Марина Цветаева: ее мир, судьба, поэзия
Строки ее стихотворения оказались пророческими. Поэзия Цветаевой завораживает силой таланта, ошеломляет глубиной и сложностью.
Судьба поэта, как и его поэзия, определяется особенностями его личности. Поэтическая индивидуальность Марины Цветаевой многолика, мироощущение противоречиво, судьба глубоко трагична. О жизни и творчестве Цветаевой написано много. Несмотря на это, на литературном пространстве продолжают появляться новые издания о жизни поэта. Личность Цветаевой вызывает постоянный интерес своей неспособностью втиснуться в рамки привычного мировосприятия. Перед биографом всегда стоит непростая задача – составить правдивый портрет главного действующего лица. Воссоздать образ творческой личности во всей полноте, во всех подробностях непросто, это всегда вопрос такта и деликатности. Каждый биограф справляется с этой задачей по-своему. Выводы же делать – читателю. Интерес к художественному миру Марины Цветаевой не угасает, и это радует.
Когда-то она мечтала поставить эпиграфом к одной из своих книг слова Сивиллы из Овидия: «Мои жилы иссякнут, мои кости высохнут, но голос, голос – оставит мне судьба!» Голос остался…
Уважаемый читатель, предлагаю Вам познакомиться с подборкой книг, которые помогут вам лучше узнать и понять судьбу, характер и поэзию Марины Цветаевой.
Автобиографическая проза… Когда читаешь подобную литературу, невольно задаешься вопросом: «Чего в ней больше авторской фантазии или были?» По-моему, точного ответа на этот вопрос не найти, он заранее обречен на неудачу.
Книга «Одна — здесь – жизнь» открывается воспоминаниями Цветаевой о родителях. Желание «воскресить весь тот мир» побудило Цветаеву к написанию очерков: «Мать и музыка», «Сказка матери», «Отец и музей» и др. Читая автобиографическую прозу Марины Цветаевой, отчетливо проясняется психологический портрет будущего поэта. Большое влияние на Марину оказала ее мать, Мария Александровна Мейн. Цветаева отмечает: « Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики, как и мы и потом, беспощадно вскрыв свою, пытались поить своих детей кровью собственной тоски. Их счастье – что не удалось, наше что удалось! После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом».
В книгу вошли дневниковые записи Цветаевой, посвященные послереволюционной Москве. Несмотря на трудности, которые ей пришлось пережить в этот период, страницы дневников пронизаны самоиронией.
Центральное место в сборнике занимают портреты современников Марины Цветаевой. Перед читателем проходят образы поэтов XX века: Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Осипа Мандельштама, Макса Волошина, Андрея Белого. Эти известные имена тесно переплетены с биографией Марины Ивановны и оставили заметный след в ее жизни.
Завершает книгу «Повесть о Сонечке», посвященная актрисе Сонечке Голлидэй, с которой поэта связывала нежная дружба. Знакомство их произошло в 1919 г. «
Если говорить о сборнике в целом, то в него вошли лучшие произведения художественной прозы Марины Цветаевой, которые будут интересны широкому кругу читателей.
83.3(2=Рус)6 Ц27 601376-КХ 601377-АБ |
Цветаева М. И. Одна — здесь — жизнь: автобиографическая проза / Марина Цветаева ; [сост. и коммент. Л. А. Мнухина]. — Москва : Астрель, 2012. — 759, [1] с. |
---|
Издание книги необычно: с тканевым корешком, золотым тиснением и со слегка состаренной бумагой. Необычный шрифт текста – имитация старого машинописного, черно-белые иллюстрации, пометки автора Дневников – все это создает иллюзию, что ты перелистываешь страницы подлинного дневника.
«Пишу на своем чердаке» — дневниковые записи Марины Цветаевой. Они переносят нас в страшные послереволюционные годы. Перед нами раскрывается сложность, необычность, богатство ее натуры, ее жизнестойкость и сила духа. Именно тогда, в голодной и холодной Москве, появляются у Цветаевой мысли о человеческой доброте, о хлебе.
«Только корысть – благодарна. Только корысть мерит целое (сущность) по куску, данному ей. Только детская слепость, глядящая в руку, утверждает: «Он дал мне сахару, он хороший». Сахар хороший, да. Но оценивать сущность человека по сахарам и «чаям», от него полученным, простительно только детям и прислугам: инстинкту
Бескорыстная, доверчивая, Марина бросается в предприятия мучительные и безнадежные, дабы прокормить семью. Она, не раздумывая, помогает людям, делится последним. «Милый 19-й год, это ты научил меня этому воплю! Раньше, когда у всех все было, я и то ухитрялась давать, а сейчас, когда ни у кого ничего нет, я ничего не могу дать, кроме души — улыбки — иногда полена дров (от легкомыслия!), — а этого мало».
Дневники – это один из самых волнующих документов эпохи! Исповедь Марины Цветаевой, этой глубоко и остро мыслящей женщины, необыкновенно трогательна.
83.3(2=Рус)6 Ц27 610392М-КХ 610393М-АБ |
Интимный дневник. [Пишу на своем чердаке] / Марина Цветаева : 16+ ; [ведущий ред. М. Гумская; ред.-сост. А. Петрухин; худож.-ил. Е. Махлина]. — Москва : Редакция «Времена» : АСТ, 2014 . — 271 с. : ил., портр. |
---|
Ариадна Эфрон, дочь гениальной поэтессы Марины Цветаевой, оставила волнующие воспоминания о матери. Писать об известных родителях всегда мучительно трудно, так как это предполагает пустить любопытствующих в свою жизнь. Приходиться только догадываться, какая сложная задача стояла перед Ариадной Сергеевной, особенно если учесть, как она ревниво относилась ко всему, что касалось матери. Но в то же время, как отмечает М. Белкина (исследователь творчества М. Цветаевой), Ариадне Эфрон очень хотелось, чтобы ее мать увидели ее глазами. Так появилась книга воспоминаний.
Автор воссоздает в живых деталях неповторимый образ Марины Цветаевой. Аля, как называла ее Марина Ивановна в детстве, к четырем годам умела читать, к пяти — писать, в шесть — вести дневник. В своих дневниковых записях, датированных 1918 г., когда ей было всего 6 лет, она пишет: «
Так случилось, что жернова репрессий не обошли стороной и Ариадну Эфрон. В лагерях и ссылках она провела 16 лет. В марте 1955 года Ариадна Сергеевна была полностью реабилитирована. Потерявшая в страшную эпоху всех близких, физически и душевно надломленная, она подвижнически посвятила свою жизнь тому, чтобы стихи и проза ее матери в возможно полном объеме вернулись на родину.
В книгу включена также переписка автора с Б. Пастернаком, давним другом матери.
«26 октября 1955
Дорогой мой Борис! Прости, что я такая свинья и не отозвалась сразу на твое письмо… У меня в маминых рукописях лежит большая пачка твоих к маме писем, и никогда, скажем, Лиле или Зине, у которых все хранилось все эти годы, и в голову не пришло прочесть хоть одно из них. И я никогда в жизни к ним не притронусь, ни к ним, ни к тем остальным, от других людей, которые она берегла. И после моей смерти еще 50 лет никто их не прочтет. Тебе бы я, конечно, их отдала, но ты же все теряешь и выбрасываешь и вообще ужасный растяпа…»
Письма Ариадны Эфрон, ее воспоминания о матери, значительные и мелкие, будут интересны истинным поклонникам Марины Цветаевой.
83.3(2=Рус)6 Э94 526878М-КХ |
Эфрон А. С. Марина Цветаева : воспоминания дочери; письма / А.С. Эфрон. — Калининград : Янтарный сказ, 1999. — 650 с. : ил. |
---|
Автор дневников – Георгий Сергеевич Эфрон, сын Марины Цветаевой, в семейном быту прозванный Муром. Родился Георгий Эфрон в 1925 г. в Чехии, детство и юность провел во Франции. Весной 1937 г. в Москву уезжает его сестра Ариадна, а осенью спешно покидает Францию отец. Отъезд Георгия с матерью состоялся летом 1939 года. С этого года в возрасте 14 лет он начинает вести дневники. Благодаря этим дневникам мы можем проследить странную судьбу молодого человека, прожившего всего 19 лет. За короткую жизнь Георгию пришлось пережить много потерь и страданий. В подмосковном Болшево, где жила семья, на его глазах была арестована сестра, затем отец. Начинаются скитания Георгия и Марины Ивановны. В 1941 г. они с матерью эвакуируются в Елабугу. На место они прибывают 17 августа, а уже 31 августа Марины Цветаевой не стало. Георгию было 16 лет. Муру оставалось еще три года жизни, и эти три года он прожил в одиночестве. Георгий правдиво описывает события, свидетелем которых он был: семейные перипетии, школьные дела.
Погружаясь в чтение, понимаешь, что дневник для него был доверительным собеседником, с которым он делился раздумьями о прочитанных книгах, размышлениями о ходе Второй мировой войны, переживаниями собственного одиночества, наблюдениями об окружающих его людях. Откровения автора представляют собой психологический документ. У дневниковых записей есть особенность: русский текст частично перемежается с французским.
Ценность дневников для исследователей творчества Цветаевой заключается в том, что с помощью них мы можем сегодня восстановить событийную и психологическую картину конца жизни Марины Цветаевой.
83.3(2=Рус)6 Э94 554538-КХ (т.1) 554539-АБ (т.1) 554540-КХ (т.2) 554541-АБ (т.2) | Эфрон Г. Дневники : [в 2 т.] / Г. С. Эфрон; авт.-сост. Е. Б. Коркина, В. К. Лосская. — Москва : Вагриус, 2004. |
---|
Фотолетопись… Это особый жанр, который редко кого оставляет равнодушным. Благодаря фотографии мы можем заглянуть в прошлое.
Книга «Марина Цветаева: фотолетопись жизни поэта» для тех, кому Цветаева интересна, и кто хотел бы узнать о ней побольше. Составители альбома приложили немало усилий, чтобы собрать воедино около семисот пятидесяти единиц изобразительного материала: фотографий, автографов, рисунков, редких открыток, иллюстрирующих жизнь и творчество Марины Ивановны. Большая часть фотолетописи была предоставлена Львом Мнухиным, который на протяжении многих лет собирал по крупицам все, что имело отношение к Цветаевой. Материал в альбоме расположен в хронологическом порядке.
Перед читателем проходит череда портретов, где Цветаева запечатлена с родными и близкими ей людьми. Уникальны фото Марины Ивановны с детьми Алей и Муром. От этих снимков веет жизнерадостностью, теплом. Не оставляют равнодушным и портретные снимки самой Марины Цветаевой, которые позволяют нам проследить, как менялся облик поэтессы. В книге представлены любопытные групповые фотографии Цветаевой в кругу друзей и коллег.
Перелистывая страницы альбома, попадаешь в противоречивую эпоху 20-30-х гг. XX века. Значительная часть материалов опубликована впервые. Читателю предоставлена возможность полюбоваться редкими открытками (прижизненными) с изображением тех мест, где жила Марина Ивановна.
Помимо фоторяда в альбоме представлены отрывки из воспоминаний поэта, ее современников, переписка, стихи самой Цветаевой и стихи, посвященные ей, – все это является ярким дополнением к изобразительному материалу.
Составителям альбома удалось показать Марину Ивановну зримо и многогранно. Для ценителей творчества Поэта данный альбом послужит хорошим дополнением к тому, что уже написано о Цветаевой.
83.3(2=Рус)6 Ц27 525056F-КХ 529913F-КХ |
Марина Цветаева : фотолетопись жизни поэта : [альбом] / cост. : Анна Саакянц, Лев Мнухин. — Москва : Эллис Лак, 2000. — 350, [1] с. : ил., портр., факс. |
---|
Судьба многих талантливых поэтов, как правило, коротка и трагична. 31 августа 1941 г. в Елабуге закончила свой земной путь Цветаева Марина Ивановна. Людмила Поликовская в своей книге пытается отыскать причины, побудившие Цветаеву по собственной воле уйти из жизни. Вокруг ее смерти много легенд.
Кто подтолкнул ее к этому трагическому шагу? Есть ли в этом вина ее сына, которого она безумно любила? А может быть, в эту бездну ее подталкивал маленькими шажками муж Сергей Эфрон? Автор попыталась найти правдивые ответы на эти вопросы.
Марина Цветаева была человеком сложным и противоречивым. «Гордость и робость мой союз», — говорила она о себе. Вся ее жизнь прошла в лишениях. Цветаева знала лишь боль потерь и тоску по недостижимому. Эмиграция оказалась для нее тяжким испытанием. На родину она возвращалась без иллюзий, но разгул стихии зла превзошел все ожидания. Арестовывают мужа и дочь. Цветаева носит им передачи, как носят своим близким многие. Стихов почти не пишет. С декабря 1939 г. переводы – единственный источник существования. Вскоре началась Великая Отечественная война, и Марина Ивановна решает эвакуироваться и оказывается с сыном в небольшом городке Татарии — Елабуге.
Потеря близких, бытовая неустроенность, разлука с немногочисленными друзьями, оторванность от литературной среды приводят ее в состояние полной депрессии. Вокруг нее все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Когда не остается никакой надежды, Цветаева утрачивает силу сопротивления ударам судьбы. После себя она оставила три письма, одно из них предназначалось сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». В дальнейшем, Георгий весь архив матери привез в Москву, а это было нелегко в условиях военного времени.
Если Вы не оставите без внимания эту книгу, то, может быть, приоткроете завесу гибели великой поэтессы.
83.3(2=Рус)6 П50 601686-КХ |
Поликовская Л. Злой рок Марины Цветаевой. «Живая душа в мертвой петле. ..» / Л. Поликовская. — Москва : Яуза : Эксмо, 2013. — 286 с. — (Роковые женщины). |
---|
Предлагаемое читателю исследование охватывает весь творческий путь Марины Ивановны, что явилось сложной и принципиальной задачей для автора. При написании данной книги Ирина Шевеленко попыталась проанализировать историю развития Цветаевой как поэта и прозаика.
Литературный дебют Цветаевой состоялся в 1910 году. Еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпустила довольно объемный сборник – «Вечерний альбом». И это был не просто первый ее сборник, но вообще первое появление ее стихов в печати. Изданный небольшим тиражом, он не затерялся в огромном потоке стихотворных новинок. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Стихи Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. Вхождение в литературную среду для Цветаевой прошло легко. Кто вдохновлял Марину Ивановну на творчество, какие литературные амплуа были присуще ей, о моментах «поэтического безвременья», — обо всем этом попыталась рассказать автор книги.
Можно сказать определенно, что анализ творчества Марины Цветаевой получился глубокий, дающий полный образ литературной биографии поэта. Нельзя не признать, что Марина Цветаева — поэт не из легких. Для того, чтобы понять ее творческий мир, от читателя требуется встречная работа мысли.
Книга будет полезна учителям, т к. в ней представлен анализ отдельных стихотворений, а также литературоведам и всем любителям поэзии.
83.3(2=Руc)6 Ш37 611722-КХ 611723-АБ | Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой : идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи / И. Д. Шевеленко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Новое литературное обозрение, 2015. — 445, [2] с. — (Научная библиотека). |
---|
Автор книги, Лиана Кертман на протяжении многих лет занимается изучением жизни и творчества Марины Цветаевой. «Душа, родившаяся где-то» — первая литературоведческая работа, в которой Кертман попыталась через любимую книгу Цветаевой рассказать о ее жизни.
В 1930 году Марина Цветаева впервые знакомится с исторической трилогией «Кристин, дочь Лавранса», написанной норвежской писательницей, лауреатом Нобелевской премии, Сигрид Унсет. В переписке с Анной Тесаковой поэтесса, делясь своими впечатлениями от книги, пишет: «Лучшее, что написано о женской доле. Перед ней – Анна Каренина – эпизод». Цветаева читала и перечитывала этот роман несколько раз. Чем он так зацепил ее? Что общего между главной героиней трилогии и Мариной Ивановной? Проводя параллели между отдельными эпизодами из жизни Цветаевой и Кристин, автор показывает нам, как похожи судьбы этих двух женщин из разных эпох. Может быть, это сходство интуитивно почувствовала и сама Цветаева? Автор, погружая нас в литературное исследование, пытается найти ответ на этот вопрос.
Впервые эта книга была издана в 2000 году тиражом в 1000 экземпляров и сразу стала библиографической редкостью. В 2016 году издательство «Возвращение» решило книгу переиздать. У читателей вновь появилась возможность познакомиться с необычной работой Лины Кертман. О Марине Цветаевой написано много, но до сих пор ее творчество и жизнь, полная драматических событий, неизменно привлекают интерес всех поклонников русской литературы. Настоящее издание рассчитано на почитателей таланта Цветаевой.
83.3(2=Рус)6 К36 620245М-КХ 620246М-АБ |
Кертман Л. Душа, родившаяся где-то : Марина Цветаева и Кристин, дочь Лавранса / Лина Кертман. — Москва : Возвращение, 2016. — 157, [2] с. |
---|
Книга «Мне нравится, что Вы больны не мной» представляет собой сборник стихов Марины Цветаевой с краткой биографией ее жизни. Интересная находка составителя — на странице со стихотворением, на полях разместить любопытные заметки, относящиеся к данному произведению. Благодаря этим сведениям узнаешь, что известные строки:
«Мне нравится, что Вы больны не мной, |
— были написаны в 1915 году и посвящены будущему мужу Анастасии Цветаевой, Маврикию Минцу. Наверняка, у многих именно с этого стихотворения Марины Цветаевой зародилась любовь к ее поэзии.
Читая стихи Цветаевой, не замечаешь, как поэт заражает нас своим волнением, заставляет сопереживать ему, воспринимать стихи с безоглядным доверием. Стихи расположены в хронологическом порядке, и при знакомстве с ними как бы проживаешь жизнь самой поэтессы. Эта книга – самим подбором стихов – представляет читателю Марину Ивановну в качестве субъективного и пристрастного летописца своего времени, в чьем творчестве нашли отражение и революция, и гражданская война, и любовь, и эмиграция… Ее поэзия привораживает к себе людей разных биографий, возрастов, поколений.
Если выберете для прочтения эту книгу, получите удовольствие от хорошо проиллюстрированного издания, на страницах которого вы найдете интересные факты биографии Поэта и конечно, стихи…
83.3(2=Рус)6 Ц27 620092-КХ 620093-АБ | Цветаева М. Мне нравится, что вы больны не мной : лучшие стихи и биография : [16+] / Марина Цветаева. — Москва : АСТ, 2016. — 200, [1] с. : ил. — (Мировые шедевры. Иллюстрированное издание). |
---|
На протяжении многих лет сохраняется читательский интерес к биографическому жанру. Любителям этой литературы хорошо известна книжная серия «Жизнь замечательных людей». Аббревиатура ЖЗЛ знакома многим поколениям российских читателей. В 2017 году в серии ЖЗЛ вышла новая книга о Марине Цветаевой. Автор повествования – Илья Зиновьевич Фаликов, российский поэт, прозаик, литературный критик.
Писатель прослеживает путь своего героя, пытается понять для себя и открыть для читателя внутреннюю жизнь Марины Цветаевой. Перед нами проходит детство Цветаевой, ранние успехи на литературном поприще, личные увлечения, отношения с детьми, годы эмиграции, нищета, борьба с труднейшей реальностью… Несмотря на то, что биография Марины Ивановны полна драматизма, в ней было место неотступной вере в силу поэтического слова, верность поэзии. По поводу творчества Цветаевой в книге присутствуют интересные размышления автора. Например, Фаликов считает, что в поэмах Марины Цветаевой явно проглядывается будущий Высоцкий. И читая ее поэму-сказку «Царь-Девица», поневоле соглашаешься с этим мнением.
Сидит Царь в нутре земном, ус мокрый щипет, |
Еще эти строки очень напоминают «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. Филатова.
Автору удалось органично соединить свои комментарии со стихами, прозой, дневниковыми записями не только Цветаевой, но и тех людей, которые ее окружали. Преклоняясь перед великим даром женщины-поэта, автор реалистично оценивает все, что происходило на ее жизненном пути.
Книга рекомендуется к прочтению всем любителям и знатокам жизни и творчества Марины Цветаевой.
83.3(2=Рус)6 |
Фаликов И. З. Марина Цветаева. Твоя неласковая ласточка / И. З. Фаликов. — Москва : Молодая гвардия, 2017. — 854 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий; Вып. 1807 (1607). |
---|
Марина Цветаева — биография личная жизнь дети и тайна судьбы
К 130-летию Марины Цветаевой: нумеролог Кабарухина назвала причины любовных неудач поэта
Серебряный век русской литературы явил миру множество имен талантливых поэтов и писателей. Одним из ярких представителей своего времени стала Марина Цветаева. В этом году отмечается 130-летие со дня ее рождения.
Она не любила, когда ее называли поэтессой, и говорила о себе как о поэте. Непохожая на всех, хрупкая, чувственная, воздушная и в то же время сильная духом — такой была известна Марина Цветаева. Ее фигура в начале XX века стала масштабным явлением в поэзии серебряного века. Неповторимый стиль стихотворений поэта сделали ее творчество бессмертным. Но почитание пришло к Марине Цветаевой только после смерти.
Судьба уготовила ей множество несчастий. На долю поэта выпали Первая мировая война, революция в России, которую Цветаева не смогла принять, долгие годы эмиграции, возвращение на любимую Родину, где мужа и дочь Марины обвинили в государственной измене, начало Великой Отечественной войны. Усугубляли психологическое состояние поэта бурные романы, которые неизменно заканчивались разочарованием в любви. Печальные события заставили Цветаеву 31 августа 1941 года покончить жизнь самоубийством.
Злой рок и трагическая смерть были предопределены датой рождения поэта. В причинах трагедий Марины Цветаевой эксклюзивно для 5-tv.ru помогла разобраться Арзу Кабарухина, специальный психолог, парапсихолог, нумеролог, хиромант.
«Падали листья, я родилась»: дата рождения и код жизни Марины Цветаевой
Родилась Марина Цветаева 26 сентября по старому стилю (8 октября по новому) 1892 года. Но свой день рождения она отмечала на день позже, в православный праздник Иоанна Богослова. Ей хотелось верить, что, когда она появилась на свет, звонили колокола по всей России, возвещая о появлении на свет нового гения.
Марина Цветаева (справа) с сестрой Анастасией. Репродукция Фотохроники ТАСС
В обеих датах (по старому и по новому стилю) можно увидеть восьмерки. Эти цифры во многом наложили трагическую печать на жизнь женщины. Они повторялись в судьбе поэта неоднократно. Пусть и неосознанно, но и неслучайно, по мнению эксперта, Марина Цветаева избрала для ухода из жизни август (восьмой календарный месяц).
«По старому стилю стоит рок судьбы — 08, а его обойти невозможно, это и есть смерть! Видимо, она все-таки чувствовала, что уйдет. Это чувство могло также подавлять ее сознание, и в один из дней, который был кризисной датой, она это сделала», — сообщила парапсихолог.
Она также отметила, что в коде жизни Цветаевой много девяток, что говорит о выдающихся интеллектуальных способностях поэта и ее незаурядном мышлении.
«Девятки говорят о том, что это незаурядного ума человек со своим пространственным видением. <…> Конечно же, это человек-идеалист, который идеализировал этот мир и был беременным этим миром, если можно так сказать», — рассказала Арзу Кабарухина.
Даже по желанию поэта отмечать день рождения на следующий день после фактической даты говорит о том, что она пыталась подстроить свой мир под идеальную картинку, которую рисовала в своей голове.
«Есть у тебя еще отец и мать»: детство и юность Марины Цветаевой
Родителей Марины Цветаевой объединяла любовь к искусству. Ее мать — Мария Мейн — виртуозно играла на фортепиано. Она прививала детям любовь к музыке. Благодаря матери, Марина стала по-другому слышать и воспринимать мир. Отец поэта — Иван Цветаев — был создателем и первым директором Музея Изящных искусств (ныне Пушкинский музей). Его особенно интересовала античная мифология. Этот интерес передался и дочери.
Отец поэта — Иван Владимирович Цветаев. Фотохроника / ТАСС
По словам нумеролога, на первых этапах жизни поэту благоволила судьба, но ее рок закрывал от нее путь к счастью. Поэт постоянно находилась в состоянии колебания и резкой смены настроения.
«В семье она прекрасно родилась, получила прекрасное образование, но внутренний мир у нее был нестабилен. И, соответственно, из-за нестабильности внутреннего мира и великой идеализации у нее стоял рок судьбы», — отметила эксперт.
После смерти матери в 1906 году дети были предоставлены сами себе, так как отец не уделял им особого внимания. В эти годы Марина Цветаева, которая и до этого не отличалась покладистым характером, стала проводить эксперименты над собой: сидела на шампиньоновой диете, дважды стриглась налысо, несколько раз ночевала на кладбище, начала курить и пить рябиновую водку.
«Моим стихам, написанным так рано»: творчество Марины Цветаевой
Код жизни Марины Цветаевой показал, что для обретения счастья поэт должна была структурировать себя, ограничивать свое свободолюбие. Чтобы сдерживать собственные страсти, девушка начала творить.
Печатная машинка Марины Цветаевой в мемориальном доме-музее поэтессы. Павел Головкин / ТАСС
«У нее были программы проработки любви, и она влюблялась. Она разочаровалась, потому что есть определенная идеология, идеи и, соответственно, именно это привело ее к творчеству», — отметила парапсихолог.
Вдохновение для творчества Марина Цветаева черпала в своих любовных увлечениях. По словам нумеролога, она искала идеального спутника жизни.
«У нее были зависимости. Это может быть зависимость в любви. Скорее всего, она идеализировала эту любовь. <…> И, соответственно, когда человек не подходил под такие стандарты, которые были в ее голове, в ее душе, <…>, она разочаровалась», — рассказала специалист.
О чем говорят жесты Владимира Путина — скрытый язык президента РФ
Именно влюбленности и расставания, раздражающая ее неидеальность мира заставляли Цветаеву творить и развиваться в творческом плане.
«Она могла терпеть, терпеть, но потом выдать такие строки, что мурашки по коже идут», — сообщила нумеролог.
Первый сборник «Вечерний альбом» Марины Цветаевой вышел в 1910 году. Критика восприняла стихи благодушно. Многие известные поэты того времени разглядели талант молодой девушки и по достоинству оценили ее творения.
Одним из первых ценителей творчества Цветаевой стал поэт Максимилиан Волошин. Он даже пригласил девушку к себе в Коктебель. Крымский город изменил жизнь Марины.
«Я с вызовом ношу его кольцо»: семья Марины Цветаевой
В Крыму Марина Цветаева встретила своего будущего супруга Сергея Эфрона, связь с которым поэт пронесла через всю жизнь. Их объединяло что-то большее, чем просто чувства, какая-то мистическая сила тянула их друг к другу. Даже дата рождения у них была одна на двоих — Сергей Эфрон ровно на год был младше.
Портрет поэта в молодости. © РИА Новости
Приехав в Крым, Марина загадала, что выйдет замуж за того, кто подарит ей ее любимый камень. Исполнить желание девушки суждено было Сергею Эфрону. Молодой человек нашел на пляже сердоликовую бусину и подарил ее Цветаевой. Поэт поняла, что это судьба. К тому же, ей очень нравилось, что фамилия возлюбленного напоминала имя древнегреческого героя Орфея. Свадьба состоялась через полгода после их знакомства. Вскоре родилась первая дочь супругов, любимица Марины — Ариадна.
Снова матерью поэт стала через пять лет после появления на свет первенца. У супругов родилась дочь Ирина. Но Цветаева так и не смогла полюбить девочку. Возможно, малышка не демонстрировала тех творческих способностей, что были у Ариадны.
К тому же, время после рождения младшей дочери выдалось тяжелым для поэта. Марина оказалась вдали от мужа и не могла получить сведения о нем в течение нескольких лет. Сергей Эфрон во время Гражданской войны вступил в Белое Движение и участвовал в обороне Крыма. До Цветаевой доходили слухи, что ее супруг погиб. Сергей смог послать известия о себе только в 1921 году, когда эмигрировал в Чехию.
Цветаевой приходилось заниматься рутинной работой, чтобы содержать детей. Не вынеся трудностей и однообразия, Цветаева уволилась и от безысходности отдала дочерей в приют, представившись крестной матерью Ариадны. В детском учреждении Ирина умерла. После трагедии Цветаева забрала Ариадну и уехала к мужу в Прагу.
В третий раз Марина стала матерью во время эмиграции в 1925 году. Она родила сына Георгия. Мальчика дома ласково называли Мур. Марина Цветаева обожала ребенка и уделяла его воспитанию много времени. Но радости материнства сменились новыми трудностями. Семья долгое время не могла найти себе пристанище и часто переезжала из города в город, из страны в страну. За границей Цветаеву печатали мало.
Скудных заработков от редких публикаций стихов не хватало, чтобы прокормить четырех человек. Семья решила вернуться в Россию. Сначала приехал на Родину Сергей с Ариадной, потом Цветаева с сыном. Но вскоре после прибытия отца и дочь обвинили в государственной измене и арестовали. Марина снова осталась одна с ребенком. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила ее уехать в эвакуацию. Ариадну и Сергея она так больше и не увидела.
«Под лаской плюшевого пледа»: известные любовники Цветаевой
Поиск своей идеальной любви Цветаева продолжила и после свадьбы. У нее было множество романов. Но, выходя из неудавшихся отношений, она всегда возвращалась к Сергею. Супруг постоянно страдал из-за похождений жены, но все равно не мог отказаться от своей любви к Марине.
Марина Цветаева в молодости. www.globallookpress.com / Russian Look
Поэт быстро загоралась новым чувством и также быстро теряла интерес к партнеру. Стремительно возникающие увлечения и скорые разочарования заставляли Цветаеву совершать необдуманные поступки, вгоняли ее в депрессию.
В разные годы у Марины были отношения с другими знаменитыми поэтами: Осипом Мандельштамом, Борисом Пастернаком. В личной жизни Цветаевой были и отношения с девушками. По словам нумеролога, причиной такого влечения поэта являлись ее внутренняя нестабильность и огромное желание испытать настоящую любовь.
«Она не могла разобраться сама с собой. И где-то даже нарушала законы мироздания. Да, были какие-то, как я говорю, зависимости. Может быть, это зависимость в любви, великой любви. И она ее искала», — рассказала парапсихолог.
Два года Цветаеву связывал роман с поэтом-переводчиком Софьей Парнок. Ей Марина посвятила цикл стихотворений «Подруга». Ради возлюбленной поэт даже хотела уйти от супруга, но девушки внезапно расстались.
Находясь в эмиграции, Марина Цветаева встречалась с юристом и скульптором Константином Родзевичем, другом своего мужа. Их роман длился около полугода, но оказалось, что у молодого человека была невеста. Партнеры расстались мирно. Марина даже помогала девушке выбирать платье на свадьбу со своим бывшим возлюбленным.
«Еще меня любите за то, что я умру»: попытки самоубийства Цветаевой
Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…», в котором звучат эти строки, Марина Цветаева написала в 21 год. В произведении она просит читателя помнить о ней после того, как уйдет из жизни. Мысли о смерти преследовали поэта.
Задумываться о самоубийстве поэт начала еще в подростковом возрасте. По воспоминаниям родной сестры поэта Анастасии та предприняла первую попытку уйти из жизни в 12 лет, когда пошла топиться из-за того, что маленькая Ася не понимала ее серьезных мыслей. В следующий раз уйти из жизни Марина решила через четыре года из-за несчастной любви, но пистолет, из которого девушка стреляла, дал осечку.
I wanna be loved by you: легендарные наряды Мэрилин Монро
Причинами таких поступков, по словам нумеролога, могла быть низкая стрессоустойчивость поэта.
«Осмелюсь сказать, что, конечно, у нее в стрессоустойчивости по треугольнику Пифагора нет шестерки. А (это. — прим. ред.) говорит о том, что со стрессоустойчивостью просто была беда. И каждое ее расставание, каждая ее какая-то оплошность или несоответствие мира — это была трагедия», — сообщила нумеролог.
Любое расставание и трудности вводили Марину Цветаеву в депрессивное состояние. Возможно, попытки уйти из жизни она предпринимала в течение жизни еще не раз.
«Не быть тебе нулем»: почему Цветаева не смогла пережить 47 лет
Стихотворение, озаглавленное этой строчкой, поэт написала за два года до смерти и посвятила его своему сыну Георгию. Это было программное послание мальчику о том, чтобы тот не сдавался, не потакал прихотям общества во взрослой жизни. Возможно, стихотворение написано в одну из тех минут, когда Марина Цветаева снова думала о своей смерти.
Памятник Цветаевой в Москве. © РИА Новости / Антон Денисов
Трагически оборвалась жизнь поэта 31 августа 1941 года, ей было 47 лет. Марина Цветаева совершила самоубийство — повесилась на веревке, которую для упаковки багажа, что поэт брала с собой в эвакуацию, принес ей Борис Пастернак. По нумерологическим показателям это было время обнуления жизни, критический момент. По словам нумеролога, к трагической гибели Цветаеву привели именно ее романы и реальность, которая так и не стала походить на ту, что она придумала у себя в голове.
«И 47 лет, когда она находилась под нулем, то есть под пустотой, она подумывала о том, что зачем в этом мире ей жить. Мир не идеален», — отметила нумеролог.
Когда Марина Цветаева приняла решение уйти из жизни, она не знала, что ее супругу вынесен смертный приговор. Но возможно, она это чувствовала, что тоже наложило отпечаток на ее внутреннее состояние.
По словам эксперта, поэт могла пережить роковой рубеж. Для этого ей следовало проработать свои гордыню, волю, эго. Но нумерологические коды говорят, что все равно Марина Цветаева продолжила бы искать варианты ухода из этого мира, и трагедия все равно бы произошла через несколько лет.
Мужа Цветаевой — Сергея Эфрона — расстреляли в октябре 1941-го. Дочь Ариадна после долгих лет, проведенных в лагерях для политзаключенных, была реабилитирована. Она умерла в 1975-м, детей не имела. Обожаемый поэтом сын Георгий погиб в 1944-м. Ему было 19.
Ранее 5-tv.ru рассказывал о гениальных изобретениях Константина Циолковского.
Марина Цветаева «Восхваление богатых»
Не доверяя Советскому Союзу и его приверженцам коммунистам (а до них и большевикам), великая русская поэтесса Марина Цветаева тем не менее написала несколько разгромных стихов, которые были, по крайней мере, в часть, сочувствующая их антибуржуазным принципам. Тем не менее, даже в ее критике есть неожиданная глубина, противная легкой политизации. Возьмем, к примеру, прекрасную и ироничную «Восхваление богатых», которая тонко (и не очень тонко) стирает свой сюжет, принимая форму оды:
Во славу богатых
(перевод Дэвида Макдаффа)
При этом предупредив вас заранее
Что между нами много миль пространства,
Что я один из сброда,
И в жизни иметь честное место:
Под колесами всех излишеств,
Хозяин горбатых и калек, чудаковатых рыб…
При этом я кричу с крыш,
Объяви это — я люблю богатых.
За их корень гнилой, дряхлый,
Из колыбели зарастает рана,
Их руки бессознательно двигаются
Из карманов и к ним возвращаются.
За самые нежные просьбы, что изрекают их уста,
Каждый повиновался, как приказной зов,
И за то, что не попадут они в рай,
И не посмотрят тебе прямо в глаза.
За их тайны — спецдоставкой,
За их страсти — курьерской почтой,
За их ночи, которые им навязывают,
(Даже поцелуи и выпивку заставляют!)
И потому, что в их ватной зевоте,
Их позолоте, их счетном зуде
Они не могут купить меня, дерзкую выскочку,
Я утверждаю, что я люблю богатых.
Плевать на этот блеск, на бритый,
Этот пьяный, обеденный взгляд (я подмигиваю, и он мой),
Это внезапный взгляд трусливого,
Эти глаза с собачьим блеском,
Сомневающиеся…
весы установить на ноль?
Возможно, гири не слишком загружены?
Из-за всех изгоев мира
Самые жалкие.
Неприятная басня сообщает нам
Как некоторые верблюды проходят сквозь игольные уши.
… За их взгляд «До смерти я поражен»,
Когда они ссылаются на свои немощи
Как банкротство. «Я бы одолжил… Рад бы»
…За их тихие слова, произнесенные с подергиванием:
«Я считал каратами, был братом…»
Клянусь: я люблю богатых.
Есть несколько переводов, доступных для чтения в Интернете, и я некоторое время пытался заблокировать один из них для анализа. Книга Элейн Файнштейн незаменима и предлагает большой выбор творчества поэтессы, но я нашел ее перевод «Восхваления богатых» гораздо более свободным, странно запутанным и не таким доступным, как у Макдафф — даже если ее перевод более точное воспроизведение оригинального русского языка, по крайней мере, в буквальном смысле *. Конечно, в его прямолинейности есть прямота (как доморощенная), которой не хватает в более явно лирическом переводе Макдаффа, но если доступность для английского языка имеет первостепенное значение, то его версия получает одобрение.
Говорящий дистанцирован от богатых, и разрыв довольно большой, но уже вырисовывается парадокс, поскольку, несмотря на это расстояние, говорящий декламирует к ним привязанность (не меньше, чем с крыш). Больше, чем привязанность: любовь. Теперь все атрибуты советского агитпропа налицо: «честное» место бедного оратора, контрастирующее с богатым, их задавленное положение под колесами избытка, и следующие две строфы обостряют еще больше:
За их корень, что гнилой, дряхлый,
Из колыбели зарастает рана,
Их руки бессознательно двигаются
Из карманов и к ним возвращаются.
За самые нежные просьбы, что изрекают их уста,
Каждый повиновался, как приказной зов,
И за то, что не попадут они в рай,
И не посмотрят тебе прямо в глаза.
«С колыбели зарастает рана» — замечательный оборот фразы, а заключительный образ этой строфы — хороший психологический снимок. В чем бы ни состояла «любовь» говорящего, она, похоже, не в состоянии скрыть эти вопиющие недостатки. Однако появляется неожиданный оттенок сочувствия, особенно в четвертой строфе. Там, где можно было бы ожидать откровенно иронического тейкдауна, Цветаева вместо этого предпочитает смягчать удары. «За самые мягкие просьбы, которые делают их уста / Каждый повиновался, как приказной крик» вводит идею простого непонимания, а не тирании. Отсылка к басне о богаче и Лазаре из Евангелия от Луки дает возможность проявить сочувствие [да, богач Луки подвергается прямой критике, но его положение, по крайней мере, плачевно] и последняя строка, указывая при этом на комплекс превосходства , также указывает на возможную незащищенность, опираясь на образ рук, которые лезут в карманы и вынимают их из карманов, несмотря на их богатство. Этот парадокс становится яснее в следующих строфах:
За их секреты — спецдоставкой,
За их страсти — курьерской почтой,
За их ночи, которые им навязывают,
(Даже поцелуи и питье насильно!)
И потому, что в их ватной зевоте,
Их позолота, их счетный зуд
Они не могут купить меня, наглый выскочка,
Я утверждаю, что люблю богатых.
Что это? Оратор Марины Цветаевой не только сочувствует читателю богачам, но и рисует их мнимыми жертвами: как будто их кутежи ведутся без согласия. «За их секреты — специальной доставкой / Их страсти — курьерской почтой» — очень хорошие строки, которые заглушают личные удовольствия богатых, даже описывая их привилегии. Следующая строфа представляет собой любопытную инверсию статуса. «Наглый выскочка» одновременно и бьет кулаком, и смотрит свысока на своего более богатого коллегу, а любовь сохраняется. Обратите внимание, как Цветаева делает свой патернализм по отношению к богатым обоюдоострым, не останавливаясь на простом (то есть скучном) критическом портрете, как можно предположить, буржуазия .
Плевать на этот блеск, на бритый,
Этот пьяный, обеденный взгляд (я подмигиваю, и он мой),
Это тот внезапный взгляд малодушного,
Эти глаза с собачьим блеском,
Сомневающиеся…
весы установить на ноль?
Возможно, гири не слишком загружены?
Из-за всех изгоев мира
Это самые жалкие люди.
Если до этого симпатия говорящего была неясна, то к восьмой строфе она становится неизбежной. В переводе Файнштейна «Во славу богатых» не только говорится об их отверженной природе, но и о том, что они «сироты». Их скорбь почти детская. Приравнивание Марины Цветаевой богатых к собакам (хорошо сформулированное в большинстве переводов) особенно убедительно — здесь нет купороса, только жалость. Напевная схема рифмования ABAB, которую Макдафф использует в своем переводе, хорошо работает в этом отношении, поскольку кажется, что она исходит из патернализма говорящего. Это также отражает двойственную/дуэльную точку зрения богатых, которые по своей природе трусливы, но в то же время находятся под влиянием сил, находящихся вне их контроля.
Неприятная басня сообщает нам
Как некоторые верблюды проходят сквозь игольные уши.
… За их взгляд «До смерти я поражен»,
Когда они ссылаются на свои немощи
Как банкротство. «Я бы одолжил… Рад бы»
…За их тихие слова, произнесенные с подергиванием:
«Я считал каратами, был братом…»
Клянусь: я люблю богатых.
Оратор порочит знаменитое воззвание Христа и продолжает диагностировать патологии богачей. «…немощи / Как банкротство» — еще одна хорошая фраза и юмористическая формулировка, по-видимому, физиологической связи богатых со своим богатством. В этот момент рефрен говорящего о любви приобретает зловещий оттенок — особенно с добавлением «клянусь» — как будто ее/его также принуждают (возможно, той же безымянной силой?), но в данном случае , вынуждены постоянно подтверждать свою привязанность к высшему классу. Если это правда, критика приобретает вид отчаяния, а не просто снисходительности, жалости и/или сарказма. Кажется, что помимо содержательных наблюдений и переворотов в игру вмешивается что-то еще, что-то, что не играет фаворитов.
Способность Марины Цветаевой сочетать острую сатиру с настоящим пафосом и ее стремление к созданию всестороннего образа даже в таком коротком сардоническом стихотворении, как «Восхваление богатых», — лишь некоторые из признаков ее величия. Другие известные русские, не названные Мандельштамом и Пастернаком, не могли воспроизвести эти навыки с какой-либо значительной последовательностью, поскольку они были зациклены на революции и ее последствиях. Только что закончив биографию поэтессы, ее позиция против резкой политизации русского стиха и ее идентификация как поэта, прежде всего, а-ля Графи Каллен против Лэнгстона Хьюза, вероятно, указывают на то, почему она была просто лучшим писателем, чем, скажем, Маяковский или даже те поэты, которыми она восхищалась, как Александр Блок. Ее более длинные стихи показали, что она может поддерживать качество более десяти строф, поэтому я призываю любого читателя искать их (и все, что принадлежит Цветаевой).
Печальное окончание ее жизни на конце веревки в Елабуге – как беженки, чья поэтическая репутация подвергалась бесконечным нападкам за ее предполагаемую несовременность, ее отказ идти в ногу с требованиями партии – теперь, к счастью, , омраченный возрождением признательности за ее работу, хотя она, безусловно, заслуживает еще большего внимания. Усилие не обходится без трудностей: тот же мир, который осуждал занятие Марины Цветаевой поэтическим ремеслом выше пульсаций политического момента, все еще в движении и все еще нападает на честолюбивого поэта со всей свирепостью, на которую он способен; в этом мире Цветаева (через Файнштейна) все еще имеет право голоса:
Мне не нужны ни дырки
для ушей, ни пророческие глаза:
на твой безумный мир есть
один ответ: отказаться!
* Алексей Шеремет (носитель русского языка и сам поэт) предоставил мне более дословный перевод стихотворения. Его интерпретация, а также последующие комментарии помогли прояснить вопрос для моего собственного анализа по сравнению с соответствующими взглядами Макдаффа и Файнштейна на Марину Цветаеву.
* * *
Если вам понравилась эта статья, посмотрите automachination Канал YouTube и подкаст ArtiFact. Недавние выпуски включают интервью с певицей Евой Шуберт о написании хороших песен, философский взгляд на китч, эстетику и NFT с британским художником Итаном Пинчем, а также длинное обсуждение классического сборника рассказов Эдварда П. Джонса «Затерянные в городе». .
Еще от Иезекииля Ю: Двойное уныние: «Офисное пространство» (1999) против «Часовщиков» (1997), Анализ: «Человек, несущий вещь» Уоллеса Стивенса, «Грация зрелища»: о «Царстве небесном» Ридли Скотта (2005)
Страница не найдена | лингва фенника
Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может, попробовать поискать?
Искать: Архивы Выберите месяц Декабрь 2022 (1) Ноябрь 2022 (2) Октябрь 2022 (1) Июль 2022 (2) Июнь 2022 (1) Май 2022 (1) Апрель 2022 (6) Март 2022 (2) Февраль 2022 (2) Январь 2022 ( 1) декабрь 2021 (1) ноябрь 2021 (2) октябрь 2021 (1) август 2021 (1) июль 2021 (1) май 2021 (1) апрель 2021 (1) март 2021 (4) февраль 2021 (1) январь 2021 ( 3) декабрь 2020 г. (4) ноябрь 2020 г. (2) сентябрь 2020 г. (1) август 2020 г. (1) июнь 2020 г. (1) май 2020 г. (5) апрель 2020 г. (5) март 2020 г. (3) февраль 2020 г. (1) январь 2020 г. ( 2) декабрь 2019 г.(4) сентябрь 2019 г. (1) август 2019 г. (2) июль 2019 г. (1) июнь 2019 г. (6) май 2019 г. (1) апрель 2019 г. (1) март 2019 г. (2) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (3) декабрь 2018 г. (1) ноябрь 2018 г. (2) октябрь 2018 г. (2) сентябрь 2018 г. (3) август 2018 г. (2) июль 2018 г. (5) июнь 2018 г. (3) май 2018 г. (4) апрель 2018 г. (4) март 2018 г. (10) февраль 2018 г. (5) январь 2018 г. (8) декабрь 2017 г. (13) ноябрь 2017 г. (12) октябрь 2017 г. (7) сентябрь 2017 г. (7) август 2017 г. (6) июль 2017 г. (10) июнь 2017 г. (7) май 2017 г. (6) апрель 2017 г. (8) март 2017 г. (9) Февраль 2017 г. (9) Январь 2017 г. (8) Декабрь 2016 г. (14) Ноябрь 2016 г. (11) Октябрь 2016 г. (12) Сентябрь 2016 г. (16) Август 2016 г. (19) Июль 2016 г. (13) Июнь 2016 г. (16) Май 2016 г. (18) ) Апрель 2016 г. (17) Март 2016 г. (22) Февраль 2016 г.