Материал о иване федорове великом первопечатнике: Что ещё вы знаете или можете узнать об Иване Фёдорове? Найдите в Интернете материалы о…

Содержание

30 интересных фактов о первопечатнике Иване Федорове

Главная » Статьи по истории

Статьи по истории

Автор Семейная Фамилия На чтение 9 мин Опубликовано Обновлено

Для любого современного человека книга – это нечто обыденное и привычное. Это легкодоступный источник знаний или духовного досуга, который сейчас можно найти не только в печатном, но и в электронном варианте. Но так, естественно, было не всегда.

Некогда книги были доступны только избранным, поскольку писались и переплетались вручную. Всё изменилось тогда, когда за дело взялся Иван Фёдоров – первопечатник, который изменил представление о книжном мастерстве на Руси.

 

Русский первопечатник Иван Федоров (изображение на марке 1983 года)

Именно Фёдорову мы обязаны тем, что книги несколько веков назад стали материалом доступным для большинства грамотных людей (а не только для представителей привилегированных сословий).

Свой нелёгкий труд по внедрению печати мастер начал в XVI веке и столкнулся со множеством трудностей начиная от недовольства переписчиков книг и заканчивая экономическим благополучием духовников. Но Фёдоров не сдался (за что ему огромное спасибо) и сумел-таки укоренить печатное дело на Руси.

Иван Федоров (также Иван Фёдорович Москвитин; ок. 1520 — 1583) — один из первых русских книгопечатников.

Рассмотрим 30 интересных фактов из жизни и ремесла первопечатника Ивана Фёдорова.

Содержание

  1. О биографии и личной жизни
  2. О печатном мастерстве
  3. Память об Иване Федорове

О биографии и личной жизни
  1. Информация о годах жизни первопечатника не просто так не упомянута выше.
    Точных данных о них нет. В разных версиях его биографии указываются разные даты. Примерный разброс года рождения Фёдорова составляет 20 лет (одни биографы называют 1510 год, другие – 1520 год, третьи – 1530 год).
  2. О месте рождения Фёдорова тоже ничего неизвестно. Сам он называл себя Москвитин, что позволяет сделать субъективное предположение, что родился первопечатник всё же в Москве. Однако определённо утверждать это нельзя.
  3. Забавно, что и с фамилией у мастера книгопечатания тоже всё непросто. На современной Фёдорову Руси тогда ещё «фамилий» в том виде, в котором привыкли мы сейчас, не существовало. А потому мастер подписывался по-разному, так что и точные сведения о его фамильной принадлежности получить не удалось. Некоторые из своих изданий он подписывал именем по отцу – частая практика в XVI веке. В других он подписывался прозвищем, которое связано с происхождением (таких вариантов существует десятки). А вот на надгробии мастера написано Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ, поэтому современные историки предпочитают ориентироваться на это имя.
  4. Подробности биографии книгопечатника собирали по крупицам на протяжении десятилетий. Здесь опять же всё неясно и неточно, одновременно существуют противоречащие друг другу версии. Где получил будущий мастер печатного слова образование – неизвестно, кто был его воспитателем – тоже. Однако тот факт, что Фёдоров был одним из самых эрудированных людей своего времени и знал несколько языков, наталкивает на мысль, что обучался он за границей.
  5. По одной из версий будущий мастер учился в Кракове, где и встретил первого славянского книгопечатника Швайпольта Фиоля (Фиоль был первым печатником, издавшим несколько книг на русском языке в Кракове). И примерно в те же годы в Краковском университете учился Франциск Скорина – основатель первой типографии в Восточной Европе. Так что, вполне возможно, что и Фёдорова захватила эта волна увлечения печатным делом, которая преобладала в Кракове в те годы.
  6. Точная внешность, как и точные годы жизни, и биографические факты, тоже неизвестна современным историкам. Не сохранилось (или не существовало) ни одного портрета книгопечатника (даже словесного описания его внешности или характера).
  7. Фёдорова недолюбливало русское духовенство. Когда мастер начал активно заниматься развитием печати на Руси, представители духовников потеряли покой. После выхода книги Часослов типографию Фёдорова вообще сожгли, из-за чего мастеру пришлось даже покинуть Москву и отправиться на поиски покоя и возможностей заниматься любимым делом.
  8. Считается, что ненависть со стороны духовенства объяснялась тем, что с появлением печати переписчики книг начали терять свой доход и востребованность, что значительно ударило по экономическому положению духовенства в целом. А кому хочется терять свой заработок?
  9. По ещё одной версии столь неодобрительное отношение духовенства Фёдоров вызвал своим «непослушанием». Иван примкнул к белому духовенству и, овдовев, не принял постриг. Из-за этого на него посыпались нападки, которые переросли и в ненависть к делу его жизни.
  10. Из-за конфликта с представителями духовенства и уничтожения одной из мастерских, Фёдоров перебрался в Речь Посполитую. Здесь книгопечатник продолжил заниматься своим ремеслом и основал типографию.
  11. Фёдоров свободно владел латынью, греческим, немецким и чешским языками.
  12. Несмотря на то что практически всю свою жизнь Фёдоров посвятил развитию книгопечатного ремесла, он был сведущ и в других ремёслах. Он был изобретателем, обладал обширными знаниями в области оружейного дела (и, в частности, артиллерии). Своими руками он создал несколько артиллерийских орудий, в числе которых, например, многоствольная мортира (прообраз системы залпового огня, которая существует в современном военном деле).
  13. Доподлинно неизвестно, прервался ли род Фёдорова. О жене печатника ничего неизвестно, историки лишь знают, что овдовел мастер рано. Старший сын Фёдорова умер бездетным, однако были у ремесленника и другие дети, о судьбе которых абсолютно ничего неизвестно.
  14. Известно, что Фёдоров довольно активно переписывался с курфюрстом Саксонии (князем Саксонии). Сохранилось до наших дней даже одно письмо от 1583 года.
  15. Старший сын первопечатника попытался пойти по стопам отца. Сначала он стал торговцем книгами, а затем, когда отца не стало, попытался перенять его типографское дело. Но он быстро разорился, попал в долговую яму, а затем и в тюрьму. Детей у него не было, умер он молодым.
Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 годаПервопечатник Иван Фёдоров, издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве

О печатном мастерстве
  1. Книгопечатание на Руси зародилось в период правления Ивана Грозного. Именно он отдал распоряжение пригласить мастеров этого ремесла из Европы. Принято считать, что в одной из первых типографий, основанных на Руси, Иван Фёдоров трудился в качестве подмастерья, перенимая все тонкости дела.
  2. Работа над изданием первой книги продолжалась около 11 месяцев. Она носила название «Апостол» и была настоящим произведением искусства. Особый шрифт, вёрстка, чёткость текста, грамотность слова – всё было идеально в издании. Началась работа над книгой 17 апреля 1563 года, а закончилась 1 марта 1564 года. Тираж составил 1000 экземпляров, до наших времён сохранилось лишь 50 из них. Все сохранившиеся образцы хранятся в разных музеях по всей стране.
  3. Интересно, что «Апостол» не был первой печатной книгой на Руси. До него уже существовали образцы, отпечатанные европейскими мастерами, которых приглашал Иван Грозный. Однако ни на одной из выпущенных ими книг нет ни даты выпуска, ни сведений об авторе.
  4. Фёдоров внёс непосильный вклад в развитие книгопечатания – это факт, известный каждому школьнику. Но мало кто знает, что мастер поспособствовал появлению пробелов между фразами и словами. До того как в тираж вышел первый образец «Апостола», все слова писались слитно, а предложения разделялись лишь малозаметными точками. Книгопечатник потрудился сделать свой текст максимально комфортным для глаз и чтения.
  5. Вместе с Фёдоровым над «Апостолом» трудился ещё один книгопечатник – Пётр Тимофеевич Мстиславец.
  6. Вслед за «Апостолом» Фёдоров выпустил ещё одну печатную книгу – «Часослов». Однако отношения с духовенством резко осложнились у мастера, так что он был вынужден покинуть пределы Руси и перебраться в Великое княжество Литовское (Речь Посполитую).
  7. В Литве и Фёдорова, и Мстиславца приняли радушно. Сам гетман Ходкевич помогал мастерам освоиться на новом месте. Здесь была открыта типография, которая позволила ремесленникам продолжить работу над книгами. Здесь Иван выпускает первую печатную «Азбуку». Однако вскоре сам гетман повредился рассудком, а политическая ситуация в княжестве резко изменилась. Спрос на кириллические книги резко упал, потому Фёдорову пришлось срочно покинуть Речь Посполитую и перебраться во Львов. Мстиславец же едет в Вильнюс.
  8. Во Львове печатник столкнулся с новой проблемой. Средств на открытие очередной типографии в новом городе не осталось. Местные купцы отказали Фёдорову в займе, поскольку они вообще не видели смысла в книгах. Как ни странно, на помощь пришли церковные деятели.
    В отличие от представителей духовенства, притеснявших первопечатника на Руси, местные духовники помогли собрать для Ивана деньги, на которые удалось выпустить переиздание «Апостола».
  9. Продавался переизданный «Апостол» плохо. Мастер практически был разорён, а потому вскоре и печатные книги, да и сама типография перешли к ростовщикам. Иван отправляется в Острог по личному приглашению князя Константина Острожского. Он выстроил две типографии, в одну из которых он и пригласил ремесленника.
  10. В Остроге Фёдоров начал работу над изданием первой печатной славянской Библии. Она получила название «Острожская» и представляла собой объёмный талмуд в 600 страниц с новейшим для тех лет шрифтом. Тираж новинки составил более 100 экземпляров, до нашего времени дошло 300 образцов (что значительно больше, чем у того же «Апостола»). Долгое время доски со шрифтами хранились у учеников Фёдорова после смерти мастера. Некоторые из них использовали для печатного дела в течение 200 лет после этого.
  11. 14 марта отмечается день выпуска Острожской Библии.
Московский АпостолОстрожская Библия, 1581

Память об Иване Федорове
  1. Имя Фёдорова носят 5 улиц в разных городах не только России, но и Украины. Современники высоко ценят труд первого русского книгопечатника, а потому постарались оказать ему посмертные почести разными способами. Проще всего было назвать улицу в честь мастера. Прогуляться по улицам имени Ивана Фёдорова можно сегодня в Волгограде, Киеве, Казани, Львове, Бердичеве.
  2. Естественно, не обошлось и без памятников. Книгопечатнику посвящено множество монументов в городах России.
  3. Но дальше всех пошла Русская православная старообрядческая церковь. Она причисляет печатника к лику святых. С 2009 года установлено, что 5 декабря по старому стилю является днём праведного Иоанна Фёдорова (этот день является днём смерти первопечатника).
  4. 1 марта в России празднуется День Православной Книги, поскольку именно 1 марта 1564 года было выпущено первое издание «Апостола».
Памятник Ивану Фёдорову в 1910-1912 гг. (Москва)

Оцените автора

вторая датированная книга Ивана Федорова

7 августа 1565 года первопечатник Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец приступили к изданию в Москве «Часовника» – следующей книги после их легендарного «Апостола».

В XVI веке процесс централизации земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы ускорился. В 1547 году великий князь московский Иван IV принял титул государя, царя и великого князя Всея Руси. Перед ним встал вопрос о распространении на территории Русского царства образования. Однако он столкнулся с серьёзной сложностью — стране остро не хватало книг. Из-за того что книги переписывались вручную, их было очень мало, стоили они дорого, а переписчики часто допускали ошибки. А это было чревато опасными последствиями. Разночтения в религиозных текстах могли привести к возникновению расколов и ересей.

В 1552 году Иван Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макарием, пришёл к выводу, что в России необходимо развивать книгопечатание. В Москву, согласно ряду исторических источников, были приглашены несколько западных мастеров, в частности, из Дании и Польши. Около 1563 года в Москве за государственный счёт был основан Печатный двор. Работу типографии возглавил Иван Фёдоров. Его главным помощником был Пётр Мстиславец.

11 марта 1564 года ими была напечатана первая точно датированная книга в отечественной истории «Апостол» — шедевр типографского искусства. Материал на данную тему есть на нашем сайте.

Первопечатник Иван Федоров.

До наших дней сохранился 61 экземпляр этого шедевра книжного дела. В послесловии, написанном самим Иваном Федоровым, рассказывалось о создании типографии, учрежденной повелением царя Ивана IV «от своея царския казны», указывались имена «делателей» и цели издания – выпуск «праведных» печатных книг. 

Годом позже Иван Фёдоров издал в Москве вторую книгу – «Часовник»  – сборник повседневных молитв, который также использовали как учебник. Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит. Это название и было на Руси до Книжной справы. Название было изменено в середине XVII века, была сделана ошибочная калька, когда вторую часть названия книги неверно перевели как «слово». Название книги «Часовник» заменили в результате Церковной реформы патриарха Никона на «Часослов». В настоящее время название книги «Часовник» сохранилось у старообрядцев. По «Часовнику» московские люди учились читать, поэтому в этой книге была особая нужда, и спрос на «Часовники» был большой.

«Часовник» — был меньше по формату, чем «Апостол», и скромнее оформлен. Готовились к печатанию «Часовника» больше года, зато на сам процесс ушло меньше двух месяцев — работа завершилась в конце сентября, после чего Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец  уехали из Москвы во Львов.

Книга «Часовник»

Тираж книги разошёлся быстро, после чего «Часовник» был издан повторно. По предположению учёных, второе издание делалось по заказу купцов и промышленников Строгановых.   Строгановы часто дарили книги церквам и монастырям. От первого издания «Часовника» сохранился лишь один экземпляр. Он находится за границей, в Брюсселе в Королевской библиотеке Альберта I

От второго издания уцелело больше: 5 экземпляров. Единственным экземпляром второго издания располагает Российская национальная библиотека в Петербурге.

Позже Иван Фёдоров издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник – «Азбуку», следуя своему жизненному принципу – «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Фёдоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году – Острожскую Библию.

Все издания Фёдорова являются ценными памятниками русской культуры, замечательными образцами печатного искусства XVI века. Книги отличаются четким красивым шрифтом, искусно гравированными украшениями – заставками, концовками, фигурными заглавными буквами. В большинстве случаев издания Фёдорова содержат «предисловия» и «послесловия», которые написаны от имени печатников. В них Фёдоров сообщал сведения по истории книгопечатания, рассказывал о себе.

Иван Федоров и Петр Мстиславец стремились не к выгодному способу тиражирования книг, а к созданию образца книгопечатания. Об этом говорилось и в тщательно написанном послесловии. Первопечатники действительно создали модель, ставшую основой для последующих изданий русских мастеров-типографов.

Помимо книгопечатания Иван Фёдоров занимался и другими ремеслами, был разносторонним мастером. Он отливал пушки и даже изобрёл многоствольную мортиру.

Материалы об Иване Федорове

Информация о первопечатнике Иване Федорове «В мастерской первопечатника. Ремесло в средневековом городе

Изящество и великолепие очень присущи ювелирному искусству. Только великие мастера могут придать драгоценным металлам и камням красоту законченного шедевра. Ведь, например, золото в первозданном виде выглядит довольно неприглядно. Просто кусок желтого металла. А попав в руки мастера, обретает изящные формы и становится поистине уникальным творением рук и воображения человека.

Одним из выдающихся мастеров ювелирного искусства был Карл Фаберже . Его произведения до сих пор являются главной ценностью для владельцев его шедевров.

Цена украшений, изготовленных самим Фаберже, достигает огромных высот. Но не только золото и драгоценные камни определяют ценность произведения искусства. Мастерство и техника знаменитого ювелира – пример для профессионалов своего дела в золотом мире искусства.

Жизнь только началась

Полное имя всемирно известного ювелира Петр Карл Густавович Фаберже . Как ни странно, но он родился в России. В семье ювелира появился в 1846 году сын, впоследствии ставший известным мастером в области создания уникальных украшений. Уже тогда у отца Карла был магазин, в котором бойко торговали изделиями из драгоценных металлов. Поэтому семья была достаточно обеспеченной.

В 1860 году семья Фаберже переехала в Дрезден . Здесь Карл получил раннее образование.

Вообще Карл Фаберже окончил несколько учебных заведений. А азам ювелирного дела его научил отец. Кроме того, Карл обучался у многих профессиональных ювелиров того времени. Например, в Париже будущий мастер учился у Шлосса, умевшего создавать уникальные украшения.

Карл в молодые годы был очень увлеченным человеком. Он увлекался коллекционированием картин, гравюр, медалей.

В 1870 году Карл Фаберже сменил отца и стал главой семейной ювелирной фирмы. Ему пришлось немало потрудиться, чтобы, в конце концов, его продукция получила соответствующую оценку. Только в 1882 году он получил золотую медаль за свои произведения ювелирного искусства.

Результат деятельности Фаберже был предопределен. Ведь Карл не относился к своей работе как к простому производству украшений. Весь процесс работы с драгоценными металлами носил творческий характер . Каждое новое изделие становилось новым этапом в понимании ювелирного искусства. Ведь даже вещицы из менее дорогих материалов от Фаберже стоят немалых денег.

Работа Фаберже получила признание

Слава великого мастера ювелирного дела достигла своего пика в 1885 году . Он становится придворным поставщиком Верховного суда, и одновременно Фаберже получает право изображения государственного герба на товарном знаке.

А в 1900 году он стал мастером среди мастеров ювелирного искусства, что и произошло на Всемирной выставке в столице Франции. Орден Почетного легиона, являющийся высшей наградой французского государства, Карл получает в том же году.

Получил признание Faberge и в России. И здесь он был награжден различными орденами за заслуги в ювелирном искусстве. Чарльз поставлял свою продукцию даже представителям королевской семьи и пользовался популярностью у всех живших в то время состоятельных аристократов.

Однако нередко можно было заметить, как дух соперничества витал между ним и такими известными ювелирами того времени, как Юлиус Бути, Фридрих Кели, Эдуард Болин и другими. Но творчество Фаберже носило совершенно иной характер, чем творчество других мастеров. Поэтому его доля заказов от Императорского дворца постоянно росла.

Карл получил доступ к золотому фонду королевской семьи. Он мог свободно изучать технику изготовления украшений, пришедшую из глубокой древности. Такое знакомство очень положительно сказалось на дальнейшем творчестве великого мастера.

Работы Фаберже станут сокровищем в любой богатой семье. Их узнавали, что, естественно, повышало статус конкретного владельца украшения. Но иногда произведения Фаберже не имели практического значения. Это были дорогие безделушки. Вы можете называть их так.

Конечно, его фирма состояла не только из него одного. Карл содержал целую команду одаренных сотрудников, которые помогали ему осуществлять его планы. Каждая вещь была штучной и изготавливалась на заказ не один месяц.

торжество 300-летие Императорской семьи Романовых привело к большому количеству заказов, в результате которых было создано множество прекрасных украшений. Все работы Фаберже и содержали герб царского дома. Это были и булавки, и броши, и значки, а также знаменитое на весь мир пасхальное яйцо, специально изготовленное по этому случаю.

Украшения Фаберже покоряют своим разнообразием

Карл Фаберже занимался не только созданием красивых и роскошных украшений. Его фирма производила портсигары, табакерки, фоторамки, часы, письменные принадлежности и многое другое. Однако самыми популярными изделиями искусного ювелира стали пасхальных яиц . Их оригинальный дизайн бросается в глаза до сих пор.

Первое такое яйцо заказал еще в 1885 году Александр III. Успех не заставил себя долго ждать. А теперь Фаберже стал получать постоянные заказы на изготовление очередного ювелирного шедевра. Всего 54 произведения такого рода были созданы великим мастером специально для императорской семьи. Некоторые пасхальные яйца были утеряны, многие оказались в руках иностранных владельцев.

Но в 2004 году эти уникальные произведения ювелирного искусства вернулись на родину благодаря стараниям российского бизнесмена, который смог выкупить яйца за 100 миллионов долларов .

Ювелирное искусство никому не нужно

Пока существовала царская Россия, жило и процветало ювелирное искусство. Последний царь Российской империи Николай II пользовался услугами великого Карла Фаберже . Неоднократно в поездках по Европе его сопровождали драгоценные шедевры известного ювелира. Много красивых вещей было подарено им представителям знати и особам царских фамилий, что принесло известному мастеру ювелирного дела дополнительную известность.

но 1917 уничтожили почти все ювелирное искусство в России. Государство стало полноправным владельцем всех драгоценностей. Развитие творчества ювелиров остановилось. Многие десятилетия ювелирное мастерство находилось в застывшем состоянии.

Карл Фаберже умер в 1920 году . А вместе с ним практически умерло и умение создавать ювелирные шедевры. Лишь в 1950-х годах ювелирное искусство начало возрождаться. Вспомнили, что когда-то жили и творили великие мастер Карл Фаберже .

Однако восхищаться его работами стали намного позже. Советские устои не позволяли людям воздать должное творчеству великого мастера. За рубежом издавна ювелирные изделия от Карла Фаберже стали великой ценностью всех времен и народов. Сейчас в России стали очень хорошо понимать, что благодаря революционным потрясениям русский народ не только потерял свое ювелирное искусство, но и потерял ценности в представлении о ювелирном искусстве Фаберже .

Место рождения Карла Фаберже — Это Петербург. Именно здесь возникла школа, которая начала возрождать традиции, связанные с творчеством великого мастера. Многих успехов уже добились местные студенты. Желание вернуть эпоху Фаберже понятно. Ведь для эстетического развития личности Человека всегда должно окружать Прекрасное и Прекрасное.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка обязательна!

Сообщение на тему «В мастерской первопечатника» для 3 класса.

Во времена правления царя Ивана Грозного в России началось книгопечатание.

Первым в этом нелегком и почетном деле был Иван Федоров со своими помощниками.

Для печати книг по велению царя был построен Печатный двор в Москве, на Никольской улице.

В первую типографию для мастерской первопечатника привезли печатный станок из Польши.

Литые металлические буквы, а также доски для гравировки и многие другие инструменты для печатания книг были изготовлены в Типографии.

Работа в мастерской первопечатника была сложной, так как машины для печатания книг еще не были до конца отлажены, ручного труда было много, но работу делали.

Через 9 месяцев работы, в марте 1564 года, мир увидел первую печатную русскую книгу «Апостол».

Эта книга, первая, была принесена первопечатником царю Ивану Грозному.

Царь внимательно изучил книгу, оценил прописные красные буквы, заставку и богатый кожаный переплет.

После того, как Иван Грозный прочитал всю книгу и не нашел в ней недостатков, он поблагодарил первопечатника Федорова, сказав, что в России теперь книги будут лучшими в Европе.

Какие слова помогают понять, что царю понравилось творчество Ивана Федорова?

Когда царь Иван Грозный очень внимательно читал книгу, его настроение улучшилось и он сказал несколько фраз, читая которые мы понимаем, что царь был доволен:

«Очень хитришь ты, друкар, к печатному искусству…»

«Ну, друкар, честь головой спасают, напечатали поганую книгу. Угодил царю», — похвалил он Ивана Федорова.

«Ведь наши книги ничем не хуже? Друкары не посрамили честь Русской земли.» Иван Грозный обрадовался.

Прочитайте с другом в лицах диалог между первопечатником и королем. Как вел себя Иван Федоров при встрече с Иваном Грозным? Что чувствовал король? При чтении передать настроение, чувства героев.

В диалоге первопечатника с царем читаем, что Иван Федоров гордился своим делом, его книга получилась идеальной.

Все в нем было хорошо и орнаменты (заставица), и текст был написан правильно без ошибок, и заглавные буквы были нарисованы и оформлены.

Сама книга очень хорошо смотрелась в богатом кожаном переплете и легко читалась.

Иван Грозный в начале диалога был очень зол и грозен, но после прочтения книги он тоже возгордился Россией и его настроение изменилось на доброжелательное и восторженное.

Король одобрительно отзывался о работе первопечатника и хвалил его.

А когда я сравнил иностранные книги и русские книги, я даже начал улыбаться от удовольствия, что моя родная книга напечатана намного лучше, чем иностранные книги.

Экономическую основу западно-нейро-пейского средневекового города составлял ремесленный. Мастера одной или нескольких смежных профессий объединялись в мастерские. Этому способствовало несколько причин: во-первых, ремесленникам было легче защищаться от своеволия феодалов сообща; во-вторых, мастерские имели больше возможностей бороться с конкуренцией приезжих ремесленников. В большинстве городов принадлежность к мастерской была обязательным условием. Основной функцией мастерских является контроль за производством и реализацией изделий кустарного промысла.

Первые цеховые организации возникли в Италии уже в 10 веке, во Франции, Англии и Германии — в 11-12 веках. Сначала мастерских было немного. Однако со временем их число значительно увеличилось. Мастер-классы были самыми разнообразными. Одни производили продукты питания (пекари, мясники, пивовары), другие производили ткани, одежду, обувь (ткачи, портные, сапожники). Особым уважением пользовались мастерские по обработке железа и дерева (кузнецы, столяры, плотники).

С развитием производства цеха стали дробиться. Например, цех кузнецов делился на цеха: оружейников, жестянщиков, ножовщиков и т. д. Из цеха оружейников и т. д. выделялись еще более узкие ремесла по изготовлению шлемов, доспехов, мечей, копий и т. д. еще более мелкие магазины, как, скажем, мастерская по изготовлению кошельков для раздачи милостыни бедным в Париже или мастерская вышивальщиц гербов в Кельне. В конце XIII в. в Париже работало более 130 мастерских, объединявших около 5 тыс. ремесленников.

В XIV-XV вв. мастерские делятся на богатые («старшие», или «большие») и бедные («младшие», или «маленькие»). Вновь образованные гильдии были намного беднее, чем гильдии, основанные десятилетием или столетием ранее. Заметна была и разница в предмете производства и продажи, то есть гончар не мог иметь такой прибыли, как ювелир, изделия которого покупали богатые. Поэтому иногда старые мастерские подчиняли себе младшие.

Заниматься ремеслом в собственной мастерской мог только человек, имевший звание мастера. На свои деньги мастер купил необходимое оборудование, сырье и полностью изготовил изделие. У мастера были помощники: подмастерья и подмастерья.

Важнейшие вопросы жизнеобеспечения цеха решались на общих собраниях мастеров, которые считались главным руководящим органом. Здесь приняли устав, регламентировавший работу цеха. За соблюдением норм и порядка в цехах следили бригадиры, избранные из числа старшин.

Кузнецы. Средневековые миниатюры

По уставу каждому мастеру разрешалось иметь строго определенное количество инструментов и машин, подмастерьев и учеников. Запрещалось работать в ночное время и в праздничные дни. Накануне праздников рабочий день был сокращен. В уставе указывалось, сколько сырья покупать и сколько производить. Запрещалось иметь слишком большие запасы сырья, чтобы в случае его избытка экономный барин не воспользовался неожиданной прибылью.

Большое внимание уделялось качеству товара. Если ремесленник делал некачественные изделия, это навлекало позор на всю мастерскую, поэтому безответственных мастеров наказывали. Например, в Лондоне пекаря, сэкономившего на муке и продавшего ковер не установленного мастерской веса, посадили в клетку и водили по городу для насмешек. А в Париже к позорному столбу выставляли некачественный товар.

13 век Из устава парижских производителей олова

1. Любой, кто хочет быть оловянным мастером в Париже, может свободно им быть, так что он только работает хорошо и честно, и у него может быть столько подмастерьев и подмастерьев, сколько он хочет.

2. Ни один из производителей олова не может работать ночью или в праздничные дни, когда весь город празднует; и тот, кто это сделает, должен заплатить королю штраф в размере 5 су, поскольку ночного освещения недостаточно, чтобы он мог хорошо и честно заниматься своим делом.

3. Производитель олова по праву должен создавать все виды изделий своего ремесла только из доброкачественного сплава, как того требует случай; в противном случае он теряет предмет и платит королю штраф в размере 5 су.

5. Никто не может и не должен продавать старую оловянную посуду как новую; и когда кто-то делает это, он должен королю 5 су штрафа.

Мастерские были тесно связаны с жизнью городских ремесленников. Каждая мастерская имела свое помещение для проведения совещаний, совещаний старшины, организации пиров и хранения казны, пополняемой за счет взносов и штрафов. Мастерские могли помочь сиротам или вдовам умерших мастеров. Также строили церковь или часовню в честь покровителя ремесла.

После победы общинного движения все рычаги управления перешли в руки патрициата. Мастерские, укрепив свои позиции, вступили с ним в борьбу. Они потребовали, чтобы их представители были допущены в городской совет. Начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. Там, где городское ремесло было менее развито, чем торговля, побеждал патрициат (Гамбург, Любек, Бремен и др.). В городах с высоким уровнем развития ремесел победили мастерские (Кёльн, Базель, Флоренция). Но и в этом случае к власти имели доступ не все ремесленники, а только самые богатые мастерские. материал с сайта

Каждый мастер хранил в тайне секрет своего мастерства. Именно поэтому родители были вынуждены отдавать своих детей в «науку» к мэтру. Срок обучения в зависимости от сложности ремесла длился от 2 до 8, а в некоторых мастерских — даже до 12 лет. Они заплатили за образование. Мастер распоряжался учеником по своему усмотрению, взваливая на его плечи и работу по дому. После завершения обучения, освоив азы ремесла, ученик становился подмастерьем. Сейчас его положение несколько изменилось. За свой упорный труд, иногда по 16 часов, он получал мизерное жалованье. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был внести вступительный взнос в казну мастерской, а также изготовить и представить мастерам шедевр – изысканное и дорогое изделие их ремесла. Если экзамен сдавался, подмастерье за ​​свой счет лечил всех членов мастерской и становился ее полноправным членом.

15 век Из устава Любецких ювелиров

… Кто хочет занять место самостоятельного мастера в мастерской, должен (кроме выполнения многих других требований) изготовить следующие вещи: золотое ажурное кольцо, английский браслет, браслет, который дают при обручении, с гравировкой и чернением, и кольцо для рукояти кинжала. Эти вещи он должен отдать мастерам и старейшим членам цеха.

Понятно, что не у всех подмастерьев были средства сделать шедевр и устроить праздник. Кроме того, стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивали доступ подмастерьев в мастерскую. Полноправными членами мастерской мог стать только сын или зять мастера. Таким образом, сформировалась прослойка «вечных субмастеров». В XIV-XV вв. происходило постепенное «закрытие магазинов». Для защиты своих интересов ученики создавали специальные союзы — братство .

Гильдии на раннем этапе своего существования играли исключительно важную роль в развитии ремесла. Однако запрет на инновации и технические усовершенствования со временем привел к замедлению производственного процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

План


2. «Ворота обучения».

1. Пионер Иван Федоров.

Письмо в России широко распространились после принятия христианства. Люди (монахи) писали книги от руки. Написать целую книгу от руки невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

В 15 веке Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок . С тех пор книги печатаются в Европе. К середине 16 века во многих европейских странах были типографии. Россия не могла отставать от других государств.

Первая типография появился в Москве у Китайгородской стены в 1553 году . По приказу царя Ивана Грозного построен Государев печатный двор . Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец принялись совершенствовать работу. Сам Иван Грозный посетил типографию Федорова и остался доволен.

Издательство
Иван Федоров
Книга «Апостол»

Первая книга , напечатанный в типографии, стал книгой «Апостол» . Эта книга считается первой печатной книгой. Мы знаем, что она начала печататься 19 апреля 1563 года, а закончила 1 марта 1564 года. На создание книги «Апостол» ушел целый год. Но вторая книга была напечатана всего за два месяца.

Книга «Апостол» заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Полюбуйтесь четким шрифтом книги. Он воспроизвел рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. Опечаток в книге нет.

Мастеров, напечатавших первую книгу, называли первопечатниками.

Сразу после создания Сборник молитв «Часовщик» в 1565 году начались гонения на печатников со стороны писцов. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Федоров и Мстиславец были вынуждены бежать в Литву, а затем на Украину.

Именно по сборнику молитв «Заводник» детей издавна учили читать.

Иван Федоров создал алфавит из славянских букв. Этот алфавит был напечатан, и ему стали обучать детей не только из богатых семей, но и из бедных. Для украшения страниц Иван Федоров сам придумывал и вырезал различные заставки и концовки.

5 (15) декабря 1583 Иван Федоров умер г. и похоронен во Львове в монастыре св. Онуфрия.


В Москве в 1909 году недалеко от места первой типографии был поставлен памятник Ивану Федорову.

2. «Врата обучения».

В 17 веке грамотных людей в России было больше не только среди дворян, но и среди простых людей. Горожане отдавали сыновей на учебу, так как заниматься торговлей и ремеслом было невозможно без умения читать, писать и считать. Женщин учили читать и писать только из числа знати.

Бедняки зарабатывали себе на жизнь знанием грамоты. Писали письма за вознаграждение на площадь, оформляли разные документы.

Московский печатный двор выпустил учебники. Русский алфавит преподавал Букварь Василий Бурцов . Книга неоднократно переиздавалась. влюбился и Грамматика Метелия Смотрицкого . Позже на ней учился и наш ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Свои первые учебники он благоговейно называл «Врата учения».

В конце XVII века напечатано Букварь Кариона Истомина , монах Чудова монастыря Московского Кремля. На страницах учебника встречались разные начертания одного и того же письма. Приведены примеры слов и красочных рисунков, начинающихся на эту букву.

Учебные книги ценились и береглись. Они переходили от отца к сыну. Бывало, что на них училось несколько поколений.

Просмотров: 11 405

Вам может быть интересно

В мастерской Ивана Федорова возле узкого высокого окна лежат деревянные буквы — это шрифты, которыми делается отпечаток слов на бумаге… Рядом находятся гравировальные доски, на которых эти буквы выложены в правильном порядке. На полке нож переплетчика и свиток кожи, которым будет переплетена книга. Листы бумаги мастеру и его помощникам еще не доставлены, а книга будет готова только через год. Этот богатый князь Острожский заказал для своей домашней библиотеки печатное Евангелие…

Кто такой Федоров? Иван Федоров – первопечатник XVI века, из-под станка которого вышли первые книги в России. Первые печатные книги на Руси — «Апостол», «Часовник» и «Азбука» были созданы именно в типографии Ивана Федорова, в 1563-65 гг.

Иван Федоров был родом из Москвы, но ему пришлось покинуть родной город, потому что ему не разрешили там печатать книги. Царь Иван Грозный поддерживал идею книгопечатания в Москве, интересовался новинками, но церковь и многие бояре были категорически против. Духовники считали печатный станок «бесовской фикцией», а конкуренты из монахов, писавших рукописные книги и зарабатывавшие этим на жизнь, были очень недовольны появлением технической новинки в типографии Федорова.

Боялись, что Федоров отнимет у них хлеб. Таким образом, Федоров был выслан из Москвы, есть сведения, что религиозные фанатики даже сожгли его типографию. Это тем более удивительно, что сам Федоров принадлежал к духовенству и служил в церкви до того, как начал заниматься книгопечатанием.

Федоров в Литве. Он переехал во Львов, Галичину, и вновь открыл там типографию. Вскоре, в 1568 году, федоровские мастера уже напечатали на новом месте первую книгу — Евангелие, затем второе издание Апостола. Иван Федоров проработал там до самой смерти.

Русское открытие | Аляска | Статьи и очерки | Встреча границ | Цифровые коллекции

Прослушать эту страницу

Это эссе было опубликовано в 2000 году как часть первоначального веб-сайта «Встречи на границах».

Беринг, Чириков и Гвоздев

Хотя Витус Йонассен Беринг (1681-1741) родился в Дании, большую часть своей взрослой жизни он провел на российском флоте. В 1725 году, незадолго до своей смерти, Петр I поручил Берингу определенно доказать, что Сибирь отделена от Северной Америки, и найти ближайшее европейское поселение в Новом Свете. Во время Первой Камчатской экспедиции (1725-30) Беринг и его помощник поручик Алексей Чириков (1703-48) проплыли на север вдоль побережья Камчатки и в августе 1728 года прошли между двумя континентами. Убедившись в существовании большого массива суши на востоке, русское правительство решило сформировать вторую экспедицию, которая исследовала бы эту территорию. Плывя на двух кораблях, Беринг и Чириков в период с июня по сентябрь 1741 года высадились в нескольких местах вдоль Алеутских островов и побережья материковой части Северной Америки. На обратном пути корабль Беринга был вынужден пристать к одному из Командорских островов восточнее Камчатки. где он и многие из его команды умерли от цинги.

В отличие от экспедиций Беринга и Чирикова, исследование побережья Аляски Михаилом Гвоздевым не вошло в народную историю. Движимые как желанием открыть новые источники меха, так и научным любопытством, Гвоздев и его команда достигли побережья материковой части Северной Америки в конце августа 1732 года. Хотя сильный ветер помешал им приземлиться, они смогли узнать о » Большая земля», как его назвали коренные жители Аляски, которые подплыли к своему кораблю. Сведения об этом плавании были зафиксированы в бортовых журналах лоцмана Ивана Федорова и в отчетах Гвоздева Адмиралтейств-коллегии в Петербург.

  • Карта морских открытий Росийскими мореплавателями на Тихом и Ледовитом морях 1802. LC Map Collections. К 1802 году русское правление на Аляске было достаточно установлено, чтобы составить эту довольно точную карту береговой линии Северной Америки.
  • Рапорт Беринга в Адмиралтейств-коллегию, 10 сентября 1739 г.. Архив Минморского морского флота СССР, ЛК Отдел рукописей
  • Рапорт Чирикова в Адмиралтейств-коллегию, 13 августа 1744 г. Архив Министерства морского флота СССР, 9-й отдел рукописей ЛК.0388
  • Рапорт Гвоздева Шпанбергу, 20 апреля 1743 г. Архив Министерства морского флота СССР, Отдел рукописей ЛК

Испания и Россия на Западе

В ответ на преувеличенные опасения, высказанные отцом Хосе Торрубиа и другими, Испания расширила свое присутствие вдоль Тихого океана. Создав миссии и пресидио по всей Калифорнии, испанцы достигли на севере пролива Нутка (остров Ванкувер) в 1787 году. Озабоченность Россией заставила Испанию недооценить британские и американские успехи, которые увеличились после того, как Джон Ледьярд объявил о высоких ценах на меха в Китае.

  • Carta Que Contiene parte de la costa de la California. [Карта побережья Калифорнии], составленная Барнабе Мукосом, 1787 г. Коллекции карт LC. Эта испанская карта довольно схематично покрывает побережье нынешних штатов Орегон, Вашингтон, Британская Колумбия и юго-восток Аляски от 44-й до 61-й параллели.
  • Журнал последнего путешествия капитана Кука в Тихий океан. Джон Ледьярд, 1783. Коллекции редких книг. «Они купили большую часть нашего меха, за что дали, как нам тогда казалось, большую цену, но когда мы впоследствии посетили Китай, мы обнаружили свою ошибку… шкуры, которые мы привезли с северо-западного континента Америки, были почти удвоить стоимость в Кантоне, как на Камачатке».

Хосе Торрубиа

[Москвичи в Калифорнии, вернее, Демонстрация недавно открытого русскими прохода из Северной Америки и древнего одного из народов, переселившихся туда из Азии] Рим, Хосе Торрубиа, 1759. LC Rare Book Collections.

Родившийся в Гранаде, Испания, в 1698 году, Хосе Торрубиа вступил во францисканский орден в 1714 году. книжный оценщик Священной канцелярии инквизиции и в качестве генерального секретаря францисканских провинций на Филиппинах. После двухлетнего пребывания в Мадриде Торрубиа был отправлен в качестве миссионера в провинцию Санто-Евангелио в Мексике, где подружился с известным историком Хосе Антонио Вилласенором. Известный своей проницательной наблюдательностью и писательским талантом, Торрубиа был назначен главным архивариусом и летописцем Ордена францисканцев в 1752 году. Он написал девятый том общих хроник Ордена, предоставив подробную информацию о миссиях на Дальнем Востоке и в Америке. . В разгар работы над десятым томом он взял перерыв, чтобы написать одну из самых важных своих работ, Я Московити в Калифорнии. На английском языке полное название Москвичи в Калифорнии или, скорее, Демонстрация открытого русскими прохода из Северной Америки и Древнего из народов, переселившихся туда из Азии .

В то время как многие другие публикации Торрубиа вышли на его родном испанском языке, I Moscoviti nella California был написан на итальянском, вероятно, потому, что в то время он проживал в Риме в качестве генерального комиссара францисканского ордена при Святом Престоле. Несмотря на язык, I Moscoviti nella California был широко прочитан в испаноязычном мире и оказал большое влияние на внешнюю политику Испании.

Торрубиа рассматривал русские исследования и колонизацию тихоокеанского побережья Северной Америки как серьезную угрозу для Новой Испании, игнорируя гораздо большую угрозу английского проникновения в регион. Таким образом, Торрубиа способствовал неправильному пониманию испанским двором намерений русских в Северной Америке, что отвлекало Испанию от реальной угрозы. Несмотря на эту стратегическую ошибку, работа Торрубиа была замечательна своей полнотой в прослеживании истории русских исследований Дальнего Востока и Северной Америки и популяризацией теории о том, что Америка была заселена из Сибири через Аляску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *