Медный всадник поэма вступление: Медный всадник — Вступление

Медный всадник — Вступление

Вступление
Часть первая
Часть вторая

1833

Петербургская повесть

Предисловие

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

Вступление

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
       И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,(1)
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса
(2)
. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра! Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье... Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.

«Медный всадник» — поэма Александра Пушкина, написанная в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало Пушкин напечатал в «Бибилиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).
Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, в 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.

Поэма представляет собою одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений Пушкина. Поэт в нем с небывалой силой и смелостью показывает исторически закономерные противоречия жизни во всей их наготе, не стараясь искусственно сводить концы с концами там, где они не сходятся в самой действительности. В поэме в обобщенной образной форме противопоставлены две силы — государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и человек в его личных, частных интересах и переживаниях. Говоря о Петре I, Пушкин вдохновенными стихами прославлял его «великие думы», его творенье — «град Петров», новую столицу, выстроенную в устье Невы, «под мором», на «мшистых, топких берегах», из соображений военно-стратегических, экономических и для установления культурной связи с Европой.

Поэт без всяких оговорок восхваляет великое государственное дело Петра, созданный им прекрасный город — «полнощных стран красу и диво». Но эти государственные соображения Петра оказываются причиной гибели ни в чем не повинного Евгения, простого, обыкновенного человека. Он не герой, но он умеет и хочет трудиться («…Я молод и здоров, // Трудиться день и ночь готов»). Он смел во время наводнения; «он страшился, бедный, не за себя. // Он не слыхал, как подымался жадный вал, // Ему подошвы подмывая», он «дерзко» плывет по «едва смирившейся» Неве, чтобы узнать о судьбе своей невесты. Несмотря на бедность, Евгению дороже всего «независимость и честь». Он мечтает о простом человеческом счастье: жениться на любимой девушке и скромно жить своим трудом. Наводнение, показанное в поэме как бунт покоренной, завоеванной стихии против Петра, — губит его жизнь: Параша погибает, а он сходит с ума. Петр I, в своих великих государственных заботах, не думал о беззащитных маленьких людях, принужденных жить под угрозой гибели от наводнений.

Трагическая судьба Евгения и глубокое горестное сочувствие ей поэта выражены в «Медном всаднике» с громадной силой и поэтичностью. А в сцене столкновения безумного Евгения с «Медным всадником», его пламенного, мрачного протеста» влобной угрозы «чудотворному строителю» от лица жертв этого строительства, — язык поэта становится таким же высокопатетическим, как в торжественном вступлении к поэме. Заканчивается «Медный всадник» скупым, сдержанным, нарочито прозаическим сообщением о гибели Евгения:

     ...Наводненье
     Туда, играя, занесло
     Домишко ветхий...
     . . . . . . . . . . .
     Его прошедшею весною
     Свезли на барке. Был он пуст
     И весь разрушен. У порога
     Нашли безумца моего,
     И тут же хладный труп его
     Похоронили ради бога.

Никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга, эпилога, примиряющего нас с исторически оправданной трагедией Евгения, Пушкин не дает. Противоречие между полным признанием правоты Петра I, не могущего считаться в своих государственных «великих думах» и делах с интересами отдельного человека, и полным же признанием правоты маленького человека, требующего, чтобы с его интересами считались, — это противоречие остается неразрешенным в поэме. Пушкин был вполне прав, так как это противоречие заключалось не в его мыслях, а в самой жизни; оно было одним из самых острых в процессе исторического развития. Это противоречие между благом государства и счастием отдельной личности — неизбежно, пока существует классовое общество, и исчезнет оно вместе с окончательным его уничтожением.

В художественном отношении «Медный всадник» представляет собою чудо искусства. В предельно ограниченном объеме (в поэме всего 481 стих) заключено множество ярких, живых и высокопоэтическнх картин — см., например, рассыпанные перед читателем во вступлении отдельные образы, из которых составляется цельный величественный образ Петербурга; насыщенное силой и динамикой, из ряда частных картин слагающееся описание наводнения, удивительное по поэтичности и яркости изображение бреда безумного Евгения и многое Другое. Отличает от других пушкинских поэм «Медного всадника» и удивительная гибкость, и разнообразие его стиля, то торжественного и слегка архаизированного, то предельно простого, разговорного, но всегда поэтичного. Особый характер придает поэме применение приемов почти музыкального строения образов: повторение, с некоторыми вариациями, одних и тех же слов и выражений (сторожевые львы над крыльцом дома, образ памятника, «кумира на бронзовом коне»), проведение через всю поэму в разных изменениях одного и того же тематического мотива — дождя и ветра, Невы — в бесчисленных en аспектах и т. п., не говоря уже о прославленной звукописи этой удивительной поэмы.

Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» в 7-м классе

Тропа к Пушкину

Постичь художественный мир поэмы “Медный всадник”, одного из самых загадочных произведений А.С. Пушкина, непросто. Особенно неискушённому читателю – семикласснику. Ведь в этой поэме слились воедино философские, социальные, исторические и лирические мотивы, воплотившие представления поэта о мире и человеке.

Поэтому изучению знаменитой “Петербургской повести” предшествовали пушкинские уроки, вводящие учащихся в мир поэта. Учащиеся уже знали кое-что о личности Петра Первого в восприятии Пушкина (и по родословной поэта, и по истории ненапечатанного при жизни “Медного всадника”, и из серии удивительных фактов, хотя бы таких: роковым образом совпало – Пушкин и Пётр I умирали в муках в одни и те же январские дни; правда, эти даты разделяло 113 лет).

Погружение в мир пушкинских строк

Новый урок начинается погружением в текст вступления в поэму прослушиванием его по аудиохрестоматии. Слуховые образы сопровождают зрительные – иллюстрация гравюры на дереве художника Ф. Д. Константинова.

Мотив таинственности, загадочности поэмы интригует семиклассников, пробуждаются любопытство, интерес, стремление увидеть и понять, в чём же таинственность пушкинского творения. Актёрское исполнение вступления поэмы, экспрессивные графические образы представляют поэтическое произведение на высокой эмоционально-эстетической ноте, настраивают учащихся на серьёзное, проникновенное собственное прочтение.

Ещё один важный момент – работа над выразительным чтением. Учащимся предлагается упражнение, демонстрирующее, как каждая “мелочь” — тон и высота голоса, пауза, логическое ударение – может в корне изменить смысловое восприятие текста. Произнесём одну и ту же строчку с разным ударным словом:

Здесь будет город заложён.
Здесь будет город заложён.
Здесь будет город заложён.
Здесь будет город заложён.

Учащиеся сами комментируют прозвучавшие варианты и убеждаются в том, что возможна различная интерпретация поэтического текста. Значит, для подготовки выразительного чтения необходимы предварительное изучение текста, выявление его глубинного смысла, проникновение в его художественную структуру.

Зрительные образы

Обратимся к вступительным строкам “Медного всадника”. Попросим семиклассников описать своими словами, что они “увидели”, какие зрительные образы запечатлелись в их памяти во время и после прочтения.

Устные миниатюры-зарисовки, предлагаемые учащимися, — разные по качеству. Они зависят от цепкости памяти, от внимания, словарного запаса школьников, от их умения логически выстроить свой монолог.Но хорошо, что первое, запомнившееся в с е м отвечающим,- человек. Это стоит подчеркнуть и учителю: объектом внимания классики всегда остаётся человек. И у Пушкина есть замечательный афоризм на этот счёт:

Вращается весь мир вкруг человека!

Цветовая палитра

Следующее задание: выписать из первых “пейзажных” строк поэмы эпитеты. Семиклассники выделяют слова: пустынные, бедный, одиноко, мшистый, убогий, топкий. Обобщение не представляет сложности. Пейзаж унылый. Преобладают тёмные тона. Дикая, необжитая природа. Обрисована она мрачными красками, не вызывает радости. В ней нет света, а есть туман “спрятанного солнца”.

Сравним своё видение и видение художника. Рассмотрим иллюстрацию к “Медному всаднику” исторического живописца Евгения Евгеньевича Лансере “На берегу пустынных волн”.

Что совпало с вашим описанием? Крупная фигура человека. Ядовито-зелёные, тёмно-синие, с примесью чёрного и болотного, цвета. Обглоданный, чахлый пейзаж.

Словесные образы

По сравнению с живописными средствами слово имеет свои изобразительные возможности. Конечно, если его чувствовать. Проверим.

— Есть ли в этом пушкинском отрывке движение?- спрашиваю у ребят.

Чаще в ответ звучит скоропалительное “нет”: “человек стоит в задумчивости”.

— Так, значит, нет движения? А если внимательно проанализировать текст, найти и выписать из текста первой строфы глаголы?

Этого толчка оказывается достаточно.

Неслась…

— Стремился…

— Виднелись (Взгляд скользит тут и там)…

И вот уже ученики не просто ощущают буйство стихии, но и становятся способными говорить о глубинной динамике. Звучат самые чуткие наблюдения: топкий берег – значит “подвижный”, “засасывающий”. (Замечательное предчувствие внутренней коллизии поэмы в целом!)

Почти библейские вывода: “В начале было Слово”

Особенно радует, что ученики подмечают такую важную деталь: сам человек стоит, но взгляд его перемещается с одного предмета на другой. Углубляем смысл подмеченного учениками: движется мысль человека, а она облекается в слова.

— Это духовное движение.

Из противодействия природному запустению, от рождения и воплощения человеческих замыслов начинается одно из величайших дел россиян. Какое?

— Строительство города-порта,- смело говорят ученики.

Обращаем внимание на то, что Пушкин не даёт в романе описания трудов строительства, зато слагает гимн результатам труда:

. ..юный град…

Вознёсся пышно, горделиво…

Вознёсся… Какой простор для поэтических фантазий оставляет это слово! Устремился прочь от неуютной земли? Воспрянул над ней? Вознёсся к небесам, к Богу?..

Загадка слова “ОН”

Итак, на берегу пустынных волн стоит Человек. Кто он?

— Естественно, Пётр Первый.

— Великолепно! Вот так – сразу, не сомневаясь! И абсолютно точно! А как вы узнали? Где впервые в тексте поэмы прозвучало это имя?

Поисковое перечитывание вступления. Отмечаем, что собственным именем своего героя Пушкин прямо нигде не назвал. Это имя звучит только в приложении к городу: Петра творенье, град Петров. Оформляем в более чёткие рамки таящую глубокий воспитательный заряд мысль о том, как это замечательно, когда личность человека узнаваема по его делам, которыми он прочно вошёл в память потомков и узнаваем моментально.

Даём дополнительную информацию к размышлению. Пушкинист С. М. Бонди, исследовавший черновой автограф поэта, пронаблюдал, как долго искал Пушкин слова и строки первой строфы “Медного всадника”, прежде чем нашёл удовлетворявшие его:

Стоял глубокой думы полн.

Зачёркивает.

Стоял, задумавшись глубоко.

Пушкин продолжает искать:

Великий муж
Великий Пётр
Великий царь
Однажды царь…

Всё не то. Наконец! —

Стоял ОН(!)

Слово найдено. Поэт предпочёл местоимение он. Почему?

Предоставим ученикам возможность высказаться на этот счёт. Первое предположение семиклассников таково:

— Пушкин хочет заинтересовать читателей, чтобы они продолжили чтение поэмы и сами нашли в ней ответ.

— Что же! Такая версия имеет право на существование. Однако задумаемся: автор поэмы – известнейший поэт, к каждому слову которого прислушиваются и друзья, и враги. Так стоит ли ему интриговать читателей, чтобы привлечь к своему творению?

— Тогда,- говорят ученики,- возможно, поэт хотел подчеркнуть неординарность личности Петра I, показать, что он узнаваем сразу…

— Или, — добавляют другие ребята,- Пушкин не хочет, чтобы это великое имя произносилось всеми, особенно недостойными людьми…

Последняя версия интересна тем, что выводит нас к понятию “табу”, запрете, как было, например, в первозданных религиях: о значимом и святом не должно поминать всуе, т. е. зря, понапрасну.

Коллективное обсуждение предположений о том, почему Пушкин не называет имени героя во вступительной части своей поэмы и заменяет его местоимением он, подводит нас к необходимости продолжить анализ текста, поискать в нём какие-то другие, тоже важные детали.

Почти символические обобщения

Обратим внимание на то, что Пушкин не именует и берег, на котором стоит его герой.

Уже упомянутый С. М. Бонди отмечал, что у поэта было два черновых варианта:

Однажды близ Балт[йских] волн
и
На берегу Варяжских волн…

Поэт отверг оба этих варианта, заменив их образной строкой:

На берегу пустынных волн…

И здесь, как мы видим, Пушкин отказался конкретизировать изображаемое, именовать его. Почему? С какой целью?

Учащиеся поначалу не могут ответить на этот вопрос. Но они почувствовали его значимость, задумались над ним. А это значит, что ответ, пусть в чём-то подсказанный учителем, будет воспринят ими осознанно и глубоко.

Суть в том, что Пушкин ставит проблему шире, масштабнее. Исключение частностей делает заявку на глобальный характер противостояния: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Проблема концентрируется до символических обобщений.

Великий замысел

Посмотрим, в каком контексте употреблено в поэме слово природа.

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

Фраза-утверждение? А может быть, скрытый парадокс?

Произнесём эти строки с вопросительной интонацией. Задумаемся: действительно ли природа благоприятствует человеку в достижении намеченной цели? Найдём ответ в тексте.

— Нет, природа здесь неблагосклонна к человеку. Ногою твёрдой стать на топком, мшистом, болотистом берегу трудно,- быстро соображают ученики.

Последуем дальше. Пушкин называет думы Петра великими. Обратим внимание на значимость именно этого слова для автора поэмы. Его он тоже долго искал. Были варианты:

Стоял, задумавшись глубоко
Стоял, глубокой думы полн,
но найдено: “дум великих”!
Что же это за великие думы?

— Мысль “грозить шведу”,- говорят ученики и тут же задумываются: великие думы как-то не очень сочетаются со словом грозить. Размышляя, вместе с учителем, приходят к выводу: “агрессивный” настрой в этих думах – скорее вынужденная необходимость самоутвердиться молодой стране, которая долгое время была как бы отторгнута от сообщества передовых европейских государств.

— “Назло соседу”- тоже как будто неблаговидная цель,- подмечают семиклассники.

— Но ведь это соперничество, вынужденное притеснениями соседних государств, - комментирует учитель.

Наконец главный ответ найден:

— Построить город – вот какая великая дума.

Конечно же, в созидательной деятельности Петра I, по Пушкину, — главное его величие.

— В Европу прорубить окно!- тоже великая цель,- продолжают размышлять ученики.- Ведь это даст возможность России вести торговлю со многими странами, расширять свои культурные связи.

— Верно, — подтверждает учитель.- Расширение торговых и культурных связей – прогрессивная задача, решённая Петром I. А какова итоговая цель его замыслов?

Отвечая на последний вопрос, ученики называют многое, в том числе и повторяя уже сказанное: потеснить шведов, захвативших было издревле славянские земли; построить город-порт; цивилизовать суровую природу… Но при этом ребята упускают очень важную деталь:

И запируем на просторе.

— А пируют когда? – вопрос-подсказка учителя.

— Когда нет войны…

— Когда мир и согласие…

— Когда кончены труды…

— Когда рядом соратники…

Подводим итог: главная цель, суть замыслов Петра I – гуманная и человечная: достижение всеобщего благополучия страны.

На кого же государь возлагает планы осуществления своих великих дум? – спрашивает учитель. Если в ответе учеников не звучит слово народ, то подводим их к этому, обратив внимание на то, что нигде в монологах царя не употреблено местоимение я, а везде – мы, нам, за которыми стоит собирательный образ народа, россиян.

Предложим учащимся подыскать смысловой синоним словосочетанию великие думы.

— Патриотизм,- говорят ученики и поясняют.- Это думы о стране, о её движении вперёд, самоутверждении, благоустройстве. Пётр Великий верит в Россию, в её народ.

В дополнение неожиданно в классе звучат строки из оды Ломоносова:

Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Так одна из учениц открыла для себя перекличку двух великих россиян-патриотов.

Гимн человеку-подвижнику

Мы, собственно, уже даём характеристику Петра I. Ученики, аргументируя свои ответы ссылками на текст пушкинской поэмы, отмечают петровскую смелость, дерзость, гордость, решительность, уверенность. Например, один из ученических аргументов: все думы Петра I облечены в утвердительную (!), а не в сомнительную форму. Он словно всё видит наперёд.

Поощряя углубление учащихся в текст поэмы, продолжим работу над ключевой лексикой: поговорим о семантической ёмкости одного пушкинского слова:

И вдаль глядел…

— В какую даль? Как в поэме обозначен круг видения государя – пространством или временем?

— Он глядел в необъятную даль пустующего берега, свободного для дел пространства, — отвечают ученики.- Но здесь есть и другой смысл, более важный и глубокий. Он глядел на сто лет вперёд, видел этот город, поднявшийся “из топи блат”.

Попробуем здесь сместить акцент восприятия образа Петра I, чтобы проложить “мостик” к пониманию следующих частей поэмы – “петербургских”. О них мы будем говорить подробнее в старших классах.

Итак, демонстрируется одна из лучших работ А. Н. Бенуа – иллюстрация “За ним повсюду всадник медный…” Подумаем над вопросами: почему же величественный образ государя претерпевает в “петербургской” части поэмы столь разительные перемены, превращается в бездушного преследователя простого человека, становится “злым роком” для тех, во имя кого, вроде бы, и претворялись в жизнь его великие замыслы? Всё ли берётся Петром I в расчёт? Кто более гуманен и прозорлив: поэт или царь Пётр?

В результате коллективного обсуждения направляемые учителем учащиеся приходят к выводу: государём не берутся в расчёт судьбы “маленьких людей”, строителей и обитателей города. Их протест карается и пресекается грозно. Беды “маленького человека”, такого как Евгений, не примечаются. А вот у автора поэмы – иное отношение к “маленькому человеку”. Автор жалеет его, сочувствует и сострадает ему:

Но бедный, бедный мой Евгений…

Теперь, в “петербургской” части поэмы, поэт вместе со своим героем Евгением называет Петра I кумиром на бронзовом коне, истуканом, строителем чудотворным (со злой иронией), в котором уже трудно увидеть собственно человеческое, подлинно человечное. Хотя вначале, как мы говорили, замыслы были великими, так как несли в себе гуманную идею — благоденствие страны, российского народа… Противоречие? Ещё одна загадка? Её предстоит раскрыть при нашем новом обращении к поэме в старшей школе.

А пока, вернувшись вновь ко вступлению “Медного всадника”, ещё раз подчеркнём – перед нами Пётр I – царь России, царь природы. И это здесь истина, а не преувеличение.

Поэтическая ода городу на Неве

Перечитаем строфу “Прошло сто лет…”. Попросим учеников выписать эпитеты с определяемыми словами и проследить, как изменяется цветовая гамма по сравнению с первой строфой поэмы. Здесь краски насыщенные, свежие.

Обратим внимание на словоупотребление: церковнославянизмы, старорусская форма слов. Высокий слог. Торжественные сравнения – например, порфироносная вдова. Внимание объектам государственно значимым. К какому жанру отнесём эту художественную зарисовку?

— Это одический слог,- догадываются семиклассники.

— Верно!- подтверждает учитель.- Это высокая поэтическая ода городу, который вызывает восхищение у автора.

Лейтмотив пушкинского мирочувствования

Обратимся к третьей строфе вступления. Что изменилось теперь в способе отображения действительности? Стоит помочь ученикам определиться с ответом.

Если предыдущая зарисовка была очень “материальная”, зримая, реалистичная, то здесь поэт уходит в мир собственных чувств, эмоций, переживаний виденного. Здесь всё очень личное, начиная от первого слова – люблю. Чувство любви – лейтмотив пушкинского мировосприятия. Словарь языка Пушкина зафиксировал употребление этого слова 630 раз! И в третьей строфе “Медного всадника” пушкинской любовью, восторгом обласкано всё увиденное. Берёт верх уже зазвучавшее вначале чувство Красоты. Красоты подмеченной и возвеличенной.

Ребята подхватывают: поэт видит эту красоту даже в узоре чугунных оград. В его “подаче” течение реки становится державным течением. Подчёркиваем, что эта красота “тяжеловесная”, сооружённая на века: чугун, гранит. Но рядом и “задумчивые ночи”, “блеск безлунный”, “прозрачный сумрак”. Душевное, субъективное состояние автора – доминанта. А это и есть явление лирики.

Нераскрытые тайны

Мы едва прикоснулись к тайнам самой загадочной поэмы Пушкина. В основном – только её первой, “петровской” части. А сколько этих тайн таится во второй, “петербургской”! За именем Евгения… За грозным зрелищем ожившего Медного Всадника (прообраз – статуя работы Фальконе с “дарственной” надписью от Екатерины)… За прижатой к больному сердцу рукой бунтаря… За его безумиями-прозрениями… За шёпотом угрозы… Эти тайны учащимся ещё предстоит разгадывать – на будущих уроках и, возможно, позднее, в их взрослой читательской жизни.

Литература

1..Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник”. М.: Высшая школа, 1990 – 95 с.

2.Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: Худ. лит., 1983 — 476 с.

Поэма Медного всадника А. Пушкина Винтаж

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

1090 продаж |

5 из 5 звезд

€27,55

Загрузка

Доступен только 1

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

Редкая находка

Доступна подарочная упаковка.

Смотрите подробности

Подарочная упаковка Retronim

Товар будет упакован в крафтовую коробку с лентой и папиросной бумагой.

Внесен в список 7 сентября 2022 г.

2 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Медный всадник в переводе

Опубликовано kaumeheiwam в |

Большинство людей скажут вам, что Пушкин без размера и рифмы на самом деле не Пушкин. Почти любой английский перевод его знаменитого стихотворения «Медный всадник» следует схеме рифмовки оригинала. Однако компромисс заключается в том, что большая часть первоначального значения теряется при переводе.

Я был очарован Медным всадником еще до поездки в Санкт-Петербург. Поэма рисует город как творение, которое река Нева стремится вернуть себе, ее разливы сводят героя Евгения с ума, пока он не поверит, что гигантская бронзовая статуя Петра Великого преследует его по улицам. Я хотел прочитать «Медного всадника» на русском языке в оригинале, рядом с переводом, не жертвующим точностью ради метра. Ничего другого для этого не было. Я сел в своей переполненной комнате в общежитии, начал переводить, и проект поглотил мое время.

У меня был крайний срок — я сказал себе, что переведу все стихотворение к следующему обсуждению в классе. В то же время было на удивление легко переключиться на автопилот во время работы. Я пользовался как словарем, так и приложениями для онлайн-перевода, вел постоянный список слов, которые не знал, и тщательно выписывал строки на английском рядом с русским. Я начинал с расшифровки структуры предложений, которые часто были пугающе длинными, а затем переписывал их на английском языке как можно ближе к исходному значению.

В то же время это заняло больше времени и увлекло больше, чем я ожидал, и начав, я не мог заставить себя остановиться. Закончив, наконец, первые несколько блоков текста, я взглянул на свой телефон и понял, что сейчас четыре утра. В конце концов, я заснул той ночью с блокнотом в руке, проснулся поздно утром рядом со своими страницами и продолжил работать.

Так много смысла заключено в таких маленьких фразах — например, немного поработав, я обнаружил, что слово, которое другой переводчик написал как «полночь», на самом деле означает «достаточно далеко на севере, где только ночь». Еще несколько строк, над которыми я внимательно изучил, выявили еще больше несоответствий. Вместо того, чтобы удерживать Россию от прыжка в пропасть, как это делал Петр Великий в некоторых переводах, я обнаружил, что он поднимает Россию на задние лапы перед собой. Все эти подробности, которые я иначе никогда бы не уловил, заставили меня задуматься: много ли я упустил, когда читал Достоевского по-английски? Толстой?

Через пару дней я стал забывать есть. Время от времени мне приходила в голову мысль покинуть комнату в общежитии, но я всегда отбрасывал ее, предпочитая закончить еще несколько строк, и тут же забывал, что эта мысль когда-либо приходила мне в голову. Я позволил проекту взять верх, пока не почувствовал, что для меня ничего не существует, кроме Евгения и Невы. Я только неделю назад был в Петербурге, видел реку воочию и отметил, как далеко отошла ровная, спокойная вода по сравнению с разъяренной рекой в ​​Медном всаднике. И все же образы, созданные Пушкиным, были так ясны, когда я переводил, что я легко мог убедить себя, что это то, что я видел, стоя на площади лицом к статуе.

Когда я, наконец, закончил, я понял, что был прав – перевод стихотворения сам дал мне более глубокое понимание его, чем чтение нескольких переводов. В то же время это помогло мне осознать, что на самом деле я мало что понимаю. С моими двумя годами владения русским языком без посторонней помощи я никак не мог знать, что «идол», используемый для описания статуи Петра Великого, намекает на ложного идола в библейском смысле, а не на героического или почитаемого идола. Я бы не заметил звукоподражательных существительных, образованных от глаголов, сгруппированных в одну строку. Мне понадобилась чья-то помощь, чтобы найти значения слов, которые я не мог найти больше нигде («темно-кроваво-красный» и «царственное облачение» и многие другие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *