Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии философии и философы Философия от А до Я: понятия: определения А-Б-В | Мартин Лютер и Реформация. От Бога ли церковь? Идейная секуляризация Возрождения выражалась не только в появлении пантеистических и деистических воззрений, не только в создании антропоцентристских теорий. Однако и в самой теистической религии не могло не произойти изменений, продиктованных духом эпохи. Дело в том, что в Средние века церковь была главной идейной, политической, общественной и даже экономической силой. Ведь по средневековым представлениям она – связующее звено между Небом и Землей, между Богом и человеком. Она – проводница Божественных замыслов и место общения верующего с Господом. Без нее или помимо нее никакой контакт с Всевышним невозможен. В Средние века церковь контролировала всех и вся, стала почти недосягаемой и неуязвимой: она могла делать все, против нее нельзя было сделать ничего. Мы помним, что христианская религия появилась и распространилась во многих землях приблизительно в первые века нашей эры. Первоначально христианство было единым, однако в XI в. оно разделилось на две ветви – западную и восточную. Западное христианство стало называться католицизмом, а восточное – православием. Соответственно и единая ранее церковная организация распалась на две части: католическую и православную. Поскольку Возрождение захватило прежде всего страны Западной Европы, то более всего изменениям должно было подвергнуться католическое христианство. В эпоху Возрождения католическая церковь стала терять свой авторитет, потому что, несмотря на изменившиеся условия жизни, в которых человек почувствовал себя более свободным, она продолжала говорить ему, что имеет все исключительные права на его мысли, чувства и поступки. Непроизвольно возникал вопрос: а так ли безупречна церковь, как она себя представляет, и действительно ли она проводница Божественной воли и истинная наставница всех верующих? Кто такие служители церкви – священники? Они ведь не небесные ангелы, посланные Богом на землю, а такие же люди, как и все остальные. Так почему же тогда мы должны их бездумно слушаться и во всем им доверять? А вдруг они нас обманывают? Ведь не исключено, что Божественная воля совсем не такова, какой они ее нам представляют. Церковь объявляет себя наместницей Бога на Земле, но где гарантия, что это правда? Может быть, она морочит нам голову, чтобы держать нас в подчинении? Все эти вопросы были вполне правомерны, и, более того, церковь сама их провоцировала своей деятельностью. Например, католическая церковь за деньги выдавала индульгенции (от лат. indulgentia – снисходительность, милость) – грамоты об отпущении (прощении) грехов. Вспомним, что по религиозным представлениям грешники после смерти наказываются муками в аду, а праведные попадают в рай, где вечно блаженствуют. Один из Отцов церкви, Августин, говорил, что при жизни никто не может знать о своей загробной участи, так как она – тайна Божественного предопределения; каждый из нас при жизни волен творить как добрые, так и злые дела, но ни на что рассчитывать (в смысле посмертного существования) ни точно, ни даже приблизительно не может. У католических же священников получалось так, что как бы грешен ни был человек, если он достаточно богат, то, купив индульгенцию, он как бы получал от церкви билет в рай. То есть можно убивать, воровать, лгать и делать другие гнусности, а потом просто откупиться от грозящего за грехи после смерти ада. Индульгенции выглядели в глазах верующих как издевательство и над ними, и над тайной Божьего Промысла, как высшее проявление бесстыдства и морального упадка католической церкви.Наступило время радикального (значительного) преобразования – реформации церковной организации, а также исповедуемых ею религиозных идеалов, правил и норм. Общественное и религиозное движение Возрождения против католической церкви и получило название Реформация. Ее первым и наиболее выдающимся представителем был немецкий философ XVI в. Мартин Лютер. В городе Виттенберге он прибил к воротам храма большую деревянную таблицу, на которой им для всеобщего обозрения были написаны 95 тезисов (положений, утверждений) против деятельности католической церкви. Это выступление Мартина Лютера и положило начало Реформации. Его идеи быстро распространились не только в Германии, но и в других странах Западной Европы, завоевав огромное количество умов. Лютер и его последователи стали называться протестантами (от лат. protestans – возражающий, несогласный), а их религиозные идеи получили название протестантизм. Главным утверждением Мартина Лютера была мысль о том, что церковная организация в качестве посредника между Богом и человеком не нужна: каждый верующий может напрямую общаться с Богом путем молитвы, поста, чтения Библии. Никто не должен авторитетно и принудительно наставлять человека в делах веры, он сам вправе и в состоянии решать, как ему верить и что делать в жизни. Зачем нам увещевания священников, спрашивает Лютер, их рекомендации и разъяснения? Неужели мы не справимся без них в делах религиозной веры? Ведь есть одна прекрасная книга – Священное Писание (Библия), продиктованная человечеству самим Богом. Каждый верующий, читая ее, может приобщаться к Господу, и не будет ничего плохого в том, если каждый станет по-своему понимать истины Писания, ведь путей к Всевышнему множество, неважно, каким из них идти, если цель у каждого – одна и та же. А католическая церковь требовала понимать Священные тексты только так, как она предписывает, и ни в коем случае не отклоняться в делах веры от тех норм и правил, которые она навязывала всем верующим. Протестантизм значительно освободил и раскрепостил человека от давления церковной организации и многочисленных ее предписаний, в большей степени развязал его инициативу, предоставил более широкую возможность личного выбора поступков и мыслей. И пусть это было освобождение человека в религиозных рамках, тем не менее в протестантской религии по-своему выразился общий дух Возрождения с его антропоцентризмом, секуляризацией и гуманизмом. После долгой и упорной борьбы с католической церковью протестантизм завоевал себе место под солнцем и стал одной из широко распространенных и влиятельных ветвей христианства наряду с католицизмом и православием. > ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ и ФИЛОСОФЫ: содержание: ДРЕВНИЙ МИР: Николай Кузанский Джордано Бруно Томмазо Кампанелла Мартин Лютер Философия Нового времени: Фрэнсис Бэкон Рене Декарт Дэвид Юм Век Просвещения Иммануил Кант Иоганн Фихте Георг Гегель Людвиг Фейербах Фридрих Энгельс Карл Маркс Ньютоновская научная картина мира: Гелиоцентризм Механицизм Деизм Стационарность мира Два вида материи Биологическая теория эволюции СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА: Философия рубежа XIX–XX вв: Философия жизни Артур Шопенгауэр Фридрих Ницше Зигмунд Фрейд Экзистенциализм Позитивизм Прагматизм Эйнштейновская научная картина мира: Теория относительности Открытие микромира Элементарные частицы Освоение мегамира Гипотеза Большого взрыва Этапы космической эволюции Словарь терминов | философии философы |
идеи, мысли, взгляды, движение: VIKENT.
RUНемецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации в Европе.
«Мухаммед явился создателем новой мировой религии, которая была связана с фазой пассионарного подъёма целого суперэтноса — мусульманского мира. Лютер, напротив, был деятелем фазы спада пассионарного напряжения — фазы надлома, и его проповедь вовсе не была новым словом. Проповеди, призывавшие к Реформации — исправлению недостатков католической церкви, — звучали в Западной Европе и раньше, до Лютера: Гус в Чехии и Уиклиф в Англии говорили то же самое. Более того, обличения Лютера признавали правильными даже его противники, иерархи католической церкви. Никто не спорил с тем, что предоставление индульгенций превратилось в торговлю, что назначение на церковные должности «по блату» — зло, что невежество священников — зло не меньшее. Но, соглашаясь с доводами Лютера, католические прелаты утверждали, что лечение язв церкви — это дело Святого престола. Правда, сами они для исправления ситуации ничего не предпринимали. Из-за этого, собственно, и начались разногласия. «Физической» же основой Реформации стал раскол целостности христианского мира, вызванный резким падением его пассионарности после выхода из акматической фазы. Европа разделилась на протестантскую и католическую, и произошло это разделение в финале западноевропейского этногенеза, а не в начале его».
Гумилёв Л.Н., От Руси до России: очерки этнической истории, М., «Айрис-пресс», 2007 г., с.204-205.
«Лютер не был анархистом в политическом смысле. Он считал, что власть в светском государстве и желательна и необходима: «Гражданский меч будет и должен быть красным от крови». Анархизм Лютера относится к той особой области отношений, которая существует между человеком и его совестью — или, если Вам угодно, между всем, что есть ещё в человеке, и одной важной силой, влияющей на его решения. Эти отношения носят специфический, глубоко личный характер. Сущность учения Лютера, а вместе с тем всего протестантства и вообще индивидуализма заключается в признании, что в целом взаимоотношения между человеком и его совестью имеют более важное значение и более результативны, чем взаимоотношения между разными лицами в любых общественных организациях и в любом организованном обществе. Несомненно, трудно быть еретиком, не разделяя этой или какой-либо подобной ей идеи».
Бэрроуз Данэм, Герои и еретики. Политическая история западной мысли, М., «Прогресс», 1967 г., с.304.
«Папа Лев X увидел в бунте Лютера всего лишь очередную «монашескую перебранку» и долгое время не относился к нему с той серьёзностью, которую он заслуживал. Когда Лютер, почти три года спустя по выдвижении своих 95 тезисов, наконец получил папскую буллу о своём отлучении от Церкви, он публично сжёг её. На заседании императорского ландтага Священной Римской Империи Габсбургов Карл V самолично заявил, что правда не может быть на стороне одного-единственного монаха, отрицающего всякую ценность предыдущего тысячелетнего периода христианства. Желая сохранить единство христианской Церкви и столкнувшись с упрямым отказом Лютера отречься, он наложил императорский запрет на доктрину Лютера, а его самого объявил еретиком. Однако теологическое бунтарство Лютера, найдя поддержку среди мятежных немецких князей и рыцарей, вылилось в крупные волнения, стремительно вышедшие из национальных берегов Германии…»
Ричард Тарнас, История западного мышления, М., «Крон-пресс», 1993 г., с. 196-197.
Юный Карл Маркс так охарактеризовал историческое значение реформы: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека. Но если протестантизм не дал правильного решения задачи, то всё же он правильно поставил её. Речь теперь шла уже не о борьбе мирянина с попом вне мирянина, а о борьбе со своим собственным внутренним попом, со своей поповской натурой».
Карл Маркс, К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 г.- январь 1844 г.) / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 1, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 422-423.
Разум и философия в мысли Мартина Лютера
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/religion/view/10.1093/acrefore/9780199340378.001.0001/acrefore-9780199340378-e-343
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
- Поделись этим
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Покажите резюме. дискуссия с философией. Он был подготовлен к этому, основательно изучив философию в Эрфуртском университете и получив степень магистра гуманитарных наук. Во многих частях творчества Лютера есть явные дискуссии о философии, интерпретации библейских текстов и определении богословских концепций. Довольно рано в своей богословской карьере Лютер осознал проблемное доминирование аристотелевской схоластической философии в формировании и определении богословских понятий. Он всегда пытался провести четкое различие между философией и теологией, которое освобождало теологию от концепций аристотелевской философии и от ограничений аристотелевской логики, но в то же время уважало значение философии. Поскольку Лютер предпочитал четкую критику и часто использовал для этого резкий язык, его иногда полемическая критика философии, логики и «философа» (Аристотель) часто интерпретировалась как фундаментальный отказ от философии. С конца 20 века исследования представили совершенно иную картину понимания Лютером философии, роли и значения, которое он придавал философии теоретически и в своей практической академической работе, а также отношения ссылок Лютера к Аристотелю и конкретной аристотелевской философии. в схоластике, а также в отношениях между теологией и философией в целом. Все эти исследования показали, насколько глубоко Лютер был укоренен в философских рассуждениях и контекстах поздней схоластики и вовлечен в дебаты номинализма. Но это исследование также показало, как Лютер успешно пытался прийти к совершенно иной модели отношений между теологией и философией, чем модели схоластики, которые обеспечили независимость обеих интеллектуальных дисциплин, несмотря на их тесную связь с их родством. Понимание Лютером философии и значения философии для богословия тесно связано с его концепцией разума. Опять же, в трудах Лютера присутствует некоторая полемическая критика разума, но на самом деле Лютер высоко ценил разум, когда разум был в исследовании физической, социальной и психической реальности и в формировании природного, социального и морального мира. Лютер критически и полемически относился к разуму, когда он использовался в вопросах веры. Но хотя применение разума в богословии имело свои пределы, тем не менее в богословской работе он был необходим. Особенно ярко это проявилось в герменевтике Лютера, так как разум был средством достижения внешней ясности библейских текстов в процессе толкования.
Keywords
- Martin Luther
- logic
- anthropology
- Aristotle
- scholasticism
- metaphysics
- epistemology
- hermeneutics
- nominalism
- faith
Subjects
- Theology and Philosophy of Religion
- Christianity
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Логин
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.
Подписка
Для доступа ко всем материалам требуется подписка
Биография: Мартин Лютер: Пугливый философ
Осень 2000
Религия и духовность
Биография
Эдвин Степп
Если вы хотите пригласить несколько исторических деятелей на дружескую вечеринку, Мартин Лютер может оказаться не на первом месте в вашем списке. Имея репутацию вспыльчивого, грубого и склонного к спорам человека, он мог бы испортить самое веселое празднество.
С другой стороны, если вам нужно призвать кого-то, чтобы отстаивать вашу позицию в дебатах, вы сделаете правильно, выбрав его, если он будет верить в вашу позицию, а вы не слишком беспокоитесь о том, чтобы оттолкнуть некоторые из ваших убеждений. противники. Во время учебы в Эрфуртском университете, одном из старейших университетов Германии, Лютер так много времени проводил в дискуссиях, что заслужил прозвище «философ».
Его величайший спор был с самым могущественным институтом средневекового мира. И хотя его энергичная личность придавала ему решимости, это не способствовало его благосклонности в глазах тех, против кого он выступал. Его упрямство едва не стоило ему жизни и навсегда изменило западный мир.
Лютер родился 10 ноября 1483 года в мире, который резко расширял свои ментальные и географические горизонты. Исследователи доказывали, что мир больше, чем считалось ранее. Кроме того, Европа только что стала свидетелем одного из самых важных изобретений всех времен — печатного станка с подвижным шрифтом Гутенберга, который подпитывал новое мышление и посеял семена сегодняшнего взрыва знаний.
Гутенберг начал использовать свое новое изобретение для печати копий Библии, доступ к которым ранее был очень ограничен. Некоторые источники указывают, что к моменту рождения Лютера в немецкой деревне Айслебен его отец, Ганс Лютер, уже был заядлым читателем Библии. Как бы то ни было, старший Лютер был огорчен, когда его сын решил стать монахом, а не юристом.
Ученые спорят о том, почему молодой Лютер решил дать обет, но сам Лютер писал, что дал обещание во время ужасающей грозы. Думая, что вот-вот умрет, он закричал: «Помоги, святая Анна, и я стану монахом». Позже он писал, что не желал становиться монахом, но поскольку он был в ужасе от того, что приготовила для него загробная жизнь, он «дал вынужденный и необходимый обет».
Избавившись от грозы, Лютер выполнил свое обещание. Он присоединился к августинскому ордену монахов и вскоре начал работу над докторской диссертацией по богословию в Виттенбергском университете. Однако во время поездки в Рим в 1510 году он был оскорблен коррумпированной практикой, которую он там обнаружил, особенно продажей индульгенций.
По возвращении в Виттенберг Лютер начал пересматривать свою систему убеждений, а также практику и учение церкви. Его опасения усугублялись внутренней борьбой с чувством вины и страхом. У него был преувеличенный страх смерти, несомненно, из-за участи, которую, по учению церкви, ждали те, кто не накопил необходимых «добрых дел». Возникшее в результате чувство безнадежности привело его к разработке теологии спасения только верой. Таким образом, он начал самые известные богословские дебаты в современной истории: в 1517 году Лютер обнародовал свои 95 тезисов, и началась протестантская Реформация.
В течение следующих нескольких лет Лютер опубликовал труды, имеющие решающее значение для развития Реформации, в том числе его «Обращение к христианской знати немецкой нации», «О свободе христианина» и «О вавилонском пленении церкви».
За свои еретические учения Лютер был привлечен к суду Римско-католической церковью в 1518 г., а затем в 1521 г. императором Священной Римской империи Карлом V. В обоих случаях ему было приказано отречься, и оба раза он отказался. После второго суда император объявил его вне закона в империи, а папа Лев X отлучил его от церкви. Но прежде чем его успели осудить и наказать, ему удалось бежать в замок Вартбург, где он скрывался целый год. Во время этого уединения он продолжал развивать свое новое богословие.
Лютер, которому помешали его попытки реформировать церковь, оказался ответственным за учреждение новой церкви.
Итак, Лютер, потерпевший неудачу в своей попытке реформировать церковь, оказался ответственным за создание новой. Сегодняшние идеалы освобождения от репрессивного правительства глубоко укоренились в его творчестве. Независимо от того, поддерживают ли наши демократические правительства богословие Лютера, они во многом обязаны его решительности в противодействии такому могущественному институту, как Римско-католическая церковь.
Кроме того, перевод Лютером Библии на немецкий язык рассматривается как основной фактор, способствовавший развитию общего немецкого языка, и поэтому считается одной из его немногих бесспорных заслуг.
Однако в основе богословия Лютера лежало растущее отвращение к закону, изложенному в Писании. Он изо всех сил пытался обратить евреев, которые все еще соблюдали закон, изложенный в Ветхом Завете, но безуспешно. К концу своей жизни он настолько разочаровался, что начал развивать ту же ненависть к евреям, которая была распространена в окружающем его обществе.
В 1543 году, всего за три года до своей смерти, Лютер написал весьма осуждающую работу под названием «Евреи и их ложь». В нем он изложил предложение по борьбе с ними, которое впоследствии удачно вписалось в нацистскую философию, господствовавшую в Германии в 1930-х и 40-х годах. Фактически, на Нюрнбергском процессе после Второй мировой войны некоторые нацистские лидеры фактически цитировали труды Лютера, чтобы оправдать свои преступления.