Мармеладов преступление и наказание: Мармеладов – цитатная характеристика, история жизни в романе “Преступление и наказание”

Мармеладов – цитатная характеристика, история жизни в романе “Преступление и наказание”

Тема бедности и унижения прослеживается во многих романах Ф. М. Достоевского. В “Преступлении и наказании” эта сюжетная линия связана с второстепенным героем по имени Семен Захарович Мармеладов. что это за герой, и какова его история жизни?

Характеристика Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов – отставной советник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной.

Вот как автор описывает Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Несмотря на свое ужасающее материальное положение, Мармеладов старается оставаться человеком: он любит свою родную дочь соню, а также троих приемных детей – Лиду, Полю, Колю. Малышей он обучает грамоте, приносит им сладости. Соню, которой от безнадежности пришлось заняться постыдным занятием, он жалеет и считает себя перед ней виноватым, однако сделать ничего не может.

Невозможность справится со своим недугом и противостоять пьянству определяет Мармеладова, как слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Он понимает, что его вредная привычка может погубить семью, но, продержавшись всего месяц и востановившись в звании, он снова уходит в запой.

Судьба Мармеладова

О судьбе Мармеладова читатель узнает при первом знакомстве с ним Раскольникова. Он сам рассказывает историю жизни, анализируя поступки, которые он совершал. Семен Захарович сообщает, что у него есть 18-летняя дочь, которая вынуждена зарабатывать проституцией, чтобы обеспечивать себе и семью. Мать Сони умерла четыре года назад, но через некоторое время Мармеладов снова женится на Екатерине Ивановне, вдове с тремя детьми. Главной причиной такого решения становится жалость Мармеладова к Екатерине, которая жила в унизительной бедности, из которой ее и собирался спасти Семен Захарович. В то время он еще числился на службе в провинции и мог обеспечивать семью. Но после сокращения он не смог найти себе занятия и стал выпивать.

Жизнь Мармеладова в романе трагически обрывается под копытами лошади. Свидетелем этого трагического события становится Родион Раскольников.

Семья Мармеладовых

Семья Мармеладовых состоит из Семена Захаровича Мармеладова, его жены Екатерины Ивановны, дочери Мармеладова Сони и троих приемных детей Мармеладова. Екатерина Иванова – женщина из приличной семьи, но вынуждена была жить в нищенских условиях после смерти первого мужа. Она умна и образована, находясь в гневе может ударить пьяного мужа.

Соня – молодая девушка, вынужденная жить по «желтому билету».

Несмотря на свое занятие, Соня морально и нравственно намного выше многих благочестивых с виду людей. Именно она призвана спасти душу Раскольникова и помочь обрести ему веру.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Мармеладов» в романе «Преступление и наказание». Здесь приведена цитатная характеристика его внешности, а также дана характеристика характера и описана судьба героя.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

  • Варя Калисова

    16/16

  • Ирина Алексеевна

    16/16

  • Диана Гоба

    13/16

  • Юлия Субботина

    16/16

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

  • Дарья Сметанина

    12/16

  • Бешто Телиев

    15/16

Семён Захарович Мармеладов | описание героя

есть дети женат/замужем из бедной семьи низкая должность смерть в нищете

Мармеладов.

Актер Ю. Кузнецов. Т/с “Преступление и наказание”. 2007

Семен Захарович Мармеладов – второстепенный персонаж романа «Преступление и наказание». Герой является родным отцом Сони Мармеладовой, супругом Катерины Ивановны и отчимом ее троих детей. Постепенно спиваясь, бывший чиновник Мармеладов достигает социального дна и заканчивает жизнь под колесами пролетки. Встреча с этим персонажем играет решающую роль в дальнейшем поведении главного героя романа, Раскольникова. Прототипами Мармеладова, в некоторой степени, стали литератор П.Н. Горский и знакомый Достоевского по ссылке, спившийся чиновник А.И. Исаев.

Описание героя

Внешность Мармеладова

Составить представление о внешности героя помогает описание самого автора: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Лохмотья, в которые облачен Мармеладов, никак не претендуют на звание одежды. На мужчине изодранный фрак с дырявыми локтями и оторванными пуговицами, помятая, серая от грязи манишка, видавший виды несвежий жилет. Создается впечатление, что человек минимум неделю не прикасался ни к воде, ни к мылу. Особенно отталкивающе выглядят его красные опухшие руки с жирными пальцами и грязью под ногтями.

Всё его поведение и манеры соответствуют образу канцелярского чиновника средней руки: они отличаются демонстративной солидностью, подчеркнутой интеллигентностью и тактичностью, что абсолютно не вяжется с вышеописанным портретом этого персонажа.

История героя

Супруги Мармеладовы какое-то время все еще живут в провинции. Первый год их совместной жизни заканчивается тем, что Семён Захарович попадает под сокращение и лишается своей чиновничьей должности. Это становится для него настоящим ударом, поскольку он является единственным кормильцем семьи. Тяжелая ситуация приводит к тому, что у него все заметнее начинает проявляться тяга к алкоголю. Отчаявшись найти работу на родине, Мармеладов предлагает Катерине Ивановне перебраться в Петербург.

В столице жизнь начинает постепенно налаживаться – Мармеладову удается найти работу, Катерина Ивановна занимается хозяйством и детьми. Единственной проблемой становится то, что у Катерины Ивановны, еще до отъезда в Петербург диагностировали туберкулез. Впрочем, женщина не опускает рук, она надеется, что зарплаты ее мужа хватит и на хорошее питание, и на лечение. Но уже очень скоро глава семейства срывается и уходит в запой. В семье быстро заканчиваются деньги, и все ближе начинает маячить беспросветная нищета.

Наступает критический момент, когда семье не на что купить даже хлеба. Видя это, Соня, родная дочь Семена Захаровича, решает идти на панель, чтобы торговать собой за деньги. Эта жертва обходится девушке очень дорого но, благодаря ей, семья спасается от голода. В моменты просветления Мармеладов с ужасом осознает всю глубину того кошмара, в котором оказалась его семья. Но, не видя никакого выхода, этот слабый и безвольный человек снова пытается утопить свое горе на дне бутылки.

Примерно за пять недель до описываемых событий Мармеладов решает в корне изменить свою жизнь. В его планах – поиск новой работы и спасение Сони. Вскоре ему удается поступить на службу, куда его берут под личную ответственность начальника. Через месяц Семен Захарович приносит домой первое жалованье, и этот день впервые за долгое время становится для семьи настоящим праздником. Деньги Катерина Ивановна кладет в сундук, надеясь, что до следующего месяца их хватит на покрытие всех расходов.

Но уже назавтра Мармеладов крадет эти деньги и снова уходит в запой, который продолжается почти неделю. Во время своего бродяжничества, в один из вечеров он знакомится с Родионом Раскольниковым, который доставляет его домой и передает Катерине Ивановне. Женщина устраивает Мармеладову грандиозный скандал, обвиняя мужа в воровстве и отсутствии совести.

Характер героя

Семён Мармеладов. Актер Е. Лебедев. Х/ф “Преступление и наказание”. 1969

Скорее всего, Достоевский сознательно награждает своего героя «сладкой» фамилией – Мармеладов, чтобы на контрасте с его жизнью показать, насколько горько и беспросветно его существование. Несмотря на такие пороки, как абсолютное безволие, пьянство, отсутствие ответственности, это  «был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!»

Несмотря на маргинальное общество, в котором вращается Мармеладов, проводя время в кабаках и питейных, в его характере напрочь отсутствуют наглость и хамство. Напротив, у него сохраняется самокритика, он в состоянии оценивать то положение, в котором оказался по вине собственной слабости. У Мармеладова развито красноречие, его рассуждения отличаются витиеватостью и «речистостью». Он высказывает свое мнение, но никому его не навязывает.

Семен Захарович очень гордится происхождением и образованностью своей супруги. Он корит себя за то, что превратил ее жизнь в ад, однако изменить что-либо он не способен. Во многом из-за своей вины перед ней он терпит непростой характер Катерины Ивановны, ее скандалы и даже рукоприкладство. У него трепетное отношение к детям. Младших, приемных, он любит не меньше родной дочери Сони. Временами балует их, приносит сладости, в перерывах между запоями играет с ними и обучает грамоте.

Его очень тревожит судьба старшей дочери, которая от безысходности занимается «постыдными делами». В то же время, он не перестает тянуть из девушки деньги. Кроткая и безответная Соня, которая всем сердцем любит и жалеет отца, не в силах отказать ему, отдавая порой последние копейки на его похмелье. «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!»

Мармеладов и Раскольников

Кадр из х/ф “Преступление и наказание”. 2007

Знакомство Раскольникова с Мармеладовым произошло в одном из петербургских трактиров. Внимание Родиона привлек  «маленький, пьяненький человечек», в облике которого наблюдалось какое-то противоречие. В его взгляде «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».

Раскольников выслушивает исповедь этого спившегося завсегдатая кабаков и забегаловок, которая, по своей сути, является покаянием в грехах. Изливая перед студентом свою душу, Мармеладов вдруг вскакивает и с театральным драматизмом восклицает: «Жалеть! Зачем меня жалеть!» Раскольников, тем временем, проникается все большим любопытством и сочувствием к судьбе своего нового знакомого. Впечатленный рассказом о жертвенности Сони, Родион впадает в какое-то непонятное ему самому состояние. В эти минуты к нему приходит окончательное решение убить старую процентщицу, совершить зло во благо таких людей, как Сонечка Мармеладова и ее семья.

Роль героя в произведении

Образ Мармеладова является олицетворением социального дна, символом нищеты и унижения, жертвой тех обстоятельств, в которых личность постепенно теряет человеческое достоинство. Его историю можно назвать предысторией преступления главного героя. Встреча Раскольникова с Мармеладовым окончательно убеждает его в правильности своей теории.

Семья Мармеладова – это собирательный образ людей, жизнь которых превратилась в жалкое существование из-за беспросветной нищеты. В этой сюжетной линии ярко проявляется позиция Достоевского-гуманиста по отношению к «маленьким людям» и попытка проанализировать состояние души «страшного преступника» Раскольникова.

Литература

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. – М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 4. 4k

[Пример эссе], 1099 слов GradesFixer

Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.

Часто в литературе второстепенный персонаж, появляющийся ненадолго, тем не менее оказывает существенное влияние на такие аспекты произведения, как тема и развитие других персонажей. Это особенно верно в отношении Мармеладова, бывшего клерка-алкоголика в «Преступлении и наказании» Достоевского. Доминирующей темой романа является моральное искупление через страдание. Раскольников, который совершает гнусное преступление, потому что считает себя выше морали, охвачен страхом и виной за свои действия. Хотя он и не обращает внимания в то время, в начале романа Раскольников подвергается Мармеладову понятию божественного прощения. По ходу романа Раскольников должен прийти к осознанию того, что его чувство вины облегчится только тогда, когда он исповедуется в своих грехах и обретет веру в Бога.

Показательно, что Мармеладов представлен в самом начале романа. Таким образом, Достоевский закладывает основу для возможного духовного пробуждения Раскольникова. Когда Раскольников входит в бар, он только что приводил в действие свой замысел убить старого ростовщика. Таким образом, при первых их встречах Мармеладов служит совестью Раскольникова, возвещая витиеватым языком, что Бог простит всех старых грешников на грядущем Судном дне. Он уверен, что в Воскресении Бог примет его и других «детей позора», потому что «…ни один из них не почел себя достойным сего» (Достоевский 27). Это говорит о том, что единственный путь к искуплению в мире Достоевского лежит через смирение, характеристику, которой Раскольникову определенно не хватает на этом этапе романа.

Понятно, что философские высказывания Мармеладова не воспринимаются слушателями всерьез из-за его внешности. Он не только пьян, но и грязен и одет в лохмотья. Оратору, экипированному таким образом, трудно поверить, и потому неудивительно, что Раскольников скорее жалеет своего новообретенного друга, чем серьезно обдумывает все, что он говорит. Так обнажается чувствительная и прямолинейная сторона натуры Раскольникова, особенно когда он кладет деньги, в которых он сам нуждается, на подоконнике в комнате Мармеладова.

Тем не менее, несмотря на его нечастые добрые дела, характер Раскольникова, молодого, надменного и непочтительного, представляет прямую противоположность характеру Мармеладова, старого, скромного и набожного. Единственные общие черты этих двух персонажей — бедность и чувство вины. Тем не менее, в то время как Мармеладов категорически заявляет, что бедность не является грехом, и скорее смиряется со своим чувством вины за то, что его семья доведена до крайней нищеты, а его дочь — до жизни уличной проститутки, Раскольников ненавидит собственное безденежье и одержим виной. Разница между ними в том, что Мармеладов, хотя и грешник, признает этот факт и раскаивается. Для сравнения, Раскольников полагает, что после совершения преступления он просто «выздоровеет и не будет волноваться» (Достоевский 9).9).

Примечательно, что перед тем, как убить Алену Ивановну, Раскольников оправдывает свое преступление тем, что ее смерть принесет пользу многим другим и что он, как сверхчеловек, не должен подчиняться нравственному закону. В частности, если он станет финансово независимым, его сестре не придется жертвовать собой ради него, выйдя замуж за Петра Петровича. Именно поэтому он идет на убийство, несмотря на то, что ему, в отличие от Мармеладова, есть где развернуться в виде матери и сестры. Тем не менее, после того, как он совершает преступление и непреднамеренно убивает невиновного в образе Лизаветы, он не может справиться со своим чувством раскаяния. Короче говоря, несмотря на его темные импульсы, он сохранил свое врожденное чувство добра и зла.

Ясно, что душевные терзания Раскольникова происходят от того, что он не может признать, что поступил неправильно, и поэтому цепляется за веру в то, что силой воли он может освободиться от чувства вины, которое затуманивает его разум и навещает психосоматическое заболевание его тела. . Одержимый этой идеей силы, ему требуется много времени, чтобы осознать, что его единственное спасение заключается в признании собственной слабости и признании своих преступлений. По иронии судьбы, человек, который помогает ему прийти к этому пониманию, — Соня, жалкий персонаж, еще более забитый, чем ее несчастный отец. Как и Мармеладов, из-за которого она, кстати, была вынуждена заниматься проституцией, Соня признает свое недостоинство перед Богом, но все же верит, что Он простит ей ее грехи. Возможно, это убеждение на самом деле является результатом влияния ее отца, так как при первой встрече с Раскольниковым Мармеладов восклицает, что Бог «простит мою Соню».

Несмотря на то, что Соня столько страдала, она по-прежнему остается невероятно стойким персонажем из-за своей набожности. Хотя сначала Раскольников опасался, что она «забеспокоит его о религии», ее влияние на него было главным образом через пример (Достоевский 446). Благодаря тому, что она принимает свою судьбу в жизни и верит в Божье прощение, она способна безоговорочно любить других, в том числе Раскольникова и своего отца. Привлеченный этой силой характера, Раскольников признается ей в своем преступлении и получает ультиматум, что единственный способ снять с себя вину — это признание. Хотя это кажется ему актом слабости, но только после того, как он имеет смирение, чтобы поцеловать землю и сказать: «Я убил», он может столкнуться с последствиями своих действий и начать свое душевное исцеление (Достоевский 433).

В конце концов, нельзя было сказать, что у Раскольникова духовное пробуждение. Его любовь к Соне меняет его отношение к жизни. Однако в богословском смысле в конце романа он все же несколько скептик. Удивляясь вновь обретенному утешению в Новом Завете, он сомневается, что Сониные «убеждения наконец [его]» (Достоевский 446). В лучшем случае внутренний раскол Раскольникова начинает залечиваться по мере того, как он приближается к обретению веры в Бога, не имея истинного опыта откровения. Достоевский не обесценивает стяжание божественной благодати, а дает понять, что вера возникает только из многолетней борьбы и немалых страданий. Роман заканчивается обнадеживающей нотой, что душа Раскольникова постепенно обновляется, переходя «из одного мира в другой» и приобщаясь к «новой неведомой жизни» душевной гармонии (Достоевский 447). К сожалению, только ближе к концу романа, после смерти Мармеладова, Раскольникову удается отложить в сторону свою крайнюю надменность и эгоцентризм. Так он начинает исполнять пророчество Мармеладова о том, что грешники обретут искупление.

В «Преступлении и наказании» Достоевского обстоятельства Мармеладова позволяют читателю вглядеться в положение дел в России XVII века. Мармеладов — персонаж сложный и трагичный. Он грешник, но он раскаивается. Он беден, но считает, что «бедность не порок» (Достоевский 1.2). И он винит себя не в том, что он беден, а в том, что он попрошайничает. Он скромная, разумная и умная душа, и все же он страдает. Как заявил Симмонс в предисловии к роману, Мармелодов «испытывает всякое чувство унижения в неравной борьбе за сохранение своего человеческого достоинства». Персонаж прекрасно воплощает в себе то, что Достоевский стремился изобразить в отношении жестокой природы российского общества того времени. Это было пустынное, головокружительное и разрушительное место, и рассказ Мармелодова прекрасно воплощает это чувство.

Милосердие в споре о преступлении и наказании. Истинное и ложное сострадание в романе «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Портрет Сони Мармеладовой

Сочинение-характеристика литературы по теме «Преступление и наказание»: Соня Мармеладова (с кавычками). Правда, душевный подвиг Сони Мармеладовой. Мое отношение к героине

«Преступление и наказание» — самый известный роман Федора Достоевского, как в России, так и за рубежом. Писателю удалось уловить тонкую организацию человеческой души, раскрыть ее и увидеть причины, побуждающие человека к тем или иным поступкам.

Образ мармеладного фургона в романе — воплощение душевной чистоты и доброты. О ее читательнице он узнает со слов ее отца Семена Мармеладова, давно разуверившегося в улучшении своего положения и в собственном исправлении. Он бывший титульный советник, лишивший себя добра и человеческого уважения, дошедший до нищеты и дневного перерыва. У него есть дети и жена, пораженная страшной болезнью — чароткой. Мармеладов отзывается о Соне со всем отцовским теплом, благодарностью и простой человеческой жалостью. Соня — его единственная родная дочь, которая плохо переносит притеснения со стороны мачехи и в конце концов решается на отчаянный шаг — становится публичной женщиной, чтобы хоть как-то обеспечить потребности семьи.

Вот что рисует Соня Мармеладова. Автор: «Это было худенькое, очень худенькое и бледное лицо, совсем неправильное, какое-то благовонное, с жалким носиком и подбородком. Ее даже нельзя было назвать хорошенькой, но она была такая ясная голубоглазая, и когда они оживали, выражение лица ее становилось таким добрым и невинным, что невольно привлекало к ней».

В начале рассказа у читателя возникает искреннее сочувствие к девушке, судьба которой состояла из страданий и унижений. Соня выставила на продажу его тело, этот поступок покрыл ее позором в глазах знатных и зажиточных людей, видевших в ней только беспризорницу. Но настоящую Соню Мармеладову, а вслед за ней и главного героя романа Родиона Раскольникова знали только родные и близкие. И вот перед читателями предстает не просто подтянутая и бедная девушка, а сильная и стойкая душа. Душа, которая под гнетом обстоятельств не теряла веры в людей и в жизнь. Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова очень важна: именно она подтолкнула его к покаянию и осознанию своей вины. Вместе с ней он приходит к Богу.

Соня любит и жалеет отца, не держит зла ​​на больную мачеху, потому что понимает, что они все несчастны, как и она сама. Девушка не осуждает Скольникова за преступление, а просит его обратиться к Богу и покаяться. Маленькая и робкая Соня не поселила в его сердце ненависти к миру, который ей так жестоко стоил. Его можно обидеть, обидеть, ведь героиня романа — скромная и безответная девушка, ей трудно постоять за себя. Но она находит в себе силы жить дальше, сочувствовать и помогать ближнему, не требуя ничего взамен, не теряя человечности и доброты.

Источник духовного сопротивления сони кроется в горячей и искренней вере в Бога. Вера не покидала героиню на протяжении всего романа, она вселяла в несчастную душу силы встретить новый день. Духовный подвиг Сони Мармеладовой – самоотречение ради семьи. Очень символично, что она впервые продает себя за 30 рублей, столько же получил сильвентмен Иуда, продав Христа. Подобно Сыну Божию, героиня пожертвовала собой ради людей. Мотив самопожертвования Сони пронизывает весь роман.

Вместо того, чтобы бросить вызов и вступить в борьбу со своим жалким существованием, чтобы ответить всем тем, кто растоптал и унизил, собрать все обиды, которые сердце так долго таит», Соня Мармаладова избрала другой путь. Путь, который проложен Самим Богом есть честность,доброта,сострадание и любовь.Вот почему Раскольников избрал его для излияния своих душевных мук,проникая к ней истинным уважением.Ведь маленький и слабый взгляд способен на большие и благородные дела.Значение образа Сони Мармеладеевой в том, что она своим примером показала Родиону, как спасти человечество без ритуальных убийств: сильной и преданной любви перед самоотречением.

Интересно? Сохраняйте себе на стену!

  • Истинная красота человека не зависит от его внешности
  • Красивый тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое главное в человеке иногда невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира человека
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с поистине прекрасной душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Л. Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь Великой римской эпопеи, не была красавицей. ВНИМАНИЕ, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: и в детстве, и в зрелом возрасте она отличалась жизненностью, жизненной силой, чистой душой. Еще одна героиня, на которую следует обратить внимание, – княгиня Марья Болконская. Внешне она явно уступала красавицам, красивыми были только глаза. Но люди, умеющие чувствовать настоящую красоту, оценили ее внутренние качества. Марию Болконскую и Наташу Ростову можно противопоставить Елене Курагиной: в обществе восхищались ее красотой. Но эта красота только внешняя. На самом деле Елена Курагина — глупый, червячный, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешнее обаяние героини не компенсирует ее безнравственного поведения.

А.И. Солженицын «Матренин двор». Матрена совершенно обычного вида. Единственная частица внешности, привлекающая внимание, — ее чудесная улыбка. Но для нас это не внешняя красота, а внутренняя. Не зря же автор пишет, что с лицом хорошо только у того, кто в Ладакхе со своей совестью. Матрена – это человек, от которого идет внутренний свет, душевный покой. Это гораздо важнее внешней привлекательности.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и обеспеченный человек, не то чтобы не отличается хорошими душевными качествами: ради своей прихоти он готов пойти на любую подлость. Физическая красота и безобразный внутренний мир не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположный образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, бедности внешность девушки сильно страдает: бледна, худа, запугана, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешность.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В этом продукте главная проблема внутренней и внешней красоты. В начале произведения мы видим в Дориане грех робкого, гладкого и невероятно красивого юношу. Красота — источник его силы: что бы ни делал герой, внешность не меняется. Все изменения коснулись только портрета молодого человека, написанного Базилом Холлардом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечного, безнравственного монстра, совершившего массу гадостей, в том числе даже убийство художника. Он по-прежнему красив, как и много лет назад, только портрет показывает состояние его души. Дориан Грей хочет совершить ужасный образ самого себя и умирает, связав кинжал на портрете. Внешняя красота была для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой сказал: «Зорко одно сердце. Самых главных глаз не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В работе мы не видим описания Питера Гринса. Неважно, красивый ли он. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев – человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить в опасности любимую девушку. Его поступки прекрасны, а значит прекрасен и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». О том, что о человеке нельзя судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Его вызвали к Герману Мюллеру, когда он был в плену. Легкомысленный, голодный Андрей Соколов не мог быть в тот момент красивым. Вся его красота проявлялась в нравственных поступках: Соколов отказывался пить немецкое оружие за победу, призывал врага не есть, несмотря на голод и нехватку сил. По этим действиям можно судить о том, что человек красив душой.

Многие русские писатели, создавая свои Дения, считали насущными проблемы соприоритета, раскачивая пороки своего времени. Каждая эпоха ознаменовалась новой плеядой вопросов ОС-мышления, которым посвящало свое творчество не одно поколение поэтов и писателей. С развитием общества, развитием литературы было и развитие литературы, и были темы топоганы, перед творческими людьми ставились новые задачи, но постоянной, пожалуй, во все века и времена была одна тема — воздействие социальной несправедливости, приобретение достоинства маленького человека. Этот вопрос поднимался в произведениях Гоголя, Пушкина, Некрасова. Одно из ведущих мест занимает эта тема и в творчестве Достоевского. Ярким примером тому является роман «Преступление и наказание», где протест против социального и морального унижения личности сопутствует поиску сил, которые могли бы вывести Черди из духовно-социального кризиса, из необдуманного мира. прибыли в противоборствующем Мире добра и правды.

Человеческие страдания, несправедливость, царящие в мире, побуждали писателя к поиску различных путей спасения человечества, но Достоевский решительно отвергает насильственные и революционные методы воздействия, он не приемлет права одного человека вторгаться в судьбы других людей, добить их по своему усмотрению, благой целью оправдать незаконными средствами. Всеобщее счастье, которое основано на жертвах отдельных лиц, по мнению автора стихов, такое же зло, устроенное высокими словами. Мысль о недопустимости этого «добра» в полной мере раскрыта великим писателем в романе о «бедном» ученике Раскольникова. Ведь начальник Же-Роя Роман оправдывает свое преступление — замученным, состраданием ко всем «униженным и обиженным», позволяя ему «кровь на совести». Но так ли это? Что такое сострадание? СО-страдать, что означает «страдать вместе». И страдания Раскольникова по-правящему исключительно вглубь себя. То что он есть-предполагает можно вызвать больше сочувствия. Мысль об убийстве зреет в его голове постепенно. В течение полугода Раскольников пишет о событиях, описанных в романе, статью о преступлении, где «рассматривается психологическое состояние преступника при продолжении всего преступления в И, следовательно, не является преступлением как таковым. В дальнейшем он создает теорию о двух разрядах людей: «деревья дрожат» и «право иметь». И, конечно же, задается вопросом о собственной принадлежности к той или иной категории. Вот он — мотив убийства. Но никто не осознает себя.Каждый борец и страдалец за правду.По одному пути идут и раскольники.Сначала он тоже скрывает ошибочность своих целей,я убеждаюсь в себе,что он убивает только для того,чтобы «насытить себя служением всему человечеству и общее дело». Но с самого начала вздыхает о своем самообмане. «Вы потешаетесь над собственной казуистикой, Иезуитов научится… Я сам себя убедю, что это нужно, действительно нужно для благой цели», — так говорит он. о решении сестры выйти замуж за лужу, но эти слова могут быть отнесено к его собственному внутреннему состоянию. Услышанные в тракторе слова о том, что «десятки семей, спасенных от прозвищ, от разложения, от гибели» стоят для того, чтобы убивать и грабить «ничтожных, злых старух», воспринимаются им как спасение, как оправдание его страшной план. «Я не хотел врать в этом даже сам…», но все же он «врет». Одну цель «самозадницу» он пытается заменить другой — «всеобщее счастье». «Я сам хотел хороших людей, — говорит Раскольников Дун. «Я убил для себя, для себя одну вещь», — признается Сона. И этот самообман только усиливает последующие страдания героя. «Вместе страдать», а раскольники «как бы ножницами от всего себя от всего», противостоя всему Ос-Талю. И его страдания больше связаны с тем, что он не мог переступить через себя, что «тварь его дрожит». Хотя и убеждает себя, что страдание предступора есть непременный признак его правоты и величия.

Полная противоположность Раскольникову предстает перед Соней Мармеладовой. Именно она, по замыслу автора, является воплощением истинного Милосер дия и сострадания. Пытаясь спасти свою семью от голода, она выходит на продажу собственного тела. Воспитанная на христианском заикании, она осознает, что совершая такой грех, он несет свою душу на вечные муки. Но сопространство с голодными детьми, больной мачехой, несчастным отцом сильнее желания спасти свою душу. При этом Соночка остается верен своим убеждениям, сохраняя безграничную человечность, веру в себя и в людей. «Ты тоже перекрестился… Ты наложил на себя руки, ты мне жизнь испортил… Все равно!)…», — говорит раскольник. Но сам чувствует, что это не «все равно». ради других, а он за себя.Ее «преступление» не тронуло ее души.В сущности, Сонино «Преступление» есть подвиг, а Раскольников хочет выдать их преступление за «подвиг».Соне трудно переживаете его страдание, посещаете ее и мысли о самоубийстве, которые могли бы избавить ее от позора. Но образы голодных, беспомощных детей заставляют забыть о нашей стране.

Так же самоотверженно мчится Сонька спасать душу Скольникова. В ней нет осуждения своего злого поступка, в ней проявляется бесконечное милосердие по отношению к ее нравственным страданиям. И здесь уместно вспомнить, что состра-дай, что значит «страдать вместе». Соня искренне стоит вместе с Раскольниковым, пытаясь найти путь спасения его души. И только благодаря ее усилиям к раскольникам приходит мысль о несостоятельности своей теории. Соня пробуждает его к жизни, ведет к спасению души. В эпилоге Раскольникова колени перед девушкой: «…он встал, и он это знал, он почувствовал совсем обновленное облегчение свое, а она — она прожила только его жизнь!». Никакая теория в мире не способна завоевать истинное милосердие и сострадание человеческое. На этом вся жизнь.

Наверное, у каждого писателя есть произведение, в котором наиболее полно и полно изложены его взгляды на интересующие вас проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман «Преступление и наказание».

В этом романе история бедного Студента Родиона Скольникова, который сочиняет страшную теорию, согласно которой одни люди, принадлежащие к высшим существам, могут ради благих целей убивать других «тварей трепетных» ради благих целей. Сами сплиттеры, конечно, заняли первое место. Создав эту теорию, он решает проверить ее на практике и убивает на процент старуху и ее сестру. Но оказывается, что он не может жить дальше с таким тяжелым грузом на плечах.

Грозная теория Раскольникова, но в то же время видя, как далеко отошла его душа от человеческого тепла и света, автор вводит образ Спасителя в лике Сони Мармеладной. Достоевский был писателем-гуманистом и считал, что добро должно действовать, а не просто присутствовать как некий абстрактный знак или символ. Поэтому Соня начинает играть активную роль в романе в момент раскаяния главного героя, и именно ей принадлежит главная заслуга в очищении и преображении Раскольникова.

До этого Соня лишь эпизодически появлялась в зарисовках петербургской уличной жизни, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в ресторане о семье, о дочери с «желтым билетом», затем косвенно — как фигура мимолетного Видения Скольникова из «их мира» на улице: То девушка, блок месяцев, пьяная, кого-то только что обидели, то мелькнула девушка в Крнолине, в мантии, в соломенной шляпе огненного цвета с ручка. Все это видимость внешности Сони, такой она появится прямо с улицы, в постели умирающего отца. Только все внутреннее в нем есть категорическое опровержение хрустально-нищенского платья.

Отправляясь по «желтому билету» Сонечка навязала свою жизнь «Среди голодных детей, безобразных криков и квартир», с несчастным отцом-пьяницей и «сумасшедшим от горя» Мачехом. Первый свой «заработок» — тридцать свидетелей — она ​​»молча выложила» перед Катериной Ивановной, и та стояла весь вечер на коленях в ногах, ноги ее целовали…». Тоже молча («так не на земля, а там… про людей джип, плачь, а не утилизируй») Соня подала отцу с похмелья последние три копейки. Стыд коснулся ее «лишь механически; настоящий разврат еще не проник в ту же каплю ее сердца». Положение этой девушки в обществе, «к сожалению, далеко не единственное и не исключительное». открыть: «Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или… Броситься в разврат, угасая умом и обольщая сердцем.» Так рассуждает большинство, только один вождь — сторонник «новой» жизни в «Коммуне» — смотрит на действия Sony «как на энергичный и персонифицированный протест против устройства общества» и глубоко уважает ее за это.

Сама Сонечка считает себя «великим грешником». Мысль о «бесчестном и постыдном ее положении» уже давно терзает душу до «чудовищной боли». Крепкая от природы, Соня знает, что «её легче уничтожить, чем кого бы то ни было», что каждый «почти безнаказанно» может её обидеть. И поэтому кротость, смирение «перед всеми и каждым» всегда старается избежать «беды». Поступок обнаженной, называющей сына «девушкой сдержанного поведения» и воздействующей на нее «воровкой», заставляет девушку испытывать мучительное чувство беспомощности — ей становится «слишком тяжело». И тем не менее вопрос Раскольниковой: «Луже ли жить и мерзости творить или умереть Катерине Ивановне?» — Она отвечает: «Почему же я не могу знать божьего промысла… А кто меня сюда поставил: кому жить, кому не жить?» Никто для нее ничего не «делает».

«Ненасыщенное сострадание» к ближнему, длиннолицая доброта Сонечики настолько велика, что она «его последнее платье пропила, продай, Босай пойдет, а ты отдашь, оно тебе понадобится». Она «считает, что во всем должна быть справедливость… и даже мучить ее она не будет несправедливо». Жизненная сила Сончке дает веру в Бога: «Что бы я был без Бога?» Когда Соня «горячо и страстно» читает Раскольнику главы Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря, ее охватывает чувство «великого торжества» — она как бы видит в сторонке, как «вышла мертвая».

Этот внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничную веру в добро и в Бога, поражает Скольникова и заставляет задуматься над нравственной стороной своих мыслей и поступков. Родион приходит к Сонечке с исповедью в совершенном убийстве, чтобы переложить на нее «хотя бы часть своих мук», и встречает «Беспокойную и до муки заботливого взгляда», видит одну любовь одну. Ведь Соня понимает только то, что он «ужасный, бесконечно несчастный». «Нет несчастнее никого теперь на всем свете!» — восклицает она и бросается перед Распольниковым на колени, обнимает и целует его, обещает никогда никуда не уходить. При этом Сонечка не испытывает «ни малейшего отвращения, ни малейшего отвращения к нему», он не чувствует «ни малейшего содрогания в ее руке». Соня осознает только то, что раскольники — это кощунство, ничего не понимающее («Ты отошел от Бога, и Бог предал тебя к черту»), и предлагает ему «страдальцев взять и вновь явиться», «сию минуту «выйти на перекресток, поцеловать Землю, поклониться «всему миру» и громко произнести: «Я убил!» — «Тогда Бог пошлет тебе любую жизнь».

В то же время Соня для Скольникова — «неумолимый приговор, решение без перемен» — «тут — или ей дорога, или она». Благословляя грядущие страдания, девушка кладет на грудь Родиону «обыкновенный» кипарисовый крест, а когда он начинает слышать, встречает его таким диким взглядом, что он не может не заявить о себе.

Сонечка посещает Раскольникова в тюрьме, а затем (на деньги, оставленные Свидригайловым) отправляется в Сибирь. Там она пользуется непонятной для Раскольникова любовью всех арестованных. Осужденные кланяются ей, хвалят и благодарят за все. Она для них «Мать, Софья Семеновна, мать… нежная, болезнь!», бесконечно добрая, понимающая и сострадательная. Соня, которая за свою недолгую жизнь уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, неспособность ума и сердца. Недаром раскольники кланяются, говоря, что на это поставлены все страдания и печали людские.

Образ Сончиков впитал в себя все мировые несправедливости, мировые печали. Она выступает в романе от лица всех «униженных и оскорбленных». Именно такая девушка, с такой живой историей, с таким пониманием мира нужна была Достоевскому, чтобы спасти и очистить главного героя. Ведь раскольники – это не рядовой, рядовой преступник, а человек, захвативший идею и который в силу своих личных качеств не может от нее отказаться, не видя. Определившись с пробой, сплиттеры мысленно разделили всех людей на «тварей трепещущих» и «правоимущих», а потому лишь некоторые, очень немногие, могли повлиять на время на его корабле-мире. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, смогла выстоять и победить противостояние с античеловеческой идеей Родиона.

Соня Мармеладова, жертва мира нудьен и Свидригайловы и в то же время новая совесть Раскольникова, стала непослушной философией противостояния и ответом зла. Эта хрупкая девушка, наделенная чутким вседобрым сердцем, способна видеть чужое горе и сопереживать чужому страданию. Но неправильно видеть в Сонечке только смирение перед жизненными невзгодами, в ней есть и активность, и страсть к отвержению порока, и власть, и деятельная любовь к человеку.

Убежденная в религиозном братстве обездоленных и в способности воскресить человека, она стремится спасти Скольникова и не только говорит ему о необходимости искупить свою вину всенародным покаянием и страданием, но и призывает его явиться людям. Именно ее неудобная активная вера становится источником возрождения героя.

Образу мармелада Сончики автор «Преступления и наказания» отводит одно из главных мест в своем романе, так как образ этот воплощает в себе и мировое горе, и Божественную, непоколебимую веру силой добра. Возможно, в этом образе воплотились духовные искания и сам Ф. М. Достоевский.

Один из главных героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это Соня Мармеладова — девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ее автор отводит самую главную роль в судьбе Скольникова.

Внешний вид Сони описан в двух эпизодах. Первая — сцена гибели ее отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была небольшого роста, лет восемнадцати, стройная, но хорошенькая хорошенькая блондинка… Она тоже была в лохмотьях, платье ее было украшено в … с яркой и постыдно выдающейся целью».

Другое описание ее внешности появляется в сцене свидания Сонечи с Дуни и Александровной Пульхер: «Это была скромно и даже плохо одетая девушка, очень юная, почти похожая на девушку… С ясным, но пугающим лицом. Она было очень простое домашнее платье…» Оба этих портрета прямо противоположны друг другу, что отражает одну из ключевых характеристик характера Сони — сочетание душевной чистоты и нравственного падения.

История жизни Сони крайне трагична: не имея возможности следить за тем, как ее семья гибнет от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижения и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и самоотверженность заставили Сонечку отдать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соне присущи многие прекрасные черты человеческого характера: милосердие, искренность, доброта, понимание, нравственная чистота. Она готова в каждом человеке искать что-то хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин таких отношений. Соня может простить.

Безгранично любит людей. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка настроена сознательно отдать за них всю себя.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек, который сделает!») во многом связана с христианским мировоззрением Сони. Ее вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что бы я был без Бога — это было!». В этом отношении она противоположна Скольникову, выступающему против его атеизма и теории «обычных» и «необычных» людей. Именно вера помогает Соне сохранять чистоту души, оберегать от окружающей грязи и порока; Недаром едва ли не единственным, прочитанным не раз, является Новый Завет.

Одной из самых значительных сцен романа, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия о воскресении Лазаря. «Громкость давно погасила подсвечник в кривой, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странным образом сошедшую для чтения вечной книги…».

Сонечка играет решающую роль в судьбе Скольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова к признанию в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от исповеди до корки, и именно ее любовь смогла вывести его на истинный путь.

Соня показала себя как решительная и активная личность, способная принимать сложные решения и следовать им. Она убедила Родиона передать самому себе: «Стой! Приди теперь, я к той же минуте, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *