Стоицизм. Философ на троне: Марк Аврелий
Марк Аврелий учил любить судьбу и помогать себе проживать собственную жизнь. В этой части узнаем об идеях императора-философа.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
Эту часть посвятим философу на троне — Марку Аврелию (121–180).
👑 Марк Аврелий был последним из «пяти хороших императоров».
⚔️ Римская империя досталась ему в эпоху войн и распада, на ее границах постоянно шли войны.
⚰️ Он скончался во время германского похода в поселении Виндобона на территории современной Вены, когда его войско настигла эпидемия чумы.
📕 Единственное сочинение Марка Аврелия — философские дневники в 19 книгах, получившие общее название «К самому себе».
💡 В 4 веке до н.э. Платон пришел к выводу, что идеальным государством должны управлять философы, тогда воцарит справедливость.
➡️ Марк Аврелий стал таким правителем — философом на троне. Не смотря на то, что он не хотел этого, он с честью исполнял свой долг. Правление не принесло ему счастья, он видел, что Римская Империя уже надломлена и не смог спасти государство.
Статуя Марка Аврелия, 176 год
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Наибольшее внимание в своей философии Марк Аврелий уделял этике. Давайте рассмотрим его главные жизненные принципы 👇
❇️ «Помогай себе».
🗣 «Не заблуждайся доле; не будешь ты читать ни своих записок, деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей, которые откладывал себе на старость. Поспешай-ка лучше к своему назначению и, оставив пустые надежды, самому себе — если есть тебе дело до самого себя, — помогай как можешь».
💁🏻♂️ Марк Аврелий призывает помогать себе проживать собственную жизнь. Чтение и письмо — замечательные занятия, но еще важнее уметь целиком концентрироваться на проживании настоящего момента, быть в точке «здесь и сейчас», сохранять максимальную собранность своего наличного бытия.
❇️ «Amor fati» — любовь к своей судьбе.
🌟 Согласно Марку Аврелию, судьба — отнюдь не внешнее принуждение, а лишь наше собственное предназначение.
🧡 Быть самим собой — значит осознать это предназначение, принять его спокойно и с благодарностью.
💡 В 19 веке концепция amor fati нашла развитие в философии Фридриха Ницше, связавшего ее с идеей вечного возвращения, согласно которой рано или поздно все события в точности повторятся.
🗣 «Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные. Не только переносить необходимость, но и не скрывать ее — всякий идеализм есть ложь перед необходимостью, — любить ее…».
📝 Вам письмо!
Марк Аврелий. Наедине с собой. Книга вторая.
«Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение — смутно; строение всего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — сновиденью и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же — значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное — чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Марк Аврелий — Император и Философ — Пыльная История на vc.ru
{«id»:13853,»url»:»\/distributions\/13853\/click?bit=1&hash=cd75b99357eb9e426e1df4dbb81791da6b0a32378bd0abc2b7558d58679b0b3e»,»title»:»\u0411\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0443\u0448\u0435\u0447\u043a\u0438 \u0441 \u0441\u0435\u043d\u043e\u043c»,»buttonText»:»\u041a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e?»,»imageUuid»:»fa7bcd4d-f8e2-5af8-b94d-db7136204a56″,»isPaidAndBannersEnabled»:false}
492 просмотров
Ранние годы
Его серьезный и трудолюбивый характер заметил даже император Адриан. После того, как его предыдущий выбор в качестве преемника умер, Адриан усыновил Тита Аврелия Антонина (который будет известен как император Пий Антоний), чтобы сменить его на посту императора. Адриан также организовал, чтобы Антонин усыновил Марка Аврелия и сына его более раннего преемника. Примерно в 17 лет Марк Аврелий стал сыном Антонина. Он работал вместе со своим приемным отцом, изучая способы управления государством и общественными делами.
Вступление в политику
В 140 г. Марк Аврелий стал консулом или главой сената — этот пост он занимал еще два раза в своей жизни. С годами он получил больше обязанностей и официальных полномочий, превратившись в сильный источник поддержки и совета для Антонина. Марк Аврелий также продолжил свои философские занятия и проявил интерес к праву.
Наряду с бурно развивающейся карьерой у Марка Аврелия, казалось, была довольной личная жизнь. Он женился на Фаустине, дочери императора, в 145 году. Вместе у них было много детей, хотя некоторые прожили недолго. Наиболее известны их дочь Лусилла и сын Коммод.
Стать императором
После того, как его приемный отец умер в 161 году, Марк Аврелий пришел к власти и был тогда официально известен как Марк Аврелий Антонин Август . В то время как некоторые источники указывают, что Антонин выбрал его своим единственным преемником, Марк Аврелий настаивал на том, чтобы его приемный брат был его соправителем. Его братом был Луций Аврелий Верус Август (обычно называемый Верусом). В отличие от мирного и благополучного правления Антонина, совместное правление двух братьев было отмечено войнами и болезнями. В 160-х годах они сражались с Парфянской империей за контроль над землями на Востоке. Верус руководил военными действиями, пока Марк Аврелий оставался в Риме. Большая часть их успеха в этом конфликте была приписана генералам, работавшим под командованием Вера, особенно Авидию Кассию. Позже он был назначен губернатором Сирии Вернувшиеся солдаты принесли с собой в Рим какую-то болезнь, которая сохранялась годами и уничтожила часть населения.
Когда Парфянская война закончилась, двум правителям пришлось столкнуться с еще одним военным конфликтом с германскими племенами в конце 160-х годов. Германские племена перешли реку Дунай и напали на римский город. Собрав необходимые средства и войска, Марк Аврелий и Верус отправились сражаться с захватчиками. Верус умер в 169 г., поэтому Марк Аврелий продолжал действовать в одиночку, пытаясь отогнать немцев.монета с изображением Марка Аврелия (Ауреус)
Вызовы его авторитету
В 175 г. он столкнулся с еще одним испытанием, на этот раз из-за самого своего положения. Услышав слух о смертельной болезни Марка Аврелия, Авидий Кассий присвоил себе титул императора. Это вынудило Марка Аврелия отправиться на Восток, чтобы восстановить контроль. Но ему не пришлось сражаться с Кассием, так как он был убит собственными солдатами. Вместо этого Марк Аврелий со своей женой совершил поездку по восточным провинциям, восстановив свою власть.
К сожалению, Фаустина умерла во время этой поездки.В очередной раз сражаясь с германскими племенами, Марк Аврелий сделал своего сына Коммода своим соправителем в 177 году. Вместе они сражались с северными врагами империи. Марк Аврелий даже надеялся расширить границы империи за счет этого конфликта, но Марк Аврелий не прожил достаточно долго, чтобы осуществить это видение. Марк Аврелий умер 17 марта 180 г. Его сын Коммод стал императором и вскоре положил конец северным военным усилиям. Однако Марка Аврелия больше всего помнят не за войны, которые он вел, а за его созерцательный характер и его правление, движимое разумом. Сборник его мыслей был опубликован в работе под названием «Размышления». Основанная на его стоических убеждениях, работа наполнена его заметками о жизни.
Смерть
Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода.
Несколько цитат Марка Аврелия
- Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
- Спокойствие — не что иное, как надлежащий порядок в мыслях.
- Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Источники :
- Марк Аврелий в библиотеке Максима Мошкова
- Пантелеев А. Д. Христиане в правление Марка Аврелия
- Марк Аврелий. «Наедине с собой»
Мой телеграмм с архивными материалами https://t. me/dust_history
Внутри разума императора-философа
В своей знаменитой работе « Республика » греческий философ Платон утверждал, что идеальным городом-государством должен управлять «Царь-философ». С тех пор многие правители сами претендовали на этот титул или получили его от других. Однако один из сильнейших соперников появится спустя столетия после Платона во втором веке нашей эры, римский император и философ-стоик Марк Аврелий. Причина, по которой Марк, считающийся одним из «пяти добрых императоров» Рима, заслужил титул Платона, заключается в его чудом уцелевшей философской книге, известной как 9.0007 Медитации. В этой статье мы исследуем, почему « Медитации » Марка Аврелия оказали такое сильное влияние на философию.
Медитации — это блокнот личных размышлений, который Маркус писал на протяжении всего своего пребывания на посту Императора. Скорее всего, он никогда не собирался публиковать или читать его кем-либо еще. Большинство исторических деятелей остаются от нас несколько далекими, и нам приходится полагаться на то, что о них писали другие. Однако с Маркусом у нас есть ряд сочинений, предназначенных только для его глаз и написанных его собственными словами. Марк Аврелий 9Таким образом, «0007 Meditations » является уникальным документом в истории философии. Это позволяет нам заглянуть в разум философа на чрезвычайно интимном и личном уровне. Прочитанный таким образом текст многое открывает нам о Марке как личности и позволяет нам относиться к нему даже через тысячи лет после его смерти.
Маркус был приверженцем стоической школы философии. Он был основан Зеноном Китиумским (334–262 гг. до н. э.) и назван в честь Стоа в Афинах, где он и его ученики собирались. Среди других идей стоики считали, что большинство событий происходит из-за множества взаимосвязанных причин, находящихся вне нашей власти, которые они называли «судьбой». Бог» или «Универсальный Разум». Ключ к счастью — принять волю «Универсального Разума» и «жить в согласии с природой» 9.0005
Однако, хотя мы не можем контролировать «судьбоносные» внешние события, мы можем контролировать то, как мы на них реагируем, и в этом заключается наша свобода. С этической точки зрения стоики учили, что единственными нравственно хорошими и плохими вещами являются добродетель и ее отсутствие. Все остальное, говорили они, морально «безразлично».
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Многие стоики, такие как Хрисип (279–206 гг. до н. э.) и Эпиктет (50–135 гг. н. э.), либо сами писали философские труды, либо их учения записывали другие. Как мы уже упоминали, работа Маркуса — это просто записная книжка, которую он никогда не собирался публиковать. В чем заключалась идея « размышлений, » Марка Аврелия и можно ли вообще назвать это «философским трудом»? Можно утверждать, что мы определенно должны классифицировать его как таковой. Лучший способ понять саму работу требует от нас немного переопределить то, что мы думаем о «философии». В настоящее время философия рассматривается как академический предмет, который изучают в университете. Стереотипно речь идет о текстах и аргументах, которые изучают в лекционном зале.
Однако в древнем мире существовал совершенно иной взгляд на философию. Как говорят нам такие ученые, как Пьер Адо (1995) и Джон Селларс (2009), философия в этом контексте была образом жизни. Это было то, что нужно было применять в жизни, а не просто изучать. Одним из способов этого было использование того, что Хадо назвал «духовными упражнениями». Это были физические упражнения, которые кто-то делал для того, чтобы слить философские учения со своим повседневным поведением и бытом. Интеллектуальное исследование по-прежнему оставалось важной частью философии, и нужно было также понимать идеи. Однако этого самого по себе было недостаточно, и если кто-то не практиковал эти учения, он не считался истинным философом.
Одно из таких стоических духовных упражнений заключалось в многократном записывании философских идей, чтобы они прочно удерживались в уме практикующего. Ученые, такие как Хадо и Селларс, считают, что « размышлений » Марка Аврелия являются примером этого упражнения. Маркус записал учения стоиков в свой блокнот, чтобы держать их в памяти свежими. Следует помнить, что он писал для себя. Этот факт позволяет нам увидеть невероятно личный портрет личности Маркуса с его собственной точки зрения.
На протяжении Meditations Маркус часто упоминает тему гнева. Он упоминает об этом так часто, что кажется, что у него были некоторые проблемы с этим. Например, в некоторых стихах кажется, что он пытается успокоиться после бурной ссоры:
«Учитывая характер этого человека, такой исход был неизбежен. Желать, чтобы этого не было, значит желать, чтобы смоковница не имела сока. Во всяком случае, помни: очень скоро и ты, и он умрете, а вскоре после этого не останется даже наших имен».
(Книга 4, Стих 6)
«Ничего не изменится: они не остановятся, даже если ты взорвешься от ярости».
(Книга 8, Стих 4).
Мы все можем идентифицировать себя с этим, так как я уверен, что все мы злимся в тот или иной момент. Однако хорошо то, что Маркус признал свою проблему и попытался что-то с ней сделать:
«Каждый раз, когда вы выходите из себя, убедитесь, что у вас всегда под рукой мысль о том, что гнев — не мужское качество и что на самом деле мягкость и спокойствие более мужественны, как более человечны».
(Книга 11, Стих 18)
Безусловно, требуется мужество, чтобы признать наличие такой проблемы и тем более решить ее. На протяжении Meditations мы можем видеть, что Маркус повторял себе доктрины стоиков, чтобы попытаться успокоиться в стрессовых ситуациях. Его роль Императора, без сомнения, иногда вызывала разочарование. Это также показывает выражение смирения Маркуса. Он знал и признавал, что не был совершенным человеком и не претендовал на это. Более того, он активно пытался совершенствовать себя как личность, что считалось одной из задач философии того времени.
Марк Аврелий страдал от беспокойства и изо всех сил пытался попросить о помощи
Сегодня, к счастью, мы гораздо лучше понимаем проблему психического здоровья. Мужчины, в частности, все еще иногда сталкиваются с проблемой обращения за помощью, когда они в ней нуждаются. По глупости это считается «немужским» поступком, и многие мужчины, к сожалению, молча страдают. Возможно, будет полезно узнать, что Маркус, сам римский император, тоже иногда боролся со своим психическим здоровьем. Он пишет:
«Нет ничего постыдного в том, что тебе помогают, потому что ты должен выполнять порученное тебе дело, как солдат, штурмующий городскую стену. Предположим, вы хромаете и не можете взобраться на зубчатые стены самостоятельно, но можете сделать это с чьей-либо помощью.
«Не беспокойтесь о будущем. Вы придете к нему (если нужно), вооруженные той же причиной, которую вы применяете сейчас к настоящему».
(Книга 7, стихи 7-8)
Тот факт, что Маркус написал эти слова для себя, делает их еще более острыми. Эти признания были очень интимными и личными. Это также показывает, что во многом Маркус был таким же, как мы. Хотя у римлян явно не было современной концепции психического здоровья, она все же существовала. Несмотря на то, что Маркус был могущественным правителем, ему приходилось сталкиваться со многими из тех же проблем, что и всем людям. Как упоминалось выше, Маркус был одним из «пяти хороших императоров». Однако на личном уровне его правление было чрезвычайно трудным. Маркус лично вел римские легионы в бой против Персидской империи и различных германских племен. Вдобавок к этому ему пришлось иметь дело с разрушительной чумой Антонина. Можно, пожалуй, понять, почему он был так склонен беспокоиться о будущем.
Еще одна тема, которую Маркус упоминает на протяжении всего текста, — это космополитизм. Космополитизм – это идея о том, что все люди составляют единое сообщество. Эта идея, конечно, не уникальна для самого Маркуса. Как сказал Диоген Лаэртский, Диоген Синопский (412–323 гг. до н. э.), известный философ-киник, однажды сказал: «Я гражданин мира». Стоики, во многом видевшие себя преемниками киников, продолжили эту традицию. Как сказано выше, стоики верили в божественный «универсальный разум», который пронизывал и был равен вселенной. Эта божественная сущность создала людей, и ее искра присутствовала во всех людях. Эта искра была ответственна за сам человеческий разум, и поскольку все люди им обладали, они пользовались по крайней мере духовным равенством. Маркус, будучи стоиком, также соглашался с этой идеей и упоминал ее много раз:
«Если разум есть что-то общее у нас, то и разум, который делает нас разумными существами, есть у нас что-то общее. Если так, то причина, которая диктует нам, что мы должны и не должны делать, также является чем-то общим. Если так, то и закон у нас есть нечто общее. Если да, то мы сограждане.
Если это так, то у нас есть какая-то общая форма общества. Если это так, то вселенная — это своего рода сообщество, поскольку вселенная — это единственное совместное общество, которое кто-либо может описать как общее для всего человеческого рода».
(Книга 4, Стих 4)
Маркус также говорит об этом на более личном уровне, говоря, как он «связан» с другими людьми. В связи с этим, пишет он, он должен стараться не злиться на них:
«…Я видел истинную природу самого преступника и знаю, что он связан со мной — не в том смысле, что мы разделяем кровь и семя, а в силу того, что мы оба обладаем одним и тем же разумом, и поэтому часть божественного».
(Книга 2, Стих 1)
Многие стоики выражали подобные чувства. Гай Мусоний Руф, учитель Эпиктета, оказавший ключевое влияние на Марка, выступал за равенство женщин:
«Женщины, как и мужчины, — сказал он, — получили от богов дар разума, которым мы пользуемся в наших отношениях друг с другом и по которому мы судим, хороши ли вещи или плохи, правильны или неправильны… если это правда , по какой причине мужчинам было бы уместно искать и думать о том, как они могут вести хорошую жизнь, что является в точности изучением философии, но не подходит для женщин?»
(Перевод Лутца, стр. 11)
Фактически, стоики и киники были одними из первых в западной традиции, выразивших такие взгляды. Эти взгляды распространены сегодня, как и должно быть. Однако с точки зрения времени стоиков они были в некотором смысле радикальными. Впечатляет, что Маркус тоже согласился с ними. В конце концов, он был императором, которому многие поклонялись как божеству. Тем не менее, из Meditations, мы можем видеть, что Маркус считал, что другие люди равны ему в этом особенно важном смысле.
За время своего правления Маркус стал известен на всю империю своей страстью к философии. Во время визита в Афины Маркус учредил четыре кафедры философии для основных философских школ того времени. По одной кафедре было создано для стоицизма, эпикуреизма, платонизма и аристотелизма соответственно. Он заработал репутацию не как человека, занимающегося философией просто как хобби, а как самого настоящего философа. Граждане империи считали его практикующим то, что он проповедовал, и вдохновляющим своим примером других. Как пишет греческий историк Иродиан о репутации Марка:
«Единственный из императоров, он доказал свою ученость не простыми словами или знанием философских учений, а своим безупречным характером и умеренным образом жизни. Таким образом, его правление произвело на свет очень много умных людей, ибо подданные любят подражать примеру своего правителя».
Однако иногда в « размышлениях», Марка Аврелия мы можем уловить нотку напряжения между его ролью и его страстью. В одном стихе он как бы признает, что не может быть одновременно императором Рима и полноценным философом:
«Еще одна вещь, которая поможет вам успокоить вашу склонность к самомнению, это тот факт, что у вас больше нет возможности прожить всю свою жизнь или, по крайней мере, свою взрослую жизнь философом.
На самом деле, для очень многих людей, не только для вас, очевидно, что вам далеко до того, чтобы стать философом. Ты ни то, ни другое, и, следовательно, не только прошло то время, когда тебе было осуществимо снискать себе славу философа, но и твоя роль препятствует тому, чтобы она когда-либо была возможна».
(Книга 8, Стих 1).
Многие из нас боролись с чем-то подобным в нашей жизни в наше время. Есть люди, у которых есть страсть только для того, чтобы отказаться от нее. Им могут сказать, что их страсть не обеспечит им хорошего будущего. Возможно, им следует попробовать что-то более «стабильное». Мы видим, что Маркусу тоже было нелегко выбирать между философией и своей «карьерой». Хотя я бы сказал, что он был неправ, говоря, что он «далеко от того, чтобы стать философом». Из приведенной выше цитаты Иродиана мы видим, что многие люди в империи считали его философом, и не только потому, что он знал о философии, но потому, что он жил и практиковал ее.
Наконец, Маркус, кажется, пытался найти золотую середину между ними. В том же стихе он говорит, что все еще может жить по стоическим принципам. В своем комментарии Уотерфилд (2021, стр. 177) пишет: «Поэтому, возможно, нам следует читать его самоупреки в начале статьи как сожаление о том, что он никогда не будет всесторонним философом, а не о том, что он не какой-то своего рода философ». Уотерфилд дает здесь очень хорошую интерпретацию. Мы видим, что Марку Аврелию иногда было трудно сделать выбор между двумя путями, но он решил сделать все возможное, чтобы жить как философ, насколько это возможно. Ему было бы приятно узнать, что для его граждан и многих современных ученых его философские полномочия не вызывают сомнений.
Медитации всегда были чрезвычайно популярным текстом и продолжают помогать и вдохновлять читателей сегодня. Дональд Робертсон (2020), например, является автором книги о стоицизме Маркуса. В статье для The Guardian он пишет, как « медитаций » Марка Аврелия могут помочь людям справиться с продолжающимся Covid-19.пандемия. Без Meditations мы все равно знали бы Маркуса как последнего Императора, который руководил Pax Romana. Мы также знали бы его как яростного воина, сражавшегося за границы империи, и, возможно, даже как философа. С Meditations мы видим, что Марк Аврелий был всем этим, но прежде всего он был обычным человеком. Скромный человек, который пытался улучшить себя, который боролся с сомнениями и иногда позволял своему гневу одолеть его. Но тот, кто был умным, добрым и верил, что все равны в божественных терминах.
Так говорит нам сегодня книга Марка Аврелия « Медитации ». Это показывает, что, несмотря на исчезновение империй и тысячелетий, люди не сильно изменились; и основной вывод, который мы можем извлечь из него, заключается в том, что, прежде всего, мы, люди, в конце концов, не так уж и отличаемся.
Библиография:
Hadot, P/Chase, M (Trans) (1995) Философия как образ жизни. Оксфорд: издательство Blackwell
.Laertius, D/ Mensch,P (trans) (2018) Жизнеописания выдающихся философов. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, с. 288
Livius.org (2007/2020) Herodian 1.2 [онлайн] Доступно на Livius [По состоянию на 2 июля 2022 г.]
Робертсон, Д. (2020) Стоицизм во время пандемии: как может помочь Марк Аврелий. [В сети] Доступно в The Guardian [По состоянию на 4 июля 2022 г.]
Руфус, М / Лутц, Кора Э. (транс) (2020) Что следует презирать трудности: учения римского стоика. Йельский университет, издательство Йельского университета. стр.11
Селларс, Дж. (2009) Искусство жизни: стоики о природе и функции философии. Лондон: Bristol Classical Press, Bloomsbury Academic.
Уотерфилд, Р. (транс) / Аврелий, М. (2021) Медитации: аннотированное издание. Нью-Йорк: Основные книги.
Марк Аврелий — Энциклопедия всемирной истории
Марк Аврелий (годы правления 161–180 гг. н. э.) был римским императором, наиболее известным как последний из пяти добрых императоров Рима (после Нервы, Траяна, Адриана и Антонина Пия) и как автор философского труда Медитации . Хотя утверждалось, что он спровоцировал преследование христиан, современные ученые выступают против этого.
Его давно уважают как воплощение платоновской концепции Короля-Философа, сформулированной Платоном в Республике : правителя, который не ищет власти ради себя, а чтобы помочь своему народу. Он познакомился с философией в молодом возрасте, и его « Meditations », написанные во время кампании, когда ему было за пятьдесят, ясно показывают, что на протяжении всей своей жизни он придерживался глубоко философских, особенно стоических взглядов.
Удалить рекламу
Реклама
Его правление, по сути, определяется стоической точкой зрения, и более поздний историк Кассий Дион (l. c. 155-235 н.э.) и автор (или авторы) Historia Augusta называют его «философом». (4 век н.э.), история римских императоров. Его стоическое мировоззрение выражено в его « Медитациях », а его взгляд на ответственность перед другими ясно изложен в строке из Книги VIII.59: «Люди существуют друг ради друга; учите их или терпите их».
Марк Аврелий постоянно ставил нужды людей выше своих собственных желаний или мечтаний о славе и работал на общее благо.
Он жил своей философией как в личной, так и в общественной жизни, постоянно ставя нужды людей выше своих собственных желаний или мечтаний о славе и работая на общее благо. Однако ирония истории состоит в том, что его правление характеризуется непрекращающимися войнами и предполагаемым преследованием новой религиозной секты христианства. Тем не менее, он успешно проводил кампании в Германии и эффективно управлял делами империи. Он умер естественной смертью после болезни в 180 г. н.э. и был немедленно обожествлен.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!В наши дни он, вероятно, наиболее известен по популярному фильму «Гладиатор » (2000) как отец Коммода (годы правления 177-192 н. э.), чье решение передать своего сына в качестве преемника служит отправной точкой. за сюжет фильма. Вопреки его изображению в фильме, Аврелий не был убит Коммодом, и фактически Коммод правил вместе со своим отцом с 177 по 180 г. н.э. и сменил его без сопротивления; хотя он окажется одним из худших правителей, которых Риму придется вынести, и его репутация еще больше пострадает по сравнению с его отцом.
Бюст Марка Аврелия
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Ранняя юность
Марк Аврелий родился в Испании 26 апреля 121 г. н.э. в аристократической патрицианской семье. Его имя при рождении было Маркус Анниус Верус, в честь его отца с таким же именем. Его дед и прадед со стороны отца были сенаторами, а его мать, Домиция Лусилла (известная как несовершеннолетняя, л. ок. 155–161 гг. Н. Э.), Также происходила из богатой семьи с политическими связями. Отец Аврелия умер в ок. 124 г. н.э., и его воспитывали в основном медсестры и его деды.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
События его ранней жизни предполагаются комментариями, которые он делает в своих Медитациях (особенно в Книге I), из переписки между ним и его учителем Фронто и из Historia Augusta , которая, хотя часто считается ненадежной, все еще цитируется. учеными, когда определенные отрывки кажутся вероятными. Таким образом, подробности о его юных годах скудны, но предполагается, что он воспитывался в соответствии с традиционными патрицианскими обычаями, выучил греческий язык одновременно с изучением латыни и был подготовлен к общественной жизни в области риторики и риторики. ораторское искусство
Когда он был подростком, около 132 г. н.э., учитель по имени Диогнет познакомил его с философскими текстами. Скорее всего, это были работы философов-циников, которые стремились жить самым простым образом и пренебрегали всеми социальными условностями как выдумкой. Аврелий, кажется, был весьма впечатлен этим взглядом, поскольку затем он вел типично цинический образ жизни, одеваясь в грубый шерстяной плащ и спал на земле или на полу своей комнаты вместо своей кровати. Он упоминает об этом в Размышления Книга I.6, в которой упоминается, как он выбрал «греческий образ жизни — раскладушку и плащ» после общения с Диогнетом.
Удалить рекламу
Реклама
Он, скорее всего, также принял бы цинический подход к простой, грубой пище, малому имуществу и пренебрежению элементарной гигиеной.
Скорее всего, он также принял бы цинический подход к простой, грубой пище, малому имуществу и пренебрежению элементарной гигиеной. Хотя это неясно, кажется, что его мать заставила его прекратить свои философские занятия и сосредоточиться на том, что она считала более респектабельной карьерой.
Через некоторое время после этого он получил новых наставников по ораторскому искусству и риторике, и среди них были Герод Аттик (101-177 гг. н.э.) и Марк Корнелий Фронто (ум. в конце 160-х гг. н.э.), чья репутация за превосходство в своих искусствах пользовалась большим уважением и командованием. высокая цена. Фронто и Аврелий станут друзьями на всю жизнь, и он, и Аттикус окажут значительное влияние на молодого Аврелия. Вскоре после этого он был обручен с Цейонией Фабией, дочерью уважаемого политика Луция Цейония Коммода (ум. 138 г. н.э.) и сестрой будущего соправителя Аврелия Луция Вера (годы правления 161–169).СЕ).
Усыновление Антонином и приход к власти
В 136 г. н.э. император Адриан (годы правления 117-138 н.э.) избрал Луция Сейония Коммода своим преемником по неясным причинам. Коммод был женат на тете Марка Аврелия Фаустине, и вполне вероятно, что Адриан выбрал Коммода в качестве своего рода заместителя для Аврелия-подростка, который позже станет его преемником. Однако Коммод умер в 138 г. н.э., и Адриан затем выбрал Аврелия Антониния (позже известного как Анонин Пий (годы правления 138–161 н.э.) в качестве преемника с одним условием: он должен был усыновить Марка и Луция Вера своими сыновьями и преемниками. Антонин согласился. а юный Марк взял имя Марк Аврелий Антонин и стал следующим императором.0005
Удалить рекламу
Реклама
Марк Аврелий в кампании
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Антонин Пий был чрезвычайно эффективным монархом и важным образцом для подражания для своего преемника. Аврелий посвящает своему приемному отцу длинный пассаж в своих «Размышлениях », в котором он перечисляет впечатляющие качества императора (Книга I. 16). Антонин аннулировал помолвку Аврелия с Цейонией Фабией и устроил брак между ним и дочерью Антонина Анной Галерией Фаустиной (известной как Фаустина Младшая или Фаустина Младшая, l. c. 130-175 н.э.).
Антонин готовил своего преемника почти во всех аспектах, чтобы он стал эффективным правителем (хотя он пренебрегал его наставлениями в военных вопросах), и, хотя Аврелий подчинился, его вкусы больше склонялись к философскому самоанализу, чем к мирским обязанностям придворной жизни. Он жил там, где его проинструктировал Антонин, чтобы упрочить свою репутацию одного из элиты, а также в практических целях при выполнении своих обязанностей, но кажется очевидным, что он предпочел бы более простую жизнь в другом месте. Возможно, в это время он утешал себя философией — как и всю свою жизнь — и позже пишет:
То, о чем вы думаете, определяет качество вашего ума. Ваша душа приобретает цвет ваших мыслей. Раскрасьте его рядом мыслей, подобных этим: Куда бы вы ни вели свою жизнь, вы можете прожить ее хорошо. Жизни ведутся при дворе – значит, могут быть и хорошие. ( Медитации V.16)
В своих письмах к Фронто он жалуется на своих наставников в то время и свои обязанности, которые были в основном секретарскими, а также на придворную жизнь в целом. Его философские наклонности сделали бы такие обязанности довольно бессмысленными. Ученый Ирвин Эдман комментирует это:
Удалить рекламу
Реклама
В возрасте одиннадцати лет Аврелий посвятил себя религии, ибо философия всю его жизнь была для него своего рода религией, истинной внутренней религией, стоявшей за обрядами и церемониями имперской религии, которые он тщательно и с удовольствием соблюдал. Он изучал право и изучал оружие. У него было воспитание императорского джентльмена, но джентльмена, который чувствовал, что чего-то не хватает во внешнем спектакле и во внешнем мире, и чувствовал, в конце концов, что покой, если не счастье (которое было невозможно), лежит в самом себе. (Эдман, Лонг, 5)
Примерно в это же время он был представлен двум новым учителям, которых Антонин привел ко двору, чтобы обучать Аврелия философии. Это были Аполлоний Халкидонский (даты неизвестны) и Квинт Юний Рустик (100–170 гг. до н. э.), один из величайших философов-стоиков своего времени. В своих « размышлениях » Аврелий высоко хвалит обоих мужчин и перечисляет множество важных уроков, которые он усвоил от них.
В письме о Рустике он благодарит его «за то, что он познакомил меня с лекциями Эпиктета — и одолжил мне свой экземпляр» (I.7), а относительно Аполлония, говорит, что он научился «независимости и неизменной надежности и не обращать внимания ни на что». , как бы мимолетно, кроме logos » (I.8). Обе записи имеют отношение к стоическим философским принципам и убедительно свидетельствуют о том, что только в это время Аврелий познакомился со стоическим мировоззрением.
Золотое кольцо с монетой императора Марка Аврелия
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Эпиктет (л. ок. 50-130 гг. н. э.) был автором Бесед и Энхиридион , знаменитых лекций о стоических принципах и практике и logos был связующей силой во вселенной, благодаря которой все сущее существовало и поддерживало все в гармонии. Стоики утверждали, что если сосредоточить свое внимание на logos , то можно жить мирно, потому что осознаешь, что все, что происходит, естественно; только интерпретация события делает его «хорошим» или «плохим».
Хотя Фронто категорически возражает против интереса Аврелия к стоицизму в своих письмах, его бывший ученик полностью воспринял эту философию и применит принципы, которые он узнал от своих учителей, когда придет к власти.
Аврелий Император
В марте 161 г. н.э. умер Антонин Пий, и сенат смотрел на Аврелия как на нового императора; однако в соответствии с первоначальным замыслом Адриана Аврелий отказался от этой чести, если Луций Верус не был возведен вместе с ним в соправители. Его просьба была удовлетворена, и Аврелий и Верус начали свое правление, учредив программы помощи бедным и награждая военных большей оплатой и большими почестями. Они поощряли свободу слова, искусство, образование и стимулировали экономику — по крайней мере, на время — путем обесценивания валюты; два императора быстро стали очень популярны среди народа.
Аврелий как император продолжал твердо придерживаться своих стоических принципов, но Вер, который всегда был более экстравагантен, баловал себя роскошными вечеринками и дорогими подарками друзьям. В Historia Augusta записана одна такая «особенно печально известная» вечеринка, на которой Верус раздавал «золотые, серебряные и украшенные драгоценными камнями чаши… золотые вазы в форме коробочек для духов… кареты с серебряной сбруей», а также множество других роскошных подарков и в статье делается вывод: «Стоимость этого званого ужина оценивается в шесть миллионов сестерциев [около 60 миллионов долларов]. Когда Маркус услышал об этой вечеринке, он, как говорят, стонал и оплакивал судьбу мира» (Harvey, 280).
Статуя Марка Аврелия, Новая глиптотека Карлсберга
Кэрол Раддато (CC BY-SA)
В конце 161 г. н.э. парфянский царь Вологас IV (годы правления 147-191 н.э.) вторгся в Армению, находившуюся под защитой Рима, и восстала римская провинция Сирия. У Вера было больше военного опыта, чем у Аврелия, и поэтому он лично руководил кампаниями на востоке. Также считается, что Аврелий, возможно, манипулировал Вером, чтобы тот пошел на сокращение его экстравагантных вечеринок. Парфянские войны продлились до 166 г. н.э. и завершились победой римлян. Этот успех был обязан не столько Веру, сколько полководцу Гаю Авидию Кассию (130–175 гг. Н. Э.), Который блестяще развернул войска и разработал тактику.
Пока Вер отсутствовал в походе, Аврелий оставался в Риме и, по общему мнению, с честью выполнял свои обязанности. Он рассматривал судебные дела, пересматривал и принимал законы, которые приносили пользу всем классам Рима, и занимался различными просьбами и трудностями, поступающими из провинций. Также в это время (ок. 162–166 гг. Н. Э., Хотя они продолжались и позже) он, как утверждается, преследовал новую секту христианства, которая отказывалась чтить государственную религию и нарушала общественный порядок.
Хотя ясно, что христиане преследовались во время правления Аврелия, современные ученые все чаще утверждают, что он не издавал их указов. Антонин Пий издал указы, защищающие христиан, и, похоже, то же самое сделал и Аврелий. Гонения на христиан, по-видимому, были организованы региональными губернаторами, о чем свидетельствует Апология христианства Мелитона Сардийского (ум. 180 г. н.э.), которую он отправил Аврелию с просьбой вмешаться. Возможно, Аврелий так и не получил работу или, по крайней мере, нет никаких записей об ответе, а региональные преследования продолжались по крайней мере до 180 г. н.э.
Марк Аврелий остался верен своему видению мира, управляемого естественным и добрым разумом, пронизывающим все сущее.
К 166 году н.э. казалось, что война с Парфией будет выиграна. Аврелий женился на Фаустине в 145 г. н.э., и за эти годы у них родилось несколько детей. Несмотря на то, что некоторые из них умерли молодыми, у Аврелия все еще были все основания полагать, что боги могут улыбаться ему удачей.
Однако, когда парфянская война завершилась, племя маркоманов из Германии вторглось в римские провинции на Дунае в союзе с персидскими сарматами. В 167 г. н.э. Аврелий присоединился к Верусу на поле боя, чтобы отразить эти вторжения и восстановить порядок. Возможно, даже вероятно, что Аврелия консультировал в своей кампании опытный военачальник и консул Маркус Ноний Макрин (ум. ок. 171 г. н.э.), чья ранняя карьера и тесные отношения с Аврелием вдохновили некоторые аспекты характера Максима Децима Меридиуса в фильме. Гладиатор .
Конная статуя Марка Аврелия
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
В 169 г. н.э. Верус умер — скорее всего, от чумы, которую его войска привезли в Рим из похода, — и Аврелий правил один. Он посвятит большую часть своего оставшегося правления кампаниям в Германии, где он напишет свои размышлений .
Медитации
Медитации Аврелия — это его истинное наследие миру, далеко превосходящее любые достижения его правления, какими бы выдающимися они ни были. Работа представляет собой личный дневник мыслей императора, написанный, чтобы побудить его жить как можно лучше. Комментариев ученого Грегори Хейса:
ОднакоВопросы, на которые пытается ответить Meditations , в первую очередь метафизические и этические: Почему мы здесь? Как мы должны жить? Как мы можем убедиться, что поступаем правильно? Как мы можем защитить себя от стрессов и давления повседневной жизни? Как мы должны относиться к боли и несчастью? Как мы можем жить со знанием того, что когда-нибудь нас больше не будет? (xxiv-xxv)
Медитации далеко не философский трактат; это мысли одного человека о жизни и борьба за то, чтобы оставаться в мире с самим собой в мире, который постоянно угрожает такому миру. Ответ Аврелия на проблему — это не ответ, а курс дисциплины в отказе себе от роскоши жалости к себе. В соответствии со стоическим воззрением все происходящее в жизни естественно – болезнь/здоровье, удовлетворение/разочарование, радость/печаль, даже смерть – и только собственная интерпретация событий может беспокоить человека. logos , который управляет всем, управляет также и судьбой человека, но даже в этом случае у человека остается свобода выбора, как реагировать на обстоятельства. Хейс уточняет:
Согласно этой теории, человек подобен собаке, привязанной к движущейся повозке. Если собака откажется бежать вместе с повозкой, она потащит ее, но выбор остается за ним: бежать или быть потащенной. (xix)
Вселенная для Аврелия и стоиков хороша и имеет только самые лучшие намерения для человечества; это выбор человека, правильно интерпретировать эти намерения и обрести покой или выбрать цепляться за свои впечатления и страдать. Аврелий пишет:
Если тебе хорошо, о Вселенная, то хорошо и мне. Твоя гармония принадлежит мне. Какое бы время вы ни выбрали, это подходящее время. Не поздно, не рано. То, что приносит мне смена времен года, падает, как спелый плод. Все вещи рождаются из вас, существуют в вас, возвращаются к вам. (IV.23)
Хотя он потеряет детей, друзей и даже жену, Аврелий остался верен этому видению мира, управляемого естественным и добрым разумом, который пронизывает все вещи, связывает все вещи воедино и рассеивает все вещи во времени. Таким образом, в философии Аврелия не было понятия трагедии, потому что все, что происходило, было естественным явлением, и ничто в природе не могло быть истолковано как трагическое. Он пишет:
Страх смерти — это страх перед тем, что мы можем испытать: вообще ничего или чего-то совершенно нового. Но если мы ничего не испытываем, мы не можем испытывать ничего плохого. И если меняется наш опыт, то вместе с ним меняется и наше существование — меняется, но не прекращается. (IV.58)
Смерть и наследие
Между 170-180 гг. н.э. Марк Аврелий провел кампанию против германских племен и совершил поездку по восточным провинциям своей империи. В 175 г. н.э. его генерал Кассий восстал в Сирии, провозгласив себя императором, прежде чем он был убит подчиненным. Фаустина сопровождала Аврелия в походах 170-175 гг. н.э. и отправилась с ним в Сирию, Египет и Грецию. Она умерла зимой 175 г. н.э.
В 178 г. н.э. Аврелий победил германские племена на Дунае и удалился на зимние квартиры в Виндобоне. Он умер там два года спустя, в марте 180 г. н.э., и ему наследовал Коммод. Хотя он пытался ухаживать за своим сыном так же настойчиво, как Антонин Пий, он, кажется, понял, что потерпел неудачу. Потакание своим слабостям и жестокость Коммода ознаменовали правление, которое не могло быть более отличным от царствования его отца, и подтвердили еще одну максиму Аврелия из его Медитации IV.57: «То, что не пропускает свет, создает собственную тьму».
Что случилось с Медитациями после смерти Аврелия, неизвестно, но они каким-то образом уцелели, а копии были сделаны и сохранены. Текст упоминается в 4 веке н.э. оратором Фемистием (Hays, xliv) и в Historia Augusta . Больше о нем не упоминается до 10 века н.э., когда священнослужитель Аретас упоминает о его копировании в письме другу.
Копия Аретаса может быть ответственна за сохранение Медитации , которая, как считается, была среди книг, спасенных из библиотеки Константинополя в 1453 году н.