Мастер и маргарита все о романе: «Мастер и Маргарита» анализ произведения Булгакова – смысл романа, его жанр и особенности

Содержание

«Мастер и Маргарита» анализ произведения Булгакова – смысл романа, его жанр и особенности

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Введение

При анализе романа “Мастер и Маргарита” стоит заметить, что произведение уже многие десятилетия является предметом изучения литературоведов во всей Европе. Роман имеет ряд особенностей, таких, как нестандартная форма «романа в романе», необычная композиция, богатая тематика и содержание. Он не зря написан на закате жизненного и творческого пути Михаила Булгакова. Писатель вложил в произведение весь свой талант, знания и фантазию.

Жанр романа

Произведение «Мастер и Маргарита», жанр которого критики определяют как роман, имеет ряд признаков, присущих своему жанру. Это несколько сюжетных линий, много героев, развитие действия на протяжении длительного времени. Роман фантастический (иногда называют его фантасмагорическим). Но самая яркая особенность произведения – это его структура «романа в романе». Два параллельных мира – 30-е годы ХХ века и древние времена Пилата и Иешуа – здесь живут почти самостоятельно и пересекаются лишь в последних главах, когда визит Воланду наносит Левий – ученик и близкий друг Иешуа. Здесь, две линии сливаются в одну, и удивляют читателя своей органичностью и близостью. Именно структура «романа в романе» дала возможность Булгакову так мастерски и полно показать два таких разных мира: события, современные Булгакову, и события, происходившие почти две тысячи лет назад.

Особенности композиции

Композиция романа «Мастер и Маргарита» и её особенности обусловлены нестандартными приемами автора, такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки экспозиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их.

Завязка романа: встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XX века.

Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но на два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Иешуа.

Далее следует развитие действия. Это проделки Воланда и его компании в Москве. Отсюда же берёт истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа Мастера – казнь Иешуа, кульминационный момент повествования о Мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата.

«Свободен! Он ждёт тебя!» – этой фразой Мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

Основные темы романа

Михаил Булгаков заключил смысл романа «Мастер и Маргарита» в сплетение основных тем и идей. Не зря роман называют и фантастическим, и сатирическим, и философским, и любовным. Все эти темы развиваются в романе, обрамляя и подчеркивая главную идею – борьба добра и зла.

Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами.

Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда. Обезумевшая от материальных благ публика, падкие на деньги представители элиты, проделки Коровьева и Бегемота остро и чётко описывают болезни современного писателю общества.

Тема любви воплощена в Мастере и Маргарите и придаёт роману нежность и смягчает много острых моментов. Наверное, не зря писатель сжёг первую версию романа, где Маргариты и Мастера ещё не было.

Тема сочувствия проходит через весь роман и показывает несколько вариантов сочувствия и сопереживания. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но, запутавшись в своих обязанностях и опасаясь осуждения, «умывает руки». Иное сочувствие у Маргариты: она всем сердцем сопереживает и Мастеру, и Фриде на балу, и Пилату. Но её сочувствие – не просто чувство, оно толкает её на определённые действия, она не складывает рук и борется за спасение тех, за кого переживает.

Сочувствует Мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние… под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях.

Тема прощения идёт почти рядом с темой сочувствия.

Философские темы о смысле и цели жизни, о добре и зле, о библейских мотивах много лет служат предметом споров и изучения литературоведов. Всё потому, что особенности романа «Мастер и Маргарита» в его структуре и неоднозначности; с каждым прочтением открываются перед читателем всё новые и новые вопросы и мысли. В этом и гениальность романа: он не утрачивает ни актуальности, ни остроты десятилетиями и всё так же интересен, каким был для своих первых читателей.

Идея и главная мысль

Идея романа – это добро и зло. И не только в контексте борьбы, но и в поиске определения. Что на самом деле зло? Скорее всего, так наиболее полно можно описать главную мысль произведения. Читатель, привычный к тому, что дьявол – это чистое зло, будет искренне удивлён образом Воланда. Он не делает зла, он – созерцает и наказывает только тех, кто поступает низко. Его гастроли в Москве лишь подтверждают эту мысль. Он показывает моральные болезни общества, но даже не осуждает их, а лишь горестно вздыхает: «Люди, как люди… Такие же, как раньше». Человек слаб, но в его силах противостоять своим слабостям, бороться с ними.

Неоднозначно показана тема добра и зла на примере образа Понтия Пилата. Он в душе противится казни Иешуа, но ему не хватает смелости пойти против Кесаря. Приговор бродячему невинному философу выносит Пилат по причине трусости, и потому Пилату вечно суждено отбывать наказание за малодушие.

Борьба добра и зла – это и противостояние литературного сообщества Мастеру. Самоуверенным бездарным литераторам мало просто отказать писателю, им необходимо унизить его, доказать свою правоту. Мастер очень слаб, чтобы бороться, все его силы ушли в роман. Не зря разгромные статьи для него приобретают образ некоего существа, которое начинает чудиться Мастеру в тёмной комнате.

Общий анализ романа

Анализ «Мастера и Маргариты» подразумевает погружение в миры, воссозданные писателем. Здесь можно увидеть библейские мотивы и параллели с бессмертным «Фаустом» Гёте. Темы романа развиваются каждая отдельно, и одновременно сосуществуя, в совокупности создавая паутину событий и вопросов. Несколько миров, нашедших каждый своё место в романе, автор изображает на удивление органично. Совсем не вызывает удивление путешествие из современной Москвы в древний Ершалаим, мудрые беседы Воланда, говорящий громадный кот и полёт Маргариты Николаевны.

Этот роман действительно бессмертный благодаря таланту писателя и неугасающей актуальности тем и проблем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Шипко

    16/16

  • Татьяна Чурочкина

    9/16

  • Дарья Сметанина

    15/16

  • Михаил Черных

    15/16

  • Игорь Хмель

    13/16

  • Assel Karjauva

    16/16

  • Наталья Миллер

    16/16

  • Ivan Iordanov

    16/16

  • Катерина Михайлова

    14/16

  • Маргарита Святокум

    16/16

О Романе

  Религиозные идеи романа «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее. Читать полностью…
  Мистическое в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Обращение к фантастическому и мистическому сюжетному пространству не является необычным для Булгакова-писателя. Это подтверждается созданием таких произведений как “Дьяволиада”, “Роковые яйца”,“Собачье сердце”. Усложненная фантастичность романа “Мастер и Маргарита “… Читать полностью…
  Борьба добра и зла в романе Михаила Булгакова »Мастер и Маргарита»
оследние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, — роман-судьба, роман-завещание. Читать полностью…
  Авторская позиция в романе Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита» – одно из самых сложных для понимания произведений, оно наполнено символами и образами, не все из которых еще разгаданы. В «Мастере и Маргарите» Булгаков выступает во всех своих привычных ипостасях. Читать полностью…
  Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита
К процессу изучения романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Читать полностью…
  Пространственно-временная структура романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Структура романа строится по принципу существования трех миров: земного, библейского и Вечного. Между мирами существует и композиционная связь, в романе они переплетаются. Связь времен выявляет и знаменитая фраза «…Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий.. Читать полностью…
  Жанровые особенности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное… Читать полностью…
  Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита»?
Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века… Читать полностью…
  Концепция личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них — роман “Мастер и Маргарита” Читать полностью…
  Как решается проблема учителя и лжеучителя в романе «Мастер и Маргарита»?
​«Мастер и Маргарита» композиционно построен как роман в романе. Главным является роман о Мастере, егожизни и смерти в Москве конца 20-х годов XX века. Но Мастер — писатель, который сочинил роман об античных временах. Эти два романа («московский» и «античный») составляют одно целое, так как в них на разном жизненном материале и на разном уровне … Читать полностью…
  Зачем в романе «Мастер и Маргарита» чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни?
​«Мастер и Маргарита» — двойной роман; он состоит из двух романов, одновременно похожих и непохожих друг на друга: романа о судьбе Мастера и романа Мастера о Понтии Пилате. Временной интервал в две тысячи лет без одного столетия разделяет действия этих романов. Они противопоставлены друг другу как священная и человеческая история. Читать полностью…
  Жанровые особенности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Основной чертой литературного портрета М.А. Булгакова, является его приверженность идее творческой свободы. В своих произведениях писатель не только максимально самораскрывается, что позволяет отнести его творчество к модернизму. .. Читать полностью…
  В чём суть спора Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»?
​В «Мастере и Маргарите» совмещены два романа. Га-Ноцри и Пилат— главные герои так называемого «античного» романа, созданного Мастером. «Античный» роман описывает один день из жизни римского прокуратора, который накануне праздника Пасхи должен решить судьбу нищего философа Га-Ноцри. Читать полностью…
  Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые привлекают и завораживают читателя. Читать полностью…
  Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
​В повести «Собачье сердце» Булгаков описал в качестве главного героя выдающегося учёного (профессора Преображенского) и его научную деятельность, а от конкретных научных проблем евгеники (науки об улучшении человеческой породы) перешёл к философским проблемам революционного и эволюционного развития человеческого знания, человеческого общества и природы Читать полностью. ..
  Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман сложный, многослойный. Это роман в романе: в нем множество линий, параллельно идущих друг с другом и затем переплетающихся под конец. Читать полностью…
  История создания и анализ романа «Мастер и Маргарита» Булгакова М.А.
Мир булгаковского романа (1928—1940) ярок и блестящ. В нем Сатана выдает себя за профессора черной магии и разгуливает по Москве; “громадный, как боров, черный, как сажа”, кот разъезжает на трамвае и устраивает дебош в Торгсине; почтенный администратор Варьете превращается в вампира, обычный берет становится черным котенком, а червонцы — этикетками c… Читать полностью…
  Значение финала в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М.А.
В жизни второстепенных героев произошли вполне понятные изменения: каждый из них занял то место, которое соответствует его талантам и деловым качествам. Весёлый конферансье Жорж Бенгальский ушёл из театра на пенсию. Грубый и невоспитанный администратор Варенуха стал отзывчивым и вежливым. Бывший директор театра Варьете, любитель алкоголя и женщин… Читать полностью…
  Размышляя над страницами романа «Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков — знаменитый русский писатель, создавший многие произведения, интересные и по сей день. Этот удивительный человек… Читать полностью…
  Жанрово-композиционные особенности Романа «Мастер и Маргарита»
​Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е.А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность бул­гаковского творения во многом связана также с его сюжетно­жанровым своеобразием. Читать полностью…
  Проблема одиночества в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества. Не случайно так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Понтия Пилата). Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание. Читать полностью…
  Только человек ответственен за добро и зло
В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда… Читать полностью…
  Цитаты и афоризмы из романа «Мастер и Маргарита»
Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. при первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Читать полностью…
  Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман сложный, многослойный. Это роман в романе: в нем множество линий, параллельно идущих друг с другом и затем переплетающихся под конец. Читать полностью…
  Проблема свободы и ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
В первоначальном варианте роман «Мастер и Маргарита» был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения… Читать полностью…
  Свой последний роман “Мастер и Маргарита” М. Булгаков…
Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Тема “художник и общество” всегда волновала писателя, что нашло отражение, в частности… Читать полностью…
  Москва в романе «Мастер и Маргарита»
​У известного булгаковеда Бориса Соколова мы можем прочитать, что Москва в романе «Мастер и Маргарита» нелюбимая: «»Мастер и Маргарита» — роман сатирический, философский, а в ершалаимских сценах — еще и эпический. Вместе с тем, это роман городской, ставший грандиозным памятником Москве, многие здания и улицы которой в нашем сознании связываются теперь.. Читать полностью…
  Значительное значение булгаковского романа
Значительное значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой — бесы, жертвоприношение, распятье… Читать полностью…
  Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
​Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни — роман “Мастер и Маргарита” — принес писателю мировую славу. Читать полностью…
  Герои романа «Мастер и Маргарита»
Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА. Почему в мире существует зло, почему оно часто торжествует над добром? Как победить зло и возможно ли это вообще? Что есть добро для человека и что есть зло для него? Читать полностью. ..
  Фантастические образы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: ос­новная часть его литературного наследия стала известна чи­тающему миру только четверть века спустя после его смерти… Читать полностью…
  Критика по роману «Мастер и Маргарита» Булгакова М.А.
У Булгакова мы не найдём традиционного религиозного сознания. Но нравственное сознание его было глубоким и прочным. В русской литературе XIX века с именем Достоевского была связана категорическая максима: если Бога нет, то “всё позволено”. Это умозаключение, испытанное гениальным писателем на судьбах Раскольникова и Ивана Карамазова, подтверждалось … Читать полностью…

Мастер и Маргарита Михаила Булгакова рецензия на книгу

Москва, 1929 год: город, заблудившийся среди коррупции и страха, населенный людьми, отказавшимися от своей морали и отрекшейся от духовности. Но когда в город прибывает таинственный незнакомец с причудливой свитой, в которую входят гигантский говорящий кот и клыкастый убийца, начинается настоящий ад. Среди тех, кто оказался втянутым в странные и необъяснимые события, происходящие в столице, — Мастер, писатель, чья жизнь была разрушена советскими репрессиями, и его возлюбленная Маргарита. Их приключения раскрывают историю, начавшуюся две тысячи лет назад в древнем Иерусалиме, и ее разрешение решит их судьбу.

Действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» происходит в 1930-х годах, и он не был опубликован до его смерти в 1960-х годах. 30-е годы были временем смуты в России, когда она становилась бюрократичной и люди начинали следить за соседями. Во времена написания книги люди часто «исчезали» по необъяснимым причинам, и автор высмеял это и основал свой рассказ на этих исчезновениях. Но в данном случае это не потому, что правительство забирает своих граждан, а потому, что Дьявол явился в Москву, чтобы судить души этого атеистического народа.

Книга начинается с похожей на случайную встречу в парке Дьявола и двух членов Московского литературного общества, которые спорят о том, что Иисуса не могло быть, с обсуждения истории Понтия Пилата и Иисуса. Поскольку Дьявол существует, то и Бог должен быть его утверждением.

Сама история очень хорошо написана, в ней много неожиданных поворотов и персонажей. Как и во многих русских романах, иногда может возникнуть путаница при отслеживании имен людей, поскольку они будут использовать разные формы в зависимости от того, насколько формальной является ситуация.

Дьявол держит вокруг себя разношерстную команду анархистов; его представитель, представившийся бывшим хормейстером Коровьевым, постоянно ставит вопрос перед самим собой; Азазелло; которого описывают как вампира с клыками и косоглазием; Хелла; суккуб и бегемот, большой черный кот, который ведет себя и говорит как человек (который может очень бесить). На протяжении всего романа ощущается угроза, поскольку персонажи вовлечены в события и изгнаны с дороги по прихоти окружения Дьявола.

Главные герои, Мастер и Маргарита, хотя и появляются в первой части книги, становятся центральными в истории только во второй половине. Мы узнаем, что среди всего этого хаоса есть и история любви, о том, как, когда Мастер исчез, Маргарита осталась ему верна и полна решимости не сдаваться… Так она становится центральной фигурой в планах Дьяволов.

В целом, я думаю, что книга показывает вам, как легко стать жадным и циничным, не иметь возможности видеть то, что происходит вокруг вас, а если вы видите это не в состоянии поверить в это. Москвичи — это контраст между тем, что они видят и чего хотят, с Маргаритой, которая по-своему чиста душой.

«Мастер и Маргарита» была включена в список 100 лучших книг, которые можно читать, дарить и делиться по версии The World Book Night.

Считающийся одним из лучших произведений русской литературы 20-го века, «Мастер и Маргарита» – это удивительное произведение фэнтези, история любви, острая сатира на советскую жизнь и многое другое. Последняя книга и главное достижение Михаила Булгакова, она была написана тайно, сожжена, восстановлена ​​и запрещена на десятилетия. Его автор, работавший над ним до последних дней своей жизни, так и не увидел его в печати. Англоязычные зрители могут в полной мере насладиться шедевром Булгакова.
Amazon

10/10 Считается одним из лучших произведений русской литературы ХХ века.

  • Купить на Amazon

Рецензия Мишель Герберт

2 положительных рецензии читателей на «Мастер и Маргарита»

Рецензии читателей на «Мастер и Маргарита»

Антонио из США

Без сомнения, это шедевр, которым может насладиться каждый. Но только те, кто пострадал от коммунистического режима, могли получить большую часть книги. Это Алиса провалилась в дыру к коммунистическому режиму.

10/10 (13 августа 2018 г.)

Тан с Аляски

Чрезвычайно сложная для чтения книга с интертекстуальными выводами на протяжении всей книги. Однако это вас взбудоражит — только если вы преклонитесь и внимательно прочитаете.

7/10 (23 ноября 2016 г.)

Счет из США

Впервые я прочитал эту книгу, когда был аспирантом, и мне было тяжело с ней. Окончив ее, я решил, что вот шедевр для профессоров русской словесности, отличный способ помучить своих студентов; там была масса персонажей и мест, множество выводов, связей, коннотаций, обозначений… ну вы поняли. Прочитал несколько лет спустя, понравилось. Я прочитал ее в третий раз, когда мне было далеко за двадцать. К тому времени я был на крючке. Это такая книга, в которой каждый раз, когда вы копаетесь в ней, вы вытаскиваете новую драгоценную жемчужину. Я до сих пор читал ее, иногда отрывок или два, иногда целиком. У меня есть только одна жалоба. Как вы отвечаете, когда кто-то спрашивает: «О чем эта книга»? Что ж, посмотрим… Это история любви, сатира на советскую жизнь, комический роман, странный пересказ библейской сказки, философский трактат о добре и зле, учебник истории, сказка, книга. магического реализма, менипповой сатиры (профессора любят называть это так), имея в виду что-то вроде «Алисы в стране чудес» и «Автостопом по галактике». довольно хорошая компания, я думаю. «Мастер и Маргарита» — это все эти вещи плюс еще десять или около того вещей, которые вы добавите после того, как прочтете их или, может быть, прочтете пару раз.

10/10 (07.09.2015)

9.1/10 из 4 отзывов

Все отзывы о Михаиле Булгакове

  • Мастер и Маргарита

Рецензия на книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова | Дэвид Фиш

Большинство книг, которые я читаю, являются рекомендациями друзей и семьи. Я обнаружил, что это хороший способ внести разнообразие в мой список для чтения. Например, моя сестра помогла мне найти Americanah , а мой друг Скотт одолжил мне копию Десятое декабря года. Книга, о которой я расскажу в этом обзоре, русский роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита », появилась на моем столе после того, как моя подруга Ишита назвала ее «своей самой любимой книгой».

Ишита, ты в хорошей компании. Просматривая похвалу на задней обложке книги, я обнаружил, что у одного читателя было такое же мнение: «Теперь это мой любимый роман. Это просто величайший взрыв воображения, сумасшествия, сатиры, юмора и души». Эти слова любезно предоставлены известным литературным критиком Дэниелом Рэдклиффом.

Итак, с Ишитой и Гарри Поттером в качестве моих доцентов я погрузился в работу.

Прежде всего, Мастер и Маргарита — это история любви.

В советской Москве примерно 1930 года человек, известный только как «Мастер», выходит на прогулку. Он встречает грустную женщину с букетом желтых цветов, и они вместе начинают прогуливаться по переулку. Их влечение сильное и непосредственное. Она говорит первой:

«Тебе нравятся мои цветы?»

«Нет».

«Вы вообще не любите цветы?»

«Нет, я люблю цветы, но не эти».

«А какие цветы ты любишь?»

«Я люблю розы».

Она бросает цветы в сточную канаву; Мастер поднимает их и несет ей. По словам Учителя,

«Любовь настигла нас внезапно, прыгнула на нас, как убийца, появившийся из ниоткуда в переулке, и поразила нас обоих сразу. Как молния, как финский нож!»

Они тайно продолжают свои отношения, так как в настоящее время она встречается с кем-то другим. Они проводят вечера в подвальной квартире Учителя, он пишет роман о Понтии Пилате, она вяжет и подстегивает его. По ее совету Мастер приносит свой роман редактору. Редактор застреливает его и злонамеренно делится романом с издательским сообществом. Вскоре Учителя называют в нескольких газетных статьях апологетом Христа. (Религиозная свобода сильно пострадала в Советской России. Сталинский режим яростно вел кампанию против религии, распространяя атеизм и нанося вред Русской православной церкви.) Критики предупреждают об опасностях «пилатизма»; Мастера называют «воинствующим старообрядцем». Разоренный, Мастер впадает в отчаяние. Маргарита говорит ему, что останется с ним, несмотря ни на что — «Я погибну с тобой», — заявляет она, — и убегает расставаться с другим любовником. Когда утром она возвращается в квартиру Мастера, его уже нет.

Все это произошло четыре месяца назад. Мастер живет в психиатрической больнице с той ночи, когда ушла Маргарита. Маргарита, подавленная и неспособная найти Мастера, попыталась жить дальше, выйдя замуж за другого.

Тем временем в Москву прибывает неожиданный гость: сам черт. С помощью абсурдной команды помощников он игриво сеет хаос повсюду, куда бы ни пошел. В начальной сцене он представляется паре мужчин, сидящих в парке. После их разговора один из мужчин поскальзывается на трамвайных путях по дороге на встречу, и его обезглавливает встречный трамвай. Другой попадает в психиатрическую лечебницу — ту самую, что и Мастер.

В другом безумном эпизоде ​​дьявол обманом заставляет менеджера Театра Эстрады позволить ему исполнить «Черную магию» для переполненного зала. Во время шоу дьявол пускает дождь из денег с потолка, и зрители беззаботно прикарманивают их. Оказывается, купюры прокляты, превращаясь в живых пчел и ниточки, когда их тратят. Кроме того, на сцену приглашаются дамы из публики, которые бесплатно выбирают красивые новые платья. Позже они понимают, что единственная цена заключается в том, что платья исчезают при ношении. В другом трюке у церемониймейстера происходит неприятная встреча с одним из помощников дьявола, Бегемотом. Гигантский кот, который быстро говорит и пьет водку, как джентльмен, Бегемот прыгает мужчине на плечи, отрывает ему голову и некоторое время играет с ней, прежде чем положить ее обратно.

Эти, казалось бы, не связанные между собой сюжетные линии переплетаются в ночь перед ежегодным дьявольским «весенним балом в полнолуние». Естественно, на этот гала-концерт приглашают женщину по имени Маргарита для выполнения обязанностей хозяйки. Из всех женщин по имени «Маргарита» в Москве — а их ровно 121 — ансамбль дьявола находит нашу влюблённую Маргариту единственно подходящей парой. Поэтому Маргарита заключает сделку с дьяволом: она устроит его праздник, а взамен он воссоединит ее с Мастером.

Между этими основными главами находятся отрывки из романа Учителя о Понтии Пилате. В отличие от его библейского описания, мы знаем Пилата как жалкого человека, страдающего от плохой работы и жгучей головной боли. Все, что он хочет сделать, это лечь рядом со своей верной собакой Бангой, но его встреча с Иисусом гарантирует, что он не получит покоя.

Так или иначе, это элементы Мастера и Маргариты . То, что они производят, гораздо менее прямолинейно. В своем предисловии переводчик Мирра Гинзбург предлагает некоторый контекст того, почему роман избегает пояснений:

Булгаков работал над романом с 1928 года до своей смерти в 1940 году, продолжая даже во время последней болезни диктовать исправления жене. Хотя он не дожил до подготовки окончательной версии к публикации, и поэтому роман в некотором смысле все еще находится в стадии разработки, с некоторыми нитями и деталями, которые еще не полностью решены, он представляет собой как тематически, так и стилистически шедевр. необычайного богатства и сложности.

Объяснение Мастер и Маргарита — это задача ученого, и не только, но мы все же можем оценить некоторые «богатство и сложность» романа. Оставшуюся часть этого обзора я посвятю освещению неочевидной особенности романа, которую я бы не понял, если бы не вступление Гинзбурга: его автобиографический характер. Легко упустить из виду, что за «безумием» и «сатирой» — снова заимствовав из Рэдклиффа — скрывается писатель, борющийся за жизнь, писатель, чья творческая свобода была подавлена. Когда мы рассматриваем роман Булгакова в контексте его жизни, эта печальная истина становится слишком ясной.

Для этого вернемся к начальной сцене романа, в которой дьявол посещает пару мужчин в парке. Финал сцены — мужчину, обезглавленного трамваем, — кажется диковинным и фарсом. У нас может возникнуть ощущение, что это не имеет значения, поскольку персонаж, который умирает, едва ли важен. Тем не менее, за этим небольшим эпизодом скрывается многое. Чтобы понять это, мы должны обратиться к политическому климату в послереволюционной советской России и к тому, как он повлиял на жизнь Булгакова.

Гинзбург посвящает большую часть своего введения этой теме. Она пишет:

Конец новой экономической политики и введение пятилетних планов в конце 1920-х годов привели к ужесточению вожжей и в литературе, и в искусстве. Орудием партийного давления и принуждения в то время была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) под руководством узкого и нетерпимого фанатика Леопольда Авербаха. А преследование и давление на писателей, чтобы заставить их принять требуемую форму, привели к уничтожению всех, кроме очень незначительного меньшинства, которое сопротивлялось до конца.

Булгаков был одним из этого очень небольшого меньшинства; то, что он должен открыть Мастер и Маргарита с обезглавливанием, поэтому вовсе не случайно. Человека, потерявшего голову, зовут Михаил Александрович Берлиоз, он председатель выдуманного писательского объединения «МАССОЛИТ». МАССОЛИТ — очевидная аллюзия на РАПП, что для Булгакова наверняка означало подавление творческого самовыражения и авторской самостоятельности. Как лучше начать антицензурный роман, чем с обезглавливания того, кто символизирует недосмотр? В других местах романа есть и другие удары по РАППу, например, сожжение дома МАССОЛИТ.

Булгаков оплакивал влияние режима на писателей, но также критиковал их влияние на общество в целом. Он написал роман под названием « Белая гвардия » о паре братьев, присоединившихся к одноименному антибольшевистскому движению. В романе, как и в реальности, Белая гвардия пала перед большевиками в ходе русской революции, что привело к образованию Советского Союза, а затем к власти Сталина. В отличие от других романов о революции, Белая гвардия «не изображала никаких коммунистических героев», а вместо этого сопереживала антикоммунистическим борцам, изображая их «бессильными и обреченными», по словам Гинзбурга. Роман подвергся резкой критике и не был опубликован при жизни Булгакова. По нему действительно сделали пьесу, хотя она тоже была запрещена в большинстве театров. Критики разрушили его репутацию, а вместе с ней и его способность что-либо публиковать. Повесть и несколько пьес Булгакова были отклонены цензурой. Издатель поручил ему написать биографию Мольера, но отказался опубликовать ее. Гинзбург хорошо резюмирует борьбу автора: «Булгаков не видел ни одной строчки из своего произведения, опубликованной за последние тринадцать лет».

Недовольство Булгакова правительством проистекало из морального несогласия со сталинским режимом, а именно из-за свободы творчества против цензуры. Но когда его пьесы отменили, а его книги отвергли, вопрос стал вопросом выживания. Писательство было жизнью Булгакова, но также и его средством к существованию. В отчаянии он умолял правительство отправить его и его жену за границу, чтобы он мог найти работу. Они проигнорировали его. В крайнем случае он написал длинное страстное письмо самому Сталину, в котором заявил:0003

Мой долг как писателя — бороться против цензуры, в каких бы формах она ни существовала и при каком бы правительстве она ни существовала, и призывать к свободе печати. […] Увы, сатириком я стал именно в то время, когда настоящая сатира (сатира, проникающая в запретные области) в СССР абсолютно невозможна.

Свое письмо Булгаков заканчивал просьбой. Если он не мог свободно писать или работать в театре, то надеялся, что правительство

[Д]о со мной, как считает нужным, но сделайте что-нибудь, потому что я, автор пяти пьес, известных в СССР и за границей, столкнулся в настоящее время с нищетой, улицей, концом.

Как ни странно, Сталин не был против Булгакова, несмотря на то, что он был антиэкспрессионистом. Говорят, что он видел игровую версию «Белая гвардия » пятнадцать раз. Понравилась ему и другая булгаковская пьеса — «Дни Турбиных». Итак, получив письмо Булгакова, Сталин устроил автора на работу в театр помощником режиссера. Театр стал его убежищем, но он же стал и его клеткой. Там он обнаружил, что ему запрещено ставить пьесы других. Лишь в редких случаях удавалось ставить его собственные пьесы, да и то по милости Сталина.

Так как же Булгаков разыгрывает в романе свою месть театру, месту, которое и давало, и отнимало жизнь? С хаотичной сценой, описанной ранее: проклятые деньги, исчезающие платья и кот, отрывающий человеку голову. Как и прежде, жертва является очевидным символом недосмотра. Один из помощников дьявола решает, что конферансье «всё сует свой нос, куда его не просят, всё портит действо своими лживыми комментариями» — и, таким образом, отрубить ему голову. Возможно, конферансье является дублером булгаковских критиков, которые, конечно же, давали свои «ложные комментарии» и «испортили» автору почти все.

Жизнь Булгакова и его мнение о сталинском режиме пронизывают роман. Милицию и власть в целом постоянно высмеивают. Инструментом этой насмешки является сам дьявол, персонаж, который, по мнению некоторых, похож на Сталина — по крайней мере, внешне — но, тем не менее, является родственным духом Булгакову. Ведь именно благодаря ему Мастер воссоединяется с Маргаритой и наконец может закончить свой роман, а Мастер — это Булгаков в образе персонажа. Репутация обоих авторов была разрушена критиками, и оба знают, каково это — вкладывать свою жизнь во что-то только для того, чтобы это было отвергнуто по политическим причинам.

Более того, Булгаков и Мастер отвечают на отказ от их творчества одинаково: сжиганием своих рукописей. В письме к Сталину Булгаков писал: «Я лично своими руками бросил в печь черновик моего романа о черте». В этом самом романе Мастер делает то же самое со своим романом о Понтии Пилате, когда он встречался с Маргаритой:

Затем наступило последнее. Я достал из ящика стола тяжелые экземпляры романа и первые наброски и начал их жечь. Это чрезвычайно трудно сделать; исписанная бумага горит очень неохотно. Сломав ногти, я порвал тетради и просунул листы вертикально между бревнами. Я трепал и бил их кочергой. Временами пепел почти душил пламя, но я боролся с ним, и роман умирал, несмотря на упорное сопротивление.

Маргарита возвращается в его квартиру через несколько минут после того, как Мастер бросил свои рукописи в печь, и пытается их спасти. Но ущерб был нанесен; ей удается спасти только несколько разбросанных страниц. Много позже, после того как Маргарита устроила дьявольский бал и пара воссоединилась, дьявол дарит им свежий экземпляр романа. «Рукописи не горят, — объясняет он.

Реставрация романа Мастера — еще одна параллель с жизнью Булгакова, хотя и не контролируемая им. Романы и пьесы, которые Булгакову не удалось опубликовать при жизни, были спасены от забвения его женой. Гинзбург пишет,

В обыденной политической реальности только благодаря полной самоотверженности его вдовы великое и прекрасное наследие произведений Булгакова сохранялось на протяжении десятилетий, пока относительный сдвиг в государственной политике не сделал возможным их постепенное, но все же завершить, выпустить для публикации.

Предисловие Гинзбурга и последующий за ним перевод были опубликованы в 1987 году. Сегодня, 30 лет спустя и 77 лет после смерти автора, все произведения Булгакова можно читать свободно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *