Марина мнишек и лжедмитрий: Марина Мнишек – биография, фото, личная жизнь, Лжедмитрий

Марина Мнишек – биография, фото, личная жизнь, Лжедмитрий

Биография

Марина Мнишек стала одной из ярких героинь Смутного времени. Судьба женщины, коронованной на российский престол, полна любви, интриг, скитаний. Жизнь авантюристки семнадцатого столетия похожа на приключенческий роман с печальным исходом.

Детство и юность

Марина родилась в Ляшках Мурованных (ныне Львовская область), где находилось родовое поместье отца. У супругов — дочери придворного секретаря Ядвиги Тарло и Ежи Мнишка, который ходил в сандомирских воеводах – было, помимо будущей московской царицы, еще восемь отпрысков.

Марина Мнишек и Лжедмитрий I

Дворянская семья была зажиточной, но изрядно обедневшей в сравнении со столетней давностью, в том числе и по вине батюшки Ежи. Выходец из Чехии отличался авантюрным характером, говорили, что мужчина помогал правителю Сигизмунду Августу обзаводиться любовницами – поставлял напрямик в его спальню молоденьких девушек. Поэтому шляхтичи недолюбливали Мнишка, а некоторые даже не считали нужным здороваться и вести дела.

И все же семья по меркам конца 16 века считалась состоятельной. Судьба Марины вполне могла бы сложиться счастливо – происхождение и финансовое положение открывали дорогу к удачному браку, жизнь была бы наполнена балами и другими развлечениями элиты общества.

Марина Мнишек и ее отец Ежи слушают священника

Девушка выросла под присмотром католических монахинь, получила воспитание крайне суровое. Однако в будущем в Марине открылся талант манипулировать мужчинами и вообще окружением в целом — то ли природой было заложено, то ли кто научил. Эта яркая способность пришлась кстати, ведь девушка с юности не могла похвастать красотой: невысокий рост, худоба и излишняя чернявость были не в почете.

Лжедмитрий и правление

Когда Марине Мнишек исполнилось 16 лет (1604 год), в родном имении появился человек, который называл себя русским царевичем Дмитрием. Речь Посполитая ахнула – сын Ивана Грозного вовсе не убит в Угличе (удалось тайно сбежать за границу) и теперь по праву претендует на престол родной страны. Слухи быстро докатились до Москвы.

Марина Мнишек и Лжедмитрий I

Увидев дочь воеводы, Лжедмитрий воспылал к ней любовью. Девушка была далека от политики, да и ухажер не особо нравился – историки свидетельствуют, что русский «царевич» имел маленький рост, слишком широкие плечи и руки разной длины, при этом рыжий, а лицо украшал нос «башмаком». Неудивительно, что в разлуке жених ни разу не получал от возлюбленной писем.

Ответить на ухаживания девушку заставили монахи, преследуя цель внедрить католичество на Русь. Духовников поддержали шляхты и король Сигизмунд собственной персоной. Однако отец невесты ставил серьезные условия: дочь обязательно должна стать царицей, в управление ей достается Псков и Новгород, при этом закрепляется право исповедовать католицизм. Если Дмитрию не удастся взойти на престол, Марина становилась свободной и могла пойти под венец за другого мужчину. Жених согласился, и обручение состоялось.

Заочное венчание Марины Мнишек и Лжедмитрия I

После того как Лжедмитрий взял власть государства российского, Марина Мнишек с пышным кортежем прибыла в русскую столицу. В начале мая 1606 года девушку обвенчали с новым правителем, также прошла церемония коронации полячки. Интересно, что она открыла список женщин, коронованных на территории России.

Жители златоглавой увидели в юной пани гонор и страсть к эпатажу. Москвичам девушка не понравилась – ни внешне, ни характером. А еще Марина не желала носить местную одежду, чаще одевалась в польские туалеты. Плюс ко всему питала нездоровую любовь к богатству и роскоши – тосканский герцог-посланец признавался в письмах, что таких драгоценных камней, украшавших прическу новой царицы, не видел никогда.

Началась королевская жизнь, наполненная яркими балами – то, о чем и мечтала девушка. Однако праздник длился недолго. Спустя неделю разразился страшный мятеж с участием стрельцов под руководством Василия Шуйского, вооруженные разгневанные самозванством заграничных гостей люди устроили погром в царском дворце. Мужа зарезали, а Марине удалось бежать.

Убийство Лжедмитрия I

Затем вместе с отцом девушку ждала ярославская ссылка, после чего польских самозванцев с миром отпустили домой. Но в родные пенаты Мнишек не попала – на пути встретилось войско под предводительством очередного Лжедмитрия, прозванного Тушинским вором, который заставил полячку признать его собственным мужем. Хотя часть исследователей уверена, что Марина добровольно согласилась на эту роль, мол, амбиции взяли верх – девушка во что бы то ни стало желала снова заполучить русский престол.

В 1610 году женщина вновь овдовела. География путешествий Марины Мнишек затронула Астрахань и Рязань, побывала под покровительством поляков и казаков. Очередным супругом стал атаман Иван Заруцкий. А в 1611 году девушка родила сына, назвав Иваном. О том, кто отец ребенка, история умалчивает, однако Марина провозгласила его отпрыском наследника российского престола.

Марина Мнишек и царевич Иван

Эта афера снова не увенчалась успехом. Скитания полячки по просторам Руси окончились в 1614 году – Марину вместе с сыном схватили в окрестностях Урала московские стрельцы. Ребенка необходимо было уничтожить, ведь в столице уже выбрали претендента на царство – Михаила Романова. Конкурент только мешал, ведь мальчик – отпрыск официально коронованной Марины Мнишек. Трехлетнего малыша ждала принародная казнь: Ивана повесили, забрав из рук спящей матери.

Смерть

Смерть полячки, мечтающей о московском троне, одна из исторических загадок. Согласно документам, Марина Мнишек не выдержала горя после потери сына и «умерла от тоски».

Марина Мнишек

Другие свидетельства утверждают, что женщину утопили или повесили. Еще один вариант гласит, что Марина скончалась в заточении в круглой башне Коломенского кремля.

Память

  • Круглая башня в Коломенском кремле носит имя Мнишек, ее так и называют – Маринкиной башней.
  • 1604 — самый известный портрет Марины Мнишек из Вишневецкого замка.

Книги

  • 1825 – «Борис Годунов», Александр Пушкин
  • 2005 — «Марина Мнишек», Вячеслав Козляков
  • 2013 – «Царица смуты», Леонид Бородин
  • 2017 – «Три любви Марины Мнишек. Свет в темнице», Елена Раскина
  • 1834 – переведены на русский язык «Дневники Марины Мнишек» — рукопись, авторство которой принадлежит кому-то из приближенных полячки.

Интересные факты

  • Пьеса «Борис Годунов» впервые была поставлена в Мариинском театре в 1870 году. Мнишек сыграла Елена Струйская.
  • Произведение несколько раз экранизировалось. Яркой режиссерской работой стал фильм, снятый Борисом Небиеридзе по мотивам одноименной оперы Модеста Мусоргского в 1987 году. В российскую царицу польских кровей перевоплотилась Ирина Малышева. А в 2011 году мотивы трагедии Пушкина перенес на кинопленку Владимир Мирзоев, создав любопытную интерпретацию, в которой действия разворачиваются в наши дни. Постановщик пригласил на роль Марины Мнишек Агнию Дитковските.
Оперная певица Ирина Архипова в роли Марины Мнишек
  • После смерти Мнишек родилось предание: якобы перед кончиной Марина наслала проклятие на династию Романовых. Согласно предсказанию женщины, представители рода будут умирать насильственной смертью, в конечном итоге династия исчезнет. И, кажется, слова обезумевшей от горя матери воплотились в жизнь – по крайней мере, история тому доказательство.
  • Еще одна легенда гласит, что тюрьму, которой стала Коломенская башня, Марина Мнишек покидала, когда вздумается – превращалась в птицу и вылетала в окно. Страже запрещалось смотреть в лицо невольнице, якобы при одном взгляде на эту женщину легко влюбиться и сгореть от страсти.
  • В кремле Коломны прижилось поверье, что душа Марины так и осталась навеки в здании: посетители часто ощущают на себе пристальный взгляд невидимого существа. А вот влюбленные превратили предание в выгодное для себя дело – считается, что если попросить дух умершей о помощи, то скоро ждет удача в любви. Особенно это касается тех, чьи чувства безответны.

Начало и конец царствования Марины Мнишек

День в истории:

8 мая 1606

8 (18) мая 1606 — 17 (27) мая 1606.

Чуть более недели на Московском престоле блистала польская красавица Марина Мнишек (Maryna Mniszchówna). Жена Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II), она, похоже, навсегда останется яркой но неоднозначной фигурой в истории Польши и России. Неоднозначной тем более, что период её короткого царствования пришёлся на самое дискуссионное время во всей историографии – на Смутное время.

Смутным оно оказалось не только для Руси, но и для пятнадцатилетней дочери Ежи Мнишека – воеводы сандомирского, имевшего не только шляхетское происхождение, но и большие финансовые проблемы. Появившийся в жизни её отца незнакомец, согласно источникам, воспылал к ней любовью и обещал семье, в случае если Марина станет его женой, выплату долгов. Да что уж долгов – обещал миллион польских злотых, земли Северщины и Смоленщины, а самой Марине земли Пскова и Новгорода. Этим человеком и был Лжедмитрий I. Остаётся загадкой, как и многие вопросы в истории, откуда у самозванца (которого за настоящего своего сына, а значит, и за правомочного наследника русского престола, публично признала мать – вдова Ивана Грозного – Мария Фёдоровна Нагая) было столько уверенности в исполнении своих обещаний, но их с отцом Марины 26 мая 1604 года он скрепил договором.

По-видимому, Дмитрий был действительно влюблён в Марину, поскольку брак этот под любым углом зрения не сулил ему никаких выгод. Более того, он подтолкнул его к краху. Став 21 июля 1605 года царём Дмитрием Ивановичем, Лжедмитрий ждал Марину к себе в объятия.

Судьбу Марины Мнишек трудно назвать простой. 3 мая 1606 года она в сопровождении отца прибыла в Москву. Будучи уже обручёнными рer procura в Кракове, Дмитрию и Марине оставалось связать свой союз на московской земле по православному обряду. С момента её венчания в Успенском соборе Кремля до момента трагического поворота событий прошло всего девять дней, большинство из которых продолжалось празднование их свадьбы. Как это ни удивительно, но одним из факторов, «подливших масло в огонь» недовольства окружения царя, послужила вилка, привезённая Мариной с собой из Польши. Молодожёны на свадебном пиру использовали предмет, совершенно незнакомый тогда на Руси, где принято было кушать всё ложкой. Вилка, без которой сегодня мы не можем представить себе сервировку даже простейшего стола европейца, повергла бояр в смущение.

Они также заметили, что царица, как ранее и её супруг, не посещают бани. В то время это было сродни ереси. На Руси все ходили в баню. Эти факты только упрочили сомнения придворных в том, что царь ненастоящий. В итоге в Москве развернулись события, которые до сих пор являются предметом пристального изучения историков и их же споров. Лжедмитрий был убит 17 мая, тело его было выставлено на всеобщее поругание.

Марине удалось спастись и бежать. В этом же году Василий Шуйский помещает всех Мнишеков в Ярославле, чтобы затем отправить Марину к отцу в Польшу, с тем, чтобы она не называлась царицей Руси. По пути она была перехвачена и отправлена под Москву в Тушино. Здесь начинается новый виток Дмитриады. Марина становится женой Лжедмитрия II, в котором признаёт своего чудом выжившего мужа Лжедмитрия I. После бегства Лжедмитрия II в 1609 году из Тушино она какое-то время предпринимала попытки справиться с многочисленным войском мужа, в котором к тому моменту уже царило брожение. Начинается финальный этап борьбы Мнишек за московский престол.

В какой-то момент взамен его ей было предложено ограничиться Гродно, но гордость не позволила ей согласиться. В 1610 Лжедмитрий II был убит, и с новым фаворитом и защитником Иваном Заруцким и сыном Иваном Дмитриевичем они находились неподалёку от Москвы. После неудачно организованного Мариной Мнишек покушения на Пожарского ей пришлось спасаться от приближающегося ополчения, но она была поймана и доставлена в Москву в 1614 году. Её трёхлетнего сына Ивана повесили на стене Кремля боровшиеся за власть Романовы, Заруцкого посадили на кол. О судьбе самой царицы Марины Мнишек русские послы сообщили польскому правительству, что мол «умерла с тоски по своей воле». Хотя, учитывая политическую обстановку и опасность, которую она представляла для предложенной Земским Собором на царствование семьи Романовых, есть основания полагать, что умерла Мнишек не совсем по своей воле. Источники предлагают нам несколько версий об исходе жизни Мнишек. По одной – она была убита, по другой – умерла в заточении в башне Коломенского кремля.
Двадцатигранная Круглая башня, в которой, по преданию, провела в темнице свои последние дни Марина, до сих пор носит неофициальное имя – Маринкина башня. Есть и более сказочная версия — будто красавица Марина обратилась сорокой и выпорхнула в одну из бойниц Круглой башни.

Фотоматериалы

Мнишек, Марина (ок. 1588–1614) | Encyclopedia.com

Дочь польского дворянина, ставшего императрицей России как жена царя Дмитрия Самозванца в Смутное время XVII века. Варианты имени: Марина Мнижек; Марина Мнишек, Мнишек, Мнишек, Мнищевна или Муижек. Произношение: Марина Мен-ис-чек. Родилась Марина Мнишек в Самборе, Польша, около 1588 года; умер в Калуге, Россия, в 1614 г.; дочь Ежи (Георгия) Мнишека (палатина Сандомирского) и Ядвиги Тарловны; вышла замуж за Дмитрия Ложного, также известного как Дмитрий или Дмитрий Первый Самозванец, царь России (годы правления 1605–1606), в 1606 году; вышла замуж за Дмитрия Второго Самозванца в 1608 году; вышла замуж за Ивана М. Заруцкого; дети: (второй брак) Иван (р. 1611).

8 мая 1606 года Марина Мнишек обвенчалась с царем Дмитрием (Первопретендентом) в церкви Богородицы в Москве. Когда она вошла в церковь, ее волосы были покрыты золотом, жемчугом и драгоценными камнями, которые стоили баснословные суммы, а небольшая диадема, усыпанная драгоценными камнями, надетая на ее лоб, оценивалась в 70 000 рублей. Ее провожали жены князя Федора Мстиславского и князя Федора Нагоя, а венчание провел патриарх Московский в московском обряде православной церкви. Одиннадцать дней спустя царь был убит, и Марина вступила в захватывающую, но бурную жизнь, полную интриг и приключений.

Марина Мнишек родилась около 1588 года в Самборе, Польша. Ее отец Георгий Мнишек, потомок моравской семьи, приехавшей в Польшу в 1533 году, был видным дворянином, носившим титулы палатина Сандомира, кастеляна Радома и старосты Львова, Самбора, Сокаля и Рогатина. Ее мать Ядвига Тарловна тоже была из знатной семьи. В 1588 году, незадолго до рождения Марины, Георгий был назначен управлять королевским поместьем и управлять королевскими солеварнями в Самборе. Марина, одна из десяти детей, выросла в Самборе ровесницей дворян и князей, но в 1603 году, прожив не по средствам, ее отцу пришлось продать личное имущество, чтобы избежать банкротства и разорения. Именно в это время он и Марина запутались в интригах международной политики с участием престола России.

Летом 1603 года во время купания князь Адам Вишневецкий, зять Георгия Мнишека, ударил и проклял молодого слугу за его неэффективность. Упав на колени, испуганный мальчик сделал поразительное открытие: он объявил себя Дмитрием, сыном царя Ивана IV Грозного (годы правления 1533–1584). Он сделал это заявление, несмотря на то, что Дмитрий умер ребенком в 1591 году, скорее всего, в результате несчастного случая, который враги Бориса Годунова (годы правления 1598–1605), тогдашнего советника царя, утверждали, что убийство было совершено в доме Годунова. подстрекательство. Князь Адам, вероятно, мотивированный русскими кражами двух его поместий, немедленно принял слугу как Дмитрия, князя Московского. Обеспечив его великолепной одеждой и драгоценностями, князь Адам заручился поддержкой своего польского начальства. Хотя Дмитрий не получил мгновенного официального признания со стороны польского правительства, его поддержка со стороны нескольких могущественных польских и литовских дворян обеспечила ему приглашение посетить королевский двор в Кракове.

Князь Адам, сопровождавший Дмитрия в Краков, совершил обход замка Самбор и двора Георгия Мнишека, отца жены Адама Урсулы . Именно там Дмитрий встретил младшую сестру Урсулы, Марину, и мгновенно влюбился. Миниатюрная и красивая, хотя и несколько худощавая по русским меркам, Марина обладала маленьким ртом, длинным носом, блестящими глазами и выдающимся лбом, что отражало юную леди безмерной гордости и жизнерадостного обаяния. Прекрасный ее портрет, написанный в то время, можно увидеть в Вавельском замке в Кракове. Неизвестно, был ли коварный подход Марины к ее молодому жениху кокетливо-невинным или преднамеренно использованным для продвижения ее амбициозного, но несостоятельного отца. Была очевидная попытка задержать Дмитрия, чтобы романтические отношения могли продолжать развиваться. Со священниками и прелатами на буксире Георгий и Марина пытались убедить православного Дмитрия, что он должен перейти в католицизм, если он хочет жениться на набожной Марине. В конце февраля Дмитрий порывисто объявил Георгию о своей готовности обратиться и жениться.

Джордж Мнишек поддержал брак своей дочери с Дмитрием, чтобы вернуть утраченное состояние. Чувства Марины неизвестны, но у нее определенно были собственные амбиции стать императрицей России и, вероятно, она испытывала давление со стороны католического духовенства, которое видело в ней средство обращения России в римско-католическую религию. Хотя любовь могла быть односторонней, она согласилась выйти замуж за Дмитрия, если бы условия брака были приемлемыми; как покажет будущее, Марина была честолюбива и беспринципна в принятии смелых и драматичных решений. Контракт, выгодный как для невесты, так и для ее отца, был подписан 24 мая 1604 года. По договору Георгию предоставлялись и земли, и деньги, а Марине – полное владычество над новгородскими и псковскими владениями с привилегией сохранения своей религиозной учреждения и обычаи в этих княжествах. Он также предоставил Сигизмунду III, королю Польши, земли и партнерство Дмитрия в католическом союзе против Турции и Швеции. Брак состоится только тогда, когда Дмитрий станет царем.

Политика в Польше и России сыграла важную роль в ближайшем будущем Марины. Покровительство Дмитрия со стороны короля Сигизмунда и нескольких польских князей предполагало их намерение использовать его как инструмент своей национальной политики против России. Его обещание воссоединить западную и восточную церкви и его готовность перейти в латинское христианство снискали ему горячую поддержку Римско-католической церкви. Также вероятно, что его поддержка была тайно организована русскими врагами царя Бориса Годунова, особенно боярин (дворянская) аристократия во главе с родом Романовых, считавшая Годунова узурпатором. «Смутное время» в России с беспорядками, недовольством и повсеместным голодом оказалось для дела Дмитрия более ценным, чем помощь Польши и Литвы. Было бы неправильно полагать, что связи Дмитрия с Польшей, латинской церковью и инакомыслящими русскими сделали его их политическим творением. Каждая группа использовала его в своих целях или выгодах, но он был явлением русским. Дмитрий и множество страждущих русских верили в его миссию, хотя его польские сторонники и русские заговорщики не верили, что он истинный сын царя Ивана IV.

В восточной Польше Дмитрий собрал армию из польских авантюристов, русских перебежчиков и обычных казаков-мятежников. В то время как польские власти смотрели в другую сторону, Дмитрий Первый Самозванец в октябре 1604 года повел небольшую армию численностью около 4000 человек в Россию. Он объявил Годунова узурпатором и легко выиграл свою первую битву. Города звонили в колокола и открывали ему свои ворота, и новые русские добровольцы вскоре превосходили численностью поляков в его армии. Время от времени он терпел неудачи, но продолжал продвигаться к Москве, престиж его имени и отвратительные социальные условия в России, а не размер его армии, оказались его самыми сильными сторонами. Однако в январе 1605 года армия Дмитрия была сокрушена войсками Годунова, и он и некоторые из его недовольных едва избежали плена. Когда они реорганизовались и готовились к новому наступлению, Борис Годунов внезапно умер в апреле 1605 года. Слабость русских, теперь лишенных лидера и разделенных, позволила Дмитрию одержать победу. Он вошел в Москву 20 июня 1605 года, зверски казнил большинство оставшихся в живых членов семьи Годуновых, изнасиловал Ксения Годунова , дочь Бориса, и заставил ее стать его любовницей. Мать Дмитрия, умершего в 1591 году, Мария Нагая , встретила и приняла его как своего сына, как и важный дворянин и враг Годунова, Василий Шуйский.

В семнадцать лет она была императрицей огромной земли и миллионов подданных.

—Филип Л. Барбур

После вступления на российский престол Дмитрий стремился проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. По мере того, как его собственная власть росла, значение, которое он придавал щедрым обещаниям, данным в брачном контракте, уменьшалось. Отъезд Марины в Москву был отложен Сигизмундом и Георгием Мнишеками, чтобы сохранить некоторое влияние на Дмитрия. Между своим вторжением в Россию и вступлением в Москву он не переписывался с Мариной и очень мало с ее отцом. После своей коронации Дмитрий запросил у Марины разрешение выехать из Польши в Москву и предложил пожениться по доверенности, чтобы позволить ей въехать в Россию с церемонией, подходящей для императрицы. 22 ноября 1605 года в особняке Фирлей на Большой рыночной площади в Кракове Марина была обвенчана по доверенности с Афанасием Ивановичем Власьевым, представлявшим царя Дмитрия. После церемонии сопровождающие Власьева принесли ей щедрые подарки от мужа. Там были браслеты из рубинов и изумрудов, кресты из сапфиров, разноцветные атласы, расшитые серебром и золотом, топазовый пеликан, корабль из жемчуга, золотой бык с брюхом, полным бриллиантов, и позолоченный серебряный слон с замысловатыми музыкальными часами. . Король Сигизмунд, присутствовавший на церемониях, танцевал с Мариной и давал ей советы, прежде чем она удалилась с приема.

В сопровождении отца, родственников и слуг, насчитывавших не менее 2000 человек, Марина покинула Самбор 2 марта. Ее большой, шумный и высокомерный польский кортеж вошел в Москву 2 мая 1606 года. Уже оскорбленная женитьбой царя на необращенной католической иностранке , москвичи возмущались поведением и манерами ее польской свиты. 18-летняя Марина, избалованная всем вниманием и самодовольной верой в то, что она вернет состояние отца, поможет родной Польше и продвинет дело католицизма, начала проявлять неимператорское поведение баловавшегося подростка. , какой она была. Несмотря на то, что она была осыпана пышными нарядами, она была лишена фрейлин-польок и фактически заключена в тюрьму по строгим правилам православного монастыря. Дмитрий хотел, чтобы она осталась в монастыре в знак благочестия с их стороны, потому что свадьба должна была быть проведена по православному обряду. Но Марина была недовольна его попытками облегчить ее чувства, и Дмитрий в конце концов смилостивился, привезя ее во дворец за два дня до церемонии. Это расстроило православное духовенство и разожгло пламя восстания, растущее внутри духовенства, дворянства и армии.

8 мая 1606 года в православном соборе Богородицы состоялось венчание и коронация. На дворцовые церемонии было приглашено множество поляков, а мало кто из русских был допущен даже во двор Кремля. Русские приняли это унижение, но были возмущены женитьбой и коронацией. На Марине было красное бархатное платье, ярко усыпанное бриллиантами, жемчугом, рубинами и сапфирами, и бриллиантовая корона. Коронационные одежды Дмитрия были так усыпаны драгоценностями, что более слабый человек не смог бы их носить. Их отказ от причастия в православном соборе и танец польских мазурок позже на банкете окончательно нарушили неуклюжее перемирие между русскими и поляками и привели к небольшим спорадическим столкновениям.

Были признаки серьезных политических заговоров против Дмитрия до свадьбы и коронации, но он отмахнулся от их важности. Его недолгое правление было беспокойным с самого начала. Он оттолкнул православных русских своей плохо завуалированной враждебностью к православию, высокими финансовыми требованиями к церкви и пренебрежением ко всем русским обычаям и этикету. Его склонность окружать себя поляками и отдавать предпочтение определенным русским семьям, таким как Романовы, а также его высокомерие и коррумпированность подорвали его отношения с простыми людьми. Главным фактором, однако, была его неспособность заручиться поддержкой антигодуновских князей, сплотившихся вокруг Василия Шуйского, человека, который первоначально подтвердил смерть настоящего Дмитрия и поддержал собственную легитимность Дмитрия Первого Самозванца. Шуйский отказался от поддержки царя Дмитрия, заявив, что он на самом деле не сын Ивана Грозного; То же самое сделала Мария Нгаиа, бывшая мать Дмитрия.

17 мая 1606 года толпа, в которую входили люди самого Шуйского, ворвалась в царские апартаменты, убила Дмитрия и осквернила его тело. Хотя около 3000 поляков и русских были убиты разъяренной толпой, Марина пряталась во время штурма квартир под пышными юбками пани Казановской , импозантной и бесстрашной польской фрейлины. Позже Марина сдалась и ненадолго попала в тюрьму вместе с отцом и другими. Позднее они были переселены в Ярославль и по договору между новым царем Василием (IV) Шуйским и польским правительством должны были быть репатриированы на родину 28 июня 1608 г.

Вернувшись в Москву, Марина была вынуждена отказаться от всех претензий на титул императрицы в обмен на эту репатриацию; у нее не было другого выбора, кроме как согласиться. На обратном пути в Польшу Марина и Георгий были схвачены силами, верными второму Лжедмитрию (Дмитрию Второму Самозванцу), который собрал войско и установил повстанческое правительство в Тушино, всего в нескольких верстах от Москвы. Этот инцидент, кажется, был спланирован заранее, и элемент неожиданности не был очевиден. То, что произошло на встрече Марины, Георгия и тушинского разбойника, как его называли русские, покрыто тайной. Георгий Мнишек, очевидно, знал, что новый Дмитрий не царь России, но присоединился к заговору, обещав денежное вознаграждение и провинцию Северию. Марина, вероятно, разочарованная тем, что Разбойник на самом деле не был ее мужем, и по убеждению отца признала в новом самозванце своего мужа царя Дмитрия. Около 12 сентября 1608 года она вышла замуж за тушинского разбойника, от которого у нее впоследствии родился сын. Воспользовавшись непопулярностью царя Василия, разбойник ненадолго завоевал большие территории к востоку, северу и северо-западу от Москвы во второй половине 1608 года, но его неспособность и неспособность провести реформу стоили ему народной поддержки масс. Письма Марины за это время свидетельствуют о ее недовольстве омерзительным и грубым самозванцем и о претензиях на то, что ее претензии на русский престол основаны на легитимности ее коронации. Разбойник был вынужден покинуть Тушино в декабре 1609 г.. Марина, переодевшись в гусарский мундир, бежала в Димитров, а затем воссоединилась с мужем в его новой столице Калуге, оставаясь с ним до тех пор, пока он не был убит татарским гвардейцем Петром Урусовым 10 декабря 1610 года. На последних стадиях беременности она была еще достаточно независимой, чтобы отказаться от приглашения короля Сигизмунда вернуться в Польшу.

После смерти Разбойника Марину защитил предводитель донских казаков Иван Михайлович Заруцкий, в которого она уже успела влюбиться. Ее сын Иван родился в январе 1611 года и был крещен по православному обряду. Заруцкий и другие казаки пытались выдвинуть кандидатуру Ивана на русский престол, но претензии Марины и Ивана были отвергнуты по всей России. Вынужденные бежать, Марина и Заруцкий, за которого она вышла замуж, весной 1613 г. основали штаб-квартиру в Астрахани. добивался поддержки у персидского шаха для военного похода по Волге на Москву. Их поддержка, даже среди восставших казаков, ухудшилась до такой степени, что они были изгнаны из Астрахани разгневанными горожанами. В отчаянии они обратились к яицким (уральским) казакам, но яики предали их, выдав 25 июня 1614 года русскому войску. побег или быть спасенным другим авантюристом. По приказу царя Заруцкого посадили на кол, а четырехлетнего Ивана публично повесили у Серпуховских ворот. Вскоре после этого Марина умерла, вероятно, от горя, в тюрьме в Коломне.

Стойкость духа Марины Мнишек и ее трагическая смерть произвели неизгладимое впечатление на россиян. Ей восхищались казаки, поддержавшие ее с самого начала, и боялись русские князья, страдавшие от ее присутствия в «Смутное время». Большинство москвичей считали ее еретической ведьмой; в одной из многих баллад, сочиненных о ней и Первом Самозванце, Марина избежала штурма дворца, превратившись в сороку и вылетев в окно. Несмотря на их восхищение или ненависть, большинство россиян считали, что она обладает сверхъестественными способностями.

источники:

Барбур, Филип Л. Дмитрий по прозвищу Самозванец . Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin, 1966.

Грэм, Стефан. Борис Годунов . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1933.

Мериме, Проспер. Деметрий Самозванец . Перевод А.Р. Скобл. Лондон: NP, 1853.

Закупки, Самуэль. Хаклуйтус Постумус или Покупка его пилигримов . Том. 14. Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1906.

Роуленд, Дэниел Б. «Марина Мнишек 1588?–1614», в Современная энциклопедия истории России и СССР. Том. 22, 1981, стр. 241–243.

Вернадский Георгий. Московское царство 1547–1682 . 2 тт. Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1969.

рекомендуемое чтение:

Хиршберг, Александр. Марина Мнищувна . Львов: н.п., 1906.

Хоу, Соня Э., изд. Лжедмитрий . Лондон: Уильямс и Норгейт, 1916.

Линдеман, И.К. Маринкина башня в Коломне и вопросы о смерти м.р. Мнишек . Москва: н.п., 1910.

Маржерет, Жак. Российская империя и Великое княжество Московское: французский отчет XVII века . Отредактировано и переведено Честером С.Л. Даннинг. Питтсбург, Пенсильвания: University of Pittsburgh Press, 1983.

Платонов С.Ф. Москва и Запад . Отредактировал и перевел Джозеф Л. Вечински. Hattiesburg, MS: Academic International Press, 1972.

Титов А. Дневник М. Мнишек . Москва: А.А. Тнтоба, 1908.

СМИ по теме:

Мусоргский, Модест. Борис Годунов (опера в 4-х действиях). Перевод Джона Гутмана. Нью-Йорк: Фред Руллман, 1953 (есть много других переводов этой оперы по драматической пьесе Пушкина).

Пушкин Александр Сергеевич. Борис Годунов. Перевод Филипа Л. Барбура. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1953 (есть много других переводов этой исторической драмы).

Филипп Э. Кёрпер , Профессор истории, Государственный университет Джексонвилля, Джексонвилл, Алабама

Притворство и интрига: новая пьеса «Дмитрий» в театре Мэрилебон

После масштабной реконструкции Театр Мэрилебон (бывший Театр Рудольфа Штайнера) встретил первых гостей торжественным новая пьеса о русском царе Дмитрии Самозванце. «Дмитрий» был написан драматургом Питером Освальдом в сотрудничестве с Александром Дж. Гиффордом по незаконченной трагедии Фридриха Шиллера «Деметрий» в постановке известного режиссера Тима Саппла.

Журнал «Афиша.Лондон» совместно с театральным критиком Еленой Мамчур изучили исторический и художественный контекст новой пьесы, чтобы сделать вывод – она нам очень понравилась, рекомендуем к просмотру.

Неоконченная пьеса Деметрий малоизвестна в России и Европе. Оно было задумано Шиллером, когда веймарский цесаревич вступил в политический брак с русской княгиней Марией Павловной, сестрой Александра I. Предполагалось, что автор, недавно пожалованный в дворянство, ответит учтивостью своему императору и польстит его новые родственники – российский императорский двор, делают стратегический союз с Романовыми морально легитимным. «Но нет, не буду», Шиллер записал в своем рабочем дневнике. «Работа должна оставаться идеально чистой».

 

«Дмитрий» в театре Мэрилебон. Фото: EllieKurttz

Что привлекло Шиллера в фигуре Лжедмитрия, нетрудно догадаться. Философ истории и теоретик драмы, Шиллер выдвинул свою концепцию трагического героя. Его интересовали противоречивые исторические личности, такие как Мария Стюарт, Вильгельм Телль, Жанна д’Арк. По Шиллеру, трагический герой должен быть благородным и убежденным в правоте своих целей. Его внутренний мир всегда оправдан и нравственно внесудим. Решение героя неверно. Это приводит к необратимым трагическим последствиям как для него самого, так и для истории, ибо судьба исторического героя неотделима от судьбы народа.

 

 

И хотя пьеса не относится к безусловным художественным успехам драматурга Шиллера, концептуально она оказалась необыкновенно созвучной философии Рудольфа Штейнера, крупного религиозного мыслителя, историка, ученого-философа. 20 век. В последние годы жизни Штайнер особое внимание уделял России. Он называл русских народом Христовым, духовным потенциалом человечества.

Штейнер смотрел на эту тему как историк и считал, что первопричину русских бед следует искать в явлении самозванства – особом явлении, возникшем буквально одновременно с самим русским государством (если рассматривать начало объединительного земель вокруг не Киева, а Москвы). Лжедмитрий, оказавшийся на престоле против природы, повел Россию по ложному пути. Если бы царевич Дмитрий остался жив, вся мировая история могла бы выглядеть иначе, эксцентрично подумал Штейнер.

 

Читайте также: Александр Дж. Гиффорд «Мы за русскую культуру»

 

Пьеса Шиллера, как и размышления Штейнера, могла бы остаться любопытной попыткой прочтения знакомого сюжета, равной среди прочих, если бы Россия, как обычно резко и внезапно, не оказалась в феврале этого года в центре негативного внимания всего мира. Современная повестка резко обновила размышления о судьбе России и ее месте в мире, сделав спектакль остро своевременным и беспрецедентно смелым образцом художественного осмысления современного политического кризиса.

 

«Дмитрий» в театре Мэрилебон. Фото: EllieKurttz

 

Декорации Роберта Хопкинса лаконичны и функциональны. Он намекает на время и место действия на расстоянии, а не прямо. Зал, обшитый деревом, стол и трибуна вместят Государственную Думу, Сейм и церковный притвор. Мелькают приметы Российской империи, советских времен и вчерашнего дня. Важно другое – мы находимся в госучреждении, а в этом месте все совсем нехорошо (звучит музыкальная увертюра на чистом русском языке –

Катастрофический р …. c, by Pneumoslon)

На сцене мы видим заседание польского парламента – сейма. Дворяне бурно обсуждают Дмитрия (которого играет Том Бёрн) — молодого русского, заявляя, что он чудом спасшийся князь, законный сын Ивана Грозного и истинный наследник российского престола. Правитель в Москве Борис Годунов — Даниил Йорк Лоу — бывший холоп, татарин, зять Малюты, не пользуется любовью народа. В Польше возникает идея поддержать молодого Дмитрия, кем бы он ни был, для установления своего влияния в России и обращения страны в католицизм.

Telegram канал

Благородно и пылко звучат речи молодого человека в простой солдатской форме. Он убежден в своей правоте и одержим высокой целью. Дмитрий еще не закончил свою речь, но у польского кардинала (блестяще сыгранного Яковом Ганоном) уже был план. Он снимает с Дмитрия купельный крест — доказательство его происхождения, чтобы послать его матери царевича Марии, чтобы заручиться ее поддержкой. Принц Мнишек (Марк Хэдфилд) сообщает кардиналу, что готов финансировать поход, если его дочь Марина станет русской царицей, но заявляет, что потребуется дополнительная поддержка Ватикана: для борьбы с Россией нужны войска.

Перед нами весьма циничная политическая экспозиция. Старая формула «весь мир — театр» становится здесь театром военно-политических страстей и интриг.

 

«Дмитрий» в театре Мэрилебон. Фото: Элли Куртц
«Дмитрий» в театре Мэрилебон. Фото: Элли Куртц

 

Режиссер спектакля Тим Саппл безупречно владеет языком шекспировских хроник. Пространство зрелища подвижно и текуче. Сцены меняются, как в калейдоскопе. Перед нашим взором предстает неприкрашенная материя истории: придворные заговоры, боярские бунты, кровавая борьба за власть. Не хватает только одного – нет людей. Естественная жизнь отменяется.

В спектакле задействовано около двадцати актеров, что позволяет работать массовым сценам, что является важным элементом исторической драмы. Майк Эшкрофт, моушн-дизайнер, добился в спектакле впечатляющих результатов. Возьмем, к примеру, взрыв бомбы. Бах! – в эффектный и чудовищный новостной кадр из Украины рассыпаются и действующие лица, и объекты…

 

1140х300 Museumcat.london

 

Тем временем гонец спешит в монастырь, где заточена мать царевича Дмитрия Мария. В своей изоляции, вдали от политических интриг, она неожиданно получает возможность вернуться в большую игру. Мария Нагая тут же решает воспользоваться ситуацией и убегает из монастыря.

Войско Лжедмитрия атакует город на границе с Россией. Присутствие Марии меняет всю ситуацию. Политическая, интеллигентная женщина (которую сыграла Поппи Миллер с сильным присутствием), ей удалось убедить русских офицеров присягнуть на верность ее «сыну».

Тема любви для политической драмы сложная. Наделить главного героя способностью любить значит очеловечить и нравственно оправдать. Если он удачливый любовник, то есть надежда на счастье для своего народа.

 

«Дмитрий» в театре Мэрилебон. Фото: Элли Куртц
«Дмитрий» в театре Мэрилебон. Фото: Элли Куртц

 

Ни одна из женщин — ни мать, ни невеста — не испытывает к Дмитрию никаких чувств. Он предмет, как купельный крест, переходящий из рук в руки. Марина Мнишек (в исполнении Авроры Доусон-Хант) с первой же сцены представляет себя честолюбивой девушкой, жаждущей королевской власти. По отношению к Дмитрию вообще ничего личного: ни презрения, ни любви. Но она тоже игрушка в руках своего отца, отца использует Польская Церковь, а Польская Церковь оттеснена Православным Патриархом. Польское войско бежит, оставив на линии огня бывших союзников — донских казаков, Борис Годунов кончает жизнь самоубийством. Все подходит к концу.

Последняя сцена спектакля – мать Дмитрия вспоминает родного сына. Она мечтает о мальчике (играет обаятельный и трогательный Фредди Бек / 12 лет). В припадке истерики Мария пытается спасти маленького Федора, сына Бориса Годунова, раз не спасла своего. Мальчик убит. Дмитрий просит Марию увидеть отражение Дмитрия в его глазах. Но природу нельзя обмануть.

 

«Дмитрий» в театре Мэрилебон. Фото: Элли Куртц

 

Дмитрий, скомпрометированный польскими союзниками, которые хотели превратить Россию в католическую страну, был, пожалуй, первым камнем стены, воздвигнутой между Россией и западным миром, источником нынешней паранойи российского президента.

Вдоль обрыва на Играет Владимир Высоцкий. И кажется, что мы уже упали с этой скалы.

 

  • Театр Мэрилебон
  • 29 сентября – 5 ноября
  • Подробности и билеты

 

Для читателей «Афиша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *