Менщиков в березове: Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

Меншиков в Берёзове — Василий Иванович Суриков. 1883. Холст, масло. 169 х 204 см

   Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

   На картине изображен обычный день семьи, еще вчера бывшей популярной, модной и невероятно богатой. По дороге в ссылку умерла жена Меншикова, поэтому он мрачен и погружен в свои непростые и нелегкие мысли. Кажется, он пытается осознать, как так произошло, что он, известный придворный интриган, сам оказался оговоренным, запутавшимся в тенетах хитрой и коварной придворной политики.

   Рядом с отцом его трое детей. Судьба также немилостива к ним. Старшая дочь Мария — бледная, растерянная, закутанная во все черное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все — богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы. Черный цвет одеяния Марии — словно пророчество о ее печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков.

   На дальнем плане погружен в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного — Александр. Ему повезет намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной — он скончается в возрасте 50 лет.


   Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе — это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживет смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена.

Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически правил Россией при Анне Иоанновне. Но и на ней словно лежало проклятие — Александра умирает в 23 года при родах вместе с новорожденным.

   Но пока что все эти события еще впереди и о них известно только богу. Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом для ссылки платье и теплой душегрейке, читает книгу при тусклом северном свете, едва пробивающемся сквозь мутное и маленькое оконце избы. Она одна кажется светлым пятном в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния.

   Быт Меншиковых в изгнании трудно назвать нищенским — на полу лежит теплая шкура, на столе — богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди вырваны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они еще совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без занятия, а главное — без надежды на будущее.

   Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Безусловно талантливый человек, изобретательный и умный, он не справился со своими чрезмерными амбициями и честолюбием, обзаведясь множеством открытых врагов и тайных недоброжелателей. На картине его явно тяготят думы о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно погубил собственную семью. Для отца нет ничего хуже осознания своей роковой роли в судьбе детей.

   Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе отдельного человека, попавшего в жесткие колеса истории. По отзывам многочисленных современников Сурикова, а также критика Стасова, это полотно — одно из лучших из вышедших из-под его кисти.

Меншиков в Березове

Интерес к петровской эпохе, событиям и личностям в ней живущим, не покидал Сурикова на протяжении всей его творческой биографии. Судьба человека, наделенного разнообразными талантами и поставленного жизнью в контрастные ситуации становится предметом психологического исследования Сурикова, рассказанного на языке живописи. Александр Данилович Меншиков (1673-1729) – выдающаяся личность XVIII столетия, ближайший сподвижник Петра I, светлейший князь, генералиссимус, полководец и участник Северной войны. Сын придворного конюха, пройдя сложный жизненный путь, став сначала капралом в потешном Преображенском полку, за балагурство и веселый нрав назначенный камердинером Петра I, Меншиков впоследствии становится его верным другом и помощником в делах государства. После смерти своего венценосного покровителя Меншиков приобретает неограниченную власть. Став фактическим правителем при императрице Екатерине I, в целях упрочения положения он добивается помолвки своей старшей дочери Марии с цесаревичем Петром II. Но оказавшись жертвой дворцовых переворотов и придворных интриг, искусно осуществленных Остерманом, Долгоруким и Минихом, оклеветанный Меньшиков был сослан молодым Петром II в ссылку. Лившийся всех наград, орденов и званий, 8 сентября 1627 года разжалованный «полудержавный властелин» вместе с семьей отправляется в ссылку, направляясь сначала в Раненбург, а далее — в Березов. В дороге умирает жена Меншикова, без теплой одежды в тяготах длительного сибирского тракта совсем ослабевает дочь Мария. Добравшись до Березова, Меншиков собственноручно строит избу, налаживает скромный быт и становится церковным старостой. Не дождавшись конца ссылки, Меншиков умер в ноябре 1729. Ненадолго пережив отца, в декабре того же года заканчивает свое земное существование и Мария. Императрица Анна Иоанновна возвращает младших детей Меншикова (дочь Александру и сына Александра) в Петербург, главным образом для того, чтобы те вступили в права наследства и возвратили в государственную казну капитал, оставленный их отцом в зарубежных банках. В дальнейшем Александра стала женой брата Бирона, а Александр сделал себе военную карьеру в Москве.

Суриков запечатлел один из дней ссыльной жизни семьи Меншикова. Медленный ход времени, невыносимый своей бесконечностью и убийственный своей бессмысленностью, как беспрестанно пульсирующая мысль обитателей этого дома, пронизывает все пространство картины. Навязчивые думы, воспоминания прошлого, как призраки былых побед, преследуют Меншикова. Его исполинская фигура, властно сжатая в кулак рука и упрямый профиль выдают в нем человека сильного, волевого, но по прихоти судьбы заточенного в плен. Безвозвратность былой жизни, осознание собственных ошибок, вина за искалеченное настоящее и будущее своих детей – моральный груз, угнетающий и порабощающий дух героя. Бессилие и беспомощность некогда могущественного человека со всей полнотой обнаруживают, по выражению Михаила Нестерова, «шекспировкую драму» на полотне Сурикова.

Путешествия по России: Ораниенбаум

Изысканный Китайский дворец в Ораниенбауме, Россия, является одним из немногих имперских памятников в пригороде Санкт-Петербурга, который пережил 872-дневную блокаду Ленинграда (с сентября 1941 года по январь 1944 года) с относительно небольшими повреждениями.

Ораниенбаум был основан в начале 18 века сподвижником Петра Великого Александром Меншиковым и достиг своего апогея при Екатерине Великой, которая в 1762 году поручила Антонио Ринальди спроектировать свою личную дачу в Ораниенбаумском парке. Искусно продуманная натуралистическая обстановка дворца включает в себя пруд и беседку в дубовой роще. Одноэтажная резиденция, хотя и небольшая по имперским российским меркам, является шедевром, относящимся как к стилю рококо, так и к неоклассике. Впоследствии он был назван Китайским дворцом за богатое внутреннее убранство в китайском стиле.

Художники и декораторы, в основном итальянцы и французы, а также русские, участвовавшие в оформлении интерьеров, были мастерами декоративно-прикладного искусства середины 18 века в Санкт-Петербурге. Декоративная программа включает в себя потолочные росписи Джованни Баттисты Тьеполо и других венецианских художников, настенные и потолочные росписи темперой Стефано Торелли и изысканные паркетные рисунки самого Ринальди. Особого внимания заслуживают мраморные барельефы работы Марии-Анны Колло, которая была помощницей Этьена-Мориса Фальконе в скульптуре еще одного заказа Екатерины: 9-го0007 Медный всадник конная статуя Петра Великого на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Этот замечательный дворец, ставший объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, уцелел вопреки всему и позволяет современным посетителям ощутить величие русской архитектуры 18 века. Следующие виды дворцового ансамбля Ораниенбаума взяты из коллекции почти 149 000 цифровых изображений, негативов и фотографий России, подаренных отделу коллекций изображений ученым и фотографом Уильямом Крафтом Брумфилдом.

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, вид на пруд. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец. Мраморная копия Apollo Belvedere середины 18 века. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, главный (южный) фасад. Мраморная копия середины XVIII века с картины Диана Версальская (Артемида с ланью) . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, главный (южный) фасад, центральный фронтон. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, парковый (северный) фасад. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Зал муз (Живописная галерея). Роспись потолка:

Триумф Венеры Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Зал муз (Живописная галерея). Роспись потолка: Триумф Венеры Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Восточная стена: картина XIX века Пейзаж с руинами . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Роспись потолка:

Аполлон и искусство Стефано Торелли. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Парадный зал. Паркет XVIII века (орех темный и светлый, береза, яблоня, груша, клен). Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Розовая гостиная. Портреты Жана Армана де Л’Эстока (слева) и Фридриха Вильгельма фон Берггольца (справа) кисти Георга Кристофа Гроота. Цветной слайд, 1998, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Розовая гостиная. Роспись потолка: Диана и Аврора Гаспаре Дизиани. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Голубая гостиная. Картина: Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками) , копия по мотивам Антониса ван Дейка и Поля де Воса Александра Беййдемана. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Голубая гостиная. Роспись потолка: Время, похищающее истину Франческо Зуньо. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Комната стекляруса. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой зал. Картины: Похищение Ганимеда (слева) и Юнона (справа) Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой зал. Картина: Юнона Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Сиреневая гостиная. Картины: Селена и Эндимион (слева) и Венера (над дверью) Стефано Торелли. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Цветной слайд, 1998, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Малый китайский кабинет. Картина: Укрепление Гаспаре Дизиани. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Китайский дворец, Большой китайский кабинет. Роспись потолка: Союз Европы и Азии Стефано Бароцци. Цветной слайд, 1997, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Пруд с видом на беседку. Цветной слайд, 1998 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Мраморная копия середины XVIII века с картины Диана Версальская (Артемида с ланью) . Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield 9.0003

Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Канал. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Каменный мост через канал. Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Ораниенбаум

Верхний парк. Пруд с мраморной статуей Jonah (копия середины 18 века после Лоренцетто). Цветной слайд, 1997 г., авторское право William Craft Brumfield

Нажмите на слайд выше, чтобы просмотреть увеличенное изображение и подробное описание (всего 29 изображений)

Дешевые авиабилеты из Берч-Крик в Улан-Удэ по самой низкой цене | КБК — УУД

×

Алжир Ангола Аргентина Австралия Бахрейн Бангладеш Ботсвана Бразилия Камерун Канада Чили Китай Колумбия Конго Берег Слоновой Кости Египет Эфиопия Франция Габон Германия Гана Гонконг Индия Индонезия Ирак Ирландия Италия Япония Иордания Кения Кувейт Ливан Ливия Макао Малайзия Мали Маврикий Мексика Марокко Мозамбик Намибия Нидерланды Новая Зеландия Нигерия Оман Пакистан Палестина Филиппины Польша Португалия Катар Руанда Саудовская Аравия Сенегал Сингапур Южная Африка Южная Корея Испания Шри-Ланка Судан Швеция Швейцария Тайвань Танзания Таиланд Тунис Турция ОАЭ Уганда Великобритания Соединенные Штаты Вьетнам Замбия Зимбабве العربية Английский
  • Дом >
  • Дешевые перелеты >
  • Берч-Крик в Российскую Федерацию >
  • Березовый ручей в Улан-Удэ >

COVID-19 Ограничения на поездки в Улан-Удэ

Я

и лечу с

Улан-Удэ, Российская Федерация

Большинству путешественников из Березового ручья разрешен въезд в Улан-Удэ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *