Медный всадник кратко о чем: «Медный всадник» очень краткое содержание поэмы Пушкина

Краткий анализ произведения «Медный всадник» по плану

 

1. История создания

Поэма (или, как обозначил её А. С. Пушкин «петербургская повесть») «Медный всадник» была написана «второй болдинской осенью» 1833 года.

Известны даты начала и окончания работы над произведением: 6 и 31 октября соответственно.

Написанная в столь краткий срок, поэма стала завершением давнего пушкинского замысла о конфликте маленького человека с великой силой государства и истории, которым нет дела до частных житейских подробностей.

 

2. Литературное направление

Произведение написано в реалистической манере. Оно отражает конфликт человека и общества и освещает реальные события: произошедшее в 1824 году наводнение в Петербурге.

В то же время сюжет «Медного всадника» включает в себя элементы фантастики.

 

3. Род

«Медный всадник» представляет собой произведение эпического рода.

В нём присутствует повествовательность, масштаб изображаемых событий позволяет окинуть взглядом несколько исторических эпох (время правления Петра I и первую четверть 19 века), прослеживается несколько сюжетных линий, связанных воедино авторских замыслом.

 

4. Жанр

Автор обозначил жанр произведения термином «петербургская повесть», который вошёл в литературоведческий обиход с лёгкой руки Пушкина.

Работать в этом жанре впоследствии продолжили Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый и другие.

Повесть традиционно считается прозаическим жанром, но после создания романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкину нетрудно написать и повесть в стихах. Язык поэзии для него универсален. Именно поэтому «Медный всадник» часто сравнивают с «Евгением Онегиным».

Говоря чисто формально, «Медный всадник» следует назвать поэмой, но для нас равно важны оба определения.

 

5. Проблематика

Проблематика произведения уходит корнями в вопрос о роли личности в истории.

Неоднозначное отношение современников Пушкина к фигуре Петра I породило две противоположных версии петербургского мифа.

Одни считали, что просвещённый монарх облагодетельствовал Россию, прорубив «окно в Европу» и создав из ничего русский образ европейского рая; другие прямо называли императора «антихристом», заставившего великую державу свернуть с предначертанного ей самобытного пути.

 

Оценка деятельности Петра сливается с проблемой «маленького человека», оказывающегося бессильным перед лицом взбунтовавшейся природной стихии.

Виновник наводнения – Пётр, ведь это он заставил Неву покориться человеку, войти в узкое каменное русло. Месть природы оказалась страшной: наводнение унесло сотни человеческих жизней. В масштабах же истории эта потеря невелика, и взирающий с постамента Император не жалеет о деле своих рук.

 

6. Тематика

Помимо проблемы «маленького человека» и «роли личности в истории» в «Медном всаднике» звучат следующие темы:

  • Петербург как город-призрак;
  • неотвратимость судьбы;
  • сумасшествие как итог утраченных надежд;
  • равнодушие великих людей к частным человеческим судьбам;
  • тема божественного возмездия.

 

7. Идея

Идея произведения – в несогласованности человеческого и государственного начал. В каждом из этих двух измерений действуют особые законы, примирить которые вряд ли возможно.

Ход истории напоминает буйное движение стихии. Оказываясь в историческом водовороте, человек лишается права на счастье и становится жертвой обстоятельств.

 

8. Пафос

Пафос поэмы состоит в поэтике контрастов.

Грандиозная фигура «Медного всадника», взирающего с постамента в призрачную даль, и силуэт бедного чиновника Евгения, мечтающего о скромном домике и семейном счастье, несоизмеримы.

 

9. Система образов

Образы закона, рассудка, логоса, государственной власти сосредоточены в метафорах и эпитетах, связанных с камнем (гранитные берега Невы, постамент, громады Петербургских зданий, само имя «Пётр» (в переводе с греч. «камень»).

Им противопоставлены образы простых людей (Евгений, Параша), чья жизнь близка к природе и биологическому циклу (создание семьи, рождение детей).

Так намечено противопоставление природы и цивилизации, естественной жизни и искусственно сконструированной задумки гениального разума.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи поэмы – петербургский чиновник Евгений, его возлюбленная Параша, статуя императора Петра I, олицетворяющая сам дух реформаторской эпохи, неизбежность перемен в частной жизни под влиянием жизни общественной.

 

11. Лирический герой

Лирический герой в произведении отсутствует.

В эпических произведениях (к которым принадлежит поэма «Медный всадник») его место занимает повествователь. Он знакомит читателя с краткой историей жизни Петра I, эпизодами строительства Петербурга, вслед за чем рисует страшную картину наводнения, случившегося на Неве в 1824 году.

 

12. Сюжет

Сюжет поэмы описывает судьбу ничем не примечательного молодого человека Евгения, жизнь которого только начинается. Он мечтает жениться на своей возлюбленной и мирно прожить свой век на окраине Петербурга.

Эти планы в одночасье разрушает свирепая стихия. После страшного наводнения, которое на несколько дней разлучает влюблённых, молодой человек бежит к тому месту, где стоял домик Параши, и обнаруживает, что его возлюбленная погибла.

От горя Евгений теряет разум. Он бесцельно скитается по улицам города, силясь найти виновника страшной трагедии.

Проходя мимо статуи Петра I, основателя страшного города на Неве, герой с упрёком говорит ей: «Ужо тебе!» и потрясает кулаками. Каменный Пётр соскакивает с постамента и мчится вдогонку за Евгением. Напуганный грозным видением и обессиленный всеми приключившимися с ним бедствиями, герой погибает.

Трагедия «маленького человека» остаётся никем не замеченной. Нева величественно течёт в своём русле, а Петербург продолжает жить по-прежнему.

 

13. Композиция

Нестандартная композиция поэмы расставляет своеобразные смысловые акценты. Структуру произведения можно описать как линейную, если учесть, что её целостность нарушается историческими вставками.

Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета.

 

Объёмный пролог поэмы описывает славные деяния Петра Первого, одним из которых стало строительство Петербурга.

Основная часть начинается с описания наводнения.

Ложной кульминацией становится момент осознания того, что Параша погибла.

Ложная развязка – сумасшествие Евгения.

На самом деле, кульминационным моментом является обращение главного героя к статуе Медного всадника, а развязкой – погоня статуи за дерзким обидчиком.

Эпилог поэмы не выделен графически. Последние четыре четверостишия, описывающие гибель Евгения, — это и есть эпилог.

 

14. Размер, рифма, строфика

Произведение написано четырёхстопным ямбом.

В нём встречается как параллельная (ААВВ), так и перекрёстная рифмовка (АВАВ).

Мужские и женские рифмы чередуются.

Чеканный ритм помогает отобразить рельефность сюжета, он соответствует теме имперского Петербурга с его грандиозной размеренностью.

 

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения музыкально «аранжирует» темы Петра и Евгения.

Там, где речь идёт об императоре, звучание строки протяжно, величественно, напевно, сопровождается ассонансами с «о», «а», «э», аллитерациями с «р», «л, «в», «н».

Описывая скромного Евгения, Пушкин пользуется шипящими и свистящими звуками, ассонансами с «и», «ы», «у», которые сжимают и упрощают изображаемую картинку.

 

Синтаксис поэмы насыщен обращениями, риторическими вопросами, фрагментами диалога и внутренними монологами.

В нём встречаются как простые, так и сложные предложения, помогающие передать сложный философский и социальный подтекст произведения.

 

Лексика первой части поэмы – высокая, книжная. По строю пролог напоминает торжественную оду, деяния Петра преподносятся как венец государственного устройства.

Во второй части язык и стиль повествования меняются. Ускоряется ритм повествования, а на язык повествователя как будто падает отсвет безумия: просторечные слова и книжная лексика смешиваются в единый стихийный поток, речь Евгения вообще становится неким набором междометий.

Так происходит движение от космоса к хаосу, от упорядоченности – к разрушению.

 

16. Средства художественной выразительности

В тексте поэмы немало ярких эпитетов: «Нева недвижная, немая», «на берегах пустынных волн», «задумчивых ночей», «прозрачный шорох», «блеск безлунный».

Сравнения передают динамику происходящего: «Нева металась, как больной в своей постеле беспокойной», «Нева, …, как зверь, остервенясь, на город кинулась», «всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружён», «злые волны, как воры, лезут в окна».

Разнообразят образный ряд яркие метафоры: «Дворец казался островом печальным».

Олицетворения приближают читателя к изображаемым картинам: «Сердито бился дождь в окно», «Нева обратно шла, гневна, бурлива».

 

17. Значение произведения

В поэме «Медный всадник» Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной человеческой жизни, чтобы понять её божественную ценность.

В противовес прагматичному подходу, оценивающему каждое действие сточки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.

Главная ценность мира – человеческая жизнь, свободное право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы ничтожной она ни казалась с исторической высоты.

Все люди одинаково беспомощны перед лицом грандиозной стихии, существует высший суд, для которого важна не успешность замысла, а его созидательная сила, обращённая к человеку.

 

18. Актуальность

Проблема «маленького человека», стиснутого обстоятельствами общественной жизни, неисчерпаема. Чем прагматичней и динамичней мир, тем больше «бедных безумцев» он порождает.

Мир техники и пользы не создан для человека. Человеческая душа в нём мгновенно изнашивается, наступает выгорание, душевное онемение, нравственное вырождение.

С тех пор, как прошло грозное наводнение, описанное Пушкиным, миновало почти 200 лет, но мир продолжают потрясать глобальные катастрофы, в которых человек беспомощен, словно щепка, гонимая быстрым течением.

Таким образом, поэма «Медный всадник» не теряет свою актуальность.

 

19. Моё отношение

Сюжет поэмы глубоко потряс меня. Я сострадаю бедному Евгению и сожалею о том, как трагически сложилась его судьба.

Пушкин ярко показывает контраст простых человеческих желаний и железной воли устроителей общественной жизни.

С трагедии безумного Евгения в русской литературе началась череда больших и малых бедствий, выпадающих на долю тех, кто не вписывается в механическое вращение технологического колеса.

Почти все произведения, написанные в 19 и 20 веках, так или иначе, затрагивают эту тему. Пушкину удалось услышать и написать грозную увертюру к симфонии «железного века».

 

20. Чему учит

Поэма «Медный всадник» учит нас пониманию того, что история не существует в отрыве от человека. Каким бы грандиозным и значительным ни казалось то или иное событие, у всего есть обратная сторона.

Великолепие Петербурга держится «на костях» его строителей, победа в Великой Отечественной войне – на пролитой крови наших прадедов и трагедии русского сиротства. Жертвами прогресса становятся обычные люди, которые принимают на себя основной удар.

Те, кто стоит у власти, не должны забывать о нуждах простого народа, ведь каждый человек — создание Бога, заслуживающее счастья, свободы и любви.

краткое содержание и анализ поэмы Пушкина, 7 класс

Евгений обходит вокруг памятника «державцу полумира». Вдруг кровь безумца вскипает и он обращается к монументу с угрозой: «Ужо тебе!» («Будет тебе!»), а затем бросается прочь, испугавшись собственной дерзости. Всю ночь Евгению кажется, что его преследует Медный Всадник.

‎«Добро́, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.

И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом с
какал.

С той поры, проходя по Сенатской площади, он словно просит прощения у царя: прижимает руку к сердцу, снимает с головы картуз и, опустив взгляд, идет стороной.

Поэма кончается описанием острова на взморье, куда наводнение занесло ветхий домишко. У порога этого дома и нашли однажды мертвым безумца Евгения — «и тут же хладный труп его похоронили ради Бога».

В поэме Пушкина очевидна громадная разница между нехитрой фабулой и содержанием, отмечал поэт Валерий Брюсов в Петр I был одним из любимых исторических персонажей Пушкина: поэт называл его гением и «чудотворцем-исполином». В то же время Пушкин видел в царе крайнее проявление самодержавия, граничащего с деспотизмом — «жестоким», «варварским» и «тиранским», как писал он в своих заметках.

Петр появляется в первых строках поэмы: он обращает пустынный край в новую столицу, стремится «в Европу прорубить окно». Однако по ходу произведения Петр Великий представлен уже не как реальная историческая фигура, а как символ — памятник, «горделивый истукан», «кумир», почти языческое божество. Бронзовый Петр единственный остается спокоен во время наводнения. Пушкин описывает его так: «властелин Судьбы», «державец полумира», который «Россию поднял на дыбы». Это величественные и страшные слова, как страшен и сам монумент: «Ужасен он в окрестной мгле!»

Евгений в поэме описан, наоборот, предельно скупо и «низким» стилем. Поэт намеренно вычеркнул из черновиков произведения и фамилию героя, и описание его внешности, упоминание о его славных предках. В итоге Евгений — максимально обезличенный бедный чиновник, который «где-то служит», у которого нет ни большого ума, ни денег, ни высоких мечтаний.

О чём же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!

Единственная радость Евгения — невеста. И именно ее он теряет во время наводнения. Ничтожный герой раздавлен, он теряет рассудок и в безумии скитается по Петербургу, «ни зверь ни человек».

Кульминация поэмы — момент, когда Евгений выходит к памятнику Петру и вдруг понимает, что именно царя можно считать виновником всех его бед. Это Петр велел построить город в месте, где людям постоянно грозит стихия. Тогда Евгений решается на «бунт». И это вдруг возвышает ничтожного героя в глазах автора, поэт начинает писать о нем высоким стилем:

Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь…

Однако мятеж бедного безумца оказывается секундным делом. Евгений зло шепчет «Ужо тебе!» и сбегает, напуганный собственной дерзостью. А Медный всадник будто бы преследует его, заставляя пожалеть о резких словах и подчиниться судьбе. Бунтовщик побежден и вскоре гибнет.

Вывод: в чем суть поэмы

С помощью простой истории о бедном чиновнике Пушкин заставляет читателя задуматься над сложными философскими вопросами. Должно ли стремление к прогрессу, о котором мечтает гениальный император, перевесить счастье «маленького человека»? Может ли обывателя возвысить бунт или его жалкие попытки бросить вызов судьбе заранее обречены на провал?

Размышляя над этими вопросами, Пушкин не выступает ни как консерватор, ни как либерал, ни как революционер. Он признает, что в жизни есть место и великому, и малому — нужны и исторические личности с их громадными свершениями, и обыватели с их простыми мечтами. Пушкин с сожалением констатирует, что в столкновении этих двух начал малое чаще проигрывает большому, обрекая «маленьких людей» на несчастье и гибель.

БРОНЗОВЫЙ ВСАДНИК | Киркус Отзывы

к Паулина Симонс ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 1 июня 2001 г.

Еще одна эмоционально захватывающая история, воспевающая бессмертную любовь двух молодых супергероев, преодолевающих бомбардировки, голод и предательских друзей в осажденном немцами Ленинграде.

Как и во многих других негабаритных книгах этого жанра, любовники здесь находятся во власти сюжета, который напрягает доверчивость, нагнетая напряжение и эксплуатируя страсти. Когда Александр Белов и Татьяна встречаются летом 1941 года, он — офицер Красной Армии, а она — 17-летняя фабричная работница, живущая в переполненной квартире со своей старшей сестрой Дашей, братом-близнецом Пашей, родителями, бабушкой и дедушкой. . Александр ухаживает за Дашей, но вскоре они с Татьяной влюбляются друг в друга. Однако это любовь, о которой они не могут признаться, потому что у Александра есть опасный секрет и опасный друг. Александр на самом деле настоящий американец, который в детстве в начале 1930-х, приехал в Россию со своими идеалистически настроенными родителями. Вскоре они разочаровались в коммунизме и, когда начались процессы, были арестованы. Его мать была расстреляна, отец умер в тюрьме, но не раньше, чем Александр уговорил одноклассника Дмитрия, чей родной отец был тюремным надзирателем, позволить ему увидеть папу в последний раз. Взамен Александр пообещал отвезти Дмитрия в Америку всякий раз, когда у них будет возможность сбежать в соседнюю Финляндию. Но Дмитрий, у которого больше жизней, чем у кошки, плохой парень и повсюду угрожает предать Александра всякий раз, когда кажется, что Александр отказывается от их планов.

Когда начинается осада, Татьяна тяжело ранена в результате бомбардировки. Выздоровев, она начинает работать в больнице, и, хотя ее семья умирает одна за другой по мере того, как запасы еды истощаются и наступает зима, она выживает. Каким-то образом она сбегает из города, чтобы насладиться любовной идиллией с Александром, только чтобы вернуться, чтобы столкнуться с еще более серьезными угрозами.

Переворачивает страницы, несмотря на свою неуклюжесть и клише.

  • 1

Дата публикации: 1 июня 2001 г.

ISBN: 0-06-019926-1

Количество страниц: 656

9000 2 Издатель: Morrow/HarperCollins

Обзор опубликован в сети: май 19, 2010

Kirkus Reviews Выпуск:

1 апреля 2001

Категории: ЛИТЕРАТУРА

Поделитесь своим мнением об этой книге

Вам понравилась эта книга?

Медный всадник (Медный всадник №1) Паулины Симонс – Зажженная сука

Жизнь в Ленинграде скоро сильно изменится. Семнадцатилетняя Татьяна не знала ничего, кроме долгого лета, полного мороженого и мечтаний наяву.

Но все меняется, когда объявляется война. Германия вторглась в Россию, и они идут к Ленинграду. Родители Татьяны отправляют ее в магазин, чтобы купить все продукты, которые она сможет купить.

По пути в магазин Татьяна останавливается купить мороженое, когда замечает солдата, смотрящего на нее с другой стороны улицы. Солдат Александр садится в тот же автобус, что и Татьяна, и едет с ней по всему городу, а затем, в конце концов, возвращается домой.

Вернувшись домой, она очень хочет познакомить свою новую подругу с семьей, но Александр и ее старшая сестра Даша уже знают друг друга…..на самом деле довольно хорошо. Даша каждую ночь ускользает, чтобы встретиться с Александром, и утверждает, что любит его.

Татьяна раздавлена, потому что была уверена, что у них с Александром есть связь….Александр тоже это чувствовал.

Пока немцы продвигаются дальше в Россию, становится очевидным, что их целью является Ленинград. В городе нарастает напряжение и становится ясно, что Красная Армия не сможет остановить гитлеровцев.

У Татьяны и Александра скучные отношения. Татьяна разрывается между мужчиной, который ей нравится, и верностью сестре. Она знает, что любить Александра неправильно, потому что ее сестра любит его и боготворит землю, по которой он ходит… но как она может отречься от собственного сердца?

Внезапно фашисты у ворот Ленинграда, и ленинградцы планируют сражаться, даже если они не обученные солдаты. Обе стороны укоренились в войне в стиле осады. Нацисты сильно бомбят линии снабжения и продовольствия, и в город поступает мало еды.

Вскоре весь город отключен и борется за выживание… но они отказываются уступать нацистам. Миллионы умирают от голода на улицах, каннибализм — вполне реальное решение проблемы. Паника, отчаяние, страх и насилие правят городом.

Посреди всего этого Татьяна борется за спасение своей семьи и скрывает свои истинные чувства к любви всей жизни своей сестры. Это история любви эпических масштабов в один из самых мрачных часов Второй мировой войны и, безусловно, в один из самых мрачных часов Ленинграда.

Вы когда-нибудь читали книгу, которая именно то, что вам нужно в то время? Как будто это было именно то, что вам нужно было прочитать в нужный момент? Вот эта книга для меня. Я прочитал ее в то время, когда мне просто необходимо было прочитать трагически запретную историю любви.

Эта книга просто потрясающая. Мне потребовалось много времени, чтобы пересмотреть его, потому что он был настолько волшебным, что я просто не мог выразить словами, насколько он был прекрасен.

Я давно хотел прочитать эту книгу и просто не брал ее в руки, потому что не был уверен, что готов к чему-то настолько глубокому и запутанному. Мой друг из Goodreads прислал мне свой восторженный отзыв об этой книге, и в результате я поднял ее в своем списке TBR. Пока я читал, я ловил себя на мысли, что… почему я так долго читал эту книгу?

Роман мне понравился с самого начала. Несмотря на то, что он был длинным и касался довольно сложных тем, я был полностью поглощен. Это было не похоже ни на что, что я читал за очень долгое время.

Это была одна из тех книг, где я был полностью погружен в историю, а не в персонажей. Я был очарован историей Ленинграда. Мой интерес ко Второй мировой войне в основном связан с Западным фронтом… Я ничего не читал о Восточном фронте, поэтому эта книга была для меня абсолютно захватывающей с исторической точки зрения. Я приклеивался к каждой странице, пожирая всю историю!

Персонажи были привлекательными и интересными. Сначала я беспокоился, что мне будет тяжело с персонажем Татьяны. Она начинала так молодо, наивно и впечатлительно, что я, честно говоря, чувствовал, что… ну, она может расти только как персонаж. Что, я думаю, хорошо, но я волновался, что так много в книге написано с ее точки зрения, что мне будет трудно отождествить себя с ней.

Мои опасения были совершенно необоснованными. Татьяна была чиста и полна добра, и мне нравилось наблюдать, как она действительно росла и становилась независимым сильным характером. Были времена, когда она просто раздражала меня, потому что она так отдавала другим и упрямо отказывалась говорить «нет», но в целом я чувствовал, что она достаточно выросла и у нее все еще есть гораздо больший потенциал роста для будущих книг.

Что касается Александра…..его характер был для меня более сложным. С одной стороны, я был полностью влюблен в него. Он был очарователен, романтичен и лих. Он легко покорил мое сердце с первой встречи. Но с другой стороны, он был властным, ревнивым и собственником. Иногда мне было трудно совмещать его гнев и капризность. Иногда я чувствовал, что это уместно в данной ситуации, а в других случаях я чувствовал, что это была полная чрезмерная реакция и ненужность. Его гнев  беспокоил и раздражал меня на протяжении всей книги, поэтому мне трудно сказать, любила ли я его так же, как любила персонаж Татьяны. Пожалуй, я скажу это о его персонаже… Меня неожиданно потянуло к Александру, и на данный момент он покорил мое сердце, но окончательное решение я приберегу для будущих книг.

Эта история богата и сложна. О нем можно сказать так много замечательных вещей, что я просто не знаю, с чего начать. Он полон истории, романтики, трагедии, запретной любви, измученных героев, невинности, войны и надежды.

Да, это немного тяжело и затянуто, но история настолько захватывающая, что мне никогда не было скучно или что история потеряла темп. Это происходило на нескольких уровнях, так что будьте готовы к эмоциональным американским горкам о потерях невинных, запретной любви и войне эпического масштаба.

Вызов/Резюме книги:

Книга: Медный всадник (Медный всадник #1) Пауллина Саймонс 0

  • Организатор: NA
  • Книг для испытания завершено: нет данных
  • Рекомендация:  5 из 5

    Жанр: Историческая фантастика, мелодрама, военный роман

    Запоминающиеся строки/цитаты:

    90 002 Иногда все идет не так, как мы надеемся? Независимо от того, сколько мы планируем или сколько мы хотим.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *