая богиня. В отпечатке, полученном при прокатке печати, можно увидеть, как текст и первая стоящая фигура начинают повторяться с правой стороны.
Уплотнения требуют особого ухода. Изображение и текст при вдавливании в глину менялись местами, поэтому на печати писец и художник должны были создавать зеркальные изображения и надписи. Кроме того, письмо на твердом материале требовало совершенно иной техники, чем письмо непосредственно на глине.
Кто написал клинопись?
Профессиональные клинописцы назывались «табличниками» — писцами. На медленных этапах школьного обучения они выучили сотни клинописных знаков и заучили тексты и шаблоны на разных языках. Большинство из них были мужчинами, но некоторые женщины могли стать писцами.
У студентов были разные интересы и навыки, и поговорка гласит: «Опозоренный писец становится человеком магических заклинаний».
Это было подчеркнутым напоминанием о том, что менее преданные ученики могут в конечном итоге зарабатывать на жизнь неуверенным написанием обычных заклинаний. Усердная работа могла привести к процветающей жизни за составление юридических документов или даже за написание корреспонденции для королевского двора. Те, кто выстоял, могли стать учеными со знанием математики, медицины, религиозных ритуалов, гадания, законов и мифологии или даже авторами литературы.
Табличка с очерком об обучении молодого писца, около 2000–1600 гг. до н. э., Аморрей. Необожженная глина, 3 7/8 × 2 1/2 дюйма. Музей Лувра, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © Musée du Louvre, расст. RMN-Grand Palais / Raphaël Chipault / Benjamin Soligny / Art Resource, NY
Этот пластилиновый документ является одним из серии документов, в которых записано обучение писцов.
Эта табличка — одна из более чем 20 подобных табличек (по прозвищу «Школьные дни»), рассказывающих о жизни юного ученика в школе писцов.
Я прочитал свой планшет, пообедал,
приготовил свой [новый] планшет, написал его, закончил; потом мне привезли
планшетов моей модели;
, а днем мне принесли таблетки для упражнений. Шумеры: их история, культура и характер , 1963, перевод Н. Крамера
В этот день мальчик чувствует себя успешным, но на следующий учителя неоднократно избивали его за такие нарушения, как опоздание, разговорчивость и плохой почерк. В конце концов, отец мальчика приглашает директора на обед и дарит ему подарки и деньги. Успокоенный (и откупившийся, хотя таких выплат можно было ожидать) директор заявляет мальчику: «Ты хорошо провел школьные мероприятия. Ты человек ученый!»
Многие люди, в том числе члены королевской семьи, могли научиться основам чтения и письма.
Хотя клинопись просуществовала более трех тысяч лет, по мере распространения более простых алфавитов письменность в конечном итоге стала использоваться только для научных документов и полностью исчезла в конце первого века нашей эры. письменность была утеряна примерно на 1800 лет.
Как расшифровывалась клинопись
Стела земельных пожалований («Кайю Мишо»), 1100–1083 гг. до н. э., Месопотамия. Серпантин, 15 3/4 × 8 11/16 дюйма. Национальная библиотека Франции. Изображение © BnF
Эта вавилонская каменная запись, найденная недалеко от Багдада, была первым заметным клинописным документом, обнаруженным в Европе.
В 1700-х годах ученые начали замечать клинопись на сохранившихся фрагментах глины и каменных памятниках, но не понимали, что было написано.
В 1786 году, когда французский путешественник привез эту эффектную черную девятку.0094 kudurru , небольшой каменный памятник в Париж, были предложены изобретательные переводы текста, такие как «Небесная армия дает нам пить уксус исключительно для того, чтобы обеспечить нас лекарствами, способными принести нам исцеление».
Когда его истинное значение было в конце концов расшифровано, камень был найден, чтобы записать дар земли от отца его дочери после ее замужества. Осторожный отец оговаривается, что ее новый тесть не будет претендовать на землю как на свою. Рогатое чешуйчатое существо на вершине камня — это Набу, божественный покровитель писцов, наблюдающий за надлежащим выполнением контракта.
Текст был написан аккадской клинописью, письменностью шумерских завоевателей, которая оставалась нерасшифрованной до середины 1800-х годов.
Рельеф из Центрального дворца Тиглат-Пилесара III в Нимруде, около 728 г. до н.э. Британский музей ME118882
Фото: Грета Ван Байлер
Ассирийский писец, держащий перо и глиняную табличку, записывает предметы, взятые из побежденного города.
