Манихейство | Понятия и категории
МАНИХЕЙСТВО — религиозное учение, основанное в III веке Мани. Манихейство наряду с зороастризмом было одной из самых влиятельных иранских религий.
Манихейство подвергалось постоянным гонениям в Персии и Центральной Азии, поэтому множество последователей этой религии бежали на восток — до Турфана включительно. После династии Тан монахи восточной ветви манихейства жили как раз в Бешбалике. Манихейские монастыри были построены в городище Гаочан и в Бешбалике. В начале переселения хуэйгу на запад некоторые буддийские пещерные монастыри Турфана были перестроены в манихейские.
Первые находки манихейских памятников в Турфане были сделаны в начале XX века. В 1902–1914 годы экспедиции берлинского Музея фольклористики под руководством сначала Альберта Грюнведеля, а затем Альберта Ле Кока провели четыре цикла раскопок в синьцзянском Турфане: в Бешбалике, Шэнцзинькоу, Туюйгоу, в городищах Цзяохэ и Гаочан.
Tags:
Религия
БОСНИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ – самостоятельная церковь в Боснии, по характеру своего учения близкая к богомильству; возникла в конце 12 века, окончательно сложилась в середине 13 века; существовала до завоевания Боснии Турцией (1463). Возникновение Боснийской церкви связано с распространением в Боснии богомильства. Приверженцы Боснийской церкви называли себя христианами, а среди своих противников были известны под различными именами: патаренов, манихеев, босняков (в западных католических странах), бабунов (в Сербии), кутугеров (в Греции)…
Tags:
Социальный протест неизбежно принимал в этих условиях религиозный характер. Отражением ожесточённой классовой борьбы были различные религиозные движения в государстве Сасанидов. Важнейшим из них является манихейство.
Основатель манихейства Мани, родившийся около 215 года в Вавилонии от знатных родителей, начал свою проповедь ещё при Ардашире I, основателе династии Сасанидов, однако его деятельность относится, главным образом, к правлению сына и преемника Ардашира — Шапура I. По мысли Мани, его учение должно было стать универсальной религией и заменить собой все существующие религии и культы. Именно поэтому он так свободно черпал внешние формы из известных ему религий — зороастризма и христианства…
Tags:
Религия
МАНИХЕЙСТВО — религиозное учение, зародившееся в 3 веке в Месопотамии на основе вавилонских, персидских (зороастризм) и христианских культов и по ряду основных положений близкое к гностицизму (см. в ст. Гностики). Основоположник манихейства — Мани. В основе манихейства лежит принцип дуализма, утверждающий извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму. Связывая зло с материей, а добро со светом, как духовным началом, манихейство рассматривало окружающий мир как воплощение зла, а цель мирового развития видело в «спасении» частиц света, заключенных в душе человека, от власти материи. Эта цель, согласно учению, могла быть достигнута лишь через крайний
Tags:
Религия
После смерти Мани его ученик Сис(ин) (греч. Sisinnios) стал вождем (archegos) манихейской церкви, но вскоре был распят. Трудное положение манихеев практически не изменилось при его преемнике Иннее, и верующие все чаще переселялись в Римскую империю (необходимо вспомнить, что римский император Диоклетиан уже объявил свой знаменитый указ против манихеев в 297 г. и что святой Августин в течение девяти лет был адептом этой религии, с которой впоследствии он усердно боролся), в Аравию, где они находились под защитой одного из царей Хиры от преследования сасанидских царя царей Нарсеса и Ормузда II, но главным образом на восток. Похоже, что, начиная со времени царствования Шапура II, манихейцы подвергались тем же преследованиям, что и христиане (сторонники обеих религий выступали также друг против друга)…
Tags:
Религия
Синкретизм манихейской системы, привлекая элементы, позаимствованные у гностицизма, христианства, маздеизма и буддизма, облегчает принятие и переход в новую веру. Это объясняет полионимию манихейского пантеона, т.е. факт, что один и тот же бог или демон получал несколько имен на различных языках, использовавшихся манихейцами. Ниже приводятся боги и демоны с некоторыми из их имен:
Tags:
Религия
СЕМИКНИЖИЕ МАНИ. 1. Начало канона «Евангелие (Живое)» включает двадцать два раздела, согласно двадцати двум буквам арамейского алфавита, в которых пророк сам излагает учение, на котором была основана его миссия (по контрасту с Иисусом, который не оставил никаких письменных документов, ведь Евангелия были написаны его учениками).
2. «Сокровищница Жизни», которая в манихейском каноне следует за Евангелием, является теологическим изложением основных принципов с восхвалением своей церкви.
Tags:
Религия
МАНИХЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ. Рукописи Мани, от которых остались лишь фрагменты, достаточно многочисленны и включают, помимо «Шапуракана» (канона), составленного на среднеперсидском, семь канонических книг, составленных на сирийском языке.
Похоже, что порядок этих книг определял сам пророк. К тому же необходимо подчеркнуть, что Мани одобрял переводы своего произведения на парфянский, среднеперсидский, греческий или другие языки…Tags:
Религия
МАНИХЕЙСТВО. Мани был рожден в окрестностях Ктесифона в 216 году родителями-иранцами и воспитан в среде баптистов-эльхазаитов, к которым принадлежа его отец. В возрасте двенадцати лет произошло первое проявление его небесного «близнеца», который побудил его оставить сообщество его отца. В течение двенадцати лет Мани хранил тайны, которые открыл ему его ангел, который затем явился ему во второй раз и повелел начать проповедовать.
Tags:
Религия
МАНИХЕЙСТВО — религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и просуществовавшее около тысячи лет. Было распространено среди народов, подчиненных Римской империи, в Китае, Индии, Северной Африке, Средней Азии.
Tags:
Религия
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Манихейство | это… Что такое Манихейство?
Пишущие манихейские жрецы с надписью на согдийском языке. Свиток из Таримского бассейна
Манихе́йство (кит. Маницзяо 摩尼教) — составленное из в основном христианско-гностических, опиравшихся на специфически гностическое понимание иудейской Библии, представлений с заимствованием некоторых иранских (зороастризм) элементов синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония — ум. 6 (?) марта 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: в темнице, куда был заключён по приказу шаха Бахрама I) периода поздней античности.
Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.
Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из апостолов Бога Света (до него апостолами были Заратуштра, Иисус, Будда) стремился совместить эти вероучения, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими жрецами, по доносу которых и был заключён в темницу, где умер. Несмотря на это, манихейство приобрело значительное влияние и за пределами государства Сасанидов, а позднее — Аббасидов: на восток — вплоть до Южного Китая и Сибири, на запад — до Испании и Африки; Августин, который позднее принял ортодоксальную версию христианства и стал епископом, на протяжении семи лет был приверженцем манихейства.
Содержание
|
История манихейства
В Персидском государстве тех времен традиционно получил широкое распространение зороастризм. Но Мани вырос в сектантской христианской среде. По легенде, родители Мани (Патик и Мариам) происходили из парфянских княжеских родов. Молодость Мани провел в общине неких «крестителей», возможно, мандеев или элкасаитов, где в возрасте 12 лет получил первое откровение от своего «Небесного Близнеца» (ат-Таум). В возрасте 24 лет он, получив ещё одно откровение свыше, выступил перед старейшинами общины, но был избит и изгнан. После этого он с небольшой группой последователей, включавшей его отца Патика, отправился проповедовать новую религию. Как проповедник Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий — гностических и негностических ветвей христианства, буддизма и зороастризма, что привело к использованию в манихейских текстах части символики этих учений, так как Мани был уверен в сущностном единстве всех мировых религий: он полагал, что единое откровение Света со временем искажается носителями традиции. В частности, у индийских буддистов Мани позаимствовал структуру монашеской общины, позднее, при посредстве египетских манихеев, послужившую основой для создания христианского монашества.
Мани понимал себя как преемника основателей религий: Иисуса Христа, а также Заратустры и Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Поэтому и религия его несла синкретический характер и содержала элементы вышеназванных религий. Христианский гностицизм также оказал значительное влияние на учение Мани.
Во время правления Шапура I (242−273) Мани не только мог успешно распространять свое учение, но и сопровождал шаха в свите во время его поездок по территории Персии. Преемник Шапура Бахрам I по доносу магов — представителей официальной религии, отдал приказ об аресте Мани и заключении его в тюрьму, где он после месяца пребывания в колодках скончался.
Мани проповедовал только в персидском государстве и Индии, но его ученики и последователи распространили учение на Запад в Римскую Империю и на Восток в Центральную Азию. Использование традиционных для аудитории религиозных символов и образов привело к тому, что в Средиземноморье манихейство называли «церковью Святого Духа», а в Мани многие видели обещанного Христом «уте́шителя». В других частях мира Мани считали реинкарнацией Лао-Цзы или новым Буддой (Буддой Света).
Впоследствии манихеи были частью истреблены, частью изгнаны, и манихейская церковь прекратила своё существование в Иране. Сведения о почитателях Мани в Китае и самой столице страны Чанъане доходят до конца правления династии Тан; сохранившийся в Китае манихейский храм (холм Хуабяо, провинция Фуцзянь) датируется эпохой Мин. В дальнейшем манихейство оказало влияние на доктрины китайских синкретических религиозных движений (см. Байляньцзяо), которые до сих пор подвергаются преследованиям в материковом Китае (см. Игуаньдао). Уйгурский правитель Бугуг-хан (759—780) утвердил манихейство в качестве официальной религии, и оно оставалось ей вплоть до монгольского завоевания. Манихейство являлось также государственной религией крупного сибирского государства Енисейский Каганат[1].
Проповедниками манихейства среди тюрок-уйгуров были согдийцы. Разбитые в 840 году киргизами, уйгуры бежали на юг, где основали несколько княжеств, в том числе и турфанское, где манихейство оставалось государственной религией вплоть до начала XI века.
На Западе манихейство, начиная с правления императора Диоклетиана, подвергалось жесточайшим гонениям, однако и здесь манихейские общины были сравнительно многочисленными. В частности, один из отцов церкви, Августин Блаженный до 387 года был последователем манихейства, которое позже критиковал в своей «Исповеди» и других анти-манихейских сочинениях, в том числе фундаментальном «Против Фауста-манихея» в 33 книгах.
Манихейская литература
Большинство своих сочинений Мани написал на родном языке, распространенном в Двуречье в III в н. э. диалекте арамейского, однако один текст, Шабухраган, содержавший краткое изложение всего учения для читателя-зороастрийца и посвященный второму сасанидскому шахиншаху Шапуру I (239—272), был написан на среднеперсидском. При этом Мани, уверенный во вселенском характере своей миссии, и в необходимости книжного закрепления учения, всячески приветствовал переводы священных текстов. Уже при жизни Мани, по всей видимости, был начат перевод канона на среднеперсидский и парфянский (языки юго-западной и северно-восточной части Ирана того времени), причем для записи использовался несколько модернизированный пальмирский алфавит (который использовал для арамейского и сам Мани).
Доктрина
Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Вначале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагался вверху, а Тьма — внизу, они являлись прообразами лёгкого, светлого, чистого неба и тяжёлой, тёмной, загрязнённой земли. Затем наступила вторая эпоха — промежуточная, или настоящая, когда изначальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно проникло в другое, и между ними началась борьба. Успех в этой борьбе сопутствует то одной, то другой стороне, и ни одна сила не может одолеть другую. Когда настанет в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.
В манихейском учении о трёх временах, или трёх эпохах, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трёх кальпах (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), трёх солнцах, или трёх временах: эре Синего солнца, когда на земле правил Будда прошлого Кашьяпа, эре Красного солнца (настоящего), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни, и эре Белого солнца, когда на землю придёт Будда будущего Майтрейя. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трёх эпохах, будут спасены, остальные же окажутся сметены «небесным ураганом» и погибнут в страшных мучениях.
Подобная же идея о трёх этапах взаимоотношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме, что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбале, где великие посвящённые ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая наступления эпохи, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света.
Абсолютно всё учение Мани дуалистично; это видно не только из противопоставления сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Древа жизни и Древа смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно заметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях соответствовал злому началу, обители злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, лишь обратившись лицом на юг.
Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он же Бог Отец или Великий Отец Светов. Он представляет собой воплощённое добро и благодать и проявляется в четырёх божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название четырёхликий Отец Величия. Отец Света также наделён пятью «славными качествами», «славами» или «доблестями»: умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни одно из этих проявлений не сопоставимо с обычными человеческими понятиями, например о могуществе или свете; все эти качества явным образом превосходят любой помысел о них.
Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это — верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие этого число 12 в манихействе превращается в священное число.
Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым правит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он правит не один, ему помогают мириады злых духов и демонов. Он прибегает к колдовству и обману, затягивая в свои сети всё новых и новых последователей.
Одновременно с этим Царь Тьмы выступает как правитель «тёмной», то есть загрязнённой, земли и пяти миров — огня, дыма, ветра, воды, тьмы. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми располагает Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все тёмные элементы являются физическими и как следствие тяжёлыми, стремящимися вниз, а светлые элементы — духовными, лёгкими и устремляющимися вверх.
Некогда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба они представляют собой обязательные, необходимые и абсолютно равноправные элементы мироздания. Но однажды равновесие было нарушено — Тьма вторглась в Царство Света. Различные версии расходятся по поводу того, что положило начало этому дисбалансу: то ли демоны перешли запретную черту, то ли сам владыка Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с той поры началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.
Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Основной её элемент — это понятие «вызова» или «призыва», точнее — череды вызовов, которые посылают друг другу светлые различные божества. Вызов и отклик на него, который в свою очередь также может являться вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.
Правитель Царства Света путём сложных актуализаций послал своего единородного сына, Первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла. По другим версиям, в результате «первого вызова» возникли два духовных начала, фактически воплощения самого Отца Величия — Мать Жизни и Первочеловек. Первочеловек был вооружён пятью священными силами, или чудесными элементами, — светом, ветром, огнём, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах Первочеловек вызывает себе на подмогу пять светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых и соответствует одному из светлых элементов. Но Первочеловек не учёл коварства и подлости, на которые был способен князь Тьмы, — он был усыплён, а пять священных элементов поглощены тьмой.
Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии находится, и воззвал о помощи. Отец, услышав крик Первочеловека, направил к нему особых посыльных — Духа Живого, Друга Света и Великого Зодчего. Дух Живой (Михрйазд) — центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе следовала целая череда «призывов»: Друг Света вызвал Великого Зодчего, Великий Зодчий воззвал к Духу Живому, а тот в свою очередь призвал к себе на помощь пятерых сыновей.
Посланцу следовало поторопиться, иначе пребывание Первочеловека (по некоторым трактовкам — вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы могло бы закончиться его гибелью. А потому Дух Живой изо всех сил устремился к чертогам зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громогласно ответил на призыв Первочеловека, возвестив тем самым о приближающейся помощи. Но окончательной победы над злом достичь не удалось: пять священных элементов остались в плену у Царства Тьмы и должны быть освобождены.
Вокруг «запертых частиц света» строилась вся космогония манихеев. Например, по объяснениям Мани, Дух Живой осознал, что запертые элементы так просто не высвободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию их освобождения. Прежде всего, он сотворил весь космос для того, чтобы очистить или «вытянуть обратно» свет, поглощённый Царством Тьмы. Из частиц света, которых не коснулась тьма, Дух Живой создал солнце и луну. Из света, уже затронутого тьмой, были созданы звёзды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении. Материальный мир был сотворён из остатков поверженных демонов: в частности, из их костей возведены горы, из шкур созданы десять небес, из мяса и нечистот — восемь земель (иногда речь идёт о четырёх землях).
По некоторым версиям, творцом мира явился не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества — Первочеловек, Дух Живой и Мать Жизни — умоляют Отца Света сделать последний, «третий вызов». В результате появляется Третий посланник, который в свою очередь вызывает 12 дев. Они вынуждают мужских демонов тьмы извергнуть семя, от которого происходят растения, а женские демоны дают начало животному миру. Силы тьмы идут на очередную уловку. Супруга Царя Тьмы создаёт два пола, воплощённых в Адаме и Еве, для того чтобы закрепить плотское, физическое начало в мире, привязать чистый дух к тяжёлому телу. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине — тёмные, оба они (и соответственно каждый человек) являются результатом смешения частиц света и тьмы.
Чтобы пробудить Адама от сна, Третий посланец призывает Иисуса Сияние, новую эманацию. Иисус Сияние раскрывает глаза Адама заставляя вкусить от древа жизни. Тем самым Иисус Сияние проложил тропу, по которой все остальные души должны так же быть отделены от тьмы. Для помощи душам Иисус-Сияние перерождается в Ум Света, который будет с этого момента проявляться во всех следующих пророках. В манихейском учении важную роль играют луна и солнце. Из наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна. На обоих этих светилах находятся троны Отца Величия.
Луна по столпу славы, или сверхчеловеку, принимает свет и души с земли и передает их на солнце, которые с солнца попадут в Новый Эон Свет, где будет им вечный покой. При этом новый Эон заменит старый мир, которому суждено погибнуть. Новый Эон построил Великий строитель, Первый Архитектор.
Как только свет очистится от тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен великим огнем, который будет длиться 1488 лет. Все же кто не очистится, будут помещены в могилу, из которой выбраться не смогут. Эта могила будет находиться в центре Эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, по завершении которой явится Иисус для Последнего Суда. Представления о Последнем Суде Мани, скорее всего, взял из синоптических евангелий (Мф 25.31 сл. пар.)
После наступления полного порядка начнётся третье время, но «…день, месяц, год остановятся». Все части света вернутся к Отцу Величия, вся тьма вернется в царство тьмы.
Астрология манихеев
Манихеи имели некие астрономические представления, в эти представления включались мифы о 12 знаках зодиака и 5 звездах, вращающихся вокруг них: «Существует пять типов владык и путеводителей в сфере Зодиака и на небесах, которые расположены над ней. Все они имеют имена, которыми были названы. Пять мест и пять домов находятся в сфере и на небесах. Эти места имеют пять сил, которые являются господами над ними. Каждый из них расположен выше, чем его товарищ».
По разумению Мани, каждая планета и 12 знаков зодиака принадлежат силам тьмы и обладают особенными астрологическими свойствами, которые несовместимы со свойствами других планет. Если одна из них возвышается, то другая, которая противоположна по значению, теряет свою силу.
Мани перечисляет эти планеты в определённом порядке сверху вниз: Зевс (Юпитер), которому принадлежит мир дыма, Афродита (Венера), принадлежащая миру огня, Арес (Марс) принадлежит миру ветра, Гермес (Меркурий) — миру воды, Кронос (Сатурн) — миру тьмы. Мир тьмы состоит из 5 этажей, из которых вышли планеты, и по своей сути имеют те же свойства, что и планеты. Каждая планета тесно связана со своей субстанцией, и зависело от того, насколько далеко отстала та или иная планета от Солнца.
Каждый же этаж тьмы ассоциируется с определённым металлом. Юпитер — золото, Венера — медь, Марс — железо, Меркурий — серебро, Сатурн со свинцом. Все миры отвечают, в свою очередь, за определённые ложные учения и секты. Так, например, за секту из которой он вышел сам, за секту крестителей, ответственен Мир Воды.
Знаки Зодиака, которых 12, прикреплены к сфере или колесу. На каждую планету приходится по 2 знака зодиака: Близнецы и Стрельцы принадлежат миру Дыма; Овен и Лев принадлежат миру Огня; Телец, Водолей и Весы принадлежат миру Ветра; Рак, Дева и Рыбы принадлежат миру воды; Козерог и Скорпион принадлежат миру Мрака. Это колесо Звезд все время вращается. Когда какая либо из планет попадает в свой дом, она становится наиболее сильной.
Функции солнца и луны на себя взяли два Анабибадзонта и были отцом и матерью всех планет. На Анабибадзонтов манихеи хотели распределить ещё 2 свободных дома. В нашем мире сфера Зодиака занимает среднее положение и отделяет небеса от земли, а планеты находятся где-то над сферой.
Современное состояние
Манихейство имело невероятный успех в разных концах мира и на протяжении многих лет успешно соперничало с религиями, которые на то время уже сформировались и в большинстве своем были государственными. Причина этой популярности в удивительной простоте и наглядности манихейского мифа, а также в удивительной способности приспосабливаться к различным культурным окружениям, в которых оказывались манихеи. Четкая и структурированная церковная система, благодаря которой была развернута широкая миссионерская и переводческая деятельность. Этическое учение манихеев, которое давало право верующим самим выбрать каким путём они пойдут: либо строжайшим путём «совершенного», либо соблюдением простых дел, которых обычному верующему достаточно для спасения.
Несмотря на все это почти всюду манихейство стало «мировой ересью», существование которой иногда допускалось властями. Но все же стать той религией, которой было суждено быть единственной верой, объединившей все религиозные воззрения людей, манихейству не удалось. Просуществовав примерно тысячу лет, манихейство кануло в Лету, оставив широкий простор для исследований.
Единственный в мире сохранившийся манихейский храм Цаоань (草庵) расположен в Китае, в уезде Цзиньцзян округа Цюаньчжоу провинции Фуцзянь.
Исследования
- Алексанян А.Т. «Учение света» в Китае: аспекты изучения этапов инкультурации // Труды Русской Антропологической школы, 6, 2009, 444-458.
- Кефалайа («Главы») [Текст]: коптский манихейский трактат. Пер. с копт. Е.Б.Смагиной. М.: Восточная литература РАН, 1998.
- Хосроев, А. Л. История манихейства (Prolegomena). СПб., Фил. фак.СПбГУ, 2007 (Азиатика).
- Алексанян, А. Г. Манихейство в Китае (опыт историко-философского исследования). М., Учреждение Российской академии наук ИДВ РАН, 2008.
- Манихейские рукописи из Восточного Туркестана. Среднеперсидские и парфянские фрагменты. Пер. О. Чунакова. М., Восточная литература, 2011 (Памятники письменности Востока).
- Смагина Е.Б. Манихейство: По ранним источникам. М.: Восточная литература, 2011.
См. также
- Гностицизм
- Альбигойцы
Ссылки
- Манихейство: учение о царстве света
- Манихейская литература
- Манихейские тексты
- Манихейство (англ. яз.).
- Манихейство (англ. яз.).
- Мани и Манихейство (англ. яз.).
- Неоманихейская церковь США (англ. яз.).
- Фауст Нумидийский, Ответ католику (выдержки из Capitula, сохранённые Августином)
Манихейство | Определение, убеждения, история и факты
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Манихейство , дуалистическое религиозное движение, основанное в Персии в 3 веке н. э. Мани, который был известен как «Апостол Света» и верховный «Просветитель». Хотя манихейство долгое время считалось христианской ересью, это была самостоятельная религия, которая благодаря согласованности своих доктрин и жесткости своей структуры и институтов сохраняла на протяжении всей своей истории единство и уникальный характер.
Мани родился в южной Вавилонии (сейчас в Ираке). Своим «благовещением» в возрасте 24 лет он повиновался небесному приказу публично проявить себя и провозгласить свои учения; так началась новая религия. С этого момента Мани проповедовал по всей Персидской империи. Сначала беспрепятственно, но позже король выступил против него, осудил и заключил в тюрьму. После 26 дней испытаний, которые его последователи называли «Страстями Просветителя» или «распятием» Мани, Мани передал последнее послание своим ученикам и умер (где-то между 274 и 277 годами).
Еще из Британники
древний Иран: манихейство
Мани считал себя последним преемником в длинной череде пророков, начиная с Адама и включая Будду, Зороастра и Иисуса. Он рассматривал более ранние откровения истинной религии как ограниченные по эффективности, потому что они были локальными, преподавались на одном языке одному народу. Более того, более поздние приверженцы упустили из виду изначальную истину. Мани считал себя носителем универсального послания, которому суждено заменить все другие религии. Надеясь избежать коррупции и обеспечить единство доктрины, он записал свои учения в письменной форме и при жизни придал этим писаниям канонический статус.
Манихейская церковь с самого начала была посвящена активной миссионерской деятельности в попытке обратить мир. Мани поощрял перевод своих сочинений на другие языки и организовал обширную миссионерскую программу. Манихейство быстро распространилось на запад, в Римскую империю. Из Египта он двинулся через северную Африку (где молодой Августин временно обратился) и достиг Рима в начале 4 века. 4 век ознаменовался пиком манихейской экспансии на Запад, когда церкви были основаны в южной Галлии и Испании. Яростно атакованная как христианской церковью, так и римским государством, она почти полностью исчезла из Западной Европы к концу V века и из восточной части империи в течение VI века.
При жизни Мани манихейство распространилось на восточные провинции Персидской Сасанидской империи. В самой Персии манихейская община сохранялась, несмотря на жестокие гонения, пока гонения мусульман-аббасидов в 10 веке не вынудили перенести резиденцию манихейского лидера в Самарканд (ныне в Узбекистане).
Экспансия религии на Восток началась уже в 7 веке с открытием там караванных путей после завоевания Китаем Восточного Туркестана. Манихейский миссионер прибыл к китайскому двору в 69 г.4, а в 732 году указ предоставил религии свободу вероисповедания в Китае. Когда в VIII веке Восточный Туркестан был завоеван уйгурскими тюрками, один из их лидеров принял манихейство, и оно оставалось государственной религией Уйгурского царства до его свержения в 840 году. Само манихейство, вероятно, сохранилось в Восточном Туркестане до монгольского нашествия в 13 век. В Китае он был запрещен в 843 г., но, хотя и преследовался, сохранялся там по крайней мере до XIV в.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Учения, сходные с манихейством, возродились в Средние века в Европе в так называемых неоманихейских сектах. Такие группы, как павликиане (Армения, 7 век), богомилисты (Болгария, 10 век) и катары или альбигойцы (юг Франции, 12 век), имели сильное сходство с манихейством и, вероятно, находились под его влиянием. Однако их прямые исторические связи с религией Мани установить трудно.
Мани стремился основать подлинно экуменическую и универсальную религию, которая объединила бы в себе все частичные истины предыдущих откровений, особенно Зороастра, Будды и Иисуса. Однако помимо простого синкретизма оно стремилось провозгласить истину, которую можно было бы перевести в различные формы в соответствии с различными культурами, в которых она распространилась. Таким образом, манихейство, в зависимости от контекста, напоминает иранскую и индийскую религии, христианство, буддизм и даосизм.
По своей сути манихейство было разновидностью гностицизма — дуалистической религией, предлагавшей спасение через особое знание (гнозис) духовных истин. Как и все формы гностицизма, манихейство учило, что жизнь в этом мире невыносимо болезненна и в корне зла. В манихействе внутреннее озарение открывает, что душа, причастная природе Бога, пала в злой мир материи и должна быть спасена посредством духа или разумения (nous). Познать себя — значит восстановить свое истинное я, которое прежде было омрачено невежеством и недостатком самосознания из-за его слияния с телом и материей. Таким образом, познать себя — значит увидеть свою душу как разделяющую саму природу Бога и приходящую из трансцендентного мира. Знание позволяет людям осознать, что, несмотря на их жалкое нынешнее положение в материальном мире, они не перестают оставаться соединенными с трансцендентным миром вечными и имманентными узами с ним. Таким образом, знание — единственный путь к спасению.
Спасительное знание истинной природы и предназначения человечества, Бога и вселенной выражено в манихействе в сложной мифологии. Каковы бы ни были ее детали, основная тема этой мифологии остается неизменной: душа падает, запутывается в злой материи, а затем освобождается духом или ноусом. Миф разворачивается в три этапа: прошедший период, в котором произошло разделение двух радикально противоположных субстанций — Духа и Материи, Добра и Зла, Света и Тьмы; средний период (соответствующий настоящему), в течение которого два вещества смешиваются; и будущий период, в котором первоначальная двойственность будет восстановлена. После смерти душа праведника возвращается в рай. Душа человека, упорствовавшего в плотских вещах — блудодеянии, размножении, владении, земледелии, сборе урожая, поедании мяса, питье вина — обречена на перерождение в череде тел.
Лишь часть верующих следовала строгой аскетической жизни, проповедуемой манихейством. Община была разделена на избранных, которые чувствовали себя способными принять строгие правила, и слушателей, которые поддерживали избранных делами и милостыней.
Основой манихейских таинств были молитвы, милостыня и пост. Исповедь и пение гимнов также играли важную роль в их общественной жизни. Канон манихейских писаний включает семь произведений, приписываемых Мани, изначально написанных на сирийском языке. Утерянные после того, как манихейство вымерло в средние века, части манихейских писаний были заново открыты в 20 веке, в основном в Китайском Туркестане и Египте.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Брайаном Дуиньяном.
Манихейство — Энциклопедия Нового Света
На этом фрагменте из Хочо, Таримской котловины, изображены манихейские жрецы, пишущие за своим столом, с надписью на согдийском языке.
Манихейство — вымершая дуалистическая религия иранского происхождения, основанная в третьем веке г. н. э. г. Пророком Мани (ок. 216–274 г. 9 г. н. э.).0048). Возникнув в Вавилоне (в то время провинция Персии), манихейство когда-то процветало в древнем мире. На пике своего развития религия требовала последователей от Северной Африки до Китая.
Теологически манихейство является дуалистической религией, постулирующей непрекращающуюся борьбу между силами добра и зла во вселенной. Это также эклектичная религия, которая пыталась обеспечить синтез предыдущих религиозных учений. Его основатель Мани утверждал, что он последний пророк всех религий.
У манихейства есть правдоподобное объяснение причины того, почему зло, переживаемое в мире, существенно и опасно. Таким образом, он выгодно отличается от христианской точки зрения августинцев, согласно которой зло не является несуществующим или нематериальным. Однако его космический дуализм Бога и Сатаны неприемлем для любого монотеиста, который верит в единого верховного Бога благости.
Содержание
- 1 История
- 2 Источники манихейства
- 2.1 Открытия манихейских писаний
- 2.2 Письма Мани
- 3 Учения
- 4 Научные споры
- 5 Манихейство и христианство
- 6 Оценка
- 7 Примечания
- 8 Каталожные номера
- 9 Внешние ссылки
- 10 кредитов
Первоначальные тексты манихейства были составлены на сирийско-арамейском языке. Однако большая часть сочинений пророка-основателя Мани была утеряна. Августин Гиппопотамский, который прежде принадлежал к манихейской вере до обращения в христианство, яростно осуждал манихейство в своих трудах после обращения, и в конечном итоге манихейская религия подверглась широкому преследованию при христианских лидерах Римской империи. Хотя сегодня манихейство вымерло, была предпринята попытка его возрождения под именем неоманихейства. [1]
История
Манихейство названо в честь пророка Мани (216-276 г. н.э. г.), который жил в Персидской империи. Согласно биографическим свидетельствам, сохранившимся у Ибн аль-Надима (ум. 995 или 998) и персидского эрудита аль-Бируни (973-1048), молодой Мани получил откровение от духа, называемого Близнецом , , который якобы научил его » божественные истины», которые развились в манихейскую религию. После этого Мани объявил себя «Параклетом Истины» (как обещано в Новом Завете), а также Последним Пророком.
Мани очень хотел назвать себя «учеником Иисуса Христа», но ранняя христианская церковь отвергла его как еретика. Тем не менее, несмотря на то, что у манихейства было меньше сторонников, чем у христианства или зороастризма, манихейство получило поддержку многих высокопоставленных политических деятелей Персидской империи. С помощью королевского покровительства Мани инициировал несколько миссионерских экскурсий. Говорят, что он много путешествовал по чужим землям, включая Туркестан, Индию и Иран.
Распространение манихейства (300–500 CE ).
Манихейство распространилось с необычайной скоростью как на востоке, так и на западе. Она достигла Рима через апостола Псаттика в 280 г. г. н.э., который также был в Египте в 244 и 251 гг. Вера процветала в районе Фаюм в Египте в 290 г. Манихейские монастыри существовали в Риме в 312 г., во времена Папы Римского. Мильтиад. К 354 году Хилари Пуатье писал, что манихейская вера была значительной силой на юге Франции.
Однако широко преследовалось и манихейство. Сам Мани был замучен персидским религиозным истеблишментом в 277 году, что по иронии судьбы способствовало более широкому распространению секты. Сообщается, что Мани, не сумев добиться благосклонности зороастрийского духовенства, умер в тюрьме в ожидании казни персидским императором Бахрамом I. Дата его смерти установлена между 276–277 гг.0047 г. н.э. г. В 291 году в Персидской империи начались гонения, когда Бахрам II убил апостола Сисина, который также приказал убить многих манихеев. В 302 г. Диоклетиан издал эдикт против манихеев и постановил, что их организаторы и лидеры должны быть подвергнуты окончательному наказанию и приговорены к огню за их гнусные писания, [2] , что привело к многочисленным мученикам в Египте и Северной Африке. В 381 году христиане обратились к Феодосию I с просьбой лишить манихеев их гражданских прав. В 382 году он издал указ о смерти манихейских монахов.
Вера сохраняла спорадическое и прерывистое существование на западе (Месопотамия, Африка, Испания, Франция, Северная Италия, Балканы) в течение тысячи лет и какое-то время процветала в стране своего рождения (Персия) и даже дальше на восток в Северной Индии, Западном Китае и Тибете. Он был принят уйгурским правителем Бугуг-ханом (759–780) и оставался государственной религией примерно за столетие до распада Уйгурской империи. На востоке он распространился по торговым путям вплоть до Чанъаня, столицы династии Тан в Китае. Сообщается, что мусульманский халиф Мамун (девятый век г. н.э. г.) терпели общину манихеев.
В более поздних династиях Цзинь и Юань в Китае остатки манихейства продолжали оставлять наследие, способствовавшее разнообразию религиозной мысли, которое создало нео-даосские секты, такие как Красные повязки.
Источники манихейства
Открытия манихейских писаний
До начала 1900-х единственными источниками манихейства были описания и цитаты враждебно настроенных неманихейских авторов, христианских, мусульманских или зороастрийских. Хотя эти писатели часто критиковали манихейство, они также приводили много цитат непосредственно из манихейских писаний. Таким образом, всегда существовали цитаты и описания на греческом и арабском языках, а также длинные цитаты на латыни св. Августина и чрезвычайно важная цитата на сирийском языке Теодора бар-Хонаи.
В 1904 г. немецкие ученые, проводившие раскопки на древнем городище манихейского уйгурского царства близ Турфана в Китайском Туркестане (разрушенном около 1300 г.), обнаружили сотни страниц манихейских писаний, написанных на разных языках — среднеперсидском, парфянском и согдийском, а также а также на старотурецком языке. Эти сочинения, хотя большинство из них были в очень плохом состоянии, были вывезены обратно в Германию, проанализированы и опубликованы в Берлине. Немецкие исследователи, возможно, из-за отсутствия подходящих шрифтов, опубликовали большую часть текстов, используя еврейские буквы (которые можно было легко заменить 22 сирийскими буквами).
Кроме того, в начале 1900-х годов немецкие исследователи обнаружили большое количество манихейских произведений на коптском языке в Египте. Хотя он также был поврежден, в нем было много полных страниц манихейских произведений, которые, опять же, были опубликованы в Берлине перед Второй мировой войной. К сожалению, во время войны часть коптских манихейских писаний была уничтожена.
После успеха немецких исследователей французские ученые отправились в Китай и обнаружили, пожалуй, самый полный набор манихейских писаний, когда-либо написанных на китайском языке. Они были переведены на французский, немецкий, английский и японский языки.
Во второй половине двадцатого века был обнаружен манихейский труд, написанный на греческом языке и описывающий жизнь Мани.
Сочинения Мани
Мани составил восемь сочинений, семь из которых, включая Евангелие от Мани , были написаны на сирийско-арамейском языке, а восьмое было написано на среднеперсидском языке и посвящено современному правителю Персии Шапуру I. Оригинал семь сирийских писаний не сохранились, хотя известны их сирийские названия, а также фрагменты и цитаты из них. Длинная цитата, приведенная сирийским христианином-несторианцем Теодором бар-Хонаи в восьмом веке, ясно показывает, что в оригинальных сирийско-арамейских писаниях Мани не было абсолютно никакого влияния иранских или зороастрийских терминов. Все названия манихейских божеств в оригинальных сирийских писаниях даны на чистом арамейском языке. Однако адаптация манихейства к зороастрийской религии началась еще при жизни Мани, с его восьмого сочинения 9-го века.0097 Shabuhragan на среднеперсидском языке, упоминание о зороастрийских божествах, таких как Ормазд и Ариман.
По мере распространения манихейства на восток эти сочинения Мани прошли через среднеперсидские, парфянские, согдийские и, наконец, уйгурские турецкие и китайские переводы. По мере распространения на запад их переводили на греческий, коптский и латинский языки.
Одно из первых восьми сирийских писаний Мани было частью оригинальной арамейской Книги Еноха, под названием Книга Гигантов. С открытием свитков Мертвого моря в Иудейской пустыне в середине 1900-х годов и манихейских писаний манихейского уйгурского царства в Турфане в начале 1900-х годов ученые получили некоторые разрозненные фрагменты обоих оригинальных арамейских Книга гигантов (которая была проанализирована и опубликована Дж. Т. Миликом в 1976 г.) и другой манихейской версии с таким же названием (проанализирована и опубликована У. Б. Хеннингом в 1943 г.) соответственно.
Еще одна священная книга, написанная Мани — которая запомнилась в более поздней персидской истории, хотя позже и была утеряна — называлась Аржанг, парфянское слово, означающее «достойный», и была украшена рисунками. Поэтому иранцы дали ему титул «Художник».
Учения
Наиболее яркими характеристиками манихейского богословия были его дуализм и синкретизм. Что касается его учения о дуализме, Мани постулировал две природы, существовавшие с самого начала: свет и тьму. Царство света жило в мире, а царство тьмы находилось в постоянном конфликте с самим собой. Вселенная является временным результатом нападения царства тьмы на царство света и была создана Живым Духом, эманацией царства света, из смеси света и тьмы.
Ключевое убеждение манихейцев в том, что не существует всемогущей доброй силы. Это утверждение обращается к теоретической части проблемы зла, отрицая бесконечное совершенство Бога и постулируя две равные и противоположные силы, упомянутые ранее. Человеческая личность рассматривается как поле битвы этих сил: хорошая часть — это душа (состоящая из света), а плохая часть — это тело (состоящее из темной земли). Душа определяет человека и нетленна при полном воздержании, но находится под властью чужой силы. Говорят, что люди могут спастись от этой силы (материи), если они узнают, кто они такие, и отождествят себя со своей душой. Обращение в манихейство изображалось и как пробуждение, и как озарение; и в смерти обращенный дух избежит тьмы тела.
Хорошее описание космолого-мифического дуализма манихейства сохранилось в двух восстановленных писаниях, из которых можно почерпнуть подробную информацию о характере манихейской истории сотворения: Тексты учат, что Бог Света послал «Первоначального человека», чтобы совершить сразитесь с атакующими силами тьмы, включая Демона Алчности. Первородный Человек был вооружен пятью различными щитами света, которые он проиграл силам тьмы в последовавшей битве. Затем из мира света исходил призыв к Первому Человеку («зов» — это, таким образом, манихейское божество), и ответ («ответ» — это другое манихейское божество) возвращался от Первочеловека в мир света. Миф продолжался со многими подробностями о том, как свет был захвачен миром материи и в конечном итоге освобожден, поймав в ловушку некоторых великих демонов и заставив их сексуально возбудиться «Двенадцати Девами Света» и изгнав, против их воли, свет из внутри их тел. Свет, однако, снова оказался в ловушке мира тьмы и материи, и, продолжает миф, в конце концов достигнув сотворения живых существ в материальном мире, Адама и Евы и появления Иисуса у Древа Познания Добра и Добра. Зло в Эдемском саду.
Второй важной характеристикой манихейства был его открытый религиозный синкретизм. Мани приложил все усилия, чтобы включить в свою веру все известные религиозные традиции, и утверждал, что является последним пророком всех религий. Более того, Мани заявил, что он Параклет и Апостол Иисуса Христа, чтобы воззвать к христианским чувствам. Однако его учение не ограничивалось христианскими идеями. Путешествия Мани также подвергли его сильному буддийскому влиянию. После его визита в Кушанскую империю различные буддийские идеи, похоже, проникли в манихейство. Ричард Фольц пишет:
- Влияние буддизма сыграло важную роль в формировании религиозной мысли Мани. Переселение душ стало верой манихеев, и четырехчастная структура манихейской общины, разделенная на мужчин и женщин-монахов («избранных») и поддерживающих их последователей-мирян («слушателей»), по-видимому, основана на структуре буддийская сангха. [3]
И снова влияние буддизма можно увидеть в истории Смерть Мани , который гласит:
- Это был день боли
- и время печали
- когда посланник света
- вступил в смерть
- , когда он вошел в полную нирвану. [4]
В Великой песне Мани (тринадцатый–четырнадцатый века) Мани также упоминается как «Будда Мани».
Влияние других религий, таких как зороастризм и гностицизм, также очевидно на манихейство, поскольку оно распространилось за пределы места своего первоначального зарождения. По мере того как манихейство проходило через культуры и языки, оно также адаптировало новых религиозных божеств из окружающих религий в манихейские писания. Таким образом, по мере того как исходные арамейские тексты продвигались на восток и переводились на иранские языки, имена манихейских божеств (или ангелов) часто трансформировались в имена зороастрийских язатов. Таким образом Abbā dəRabbūṯā («Отец Величия» — высшее манихейское божество Света) может быть переведено буквально как pīd ī wuzurgīh или заменено именем божества Zurwān в среднеперсидских текстах. Точно так же манихейская первичная фигура Nāšā Qaḏmāyā «Первоначальный человек» была переведена как «Залив Ормазд» в честь зороастрийского бога Ахура Мазды. Это развитие продолжалось до окончательной встречи манихейства с китайским буддизмом, где, например, первоначальное арамейское слово «кария» («призыв» из мира света к тем, кто ищет спасения от мира тьмы), отождествляется в китайских писаниях с Гуань Инь (觀音, буквально «слышание звуков [мира]», Бодхисаттва Сострадания в китайском буддизме).
Из-за синкретической природы учений Мани религия манихейства сохранила множество апокрифических христианских произведений, таких как Деяния Фомы, которые в противном случае были бы утеряны.
Научные споры
Манихейство часто представляют как персидскую религию, в основном из-за огромного количества среднеперсидских, парфянских и согдийских (а также турецких) текстов, обнаруженных немецкими исследователями недалеко от Турфана, в Синьцзяне (Китайский Туркестан) провинция Китая, в начале 1900с. Однако, рассматривая феномен манихейства с точки зрения его происхождения, не более точно сказать, что манихейство является персидской или иранской религией, чем было бы сказать, что еврейский талмудизм или вавилонское мандеанство (оба писали на арамейском языке). , как и Мани, и обе возникли примерно в то же время и в том же месте, что и манихейство — Вавилон в третьем веке г. н.э. г.), являются иранскими религиями.
Манихейство и христианство
Святой Августин изначально был манихеем.
Когда христиане впервые столкнулись с манихейством, оно показалось им ересью, поскольку возникло в сильно гностической области Персии. Августин Гиппопотамский придерживался манихейской веры за девять лет до своего обращения в христианство, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, потому что его вопрос о том, почему зло так опасно в мире, казался правдоподобным ответом на его дуалистический взгляд на мир как на смесь Бога и сатаны; а во-вторых, потому что он чувствовал себя освобожденным от какой-либо ответственности за свой грех из-за манихейского фатализма. Но, как только он стал христианином, Августин стал ярым противником манихейства, осуждая его в своих трудах в защиту церкви. Фактически, часть его богословия была сформулирована против манихейства, что оказало косвенное влияние на развитие доктрины ранней Римско-католической церкви. Например, его христианское признание верховной силы Бога против манихейства, дуалистический взгляд на доброго Бога как конечное, его взгляд на зло как на небытие или лишение бытия против манихейской теории зла как субстанциального и его признание свободы воли против манихейского фатализма были влиятельными факторами.
Последующее влияние манихейства на христианство все еще обсуждается, и по-разному предполагалось, что богомилы, павликиане и катары находились под сильным влиянием манихейства. Однако они оставили мало записей о своих ритуалах или доктринах, и связь между ними и манихеями незначительна. Павликиане, богомилы и катары, безусловно, были дуалистами-дуалистами и считали мир творением демиурга сатанинского происхождения, но было ли это следствием влияния манихейства или другого течения гностицизма, определить невозможно. Обвинения в манихействе часто выдвигались ортодоксальными противниками, которые часто пытались сопоставить современные ереси с теми, с которыми боролись отцы церкви. Только меньшинство катаров считало, что злой бог (или принцип) был столь же могущественным, как и добрый бог (также называемый принципом), как и Мани, убеждение, также известное как абсолютный дуализм. В случае катаров, похоже, они приняли манихейские принципы церковной организации, но не их религиозную космологию. Присциллиан, христианский аскет-мистик четвертого века, и его последователи, по-видимому, пытались впитать в христианство то, что они считали ценной частью манихейства.
Оценка
Хотя космический дуализм манихейства неприемлем для верующих в существование только одного верховного бога добра, он дает хорошее объяснение того, почему зло в мире является материальным и опасным. Это было, по сути, одной из причин, почему молодой Августин стал манихеем, поскольку он боролся со злом и грехом внутри себя и в обществе. В то время как христианство отвергает манихейский дуализм, классическое христианское объяснение зла как небытия или отсутствия добра, сформулированное во многом под влиянием антиманихейских сочинений Августина после того, как он стал христианином, не может объяснить опасную реальность зла. Манихейский взгляд на зло как на реальную и изначальную демоническую силу напоминает нам о слабости этой христианской позиции. Следовательно, изучение космически недуалистической позиции, которая все еще может приспособить взгляд на зло как на субстанциальное, остается важной задачей теологии.
Примечания
- ↑ «Неоманихейская церковь». Проверено 21 мая 2008 г.
- ↑ Иэн Гарднер и Сэмюэл Н.К. Лью, Манихейские тексты из Римской империи (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2004), 116-118.
- ↑ Ричард С. Фольц, Религии Шелкового пути: сухопутная торговля и культурный обмен от античности до пятнадцатого века , новое изд. (Палгрейв Макмиллан, 2000).
- ↑ Уиллис Барнстон и Марвин Мейер, ред., «История смерти Мани», в Гностическая Библия: гностические тексты мистической мудрости из древних и средневековых миров — языческих, еврейских, христианских, мандейских, манихейских, исламских и катаров (New Seeds, 2006), 581–92.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Барнстоун, Уиллис и Марвин Мейер, ред. Гностическая Библия: гностические тексты мистической мудрости из древних и средневековых миров — языческих, иудейских, христианских, мандейских, манихейских, исламских и катаров . Новые семена, 2006 г. ISBN 15
Внешние ссылки
Все ссылки получены 5 ноября 2022 г.
- Манихейство Религии и верования в Древнем Иране (CAIS)
- Католическая энциклопедия — манихейство
- Международная ассоциация манихейских исследований
- Книга гигантов
- Манихейские сочинения
- Краткое изложение манихейского мифа о сотворении мира
Авторы
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .