Марина Цветаева и Константин Родзевич
Любовь — костер, в который бросают сокровища.
Друзья, тема же этого поста со мной уже месяц..Он настолько вяло писался, что живость из него совершенно ушла, но не бросать же на половине пути…Но в процессе написания, как на гору поднималась….
Пост, не смотря на мои намерения сделать его кратким и интригующим, получился огромный и только оброс подробностями…
Марина Цветаева и Константин Родзевич. Обреченный роман, в декорациях старой готической Праги, поделивший жизнь Марины на до и после….
До того момента, как я решила написать о музее, я и не знала о существовании Родзевича.
В официальных биографиях о нем не упоминали, а какие-то сплетни я обычно читаю случайно — непопадались.
Когда я подбирала фотографию для того поста — про музей — перелистала многие — искала какую-то небанальную фотографию…
Но обнаружила вот эту:
и эмоциональные комментарии под ней…
несомненно.
.. хорош, шикарный мужик….
кто же это?
Константин Болеславович Родзевич — человек загадочный.
Ничего о нем со стопроцентной уверенностью сказать нельзя…
Родился в 1895 году в семье поляка — врача императорской армии. В гражданской войне командовал флотилией в южной части Днепра и был на стороне красных, но однако попал в плен к белым, и стал сотрудничать с ними…С ними же после поражения белогвардейской армии он оказывается в Праге, где знакомится с Сергеем Эфроном, который тогда активно поддерживал белое движение….И вот здесь противоречивая информация кто из них кого завербовал…
Но со встречи ли с Родзевичем его интересы обратились к новому советскому государству…С какого времени сам К. Р. стал сотрудничать с коммунистами тоже нельзя сказать…так же как и было ли это вообще? Ну на то он и шпион) Но его выдало время..
Он еще повоюет в Испании под именем Луиса Кордеса, попадет в плен в немецкий концлагерь из-за участия во французском сопротивлении.
…
но из всех перепетий судьба выпутывала его невредимым…
Ему хватит благоразумия не возвращаться в СССР.
После шпионских и военных приключений он неожиданно увлечется рисунком и деревянной скульптурой, хотя до этого никакого интереса к искусству не проявлял. Неужели и это — прекрытие…
Такой богатой биографии хватило бы на несколько жизней,
Он умрет в глубокой старости, осмысливая свою отважную жизнь..и вспоминая о Марине — забыть о ней ему не дадут…
но, не будем забегать вперед)
Кстати , почему Прага?
Оказывается, Чехословацкое правительство..само пригласило русских белоэмигрантов продолжить прерванную революцией работу или учебу, им даже платили стипендию. Сейчас это кажется невероятным.
Сергей Эфрон учился на филосовском факультете. Константин Родзевич — получал профессию юриста (он вообще много учился и до этого — в Петербурге и Варшаве, а после Карлова университета, перехав в Париж будет посещать Сорбону).
Нового друга мужа, невысокого и молчаливого Константина, Марина не сразу заметила, его же по версии же эта была «любовь с первого взгляда».
Все началось с прогулок, которые она так любила..
Он часто сопровождает Цветаеву (обычно вместе с Алей) по чешским холмам, лесам, долинам.
«Мой спутник – молоденький мальчик , простой, тихий <…> Называет мне все деревья в лесу и всех птиц. Выслеживаем с ним звериные тропы <…> Он сам, как дикий зверек, всех сторонится. Но ко мне у него доверие. Стихов не любит и не читает», – так описывает Цветаева Родзевича в письме к Бахраху в середине августа 1923 года. (Александр Бахрах — это еще одно, предыдущее платоническое увлечение М,Ц.)
К концу же августа они стали делать первые шаги навстречу.
«Молоденькому мальчику» было 28 лет, Марине — 31.
Первое письмо пишет Марина. Привожу его полностью:
<27 августа 1923 г.>
«Мой родной Радзевич,
Вчера, на большой дороге, под луной, расставаясь с Вами и держа Вашу холодную (NB! от голода!) руку в своей, мне безумно хотелось поцеловать Вас, и, если я этого не сделала, то только потому, что луна была — слишком большая!
Мой дорогой друг, друг нежданный, нежеланный и негаданный, милый чужой человек, ставший мне навеки родным, вчера, под луной, идя домой я думала (тропинка летела под ногами, луна летела за плечом) — «Слава Богу, слава мудрым богам, что я этого прелестного, опасного, чужого мальчика — не люблю! Если бы я его любила, я бы от него не оторвалась, я — не игрок, ставка моя — моя душа! — и я сразу потеряла бы ставку.
Пусть он любит других — всех! — и пусть я — других — тьмы тем! — так он, в лучшие часы души своей — навсегда мой»…
И многое еще думала.
Радзевич, сегодня утром письмо — экспресс. Приедете — прочтете. Я — глубоко-счастлива, в первый раз, за месяц, дышу. (Нет, вчера, под большой луной, держа Вашу руку в своей, тоже дышала, хотя не так… покойно!) Полюбуйтесь теперь игре случая: целый месяц — почти что день в день — я молчала: жила стиснув губы и зубы, и нужно же было в последний день, в последний час…
Что-то кинуло меня к Вам. Вы были мудры и добры, Вы слушали, как старый и улыбались, как юный. У меня к Вам за этот вечер — огромная нежность и благодарность навек.
Теперь, Радзевич, просьба: в самый трудный, в самый безысходный час своей души — идите ко мне. Пусть это не оскорбит Вашей мужской гордости, я знаю, что Вы сильны — и КАК Вы сильны! — но на всякую силу — свой час. И вот в этот час, которого я, любя Вас, Вам не желаю, и которого я, любя Вас — Вам всё-таки желаю, и который — желаю я или нет — всё-таки придет — в этот час, будь Вы где угодно, и что бы ни происходило в моей жизни — окликните: отзовусь.
Это не пафос, это просто мои чувства, которые всегда
БОЛЬШЕ моих слов.
Этого письма не закладывайте в книгу, как письма Ваших немецких приятельниц, уже хотя бы потому, что оно менее убедительно, чем те.
А пока — жму Вашу руку и жду Вас, как условились.»
(с)
«Не люблю» в это письма почти то же самое что «люблю»…
28 августа Цветаева, Родзевич и Аля опять прошли около 30 км…
Это фото с одной из многочисленных прогулок, Марину вы узнаете) Радзевич — крайний справа, Эфрон — слева во 2 ряду.
Сближению способствовало еще удобное обстоятельство, Ариадна никогда не училась в гимназии — ее, как могла учила Марина. Сергей настоял на том, что нужно и официальное образование. Русская гимназия находилась не в самой Праге, а в Моравской Тшебове — деревне под Прагой. Ничего не подозревающий Эфрон уехал с Алей поступать, Марина должна была присоединиться позже: она не хотела разлучаться с дочерью, помня чем закончилась разлука с детьми в Москве.
Вероятно в те несколько свободных от «семейных обстоятельств» дней и началось их настоящее сближение….совершенно нетипичном для Марины формате. Как горяча, искренна и затем — великодушна была она в своей любви.
Следующее письмо-
<8 сентября 1923 г.>
«Дорогой Радзевич
(Простите за а, но я веду Вас — от Радзвиллов!)
<….далее рассказ о поступлении Али и вообще письмо полуисповедального плана.>…..
«Я еще не поблагодарила Вас за Вашу заботу и за всю Вашу дружбу, настоящие чувства тем тяжелы, что зажимают нам рот. Чуть-чуть поделки — и уста уже глаголят! Но когда подделки нет, чувства всей тяжестью падают на дно, душа нашу душу и глуша слова. Я никогда не смогу сказать Вам как Вы за эти несколько дней стали мне дороги»
затем письма и
<11 и 12 сентября 1923 г. >
«Дорогой Радзевич,
Это — деловое письмо.
Буду в Праге в понедельник, 17 -00, в 4 ч.
дня с чем-то (не минут что-то), на Массариковском вокзале, и была бы рада, если бы Вы, оторвавшись от ваших обычных
заседания и лицемерий, оказались на том же вокзале и в тот же час.
<…..>
Ваша жизнь, при счастливом стечении обстоятельств, может обратиться в сплошное расписание поездов!
<….>»
Конечно письмо совершенно не деловое, очень подробное, нет никакой возможности привести его полностью,
так много хотят рассказать только самому близкому человеку..
Некоторое время их жизнь действительно превратилось в ожидание поездов — и встреч.
На первом плане — чувства, а то что за ними — семья, быт — лишь поднадоевший бэкграунд. С Сергеем ее держит (и удержит) долг — обещание самой себе..и дочь…
Хотя на первом плане все же долг. «Если Бог сделает чудо – оставит вас в живых, – писала она, когда от Эфрона в гражданскую войну 2 года не было вестей – я буду ходить за вами, как собака…», и чудо случилось.
Он оказался жив…и ждал ее в Праге.
об этом обещании же себе она вспомнила и когда уезжала в СССР, дописав на том же листе «вот и поеду, как собака»
Но была ли это любовь?
Запись от 5 декабря 1923 г. (во время романа с Р.) в черновой тетради «Тезея»:
«Личная жизнь, т. е. жизнь моя в жизни (т. е. в днях и местах) не удалась. Это надо понять и принять. Думаю — 30-летний опыт (ибо не удалась сразу) достаточен. Причин несколько. Главная в том, что я — я. Вторая: ранняя встреча с человеком из прекрасных — прекраснейшим, долженствовавшая быть дружбой, а осуществившаяся в браке. (Попросту: слишком ранний брак с слишком молодым. 1933 г.)».
Мягкий и романтичный Сергей Эфрон полная противоположность Константина, однако при внешнем сходстве.
Хотя его родители были народовольцы Елизавета Дурново и Якоб Эфрон, но мироощущении это никак не отразилось, да и родители умерли до его совершеннолетия.
<22-го сентября 1923 г>
.
..Арлекин! — Так я Вас окликаю. Первый Арлекин за жизнь, в которой не счесть — Пьеро! Я в первый раз люблю счастливого, и может быть в первый раз ищу счастья, а не потери, хочу взять, а не дать, быть, а не пропасть! Я в Вас чувствую силу, этого со мной никогда не было. Силу любить не всю меня — хаос! — а лучшую меня, главную меня. Я никогда не давала человеку права выбора: или всё — или ничего, но в этомвсё — как в первозданном хаосе — столько, что немудрено, что человек, пропадал в нем, терял себя и в итоге меня…
Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила единство неба и земли. О, землю я и до Вас любила: деревья! Всё любила, всё любить умела, кроме другого, живого. Другой мне всегда мешал, это была стена, об которую я билась, я не умела с живыми! Отсюда сознание: не — женщина — дух! Не жить — умереть. Вокзал.
……
Милый друг. Вы вернули меня к жизни, в которой я столько раз пыталась и все-таки ни часу не сумела жить
….
Вы меня просто п о л ю б и л и.
..
***
…Люблю Ваши глаза… Люблю Ваши руки, тонкие и чуть, холодные в руке. Внезапность Вашего волнения, непредугаданность Вашей усмешки. О, как Вы глубоко-правдивы! Как Вы, при всей Вашей изысканности — просты! Игрок, учащий меня человечности. О, мы с Вами, быть может, оба не были людьми до встречи! Я сказала Вам: есть — Душа, Вы сказали мне: есть — Жизнь.
Всё это, конечно, только начало. Я пишу Вам о своем хотении (решении) жить. Без Вас и вне Вас мне это не удастся. Жизнь я могу полюбить через Вас. Отпустите — опять уйду, только с еще большей горечью. Вы мой первый и последний ОПЛОТ (от сонмов!) Отойдете — ринутся! Сонмы, сны, крылатые кони… И не только от сонмов — оплот: от бессонниц моих, всегда кончающихся чьими-то губами на губах.
Вы—мое спасение и от смерти и от жизни, Вы—Жизнь (Господи, прости меня за это счастье!)
Мой Арлекин, мой Авантюрист, моя Ночь, мое счастье, моя страсть. Сейчас лягу и возьму тебя к себе. Сначала будет так: моя голова на твоем плече, ты что-то говоришь, смеешься.
Беру твою руку к губам — отнимаешь — не отнимаешь — твои губы на моих, глубокое прикосновение, проникновение — смех стих, слов — нет — и ближе, и глубже, и жарче, и нежней — и совсем уже невыносимая нега, которую ты так прекрасно, так искусно длишь.
Прочти и вспомни. Закрой глаза и вспомни. Твоя рука на моей груди, — вспомни. Прикосновение губ к груди <…>*
Друг я вся твоя.
(с)
——————-
О романе говорила вся эмигрантская Прага. Отели, кафе… Даже в письмах есть: «не могу больше по кафэ»
Сергей Эфрон все узнал последним или — до последнего не хотел верить. Пережив много платонических (или хотя бы тайных) романов жены, в том числе и страсть к его собственному брату и любовь к Софье Парнок такого откровенного обмана стерпеть не смог и предложил разъехаться.
В то время он пишет Максимилиану Волошину (на даче у которого они и познакомились):
«Марина – человек страстей.
Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас – не важно… Всё строится на самообмане… Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно… Нечего говорить, что я на растопку не гожусь уже давно…»
«Я одновременно и спасательный круг, и жернов на ее шее. Освободить ее от жернова нельзя, не вырвав последней соломинки, за которую она держится»
И он даже не против расставания, но понимает, что для Родзевича — «маленького Казановы», как он прозвал его за невыской рост и большой успех у женщин, Марина — лишь очередное увлечение.
Первые две недели она металась от одного к другому. Была в отчаянии, похудела, даже ходила к гадалке:
«Жить изменами не могу. Явью не могу. Моя тайна с любовью нарушена. Тайная жизнь… Что может быть слаще? Мое… Ошибка Сергея в том, что он захотел достоверности и превратил мою жизнь в очередное семейное безобразие.
Право на тайну – это нужно чтить…» и «пока он не знал — я не была виновата»…
Однако она выбирает мужа. Возможно уже предчувствуя — эта яркая связь все равно будет недолгой. А может и потому что яростно бороться за нее Родзевич был не готов.
из того же за 22 сентября 1923:
«Друг, помни меня.
Я не хочу воспоминаний, не хочу памяти, вспоминать то же, что забывать, руку свою не помнят, она есть. Будь! Не отдавай меня без боя! Не отдавай меня ночи, фонарям, мостам, прохожим, всему, всем. Я тебе буду верна. Потому что я никого другого не хочу, не могу (не захочу, не смогу). Потому что то мне даешь, что ты мне дал, мне никто не дает, а меньшего я не хочу. Потому что ты один такой.»
Уже на закате жизни Константин признается:
«Именно по моей слабости наша любовь не удалась. У меня, стоящего на бездорожье, не было возможности дать ей то, что она ждала. Она меня тащила на высоты, для меня недосягаемые. Мне было тяжело быть ненастоящим.
.. Марина дала мне большой аванс. Все это выкристаллизовалось теперь. Сейчас я люблю ее глубже и больше».
Это его рисунки «не столько строго портретных черт, сколько чисто субъективных отображений»
Отрывки — только из Марининых писем. Письма Р. вероятно не сохранились (или не сохранялись).
<24 октября 1923>
«Весь мой прошлый год прошел так. Встретившись с Вами я встретилась с никогда не бывшим в моей жизни: любовью-силой, любовью-высью,
любовью-радостью. Ваше дело довершить, или, устрашившись тяжести бросить. Но и тогда скажу, что это в моей жизни было,
что чудо — есть, и благославлю Вас на все Ваши грядущие дни.»
<20 ноября 1923 года>
«Твоя улыбка. Вижу ее. Где и когда я смогу тебе закинуть за шею руки — прижаться — так. Немного послушать сердце!
Раздвинуть рубашку на груди и губами прослушат сердце.
Ведь я помню тебя!»
«Спала сегодня в Вашем халате.
Я не надевала его с тех пор, но сегодня мне так одиноко и отчаянно, что надела его, как частицу Вас.»
«Пока Вы есть в моей жизни — все живет. Условная жизнь. Жизнь при одном условии.»
«Я всегда хотела любить, всегда исступленно мечтала слушаться, ввериться, быть вне своей воли (своеволия), быть в надежных и нежных руках.
Слабо держали — оттого уходила. Не любили — любовались: оттого уходила.»
<23 сентября 1923 года>
Господи, какое это счастье все любить — в одном.
<25 сентября 1923 года>
Здесь Вы…врач души, потому, что это прежде всего — болезнь души: безумие гордости или как еще назовете.
Ваше дело сделать меня женщиной и человеком, довоплотить меня. Сейчас или никогда. Моя ставка очень велика.
К. Родзевич — в 30-е г.г.
<5 октября 1923 года>
«Вижу твою издалека-подскрадывающуюся улыбку. Вкрадчивость, она у Вас во всем: в шаге, в голосе, в поцелуе руки.
Вы вкрадываетесь в душу. — Вор! -«Восхитительно целует руку», — это одна из моих первых оценок»
«Помню одно Ваше слово, глубочайшее из слышанных мною о любви: «Любить — на это тоже нужна сила»
<4 декабря 1923>
«Друг, я Вас знаю другим: настоящим. Иным Вас не знаю. За все наше долгое приятельство — ни одной фальшивой ноты.
Я имела редкое счастье Вас не нравиться и потому видеть Вас настоящим. Вслед за этим я имела редкое счастье — быть
Вами любимой: углубленная и усугубленная настоящесть.»
<15 января 1924 года>, уже после вынужденного отдаления, переписка все еще продолжается ..
«Благодарна Вам каждый миг своей жизни. Вся любовь, все душа, все мысли — с Вами. Когда кто-нибудь передает от Вас привет, сердце останавливается.»
Последнее — 31 письмо датировано 1938 годом. Марина приглашает его погостить, встретиться.
Более чем 10-летний перерыв? И все ли письма сохранились? Этого мы никогда не узнаем.
…..
История появления писем тоже интригующая
Константин Болеславович письма хранил всю жизнь. Даже те что Марина просила уничтожить.
И в 1960 году — попросил перевезти их в СССР и отдать Ариадне Эфрон.
Биографы говорят об этом поступке как о легкомысленном: воспользовался случаем и отдал первому встречному, письма могли и не дойти до Али.
Но письма доставили в Тарусу.
Она распечатала — посмотреть нет ли письма для нее. И, не читая — запечатала обратно. И засекретила до 2000 года, как и большую часть архива, чем самым продлила и творческую жизнь Марины и интерес к ней, как к поэту..
С этим и связано появление большого количества исследователей, биографических книг, фильмов и прочего…
Письма были только один раз напечатаны в Ульяновске в 2001 году.
Скан этой книги вы можете скачать здесь. Тексты и фотокопии писем перемежаются с видами старой Праги…Очень красиво.
«Буду думать о Вас все праздники и всю жизнь
(Руки вымойте, письмо сожгите)»
Кроме писем и стихов у этого романа возможно был и другой итог — сын Георгий. Свидетели тех событий были точно уверены — это сын Родзевича.
Марина же утверждала Мур — сын от мужа — обещанный сын, Сергей решил назвать его Георгием, Марина же внутри дала ему имя Борис — в честь Пастернака (эпистолярный роман с которым продолжала всю жизнь).
«Георгий» — ей не очень нравилось, но с мужем спорить не стала, про себя назвав мальчика Муром — да, от кота.
» Жалко, что вы не видели нашего прелестного мальчика, — напишет деликатный Сергей Эфрон друзьям, — на меня не похож совершенно. Вылитый Марин Цветаев».
Сына она очень любила, избаловала до крайности, впоследсвие сама страдая этого воспитания. Он вырос вспыльчивым, амбициозным, незрелым, несчастным… Выросший в Европе, он так хотел, но не смог принять советскую действительность. Вел дневник — сразу на двух языках русском и французском- тоже любопытный документ эпохи.
Мур, до смерти боящися… смерти (поэтому он не пришел даже к матери на похороны) погиб на фронте в 1943 г — в 19 лет.
на фото все трое
«К рождению Мура я отнесся плохо. Я не хотел брать на себя никакой ответственности. Думаю, со стороны Марины было ошибкой оставлять эту неясность. Но она так и не сказала мне правды. Я принял для себя наиболее легкое решение, что Мур — сын Сергея Яковлевича».
В 70-е годы Вера Трэил, знавшая всех участников драмы спросила у Родзевича:
-Почему вы расстались? Ведь Марина любила тебя?
— Любила? Не знаю. Она меня выдумала. Быть таким героем, каким она меня придумала, я не мог. Кроме того, главное, — Серёжа был мой друг, я его предал, и потом мне стало стыдно.
В 1926 году он женился на Марии Булгаковой, дочери религиозного философа Сергея Булгакова. Выбор конечно очень странный, со всех точек зрения…
«Любите ее?» – «Нет, я Вас люблю». – «Но на мне нельзя жениться» – «Нельзя».
– «А жениться непременно нужно?» – «Да, пустая комната… И я так легко опускаюсь». – «Тянетесь к ней?» – «Нет! Наоборот: даже отталкиваюсь». – «Вы с ума сошли!» — такой разговор с Р. пересказывает М.Ц. в письме к подруге.
«Произошел не разрыв — расхождение. Я предпочел налаженный быт», — утверждал он сам много лет спустя.
<5 мая 1926 года>
…Милый Радзевич, я совсем не радуюсь вашей женитьбе, но — раз вы решили, мне нужно вам помочь.
Не радуюсь, потому что это — житейский шаг, а дело — жизни, двух жизней, (ребенок) — трех.
Будьте счастливы — не женой, так Парижем, летом и — от сердца говорю — моей дружбой, которая стоит моей любви.
М.Ц.
На свадьбу Марина приготовила невесте подарок — переписанную от руки Поэму Горы, написаную в разгар романа с ее «женихом» — она считается одной из лучших поэм о любви вообще.
И почти в каждой статье об этом сквозит ирония — «ну какая же гора — это низкорослый Р.
» ну уж нет..и высоту и независимоть своего духа он доказал
«На днях у меня была прелестная встреча с женой героя поэм «Горы» и «Конца»… От неё я впервые узнала, что мама подарила её на свадьбу с «героем» — от руки написанную «Поэму горы»! Не ужас ли? И не прелесть ли? Вся мама — в этом ядовитом даре…», — напишет Ариадна Эфрон в воспоминаниях.
Но она посвятила этому браку стихи и пощлеще — Попытку ревности.
….
Как живётся вам с товаром
Рыночным? Оброк — крутой?
После мраморов Каррары
Как живётся вам с трухой?
Конечно М. Булгакова читала эти строки и знала кому они были посвящены: «трухой» и «простою, женщиною без божеств» называть дочь религиозного философа как-то некоректно…..
И еще Булгакова вспоминает:«Однажды мне было очень неприятно найти, уже после нашей свадьбы, в его кармане пламенную призывную записку от нее . Она всегда так поступала»
Брак не сложится.
Разойдясь с Родзевичем, Муна Булгакова всегда отзывалась о нем очень плохо: это «полное ничтожество,очаровательная свинья»
* * *
Уже после «оттепели» биографы Марины и журналисты пытались хоть что-то выпытать у К.
Р. но он хранил молчание, на вопросы отвечал очень скупо…
«И для чего я призван вами уточнять — где, когда и при каких обстоятельствах происходили мои встречи с Мариной? Пусть стихи и
поэмы Марины Цветаевой говорят сами за себя»,
За три месяца этих отношений Цветаева написала 90 стихотворений, в том числе «поэму горы», «поэму конца», овраг и многие другие — много позже..
Это самый плодотворный период ее творчества и самая яркая «муза».
это тоже рисунок К.Р,
Принято дописывать, что три месяца были самыми важными в его жизни и т.д. и т.п.
Что в конце жизни он наконец «одумался»…
«Сейчас я люблю ее глубже и больше», — как мне кажется, это сказано на эмоциях…
Чего не скажешь, когда от тебя требуют признаний и выпытывают, как на допросе. А все ли он мог сказать….?
И «вычищать» себя, сочинять себя нового, никогда-не-бывшего было бы глупо..
По-мне он очень достойно держался.
..
«Она меня тащила на высоты для меня недосягаемые. Мне нужна была жизнь проще»
И стихов ее он не любил.
Марина спустя годы тоже будет утверждать, что Родзевич — главная любовь ее жизни….
“Ты, меня любивший дольше
Времени. — Десницы взмах! —
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах…”
Родзевич дожил до мировой славы Цветаевой и понял, что, сам того не желая, тоже попал в историю литературы.
«В 1960 году он даже приезжал в СССР, встречался с Ариадной, судя по воспоминаниям, они совершенно очаровали друг друга». — строка нуждается в уточнении!!!
уточните, источники противоречат друг другу, вряд ли он все же приезжал, но и она тем более не могла выехать..
Но вряд ли отдаленный во времени шквал цветаевских страстей виделся ему подарком судьбы. Скорее поставил его в неловкое положение, и ему пришлось балансировать на грани правды, замалчивая сомнительные места.
В своем кратком биографическом очерке, написанным по просьбе биографа М.Ц. Анны Саакянц он пишет:
Теперь мне исполнилось 83 года. Это возраст, когда, как полагается, уже давно пора уходить на покой. Но всем ли удастся на склоне лет достигнуть душевного покоя?…
… Там, в Праге, произошла моя встреча с Мариной Цветаевой, память о которой я бережно проношу сквозь всё нарастающую гущу времени? Наша любовь и наша разлука живо отражены в стихах и поэмах самой Цветаевой. Поэтому я воздерживаюсь от всяких комментариев. Можно ли заурядными словами передать то, что стало достоянием поэзии?…»
Он проживет еще 10 лет. И умрет в возрасте 93 лет в 1988 году, в Париже, в доме престарелых.
Среди его вещей была обнаружена пачка писем Веры Гучковой-Трейл — его давней возлюбленной и сподвижницы.
PS
По мотивам этой связи (и вообще эмигрантской жизни Цветаетвой) недавно снят фильм «Зеркала». Не могу его ни прокомментировать.
Актеры там отвратительные.
..
Марина — слишком лощена и красива — полуахматова какая-то. И образ и костюмы — совершенно мимо, такая фальшь.
Родзевич — некрасив вовсе и даже необаятелен, похож на слащавого ведущего программы «Охота» с челябинского ТВ.)))))
Эфрон — неплохо, но как и все — не похож внешне совершенно.
Отвратительный неправдоподобный грим — не лучшая статья для экономии. А преукрашательство — совсем неуместно
Перегнут и сюжет — опустились до реальной клюквы, есть там сцены конечно…которые могла сочинить только женщина, даже не так..чисто «бабская» режессура.
Единственное что понравилось — сценография, работа оператора, в принципе постановка кадра, реквезит — обстановка, визуальная часть — если не считать людей — хороша.
Если кому интересно вот ссылка.
также видео есть вконтакте https://vk.com/video-25342341_169411239
и, повторюсь
https://yadi.sk/i/i68gSKXYtQtfQ — скачать все письма
использованные мною ссылки
https://www.youtube.com/watch?v=nPeeN-FiUkc документальный фильм
http://www.
liveinternet.ru/users/4514961/post242578005/
http://www.liveinternet.ru/users/sekretar/post243693258/
https://sites.google.com/site/galainterfil/istoria/licnosti/kr
http://www.chayka.org/node/590
http://studopedia.org/5-87484.html
http://vilavi.ru/sud/240507/240507.shtml
http://vginekolog.ru/magazine/historical-woman/marina-cvetaeva-vseh-golov-mne-dorozhe-volosok-odin-s-moej-golovy
http://www.andersval.nl/publikatsii/484-proza/ocherk/8284-bezmernost-mariny-o-m-tsvetaevoj-gl-17-20
http://e11enai.livejournal.com/2206.html
Tags: Марина Цветаева, литература, поэзия
Марина Цветаева — Письма к Константину Родзевичу
Марина Цветаева Письма к Константину Родзевичу. — Ульяновск.: Ульяновский Дом печати. — 2001. — 200 С.
Наконец-то, я получила эту, давно разыскиваемую, книгу! В совершенно новом состоянии. Альбом прекрасно издан. Каждый разворот книги содержит факсимиле — на одной стороне, и текст письма — на другой. Письма перемежаются прекрасными фотографиями старой Праги.
Конечно, чужие письма читать неловко, но это же писал ПОЭТ! И письма эти похожи на поэзию в прозе.
Роман Марины Цветаевой и Константина Родзевича случился в Праге в 1923 году. Родзевич учился в университете вместе с Сергеем Эфроном и был дружен с ним. Читала у Анискович, что он сотрудничал с советскими спецслужбами, был участником сопротивления, узником концлагеря, но в СССР не вернулся. Дожил до глубокой старости и умер в Париже. Был он симпатичным обаятельным молодым человеком, но , на мой взгляд, ничего особенного из себя не представлял. Марина увлеклась не им, а каким-то фантомом, созданным ею самой. «Люблю Ваши глаза: Люблю Ваши руки, тонкие и чуть-чуть холодные в руке. Внезапность Вашего волнения, непредуганность Вашей усмешки. О, как Вы глубоко правдивы! Как Вы, при всей Вашей изысканности, просты! Игрок, учащий меня человечности. О, мы с Вами, быть может, не были людьми до встречи»- писала Марина в своих письмах. Родзевичу она посвятила «Поэму горы», «Поэму конца» и несколько стихотворений.
Много боли доставила эта любовь Марины ее мужу. Даже есть мнение, что отцом Мура — сына Цветаевой — является Родзевич. Но, как пишет Белкина в своих воспоминаниях — М.И. была уверена, что Мур — сын Сергея. Родзевич никаких комментариев по этому поводу не оставил.
В конце жизни К.Р. передал письма Марины Цветаевой Ариадне Эфрон, которые она поместила в литературный архив, не распечатывая. Согласно ее распоряжению письма эти, как и некоторые другие личные записи, были закрыты до 2000 г. И вот в 2001 г. при участии сотрудников Музея-квартиры М.И. Цветаевой в Болшево Письма к Родзевичу были напечатаны.
«Я не хочу воспоминаний, не хочу памяти, вспоминать — то же, что забывать, руку свою не помнят, она есть. Будь! Не отдавай меня без боя! Не отдавай меня ночи, фонарям, мостам, прохожим, всему, всем. Я тебе буду верна. Потому что я никого другого не хочу, не могу (не захочу, не смогу). Потому что то мне дать, что ты мне дал, мне никто не даст, а меньшего я не хочу. Потому что ты один такой».
Письмо первое
27го августа 1923 г.
Мой родной Радзевич,
Вчера, на большой дороге, под луной, расставаясь с Вами и держа Вашу холодную (NВ! от голода!) руку в своей, мне безумно хотелось поцеловать Вас, и, если я этого не сделала, то только потому, что луна была — слишком большая!
Мой дорогой друг, друг нежданный, нежеланный и негаданный, милый чужой человек, ставший мне навеки родным, вчера, под луной, идя домой я думала (тропинка летела под ногами, луна летела за плечом) — «Слава Богу, слава мудрым богам, что я этого прелестного, опасного, чужого мальчика — не люблю! Если бы я его любила, я бы от него не оторвалась, я — не игрок, ставка моя — моя душа!* — и я сразу потеряла бы ставку. Пусть он любит других — всех! — и пусть я — других — тьмы тем! — так он, в лучшие часы души своей — навсегда мой»…
И многое еще думала.
Радзевич, сегодня утром письмо — экспресс.
Приедете — прочтете. Я — глубоко-счастлива, в первый раз, за месяц, дышу. (Нет, вчера, под большой луной, держа Вашу руку в своей, тоже дышала, хотя не так… покойно!) Полюбуйтесь теперь игре случая: целый месяц — почти что день в день — я молчала: жила стиснув губы и зубы, и нужно ж е было в последний день, в последний час…
* Другие ставят — чужую душу, как в рулетке —чужие деньги!
Что-то кинуло меня к Вам. Вы были мудры и добры, Вы слушали, как старый и улыбались, как юный. У меня к Вам за этот вечер — огромная нежность и благодарность навек.
Теперь, Радзевич, просьба: в самый трудный, в самый безысходный час своей души — идите ко мне. Пусть это не оскорбит Вашей мужской гордости, я знаю, что Вы сильны — и КАК Вы сильны! — но на всякую силу — свой час. И вот в этот час, которого я, любя Вас, Вам не желаю, и которого я, любя Вас — Вам всё-таки желаю, и который — желаю я или нет — всё-таки придет — в этот час, будь Вы где угодно, и что бы ни происходило в моей жизни — окликните: отзовусь.
Это не пафос, это просто мои чувства, которые всегда БОЛЬШЕ моих слов.
Этого письма не закладывайте в книгу, как письма Ваших немецких приятельниц, уже хотя бы потому, что оно менее убедительно, чем те.
А пока — жму Вашу руку и жду Вас, как условились.
МЦ.
Tags: Цветаева, книги
Марина Цветаева и Сергей Эфрон с Константином Родзевичем #14855340
Наши стандартные фотоотпечатки (идеальные для оформления в рамы) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений — через несколько дней.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления
Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших изображений и подходят для обрамления
Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке – профессионально сделанные и готовые к развешиванию
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого
Холст 7 Печать на холсте Принты добавляют цвет, глубину и текстуру любому пространству.
Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную рамку и готовый к подвешиванию
Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай
Старинные рамы
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево со скошенной кромкой — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию
Художественные репродукции
Лучшее, чем обладание оригинальными произведениями искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства отпечатки соответствуют стандартам самых требовательных музейных кураторов
Фото в рамке
Фотопринты поставляются в специальном картонном футляре, готовом к обрамлению
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для любимых, друзей или коллег по работе
Рамка премиум-класса
Рамка из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлены и готовы к подвешиванию
Открытки
Фото открытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.
Коврик для мыши
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей
Acrylic Blox
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный настольный принт
Metal Print
Металлические принты, изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, оживляют изображения и придают им современный вид. любое место
Подушка
Украсьте пространство декоративными мягкими подушками
Стеклянная рамка
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно на встроенной подставке
Большая сумка
Наши сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.
Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть доступны подходящие подставки
Марина Цветаева и Сергей Эфрон с Константином Родзевичем (Сидят справа). Плакаты и репродукции Праги, 1923 год. Автор: Anonymous
.- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Аноним
Плакат изобразительного искусства
Другие продукты…
- Невероятное качество печати жикле
- Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
- Гарантия цвета более 100 лет
Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет
£17,95Специальное предложение
Был .
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Закрыть
Информация о размерах
| Общий размер | х см (х дюйм) |
| Художественное произведение | х см (х дюйм) |
| Граница (крепление) | см
верх/низ
(в) см лево право (в) |
| Глубина | 3,8 см (1,5) |
| Лицевая часть рамы | 2см (0,79 дюйма) |
| Глубина | 2,3 см (0,9 дюйма) |
Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)
Наши принты
Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м² и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.
Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .
Узнайте больше о наших репродукциях.
Произведено в Великобритании
Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.
Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.
Доставка и возврат
Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но
все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой.
все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой.
все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом.
все открытки отправляются в течение 1-3 дней.
все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.
Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.
Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.
Товарные изображения Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с Константином Родзевичем (Сидит справа). Прага, 1923
Подробнее о товаре Марина Цветаева и Сергей Эфрон с Константином Родзевичем (сидит справа). Прага, 1923
Марина Цветаева и Сергей Эфрон с Константином Родзевичем (Сидят справа).
