Максим горький отношение к революции: Максим Горький и революция. Тщательно забытое

Отношение Максима Горького к революции

автор: Ekaterina 12.05.2017 4 Комментарии

 

Максим Горький приобщился к революционным идеям еще в 90-е годы 19 века. Долгие скитания по Руси в поисках работы, смысла существования, многочисленные знакомства и наблюдения за разными людьми, постоянные столкновения с мерзостями жизни приводят будущего писателя к мысли о том, что так жить нельзя.

Он начинает искать способ изменения жуткого человеческого существования и находит его в самом человеке. По Горькому, личность может жить иначе уже тогда, когда перестанет ощущать себя маленьким и ничтожным. Так появились в его раннем творчестве веселые и гордые люди.

Новое видение человека оказалось возможным потому, что писатель увидел перспективу изменения мира при помощи революционных идей и революционной деятельности. Горьковские гордые соколы, буревестники, Данко, Челкаш — это герои уже из нового авторского мироощущения, где человек осознает, что пришел в этот мир не для унижений, а чтобы украсить его собой.

Революция способствовала тому, что в сознании писателя намечалось необычное, еще невиданное в русской литературе понимание предназначения человека. Впоследствии он скажет о том, что стал марксистом, потому что «была так выдублена кожа».

Горькому революция мнилась актом, несущим свободу, демократию и счастье в России. Он разделил идею большевиков о том, что способностью совершить социальное переустройство страны наделен только пролетариат.

Октябрьская революция свершилась, а вместо ожидаемого восторга мы обнаруживаем у писателя неожиданное разочарование. В чем же причина? Дело в том, что Горький, приветствуя идею социальной революции, сомневался в том, что к 17-му году пролетариат, еще не развитый в России ни политически, ни экономически, способен был это событие совершить. Он боялся того, что неорганизованные, забитые нуждой и невежеством народные массы в процессе революции превратят этот акт в вакханалию, варварство.

После октября 1917-го Горький издает газету «Новая жизнь», просуществовала она чуть более года. Почти в каждом номере — горьковская статья. Почти в каждой статье — ужас писателя от тех наблюдений, которые он получает в жизни. В одной из них автор подписывает свой приговор революции: «это взрыв зоологических страстей».

В свершившихся событиях Горького отпугнул прежде всего разгул насилия. Во многих статьях звучат удивление и отчаяние от различных форм проявления насилия, прежде всего — от самосудов, когда толпа на улице могла расправиться с человеком. Горький недоволен и политикой правительства народных комиссаров, которое не могло навести порядок в стране. Он обращает внимание на лживость большевистской прессы, которая все отрицательное объявляла происками буржуазии, на растущие воровство, взяточничество, грабежи, на грубость представителей власти. И как итог, статья заканчивается общей горьковской оценкой революции: «это русский бунт».

Разочарование писателя в революции было столь велико, что он не смог оставаться в России. Отсюда возникла версия об обостренном процессе в легких. Сейчас выезд Горького в Италию оценивают однозначно как эмиграцию.

Сталинское правительство пыталось вернуть его в Россию. Это был комплекс мер, Горького «приручали» с помощью активного переименования городов, улиц, школ, колхозов в его честь. Писателя ограждали от негативной информации, печатая в единственном экземпляре «Правду», где сообщения о процессах над людьми заменялись информацией о ловле крабов. Этот напор, идущий сверху и поощряемый Сталиным, получил свое. Горький сначала приехал погостить, потом вернулся совсем. Вернувшись, пришел в восторг от сталинских задумок и преобразований, даже сравнивал его деятельность с реформами Петра I. Но это был уже совсем другой Горький, который, по мысли Г. Адамовича, к этому моменту пришел к краху своего духовного величия.

Отношение Горького к революции анализировала Антонова Елена (филолог)

Другие отзывы и рецензии на произведения из школьной программы смотрите ТУТ

Максим Горький — «гордый буревестник революции»

Новости 14. 10.2022

Экоактивистки залили томатным супом картину Ван Гога

Сборник

Перестройка

Новости 07.10.2022

Объявлены лауреаты Нобелевской премии мира

Новости 27.09.2022

Состоялась презентация книги Юрия Уляшева «EMBA. СКОЛКОВО. ФУНДАМЕНТ»

«Не писать же мне в литературе — Пешков»

Максиму Горькому, как и любому человеку, целиком отдавшемуся идее, «посчастливилось» не единожды ошибаться и пожинать плоды своих ошибок. Его нередко называли «буревестником революции». Был ли рад он такой характеристике? Вероятно, нет.

Алексей Максимович Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. Впервые псевдоним «М. Горький» появился под рассказом «Макар Чудра». Под этим придуманным самим писателем именем он, Алексей Пешков, сын столяра и мещанки, так и не получивший систематического образования, вошёл в историю всемирной культуры как одна из ключевых фигур литературы советской эпохи.

Владимир Короленко писал: «От прозы Горького невозможно отвести взгляд, как от кровоточащей раны». И был прав. Непростой жизненный опыт, горькая правда в произведениях писателя шокировали и притягивали.

Искатель и посредник

Горький не признавал полумер и полутонов. В пору «юности мятежной», не смущаясь и не боясь, он проповедовал социалистические взгляды, а в годы беспорядков 1905—1907 годов даже примкнул к рядам большевиков и сошёлся с Лениным. Тогда Алексей Максимович был уже состоятельным человеком и с удовольствием вкладывал немалые средства в партийную кассу.

Идее социалистической справедливости, в том виде, в котором он её понимал, Горький отдался без остатка. Однако после фиаско Первой русской революции он сбежал в Италию. Именно там, вдали от родины, он написал роман «Мать» как иллюстрацию классовой борьбы, цикл рассказов «По Руси».

Любопытный факт, который, возможно, не все знают: трилогия Горького «Детство. В людях. Мои университеты» появилась на свет благодаря советам Ленина. Владимир Ильич, умевший перетягивать на свою сторону лидеров общественного мнения, таких, как Алексей Максимович, несколько раз бывал у него в гостях на итальянском Капри. И пока будущий «вождь мирового пролетариата» не стал таковым, его отношения с писателем переживали расцвет.

Горький, Богданов и Ленин играют в шахматы. (regnum.ru)

В Россию Горький вернулся только в 1913 году по амнистии. В скором времени началась Первая мировая война, в прямом смысле слова погрузившая его в депрессию. Октябрь 1917 года, охвативший страну, как пожар, писатель, в отличие от событий десятилетней давности, не принял. Кроме ужаса и возмущения он ничего не испытывал.

В цикле статей «Несвоевременные мысли» Горький смело писал: «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти… Рабочий класс должен знать, что его ждёт голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия…».

Не боялся он и наносить прямые оскорбления Ленину, бросая жёсткие обвинения в захвате власти и кровавом терроре: «Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России — русский народ заплатит за это озёрами крови». «Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, русский народ для них — та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф».

Репрессии против интеллигенции, в частности, казнь Николая Гумилёва, стали причиной окончательного разрыва Горького с большевиками. Стоит отметить, что писатель неоднократно пытался спасать многих людей от бесчинств и расстрелов.

Однако часто он был бессилен.

Жизнь Максима Горького в эмиграции

В 1921 году Горький снова уехал в Италию, теперь уже от советской власти. Ленин не стал его высылать, но настойчиво рекомендовал «подлечиться за границей». Намёк был понятен. О возвращении домой писатель не помышлял даже после смерти вождя.

В 1928 году ситуация несколько изменилась. ЦК партии во главе со Сталиным принял решение вернуть в СССР такую значимую фигуру, как Максим Горький. Обработка литератора велась тонко и ловко: его засыпали просьбами «возродить культуру» и «поднять культурный уровень масс». И Горький дрогнул.

Максим Горький с пионерами, 1929 год. (twitter.com)

В 1928 году он согласился приехать в Советский Союз. О том, как писатель жил последние годы, на какие компромиссы с властью шёл, как ему запретили выезжать за границу, свидетельствует его краткий ответ на просьбу определить время, проведённое в СССР: «Максимально горькое».


Сборник: Максим Горький

Произведения писателя — повесть «Детство», пьеса «На дне», роман «Мать» и другие — стали классикой отечественной литературы.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Максим Горький о «безобразиях» царского режима

Максим Горький о «безобразиях» царского режима

После Октябрьской революции писатель опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл статей «Несвоевременные мысли».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последние дни Максима Горького

Последние дни Максима Горького

В мае 1936 года писатель тяжело заболел. В течение нескольких недель он медленно угасал у себя дома в окружении родственников и друзей.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хождения Горького по Руси

Хождения Горького по Руси

В 1891 году Максим Горький, тогда ещё Алексей Пешков, после череды неудач в поисках своего места в жизни отправился в странствование по России.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Максим Горький в Италии

Максим Горький в Италии

На узких неаполитанских улочках писателя везде поджидали восторженные толпы.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Максим Горький

Максим Горький

Проверьте свои знания о советском классике!

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Максим Горький — «гордый буревестник революции»

Максим Горький — «гордый буревестник революции»

Биография Максима Горького, согласно его собственному выражению, «пестра, как лоскутное одеяло».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Максим Горький о «безобразиях» царского режима

После Октябрьской революции писатель опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл статей «Несвоевременные мысли».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последние дни Максима Горького

В мае 1936 года писатель тяжело заболел. В течение нескольких недель он медленно угасал у себя дома в окружении родственников и друзей.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хождения Горького по Руси

В 1891 году Максим Горький, тогда ещё Алексей Пешков, после череды неудач в поисках своего места в жизни отправился в странствование по России.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Максим Горький в Италии

На узких неаполитанских улочках писателя везде поджидали восторженные толпы.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Максим Горький

Проверьте свои знания о советском классике!

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Максим Горький — «гордый буревестник революции»

Биография Максима Горького, согласно его собственному выражению, «пестра, как лоскутное одеяло».

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа

Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Геббельс готовил общество Германии к войне

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Екатерина Говард, королева на 500 дней

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Почему погиб «Титаник»?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Бунтарь в жизни и новатор в искусстве

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Статьи
  • Африка
  • XIV век до н. э.

Короткая жизнь дочери Нефертити

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)

  • Статьи
  • Африка

Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XI вв.

Соседи Древней Руси

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 281783
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 218881
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Статьи
  • 👀 192225
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 62686
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
  • 📚 Статьи
  • 👀 53111
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
  • 📚 Статьи
  • 👀 50242
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
  • 📚 Статьи
  • 👀 34348
Екатерина Говард, королева на 500 дней
  • 📚 Статьи
  • 👀 29026
Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные
  • 📚 Статьи
  • 👀 26960
Почему погиб «Титаник»?
  • 📚 Статьи
  • 👀 25978
Бунтарь в жизни и новатор в искусстве
  • 📚 Статьи
  • 👀 421770
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 363601
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 295339
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 281783
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 231813
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
  • 📚 Статьи
  • 👀 218881
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Статьи
  • 👀 216799
Короткая жизнь дочери Нефертити
  • 📚 Статьи
  • 👀 208689
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 205108
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
  • 📚 Статьи
  • 👀 200858
Соседи Древней Руси

Горький о демократии – семнадцать моментов советской истории

Максим Горький, К демократии.
20 ноября 1917 г.

 

Горький, давний друг и сторонник Ленина и других большевистских лидеров, обнаружил, что их отталкивает их частое обращение к насилию в отношениях с противником. Он использовал свою «Новую жизнь», одну из немногих независимых газет, которые оставались открытыми, чтобы ругать революционеров за их тактику. Немногие противники были опаснее, потому что Горький говорил с большевистских принципов и с авторитетом великого писателя и революционера. Большевики закрыли его газету в 1918, и большую часть 1920-х годов Горький провел за границей.

Первоисточник: Новая жизнь, № 174, 20 ноября 1917 г.

Министры-социалисты, освобожденные Лениным и Троцким из Петропавловской крепости, отправились домой, оставив своих коллег… и других в руках людей, которые не имеют представления ни о свободе личности, ни о правах человека.

Ленин, Троцкий и их товарищи уже отравлены грязным ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и совокупности тех прав, за торжество которых боролась демократия. .

Слепые фанатики и нечестные авантюристы бешено несутся якобы по дороге к «социальной революции»; на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.

На этой дороге Ленин и его соратники считают возможным совершать всякого рода преступления, как… отмену свободы слова, бессмысленные аресты — все те мерзости, которые когда-то творили Плеве и Столыпин.

Конечно, Столыпин и Плеве пошли против демократии, против всего живого и приличного в России. За Лениным идет, однако, довольно значительная — пока — часть рабочих; но я думаю, что здравый смысл рабочего класса и сознание им своих исторических задач скоро откроют глаза пролетариату на полную невозможность осуществления ленинских обещаний, на всю глубину его безумия, на его нечаевско-бакунинское клеймо. анархизма.

Рабочий класс не может не понять, что Ленин только производит известный опыт над их кожей и над их кровью, что он стремится довести революционное настроение пролетариата до крайности и посмотреть, что из этого выйдет?

Он, конечно, не верит в возможность победы пролетариата в России при данных условиях, но, может быть, надеется на чудо.

Рабочий класс должен знать, что в реальной жизни чудес не бывает, что его ждут голод, полный развал в промышленности, нарушение транспорта, затянувшаяся кровавая анархия, за которой последует не менее кровавая и мрачная реакция.

Вот куда ведет пролетариат его нынешний вождь, и надо понимать, что Ленин не всесильный чародей, а хладнокровный обманщик, не щадящий ни чести, ни жизни пролетариата.

Рабочие не должны допустить, чтобы авантюристы и сумасшедшие наваливали на голову пролетариата позорные, бессмысленные и кровавые преступления, за которые поплатится не Ленин, а сам пролетариат.

Спрашиваю:

  • Помнит ли русская демократия идеи, за торжество которых она боролась против деспотизма монархии?
  • Считает ли она себя способной продолжать эту борьбу сейчас?
  • Помнит ли оно, что, когда романовские жандармы бросали своих идейных лидеров в тюрьмы и каторжные лагеря, оно назвало этот метод борьбы подлым?
  • Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпина, Плеве и других недочеловеков?
  • Разве ленинское правительство, как и правительство Романовых, не хватает и не тащит в тюрьмы всех, кто думает иначе?
  • Почему Бернацкий, Коновалов и другие члены коалиционного правительства сидят в крепости? Являются ли они в чем-то более преступными, чем их коллеги-социалисты, освобожденные Лениным?

Единственным честным ответом на эти вопросы должно быть немедленное требование освободить арестованных министров и других невиновных людей, а также восстановить свободу слова в полном объеме.

Тогда здравомыслящие элементы демократии должны сделать дальнейшие выводы, они должны решить: дорога ли заговорщиков и анархистов нечаевского типа и их дорога?

Источник: Максим Горький, Несвоевременные мысли: очерки о революции, культуре и большевиках, 1917–1918 (Нью-Йорк: П. С. Эрикссон, 1968), 85–87.

Англия и русская революция Максим Горький 1907

Англия и русская революция Максим Горький 1907

Максим Горький 1907

Англия и русская революция


Источник: Социал-демократ , Vol. XI № 7 июля 1907 г., стр. 420-424;
Расшифровка: Тед Кроуфорд.


В «Нации» появилось следующее письмо Максима Горького: —

Сэр, — Вы спрашиваете моего мнения о предполагаемом сердечном согласии с Россией и о желании русского правительства занять деньги в Англии; Вы также желаете знать, каково, по моему мнению, влияние такого согласия на цивилизацию в России.

Я хотел бы, чтобы вы рассмотрели эти вопросы с точки зрения людей, убежденных в том, что человеческий разум наконец восторжествует над животным инстинктом, еще слишком могущественным в современном европейском обществе. Эта точка зрения, конечно, не может быть чуждой и непонятной для Англии, нации древней цивилизации, и для англичан, столь гордых своей любовью к справедливости.

Представьте себе следующую ситуацию; У вас есть сосед, распорядитель крупного предприятия и глава большой семьи; но он дегенерат, эгоистичный, как животное, и в равной степени невежественный в самих принципах справедливости. Он неспособен к работе и руководствуется исключительно инстинктом самосохранения. Помимо этого инстинкта, у него нет ни цели, ни представления о долге. И вот, его бизнес в беспорядке и на грани банкротства, с каждым днем ​​он, кажется, приближается к разорению все ближе и ближе. Он тиран в своем доме, жестокий и чувственно больной человек, всеми ненавидимый и противный. Но вокруг него стоит толпа людей, духовно живых и жаждущих украсить жизнь своим творчеством, а он мешает им жить и своим слепым деспотизмом подавляет их законные желания. Неспособный к высоким целям, потерянный для всех человеческих чувств, он все еще силен физически. Знание о его приближающемся уничтожении не является для него секретом; напротив, оно вооружает его мужеством отчаяния. У него нет угрызений совести, и он дерется, как дикий зверь. Однако он уже проявляет признаки усталости, и конец, который он так заслужил, близок.

И вот! в этом кризисе человек обращается к вам с криком о помощи, Он надеется с вашей помощью внести некоторый порядок в свои дела и отсрочить час своей окончательной гибели. Он просит у вас денег и предлагает любые проценты, которые вы потребуете, хорошо зная, что не он будет призван заплатить долг.

Поможете ли вы такой одиозной личности, человеку, который сеет на земле жестокость и преступность; кто угнетает всех своей жестокостью, чье единственное желание состоит в том, чтобы продлить безответственное и гнусное существование?

Я не могу себе представить никаких обстоятельств, которые позволили бы вам поддерживать больного тирана, чтобы у него были дополнительные возможности для угнетения сотен, которые от него зависят. Лучшее, что вы можете сделать для такого человека, — это помочь ему добраться до Бедлама, и чем скорее, тем лучше. Оберегать общество от безумия его ненормальных членов — это, я так понимаю, ваша обязанность.

Русские цари, начиная с Павла и далее, были, я думаю, большими фанатиками власти, чем любые другие личности, которым «благодатью Божией» было предназначено управлять судьбами народов.

Замечу также, что уверенность царей в своем праве на престол пошатнулась. Как известно, Павел I, предок нынешних правителей России, убитый дворянами своего двора, был сыном неизвестного отца. Эта мысль мучила его всю жизнь и в конце концов довела до безумия. Этим же сомнением страдал и Александр I – имеет ли он право на свой престол или нет. У Николая I эта неуверенность нашла выражение в жестокости, с которой он подавлял всякое движение против самодержавия. Эти дети отца, убитого его дворянами, не могли не бояться заговоров, и этот страх не мог не отражаться в их душевном состоянии. Колебания Александра II. между либерализмом и самодержавием я объясняю тем же сомнением в том, был ли он царем по праву, тем же страхом потерять корону, который преследовал его отца. Александр II. ослабил свою власть, введя сельское и городское самоуправление; но едва он сделал этот шаг, как снова начал укреплять его, так испугался он своего поступка.

Александр III. был ограниченным существом, но по-своему разумным дегенератом, понимающим стоящую перед ним задачу. В течение всего своего царствования он укреплял самодержавную власть, но не понимал того, что эта форма правления отжила свой век, что такая форма есть помеха прогрессу и вредна для русского народа. Что такое годы его правления, как не действия маньяка власти против права и закона и всего того, что мы называем цивилизацией?

А Николай II, который рабски следует жесткой, глупой и пагубной политике своего отца, является личностью с явными признаками жестокости. Это видно из его заявлений о многочисленных убийствах во время его царствования. Истеричный и немощный, его царствование началось с катастрофы на Чодинском поле; это продолжилось инцидентами 9 января, с Московским восстанием, с военно-полевыми судами и с бесчисленным множеством других актов, противоречащих цивилизации, которые унизили общество и уничтожили тысячи русских.

Особое внимание обращаю на личную психологию последних Романовых, потому что, по моему мнению, она играет весьма заметную роль в русской истории. Только так можно объяснить жестокое упрямство Николая II и его борьбу за власть. И состязание навеки толкает его обратно к ретроградному консерватизму, несмотря на очевидную необходимость политической свободы, народного просвещения на широкой и интеллигентной основе, столь важного для духовного и экономического прогресса России.

Положение в России сегодня таково: Твой будущий союзник, о! вы, англичане, вы, так гордящиеся своей древней цивилизацией, с головы до ног облиты кровью русского народа, Он изо всех сил и без разбора борется за достижение полной самодержавной власти и за поддержание формы правительства, которое явно устарело. Духовный и экономический прогресс в стране остановился. Самодержавная форма правления полезна и удобна только царю, потому что дает ему неограниченную власть, а бюрократии потому, что дает им возможность грабить без ограничений и бесконтрольно.

У людей очень мало образования, но они начинают понимать ценность знаний и жадничают до них. Люди борются за свободу учиться; царя за свободу править, а бюрократию за свободу воровать. Измученные, старые и больные борются с молодыми, которые обещают вложить все свои силы в мирную сокровищницу ума и духа. Борьба имеет общеевропейское значение. Если правительство временно победит, у ваших дверей будет существовать очаг, вокруг которого соберутся всевозможные катастрофы, нравственное влияние которых, несомненно, будет пагубно для развития цивилизации в Европе.

британца! у вас есть выбор сделать. Поддержите ли вы тирана с его сателлитами и их антицивилизационными планами или поддержите растущую молодую демократию, способную к жизни и богатую силой своего духа?

Борьба, несомненно, продлится долго и кончится либо образованием великой русской демократии, либо полным разорением России как политического образования. Я, конечно, знаю, что дело народа не будет поддержано; такого, кажется, еще не было в истории и вряд ли произойдет. Действительно, правительства помогают друг другу держать людей в подчинении.

Разве даже Франция, только недавно вышедшая из гигантской борьбы с самодержавием, в лице своих банкиров — своих господ не простерла руки на помощь русскому царю; и не способствует ли она тем самым варварству, а не цивилизации? Это один из тех поступков, которые история наверняка осудит. И весьма вероятно, что и вы, англичане, пожертвуете деньги на содержание царя и таким образом поддержите руку тирании.

Но в конце концов право восторжествует. Я сам верю в победу справедливости; Я верю в силу русского народа; и Россия, я думаю, либо станет лучшей демократией в Европе, либо рассыплется и рассыплется, как несчастная Польша.

Но я слышу, как вы восклицаете: «У вас есть ваша Дума; у вас есть конституция, и теперь, безусловно, можно добиться своих целей законными средствами».

Мне кажется, вряд ли стоит об этом серьезно говорить. Во-первых, Дума увечна, бессильна и бессильна и, несомненно, скоро будет распущена. Когда государь несколько недель тому назад принимал депутацию черносотенцев, он сказал одному из делегатов, снискавшему себе незавидную репутацию своим нескромным поведением в Думе: «Желаю, чтобы все депутаты в Думе были как ты.»

И опять-таки, едва правительство, принужденное настойчивыми требованиями наиболее интеллигентной части населения, решилось созвать Думу, как оно немедленно организовало менее интеллигентных (тех, кого мы называем хулиганами) и учредило «Союз русского народа», организация, созданная для борьбы против любого ограничения прав царя.

О деятельности «Союза русского народа» вы уже слышали по убийствам Герценштейна и др.; и вы услышите о других убийствах.

Эти факты дают право всякому непредубежденному человеку обвинить русское правительство в искусственном разжигании анархии для защиты своей позиции.

Психологическое воздействие этих погромов, спланированных правительством, должно воздействовать на чувствительный дух современной Европы и должно привести к деградации человечества. Вы слышали, что недавно пятерым попам, депутатам Думы, было приказано либо сложить с себя свои полномочия, либо выйти из партии, к которой они принадлежали.

Этот факт демонстрирует взгляды правительства на свободу личности. Нельзя говорить в одном ряду о конституции и о военно-полевых судах, об особых законах, о пытках и о других многочисленных нарушениях закона, совершаемых самим правительством. Как можно примирить все эти вещи?

Нет, не будем говорить о конституции России. В этом отношении даже Персия, кажется, опередила Россию.

Я бы спросил тех англичан, которые выступают за этот союз: с кем вы хотите заключить союз? Есть две России. Один, император Николай, бюрократия и «Союз русского народа» — несколько десятков тысяч низших классов, руководимых злыми и безжалостными людьми; другой — около ста миллионов славян и около пятидесяти миллионов представителей других национальностей, составляющих Российскую империю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *