Маскарад лермонтов краткое содержание по действиям: «Маскарад» – краткое содержание по действиям

Содержание

«Маскарад» – краткое содержание по действиям

Содержание:

Лермонтов «Маскарад», действие 1 — краткое содержание

Лермонтов «Маскарад», действие 2 — краткое содержание

Лермонтов «Маскарад», действие 3 — краткое содержание

Лермонтов «Маскарад», действие 4 — краткое содержание

На нашем сайте вы также можете прочитать статьи Лермонтов «Маскарад» – история создания, Лермонтов «Маскарад» – анализ, Характеристика Арбенина в «Маскараде» Лермонтова

 

Лермонтов. Маскарад. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Лермонтов «Маскарад», действие 1 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Четыре игрока-шулера обыгрывают в карты на крупную сумму князя Звездича. Князь в отчаянии. Вьющийся тут же мутный делец Шприх, человек неизвестной нации, скорее всего, еврей, спешит к Звездичу с предложением денег взаймы «под вздорные проценты».

Выход 2. За игрой следит старый картёжник Казарин. К нему подходит его близкий знакомый, знаменитый в прошлом шулер Евгений Арбенин, который теперь бросил карты, женился на молодой красавице и стал жить как честный человек, распрощавшись со старым.

Арбенину знаком и Звездич. Евгений подходит к нему и узнаёт, что князь проигрался дотла. Звездич рвётся отыгрываться, но Арбенин останавливает его, намекнув, что дело тут не в отсутствии счастья, а в шулерстве. Он сам садится за карточный стол вместо князя. Другие игроки сразу притихают, почуяв нутром большого мастера. Арбенин обыгрывает всех – и отдаёт князю весь огромный куш.

Обрадованный Звездич горячо благодарит его. Арбенин отклоняет эту признательность, говоря, что сел за карты не для благодеяний, а чтобы опять, как прежде, «привести кровь в волнение». Евгений напоминает князю, что сегодня дают маскарад, и предлагает съездить туда.

Выход 3. Проигравшиеся шулера изумлены искусством Арбенина. Шприх решает любым способом свести знакомство с таким полезным человеком и едет вслед за Евгением на маскарад.

Сцена 2

Выход 1. Приехав на маскарад, Арбенин советует князю Звездичу поискать здесь любовных приключений: женщины, чьи лица скрыты под масками, легче идут на них.

Выход 2. Евгений отходит, а к Звездичу подходит женщина в маске и обещает романтическое знакомство, которого он никогда не забудет. Звездич завязывает с этой дамой фривольный, насмешливый разговор и уводит её под руку.

Выход 3. Арбенин тащит под руку мужчину в маске, который наговорил ему дерзостей. Он собирается разделаться с ним, но неизвестный вырывается и исчезает в толпе, успев крикнуть, что в эту ночь Евгения ждёт несчастье.

Выход 4. К Арбенину подходит Шприх, пытаясь вступить в дружескую беседу. Арбенин в ответ с презрением спрашивает, не ездит ли к жене Шриха один известный усач – и удаляется. Раздражённый Шприх вполголоса желает вслед Арбенину, чтобы он сам заимел рога.

Во время их разговора с канапе неподалёку встают и уходят две женские маски. С руки одной из дам при этом падает браслет. Она не замечает этого.

Выход 5. Маска, говорившая ранее с князем, прибегает и взволнованно бросается на то же канапе. В возбуждённом монологе она рассказывает, что страстно просила у Звездича любви, не желая, однако, чтобы он узнал её имя. Но капризный князь потребовал у неё какой-нибудь предмет на память. Заметив лежащий рядом браслет, маска решает отдать Звездичу эту чужую вещь.

Выход 6. К маске на канапе подходит Звездич и вновь со смехом просит, чтобы она дала ему что-нибудь как воспоминание. Маска отдаёт найденный браслет – и скрывается в толпе.

Выход 7. К Звездичу подходит Арбенин. Князь рассказывает ему о своей неожиданной любовной удаче и показывает оставленный дамой браслет. Евгению он кажется знакомым: точно такой же есть у его жены, Нины.

Сцена 3

Выход 1. Арбенин приезжает к себе в сомнениях. Нины ещё нет дома, хотя уже второй час ночи.

Выход 2. Арбенин вспоминает любовные интриги своей молодости, опасаясь: «Я теперь едва ли // не осужден нести печали // за все грехи минувших дней. // Бывало, так меня чужие жены ждали, // теперь я жду жены своей». Он старается успокоить себя тем, что Нина всегда была чиста, как агнец Божий.

Выход 3. Приезжает Нина. Арбенин спрашивает, где она так задержалась. Почувствовав подозрительность в тоне мужа, Нина старается ласково успокоить его. Она говорит, что по любому слову Евгения готова бросить свет, балы и навсегда уехать в деревню. Арбенин с большим чувством говорит о своей любви к Нине, которая исцелила его от прежнего холодного презрения к людям. Евгений начинает целовать руки жены – и вдруг видит, что на одной из них недостаёт того самого браслета. Нина говорит, что наверное потеряла его, и удивляется, почему муж так озабочен пропажей безделушки.

Выход 4. Слуга, посланный Арбениным, искать браслет в карете Нины, не находит его. Выясняется, что Нина приехала с маскарада.

Выход 5. Евгений обращается к Нине с ревнивыми словами. Всё больше распаляясь, Арбенин говорит, что нинина любовь – всё для его кипучей души, и если она была притворством, то он без сожаления «разорвёт обе их жизни». Нину ужасает яростный и страшный вид Евгения. Она убеждает его в своей невиновности и уходит, плача.

 

Лермонтов «Маскарад», действие 2 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Баронесса Штраль, сидя у себя дома, размышляет о жестокости света, который готов сурово судить всякое сердечное увлечение женщины. Из слов баронессы становится ясным, что именно она пыталась увлечь на маскараде князя Звездича.

Выход 2. К баронессе приезжает Нина Арбенина с измученным и грустным видом.

Выход 3. Приезжает и князь Звездич, со смехом рассказывая, что был вчера на маскараде и, кажется, узнал под масками некоторых знакомых дам. Баронесса, едва скрывая тревогу, стыдит князя за легкомыслие.

Выход 4. Баронесса на время выходит. Оставшись наедине со Звездичем, Нина рассказывает ему, что потеряла один из двух своих одинаковых браслетов. Звездич видит, что второй, не потерянный, в точности такой же, как тот, что подарила ему неизвестная на маскараде. Князь заключает отсюда, что этой неизвестной была Нина и пытается игриво флиртовать с ней. Нина с возмущением требует от князя не забываться и спешит уехать.

Выход 5. Возвращается баронесса Штраль. Раздосадованный Звездич показывает ей подаренный ему на маскараде браслет, рассказывая, как только что видел второй такой же у Нины. Баронесса советует ему побольше дорожить честью дам. Князь уезжает.

Выход 6. Оставшись одна, баронесса опасается, как бы легкомысленный Звездич не догадался, кем на самом деле была дарительница браслета, и не растрезвонил об этом всему обществу. Штраль решает спасать себя даже за счёт Нины.

Выход 7. К баронессе приезжает Шприх. Она сообщает ему, что в свете якобы уже идут слухи о любовной истории между Звездичем и Ниной Арбениной.

Выход 8. Обиженный на Арбенина Шприх радуется его позору и решает разнести известие об этом по всем знакомым.

Сцена 2

Выход 1. Арбенин дома в одиночестве терзается мыслью о возможной измене жены. Слуга неожиданно сообщает ему, что некий посыльный принёс Нине записку.

Арбенин. Иллюстрация к драме Лермонтова «Маскарад» художника Н. Кузьмина

 

Выход 2. К Арбенину приезжает Казарин, чьи денежные дела в последнее время совсем плохи. Чтобы поправить их, Казарин ищет способа вновь втянуть Евгения в давно брошенное им шулерское картёжничество.

Выход 3. В передней у Арбенина Казарин встречает Шприха – именно он и привёз записку Нине. Выясняется, что от баронессы Штраль Шприх сразу поехал к князю Звездичу и советовал ему не оставлять домогательств к жене Евгения. Князь тут же написал Нине любовную записку, которую Шприх и доставил в дом Арбениных.

Выход 4. Арбенин входит в комнату, читая отданную ему слугой записку Звездича. В волнении, он даже не замечает Казарина и Шприха. Евгений горько возмущается неблагодарностью князя, которому недавно так помог, и «коварством» Нины. Шприх спешит незаметно уйти.

Выход 5. Увидев Казарина, Арбенин сетует ему на людское предательство. Казарин в ответ говорит, что надо просто понять тщету пустых ожиданий добра от других – и так самому освободиться от надуманного долга делать им хорошее. Казарин напоминает Евгению их былую жизнь среди кутежа, обмана и риска, которая так нравилась им обоим. К большой радости Казарина Арбенин яростно восклицает, что отныне «порвёт союз с добродетелью».

Сцена 3

Выход 1. Готовя месть Звездичу, Арбенин приезжает к нему. Князь спит.

Выход 2. Арбенин растворяет дверь в комнату Звездича. На миг в нём загорается желание убить князя прямо сейчас, спящим. Но он преодолевает этот порыв, затворяет дверь, пишет Звездичу записку с приглашением на карточную игру сегодня и выходит.

Выход 3. В дверях Евгений неожиданно сталкивается с баронессой Штраль. Он с издёвкой спрашивает, чем так привлекает женщин Звездич, что она сама пришла к нему. Баронесса понимает, что Евгений собирается жестоко мстить, и страстно пытается объяснить ему: Нина ни в чём не виновна. Разгневанный Арбенин не желает её слушать и уходит.

Выход 4. Баронесса идёт к князю.

Выход 5. Проснувшийся Звездич очень удивляется, видя её перед собой. Баронесса говорит: в свете уже идут слухи о дерзком письме князя жене Арбенина. Она предупреждает, что Евгений очень опасен, признаётся Звездичу, что браслет на маскараде дала ему не Нина, а она – и уходит.

Выход 6. Звездич читает принесённую слугой записку Арбенина. Увидев в ней любезное приглашение на ужин к общему знакомому, князь решает, что Евгения пока нечего опасаться.

Сцена 4

Выход 1. Арбенин и Казарин ждут Звездича. Казарин с нетерпением предвкушает, как Евгений сейчас «ощиплет» князя в карты.

Выход 2. Входит Звездич. Арбенин приглашает его к карточному столу. За игрой Евгений под видом «анекдота» рассказывает князю историю о том, как один человек оказал важную услугу приятелю, а тот «в благодарность» соблазнил его жену. Окончив рассказ, Арбенин вдруг обвиняет Звездича в шулерской подмене карты и бросает колоду ему в лицо. Ошеломлённый князь не знает, что делать. Заметавшись, он сначала грозит убить Евгения, но его решимость быстро остывает. Понимая, что, не ответив достойно на оскорбление, он теперь опозорен навсегда, Звездич падает и закрывает руками лицо. Евгений зло высмеивает его и уходит.

 

Лермонтов «Маскарад», действие 3 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Светский бал. Гости передают друг другу слухи, что баронесса Штраль вдруг почему-то уехала в деревню, а князь Звездич был жестоко опозорен Арбениным. Входит князь. Все сторонятся его, как обесчещенного. Звездич подходит к Нине Арбениной, украдкой возвращает её браслет и советует ей остерегаться беспощадного мужа. Евгений издали наблюдает за этой сценой.

Выход 2. Все гости выходят в зал. Оставшись один в комнате, Арбенин шагает по ней в бешенстве от того, что слух об измене Нины уже всем известен. Евгений решает убить жену. Однажды, лет десять назад, проигравшись по молодости в карты, он хотел отравиться, купил яд, но в тот же вечер отыгрался. Отрава тогда не понадобилась, однако Арбенин не стал выбрасывать её и всегда держал при себе.

Выход 3. Гости бала просят Нину спеть. Она садится за пианино и исполняет грустный романс о несчастной любви.

Выход 4. Подходит Арбенин. Нина в волнении прекращает петь и отходит с мужем в сторону. В глубине комнаты при этом показывается какой-то неизвестный, следя за ними.

Нина говорит, что ей жарко, и просит Евгения принести мороженое. Вздрогнув, тот идёт за мороженым и незаметно всыпает в него яд. Нина в задумчивости и тоске съедает мороженое. Неизвестный видит всю эту сцену, понимает, что Арбенин отравил жену, но ничему не препятствует.

Сцена 2

Выход 1. Печальная и бледная Нина раздевается ко сну. К ней входит Евгений.

Арбенин и Нина. Иллюстрация к лермонтовской драме «Маскарад» художника Н. Кузьмина

 

Выход 2. Нина упрекает мужа за то, что он стал груб с ней. Почувствовав вдруг жжение в груди, она просит позвать врача. Однако Евгений не спешит слать за доктором. Он начинает обвинять жену в измене. Нина уверяет: её оклеветали. Арбенин говорит, что её слова – ложь, и признаётся: он дал ей на балу яд, от которого она сейчас умрёт. Нина мучится всё сильнее. В страданиях она проклинает Евгения, вновь клянётся, что невинна – и умирает. Арбенин отказывается верить ей.

 

Лермонтов «Маскарад», действие 4 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Перед похоронами Нины Арбенин в бессилии сидит дома. Его уже терзают сомнения в виновности жены, но он гонит их от себя.

Выход 2. Приехавший пособолезновать Казарин, видя Евгения очень расстроенным, считает, что он лишь нацепил на себя притворную личину.

Выход 3. С телом Нины приходят проститься две родственницы – дама с племянницей. Даму больше всего заботят предстоящие расходы на траурное платье.

Выход 4. Из комнаты покойницы выходят доктор и старик. Доктор рассказывает, что приехал не вовремя: больная уже скончалась.

Выход 5. Доктор подходит к Арбенину и уговаривает его не слишком убиваться. Евгений, как будто очнувшись, бессвязно кается в том, что «осквернил божественное создание», хотя виной тому не он сам, а один неблагодарный человек. Доктор решает, что Арбенин сходит с ума.

Выход 6. После отъезда всех прочих в дом Арбенина входят князь Звездич и тот неизвестный, что был на балу.

Выход 7. Неизвестный, не открывая князю своего имени, убеждает его: Евгений сам отравил свою жену. Он предлагает сейчас же бросить это обвинение Арбенину в лицо.

Выход 8. Входит Арбенин со свечой. Не замечая неизвестного и князя, он разговаривает сам с собой. Евгений убеждает себя, что его суд над Ниной был справедлив, и никто не осмелится разуверить его в этом. Со словами: «Осмелюсь я!» – к нему подходит неизвестный.

Евгений вначале не узнаёт его. Неизвестный напоминает: семь лет назад мы были с тобой друзьями. Я был молод и неопытен, но «в твоей груди уж крылся этот холод, // То адское презренье ко всему, // Которым ты гордился всюду!» Раз ты увлёк меня играть, и я спустил в карты всё, что имел. Я плакал и молил, но в тебе это возбудило лишь смех. И вот ныне это злое семя произвело достойный плод!

Арбенин с волнением говорит, что узнал его. Неизвестный рассказывает дальше: преисполнившись жаждой мести, я всюду тайно следовал за тобой, мешаясь с толпой. Я узнавал про тебя всё – и видел, как ты убил Нину!

Подходит князь Звездич. Он вызывает Арбенина на дуэль за прошлое оскорбление – и рассказывает всю историю с браслетом, ещё и отдавая Евгению письмо баронессы Штраль с её подтверждением. Прочитав письмо, Арбенин в отчаянии пытается броситься на «своих палачей» – неизвестного и князя, но в бессилии падает на кресла, а потом встаёт с них и хохочет, как безумный.

Арбенин становится на колени перед Звездичем и неизвестным, моля, чтобы они подтвердили ему виновность Нины, иначе его душа разорвётся. Он обвиняет неизвестного, который видел, как он сыпал яд в мороженое, и не вмешался. Подбежав к гробу Нины, Евгений оседает рядом с ним на пол и застывает полулёжа с обезумевшими, неподвижными глазами…

…Неизвестный радуется, что свершилась его месть («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Звездич раздосадован: с сумасшедшим ему нельзя будет стреляться.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека

 

«Маскарад» краткое содержание пьесы Лермонтова – читать пересказ онлайн

11 мин.

Михаил Лермонтов

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1449.

Обновлено 17 Апреля, 2022

О произведении

Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.

Главный герой пьесы – Евгений Арбенин предстает перед читателем человеком с огромной внутренней силой, в некоторой степени демонической. Ему кажется, что если он стал мастером карточной игры, то и в игре в жизнь обретет успех. Однако тут он претерпел поражение – Судьба победила его, лишив самого дорогого его же рукой.

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Маскарада» по действиям (главам). Пересказ пьесы подойдет для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События пьесы происходят в 1830-х годах в России, в Петербурге.

Главные герои

  • Евгений Арбенин – самолюбивый, наделен мятежным духом, бывший игрок, вел разгульную жизнь, но после женитьбы остепенился, стал «человек солидный»; до безумия любит свою жену.
  • Нина (Настасья Павловна) Арбенина – любящая жена Евгения, нежная и добрая женщина, верна своему мужу; очень любит праздники, балы.
  • Князь Звездич
    – знакомый Арбенина, которому во время маскарада баронесса отдала найденный браслет Нины.

Другие персонажи

  • Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.
  • Шприх «жид», все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело».
  • Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.
  • Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы».

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие первое

Сцена 1

Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих». Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот –

«человек нужный», всегда может одолжить денег.

Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.

Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:

«Женился и богат, стал человек солидный;
Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».

После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.

Сцена 2

На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой». Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.

К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.

Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь»

.

Женщина в маске в волнении прячется от Звездича: он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой», который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.

Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает оставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.

Сцена 3

Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй».

Арбенин вспоминает «грехи минувших дней», как он «глупо юность погубил», как ему было «тяжко и скучно жить». Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:

«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».

Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно», а когда встречаются, начинает «ворчать». Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.

Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра». Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней», в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.

Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, куда он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет». У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.

Действие второе

Сцена 1

Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли». Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.

Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.

Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине: пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели».

Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.

Сцена 2

Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.

К Евгению приходит Казарин: ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком», но сбежала от него.

После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости: она была от князя.

Сцена 3

Арбенин приходит к Звездичу домой с желанием отомстить, однако застает князя спящим. Евгений так и не смог его убить.

На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.

Баронесса рассказывает Звездичу, что Нина ничего не знает о случившемся на маскараде, предупреждает, что Арбенин может его убить. Женщина призналась: за

«той маской» скрывалась она, и попросила отдать Нине браслет.

Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.

Сцена 4

Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?», на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!».

Действие третье

Сцена 1

Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом».

На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин

«злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда». Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда: он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.

Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.

Нина просит Арбенина принести ей мороженого. Евгений всыпает в десерт яд и отдает его жене. Нина рассуждает о том, что «душ непорочных нету». Арбенин отвечает: «Нет. Я думал, что нашел одну, и то напрасно». Нина съедает мороженое.

Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье».

Сцена 2

Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.

Нина считает, что простудилась от мороженого. Она не понимает, почему муж так холоден к ней. Арбенин рассуждает о том, что «жизнь вещь пустая». Нина, чувствуя жжение в груди, просит послать за доктором. На это Арбенин отвечает: «Что ж? разве умереть вам невозможно без доктора?». Он обвиняет жену в измене. Нина отвечает, что Арбенин был «обманут клеветником». Страдая от сильной боли, Нина обращается за пощадой к богу. Арбенин признается, что подсыпал ей яд и она скоро умрет. Женщина пытается позвать на помощь. Арбенин с усмешкой наблюдает за ее страданиями. Нина умирает.

Действие четвертое

Сцена 1

Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию».

К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя»

. Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им», теперь же хочет ему отомстить.

Наконец Арбенин узнает его и пытается прогнать. Но Неизвестный сообщает, что знает: Евгений убил свою жену. Арбенин приходит в бешенство. Князь рассказывает, что ни он, ни Нина не были виноваты – браслет попал к нему случайно. Узнав об этом, Арбенин сходит с ума.

И что в итоге?

Евгений Арбенин — убивает жену; узнав, что браслет жены оказался у князя случайно, сходит с ума.

Нина (Настасья Павловна) Арбенина — умирает, отравленная Евгением из ревности.

Князь Звездич — рассказывает Евгению, что браслет попал к нему случайно.

Неизвестный — сообщает, что знает о том, что Евгений убил свою жену.

Заключение

Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.

За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.

Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом», «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.

Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Маскарада», а прочесть драму Лермонтова в полном варианте.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Василиса Егорова

    11/11

  • Никита Быстров

    8/11

  • Дмитрий Смирнов

    11/11

  • Ирина Пивовар

    11/11

  • Раиса Федоровна

    11/11

  • Алексей Тимошин

    8/11

  • Наталья Романенко

    10/11

  • Мария Воробьёва

    10/11

  • Валентина Шоркина

    11/11

  • Ольга Швец

    11/11

Рейтинг пересказа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1449.


А какую оценку поставите вы?

Фаталист, Михаил Лермонтов — Краткое содержание книги

«Фаталист» — название рассказа из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Эта история происходит в самом конце романа, а также может быть прочитана отдельно. Остальные части романа также сохраняют свою самостоятельность, будучи связаны только через главного героя Печорина.

Роман разделен на две разные части, в первую вошли романы «Бэла», «Максим Максимыч», «Дневник Печорина», а во вторую часть собраны рассказы под названием «Герцогиня Мэри», и «Фаталист». В первой части книги Печорин описывается другими персонажами, а во второй части он берет на себя роль рассказчика.

Печорин — типичный байронистский тип антигероя, противоположный другим персонажам романтической эпохи. Он умный, образованный и состоятельный молодой человек, но эгоистичный и безрассудный по отношению к чужим жизням и чувствам. Он также не способен иметь друзей, потому что он находит саму концепцию дружбы как своего рода порабощающих отношений, становящуюся для него неприемлемой в этих условиях.

Он думает, что все испытал в жизни, хотя ему всего двадцать пять, поэтому живет моментами, не зная и не заботясь о последствиях. Печорин считает возможную смерть худшим исходом. Лермонтов описывает его как жертву обстоятельств, так как у него складываются совершенно иные взгляды на мир, не верящие ни в любовь, ни в дружбу, ни в доброту.

Реальность Печорина контрастирует с названием этого романа, поскольку он полная противоположность герою, если иметь в виду его действия и характеристики. Но если проанализировать только последний рассказ из этого романа, то можно увидеть героизм печоринского героя, оправдывающий название этого романа.

В этой истории Печорин проводит пару недель в какой-то казачьей станице, играя в азартные игры и карты. Однажды вечером он заводит разговор о судьбе, предопределена ли она или каждый человек несет ответственность за ход своей жизни. Печорин делает ставку против сержанта Вулича, убеждая его, что он умрет сегодня ночью.

Вулич пытается покончить жизнь самоубийством, но его пистолет не выстрелил, хотя он сработал со второй попытки, когда Вулич попытался выстрелить в шляпу, стоящую у окна. В тот же вечер Вулич был убит казаком, и последними его словами было то, что Печорин был прав.

Название в некотором роде описывает тему этой истории, так как фаталист — это человек, который верит в веру и совпадения. Изменение Печорина становится все более заметным по ходу повествования, когда он отходит от своей убежденности в несуществовании судьбы, становясь скептиком, переосмысливая свои убеждения, сделав ставку.

Он признается, что на долю секунды поверил в судьбу, хотя всю жизнь насмехался над людьми, разделяющими это мнение. После случая с пьяным казаком, приведшего к гибели Вулича, Печорин размышляет о возможности избежать этой случайной ситуации и приходит к выводу, что не стать фаталистом невозможно. Он сомневается во всем и живет своей жизнью, не зная, что может случиться, понимая, что смерть — это худший исход, но никто не мог убежать от нее.

Основная тема: . Главный герой Печорин описывает событие, свидетелем которого он стал, проведя две недели в казачьей станице среди войска, играя с ними каждый вечер в карты. Когда однажды вечером им надоело играть в одни и те же игры, состоялся разговор о судьбе. Вдохновленные древним мусульманским верованием, согласно которому жизнь каждого человека предопределена высшей силой, они завели разговор, который вскоре перерос в большую дискуссию.

У каждого из присутствующих была своя теория, но самыми громкими были те, кто защищал способность человека мыслить и отделять правильное от неправильного, а также способность брать на себя ответственность за свои действия. Те пытались убедить остальных в том, что аргумент о существовании судьбы несостоятелен.

Один офицер из Сербии, лейтенант Вулич, встал и объяснил остальным, что нет смысла спорить о судьбе, когда единственный способ проверить, существует ли она, — это увидеть своими глазами, способны ли они управлять своей жизнью.

Помимо того, что он был страстным игроком и игроком в карты, этот мужчина избегал алкоголя и компании других людей, оставаясь немного отстраненным. Все уклонялись от его предложения, называя его странным, но Печорин согласился, поставив еще двадцать червонцев на свою ставку и заявив, что судьбы не существует.

Вулич принимает его пари и просит майора быть их судьей, предлагая свои пятнадцать дукатов и обещая принести еще пять. Он ушел в другую комнату, где зарядил пистолет, шокировав остальных присутствующих, которые назвали его сумасшедшим.

Все собрались вокруг стола, где Печорин сказал Вуличу, что сегодня же вечером у него будет день, так как он видит печать смерти на всем лице, ссылаясь на старое поверье, что на лице видна печать скорой смерти . Вулич ответил ему неопределенно, что вызвало дальнейшие споры окружающих, пытавшихся установить, заряжено ружье или нет.

Когда народ потерял интерес, Вулич попросил Печорина подбросить карту в воздух, а сам направил пистолет ему в голову. Он выстрелил из пистолета, когда карта почти коснулась стола, но пистолет дал осечку, из-за чего зрители заподозрили, заряжена ли она. Вулич решил выстрелить в шапку, висевшую на окне, и выстрелил, на этот раз наполнив комнату дымом и пробив шапку. Через пару минут, проведенных в тишине, Вулич начал собирать выигранные дукаты.

Состоялся очередной разговор, на этот раз о причинах осечки. Кто-то считал, что ружье не чистили должным образом, а кто-то предположил, что порох отсырел и снова заправился. Печорин знал, что это не так, так как присутствовал, когда Вулич заряжал ружье.

Печорин сказал Вуличу, как ему повезло, но Вулич ответил ему, что это было в первый раз и чувствовалось лучше, чем любая карточная игра до сих пор, но и опаснее. Он спросил Печорина, уверен ли он теперь в судьбе, и Печорин ответил ему утвердительно, пытаясь еще раз обсудить имевшееся у него предчувствие, что Вулич умрет сегодня вечером.

Вулич обиделся на его комментарий, счел его неуместным и ушел, а Печорин обдумывал свою странную реакцию. Уходят и другие люди, называя Печорина эгоистом, играющим в азартные игры с человеком, готовым в случае необходимости покончить с собой.

Печорин запутался в этих событиях и некоторое время переосмысливал их, даже убеждая себя в возможности реальности судьбы. Он смотрел на ночное небо и думал о древней вере людей видеть свое предназначение в звездах. Так как он считал себя реалистом, то решил не думать об абстрактных вещах, так как он не более чем усталый человек, который остается только со своими печальными воспоминаниями и апатией.

Он считал, что уже испытал все, что имеет значение в своей жизни, поэтому ему было скучно и он решил не полагаться ни на одно из убеждений. Он споткнулся о труп свиньи, разрубленный мечом. Вскоре на поиски третьего, пьяного и сопровождаемого свиньей, явилась пара казаков. Печорин показал им дохлую свинью, и они продолжили поиски своего коллеги.

Печорин вернулся в квартиру, которую снимал у сержанта, у которого была симпатичная дочь Настя. Настя приветствовала его, но Печорину было не до компании. Он едва заснул, будучи разбуженным стуком в окно. Трое офицеров обратили внимание на то, что Вулич был убит пьяным казаком, который ранее также зарезал свинью.

Они прокомментировали его неудачу и странную судьбу, от которой он сбежал всего полчаса назад. Они вместе прошли к концу села, где вокруг дома, в котором заперся убийца, уже собралось много людей. Печорин заметил одну старушку, мать убийцы. Ни у кого не хватило смелости напасть первым, поэтому Печорин заглянул внутрь дома через окно и увидел лежащего на земле у окровавленного меча убийцу с ружьем в руке.

Он был бледен и время от времени хватался за голову, вспоминая, что он сделал. Печорин предложил армейскому капитану силой проникнуть в каюту, так как убийца находился в шоковом состоянии, прежде чем опомнится и тоже покончит с собой. Капитан казаков приказывает убийце сдаться, советуя ему принять наказание как истинному христианину, но убийство отказалось, поэтому его пришлось расстрелять.

Печорин решил сам попробовать поиграть с судьбой, попросив казака отвлечь убийцу, пытающегося проникнуть в дом через заднее окно, и, возможно, заставить его сдаться живым. Убийца услышал его и попытался выстрелить, попав только в погон Печорина (мундирный погон).

Когда комната наполнилась дымом, Печорин схватил растерянного убийцу и с помощью других подошедших казаков связал его и доставил к страже. Народ вскоре ушел, а армейские офицеры приветствовали подвиг Печорина.

В конце Печорин пришел к выводу, что невозможно не стать фаталистом, так легко можно обмануть человека обманами чувств и чувств. Он также становится подозрительным ко всему и начинает жить более смело, не подозревая, что с ним может случиться, и зная, что он не может избежать смерти как окончательного и худшего исхода.

Позже, встретив Максима Максимыча, он рассказал ему все о своем опыте с Вуличем и спросил его мнение о предназначении в жизни. Максимыч сначала не понял его, но после того, как Печорин объяснил ему, Максимыч согласился с ним, пожалев бедного Вулича, назвав его убийство проявлением судьбы.

Персонажи: Печорин, лейтенант Вулич, пьяный казак Ефимыч, Настя, Максим Максимыч

Анализ персонажей

Вулич

Поручик русской армии. Высокий мужчина с более темным цветом лица, черными глазами и волосами, с большим, но правильной формы носом. Он был любителем дискуссий, хотя избегал алкоголя и откровенностей с другими. Его самой большой страстью были карточные игры, хотя в азартных играх ему не везло.

Он прерывает дискуссию о предопределении в жизни, прося присутствующих доказать отличие на примере собственной жизни. Его одержимость азартными играми привела его к тому, что он заключил пари с Печориным, который не верит в судьбу.

Сделав ставку в двадцать золотых дукатов, он дважды выстрелил из ружья, первый раз дал осечку, когда целился в голову, но выстрелил во второй раз, доказав, что ружье в исправном состоянии. Позже в тот же вечер он был убит пьяным казаком за то, что заговорил с ним. Последними его словами было то, что Печорин был прав, говоря о том, что Вулич умрет.

Печорин

Молодой русский офицер, двадцати пяти лет. Хорошо образованный и богатый, страстный человек, живущий настоящим моментом. Несмотря на свой юный возраст, он считает, что у него достаточно жизненного опыта, и продолжает жить из любопытства и привычки. Он эгоистичен и безжалостен к чувствам других, играет ими, особенно женщинами. Он считает свою жизнь скучной и пытается изменить ее, внося хаос в жизнь других людей только для собственного удовольствия.

Он фатально влияет на другого, как он описан в этой части романа. Поскольку он не верит в судьбу, он продолжает издеваться над теми, кто верит, оставаясь твердым в своих взглядах, хотя в какой-то момент он становится подозрительным после того, как Вулич показал ему другую сторону. После пари и событий, связанных с оружием, по дороге домой он думал обо всей концепции судьбы.

В конце концов, он решает не увлекаться абстрактным мышлением, так как перестал быть мечтателем после того, как многое пережил в своей жизни. Он стал усталым, пассивным и скучающим человеком, который сравнивает все свои воспоминания с печалью. Предсказав смерть Вулича, он приходит к выводу, что останется жить своей жизнью, не зная, что за этим последует, так как он точно не сможет избежать верной смерти.

Хотя Вулич был описан как игрок, желающий доказать присутствие судьбы, такие же характеристики мы можем видеть и у Печорина, поскольку он ищет опасности в своих приключениях, не заботясь о последствиях. Доказательство такого поведения можно найти в самом конце рассказа, где Печорин рискует жизнью, пытаясь арестовать убийцу, в любой момент не задумываясь о последствиях.

Михаил Лермонтов Биография

Михаил Лермонтов был известным писателем и романистом, написавшим ряд произведений, что сделало его неизбежным во многих культурах. Михаил Юрьевич родился 15 октября 1814 года в Москве.

Его детство было совсем не скромным, так как он вырос в аристократической семье в России. Благодаря разным корням от родителей у него была возможность вырасти в трехъязычной среде.

Предок Михаила был одним из шотландских рыцарей. История Георгия Лермонта, предка Михаила, началась в России в 1613 году. У Михаила Лермонтова работал Жан, француз, нанятый у Михаила   бабки . Мало было иметь прислугу из Франции, за его воспитание отвечала няня из Германии.

К сожалению, он потерял мать, когда ему было всего два года, и по этой причине его забрали у отца. Главным ответственным за его воспитание стала бабушка. Лермонтов окончил в Москве. Там он изучал английскую литературу.

Многое произошло в четырнадцать лет, когда он создал известное произведение «Кавказский пленник». Это была не единственная работа, потому что в этом возрасте он написал много стихов. Он был не только курсантом в Петербурге Императорского кавалергардского училища, но и студентом Московского университета.

В бытность кадетом он стал имперским офицером, и в это время его следующая большая работа «Бородино» была посвящена победе над знаменитым полководцем Наполеоном.

Лермонтов был ошеломлен дуэлью и смертью Александра Пушкина и обвинил самодержавного царя Николая I и его «алчную толпу у Престола» в «убийстве Гения». Арестованный и сосланный на войну в горы Кавказа, он отличился в боях и знаменитостью вернулся в столицу Санкт-Петербург. Поскольку он был настолько разочарован жизнью аристократов и их ярмаркой тщеславия, Лермонтов создал знаменитое произведение «Маскарад».

Из-за дуэли с дипломатом из Франции сослан на Кавказ.   В 1839 году он закончил свой первый и единственный роман «Герой нашего времени» пророческим изложением дуэли, которая совпала с концом его собственной жизни в июле 1841 года. Эта дуэль, возможно, была делом рук царского заговора против еще один мятежный гений.

Благодаря знанию многих иностранных языков были созданы великие произведения, такие как «Сон», «Пророк» и «Утёс».

Его кощунственный «Демон» об ангеле, влюбившемся в смертную женщину, вдохновил Антона Рубинштейна на написание пышной оперы. На Бориса Пастернака повлияли мелодичные лермонтовские строки, а Владимир Набоков подражал структурным образцам «Героя нашего времени».

Михаил Юрьевич Лермонтов скончался 27 июля 1841 года в возрасте 26 лет.

Московский театр им. Московский театр имени Вахтангова представляет новое видение русской классики

Маскарад Спектакль режиссёра Римаса Туминаса по драме в стихах Лермонтова с участием известных российских актёров представлен на Фестивале «Вишнёвый сад» в центре Нью-Йорка с 13 по 16 июня.

По Дайан Ноттл

07 июня 2019 г.

Маскарад Валерий Мясников

Это далеко не первый случай, когда бал-маскарад приводит к трагическим последствиям. Но у Михаила Лермонтова Маскарад , маски являются метафорическими, «которые люди используют, чтобы скрыть свою истинную природу», по словам Римаса Туминаса, который с 2007 года является художественным руководителем Московского государственного академического театра имени Вахтангова. С 13 по 16 июня Вишневый сад Фестиваль переносит Вахтангова в центр Нью-Йорка в четвертый раз с Туминасом Masquerade .

Зрители Нью-Йорка помнят потрясающий оригинальный Евгений Онегин Туминаса в 2014 году и его Дядя Ваня в 2017 году. «О, какие красивые картинки делает мучение», — написала Лаура Коллинз-Хьюз о Онегин в The New York Times, и производственное видео предполагает, что театралы могут ожидать таких же сладких пыток от Маскарад .

В некотором смысле пьеса в стихах Лермонтова 1835 года — это русский Отелло с браслетом вместо платка Дездемоны. Главный герой, еще один Евгений/Евгений, мужчина средних лет, которого раздражают условности петербургского общества. На протяжении четырех действий события на титульном вечере превращаются в снежный ком — в буквальном смысле — в всепоглощающую ревность, которая плохо кончается для Нины, жены Юджина.

Спектакль Туминаса, премьера которого состоялась в Москве в 2010 году, противопоставляет свет тьме, аристократию – крестьянству, высокую драму – фарсу. Романтика спектакля подчеркивается танцем смерти: вызывающий воспоминания « Маскарадный вальс » Арама Хачатуряна, написанный как музыкальное сопровождение к постановке Вахтангова 1941 года.

Маскарад Валерий Мясников

«Конечно, может быть достаточно просто воссоздать настоящий бал-маскарад в Санкт-Петербурге», — говорит Туминас Playbill. «Но для меня историческая точность — враг театральности. Я бы сказал, что это антитеатрально. Принципы театральности призваны защитить пропасть между реальностью и фантазией, чтобы создать торжество жизни, торжество театра».

Основатель Вахтангова Евгений Вахтангов был актером и преподавателем легендарной школы-студии МХАТ Константина Станиславского. В 1920 году он открыл в школе свой небольшой театр, а через год его театр переехал на постоянное место жительства на Арбат в историческом центре города.

Вахтангова часто считают наряду со Станиславским родоначальником метода актерского мастерства. Сегодня его театр — это репертуарный дом, который дает несколько спектаклей в неделю — и не только русскую классику. Ассортимент этого сезона варьируется от Дневник сумасшедшего с по Эдип с по Мадам Бовари с детскими спектаклями между ними.

Перенести классику в XXI век — часть миссии Вахтангова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *