Материализм это в философии: МАТЕРИАЛИЗМ | это… Что такое МАТЕРИАЛИЗМ?

Букварь материалиста / Хабр

Почему я решил написать статью?

Мир вокруг нас порой поражает воображение, но часто доходит до того, что воображение поражает мозг, после чего он отказывается работать правильно. Все чаще вокруг себя я вижу примеры иррационального мышления, и ощущаю его влияние на мою жизнь. Результаты такого мышления в большинстве своем плачевны. 

Иррациональное мышление живет в идеалистическом мире, который живет в хаосе, не подчиняясь никаким законам. Ведь если для каждого закон свой, то закона нет ни для кого. Ловушка иррациональности работает сама собой, для ее захлопывания не нужно предпринимать никаких усилий. Намного проще не делать ничего, вместо того чтобы делать хоть что-то. 

Я захотел ответить на вопрос — почему люди отказываются от рационального мышления, и почему позволяют идеалистическому миру заменить материалистический. Эта статья была написана как сборник заметок в процессе изучения диалектики Гегеля, когда я решил заменить тяжелые для слуха и восприятия определения на более легкие и удобоваримые. В процессе написания этих заметок я начал делать выводы, на основе собственных суждений, что и стало основой этой статьи.


Я — человек планеты Земля, программист, атеист, не верю в гороскопы, не слежу за китайским зоопарком в календаре, не имею голубых кровей и потомственных способностей, без энергетической ауры, не проклят, не реинкарнировал. Я материалист, и это результат моего рационального мышления. Бытие определяет сознание, рациональный материализм определяет все вокруг, и само бытие окружающего нас пространства, что позволяет жить в существующей реальности, и рационально использовать её ресурсы.

Любое действие, которое я осознанно совершаю — основано на материалистическом базисе и/или рациональном методе. Я не принимаю решений, основанных на пробежавшей черной кошке, совету во сне или прогнозе астролога. Я не трачу попусту время на разговоры о том, что не обеспечено материальным базисом, а значит и не может влиять на мою реальность. Это не значит что я не признаю экономику или любовь, ведь это отношение материальных сущностей, как и другие важные абстрактные (нематериальные) понятия, но рационально описывающие материальный базис.

Когда сознание позволяет вещам за границами материалистического мира влиять на этот мир — то эти границы пропадают полностью, и наше бесшовное материалистическое пространство становится дырявым как дуршлаг. От дьявола и бога до рептилоидов с 5G вышками — мгновение. От пустой траты времени, такой как расчёт в каком положении была Вега относительно Цереры в день моего рождения, до откровенно вредной, такой как сжигание вышек и ведьм — даже не мгновение, это все явление одного порядка. Я предпочел тратить свое время на осознание этого, и начал задумываться о том почему я думаю “так”, и как это — “так”? Так я открыл для себя диалектику, в частности диалектику Гегеля.

Диалектика. Статическая логика

Диалектика — метод, описывающий бытие, его форму и способ познания

Для того чтобы объяснить диалектику нужно предельно точно объяснить ее основные принципы, и лишь при описании метода можно перейти к рассуждениям, которые этот метод позволяет вести. Написанное далее покажет, что искать познание чего-либо можно только внутри него же, как вещи-в-себе. Разберемся с каждый понятием в частности, чтобы понять целое. 

Диалектика и ее основные понятия

Чтобы понять диалектику — нужно определиться с понятиями, дабы не допускать непониманий и/или разночтений с самого начала, и оттого не допустить ошибку интерпретаций в будущем. Я использую понятия диалектики Гегеля, однако описываю их в упрощенном, сжатом, и оттого более легким для понимания способом. Не будем же забывать, что все это написано через призму моего познания, оттого несет на себе следы моих собственных измышлений.

Диалектический метод сложен по своей сути, т.к. внутри него лежит бесконечно возрастающая сложность, ведь этот метод описывает сам себя, а значит существует, изменяется и имеет собственное бытие. Но как и все в нашем мире — он имеет начало, которыми и являются базовые понятия метода. Эти понятия логически связаны, и создают структуру повествования логический рассуждений. Для того чтобы упростить начальное понимание требуется первым этапом рассмотреть статическую логику, убрав любое движение и изменение. Для этого требуется описать ничто, нечто, отношение между ними, понятия количества, качества, сути и формы, а также их дуализм.

Ничто и Нечто

Сначала было ничто. То есть не было ничего. Иначе — ничто это отсутствие всего.

В ничто не было ни пространства, ни материи, ни отношений, ни движения, ни чего-либо иного кроме самого ничто.

Ничто

Сложно представить себе — ничто, потому как представить можно только что-нибудь. Значит для того, чтобы представить себе ничто, его нужно не представлять, но наше сознание устроено так что не может не представлять хоть что-либо, т.к. биологический эволюционный процесс нашего мозга заполняет любую неизвестность и пустоту. Чтобы в полной мере представить себе ничто можно просто уснуть, и в момент длинного сна, когда сновидений не будет — тогда наше сознание представляет себе истинное ничто.

Существовало ли ничто?

Когда было одно лишь ничто, и ничего другого — существовало ли оно? Существовать — значит иметь в себе суть, то, что в полной мере показывает его отличие от чего-либо другого. Однако если у ничто была суть, то есть отличие — значит ничто было не одно, ведь невозможно описать отличие ничто от ничто — ведь это одно и то же. 

Следует что и ничто не существовало в полной мере само по себе никогда, ибо как сказано выше — единоличное ничто противоречит само себе, и это неразрешимый парадокс. Как только появляется ничто — появляется и нечто, нужное для опознания и отличия ничто от самого себя.

Парадокс

Парадокс — логический процесс, при котором одновременно существуют взаимоисключающие суждения и\или явления.

  • Невозможный парадокс — когда суждение A является причиной суждения B, при котором невозможно существование является причиной явления A, что приводит к тому что не будет существовать и суждение B. В таком парадоксе невозможно существование обоих суждений, A и B.

  • Замкнутый парадокс — когда следствием ситуации A является ситуация B, которая не приводит ни к чему иному, кроме как к ситуации А. Соответственно ситуация B как бы аннигилирует, оставляя ситуацию A как единую существующую точку входа в этот бесконечный цикл, при котором ситуация B — бессмысленна.

Нечто

Парадокс — это всего лишь ситуация логического суждения, и для всего существующего — явление невозможное. Ничто также не может существовать в парадоксе, иначе бы не стало и его, ведь следуя логике парадокса — ему, ничто, пришлось бы аннигилироваться, следуя законам такой логики. Но что бы тогда осталось после ничто? Ничто? Опять парадокс, который опять и опять ведет к невозможности существования ничего вообще.

Логика подводит нас к одному единственному правильному суждению — существование ничто приводит и к существованию нечто, как к некоему противовесу, позволяющему описать отличие ничто от нечто.

Ничто и нечто

Ничто и нечто — явления одного порядка, описывающие друг друга, и существовать друг без друга не могут, ибо при существовании только одного из этих явлений — другое перестало бы иметь собственную суть, как сказано выше, его невозможно было бы отличить.

Нечто существует только потому, что есть ничто, которое позволяет показать себя отличной от чего-то. Слится вместе сущности также не могут, ибо тогда их невозможно будет вместе не отличить ни от чего.

Как представить ничто и нечто?

Представьте себе свет, который не оставляет тени. Тогда пространство, где есть свет невозможно отделить от пространства, где его нет, а значит и само понятие света — бессмысленно. В таком примере свет выступает в качестве нечто, а тьма выступает в качестве ничто. Свет отличается от тьмы, именно тем, что тьма — это не наличие света.

Другим более полным объяснением можно считать что ничто — это тихое гладкое озеро, возмущение которого — создает нечто отличное от того, что ничего не происходит пока озеро покоится.

Но когда гладь поверхности нарушается — получается нечто, отлично от ничто — что и создает движение и различие.

Это есть дуализм ничто и нечто.

Доказание не-существования

Именно поэтому невозможно доказать не-существование чего-либо. Доказывая существование — мы показываем отличие нечто от ничто, как отличие явление от его отсутствия. Доказывать не-существование = доказывать не наличие (отсутствие) отличий между явлением и его отсутствием. Доказать отсутствие отличий явления от его собственного отсутствия невозможно, ведь это замкнутый парадокс — нам придется доказывать отсутствие отличий нечто от не-существования, для чего потребуется доказать второй не-существование, а ведь с этого мы и начали.

Отношение

Вернемся к ничто и нечто. Когда существуют оба явления, они имеют между собой различие, которое явно отличает одно явление от другого. Граница между двумя явлениями как застывший момент взаимодействия — это отношение. В момент существования ничто и нечто нечто относится к ничто, как наличие явления к его не-наличию.

Виды отношений

Отношение существует для пар явлений, ведь любое явление не относится само к себе никак, в нем нет различий между собой и собой же. А значит отношение появляется тогда, и только тогда, когда в нем участвует только два явления или объекта. Больше двух или меньше двух объектов в одном отношении не участвуют.

Если мы имеем три объекта, то говоря об отношении между тремя объектами — мы имеем в виду поочередное отношение пар объектов друг к другу, ибо если два объекта относятся к третьему — тогда эта пара выступает в качестве одной стороны, а значит и субъектом таких отношений выступают вдвоем как целое.

Истинное отношение

Первый вид отношения, возникающий в паре ничто и нечто — это истинное противоположное отношение. Само такое отношение существует, то есть имеет суть именно в том, что противопоставляет себя окружающему. Это отношение равнозначных противоположностей.

Говоря об истинном отношении — мы говорим о чистой фактологии, когда явление отделяет себя от всего остального, и граница такого отделения и является отношением. Такой вид отношения не имеет движущей силы, т.к. является просто констатацией факта, что явление отделяет себя от всего остального. Увеличение количества таких отношений говорит лишь об увеличении количественных характеристик, и не более. Истинное отношение соотносит форму нечто в ничто явления.

Субъективное отношение

Второй вид отношения — это субъективное однонаправленное отношение, в котором действительно важен лишь один субъект отношения, а второй выступает в качестве ссылки для сравнения. Это отношение частного к общему, когда часть приобретает то, чего нет у общего, а значит и приобретенное частью относится к общему не-наличию с определенным. Значит, что часть относится к общему своим отличием, но не наоборот.

Субъективное отношение — это вид отношения, когда не само явление относится к окружающему, а именно суть явления противопоставляется не-наличию такой сути извне. В субъективном отношении, в отличие от истинного — есть инициатор, который и является движущей силой отношений. Субъективное отношение отличает суть нечто в ничто явления.

Дуализм

Форма и суть

Фактически истинное отношение определяет форму нечто, отделяемого от ничто. Субъективное отношение определяет суть нечто, действующую в зарезервированных границах формы. В истинном отношении явление отражает свою противоположность, и форма явления может меняться, однако суть явления остается прежней. Сутью явления является лишь субъективное отношение явления самому к себе, как его содержание к его форме.

Можно описать это как границу явления, перед которой происходит взаимодействие с внешним миром, а внутри границ взаимодействие с самим собой. Внутреннее содержание явления подвержено внешнему влиянию опосредованно, с фильтром в виде формы явления, но неизменной внутренней сути, качественно отличающей явление от абсолютно любого другого.

Это есть дуализм формы и сути.

Истинное отношение по факту является лишь сложением двух субъективных отношений:

  1. Отношение сути явления к его форме

  2. Отношение форм других явлений к собственной форме

Тогда на границе двух субъективных отношений создается черта личного и внешнего, где сама граница выступает полем боя между сутью явления и его отсутствием. Суть явления субъективно влияет на свою форму изнутри, и в то же время форма подвержена внешнему воздействию других явлений.

Качество и количество

Наличие формы и сути требуется нам для минимального описания отличия нечто от ничто. Этот дуализм определяет всё, начиная от дуализма ничто и нечто, продолжая дуализмом формы и сути, и находясь в дуализме качества и количества.

Качество — есть внутренняя неизменная определенность, отличающая определенное нечто от всего остального. Качество определяет внутреннюю суть явления. Определяет собой субъективно-однонаправленное отношение ко всему иному, опосредованно через призму формы.

Количество — есть внешняя изменчивая неопределенность. Количество определяет внешнюю форму явления. Определяет собой истинно-противоположное отношение формы со всем иным, тем самым определяя количественную меру явления, являясь “защитным” рубежом для сути явления.

Дуализм качества и количества

Дуализм качества и количества — есть целое любого явления, как его неопределенность в определенной форме.Форма явления является барьером, которой подвержено влиянию сути изнутри, и подвержено влиянию иных явлений извне. Суть явления существует только в очерченных ему границах, и может иметь отношения от своего лица только через призму формы

Без формы невозможно определить границы явления, а без сути — его отличие. Поэтому количество — это всего лишь форма явления, а качество — его суть. Следовательно форма — это субъективное отношение внутренней сути нечто к ее внешнему миру, противоположное субъективному отношению внешнего мира к внутренней сути явления. Тем самым можно утверждать, что количество — это качество отношения внутреннего к внешнему.

Материя

Явление имеющее качественное отличие в количественном проявлении есть материя.

Для полноценного проявления материалистического явления мы явно выражаем его суть, которая позволяет нам выделить и отличие явление от других неотличимых, как и от ничто. Если явление не проявляет себя качественно, тогда неважно количество материи, которую оно использует. Ведь невозможно будет отличить половину материи от чего-либо другого, а значит нельзя её будет и выделить с определенным качеством.

Если же для явления является неважной количественная форма — следовательно явление будет существовать всегда и везде, а значит его взаимодействие будет только лишь субъективным, и истинного отношения несущего границу применения качества не будет.

Материя несет в себе качественное отличие как меру сути, и количественное отличие как меру формы, и только тогда становится материей — когда определенно обретает исчисляемые и проверяемые величины меры сути и количества. Любая материя есть нечто, как логическое продолжение ничто, отличающееся само от себя в количественных и качественных показателях.

Материя в глобальном смысле есть отношение бесконечной формы к бесконечной сути. Но все же чаще мы использует термин материя, в то же время осознавая что мы говорим лишь о части материи, у которой форма и суть имеют определенную конечность. Также (часть) материи может содержать в себе (часть) материи, следуя логическим возможностям формы и сути.

Послесловие

После объяснения понятий статической логики мы можем привести ее в движение, дабы создать динамическую модель, однако эта модель будет содержать изменения относительно самой себя. Для этого потребуется описать пространство, его измерения и реальность, в которой оно находится. На этом этапе мы объясним все понятия пространственной логики.

Понятия пространственной логики в свою очередь являются фундаментальными для приведения системы логики в движения, и создания полноценной динамической логической системы, с её внутренними законами.

В следующей статье мы разберем все понятия пространственной логики, чтобы начать описывать динамическую. Спасибо за внимание!

1.Формы философского материализма.

 Материализм – направление в философии, утверждающее первичный характер материи (телесного, вещественного) по отношению к идеальному (духовному, нематериальному). Материализм, как правило, связан с научным мировоззрением и развитием науки как одной из форм общественного сознания и духовной культуры. В истории философии можно выделить следующие формы материализма:

 1. Стихийный материализм. Это исторически первая форма материалистической философии в странах древнего мира. Стихийный материализм основан на представлении о том, что всё существующее возникло из нескольких изначальных стихий, материальных по своему характеру (как правило, назывались в качестве стихий земля, вода, огонь, воздух). Основные представители стихийного материализма: школа чарвака-локаята в Индии, школа книги Перемен в Китае, Фалес, Анаксимен, Гераклит в древней Греции.

 2. Атомистический материализм. Основоположниками этой формы материализма считаются древнегреческие философы Левкипп и Демокрит. Они предположили, что всё существующее состоит из мельчайших, неразложимых далее, то есть простых, частичек – атомов. Представители атомистического материализма полагали, что все процессы и явления в мироздании могут быть объяснены действием атомов. Всё идеальное (душа, сознание, боги) тоже составлено из атомов.. Основные представители атомистического материализма: Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар.

  3. Пантеистический материализм. Эта форма материализма характеризуется представлением о тождестве материи и божественного начала. На материю переносятся свойства, изначально приписываемые Богу (вечность, бесконечность, способность к сотворению и пр.). Очень часто пантеистический материализм подразумевает гилозоизм (панпсихизм) – учение о всеобщей оживотворённости и одушевлённости материи. Основные представители пантеистического материализма: античные стоики (Сенека и др.), Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, И. В. Гёте.

4. Механистический (метафизический) материализм. Эта форма материализма получила наибольшее распространение в 17-18 вв. От атомистического материализма была заимствована идея о наличии мельчайших частиц, из которых состоит всё мироздание. Эти частички принято было называть корпускулами (лат. сorpuscula – тельце). Соответственно, теорию материи, принятую сторонниками механистического материализма, называют корпускулярной. Считалось, что эти частички подчиняются действию законов механики. Поскольку же из таких корпускул состоит всё существующее (в том числе психические явления и социальная реальность), полагали, что всё может быть объяснено из законов механики (механицизм). Основные представители механистического материализма: Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, М. В. Ломоносов.

 5. Антропологический материализм. Эта форма материализма существовала в середине 19 в. Основоположником и главным представителем антропологического материализма был немецкий философ Людвиг Фейербах. Он считал исходной точкой материалистической философии доказательство полной материальности человека, самого совершенного существа в мироздании. При решении всех вопросов философии представители антропологического материализма требовали исходить из признания материальности человека. В России виднейшим последователем антропологического материализма был Н. Г. Чернышевский.

  6. Вульгарный материализм. Вульгарным материализмом называют учения склонных к философским выводам учёных-естествоиспытателей 19 в. Основная черта воззрений представителей вульгарного материализма – утверждение полной материальности, вещественности сознания человека. Один из представителей этого направления К. Фогт писал, что «мысль находятся в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени». Утверждалось, что сознание – это всего лишь вещественные выделения из мозга. Естественно, по мере познания сути психических процессов была доказана несостоятельность подобных утверждений, и эту разновидность материализма стали называть вульгарной (грубой, упрощающей). Основные представители вульгарного материализма: П. Кабанис, Я. Молешотт, Л. Бюхнер.

 7. Диалектический и исторический материализм. Основы диалектического и исторического материализма были заложены в 19 веке немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они использовали разработанный Г. Гегелем на идеалистической основе диалектический метод, переосмыслив его в материалистическом духе. Учение Маркса и Энгельса также принято называть историческим материализмом, поскольку понятие материи оказалось распространённым ими на общество и историю, которые стали пониматься как наивысший, социальный, уровень развития материи. Благодаря материалистическому объяснению общества и исторического развития эта разновидность материализма считается наиболее последовательной. Основные представители диалектического и исторического материализма (марксизма): Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. Грамши, Д. Лукач и пр. Следует сказать, что в отличие от идеализма материализм может быть только объективным.

2.Формы философского идеализма.

Идеализм – противоположное материализму направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала над материей, природой, веществом. Разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

 Объективным идеализмом считается учение, утверждающее, что мир является результатом деятельности существующего объективно (независимо от человеческого сознания) идеального первоначала. Следует заметить, что объективный идеализм по своим исходным установкам близок к религиозному мировоззрению, где таким началом, создавшим всю реальность, признаётся Бог, которому не свойственна материальность. Наиболее значительными представителями идеализма в истории философии были Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. С. Соловьёв.Субъективные идеалисты считают, что идеальным первоначалом, которому всё существующее обязано своим бытием, является сознание каждого человека (субъекта). Это приводит к отрицанию объективного характера всей реальности. Последовательной формой субъективного идеализма является солипсизм (только сам), утверждающий единственность существования воспринимающего субъекта. Всё остальное объявляется результатом деятельности, активности человеческого сознания.

Субъективный идеализм основывается на действительной трудности достоверного доказательства независимых от чувственного восприятия субъекта объектов реальности. И. Кант называл это «скандалом в философии». Ведущими представителями субъективного идеализма были древнегреческие софисты и скептики (Протагор, Пиррон, Секст Эмпирик), Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте.

5. Предмет, структура и функции философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Структура философского знания. Общими для всех философских систем являются:

проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология

учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на

мышление, его формы и законы называется логикой.

проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас

окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть

истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей

деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо

законам;

проблема общества – социальная философия;

3. Исторические формы диалектики.

Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре. Среди 

исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.

Диалектика в античности

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.  Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». У Платона даётся диалектика пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется у Платона «в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности».

В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего.

Платон делает вывод о пяти несводимых друг к другу родах сущего — бытии, покое, движении, тождественном и ином.

Особенности гегелевской диалектики и ее роль в формировании нового материализма.

Целостную концепцию развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. Видеалистической философии Гегеля диалектика предстала в виде стройной теоретической системы. Постоянное движение, изменение философ находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего в духовной культуре. Гегель проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях «абсолютной идеи», «мирового разума». Гегель также выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики. Гегелем были также разработаны и сформулированы 3 закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и закон отрицания отрицания.

Формула «единство-и-борьба» противоположностейвыражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание – эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое. Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвинувшим философское понимание развития. Вместе с тем оно явилось необходимой предпосылкой для следующего серьезного шага – разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики – богатого, емкого учения о развитии природных, общественных, духовных явлений.

Материалистическая диалектика.

Материалистическая диалектикавыражается в системе философских принципов, категорий и законов, являющихся средством осмысления ею действительности во всех существенных формах ее проявления: и в природе, и в обществе, и в самом мышлении. Природа, по Ф. Энгельсу, есть «пробный камень диалектики», и ее изучение, по существу, невозможно без учета диалектики.

В отличие от четко выстроенной и замкнутой гегелевской системы материалистическая диалектика носила открытый характер, предусматривала самый широкий подход к изучению действительности. Главное значение придавалось обобщению исторического развития общества, культуры в единстве, взаимодействии ее форм, проявлений. В материалистической диалектике широко используются приемы научной аргументации, корректировки, углубления теоретических положений в соответствии с развивающимся знанием и практическим обществом. Кроме того, диалектика в новой ее форме нашла успешное применение в науке (начиная с политэкономии) и практике.

Материалистическая диалектика составляет ядро марксистского философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и революционного преобразования действительности. Через диалектику форм, методов, приемов познания раскрывается сложный, противоречивый, изменяющийся мир.

4 Проблема познаваемости мира Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. — недоступный познанию, непознаваемый). Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики. Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостью вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы. И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение “субъективного” и “объективного” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т. е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – “пространства” и “времени”. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей.

Материализм

Материализм Материализм :

Материализм в философии, представление о том, что все факты (в том числе факты о человеческий разум и воля и ход человеческой истории) причинно зависит от физических процессов или даже сводится к ним.

Многие материалистические философии, возникающие время от времени, могут можно сказать, что они поддерживают один или несколько из следующих тезисов: (1) то, что называемые ментальными событиями, на самом деле являются определенными сложными физическими событиями, (2) что психические процессы полностью определяются физическими процессами (например, что «принять решение», тогда как это реальный процесс, который можно интроспективно, вызывается телесными процессами, его очевидные последствия вытекающие из телесных причин), (3) что психические и физические процессы два аспекта того, что происходит в веществе, одновременно ментальный и телесный (этот тезис, независимо от того, называется ли он «материалистическим» или нет, обычно теми, кто выступает против материализма), и (4) что мысли и желания влиять на жизнь человека, но ход истории определяется взаимодействием масс людей и масс материальных вещи таким образом, чтобы быть предсказуемым без привязки к «высшие» процессы мышления и воли.

Таким образом, материализм противостоит философскому дуализму или идеализму и, в вообще, к вере в Бога, в бестелесных духов, в свободную волю или в некоторые виды интроспективной психологии. Материалистические взгляды настаивают при решении вопросов путем обращения к общественному наблюдению, а не к частные интуиции. Поскольку это максима, которую должны исповедовать ученые в пределах своих специальных исследований, естественно, что философии, придающие первостепенное значение науке, должны опираться к материализму. Но ни один из великих эмпириков не был удовлетворен (по крайней мере, надолго) с систематическим материализмом.

Греческие атомщики 5 века до н.э. (Левкипп и Демокрит) предлагал простые механические объяснения восприятия и мышления. это было осуждено Сократом в Федоне. В 17 веке Томас Гоббс и Пьер Гассенди, вдохновленные греческими атомистами, использовали материалистические аргументы в защиту науки против Аристотеля и против ортодоксальной традиции, а в следующем столетии материалисты эпохи Просвещения (Жюльен де Ламеттри, Поль д’Гольбах и др. ) попытался дать подробное описание психологии.

В Новое время вопрос о материализме стал применяться с одной стороны, к проблемам метода и интерпретации в науке (Анри Бергсон, Сэмюэл Александер, А.Н. Уайтхеда), а с другой стороны, интерпретация человеческой истории (Г. В. Ф. Гегель, Огюст Конт, Карл Маркс). Маркс предложил материализм нового типа, диалектический, а не механистический. охватывает все науки.

В 20 веке материалистическая мысль столкнулась с новым развитием в наук и в философии. В физике, теории относительности и квантовой теории изменили, хотя и не отказались от понятий причины и универсальный детерминизм. В психологии бихевиоризм Дж. Б. Уотсона, крайняя форма материализма, не нашла всеобщего признания; и исследования как в психологии, так и в психоанализе сделали невозможным придерживаться любого простого прямого взгляда на зависимость ума от процессов и механизмы нервной системы. В философии дальнейшие размышления многим казалось, что бесполезно пытаться создать систему верований, будь то материалистический или иной, на основе понятий наука и здравый смысл (особенно причины и объяснение).

Выдержка из Британской энциклопедии без разрешения.

Блог о культурной истории философии

София Патель прошла модуль «Философская Британия» в Queen Mary в 2016 году. В этом посте она пишет о «материалистическом» как о философском ключевом слове.


Что общего у Канье Уэста, Карла Маркса и Лукреция?

Хотя это может звучать как подготовка к ужасно несмешной шутке, а не введение в историю философского слова, это не так. Всех этих троих объединяет то, что их всех можно определить по слову «материалист»9.0005

Хотя я не могу комментировать, верит ли Канье, что « физическая материя является… фундаментальной реальностью и что все сущее… может быть объяснено как проявления… материи, » в философском смысле этого слова, популярный экономически ориентированный определение ‘ озабоченность материальными… вещами ‘, кажется, подходит ему в самый раз. [1]

Тот факт, что материализм как слово содержит три очень разных концепции (философскую, историческую и экономическую), делает его историю увлекательной для отслеживания и поднимает вопросы о связях между концепциями: есть материя, может ли этот человек больше ценить материальные вещи? Кажется, это не так.

Философские материалисты в самом простом смысле утверждают, что вся реальность может быть сведена к организации материи определенным образом. В то время как идеалисты, такие как Платон, утверждали, что разум и материя разделены и что разум правит материей, материалисты утверждали, что не существует такой вещи, как отдельный «разум». объекты, взаимодействующие друг с другом. Эта теория отрицает существование нематериальных вещей, таких как разум. Однако, поскольку в настоящее время известно больше о разнице между материей и энергией, использование термина «материализм» расширилось и теперь включает тех, кто основывает свою философию на физике для объяснения существования. Этот основанный на физике материализм был назван «физикалистическим материализмом». [2]

Демокрит, один из отцов материализма. Изображение предоставлено: Интернет-энциклопедия философии, 2016 г.

Материалистическая традиция вошла как в восточную, так и в западную философию примерно в пятом веке до нашей эры, с философской школой Карвака в Индии и древнегреческим философом Демокритом на Западе. Демокрит утверждал, что мир и все в нем, включая душу, состоят только из атомов и пустого пространства. Эпикур продолжал развивать взгляды Демокрита, адаптируя и расширяя его представление об атомах и о том, как их столкновения приводят к свободе воли. Эти идеи продолжали развиваться в первом веке до нашей эры в Риме, где эпикуреец Лукреций написал «Природу вещей», в которой изложил свои материалистические взгляды.

Материализм не пользовался популярностью в средневековый период, возможно, потому, что как теория он по своей природе является светским, отрицая существование чего-либо, кроме материи. В Британии только в начале семнадцатого века Томас Гоббс, которого часто помнят за его политическую философию, отстаивал свои материалистические идеи. Он считал, что люди и их разум полностью материальны, а позже даже расширил это до веры  , что Бог тоже был материальным существом. Однако в то время это не было популярным или основным направлением философского мышления в Великобритании. Традиция приобрела большую популярность во Франции в восемнадцатом веке, хотя это в значительной степени можно объяснить негативностью, с которой столкнулось ортодоксальное христианство в то время.

Материалистическая мысль была усилена в Британии теорией эволюции Чарльза Дарвина, которая помогла доказать сходство, существующее между животными и людьми, а также предоставила альтернативное объяснение аргумента о замысле.

Единое время Место и его мозг. Хранится ли там его сознание? Изображение предоставлено: University of Adelaide

Середина двадцатого века, с его растущими знаниями в области физики и биохимии, означала возрождение популярности философского материализма. Британский философ, Ю.Т. Плейс написал свою работу «Является ли сознание мозговым процессом?» в 19 году.56 во время преподавания в Австралии. Эта статья с тезисом об отношениях ментальных состояний с нервными состояниями помогла Плейсу и его теории занять центральное место в современной материалистической философии. Однако, в то время как более ранний научный прогресс часто служил интересам философского материализма, продвижение физических знаний к концу двадцатого века означало, что материализм все чаще подвергался критике. Эта критика часто исходила из Великобритании, когда английский философ Мэри Миджли критиковала материализм за то, что он не смог определить, из чего на самом деле состоит материя. [3]  Аналогичным образом английский физик Пол Дэвис утверждал, что материализм был опровергнут научными открытиями. Это было продемонстрировано в его книге 1991 года Миф о материи с Джоном Гриббином, в которой они утверждают, что « Квантовая физика подрывает материализм, потому что она показывает, что материя имеет гораздо меньше «вещества», чем мы могли бы поверить». Но другое развитие идет еще дальше… это развитие — теория хаоса. [4]

Хотя философская концепция материализма может показаться не такой темой, которую легко перевести в популярную культуру, некоторые материалистические идеи время от времени проникают в популярный дискурс, особенно в Америке. Основательница американских атеистов Мадалин О’Хэйр основывала свою форму атеизма на материалистической идее о том, что не существует ничего, кроме природной материи. Материализм также является темой американской панк-рок-группы Bad Religion’s, песни 2002 года «Materialist». Песня, хотя явно не сосредотачивается на мельчайших деталях философского материализма, поднимает несколько концепций, заявляя  разум важнее материи, это действительно не имеет значения. » Тот факт, что это было одно из немногих упоминаний философского материализма в популярной культуре, предполагает, что это более научная теория, которая не получила широкого распространения в обществе.

Материалист в экономическом или этическом смысле используется для обозначения человека, заинтересованного в удовольствиях и комфорте, которые приносят материальные блага. Экономический материализм тесно связан с социальными проблемами, такими как класс, в котором социальное положение и успех часто определяются материальным имуществом.

Еще в пятом веке до нашей эры Сократ выступил против экономического материализма, задав вопрос: « Какой смысл в стенах, военных кораблях и сверкающих статуях, если люди, которые их строят, несчастливы? ’ Однако сейчас, более чем когда-либо, мы существуем в обществе, где всегда присутствует материализм и постоянное стремление обладать большим количеством «вещей»; от телевидения до популярной музыки и таргетированной рекламы в социальных сетях. Материальная культура настолько распространена, что американский опрос показал, что каждый четырнадцатый человек убил бы кого-то в обмен на три миллиона долларов. [5]

Ключевым направлением распространения материалистических идеологий является рэп и хип-хоп культура. Хит британского рэпера Тайни Темпа 2010 года «Miami 2 Ibiza» временами больше похож на список брендов и лейблов, чем на песню, поскольку он поет: « У меня черный BM, у нее белый TT, Она хочет увидеть, что скрывается в моих трусах CK». . ». Хотя это может быть немного более сдержанный список по сравнению с яхтами и бентли, перечисленными американскими рэперами, факт остается фактом: он связывает важность материальных благ с успехом и статусом в обществе.

Маклемор и Райан Льюис призывают нас к бережливости. Изображение предоставлено: Macklemore, 2012

В ответ на материалистическую культуру и недавние финансовые трудности, которые преследуют Америку и Великобританию, такие артисты, как Маклемор в своем хите 2012 года «Thrift Shop», попытались дистанцироваться от таких тем. В песне он восхваляет охоту за скидками и одновременно высмеивает материалистическую культуру, заявляя: «». Я такой: Йо, это пятьдесят долларов за футболку… Я называю это обманом бизнеса 9.0024 ’ Наряду с песней Маклемор поручил фанатам искать его товары в комиссионных магазинах, чтобы избежать повышения цен на площадках. Действительно, хотя массовая культура часто несет ответственность за распространение экономического материализма в культуре, она также является каналом распространения идей против материализма. Чак Паланик сокрушался в своем романе 1996 года « Бойцовский клуб », как и в одноименном фильме 1999 года: «Реклама заставляет нас гоняться за автомобилями и одеждой, работать на работе, которую мы ненавидим, чтобы мы могли купить дерьмо, которое нам не нужно».

Хотя в философии слово «материалист» обычно используется в философском смысле, это не означает, что философы игнорировали экономический материализм как концепцию. Бертран Рассел осудил экономический материализм, заявив, что: «Это озабоченность имуществом больше всего на свете мешает нам жить свободно и благородно».

Диалектический или исторический материализм также был более распространенным использованием этого слова. Материализм в этом смысле стал популярным благодаря тому, что он был общей философией коммунистических стран. Диалектический материализм — это теория о том, как происходят изменения на протяжении всей истории человечества. Карл Маркс был первым, кто идентифицировал себя как исторический материалист в девятнадцатом веке. Эта теория предполагала, что материальные условия способа производства общества в конечном итоге определяют его способность развиваться и самоорганизовываться. Он заявил, что люди « делают свою историю, но не так, как им хочется; они не делают этого при обстоятельствах, выбранных ими самими. ”Однако с тех пор, как Маркс создал эту концепцию, теория была изменена и принята как марксистами, так и немарксистами. [6]

Одно слово с тремя очень разными значениями и еще более разными историями. Хотя между экономическим и философским материализмом, по-видимому, нет реальной связи, их эволюция как слов по отношению друг к другу поразительна. Философский материализм постоянно идет вперед, чтобы использовать новые открытия в физике и науках, но все же остается укорененным в тех же идеях, высказанных Демокритом. Экономический материализм, хотя популярная культура время от времени пытается бороться с ним, тем не менее, стал почти неизбежной частью современной жизни.


Список литературы

[1] Словарь Merriam Webster, «Materialism» http://www. merriam-webster.com/dictionary/materialism

[2] John Jamiessemon. ,’ Материализм  http://www.britannica.com/topic/materialism-philosophy

[3] Мэри Мидгли,  Мифы, которыми мы живем (Лондон: Routledge, 2003)

74 [4] Пол Дэвис и Джон Гриббин, 9 лет0023 Миф о материи: драматические открытия, бросающие вызов нашему пониманию физической реальности
 (Лондон: Simon & Schuster, 1991)

[5]  Бернис Каннер,  Нормально ли вы относитесь к деньгам?  (Принтон: Bloomberg Press, 2001)

[6] Поль Д’Амато, «Почему Маркс был материалистом?» (2011), http://socialistworker.org/2011/10/28/why-was -маркс-материалист


Дополнительная литература

Чарльз Дарвин, О происхождении видов  (Лондон: Джон Мюррей, 1859)

Пол Дэвис и Джон Гриббин, Миф о материи: впечатляющие открытия, бросающие вызов нашему пониманию физической реальности (1651) http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *