Максим горький это: Краткая биография Горького для детей и учащихся всех классов, интересное о Максиме Горьком

Горький — это эпоха

«Горький – это эпоха»

К 150-летию со дня рождения М. Горького, русского советского писателя, основоположника литературы социалистического реализма, родоначальника советской литературы.

Максим Горький

(Алексей Максимович Пешков 1868-1936гг.)
 

28 марта  исполняется 150 лет со дня рождения великого советского писателя с мировым именем — Максима Горького. Творчество М. Горького наполнено энергетикой, устремлённостью в будущее, гуманизмом и состраданием. Читая его произведения, мы учимся жизни. Это настоящие университеты для растущей личности!

Максим Горький – русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков. Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Ассоциировал себя и своё творчество с горечью жизни и горечью правды – отсюда псевдоним. Сам М. Горький подчеркивал, что правильное произношение его настоящей фамилии – ПешкОв.

В данном буклете предлагаются издания, имеющиеся в фонде Центральной библиотеки города Егорьевска: собрания сочинений, избранные произведения, литература о писателе.

 

Писатель Горький – энергий всплеск,

Раскаты грома и молний блеск,

В нём – жажда знаний, стремленье к свету,

Мечты о счастье для всей планеты!

Он силой мысли пронзает мрак,

Пик гуманизма – его размах,

И будет вечно он жаждать бури,

                        Что смоет мерзость в морской лазури!                        

                                    Галина Вертиева

 

Собрание сочинений

  • Горький, М. Собрание сочинений: в 18 т. /М. Горький. — М.: Художественная литература, 1960-1963. – Т.1,3,5,7-9,16.
  • Горький, М. Полное собрание сочинений: худож. произв. в 25-ти т. /М. Горький; Академия Наук СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1968. — Т.1-7,9-25.
  • Горький, М. Полное собрание сочинений: варианты к худож. произв. /Варианты к томам I-V: 1885-1907 /М. Горький; Академия Наук СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974. — Т.1-10.
  • Горький, М. Собрание сочинений: в 16 т. /М. Горький; сост. Н. Н. Жегалов; худож. П. Пинкисевич. — М.: Правда, 1979. – Т.2-15.
  • Горький, М. Собрание сочинений: в 8-ми т. /М. Горький; сост.: С. А. Небольсин, А. Ушаков. — М.: Советская Россия, 1987. – Т.1-2.

 

Избранное

  • Горький, М. Избранные сочинения /М. Горький; сост., авт. предисл. А. И. Овчаренко, авт. предисл. И. Ревякина. — М.: Художественная литература, 1986. — 1086 с.
  • Горький, М. Избранные произведения: в 3-х т.\ М. Горький. — М.: Художественная литература, 1951. – Т.1-2.
  • Горький, М. Избранные произведения: в 3-х т. : Т.1:1892-1904гг. /М. Горький. — М.: Художественная литература, 1968. — 493 с.
  • Горький, М. Избранные произведения /М. Горький; авт. предисл. В. Ланина. — М.: Детская литература, 1968. — 222 с.
  • Горький, М. Избранные произведения: в 3-х т. /М. Горький. — М.: Художественная литература, 1972. – Т.1-3.
  • Горький, М. Избранные произведения: в 3-х т. /М. Горький. — М.: Художественная литература, 1976. – Т.1-3.
  • Горький, М. Избранное/М. Горький; худож. Кукрыниксы. — М.: Правда,1977.-487 с.
  • Горький, М. Избранное /М. Горький; авт. предисл. Н. Н. Жегалов; худож. Б. Дехтерев. — М.: Детская литература, 1982. — 686 с.
  • Горький, М. Избранное /М. Горький; сост. В. В. Владимиров; авт. послесл. Г. Атанов. — Л.: Лениздат, 1984. — 527 с.
  • Горький, М. Избранное /М. Горький; авт. предисл. Н. Н. Жегалов; худож. Б. Дехтерев. — М.: Детская литература, 1985. — 686 с.

 

Произведения

  • Горький, М. Воробьишко и другие рассказы /М. Горький; худож. А. Бабюк. — М.: Стрекоза-пресс, 2006. — 63 с.
  • Горький, М. В.И. Ленин /М. Горький. — М.: Политиздат, 1980.
  • Горький, М. Горящее сердце Данко /М. Горький; худож. Б. Дехтерев. — М.: Детгиз, 1958. — 16 с.
  • Горький, М. Девушка и смерть: рассказы /М. Горький; худож. В. Меньшиков. — Л.: Художественная литература, 1985. — 119 с.
  • Горький, М. Дед Архип и Ленька: рассказ /М. Горький; худож. Б. Дехтерев. — Переизд. — М.: Детская литература, 1975. — 32 с.
  • Горький, М. Дело Артамоновых: повесть /М. Горький. — М.: Советская Россия, 1979. — 255 с.
  • Горький, М. Детство. В людях. Мои университеты /М. Горький. — М.: Художественная литература, 1985. — 486 с.
  • Горький, М. Детство Ильи: рассказы /М. Горький; худож. Б. Дехтерев. — М.: Детская литература, 1968. — 32 с.
  • Горький, М. Егор Булычев и другие. Достигаев и другие: пьесы /М. Горький; авт. предисл. Н. Н. Жегалов; худож. Ю. Ракутин. — М.: Детская литература, 1989. -127 с.
  • Горький, М. Жизнь Клима Самгина (сорок лет): повесть. Ч.3 и 4 /М. Горький. — М.: Правда, 1988. — 746 с.
  • Горький, М. Жил был самовар…: рассказы и сказки /М. Горький; сост. В. А. Приходько; худож. Е. Попкова. — М.: Детская литература, 1986. — 56 с.
  • Горький, М. Мать /М. Горький; авт. послесл. Б.А. Бялик. — М.: Просвещение,1984.-240 с.
  • Горький, М. На дне. Фома Гордеев /М. Горький. — М.: Мир книги: Литература, 2010. — 320 с.
  • Горький, М. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре /М. Горький. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 224 с.
  • Горький, М. Очерки и воспоминания /М. Горький; авт. предисл. И. Вайнберг. — М.: Советская Россия, 1983. — 155 с.
  • Горький, М. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Сказки об Италии /М. Горький. — Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1973. — 141 с.
  • Горький, М. Пепе: из «Сказок об Италии» /М. Горький; худож. Б. Дехтерев. — М.: Детская литература, 1973. — 16 с.
  • Горький, М. По Руси. Дело Артамоновых /М. Горький; авт. предисл., авт. примеч. Б. Бялик, худож. А.Таран, худож. С.Герасимов. — М.: Художественная литература, 1982. — 590 с.
  • Горький, М. Преображение мира /М. Горький; сост., авт. предисл., авт. примеч. А. М. Ушаков. — М.: Советская Россия, 1980. — 398 с.
  • Горький, М. Проза. Драматургия. Публицистика /М. Горький. — М.: Олимп: АСТ, 2003. — 283 с.
  • Горький, М. Про Иванушку-дурачка: по мотивам рус. народ. сказки /М. Горький ; худож. Т. Зеброва. — М.: Малыш, 1998. — 20 с.
  • Горький, М. Пьесы /М. Горький. — Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975. — 319 с.
  • Горький, М. Пьесы: Мещане; На дне /М. Горький; авт. предисл. И. Л. Вишневская. — М.: Детская литература, 1979. — 176 с.
  • Горький, М. Ранние рассказы /М. Горький. — М.: Советская Россия, 1980. — 80 с.
  • Горький, М. Рассказы:1892-1906 /М.Горький; худож. А.Ф.Таран.- М.:Правда,1984.-494 с.
  • Горький, М. Рассказы /М. Горький; авт. предисл. Б. А. Бялик. — М.: Художественная литература, 1981. — 493 с.
  • Горький, М. Рассказы и сказки для детей /М. Горький; худож. С. Бабюк; сост. Е. Позина. — М.: Стрекоза-пресс, 2005. — 157 с.
  • Горький, М. Рассказы. Повести. Пьесы /М. Горький; авт. предисл., сост., авт. примеч. Б. А. Бялик, худож. А.Таран. — М.:Художественная литература,1987.-687 с.
  • Горький, М. Рассказы и сказки /М. Горький. — Переизд. — М.: Детская литература, 1976. — 109 с.
  • Горький, М. Сказки об Италии /М. Горький; худож. К. Безбородов; авт. предисл. Б. Бялик. — М.: Детская литература, 1980. — 127 с.
  • Горький, М. Сказки. Рассказы /М. Горький; худож. Е. Черная. — М.: Правда,1985. — 446 с.
  • Горький, М. Случай с Евсейкой: сказка /М. Горький; худож. Ю. Молоканов. — М.: Малыш, 1990. — 12 с.
  • Горький, М. Старуха Изергиль. На дне. Мать. В.И.Ленин /М. Горький. — 2-е изд. — М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1957. — 365 с.
  • Горький, Максим. Стихотворения /М. Горький; авт. предисл., авт. примеч., подг. текста С. Касторский. — 2-е изд. — М.: Советский писатель,1951.- 295 с.
  • Горький, М. Фома Гордеев: роман /М. Горький. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973. — 208 с.

 

Публикации о М. Горьком

  • Кудряшов, Константин. Кто звучит гордо /К. Кудряшов //Аргументы и факты. — 2016. — N 24. — С. 43.
  • Шаргунов, Сергей. «Горький сладкого не ел» /С. Шаргунов // Культура. — 2016. — N 22. — С. 9.
  • Спиридонова, Лидия. «Горький и революция» /Л. Спиридонова // Литературная газета: еженедельное издание. — 2017. — N 12. — С. 4-5.
  • Крапивина, Ирина Николаевна. «Красота и мудрость в простоте» /И. Н. Крапивина //Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для школ и библиотек. — 2018. — N 1. — С. 39-43.
  • Басинский, Павел. Человек — это звучит горько /П. Басинский// Российская газета: [ежедневная общенациональная газета]. — 2018.
    — N 49(7март). — С. 9.

 

Максим Горький | биография и творчество

«Стремление вперед — вот цель жизни.»

прозаик 1868-1936 Российская империя в разводе есть дети из многодетной семьи известность при жизни поездки за границу ранняя потеря родителей смерть ребенка/супруга
Роль и место в литературе

Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.

Происхождение и ранние годы

Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России  (Нижний Новгород).

Дом деда Горького Каширина

Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.

Мать – Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.

Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».

Образование

Алексей Пешков

Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.

Творчество

Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране – и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.

Горький в Италии

В 1892 году напечатали рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.

В 1902 году писатель был удостоен звания члена Императорской академии наук, но Николай II приказал отменить это решение.

Кроме революционной литературы, Горький писал сказки для детей. Например: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко».

В 1906 году писатель вынужден эмигрировать в США, потом в Италию. Но и там Горький продолжал писать произведения на революционную тематику.

Основные произведения

Памятник писателю в Москве

Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.

В стиле натурализма написан рассказ «Супруги Орловы» (1897). Автор реалистично описал жизнь, которую многие хотели бы не знать.

В пьесе «На дне» (1901-1902) Максим Горький отобразил жизнь «дна» социума: нищих, морально падших людей. События происходят в ночлежном доме для неимущих. Писатель создал многогранную галерею образов, подчеркнув тем самым, что эта проблема затронула людей разного возраста, происхождения и морали. В 1904 году Максим Горький получил Грибоедовскую премию за эту пьесу. Но, несмотря на общественное признание, постановка произведения не была разрешена на императорской сцене, а только в МХТ.

Роман «Мать» был написан под впечатлением от событий 1905 года и стал фундаментальным  для социалистического реализма.

Последние годы

После эмиграции Максим Горький возвращается на Родину только в 1932 году. Он активно занимается литературной деятельностью. Но в 1936 году его не стало при загадочных обстоятельствах.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)

Событие

1868

Год рождения Алексея Пешкова

1884

Жизнь в Казани

1888

Арест за революционные взгляды

1891

Путешествие по стране

1896

Свадьба

1897

Появление сына

1899

Впервые в Петербурге

1902

Звание почетного академика

1905

Членство в РСДРП

1906-1913

Эмиграция

1933

Жизнь в Москве

1936

Не стало Алексея Пешкова

Интересные факты из жизни
  1. Горький пять раз номинировался на Нобелевскую премию, но так и не стал лауреатом.
  2. Больше полувека родной для Горького Нижний Новгород носил его имя – старое название городу вернули только в 1990 году после распада СССР.
  3. Первой женой Горького была дочь акушерки, когда-то помогавшей появиться на свет самому писателю.
Музей Максима Горького

В Москве функционирует музей-квартира А.М.Горького ИМЛИ РАН на Малой Никитской, которую мы советуем посетить поклонникам и любителям творчества писателя!

Ирина Зарицкая | Просмотров: 12.2k | Оценить:

Максим Горький, «Мастера культуры», 1934

/td>

Максим Горький (1868-1936) родился Алексей Максимович Пешкова в Нижнем Новгороде (ныне Горьком). Он работал в различных странных работы, в том числе бродягой, пока не нашел свое призвание писать. Его самые ранние пьесы были романтическими упражнениями, которые прославляли необычное, с ярко нарисованные персонажи, в основном бродяги. Фома Гордеев (1899) ознаменовал собой переход Горького от романтизма к реализму. Его последующие романы были несколько ослаблены включением длинных пассажей о значении жизни. Его автобиографическая трилогия содержит его лучшие сочинения. Вовлеченный в забастовках и заключен в тюрьму в 1905 году, он жил за границей до 1914 года, а затем занимался революционной пропагандой. С 1922 по 1928 год снова был за границей. по состоянию здоровья — по возвращении стал сторонником Сталина.

В приведенном ниже отрывке Горький рассуждает о новых стандартах в советская литература.

* * * *          *

Коммунисто-ленинская партия, рабоче-крестьянская правительства Союза Социалистических Советов, которые разрушили капитализм вдоль и поперек царской России, которые передали политическую власть рабочим и крестьянам, и которые организовав свободное бесклассовое общество, сделали его предметом своих смелой, мудрой и неутомимой деятельности по освобождению трудящихся масс от вековое ярмо старой и изношенной истории, капиталистической развитие культуры, которая сегодня вопиющим образом обнажила все свои пороки и его творческая дряхлость. И именно с высоты этой великой цели что мы, честные писатели Союза Советов, должны рассмотреть, оценить и организовать нашу работу. . . .

В качестве главного героя наших книг мы должны выбрать труд, т. е. человека, организованного процессами труда, который в нашей стране вооруженный всей мощью современной техники, человек, который, в свою очередь, так организует труд, что он становится легче и производительнее, повышая его до уровня искусства. . . .

Партийное руководство литературой должно быть тщательно очищен от всех мещанских влияний. Члены партии активно занимаются литературой должны быть не только учителями идей, которые соберут энергию пролетариат и все страны на последний бой за свою свободу; в партийное руководство должно во всем своем поведении демонстрировать морально авторитетный сила. Эта сила должна внушать литераторам прежде всего осознание своей коллективной ответственности за все, что происходит в их среди. Советская литература со всем ее многообразием талантов и неуклонно растущее число новых и одаренных писателей, должны быть организованы как целостный коллектив, как мощное орудие социалистической культуры. . . . Идея, конечно, не в том, чтобы ограничить индивидуальное творчество, а в том, чтобы снабдить его самыми широкими средствами для дальнейшего мощного развития. . . .

Высокий стандарт, требуемый от литературы, которая в настоящее время быстро переделанный самой жизнью и культурно-революционной работой Ленина, объясняется высокой оценкой партии. значение литературного искусства. В мире никогда не было государства где наука и литература пользовались такой товарищеской помощью, такой заботой о повышение профессионального мастерства работников искусства и наука.

Пролетарское государство должно воспитать тысячи первоклассные «мастера культуры», «инженеры души. » Это необходимо для того, чтобы восстановить всю массу право трудящихся развивать свои умственные способности и способностей — право, которого они были лишены повсюду в мир. Эта вполне достижимая цель навязывает нам писателей необходимость строгой ответственности за свою работу и нашу социальную поведение. Это ставит нас не только в положение, традиционное для реалиста. литературы, «судей мира и людей», «критиков жизни», но дает нам право непосредственного участия в строительство новой жизни, в процессе «изменения мира». Обладание этим правом должно внушать каждому писателю чувство своего долга и ответственности за всю литературу, за все аспекты и то, чего там быть не должно. . . .

[Источник: Максим Горький, «Литература и советская Идеал», изд. Г. Г. Скотта, Проблемы советской литературы (Москва: Кооперативно-издательское общество иностранных рабочих в СССР, 1935), стр. 53-54, 64-67.]

| Вернуться к лекции |

| Путеводитель по истории | |

авторское право 2001 Steven Kreis
Последняя редакция — 13 мая 2004 г.
Условия использования

Максим Горький и русские революции

Реферат

В данном исследовании исследуется общественная и литературная жизнь Максима Горького на основе новых материалов из итальянских и российских архивов (Archivio Centrale Dello Stato и Архива МИД России), которые проливают свет на причины возвращения Горького в Советский Союз в 1928 г. ездить туда и обратно в Италию до 1933 года, когда он решил остаться в Советском Союзе. Исследуемый период, годы жизни Горького (1868-1919 гг.)36), был свидетелем Революции 1905 года, Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, НЭПа и культурной революции, ревностным архитектором которой стал Горький. В этом исследовании утверждается, что личный опыт Горького, связанный с насилием со стороны российской мелкой буржуазии и крестьянства, породил его сильное и упорное желание переделать Человека и излечить Россию и русских от их врожденного пессимизма и лени. Приняв избирательное применение насилия в построении идеального советского общества и предложив России утопический проект — создание нового, улучшенного человека, Горький внес свой вклад в ужасающую реальность XIX века.30-х годов, сделав себя невольным соучастником советского революционно-репрессивного эксперимента. В диссертации также анализируется Горький как государственный служащий и как писатель с уникальной интерпретацией позднеимперской политики и русской литературной сцены.

 

Первая глава посвящена воспоминаниям детства Горького и тому, как они сформировали его образ государственного служащего. Во второй главе исследуется концептуальная близость и разногласия Горького с большевиками и демонстрируется его взгляд на революцию 19-го века. 05 и Первой мировой войны. Анализируется также горьковский эксперимент с богостроительством на Капри и его окончательная неудача. В третьей главе исследуется критика Горьким ленинского фанатизма, марксистской идеологии и Октябрьской революции. Также исследуется, почему Горький решил начать сотрудничество с большевиками. В четвертой главе показано, что Горький разочаровался в европейской политике, критиковал нацизм и фашизм и все больше увлекался советской действительностью. Горький заключил договор с советским правительством, основанный на своем грандиозном заблуждении, чтобы продолжать писать свои произведения для русскоязычной аудитории, сохранять русскую и европейскую культуры в период распространения фашизма в Европе и, самое главное, построить новую, творческие, трудолюбивые и образованные простые люди. Он продолжал свой крестовый поход, чтобы переделать «Человека». Наконец, в пятой главе исследуется роль Горького в построении советской культурной системы. Его проекты сохранения спасли русскую культуру, но не миллионы людей, погибших в сталинских трудовых лагерях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *