Персей убивает горгону Медузу
Полидект замыслил насильно взять себе в жены прекрасную Данаю, но Даная ненавидела сурового царя Полидекта. Персей заступился за свою мать. Разгневался Полидект и с этого времени он думал только об одном — как погубить ему Персея. В конце концов жестокий Полидект решил послать Персея за головой горгоны Медузы. Он призвал Персея и сказал ему:
— Если ты действительно сын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твое не дрогнет ни перед какой опасностью. Докажи же мне, что Зевс — твой отец, и принеси мне голову горгоны Медузы. О, верю я, Зевс поможет своему сыну!
Гордо взглянул Персей на Полидекта и спокойно ответил:
— Хорошо, я добуду тебе голову Медузы.
Отправился Персей в далекий путь. Ему нужна было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны.
Тяжелый, нечеловеческий подвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать погибнуть ему, сыну Зевса. На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую твердую сталь.
Вестник богов указал юному герою как найти горгон.
Долог был путь Персея. Много стран прошел он, много видел народов. Наконец достиг он мрачной страны, где жили старые грайи. Один только глаз и один зуб имели они на всех трех. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестер. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Эти-то грайи охраняли путь к горгонам, только они одни знали его. Тихо подкрался к ним во тьме Персей, и по совету Гермеса, вырвал у одной из грай чудесный глаз как раз в тот миг, когда она передавала его своей сестре. Вскрикнули грайи от ужаса. Теперь они все трое были слепы. Что делать им слепым и беспомощным? Стали они молить Персея, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Они готовы были сделать все для героя, лишь бы он вернул им их сокровище. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам.
Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку: эта сумка то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало. Надел Персей крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечо чудесную сумку и быстро понесся по воздуху к острову горгон.
Высоко в небе несся Персей. Под ним расстилалась земля с зелеными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Города виднелись внизу, в них ярко сверкали белым мрамором храмы богов. Вдали высились горы, покрытые зеленью лесов, и, как алмазы, горели в лучах солнца их вершины, покрытые снегом. Вихрем несется Персей все дальше и дальше. Он летит так высоко, как не взлетают и орлы на своих могучих крыльях. Вот блеснуло вдали, как расплавленное золото, море. Теперь над морем летит Персей, и шум морских волн едва уловимым шорохом доносится до него. Вот уже не видно земли. Во все стороны, куда только хватает взора Персея, раскинулась под ним равнина вод. Наконец в голубой дали моря черной полоской показался остров. Все ближе он. Это остров горгон. Что-то нестерпимым блеском сверкает в лучах солнца на этом острове. Ниже спустился Персей. Как орел, парит он над островом и видит: на скале спят три ужасные горгоны. Они раскинули во сне свои медные руки, огнем горят на солнце их стальная чешуя и золотые крылья. Змеи на их головах чуть шевелятся во сне, Скорей отвернулся Персей от горгон. Боится увидеть он их грозные лица — ведь один взгляд, и в камень обратится он. Взял Персей щит Афины-Паллады — как в зеркале отразились в нем горгоны. Которая же из них Медуза? Как две капли воды похожи друг на друга горгоны.
— Скорей, Персей! Смелее спускайся вниз. Вон, крайняя к морю Медуза. Отруби ей голову.
Помни, не смотри на нее! Один взгляд, и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!
Как падает с неба орел на намеченную жертву, так ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар. Змеи на голове Медузы почуяли врага. С грозным шипением поднялись они. Пошевельнулась во сне Медуза. Она уже приоткрыла глаза. В этот миг, как молния, сверкнул острый меч. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Ее темная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал ее в чудесную сумку. Извиваясь в судорогах смерти, тело Медузы упало со скалы в море. От шума его падения проснулись сестры Медузы, Стейно и Эвриала. Взмахнув могучими крыльями, они взвились над островом и горящими яростью глазами смотрят кругом. Горгоны с шумом носятся по воздуху, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. Ни одной живой души не видно ни на острове, ни далеко в море. А Персей быстро несся, невидимый в шлеме Аида, над шумящим морем. Вот уже несется он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжелыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей. Все кругом кишело ими, все живое обращалось в бегство от них; змеи обратили Ливию в пустыню.
Персей и Горгона – миф Древней Греции онлайн
Однажды суровый царь Полидект, славившийся своей жестокостью, решил взять насильно в жены прекрасную Данаю.
Однако, она была против, так как всем сердцем ненавидела его. В защиту своей матери встал Персей. Разгневался Полидект и начал думать, как же ему избавиться от сына красивой женщины. Тогда решил он послать его на опасное задание, в котором Персей и Горгона встретятся в кровавом поединке.
Полидект назначил встречу с сыном Данаи.
– Если ты в действительности сын великого Зевса, то точно не сможешь отказаться от великого подвига. В тебе течет кровь богов, а значит, сердце не дрогнет перед опасностью. Не посмеешь ты осрамить имя громовержца? Принеси мне голову Медузы горгоны.
На столь грозную речь Персей ответил весьма спокойным голосом:
– Хорошо, будет тебе голова.
Предстоял герою долгий путь в далекие западные земли, где правила богиня Ночь и бог смерти Танат. Именно в этих краях проживали ужасные монстры – горгоны. Их тела были покрыты твердой чешуей, которая была крепче стали, ни один меч не мог их прорубить, только изогнутый клинок Гермеса. Были у них огромные руки из меди, а вместо ногтей – острые когти, которыми они разрывали человеческую плоть. Их головы были усеяны змеями, которые шипели и жалили любого. Но самое страшное в них были лица – губы блистали алой кровью, а в глазах таилась страшная злоба и ужас, любой, кто в них заглянет, тут же обращался в камень. На своих золотых крыльях носились они по воздуху, и горе было тому, кто встретиться на их пути разорвут эти чудища любого в клочья и выпьют кровь до последней капли.
Тяжелое испытание ждало героя и как только узнали боги Олимпа, что Персей должен убить Медузу горгону, тут же принялись ему помогать, ведь не могли они допустить того, чтобы сын Зевса погиб. Со скоростью мысли явился Гермес и тут же вручил свой изогнутый меч, который легким движением мог разрубить любую сталь. На помощь и пришла любимица громовержца, Афина, вручившая прочный медный щит, в котором все отображалось, как в зеркале.
Отправился на подвиг юный герой, предстояло ему увидеть множество народов и страшных людей. И вскоре взошел он в мрачные земли, где проживали старые сестры грайи. На всех трех у них был только один глаз и зуб. По очереди они пользовались ими. Пока у одной из них был глаз, то вела она всех остальных, так как они были слепы. Эти сестры охраняли дорогу к горгонам, ведь только им был известен путь.
По совету Гермеса, Персей подкрался к ним и во время передачи глаза, вырвал он его из рук сестер. И тут залились старухи в ужасном крике, ведь теперь они все трое были слепы. Оставшись беспомощными, грайи начали умолять Персея и предлагать взамен все, что только пожелает он. Тогда он потребовал, чтобы они указали дорогу к горгонам. Долго упирались грайи, так как сестры должны были хранить эту тайну, но у них не оставалось выбора, ведь только так можно было вернуть себе зрение. Указали сестры дорогу к горгонам.
Дальнейший путь привел Персея к нимфам, от которых он получил три подарка. Первый – шлем Аида, который делал любого невидимым. Второй – сандалии с крыльями, перемещающие человека по воздуху и третий – сумка, которая принимала любую форму предмета, помещенного в неё.
Используя все эти подарки, Персей быстро рассекал воздух, держа путь к медузам. Под ним расстилались облака и зеленные долины. Множество рек, словно серебряные ленты, укутали земли. Среди пышной зелени виднелись верхушки белых храмов в честь богов. А вдали можно было увидеть грозные горы, которые мрачно стояли в белоснежных шапках. Все дальше и дальше летел на своих крыльях Персей.
И вот, наконец, раскинулось под ним море золотистого цвета. Не видать ничего вокруг, только бескрайние воды. Пролетев еще немного перед ним, предстала темная полоска, это был остров, на котором проживали горгоны.
На скалистой вершине, в лучах солнца, что-то начало сверкать. Ниже стал спускаться Персей, чтобы разглядеть окрестности. И увидел он, как на верхушке спят три горгоны. Раскинули они свои медные руки, а золотая чешуя сверкает под яркими лучами. Змеи на головах изредка шевелятся во сне. Тут же вспомнил он слова Афины и увернулся от их лиц, чтобы ужасающий взгляд не превратил его в камень.
Начал вглядываться Персей, ища Медузу, ведь только она была смертной. Однако, это было сложно, ведь все горгоны были похожими. Но тут ему подсказал Гермес, тихий шёпот раздался:
– Спускайся скорей вниз, Персей, та, что ближе к морю, и есть Медуза, только ни в коем случае не смотри ей в глаза!
Словно дикий ястреб за добычей, ринулся Персей вниз, прямо к берегам моря, где спала его цель. Удерживает он себе щит, в котором отражаются горгоны. Но как только приблизился герой к своей цели, почуяли змеи неладное и начали шипеть. Тут уже стала просыпаться Медуза, но как только она начала открывать глаза, острый меч пронзил её тело. Одним точным ударом Персей отрубил горгоне голову. Тут же потекли реки крови, из которой появился крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Персей быстро ухватил голову и спрятал её в сумку.
Тело Медузы еще извивалось и с грохотом повалилось в море со скал. От этого шума проснулись другие горгоны, когда они поняли, что их сестра мертва, то злость закипела в их глазах. Взмахнули они своими могучими крыльями и с криками парят над островом, только не могу отыскать никого. Не видать на земле ни одной живой души. А в это время, Персей в невидимом шлеме несется над морями, обратно в родные земли.
Пока Персей и голова Медузы горгоны проносились над землями Ливии, то из сумки начала проступать кровь, которая каплями падала в песок. В тех местах, куда она попадала, тут же появлялись ядовитые змеи. Все вокруг начало кишит этими опасными тварями, люди начали обращаться в бегство, вскоре вся Ливия превратилась в безжизненную пустыню.
Глава 87 | Пожиратель душ вики
в: Главы Soul Eater, Crona/Внешний вид, Медуза Горгона/Внешний вид,
и еще 4
Английский
Простая история об убийстве людей
Кандзи
ただ人を殺す単純な物語
Ромадзи
Тада Хито о Коросу Танджун на Моногатари
Альтернативное имя(а)
Простая история об убийстве людей
Том #
20
Номер страницы
35
Аниме-корреспондент
Нет
Предыдущая глава
Глава 86: «Адское пламя»
Следующая глава
Глава 88: «Охота»
Раздел №
87
Дата выпуска
Япония: 10 июня 2011 г.
Сюжетная арка
Арка Безумной крови
Сводка |
---|
Безумие привело Крону к превращению в Кишина, а Медуза Горгон встретила свой конец. |
Простая история об убийстве человека — восемьдесят седьмая сериализованная глава манги Пожиратель душ . Он собран как часть Тома 20.
Содержание
- 1 Рекомендуемые появления
- 1.1 Символы
- 1.2 Местоположение
- 2 Участок
- 2.1 Логово Медузы
- 2.2 Затерянный остров
- 2.3 Логово Медузы
- 2.4 Логово Медузы (Прошлое)
- 2.5 Логово Медузы (Настоящее)
- 3 Отличия манги и аниме
- 4 мелочи
- 5 Каталожные номера
- 6 Навигация по сайту
Избранные появления[]
Персонажи
Армия Медузы
- Медуза Горгона ( убито )
- Крона
- Рагнарок
Спартой
- Смерть Малыша
- Лиз Томпсон
- Пэтти Томпсон
Другие персонажи
- Эйбон
- Арахна Горгона ( остаточное изображение )
Места
- Логово Медузы
- Украина
- Затерянный остров
Сюжет[]
Логово Медузы[]
Крона рассказывает историю, которую Медуза Горгона заставила их прочитать в детстве. Он следует за фигуркой, которая не может понять других и видит в них вещи, которые нужно убить. История проходит через каждый способ убить кого-то.
Детская книжка с картинками Кроны
Крона приходит в дом, предположительно последнее из логовищ Медузы. Крона сообщает Медузе, что они дома, и Медуза хвалит их за битву с царем Пушкам. Крона хранит молчание, но считает, что убийство с помощью Безумной крови — это простой способ убить. Затем они рассказывают, как это работает: когда вас поглощает безумие, вы поглощаете его, растворяетесь в нем, а затем затвердеваете вместе с ним. Медуза комментирует поглощение всего города в Украине, когда появляются изображения города, теперь похожего на поле битвы, с разрушенными зданиями и людьми, утопающими в безумии Черной крови. Довольная прогрессом Кроны, Медуза сообщает, что приготовила ужин для своего ребенка.
Затерянный остров[]
Кид обнаруживает настоящего Эйбона
Лиз Томпсон и Пэтти Томпсон ждут за пределами магнитного поля Малыша Смерти, который проверяет, не является ли Эйбон, которого он видел в последний раз, настоящий Эйбон или просто остаточное изображение 800-летней давности.
Как и прежде, Кид видит остаточное изображение Арахны Горгоны, затем видит Эйбона. Он понимает, что это настоящий, и говорит ему, что хочет кое-что узнать. Затем Эйбон комментирует опасения Кида, и Кид спрашивает, видит ли он что-нибудь насквозь. Эйбон перечисляет некоторые из своих сомнений относительно Кишина, Брю и того, является ли синигами причиной безумия. Затем Эйбон отворачивается и говорит Киду следовать за ним.
Логово Медузы[]
Медуза и Крона сидят за обеденным столом и едят макароны. Медуза говорит, что она вложила все свое мастерство в приготовление этого блюда для Кроны.
Логово Медузы (Прошлое)[]
Затем Крона вспоминает, как Медуза заставила их убить трех крольчат. Крона считает, что они не знали, как обращаться с младенцами, из-за чего Медуза заперла их в темной комнате без еды. Через пять дней Медуза вернулась и снова сказала Кроне убить кроликов тремя разными способами. Она спросила, читал ли Крона книжку с картинками, и сказала, что если Крона не убьет кроликов, они будут заперты без еды еще на пять дней. Крона убил их, используя три разных метода из книжки с картинками. Затем Медуза позволила им поесть.
Логово Медузы (Настоящее)[]
Крона в шоке от любви Медузы
Медуза говорит Кроне есть столько, сколько они хотят, а когда они закончат, они должны принять душ и отдохнуть. Крона молчит и никак не реагирует. Медуза извиняется за все. Она знала, что это было больно, но Крона выдержала это и стала чудесным ребенком. Она продолжает, что из-за Кроны ее исследования почти закончены и что единственное, что им еще нужно сделать, это сделать Кишин своими. Она благодарит Крону, обнимает их и говорит, что гордится своим ребенком.
Крона говорит ей, что она не может быть милой с ними, и что они просто сделали все, что им сказали, потому что Медуза была их матерью. Затем они наносят удар Медузе ножом в живот. Крона говорит, что они не выносят ее добрых слов, потом кричит, что из-за нее все выбросили.
Крона вынимает меч из живота Медузы и наносит ей еще два удара. Затем Крона говорит, что это несправедливо, что им пришлось отказаться от любви, но Медуза смогла сохранить ее, и что они даже бросили Маку. Затем Крона чуть не разрезает Медузу пополам и требует вернуть их настоящую мать. Затем они наносят удар Медузе, и мы видим, как фигурка из книжки с картинками убивает кого-то ножом.
Крона убивает Медузу
Затем Крона говорит, что Медуза, вероятно, была для них важна, но им уже все равно. Затем Медуза кричит с пола, что черная кровь теперь полна, потому что Крона отбросил их последнюю поддержку. Она говорит, что любит Крону, но они наносят ей последний удар. Мы снова видим колющую фигурку и слова «это всего лишь простая история об убийстве людей».
Отличия манги и аниме[]
- В этой главе говорится, что Крона убила Медузу, потому что Медуза впервые в жизни Медузы проявляет к ним сострадание. В эпизоде 45 именно Мака Албарн убивает Медузу, успешно овладев Охотой на Маджин и освободив Рэйчел Бойд из-под контроля Медузы.
- Крона, с другой стороны, была в состоянии смерти после того, как они были пронзены Векторной Стрелой Медузы, когда она пыталась убить Маку, поэтому не принимает участия в гибели Медузы.
- Согласно аниме, Эйбон был внутри ключа.
Общая информация[]
- Попытка Медузы проявить доброту к Кроне могла быть вызвана ее видением во время битвы с Тезкой Тлипокой.
Ссылки[]
Навигация по сайту[]
v • d • e | |
Том 1 | 0,1 • 0,2 • 0,3 • 1 |
Том 2 | 2 • 3 • 4 • 5 |
Том 3 | 6 • 7 • 8 • 9 |
Том 4 | 10 • 11 • 12 • 13 • 14 |
Том 5 | 15 • 16 • 17 • 18 |
Том 6 | 19 • 20 • 21 • 22 |
Том 7 | 23 • 24 • 25 • 26 • 27 |
Том 8 | 28 • 29 • 30 • 31 |
Том 9 | 32 • 32,5 • 33 • 34 • 35 |
Том 10 | 36 • 37 • 38 • 39 |
Том 11 | 40 • 41 • 42 • 43 • 44 |
Том 12 | 45 • 46 • 47 • 48 |
Том 13 | 49 • 50 • 51 • 52 |
Том 14 | 53 • 54 • 55 • 56 • 57 |
Том 15 | 58 • 59 • 60 • 61 • 62 |
Том 16 | 63 • 64 • 65 • 66 • 67 |
Том 17 | 68 • 69 • 70 • 71 • 72 |
Том 18 | 73 • 74 • 75 • 76 |
Том 19 | 77 • 78 • 79 • 80 • 81 |
Том 20 | 82 • 83 • 84 • 85 • 86 • 87 |
Том 21 | 88 • 89 • 90 • 91 • 92 |
Том 22 | 93 • 94 • 95 • 96 • 97 |
Том 23 | 98 • 99 • 100 • 101 • 102 |
Том 24 | 103 • 104 • 105 • 106 • 107 |
Том 25 | 108 • 109 • 110 • 111 • 112 • 113 |
Пожиратель душ Нет! | |
Том 1 | 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 |
Том 2 | 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 |
Том 3 | 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22 • 23 • 24 |
Том 4 | 25 • 26 • 27 • 28 • 29 • 30 • 31 • 32 • 33 • 34 • 35 • 36 |
Том 5 | 37 • 38 • 39 • 40 • 41 • 42 |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Ужасная Горгона | Ежеквартальное издание Лэпэма
Аудио предоставлено Curio, партнером Lapham’s Quarterly
T Древние греки были знатоками страха. Греческий язык предлагал обширную терминологию для калибровки различных оттенков и эффектов: déos , прямой ужас, страх или опасение; фобос , страх, вызывающий панику и бегство в бою; комплект 905:03 шок, от которого невозможно оторваться. Страх может быть krúoeis , леденящим, леденящим, ошеломляющим; или smerdaléos , громадное и устрашающее прилагательное — по происхождению оно, по-видимому, было ужасным звуком, таким как дробление костей или скрежет зубов, и используется для обозначения грома Зевса. От страха воины зеленеют, зубы лязгают, конечности дрожат. Это может быть deinós , ужасающий или внушающий благоговейный трепет, термин, часто используемый по отношению к богам, и слабый отголосок которого запечатлен в нашем динозавр —ужасный ящер. Однако один ужасный предмет вызывал в воображении все признаки страха и все оттенки значения, и это была голова чудовищной Горгоны, один взгляд на которую обращал людей в камень.
Горгона упоминается в разнообразной литературе и, прежде всего, в искусстве. Изображения головы Горгоны, или Горгонейона, появляются с седьмого века до нашей эры на расписных вазах, в качестве архитектурных элементов и на монетах. В мифологии горгонами были три сестры: Стено, Эвриала и Медуза. Наряду с другими чудовищными потомками, среди которых были Ехидна (Гадюка) и Офис (Змея), Горгоны были результатом кровосмесительного союза между детьми Понтоса (Море) и Геи (Земля). Источником этой генеалогии является греческий поэт Гесиод, Теогония , написанная в седьмом веке до нашей эры, является основой многих мифологических знаний. По причинам, которые Гесиод не исследует, первые две Горгоны были божественными, а Медуза была полностью смертной. Другие ранние поэты добавляют дополнительные подробности: Горгоны жили далеко на западе, на краю ночи, на скалистом острове за потоками всеохватывающего Океана. Мало что дается в плане физического описания, за исключением того, что они носили змей, обмотанных вокруг талии, и что лицо Медузы превращало людей в камень.
Уродливое зрелище, человек, который боится.
— Жан Ануй, 1944
Однако внимание приковывает история с головой Медузы. Центральное место в этой истории занимает герой Персей, принц Аргоса, настоящего древнего города, который когда-то контролировал большую часть Пелопоннеса; его связь с другими названными городами Арголиды, такими как Микены и Тиринф, заставила некоторых поверить в то, что за этим мифом мог стоять исторический царь. В мифологии Персей — сын прекрасной Данаи, чей собственный отец запер ее в бронзовой камере, чтобы перехитрить пророчество о том, что любой сын, которого она родит, убьет его. Однако Зевс, приняв форму потока золотого света, проник в комнату и оплодотворил ее. Когда Даная родила Персея, ее отец положил мать и ребенка в сундук и пустил их по течению в море. Спас их островной рыбак благородных кровей, и они остались со своим спасителем на острове. Когда Персей достиг совершеннолетия, его пригласили на празднование дня рождения при дворе местного царя, который оказался братом рыбака. На вопрос, какой подарок он принесет по такому случаю, Персей опрометчиво и необъяснимо ответил: «Голова Горгоны». Когда царь заставил его ответить, начались приключения Персея.
Фольклорные элементы запутывают сказку. Персей должен победить других ужасных существ, которые владеют ключевой информацией для его поисков. Нимфы дарят ему волшебные дары — крылатые сандалии, шапку тьмы, мешок для головы Горгоны. Божественные покровители Гермес и Афина инструктируют его избегать леденящего взгляда Горгоны, отводя глаза, и в некоторых версиях истории он использует свой полированный щит как зеркало, чтобы заниматься своей работой. Когда Персей находит сестер Горгон, они спят.
Когда он отрубает голову Медузы своим мечом, из ее окровавленной шеи рождаются два существа: ничем не примечательный воин по имени Хрисаор, который (как следует из его греческого имени) обладал золотым мечом; и, что более впечатляюще, крылатый конь Пегас. Две выжившие Горгоны бросаются в погоню, но с помощью своих магических даров Персей убегает в другие приключения, включая спасение эфиопской принцессы Андромеды от морского чудовища и использование головы мертвой Медузы, чтобы превратить своих врагов в камень. Наконец, чтобы украсить свои грозные доспехи, Афина помещает голову Горгоны либо на свой нагрудник, либо на эгиду, последняя является загадочной иконой ужаса и силы, которой обладал Зевс, но время от времени одалживала другим богам.
Это странная история, и все ее детали, похоже, не принадлежат одному и тому же повествованию. Сложные магические дары Персея, например, не являются существенными, учитывая, что он находит и убивает Медузу, пока она и ее сестры спят, и что он пользуется защитой двух могущественных божеств, чтобы избежать захвата. Не дается никаких объяснений того, что побудило Персея предложить голову Горгоны в первую очередь — ни один аспект запутанной истории не предполагает какой-либо предыдущей связи между ним и ними. И зачем вообще ее убивать, если она живет в безопасном месте у далеких берегов Океана?
Слабое объяснение убийства дается в сочинении, традиционно приписываемом Аполлодору, которое хотя и было написано в I или II веках, но основано на трудах Ферекида, мифолога пятого века до нашей эры. Согласно этому произведению, «только Медуза была смертна; по этой причине Персей был послан за ее головой». Другими словами, причиной ее убийства было то, что ее могли убить. Однако автор добавляет и, кажется, цитирует второй источник: «Некоторые утверждают, что Медуза была обезглавлена ради Афины; и говорят, что Горгона была рада сравниться с богиней даже в красоте». Зависть богов и богинь была печально известна, и смертные, которые осмеливались сравнивать себя со своими бессмертными лучшими, по-разному обращались в камень, видели, как их детей убивали, с них сдирали кожу заживо, или навлекали неугасающую ненависть на свою расу, и это лишь несколько случаев. . Тем не менее, богиня-воительница Афина не является обычным кандидатом на чисто женскую ревность. Некоторые ученые предполагают, что эта феминизация Медузы была вызвана желанием сделать более правдоподобным — или приемлемым — утверждение Гесиода о том, что она была матерью Пегаса от Посейдона, который лежал с ней «на мягком лугу среди весенних цветов». Однако более вероятно, как полагал Сократ, «такие объяснения… выдумки очень умного и трудолюбивого и не совсем завидного человека», который «должен объяснить формы кентавров, а потом и химеры, а там давит на него целая толпа таких тварей, горгон и пегасов».
T Самые ранние изображения Горгоны, встречающиеся на рельефах и расписных вазах, изображают бестелесную голову с выпученными глазами и толстым языком, высунутым из разинутого рта. Лицо окаймлено тугими локонами и очень часто — что немаловажно — бородой. На вазах Горгонейон часто служит центральным украшением щита воина. Примечательно, что независимо от того, нарисовано оно или вылеплено, лицо Горгоны всегда изображается лицом вперед, смотрящим на зрителя в лоб — поразительный факт, учитывая греческое правило изображать персонажей, как человеческих, так и божественных, в профиль.
В конце концов Горгоны обзавелись телами, но их неравномерное разнообразие предполагает, что ранние художники путешествовали вслепую и что истории, которыми они руководствовались, описывали только голову Горгоны: на одном изображении даже изображена Медуза с телом лошади. Во всех случаях, независимо от того, воплощены Горгоны или нет, акцент делается прямо на голове. Когда сестры Медузы показаны как полные Горгоны, обладающие головами, телами и крыльями, преследующие Персея, их шагающие ноги и трясущиеся руки появляются в классическом профиле, но их головы Горгон повернуты, чтобы смотреть на зрителя. Как в нарисованных, так и в скульптурных изображениях голова без шеи, как бы втиснутая, как бы задним числом, прямо в туловище существ.
Спутники страха , Рене Магритт, 1942 год. © Art Resource, NY © ARS, NYC.
Со временем Медуза, если не ее сестра Горгона, стала менее чудовищной, более человечной и особенно более женственной. К концу пятого века до нашей эры Медуза обрела шею. После четвертого века до нашей эры в ней легко узнать женщину, и она изображена в обычном профиле. По пути она также приобрела свои характерные пряди змеиных волос.
Хотя змеи ассоциировались с Медузой с самых ранних ее воплощений — ведь Горгоны были сестрами Гадюки и Змеи — змеиные волосы Медузы долгое время были лишь предварительным признаком. Именно римский поэт Овидий, писавший в начале первого века, дал атрибуту валюту. В его Метаморфозы , Овидий дико приукрашивает историю Медузы, чтобы соответствовать романтическому, щекотливому тенору своей поэмы. В его рассказе Персея, его мытарства позади, отдыхающего с другими дворянами на пиру, спрашивают, почему у Медузы, единственной из Горгон, змеиные волосы. «Потому что, о странник, — отвечает Персей, —
Больше всех она
Славилась красотой и завистливой надеждой
Из многих женихов. Словами не передать великолепие ее волос, прекраснейших 90 564 Из всех ее прелестей, — сказала мне подруга
Он увидел его прекрасное великолепие.
Красота Медузы привлекла Посейдона, который, выражаясь скромным языком одного переводчика девятнадцатого века, «добился ее любви», то есть изнасиловал ее, в храме богини-девственницы Афины. Афина, разгневанная этим нарушением ее чистоты, «отвернула голову и поднесла к глазам свой щит». Чтобы наказать за преступление, она превратила красивые волосы Горгоны в змей. Посейдон возвращается невредимым в море, и Афина кладет голову Горгоны на свой нагрудник.
T История Медузы во всем ее разнообразии породила необычайно широкий спектр интерпретаций. Ученые-феминистки видят в парализующей силе головы Медузы знак ее ярости, а миф в целом о порыве наказать властных женщин. Фрейдисты, с другой стороны, интерпретируют змей как лобковые волосы, а обезглавливание этого женского существа каким-то образом означает кастрацию. «Вид головы Медузы заставляет зрителя цепенеть от ужаса, превращает его в камень», — писал Фрейд. «Стать жестким означает эрекцию. Таким образом, в исходной ситуации это утешает зрителя: у него все еще есть пенис».
Более прямолинейные теории исследуют мифологии других земель. Горгона олицетворяет дурной глаз, или солнечный диск, или чудовище, пожирающее солнце. Роковой взгляд головы Горгоны отражает семитскую традицию бога, славу которого никто не может увидеть и пережить. Горгона — богиня-мать, происходящая от ассирийского демона-змеи, представленного бородатой, размахивающей змеей женщиной, появляющейся, например, на луристанской бронзе. Также из Ассирии есть история о Гильгамеше, чьи подвиги включают в себя взятие головы Хумбабы, ужасающего, назначенного богом Стража Кедрового леса, существа, изображаемого в искусстве в виде чудовищной, гримасничающей головы.
Существенные черты Горгониона — выпученные глаза, гримасничающее лицо, высунутый язык — присущи чудовищным существам других культур. Индийский Киртимукха, или «Лицо Славы», например, появляется в нарисованных и скульптурных формах на храмах, статуях и над входами. Бес, коренастый бог-карлик древнего Египта, имеет много общих черт Горгоны, в том числе гротескную голову с высунутым языком, бороду с бахромой и вид лицом к лицу. Широко раскрытое лицо на камне календаря ацтеков, датируемом примерно 1479 годом., также внешне похожа на Горгону.
Некоторые объяснения черпают вдохновение из мира природы. Осьминог, например, имеет вид бестелесной головы с широко раскрытыми глазами, окруженными змеиными прядями волос. Горгона — львиное животное, обитающее в Ливийской пустыне. Это грозовая туча, извержение вулкана, рев океана. Происхождение Медузы лежит в созвездии Персея, чья мигающая звезда вызывает у нее «дурной глаз». Одна теория предполагает, что гротескные глиняные маски использовались как часть ритуала, возможно, для посвященных молодых мужчин, в культе Персея, обнаруженном в Микенах.
Все подобные объяснения основаны на определенных особенностях головы Горгоны, но ни одно из них не объясняет все ее черты, и многие приводят в качестве доказательства явно поздние черты Горгоны, такие как змеиные волосы. Чтобы выявить источник окаменевшего ужаса Горгоны, необходимо отодвинуть назад столетия наслоений, отражающих ужасы, присущие каждому прошедшему веку, и взглянуть вниз на изначальную Горгону — гротескную бестелесную голову с выпученными глазами.
T Первое воплощение головы Горгоны происходит не из искусства, а из литературы. Гесиод, как мы видели, указывает происхождение Горгон в своей 9-й главе.0502 Теогония , но это не самое раннее литературное упоминание. Эта честь, как и многие другие, принадлежит Гомеру, чей эпос Илиада , датируемый примерно 730–700 годами до нашей эры, описывает Горгону в двух красноречивых отрывках.
Первое происходит, когда богиня-воительница Афина готовится вступить в битву между греками и троянцами, которая кипит вокруг города Троя. Беззастенчивая защитница греков, Афина вступает в бой со своим братом Аресом, жестоким богом войны, который является союзником троянцев.
И Афина, дочь Зевса бурной эгиды,
уронила на пол своего отца волнистую рясу,
искусно украшенную вышивкой, которую сама сделала и трудилась своими руками,
и надела плащ из Зевс, который собирает облака,
она вооружилась для слезливой войны. На плечи набросила она грозовую эгиду с кисточками,
предмет ужаса, увенчанный со всех сторон Паникой вокруг,
и Раздор был на нем, и Атака, и леденящий Бег,
и на ней тоже страшная чудовищная голова Горгоны,
предмет трепета и ужаса, знамение Зевса бурной эгиды.
Горгонейон во второй раз появляется в «Илиаде» в расширенном бравурном описании другой сцены вооружения, сцены с Агамемноном, предводителем ахейцев и аргивян, как Гомер называет греков.
Затем он взял свой окружающий человека, богато украшенный силовой щит,
предмет красоты, вокруг которого проходили десять колец из бронзы,
и на нем двадцать бледно-блестящих дисков из олова,
, а в самом центре была темно-синяя эмалированная.
И венчало это ощетинившееся лицо Горгоны
, глядевшее вдаль с ужасным взглядом, и Страх и Бегство вокруг нее;
и перевязь щита была из серебра, а на ней
извивалась сине-черная змея, с тремя обращенными во все стороны
головами, растущими из одной шеи.
Функция головы Горгоны на доспехах богини-воительницы и царя людей ясна. Оба несут его, чтобы пробудить Страх и Бегство, а также водоворот таких эмоций, которые губят даже храбрых людей в бою. Для такого смертного, как Агамемнон, Горгонейон усиливает защитные свойства своего щита, окружающего человека. Его цель апотропеична, что означает в его первоначальном смысле «отвернуться». Он служит защитным талисманом, отпугивая или отводя опасные силы. Таким образом, в прямом смысле Горгонейон находится в той же категории, что и горгульи и чучела; в более поздние века его использовали на черепичных крышах и храмовых постройках, чтобы отпугивать птиц.
Иллюстрация из издания 1890 года «Изображения ста демонов» Кёсай , автор Каванабэ Кёсай. © Метрополитен-музей, покупка, подарок Фонда Мэри и Джеймса Дж. Уоллах, 2013 г.
Тем не менее, несмотря на то, что функция головы Горгоны проста, остается вопрос, почему этот объект эффективен. Греческая мифология утверждала, что существует целый зверинец диковинных чудовищ: огнедышащая Химера; Сцилла с шестью шеями; Цербер, многоголовый пес, охраняющий врата Аида. Почему опухшее лицо Горгониона было бы более подходящей эмблемой для воинского щита, чем, скажем, рычащий Цербер, чудовищный хранитель самых врат ада?
В масштабном исследовании головы Горгоны ученый Стивен Уилк был захвачен описанием физического преобразования, которому подвергалось мертвое человеческое тело в течение нескольких дней, приведенным в учебнике судебной медицины. Газы вызывают отек тканей, «выпячиваются глаза и высовывается язык». Судебно-медицинские фотографии показывают, что даже волосы претерпевают изменения, образуя странные кольца и кольца вокруг опухшего лица. Из всех многообразных образов, традиционно выстроенных в ряд, ни один так ужасно не напоминает голову Горгоны, как лик человеческой смерти.
Поля сражений никогда не бывают красивыми — ни в поэзии, ни в мифологии, ни уж точно не в реальной жизни. Сцена вооружения Агамемнона, как поэтический пример, является прелюдией к одной из самых жестоких боевых сцен Илиада . В последовавшей ярости Агамемнон отрубает воину руки, затем шею, а затем швыряет искалеченный хобот, как бревно, сквозь боевую толпу. Пока он бушевал, как «уничтожающий огонь», сквозь вражеские ряды, крича, его непобедимые руки были забрызганы кровью, «убегающих троянцев падали головы».
Головы катают во время случайной бойни, а иногда и в качестве актов более продуманной жестокости. Когда греческий герой Патрокл падает в битве, между греками и троянцами завязывается ожесточенная борьба за его тело. Троянский герой Гектор, обычно изображаемый благородным защитником своей страны, начинает «таскать Патрокла, чтобы отрубить ему голову с плеч своим острым бронзовым мечом, / и, оттащив труп, отдать его на казнь». Троянские псы».
Страдания имеют предел, но страхи бесконечны.
—Плиний Младший, 108
В культурах воинов на протяжении всей истории взятие головы врага считалось высшим триумфальным актом. Единственный акт достигает полного унижения побежденного. Более мрачным образом это приводит к стиранию его личности, мгновенному превращению человека в объект ужаса. Сегодня, даже в двадцать первом веке, действия ИГИЛ разжигают тлеющие угли, которые, как мы считали, цивилизация давно похоронила, чтобы продемонстрировать первобытную эффективность этого талисмана террора:
Пенелей обнажил свой острый меч
пронзил им середину шеи Илионея и ударил шлемом по голове
его голову; и все еще тяжелое копье
было приковано к его глазу. И подняв его, как головку мака,
Пенелей щеголял им перед троянцами и говорил, хвастаясь:
«От меня, о троянцы, скажите возлюбленному отцу
и матери надменного Илионея, чтобы они оплакивали их чертоги…»
Так он говорил; и дрожь под членами объяла их всех,
, и каждый человек огляделся, чтобы увидеть, как ему избежать полного уничтожения.
Если Горгонейон изначально и недвусмысленно представлял собой отрубленную человеческую голову, убедительно объясняются не только его специфические физические особенности, но и его поразительное присутствие на боевом снаряжении Афины.