Маркс и философия марксизма: Марксизм – Гуманитарный портал

Что такое марксистская философия? Краткое содержание. Основные идеи / Справочник :: Бингоскул

Знаменитый философ девятнадцатого века Карл Маркс родился в 1818 году. Его деятельность распространялась не только на философию. Он был известным политическим журналистом, общественным деятелем, писателем и экономистом. Мыслитель прославился на весь мир своими трудами, одним из которых является «Капитал». У автора очень интересная биография, он много путешествовал, заводил знакомства с различными политиками, учеными. 

Марксистская философия – это нечто принципиально новое для людей того времени, она зародила идею социализма, послужила основой для теории марксизма. Маркс был хорошим историком, поэтом, лингвистом. Его единомышленником и другом являлся Фридрих Энгельс. 

Марксистская философия – кратко о диалектике

Философия марксизма кратко – это объединение политических и экономических взглядов, которые основывались на принципиально новой методике под названием «материалистическая диалектика». История диалектического метода Гегеля показывает, что Маркс разработал полную ее противоположность. Для него диалектика стала инструментом, позволившим анализировать капиталистическое общество. 

Философским открытием марксизма является централизация развития как обобщающего свойства для всего мира с капиталистическим строем. Материалистический метод подчеркивает взаимную связь между всеми элементами окружающего мира:

  • История построена на понятии человека как главного ее субъекта;

  • Власть получают владельцы производственных средств;

  • Отчуждение моральных ценностей объясняется принятием экономических приоритетов;

  • Социалистический строй предполагает ликвидацию отчуждения за счет свободы человеческого развития. 

Маркс продолжал выступать за материализм, опираясь на ряд общественных, экономических формулировок. Он анализирует причину и следствие, закономерность и развитие, изменения формулировок и обстоятельства, повлекшие эти изменения. Автор известных трудов изучает принципы рабства, коммунизма, капитализма и феодализма. 

Карл Маркс – основные идеи кратко

Концепция философа основывается на выделении материального производства в качестве основного двигателя в историческом развитии мира. Общество формирует свое мировоззрение на базе бытовых условий, в которых оно проживает. Спиральное прогрессирование человечества должно привести его к азам. Должна исчезнуть частная собственность, товарные взаимоотношения, деньги, но это произойдет по новой, прогрессивной схеме. Как указывает Карл Маркс, основные идеи его философии следующие:

  • Отказ от религии как от пережитка прошлых лет;

  • Отсутствие общественных классов в обществе;

  • Упразднение частной собственности;

  • Пролетарская революция – единственный путь к коммунизму;

  • Отказ от отношений, построенных на деньгах;

  • Формирование пролетарской диктатуры;

  • Защита рабочего класса политической властью.  

Философия К. Маркса носит название «марксизм». Она отторгает понятие борьбы и конкуренции как примитивность, которая не может двигаться в ногу с развитием. Люди не должны трудиться по причине нужды, это добровольное решение каждого индивида. 

Философия марксизма – кратко и понятно

Марксизм состоит из трех взаимосвязанных частей. Его философия включает многие сферы жизни общества. Это сфера научного коммунизма, политическая и экономическая направленность. Рассуждения Маркса сыграли важную роль в становлении всего общества. С них началась социальная деятельность в лице революции, ведущей к строительству коммунизма. 

Она продлилась с девятнадцатого до двадцатого века, привела к важнейшим переменам в жизни России. Проблема социализма активно поднимается в работах автора. Он призывает людей к социалистической революции через свои учения. Материальный вопрос ложится в основу изменений. Люди должны ни в чем не нуждаться, трудиться по желанию, жить на благо страны и общества. Природа таких рассуждений кроется в развитии промышленности, производства. Власть находится в руках у людей, которые достигают максимальных результатов в становлении экономики.

Карл Маркс философия – кратко об историческом материализме

Марксизм также включает теорию исторического материализма. Это философский взгляд на общепринятые законы социума, стимулирующие его развитие. Ключевым отличием рассуждений Маркса от прежних философских концепций является материалистический взгляд на историю общества. Он выясняет значение человека в практике познания, тесно связывает диалектику и материализм. 

Основным объектом исследования исторического материализма становится общество. На него распространяется материалистическая диалектика, ее законы. В учениях философов бытовало мнение, что материя является первичной, потом рассматривается сознание. Социальные суждения Маркса говорят о том, что первичным является бытие общества, а общественное сознание формируется вторично. 

Понятие общественного бытия – это отношения и процессы, характеризующие материальную сферу жизни. Они неподвластны желанию, сознанию и воле отдельной личности, социума. В качестве отражения бытия формируется сознание.

В историческом материализме бытие является совокупностью производственных отношений и сил, на которых строится все общество, политика и идеология. 

Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет.  Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П. -Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э. Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма – социализмом – станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г. Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством. Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) – меньшевизм; радикальное (коммунистическое) – большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически». Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений. Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии. Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым. Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих. В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом. Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Марксистская философия | Encyclopedia.com

Марксистская философия представляет собой совокупность философских идей, разработанных более поздними мыслителями из различных аспектов социальной теории Карла Маркса. Маркс не собирался писать философию и счел бы «марксистскую философию» противоречием в терминах. Он считал свою работу научной, исторической и социологической, в отличие от «философских» рассуждений по социальным вопросам, которые он отвергал как классовую идеологию. Более того, он считал, что его социальная теория показывает, что философия близка к концу. Философия, говорил он, является симптомом социального недуга и исчезнет, ​​когда революция поставит общество на более здоровую основу. Молодой Маркс думал, что это произойдет потому, что революция «осуществит» философию, придаст твердую реальность идеальным фантомам разума, справедливости и свободы, которыми утешали себя философы в больных обществах. Маркс-старший думал, что революция уничтожит философию, просто сделает ее ненужной, вернув людей к изучению «реального мира». Изучение этого мира для философии — то же самое, что половая любовь для онанизма. В любом случае Маркс никогда не менялся во мнении, что господство философии над умами людей подходит к концу. Таким образом, он, естественно, не способствовал бы ее выживанию, написав «марксистскую философию».

Марксизм и традиционные философии

Однако через несколько лет после смерти Маркса были предприняты попытки превратить марксизм в философию. С тех пор они продолжаются и действительно набирают силу с момента открытия самых ранних работ Маркса. Есть два объяснения этой посмертной трансформации. Во-первых, есть известный парадокс, что попытки избавиться от философии с помощью аргументов сами по себе являются философскими. Таким образом, антифилософия Маркса и теория исторического материализма, на которой она основана, расцвели в подлинное философское учение, которому Георг Лукач придал завершенную форму. Во-вторых, после того, как эмпирические общественные науки взяли из сочинений Маркса все полезное для себя (а это было немало), осталось много шлака — опровергнутых пророчеств, поспешных обобщений и явных заблуждений. Вместо того чтобы быть отброшенным, как были отброшены ошибки и нелепости Исаака Ньютона и Луи Пастера в физических и биологических науках, этот неэмпирический материал был сохранен общественным движением, приверженным сохранению в неприкосновенности всего наследия Маркса. Она получила название марксистской философии.

Поскольку марксизм не является философией в явном виде, те, кто относился к нему философски, в значительной степени стремились найти философию, которой он «соответствует», из которой он «происходит» или которую он «подразумевает». Решения были чрезвычайно разнообразны и несовместимы. Энрико Ферри поместил марксизм в спенсерианскую систему, а Карл Каутский связал его с дарвинизмом. Эдуард Бернштейн и Макс Адлер нашли свое философское дополнение в Иммануиле Канте, и «Назад к Канту!» стало лозунгом ревизионистов. Георгий Валентинович Плеханов отмечал гегелевское происхождение Маркса, но предпочитал союз марксизма с материализмом, особенно с материализмом Людвига Фейербаха. Это мнение было широко принято марксистскими политическими активистами, но с ним яростно боролись интеллектуалы. Отто Бауэр сказал, что марксизм не может быть присоединен к материализму, потому что он совместим с любой философской доктриной, «включая томизм». Анри де Ман попытался соединить Маркса и Фрейда, тогда как марбургская школа неокантианцев произвела синтез этики Канта и социализма Маркса. Русские, на которых В. И. Ленин нападал в Материализм и эмпириокритицизм женили марксизм на позитивизме Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Сам Ленин вслед за Плехановым поставил марксизм в традицию механистического материализма, а позже добавил диалектическую теорию развития, чтобы отличать его от классического материализма. Жорж Сорель, Рене Бертло и различные итальянские писатели нашли расширение марксизма в прагматизме, и эта точка зрения стала влиятельной в Соединенных Штатах благодаря трудам Сиднея Хука. Антонио Грамши и Джованни Джентиле по-своему отреагировали на «материалистическое унижение» марксизма, соединив его с итальянским неоидеализмом. Поиски новых философских установок для марксизма, таких как экзистенциализм, продолжаются и обязательно неубедительны.

Разнообразие мнений подтверждает, что марксистской философии не существует. Тем не менее некоторые попытки включить марксизм в философию менее успешны, чем другие, поскольку марксизм не является философски нейтральным, даже если ему не удается определить свою позицию по отношению к основным философским традициям. Наименее удачны союзы марксизма с материализмом, от барона д’Гольбаха до Л. Бюхнера, или с позитивизмом, будь то Маха или Герберт Спенсер. Тенденция десятилетий критики заключалась в том, чтобы показать, что идеалистическое содержание мысли Маркса слишком преобладает, чтобы допустить эту путаницу. И наоборот, союз, который оказался наиболее плодотворным и авторитет которого с годами вырос, — это союз между марксизмом и гегелевской диалектикой. Хотя Антонио Лабриола заметил это, это игнорировалось более чем одним поколением, пока Лукач не настоял на том, что Маркс принадлежит к гегелевской традиции. В этом Лукачу последовали Карл Мангейм, Герберт Маркузе, Люсьен Гольдманн, Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти. Повсюду основным философским следствием марксизма было стимулирование изучения Г. В. Ф. Гегеля. В остальном же она оказала исключительно малое влияние на философию, даже на прагматизм, с которым она явно близка.

Ортодоксальный марксизм

Различие между материалистическим и идеалистическим прочтением Маркса не совсем совпадает с различием между ортодоксией коммунистических партий и независимой критикой так называемых западных марксистов, но история предмета должна быть сказано в терминах последнего деления. Ортодоксальная традиция начинается с Фридриха Энгельса, а не с Маркса. Он использует два основных текста: « Анти-Дюринг » Энгельса и «» Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Имя Маркса очень редко упоминается в этих дискуссиях, ибо Маркс никогда прямо не формулировал доктрины, изложенные Энгельсом, перенятые и истолкованные Лениным, а затем догматически систематизированные Иосифом Сталиным. Иногда казалось, что он придерживается мнений, сходных с теми, которые они выражали, например репрезентационистской теории познания, однако его ранние рукописи кажутся далекими по духу от материализма этих работ. Вот почему ранние работы, лежащие в основе большей части марксистской философии на Западе, были отвергнуты советскими писателями как юношеские пережитки гегельянства, от которых отрекся зрелый Маркс.

эпистемология

Ортодоксальная марксистская философия очень мало развилась за эти годы, будучи принята как Розой Люксембург, так и Лениным, Львом Троцким и Сталиным, Мао Цзэдуном и Никитой Хрущевым. Его эпистемология — наивный репрезентативизм: «понятия в наших головах» — это образы, отражения или копии «реальных вещей». Возражения против этой точки зрения известны со времен епископа Беркли, но ортодоксальные марксисты считают, что на них можно ответить ссылкой на практику. Мы можем сравнивать ментальные образы и вещи, которые они копируют, отмечая наши успехи или неудачи в манипулировании этими вещами. Это манипулирование в первую очередь представляет собой экономическую деятельность или находится под ее влиянием, поэтому оно должно различаться для каждой технологической эпохи и каждого класса. Следовательно, беспартийной науки не существует. Здесь есть противоречие, поскольку утверждается, что разум имеет точные копии реальности, но его знание исторически относительно. Это признается, но его обходят, утверждая, что абсолютное знание является исторической целью, а относительное знание представляет собой нынешнее бедственное положение.

метафизика

В метафизике ортодоксальное учение отличается от классического материализма тем, что настаивает на диалектическом процессе, а не на механицизме развития вещей. Материя подчиняется законам причинным и детерминистским, но не механистическим. Он развивается в сторону лучшего и более сложного, и делает это серией революционных скачков, в которых накопление количественных различий приводит к внезапным качественным изменениям после периода напряженности и конфликта. Материя – это уникальная реальность. Случайности не существует, и в этом абсолютном монизме нет бреши. Разум есть эпифеномен, производящий в сознании отражения материи. Материя определяет ум не прямо, как говорили медицинские материалисты, а косвенно, через общество. Общество тоже развивается диалектически, революционными скачками, разрешающими его периодические внутренние противоречия или внутренние конфликты. Человеческая свобода состоит в осознании необходимости социального процесса.

религия, этика и эстетика

Религия обречена на исчезновение, будучи симптомом несправедливых и самоотрицающих социальных условий. Этика и эстетика развиваются по мере изменения общества, ибо в них нет вечных внеисторических законов. Красота объективна, но оценка относится к классу, поэтому искусство вовлечено в классовую борьбу.

В этике дело обстоит сложнее. Сначала считалось, что исключение вечных, сверхисторических законов оправдывает аморализм, этическое безразличие или, по крайней мере, некоторые эксперименты с новыми способами жизни. Советские власти сочли такое отношение социально неудобным, и в конце концов Сталин официально осудил все применения исторического релятивизма, предполагавшие, что новое государство может иметь новую этику (или особую новую логику). С тех пор считалось, что марксистская философия в значительной степени принимает этические идеалы, проповедуемые в других современных обществах, но добавляет, что только коммунистическая нация может избежать лицемерия, живя в соответствии с этими идеалами, практикуя то, что она проповедует. Таким образом, этические инновации не только не поощряются в коммунистических странах, но и этическая критика в некоммунистических странах — например, со стороны экзистенциалистов — вызывает сильное сожаление как отвлечение от работы по созданию социальных условий для применения некритикуемого этического кодекса, общего для всех. современные общества.

Западный марксизм

Западные марксисты, первое поколение которых в 1920-е годы включало Лукача, Карла Корша, Белу Фогарази и Йозефа Реваи, отвергли репрезентационистскую теорию познания, но их спор с ортодоксией сосредоточился на диалектике. В этом вопросе ортодоксы следовали Энгельсу, западники — молодому гегельянцу Марксу.

Энгельс постулировал триадическую диалектику тезиса, антитезиса и синтеза как вечный закон космического развития, применимый как к природе, так и к разуму и обществу. Повсюду можно было бы найти постоянный прогресс от низшего к высшему посредством объективных напряжений. Напряжение возникает, когда что-то порождает свою собственную противоположность или отрицание, и разрешается, когда противоположности сливаются в синтезе (отрицание отрицания). Непосредственные преемники Энгельса, будь то социал-демократы, ревизионисты, австро-марксисты или независимые исследователи, такие как Бенедетто Кроче и Сорель, ничего не могли понять из этих идей и просто игнорировали диалектику. Сначала то же самое сделал Ленин, в 189 г.4 отвергая его как «пережиток гегельянства». Однако позже он принял диалектику Энгельса как знак, отличающий марксистский материализм от классического или вульгарного материализма. Это диалектическое приукрашивание материализма оставалось делом чести последующих марксистских философов, даже когда диалектика редко применялась или упоминалась. Закон отрицания отрицания нашел мало применения, а его примеры, предложенные Энгельсом, Аугустом Тальгеймером и Паулем Сандором, вообще были отвергнуты философами и учеными. Сталин формально заявлял, что другой закон диалектики, закон перехода количества в качество, не имеет всеобщего охвата, а применим только к обществам, разделенным на классы. С фактически отброшенными двумя законами ортодоксальный марксистский материализм больше не имеет характерной теории развития. Остается только закон союза противоположностей, служащий примирению противоречий (и оправданию несоответствий).

Роль диалектики в западном марксизме совсем иная. Он не действует в физической природе и вовсе не является законом. Он касается отношения между разумом и социальной историей. Это отношение выдвигается на первый план из-за очевидного затруднения, с которым сталкивается исторический релятивизм Маркса. Если всякое знание частично, условно, относительно, классово и исторически ограничено, то разве это не относится к самому марксизму? Ответ Энгельса и Ленина состоял в том, что все относительно, кроме небольшого числа абсолютно верных положений, включающих логику и марксистскую теорию. Видя невозможность сохранения этого дуализма относительного и абсолютного знания, Лукач отказался от абсолютного (или безусловно истинного) знания и принял относительный и частичный характер всякого знания. Отношение между нашим знанием и всеми другими мировоззрениями, составляющими культурную историю, является диалектическим, а это означает, что ни одно из них не является полностью истинным или полностью ложным. В более общем плане все отношения между субъектом и историей диалектичны в том смысле, что они являются двусмысленными, взаимными отношениями, оставляющими место для «противоположных и неразделимых истин». Это верно потому, что, с одной стороны, субъект есть социально-исторический продукт, а с другой стороны, потому что исторические силы есть отчужденный дух, овеществленная личность. Между двумя терминами этого отношения существует конфликт и напряжение, и они будут устранены революцией, которая осуществит их синтез и будет представлять торжество человеческого духа над отчуждением или овеществлением его продуктов. С этой точки зрения суть исторического материализма заключается в отношении между разумом и историей, в диалектическом отношении между личным субъектом и кажущимися безличными, материальными силами общества. Показывая, что эти силы действительно отчуждены от личности, теория разоблачает объективацию духа в нечеловеческих институтах. Она предвидит победу духа над этой дегуманизацией.

Марксистский исторический материализм, сказал Лукач, таким образом критикует сам себя в соответствии со своими собственными принципами. Он начинает считать себя временным, в лучшем случае прогрессом к истине, которую еще предстоит достичь. Поскольку эта релятивизация, казалось, низвела марксизм из догмы в статус одной из идеологий, она, без сомнения, была главной причиной осуждения западной марксистской философии ортодоксами. Тем не менее, даже релятивизм Лукача (а также Карла Мангейма) все еще претендует на догматическое знание всей истории, которая представляет собой тотальный процесс, в который диалектически вписываются все частичные идеологии и который все они отражают более или менее верно. С этим понятием тотальности релятивисты вернули Абсолют, который они сначала отбросили в пользу исторически относительного.

Общие черты

Из-за дуализма собственного мышления Маркса, который он никогда не пытался разрешить, марксистская философия, таким образом, разделилась на два широких течения. С одной стороны, делается упор на детерминистские, эволюционистские, материалистические и социологические темы. С другой стороны, есть идеалистическое течение, которое надеется на избавление человечества от экономического детерминизма. Это идеалистическое течение, подчеркивающее примат нынешней человеческой деятельности над отвердевшими, отчужденными продуктами прошлой человеческой деятельности, Николай Бердяев метко назвал титанизмом. Это мощный фактор всей современной марксистской мысли — не только в западном марксизме, где он выражен явно, но и в ортодоксальном советском марксизме. После исповедания материалистической веры ортодоксальный марксизм вводит идеалистический элемент, приписывая материи готовность сотрудничать с прогрессивными причинами. (В других контекстах такое приписывание материи духовных целей называется магией.)

Две разновидности марксистской философии сохраняют и другие общие черты. Оба отказываются от различия между истиной и ложью в пользу релятивистского представления, которое рассматривает истину как историческую цель, а знание — как прогресс к абсолютной истине. Эта релятивистская концепция присутствует во всех философских разработках марксизма, от Энгельса до Грамши и Лукача. Более того, оба вида марксистской философии цепляются за идею абсолютной реальности. Хотя в одном случае это называется материей, а в другом — историей, разница невелика везде, где материя неявно наделена целесообразностью и духовностью (путем диалектического развития), делающими ее похожей на историю. Марксизм начал с признания всех вещей взаимодействующими событиями или процессами и подчеркивал в теории исторического материализма некоторые виды взаимодействия, которые упускались из виду. В своих философских расширениях оно перешло оттуда к понятию движущейся совокупности вещей, по отношению к которой отдельные вещи относительны и внутри которых отдельные вещи находятся в двусмысленных, диалектических отношениях друг с другом. Эта точка зрения столь же знакома философам, как репрезентативистская теория познания, возрожденная Лениным и подвергшаяся такой же тщательной критике. По этой причине, среди прочего, марксистская философия редко пользуется вниманием или академическим влиянием за пределами стран, где она находится в политическом привилегированном положении.

См. также Эстетика, История; Авенариус, Ричард; Беркли, Джордж; Бюхнер, Людвиг; Дарвинизм; Энгельс, Фридрих; Экзистенциализм; Фейербах, Людвиг Андреас; Фрейд, Зигмунд; Джентиле, Джованни; Грамши, Антонио; Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; гегельянство; Гольбах, Поль-Анри Тири, барон д’; Кант, Иммануил; Каутский, Карл; Лабриола, Антонио; Ленин, Владимир Ильич; Лукач, Георг; Мах, Эрнст; Мангейм, Карл; Маркс, Карл; Материализм; Мерло-Понти, Морис; Метафизика; неокантианство; Ньютон, Исаак; Плеханов Георгий Валентинович; Позитивизм; религия; Сартр, Жан-Поль; Сорель, Жорж; Томизм.

Библиография

работы Маркса и Энгельса

Энгельс, Фридрих. Диалектик природы. Берлин, 1927 г. В переводе Клеменса Датта как «Диалектика природы». New York: International Publishers, 1940. Впервые эта работа была написана в 1872–1873 гг.

Энгельс Фридрих. Herr Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft. Лейпциг, 1878 г. В переводе Э. Бернса как Революция в науке герра Ойгена Дюринга. Лондон, 1935 год. АнтиДюринг.

Энгельс Фридрих. Классическая немецкая философия г-на Ойгена Дюринга. Штутгарт, 1888 г. Переведено как Людвиг Фейербах и итоги классической немецкой философии. Нью-Йорк: International Publishers, 1934.

Маркс, Карл. Экономико-философская экономика. Франкфурт, 1932 г. Перевод Мартина Миллигана как Экономические и философские рукописи 1844 г. Москва и Лондон, 1959 г.

Маркс, Карл и Фридрих Энгельс. Идеологическая немецкая газета. Берлин, 1932 г. Анонимно переведено как Немецкая идеология. Под редакцией С. Рязанской. М., 1964.

марксистские сочинения

Грамши, Антонио. Исторический материализм и философия Бенедетто Кроче. Турин: Эйнауди, 1940.

Ленин, Н. Материализм и Эмпирио-критицизм. Москва, 1908. В переводе Дэвида Квитко и Сиднея Хука как Материализм и эмпириокритицизм. Нью-Йорк, 1927 г.

Лукач, Георг. Geschichte und Klassenbewusstsein. Berlin: Malik, 1923. В переводе Histoire et mind de classe. Париж, 1960 г.

Мангейм, Карл. Идеология и утопия. Бонн: Коэн, 1929. В переводе Луи Вирта и Эдварда А. Шилса как Идеология и утопия. Лондон: Routledge, 1936.

Мао Цзэдун. Противоречие. Нью-Йорк: International Publishers, 1953.

Мао Цзэдун. На тренировке. Нью-Йорк, 1953 год.

Мао Цзэдун. Избранные произведения , 4 тт. Нью-Йорк: Международные издательства, 1954–1956 гг.

Плеханов Георгий. Избранные Философские Произведения в Пяти Томах. Москва, н.д. Переведено как Избранных философских сочинений. Лондон, 1961.

Плеханов Георгий. Основные Вопросы Марксизма. 1910. В переводе Идена и Сидара Пола как «Основные проблемы марксизма». Лондон: М. Лоуренс, 19 лет.29.

Сталин. О марксизме и языкознании. Москва, 1950 год.

Сталин. Ленинизм, Избранные сочинения. Нью-Йорк, 1938 г. Содержит эссе «Диалектический и исторический материализм».

работы по марксизму

Бердяев Николай. Происхождение русского коммунизма. Перевод Р. Френча. London: Centenary Press, 1937. Эта работа никогда не публиковалась на русском языке.

Бохенский И. М. Der sowjetrussische dialektische Materialismus (Diamat). Берн и Мюнхен, 1950. В переводе Николаса Соллухаба как Диалектический материализм. Дордрехт, Нидерланды, 1963.

Кэрью Хант, Р. Н. Марксизм в прошлом и настоящем. New York: Macmillan, 1954.

Fetscher, I. Der Marxismus: Seine Geschichte in Dokumenten, Vol. I, Философский, Идеологический. Мюнхен: Р. Пайпер, 1963.

Хук, Сидней. От Гегеля к Марксу. Лондон, 1936 год.

Хук, Сидней. К пониманию Карла Маркса. Нью-Йорк: Джон Дэй, 1933.

Корш, Карл. Марксизм и философия. Лейпциг, 1923 г.; 2-е изд., 1930.

Ленинградский философский институт. Учебник марксистской философии. Перевод А. Мозли. Лондон, 1937 г.

Лихтхайм, Джордж. Марксизм: историко-критическое исследование. Лондон, 1961.

Маркузе, Герберт. Советский марксизм: критический анализ. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1958.

Мерло-Понти, Морис. Приключения диалектики. Paris: Gallimard, 1955.

Vranicki, P. Historija markizma. Загреб, 1961 г.

Веттер, Густав. Дер диалектический материализм. Вена, 1952. Переведено Питером Хитом как Диалектический материализм: исторический и систематический обзор философии в Советском Союзе. New York: Praeger, 1958.

Нил Макиннес (1967)

Открытый доступ SCIRP

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Опубликуйте у нас

  • Подача документов
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *