Дмитрий Мережковский – биография, фото, личная жизнь, стихи, книги
Биография
Произведения представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского крайне сложны для понимания и восприятия. Современному читателю этот писатель знаком как создатель журнала «Новый путь» и автор ряда религиозно-философских собраний сочинений. Помимо прочего этот мужчина вместе с дьяволицей с русалочьими глазами, поэтессой Зинаидой Гиппиус, являлся владельцем крупного петербургского литературного салона, на вечерах которого свои первые пробы пера демонстрировали классики Сергей Есенин, Александр Блок и Осип Мандельштам.
Детство и юность
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.
Портрет Дмитрия МережковскогоОбстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков — мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.
В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.
Дмитрий МережковскийВ 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы он оценил литературный талант отпрыска.
Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.
Дмитрий Мережковский в последние годы жизниВ 1884 году Дмитрий стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма, а также проявил интерес к французской литературе. В 1888 году Мережковский защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения — Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду.
Литература
Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Писатель Дмитрий Мережковский1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.
Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».
Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».
В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть «Александр I» выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» — в 1918-ом.
Полное собрание сочинений Дмитрия МережковскогоВ 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».
Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и «Данте».
Личная жизнь
Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.
В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с Зинаидой Гиппиус, будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус — самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».
Зинаида Гиппиус, жена Дмитрия МережковскогоСовременники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.
Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.
8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.
Дмитрий Мережковский и Зинаида ГиппиусДостоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.
Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой — давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку. В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально — чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности — по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.
Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий МережковскийВ 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.
Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».
В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.
Смерть
Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого Александра Невского. Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Могила Дмитрия МережковскогоИзвестно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.
Библиография
- 1895 — «Рыцарь за прялкой»
- 1895 — «Святой Сатир»
- 1895 — «Из Анатоля Франса»
- 1895 — «Смерть богов. Юлиан Отступник»
- 1896 — «Любовь сильнее смерти»
- 1896 — «Наука любви»
- 1897 — «Железное кольцо»
- 1897 — «Превращение»
- 1897 — «Флорентийская новелла XV века»
- 1901 — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
- 1904-1905 — «Антихрист. Петр и Алексей»
- 1908 — «Павел I»
- 1911-1913 — «Александр I»
- 1918 — «14 декабря»
Дмитрий Сергеевич Мережковский / Централизованная библиотечная система Канавинского района
Годы жизни: 1865 — 1941.
Русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Выдающийся писатель, жанровый новатор и один из самых оригинальных мыслителей XX века. Муж Зинаиды Гиппиус. поэтессы и писательницы, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и «соучастницей духовных и творческих исканий». Союз Мережковского и Гиппиус – самый известный творческий тандем в истории русской культуры Серебряного века.
Яркий представитель Серебряного века, он вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914 года) был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
«…Одного бойтесь – рабства худшего из всех возможных рабств – мещанства и худшего из всех мещанств – хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт, – уже не старый, фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, – грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам».
Д. Мережковский
См. подробнее:
ВикипедиЯ
В библиотеке Мошкова
Стихи
Читать онлайн
Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:
Произведения:
- Мережковский Д.С. Собрание сочинений : в 4 т. / под ред. О.Н. Михайлова; худож. А. Брусиловский. — Москва : Правда, 1990. — ил. — (Библиотека «Огонек»).
Т. 1 : Смерть богов (Юлиан Отступник). — 416 с. — (Из литературного наследия).
Т. 2, ч. 1 : Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). — 395 с. — (Из литературного наследия).
Т. 3, ч. 2 : Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). — 431 с. — (Из литературного наследия).
Т. 4 : Антихрист (Петр и Алексей). — 638 с. — (Из литературного наследия). - Мережковский Д.С. А.С. Пушкин // А.С. Пушкин: Pro et contra. Т. 1: Антология. — Санкт-Петербург, 2000. — С. 191-267.
- Мережковский Д. С. Дон Кихот : стихи // Уроки литературы. — 2008. — № 6. — С. 2-3.
- Мережковский Д. С. Александр Первый : роман. — Нижний Новгород, 1993. — 448 с. : ил. — (Русский исторический роман).
- Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей). — Москва : Панорама, 1993. — 432 с. — (Библиотека исторического романа).
- Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да-Винчи) / под ред.: Ю. Розенблюма, О. Ларкиной. — Москва : Художественная литература, 1990. — 431 с.
- Мережковский Д.С. В Тихом омуте : статьи и исследования разных лет / худож. Е. Соколов. — Москва : Советский писатель, 1991. — 496 с.
- Мережковский Д.С. Выписки и заметки о Монтене / подгот. Е.А. Андрущенко // Вопросы философии. — 2006. — № 9. — С. 121-129.
- Мережковский Д.С. Мессия : романы. — Санкт-Петербург : Издательство Лимбаха И., 2000. — 391 с.
- Мережковский Д.С. Наполеон. — Москва : Терра-Книжный клуб, 1998. — 416 с. — (Портреты).
- Мережковский Д.С. Петр и Алексей : роман. — Москва : Современник, 1994. — 511 с. — (Государи Руси Великой).
- Мережковский Д.С. Поэту : стихи // Голгофа: Библейские мотивы в русской поэзии. — Москва, 2001. — С. 320-345.
- Мережковский Д.С. Смерть Богов (Юлиан Отступник) : роман / худож. Т. Миловидова. — Москва : Панорама, 1991. — 272 с. : ил. — (Библиотека исторического романа).
- Мережковский Д.С. Христос и Антихрист : трилогия. — Москва : Книга, 1989. — (Из литературного наследия).
- Мережковский Д.С. 14 декабря (Николай I) : роман. — Москва : Современник, 1994. — 302 с. — (Государи Руси Великой).
- Мережковский Д. Царь и революция / Д. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов ; под ред. М.А. Королева. — Москва : ОГИ, 1999. — 224 с. — (Исследования по истории русской мысли).
О жизни и творчестве:
- Гиппиус З. Дмитрий Мережковский : [очерк из жизни поэта в Париже] // Русский Париж : [мемуары, очерки, статьи русских эмигрантов]. — Москва, 1998. — С. 26-45.
- Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус // Обоймина Е.Н. Поэты и их музы. — Москва, 2009. — С. 265-277.
- Д.С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников : антология / сост. А.Н. Николюкина. — Санкт-Петербург, 2001. — 568 с. : ил. — (Русский путь).
- Меньшиков М.О. Клевета обожания : [о статье Д.С. Мережковского, посвященной А.С. Пушкину] // А.С. Пушкин: Pro et contra. Т. 1: Антология. — Санкт-Петербург, 2000. — С. 294-322.
- Русское отражение французского символизма // Михайловский Н.К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX — начала XX века. — Ленинград, 1989. — С. 449-476.
- Символисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Вяч. Иванов и др.) // Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. — Москва, 1991. — С. 38-63.
- Холиков А.А. Мережковсковедение: становление, развитие и современное состояние // Библиография. — 2011. — Июль-авг. (№ 4). — С. 114-122.
Нравится
Дмитрий Сергеевич Мережковский | Русский автор
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 14 августа 1865 г. Санкт-Петербург Россия
- Умер:
- 9 декабря 1941 г. (76 лет) Париж Франция
- Известные работы:
- «Христос и Антихрист» «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
- Предметы изучения:
- Данте Федор Достоевский Иисус Лев Толстой Николай Гоголь
Просмотреть все связанные материалы →
Дмитрий Сергеевич Мережковский , (род. 14 августа [2 августа по старому стилю] 1865, Санкт-Петербург, Россия — ум. 9 декабря 1941, Париж), русский поэт, прозаик, критик и мыслитель, сыгравший важную роль в возрождении религиозно-философских интересов среди русской интеллигенции.
После окончания Санкт-Петербургского университета по специальности «История и филология» Мережковский опубликовал в 1888 году свой первый том стихов. о новых течениях в современной русской литературе»), иногда ошибочно именуемый манифестом русского символизма, тем не менее явился значительной вехой русского модернизма. В начале 20 века вместе с женой Зинаидой Гиппиус организовывал религиозно-философские коллоквиумы и редактировал журнал Новый путь (1903–04; «Новый путь»).
Викторина «Британника»
Любимые литературные произведения: правда или вымысел?
Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.
Своей трилогией « Христос и Антихрист » (1896–1905; «Христос и антихрист») Мережковский возродил исторический роман в России. Три его части, действие которых происходит в далеко друг от друга эпохах и географических ареалах, обнаруживают историческую эрудицию и служат проводниками историко-богословских идей автора. Еще одна группа художественных произведений из русской истории — пьеса 9.0037 Павел I (1908) и романы Александр I (1911–12) и 14 декабря (1918; Четырнадцатое декабря ) — также образуют трилогию. Излюбленный прием Мережковского — антитеза. Он применял его не только в своих романах, но и в своем критическом исследовании «
Русская революция 1905 года радикализировала Мережковского. Вместе с Гиппиус и Дмитрием Философовым издал антологию Le Tsar et la révolution (1907; «Царь и революция»), живя во Франции. После возвращения Мережковского в Россию в 1908 году он стал одним из самых популярных русских писателей. Он много публиковался в газетах и стал известен как поборник «нового религиозного сознания».
Мережковский с энтузиазмом приветствовал первый этап русской революции 1917, но воспринял приход к власти большевиков после его второй фазы как катастрофу для России. Эмигрировал в 1920 году. После непродолжительного пребывания в Польше переехал в Париж, где жил до самой смерти. Его более поздние работы включают романы Рождение богов (1925; Рождение богов ) и Мессия (1928; «Мессия»), а также биографические исследования Наполеона, Данте, Иисуса Христа и римско-католических святых. Мережковский считал, что Россию нужно освободить от большевизма любой ценой, поэтому он приветствовал нападение Германии на Советский Союз в 1941 во время Второй мировой войны. При жизни авторитет Мережковского среди русской эмиграции был велик. Его произведения снова стали издаваться в России лишь в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда Советский Союз начал разваливаться.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Дж. Э. Люберингом.
A
| M
N
O
P
R
S
T
|