Кругосветка ценою в сотни жизней: последнее путешествие Магеллана — Светлана Шаповалова
Светлана Шаповалова, 6 сентября 2017, 00:05 — REGNUM Почти 450 лет назад, 6 сентября 1522 года, в испанской гавани Сан-Лукар-де-Баррамеда пришвартовался потрёпанный корабль. На его борту находилось 18 измученных, голодных людей. Многих застали спящими, в горячке, слишком измученными, чтобы ликовать по поводу возвращения на родину. Так судно «Виктория» вернулось из небывалого кругосветного путешествия, ставшего историческим. После завершения последней экспедиции Фернана Магеллана мир стал таким, каким мы видим его сегодня. В этом путешествии был открыт Тихий океан и определены настоящие размеры нашей планеты. Событие это стало триумфом духа, сагой об отваге и мужестве, подвигах и поражениях. Магеллану же оно принесло лавры величайшего мореплавателя тех времен. Правда, мир об этом, может, и не узнал бы никогда, если бы не один молодой и честолюбивый испанец — капитан Хуан Себастьян Элькано.
18 оставшихся в живых членов экспедиции Фернана Магеллана завершили первое кругосветное путешествие
Ян Мухаметьянов © ИА REGNUM
Портрет Фернана Магеллана из галереи Уффици (Флоренция) неизвестного автора. XVII век
Путь в неизвестность
Мечта генерал-капитана Магеллана, к которой он стремился в течение пяти лет, осуществилась 21 сентября 1519 года. По сути, в этот день он оправился в неизвестность. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта так описал это событие:
«Флот, снабжённый всем необходимым для морского путешествия и имея на борту разных людей числом всего 241, готовился покинуть Севильский порт. Дав залп из многих орудий, мы вышли в море».
Это была крупнейшая авантюра упрямого португальца. Однако в случае удачи он рассчитывал на богатство и славу. Цель Магеллана была чисто экономической: отыскать для Испании торговый путь к самому ценному товару — пряностям, которые в 16-м веке ценились дороже золота.
Но путь к ним для испанцев был закрыт. В 1494 году папа римский поделил мир между двумя великими морскими державами. Испания получила западную половину, а Португалия — восточную, где пролегал единственный известный путь к Островам Пряностей — через Молуккские острова. Целью Магеллана было найти туда западный путь — через испанские воды. Это помогло бы доказать, что Острова Пряностей находятся ближе к Новому Свету, а не к Азии, а значит, источник пряного богатства располагается в сфере влияния Испании, а не Португалии.Портрет Фернана Магеллана. Неизвестный художник
Безумный, по сути, план. Но если такой путь все-таки найдется, Испания могла бы стать самой богатой державой, а Магеллан — получить свою долю от прибыли.
Экспедиция состояла из пяти торговых судов-каравелл, приспособленных для длительного плавания в открытом море. Мало кто верил в успех этого путешествия, ведь Магеллан шел в места, не нанесённые на карты (Колумб и его последователи ранее обозначили только берег Бразилии и некоторые острова Карибского моря, а дальше на картах того времени было большое белое пятно: что находится южнее мыса Доброй Надежды, картографам в то время было неизвестно).
Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»
Gnsin
Многие считали, что южноамериканский континент перекроет путь путешественникам. Однако из некоторых источников того времени известно, что Магеллан знал: на Острова Пряностей можно попасть, обогнув Америку с юга. Возможно, он действительно располагал некоторыми сведениями (такую информацию мореплаватели держали в тайне), но так и не раскрыл их источник.
«Решив совершить столь длительное плавание по океану, на котором повсеместно свирепствуют неистовые ветры и сильные бури, и не желая в то же время, чтобы кто-нибудь из его экипажа знал о его намерениях в этом предприятии, дабы их не могла смутить мысль о свершении столь великого и необыкновенного деяния, которое он готовился осуществить с помощью Господа Бога», — писал Антонио Пигафетта.
Берег Огненной Земли. Вид с пролива Бигл
Решимость и «божественная» помощь
Решение держать экипаж в неведении было опасным, оно могло погубить все предприятие. Магеллан впервые командовал не только флотом, но и кораблем. Что же вынудило столь целеустремленного генерала пойти на такой риск? О личности Магеллана мало известно — человека затмили его дела. По некоторым данным, он принимал участие в захвате земель Восточной Африки, строил город в Мозамбике, воевал в Индии и дошел до Индонезии. Всё это время служил португальскому королю честно, воевал храбро и за достаточно короткое время приобрел авторитет, пользовался доверием вице-короля и командующих крупными эскадрами. Во время одной из операций, в результате которой большая группа португальских моряков осталась без корабля, а спасательных шлюпок хватило только на половину несчастных, он оказался единственным дворянином, который согласился ждать с простолюдинами второй рейс, чем предотвратил бунт моряков. Но дома его не встретили как героя. Когда он вернулся в Португалию, то оказался никому не нужен. Королевский казначей назначил Магеллану пенсию, самую маленькую, которую назначают дворянам за военные заслуги.
Вероятно, тогда он и решил доказать всем, что достоин большего, решил закончить дело, которое не довершили Колумб и Васко да Гама. И если первые обогнули Африку, то Магеллан замахнулся на Южную Америку. Эта цель стала его навязчивой идеей.
Васко Нуньес де Бальбоа
И первым его противником был Тихий океан, унесший немало жизней. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Моряки выдержали много яростных шквалов.
«Так как не было возможности двигаться вперед, то во избежание кораблекрушения паруса убирали, и таким-то образом нас носило то туда, то сюда все время, пока продолжалась буря, — так яростна была она. При дожде ветер стихал. С появлением солнца наступало затишье. Какие-то большие рыбы, называемые акулами, подплывали к кораблям. У них страшные зубы, и как только им попадается человек, они пожирают его. Мы выловили много рыб при помощи железных крюков, но они непригодны для еды; размерами поменьше лучше, но точно так же не годятся для этой цели», — писал Антонио Пигафетта.
Малегган шел через самые опасные воды в мире. Корабли получали повреждения, теряли прочность. При одном таком шторме ветер был такой силы, что разорвал паруса в клочья, несмотря на то, что они были свернуты и закреплены.
Магеллан был целеустремленным человеком, его вела идея, но силы его людей к тому времени были уже на грани истощения. К тому же их пугала неизвестность. Неудивительно, что они стали молиться о божественном заступничестве.
«Во время этих бурь нам не раз являлось светлое тело, т. е. св. Эльм, в пламени, а в одну очень темную ночь он показался на грот-мачте, пылая, точно ярко горящий факел, где и оставался в продолжении двух с лишним часов, принося нам отраду, так как все мы проливали слезы. Когда этот благословенный свет погас, столь яркой была его последняя вспышка, что она поразила наше зрение, и все мы больше чем одну восьмую часа не могли видеть ничего и молили, чтобы сжалились над нами. Но как раз тогда, когда мы считали себя на краю гибели, море внезапно успокоилось», — писал Антонио Пигафетта.
Магеллан на своей каравелле. Гравюра
Просчет и бунт
Через четыре месяца после отбытия из Испании потрепанный флот подошел к берегам Южной Америки. Моряки встали на якорь в диком заливе, где впоследствии возникнет Рио-де-Жанейро. Оттуда они направились вдоль побережья на юг.
Антонио Пигафетта описывал удивительные открытия экспедиции: «Тут водится бесчисленное множество попугаев; нам давали в обмен на одно зеркало восемь штук. Водятся и маленькие обезьянки, похожие на львов, но желтого цвета и очень красивые < …> Мужчины и женщины такого же сложения, как и мы. Они едят мясо своих врагов, и не потому, чтобы оно было вкусное, а таков уж установившийся обычай».
Вскоре экспедиция достигла края известного мира — 35 градусов южной широты. Южнее еще никто из европейцев не бывал. Здесь Магеллан и рассчитывал найти проход, поскольку берег круто поворачивал на запад, а к югу, казалось, нет никакой земли.
«Мы называли этот мыс мысом Святой Марии и думали, что за ним лежит проход в южное, то есть полуденное море», — вспоминает летописец.
Ужасная правда открылась через 15 дней: это был не легендарный проход, а гигантский залив Ла-Плата. Это была катастрофа. Магеллан зашёл в тупик. Его уверенность в существовании прохода рушилась, но о возвращении не могло быть и речи. Тогда Магеллан принимает смелое решение — переступить за край известного мира плыть туда, где не бывал ни один европеец. Он вслепую пошел на юг, вдоль пустынных берегов, названных им Патагонией, в самые свирепые моря в мире на пороге зимы.
Маггелан в шлюпке высаживается на берег. Гравюра
Там моряки увидели тысячи потенциальных проходов — тихие бухты широких рек, огромные заливы. Каждый нужно было проверить. Можно представить, каково это было — в ненастную погоду менять курс неповоротливых кораблей и маневрировать! Три месяца моряки шли на юг, но не могли найти никакого прохода. Припасы были на исходе, дни становились короче. 31 марта 1520 года они встали на зимовку в заливе Святого Хулиана. Голодные и усталые люди мерзли.
Моральный дух упал по предела. Последней каплей в чаше терпения команды стало решение Магеллана сократить рацион. Офицеры потребовали, чтобы он повернул назад в Испанию. Человек, который поставил на карту все, чтобы найти путь в обход Южной Америки, на это пойти не мог.Экспедиция оказалась под угрозой: холод, голод, утрата веры в капитан-генерала. И как итог — мятеж. Магеллана изолировали. Времени на раздумья не было. Он направил верного оружейника к одному из мятежных капитанов с особым поручением — убить его. Оставшийся экипаж сдался. Магеллану удалось также перехватить и другой мятежный корабль и таким образом подавить мятеж. Оставалось наглядно показать — в чьих руках власть. Капитан-генерал восстановил авторитет.
Фернан Магеллан предотвращает мятеж во время путешествия
Потеря кораблей и легендарный пролив
После подавления мятежа нужно было думать о том, как прожить зиму. Продовольствия катастрофически не хватало. Чем дальше — тем хуже. Один из кораблей — «Сантьяго» — разбился о скалы. Но ничто не могло остановить Магеллана. После 7-месячной зимовки можно было продолжать поиск прохода. Четыре оставшихся корабля снова шли на юг, вдоль берегов Патагонии, исследуя каждую бухту. Наконец забрезжила надежда — кости китов. Хороший знак — возможно, здесь этим путем мигрируют киты, а значит, впереди океан. 25 октября 1520 года, в день «Одиннадцати тысяч дев» — Святой Урсулы — примерно на 52-й параллели южной широты моряки открыли мыс, который они и назвали в честь этого праздника.
Это произошло чуть ли не через год после начала плавания. Самое главное, что вода в длинной протоке была соленой, а значит, на другом конце находился выход в соленое море. В надежде, что наконец найден путь на восток, флот устремился вперед. На западе пролив открывался в бухту, а за ним начинался еще один пролив. Экспедиция очень долго шла в глубь континента. Перед моряками возникали все новые острова, проливы и бухты. Моряки уже решили, что ходят между горами по кругу. Многим из тех, кто был на кораблях, казалось, что из него нет выхода.
Берег Огненной Земли. Вид с пролива Бигл
В этих проливах Магеллан лишился второго корабля. Но на сей раз — не из-за ненастья. Экипаж «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул в Испанию. Это был тяжелый удар: на том корабле оставалась большая часть запасов продовольствия. Магеллан дал команду держать курс на запад — северо-запад. По коварному проливу протяженностью, как мы теперь знаем, 530 километров. Прошло еще 38 дней, пока Магеллан наконец не увидел долгожданное море. Он нашел легендарный проход.
«Капитан-генерал прослезился от радости и назвал этот мыс Желанным, так как мы долгое время его желали», — вспоминал Антонио Пигафетта.
В этот момент Магеллан должно быть понял, что сравнялся с героями своего детства — Колумбом и Васко да Гамой. Его мечта сбылась. Скорее всего, Магеллан не осознавал исторического значения открытия этого пролива. На 400 лет он стал основным путем в Тихий океан. Сократить его смог лишь Панамский канал, открытый лишь в 1914 году.
Выдающееся открытие. Но для Магеллана и его спутников оно было лишь прелюдией к открытию западного пути к богатствам Островов Пряностей.
Пролив Магеллана со спутника
Ошибка Птолемея
28 ноября 1520 года Магеллан повернул на север. Погода была хорошей, а океан таким спокойным, что он назвал его Тихим. Безоблачное небо над безбрежным простором. Даже ночью небо было необычным. Путешественники разглядывали Южный Крест и еще нечто непонятное.
«Скопление небольших звезд, напоминающих тучи пыли. Среди них находятся две крупные, но не яркие звезды, двигающиеся очень медленно», писал Антонио Пигафетта. И только через 400 лет ученые поняли, что эти звездные скопления — ближайшие к нам галактики: Магеллановы облака помогли астрономам определить размеры Вселенной и наблюдать за смертью звезд.
18 декабря 1520 года корабли повернули на северо-запад. Магеллан еще не знал, как глубоко заблуждается. Он думал, что до Островов Пряностей осталось всего три дня пути. Расчет этот основывался на картах, а они, в свою очередь, — на трудах Птолемея, который утверждал, что окружность Земли оставляет 29 тысяч километров. Скоро капитан-генерал «потом и кровью» осознал, что Птолемей ошибся боле чем на 11 тысяч километров: Тихий океан занимает 28 процентов площади поверхности Земли. Магеллан вел своих людей в безбрежный, пустынный океан. Сложно представить что чувствовали путешественники, пересекая самый большой водный бассейн на планете, не представляя, насколько он велик. Возможно, самые слабые моряки уже и не думали, что когда-либо увидят землю. Команду сразила цинга, снова начался голод. Дневник Пигафетты, описывающий события того времени, жутко читать:
«В течение трех месяцев и двадцати дней мы были предоставлены Тихому океану, нигде и ни разу нам не удалось существенно пополнить запасы провизии или взять на борт что-нибудь свежее. Мы ели только старые сухари, кишевшие червями и превратившиеся в крошево после их старательной и прожорливой деятельности. Пили тухлую желтую воду. Кроме того, мы ели воловью кожу, очень жесткую, так как солнце, дождь и ветер ее окончательно продубили. Поэтому мы клали ее на четыре-пять дней в соленую воду для размягчения, затем — на короткое время в раскаленную золу и уж потом делили между собой. Крысы считались исключительным лакомством. За полдуката их перекупали и перепродавали».
К концу января 1521 года Магеллан прошел на северо-восток 1000 километров в открытом море.
«Кроме двух пустынных островков, на которых мы нашли одних только птиц да деревья, мы никакой земли не видели. Мы не находим места, куда бы бросить якоря», — отмечал летописец.
Должно быть, и Магеллана стали обуревать немалые сомнения. Ведь лишь через пять месяцев, в 20 тысячах километров от пролива (10 градусов южнее экватора) члены экспедиции увидели землю. Это были нынешние Филиппины. Каким-то чудом Магеллану удалось сохранить оставшиеся корабли. А Острова Пряностей между тем были в нескольких днях пути. Игра стоила свеч.
Карта Магеланова пролива
Самонадеянность и гибель Магеллана
Филиппины казались настоящим раем. Пресная вода, обилие тропических фруктов, дружелюбные туземцы. Чтобы заявить права на Острова Пряностей, нужно было присоединить территорию к Испании, обратить туземцев в христианство. Для этого требовалось доказать его выгоды. Самое стоящее, что мог предложить филиппинцам Магеллан, — это непобедимость, достигаемую за счет превосходства в оружии. Действительно, гром пушек наводил на туземцев ужас, они признали силу пришельцев. Магеллан позаботился о том, чтобы, принимая крещение, туземцы одновременно приносили присягу верности испанской короне как символу верховной власти в мире и религии. Он поставил жесткое условие жить по его законам и подчиняться европейцам: «покоритесь и вы будете непобедимы». По сути это было создание базы для колонизации (испанцам впоследствии потребовался не один десяток лет, чтобы превратить Филиппины в колонию Испании).
Молуккские острова (Острова специй)
Однако же уверенность капитан-генерала в превосходстве своего оружия стала роковой ошибкой. Он решил наказать вождя Силапулапу с соседнего острова Мактан за то, что тот отказался принять христианство.
Накануне сражения, пока команда Магеллана веселилась на «Виктории», будучи уверенной в победе, на Мактане всерьез готовились дать отпор. Вождь отобрал лучших воинов и призвал на помощь богов войны. Это столкновение культур и религий стало для филиппинцев символом борьбы за независимость.
Сначала Магеллан направил через пролив парламентеров. Они пытались уговорить Силапулапу принять христианство и подчиниться Испании, но снова получили отказ. На рассвете 27 апреля 1521 года Магеллан с отрядом из 50 человек высадились на берег Мартана, чтобы сразиться с тысячей воинов Силапулапу. Несмотря на численное превосходство противника, Магеллан не сомневался в победе, поскольку, как уже было сказано, полагался на свое превосходство в оружии и доспехах. Причем он был настолько уверен в победе, что отдал приказ другим капитанам не ввязываться в сражение.
Гибель Фернана Маггелана
Board.postjung.com
И к тому же допустил роковую ошибку — начал операцию во время отлива. Корабль не смог подойти к берегу, и Магеллану с командой пришлось чуть ли не километр идти к берегу по мелководью. Пушечные ядра до берега не долетали. А когда в ходе боя у отряда Магеллана кончились боеприпасы, воины Силапулапу перешли в наступление.
Магеллан одним из первых был ранен стрелой выше колена. Он приказал организованно отступить, но только шесть человек, самых преданных, подчинились приказу и не бросили своего командира. Два раза ему сбивали с головы шлем, но «смелый капитан и рыцарь не сдался и вместе с оставшимися с ним людьми продолжал еще больше часа мужественно сражаться. Так как он был недалеко от берега, одному аборигену удалось ранить его в лицо. Капитан мгновенно проткнул противника его собственным копьем. Потом он схватился за свой меч, но смог его вытянуть только наполовину, так как брошенное бамбуковое копье разворотило ему руку. Как только враги это увидели, они ринулись на него, и один всадил ему большой дротик… глубоко в ногу. Тут генерал-капитан упал лицом вниз. Тотчас же они бросились на него с бамбуковыми копьями и дротиками и злодейски убили нашу отраду и надежду, утешение и светоч, нашего верного предводителя. Когда они его окружили, он еще успел обернуться, чтобы посмотреть, все ли достигли лодок», — так описывает события той трагедии летописец.
Остров Пряностей. Приобретения и потери
Сначала все в равной степени были объяты ужасом от случившегося. Но оставшиеся в живых знали, что Острова Пряностей совсем рядом. Туда направились два оставшиеся корабля. Командование «Викторией» взял на себя Хуан Себастьян Элькано. История явно недооценила его роль в экспедиции. Под его командованием моряки наконец нашли заветные пряности. Путешествие длиной в 28 тыс. километров унесло 100 жизней, в том числе капитан-генерала. Но остальные исполнили мечту Магеллана. Они достигли конечной цели путешествия. Именно там моряки убедились в том, что мешочек сушёной гвоздики, к примеру, надолго мог обеспечить его владельцу безбедное существование. Но чтобы разбогатеть, пряности еще нужно было довести до Испании. Перед оставшимися двумя кораблями встал выбор: возвращаться тем же путем или продолжить путь на запад — через воды, контролируемые противником. Одни выбрали путь на восток, другие — на запад.
Санлу́кар-де-Баррамеда
Судно «Тринидат» пошло на восток, через Тихий океан, но было перехвачено португальцами. Они захватили драгоценный товар, экипаж взяли в плен, а корабль сожгли. Элькано на «Виктории» пошел на запад. До Испании было 20 тысяч километров, и весь путь проходил через сферу влияния той же Португалии. Чтобы не попасться, он шел через воды, не нанесенные на карту. Два месяца и почти 5 тысяч километров сквозь постоянные штормы. Некоторые были такими сильными, что значительно повредили корабль. Приходилось постоянно заниматься его починкой. К тому же вновь стали заканчиваться припасы, началась цинга.
«Однако хуже всех бед была вот какая. У некоторых из экипажа верхние и нижние десны распухли до такой степени, что они не могли есть», отмечал летописец.
Как известно, из 30 человек экипажа переболело 25. Многие погибли. Ужасная ирония: заболевание развивается от недостатка витамина С. А экипаж буквально сидел на гвоздике. Но люди не знали, что в ней содержится спасение. По дороге в Испанию больше половины экипажа умерло от цинги и голода. Элькано не погиб, потому что ел айвовое варенье. Он не знал, что от болезни его спас содержащийся в нем витамин С. Возможно, благодаря ему до нас и дошел дневник Пигафетты. Иначе мы бы никогда не узнали о подвиге Элькано. Он провел «Викторию» вокруг мыса Доброй Надежды, мимо Островов Зеленого Мыса в Испанию. Из 241 человека вернулась лишь горстка людей. Таков был итог первого кругосветного плавания. Из пяти кораблей, высланных в плавание, три пропало. Не поддаются счету аборигены, убитые во время плавания европейцами. Дорогая цена.
Смерть Магеллана. Рисунок 1860 г
Как побочное стало главным
Итак, «Виктория» стала первым кораблем, обошедшим земной шар. А теория о том, что Земля круглая, стала неоспоримым фактом. Элькано был пожалован герб с изображением земного шара и надписью: «Ты первый обошёл вокруг меня». Само же кругосветное плаванье хоть и попало в историю, но не оправдало надежд экипажа. Эти люди не стали богачами. Пряности были проданы, и прибыль изъята в пользу королевской казны в компенсацию ущерба за потерю флота. Летописца оклеветали и по решению суда выслали в Италию. Через четыре года Элькано отправился во второе кругосветное плаванье, чтобы закрепить права Испании на Острова Пряностей, но умер в Тихом океане от цинги.
Практические, непосредственные результаты кругосветного плавания Магеллана, завершенного Элькано, тоже оказались незначительными. Путь к Островам Пряностей через Тихий океан был слишком долог и труден. Сопротивление португальцев заставило Карла V временно отказаться от проникновения в Юго-Восточную Азию.
Э. Саллаверрия. Возвращение Эль Кано и его спутников в Севилью
Самое главное, после того как отошли в прошлое меркантильные, политические, военные аспекты плавания Магеллана, игравшие первенствующую роль в организации путешествия, осталось то, что было лишь средством, в лучшем случае побочной целью. Это — познание Земли, соотношения ее океанов, материков и островов. Знакомство же одних народов нашей планеты с другими оказалось долгим, трудным и кровавым. Но другой истории у нас нет.
Фернан Маггелан
Читайте развитие сюжета: Одержимый богатством и славой: как открытия Магеллана изменили мир
Под флагом РГО: испанский путешественник повторяет путь Магеллана на аквабайке
500 лет назад завершилось знаменитое плавание Фернана Магеллана, оставшееся в истории как первое кругосветное путешествие. Повторить его, теперь уже на аквабайке, решил испанский экстремал и путешественник, а с недавних пор — член Томского отделения Русского географического общества Альваро де Маричалар.
Экспедиция Маричалара стартовала в 2019 году, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы и путешествие пришлось приостановить. В первый заход удалось преодолеть одну из трёх больших частей маршрута — пересечь Атлантический океан и добраться из испанской Севильи в американский порт Майами.
Этапы большого пути Альваро де Маричалара
Путешествие возобновилось в конце зимы 2022 года. Старт плавания Альваро приурочил к 76-й годовщине со Дня основания Томского отделения РГО — 19 февраля.
Казалось бы, Магеллан, Испания, Атлантика, аквабайк. Но при чём здесь российский город Томск? Это отдельная история. В июле 2021 года путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились в экспедицию на тримаране по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века. Организовало современную кругосветку Томское реготделение РГО.
Испанский путешественник с флагом Томского отделения РГО. Фото из личного архива Альваро де Маричалара
Одной из точек их маршрута стал порт в испанской Галисии. Там-то наши отважные мореплаватели и познакомились с чрезвычайно близким им по духу де Маричаларом. Тот был очень удивлён тем, что люди из далёкой Сибири пустились в кругосветное плавание. И решил сам съездить в Томск, где как раз проходил этап межрегионального фестиваля РГО «Открываем Россию заново. Всей семьёй». А здесь уже принял приглашение вступить в члены регионального отделения. Теперь на борту его аквабайка Numancia есть флаги РГО и России.
Альваро де Маричалар на встрече в Томском реготделении РГО. Фото: Диана Барашкова
Альваро де Маричалар и Саэнс де Техада — экстремальный путешественник, обладатель 14 мировых рекордов, член испанской Королевской морской академии, с января 2022 года — член Томского отделения Русского географического общества. В качестве средства передвижения Альваро использует трёхметровый гидроцикл. За его плечами за 40 лет путешествий по всему миру — 39 экстремальных экспедиций. Теперь он хочет поставить мировой рекорд: никто ещё не совершал кругосветное плавание на столь небольшом (всего 3 м длиной) плавсредстве, как аквабайк.
В феврале 2022 года Альваро де Маричалар возобновил свою экспедицию, прерванную пандемией коронавируса, из Майами. За чуть более чем полгода путешественник посетил города США и Мексики, попутно читая мотивационные лекции во всех портах захода: во Флориде, Алабаме, Луизиане, на острове Анна-Мария, в Техасе и Мексике вплоть до мексиканского города Бакалар, где он и находится сейчас.
Альваро де Маричалар и его Numancia. Фото из личного архива путешественника
Альваро ведёт дневник, в котором подробно описывает детали своего необычного путешествия. Так, он поделился с нами подробностями пребывания на острове Косумель.
«Я решил плыть прямым курсом к острову, который майя называли островом Ласточек. Первые несколько миль прошли спокойно, пока я не попал в течение, несущееся по морю, где много саргассовых водорослей. Я всегда стараюсь избегать их, но, когда мне это не удаётся, приходится нырять в море, чтобы вытащить водоросли из турбины. Наконец в 5:30 утра я добрался до острова Косумель», — написал путешественник.
Путешественник с аборигенами Косумеля — потомками майя. Фото из личного архива Альваро де Маричалара
Косумель — это остров в Карибском море, расположенный близ восточного берега мексиканского полуострова Юкатан. Для индейцев майя Косумель был и остаётся мистическим местом паломничества с VI века, жилищем богини изобилия и плодородия Ишчель. Кроме того, Косумель — колыбель Конкисты. Именно он стал первой мексиканской территорией, куда ступила нога Эрнана Кортеса в феврале 1519 года.
По прибытии на остров Альваро предложили провести древний обряд очищения майя, который включал в себя общение с шаманом и нанесение ритуальных узоров на лицо. Обитатели загадочного острова благословили мужчину на дальнейшее плавание и, по словам путешественника, зарядили уникальной энергией потомков великого индейского народа.
«Это была большая честь для меня. Что-то очень особенное, волнующее и важное для меня и для них», — поделился Маричалар.
Обряд очищения майя. Фото из личного архива Альваро де Маричалара
Получив такой мощный эмоциональный заряд, Альваро, по своему обыкновению, решил не оставаться в долгу и поделился положительным взамен. Мужчина посетил местный реабилитационный центр для заключённых, где выступил с мотивационной лекцией. Подобные встречи Альваро проводит по всему миру в больницах, тюрьмах, школах, на флоте и в армии, в университетах, клубах и многих других местах, делясь своим 40-летним опытом практически ежедневного преодоления трудностей.
Итак, экспедиция Альваро де Маричалара «По пути Магеллана» продолжается. Позади Барселона, Лиссабон, Флорида, Техас, Мехико и Канкун, а в ближайшие дни путешественник стартует дальше. За следующие несколько месяцев он намерен обойти на аквабайке страны Карибского бассейна.
Пересекая Атлантику. Фото из личного архива Альваро де Маричалара
Кроме желания записать на своё имя мировой рекорд и почтить память великих путешественников прошлого — Магеллана и Элькано, целью экспедиции Маричалар называет борьбу с экологическими проблемами Мирового океана, в частности с его загрязнением микропластиком. А в перерывах между морскими переходами кругосветчик в режиме онлайн отвечает на вопросы любителей географии в рамках проекта Томского реготделения РГО «Уроки из океана».
500 лет кругосветке Магеллана
Первое в мире кругосветное путешествие Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано считается одним из величайших достижений человечества. Началось оно 20 сентября 1519 года, завершилось 6 сентября 1522 года. Изначальная цель — повторить замысел Колумба — была выполнена. Но цена оказалась велика.
Пережив суровые природные условия, кораблекрушения, мятежи и болезни, а также приняв участие в военных действиях, команда потеряла большую свою часть. Из почти 300 участников экспедиции домой вернулись 18, ещё столько же возвратились из плена спустя пять месяцев. Было потеряно три корабля из пяти.
В ходе боевого столкновения с туземцами на острове Мактан (провинция Себу, Филиппины) погиб сам Магеллан. Оставшуюся часть маршрута экспедицию возглавлял Хуан Себастьян Элькано.
Результатом исторической экспедиции Магеллана стало открытие западного пути из Европы в Азию. Кругосветка доказала, что Земля имеет форму шара, а океаны соединены между собой. Кроме того, экспедиция открыла пролив, позднее названный Магеллановым, и побережье Южной Америки к югу от залива Ла-Плата. Магеллан первым обогнул Америку с юга и пересёк Тихий океан, открыв три острова из группы Марианских островов, в их числе Гуам и Рот. Путешественники стали первыми европейцами, побывавшими на Филиппинских островах.
Елизавета Шаимбаева
Айвар Валеев
Оказывается, Фердинанд Магеллан на самом деле не совершил кругосветное плавание
В 1519 году Фердинанд Магеллан и его команда из 270 человек на 5 кораблях покинули Испанию в поисках славы и богатства. Многие бы не вернулись.
Evangelio Gonzalez/Flickr
20 сентября 1519 года Фердинанд Магеллан отправился из южной Испании на пяти кораблях в трансокеанский поход, чтобы найти западный путь к островам Пряностей в Индонезии. Вся экспедиция займет около трех лет, и в результате выжившая команда случайно совершит кругосветное путешествие.
Хотя Магеллан обычно считается первым, кто сделал это, оказалось, что ему это не совсем удалось. Он был убит в бою до того, как удалось совершить этот удивительный подвиг.
Так что, можно сказать, вся твоя жизнь может быть ложью! Ну, просто небольшой исторический факт.
СВЯЗАННЫЕ С: МАШИНОСТРОЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: КАТАПУЛЬТА, МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ, О ЧЕМ МЫ НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ
Чем известен Фердинанд Магеллан?
Фердинанд Магеллан был выдающимся португальским исследователем, который, как известно, возглавил самую первую европейскую экспедицию, совершившую кругосветное плавание. Но на самом деле это не было целью команды — они искали западный морской путь к островам специй в Индонезии.
Магеллан также считается первым европейцем, пересекшим Тихий океан.
Весьма неожиданный результат для коммерческого предприятия. Этот счастливый исход его путешествия навсегда впечатал его в книги по истории.
«Из Испании он обогнул Южную Америку, открыв Магелланов пролив, и пересек Тихий океан. Хотя он был убит на Филиппинах, его корабль Виктория продолжил движение на запад, в Испанию, совершив первое кругосветное плавание. Но в некоторых случаях его путешествие было наполнено большим, чем он рассчитывал. История Магеллана наполнена войной, штормами, мятежами и враждебными столкновениями с туземцами». — explore.marinermuseum.org.
По этой причине некоторые утверждают, что Магеллан не должен быть признан первым европейцем, совершившим этот удивительный навигационный подвиг. В конце концов, он не прожил достаточно долго, чтобы завершить путешествие.
«В то время как он успешно провел свою команду через Атлантику, через пролив на юге Южной Америки и через бескрайние просторы Тихого океана, он был убит только на полпути в стычке с туземцами на филиппинском острове Мактан. Магеллан смерть означала, что ему лично не удалось обогнуть мир, но его экспедиция продолжилась без него». — история.com.
Но, надо отметить, технически он совершил кругосветное путешествие. Поскольку он уже совершил путешествие на восток из Европы к островам Пряностей через Индийский океан, а затем совершил свое знаменитое путешествие на запад в отдельном путешествии, можно утверждать, что он покрыл всю местность.
Самый популярный
Просто он сделал это в двух поездках, в двух разных направлениях, а не в одной экспедиции из точки А в точку А.
Источник: Мессер Воланд и Петр Длоухы/Wikimedia CommonsКак бы то ни было, он, безусловно, был невероятным мореплавателем и достоин упоминания в учебниках истории. Даже если некоторые подробности о нем, технически говоря, неточны.
Интересно, что его раб Энрике вполне мог совершить подвиг после смерти Магеллана.
«Его раб Энрике, однако, родился либо в Себу, либо на Маллаке и прибыл в Европу с Магелланом на корабле. Десять лет спустя он вернулся и на Себу (с Магелланом), и на Маллаку (после смерти Магеллана) на корабле на маршрут армады на запад. Таким образом, Энрике был первым человеком, совершившим кругосветное плавание в одном направлении, из точки А в точку А». — История.com.
С кем плыл Фердинанд Магеллан?
Покойный великий Фердинанд Магеллан отплыл из Испании в 1519 году.в поисках славы богатства. Но он был не одинок в своих начинаниях.
Магеллан возглавил флот из 5 кораблей , полностью укомплектованных экипажем и снабженных запасами, чтобы найти столь необходимый западный торговый путь к островам Индонезии, богатым специями. Магеллан будет командовать головным кораблем Trinidad с четырьмя другими кораблями: , San Antonio , Conception , Victoria и Santiago . пополнение флота.
Всего Магеллана сопровождало не менее 270 Экипаж , когда они отправляются в свое амбициозное путешествие.
Но путешествие, как и во многих других случаях, окажется опасным и трудным. Из пяти кораблей, отправившихся в плавание, только один, Victoria , когда-либо вернется в Испанию, чтобы рассказать свою историю.
Из первоначального набора мужчин только 18 смогли выжить в суровых условиях кругосветного плавания. Но Магеллана среди них не было.
«Сам Магеллан погиб в бою во время путешествия, но его амбициозная экспедиция доказала, что земной шар можно обогнуть по морю и что мир намного больше, чем предполагалось ранее.» — история.com.
Кто финансировал экспедицию Магеллана?
На протяжении 15 века специи стали одним из самых ценных ресурсов в мире. Их ценили за их приправу и консервирующие свойства для продуктов питания.
По этой причине такие специи, как корица, гвоздика, мускатный орех и черный перец, могли стоить на открытом рынке немалые деньги. Многие экзотические сорта нельзя было выращивать в Европе, и поэтому, если бы кто-то мог открыть прямой торговый путь на Запад, он действительно стал бы очень богатым.
Такие страны, как Португалия и Испания, возглавят поиск этих маршрутов. Примерно во время знаменитого путешествия Магеллана европейцы достигли островов Пряностей, плывя на восток.
Копия корабля, на котором плавал Магеллан и его команда. Источник: Juanmatassi/Wikimedia CommonsНо никто в то время никогда не пытался плыть на запад из Европы, чтобы достичь другой стороны земного шара. Магеллан был решительно настроен быть первым.
Но у него была небольшая проблема — ему нужны были средства, очень много.
«Магеллан обратился к королю Португалии Мануэлю, чтобы получить его поддержку для путешествия на запад к островам Пряностей. Король неоднократно отклонял его прошение. В 1517 году разочарованный Магеллан отказался от своего португальского гражданства и переехал в Испанию, чтобы искать королевскую поддержку для своего предприятия. » — история.com.
Магеллан прибыл в Севилью, Испания, в октябре 1517 года и не имел там никаких связей. Он также очень мало знал испанский язык, если вообще знал.
Вскоре он встретил другого португальца по имени Дуарте Барбоза. В течение года Магеллан женился на сестре Барбозы Беатрис, и у них родился первый и, как оказалось, единственный ребенок.
Семья Барбоза, как оказалось, имела очень хорошие связи, и вскоре Магеллан добился встречи с королем Испании.
Король Испании Карл V (внук короля Фердинанда и королевы Изабеллы, финансировавшей экспедицию Колумба в 1492 году) с любовью посмотрел на Магеллана и его предложение. Пообещав Испании огромное богатство в случае успеха, 18-летний король быстро предоставил Магеллану средства, в которых он так отчаянно нуждался.
Как погиб экипаж Магеллана?
Как мы уже видели, амбициозная экспедиция Магеллана потребует очень больших затрат людей и материалов. Экипаж погиб по-разному за трехлетнее путешествие.
Некоторые известные события включают в себя: —
— Часть экипажа, вероятно, была убита во время попытки мятежа в день Пасхи 1520 года.
— Другие погибли в море, когда «Сантьяго» потерпел кораблекрушение во время разведки впереди основного флота.
— Один корабль, Сант-Антонио , был вынужден вернуться в Испанию, когда его команда вынудила капитана покинуть Магеллана. Это событие оставило только три корабля из первоначальных пяти, которые покинули Испанию только годом ранее.
— Магеллан и другой экипаж были убиты во время опрометчивой битвы против племени Мактан от имени другого племени, Себу на Филиппинском архипелаге. Сообщается, что он был ранен отравленным дротиком и вскоре скончался.
— После смерти Магеллана еще один корабль был потерян в море, и только два из них достигли Молуккских островов в ноябре 1521 года. Из этих двух только 18 членов экипажа на борту Виктория вернутся в Севилью, Испания, в сентябре 1522 года.
Для вас
здоровье
Почему мы это делаем, как мы можем это остановить и кто еще этим занимается?
Элис Кук | 13. 11.2022
наукаВот что сложное общество приматов может рассказать нам о сексе и гендере
Дерья Оздемир| 28.07.2022
наукаКак система охлаждения с нулевым потреблением электроэнергии, разработанная исследователем Массачусетского технологического института, может сократить нехватку продовольствия
Саде Агард| 23.09.2022
More Stories
инновации
Благодаря двум компаниям теперь можно перерабатывать все виды пластика
Стивен Вичинанца| 10.12.2022
наука
Эта операция на головном мозге демонстрирует потенциал для лечения эпилепсии, посттравматического стрессового расстройства и даже страха?
Дина Тереза| 29.07.2022
транспорт
Toyota готовится к уличным испытаниям своего водородного двигателя внутреннего сгорания
Can Emir| 09.12.2022
Первый человек, совершивший кругосветное путешествие, был рабом — Южный совет
Спросите Google или своего учителя истории, кто был первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, и, скорее всего, вы получите результаты говорят, что честь принадлежит португальскому исследователю по имени Фердинанд Магеллан. История гласит, что ему дали флотилию кораблей, чтобы плавать по всему миру. мир, чтобы найти специи, которые в то время были так же ценны, как масло сегодня. Спустя три года, в 1522 году, вернулся только один из четырех плывших кораблей, неся только часть первоначального экипажа, специй и историй, которые войдет в историю.
Однако на основании записей и того, что было произошло во время той экспедиции, Магеллану нельзя присвоить звание первого человек вокруг света, когда он даже не прошел через все путешествие. И хотя оставшийся в живых экипаж, вернувшийся в Испанию, может сказать, кругосветное путешествие, мировой рекорд уже установлен в тот момент, когда Магеллан ступил на острова Тихого океана.
Экспедиция МагелланаДо Экспедиция
Специи в то время были очень ценными в европейскую (и в той же мере и остальную мировую) экономику, потому что она может ароматизировать и сохранить пищу. В те времена, когда их не было холодильники или искусственные консерванты, еда всегда портилась, и специи, которые могли продлить срок годности пищи, стали почти такими же ценными, как золото сам.
Пряностей, к сожалению, не могло быть произведены в европейском климате и должны были быть импортированы из азиатских стран. До завершения строительства Суэцкого канала в 1869 г.однако экспедиции из Испании в Азия означала долгий путь: из Испании корабль направится на юго-восток. пока он не достиг южной оконечности Южной Африки, прежде чем снова подняться, миновав Мадагаскар, и в сторону азиатской страны назначения.
Это произошло потому, что люди верили, что мир был плоским. Если бы испанцы поплыли на запад, они якобы достигли бы край земли и упасть. Однако ученые требовали доказательств того, что мир действительно был круглым. А когда Колумб открыл Новый Свет в 149 г.2, это только усилило утверждение о том, что там было больше, чем люди ожидали.
Войти Магеллан
К тому времени, когда Магеллан задумал стать первым моряком, отправившимся на острова пряностей в Азии, взяв курс на запад, он был уже опытный штурман, путешествовавший и переживший несколько португальских поездки в Индию. Однако король Португалии отказал Магеллану в просьбе предложить ему корабли, экипаж и другие ресурсы, которые ему потребуются, чтобы путешествие. Так, в 1517 году Магеллан отказался от своего подданства и стал испанцем.
В конце концов, с помощью своего тесть, Магеллан встретился с королем Карлом I, который даровал Магеллану то, что он ходатайствовал в обмен на обещание, что это принесет Испании богатство и слава. В 1519 году Магеллан отправился в плавание с четырьмя кораблями и командой из 270 человек.
Выход Магеллан
К марту 1521 года экипаж Магеллана достиг Гуам. Вскоре после этого они обнаружили остров Себу на Филиппинах, где он пытались обратить их в христианство. Некоторые исторические отчеты различаются, но В конце апреля 1521 года Магеллан был убит в бою после того, как был застрелен из ружья. ядовитая стрела.
После боя уцелевший экипаж (во главе Хуан Себастьян Элькано) обнаружил, что выживших членов экипажа было слишком мало. плыть много кораблей, и поэтому они уничтожили и сожгли оставшиеся корабли и погрузили весь экипаж и припасы на борт Victoria.
Только 18 человек вернутся, чтобы увидеть Испанию опять таки. Они считались первыми людьми, которые успешно перемещались по Глобус. Однако, судя по записям каждого из людей на борту кораблей, эта запись могла быть передана другому лицу, когда они еще в Азии.
Экспедиция ЭнрикеМногие историки считают, что ни один из 18 Испанцы были первыми людьми, обогнувшими земной шар. Скорее, это может, скорее всего, быть рабом Магеллана, человеком по имени Энрике из Малакки. Также известный как «Аванг», Жизнь Энрике до 1511 года неизвестна. Согласно последней воле Магеллана, Во время захвата Малакки португальцами в 1511 году Магеллан купил 14-летнего раба и вернули его в Европу.
Магеллан решил взять Энрике с собой в свою кругосветную экспедицию, чтобы он служил переводчиком, когда они достигли Островов Пряностей. Рассказы Элькано, историка Антонио Пигафетты и других известных людей, которые взаимодействовали с Магелланом в Испании или выжили в экспедиции, могут свидетельствовать о том, что Энрике был там во время экспедиции, хотя и назывался по-разному, например, Энрике. По прибытии в Себу Энрике находился примерно в 2500 километрах (около 1600 миль) от Малакки.
Источник: Ewandro MagalhaesВозврат в Малакку
Перед смертью Магеллан предоставил в своей будет, что Энрике будет освобожден после его смерти. Однако капитаны кораблей отказался освободить его, поэтому в конце концов он сбежал якобы с намерением возвращение в Малакку.
Если бы предположения Магеллана были верны и он действительно был из Малакки, Индонезия, тогда Энрике было меньше трех тысячи километров, чтобы стать первым человеком, совершившим кругосветное путешествие. Однако, по словам историка Антонио Пигафетты, вполне возможно, что он был не из Малакка.
Первый человек в мире?
Национальность Энрике неизвестна. Пигафетта утверждает, что Энрике был с Суматры, острова из соседней страны Индонезия около 300 километров. Та область вокруг Юго-Восточной Азии — состоящий из Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин – все они разделены тот же общий язык малайский. Некоторые историки допускают возможность что Энрике тоже был с Филиппин, так как он понимал местный язык, даже если он немного отличался от малайского, на котором говорят в Малайзии.
И, даже если он действительно был из Малакки и он попытался вернуться, учитывая имеющиеся виды транспорта, он смог добраться до Малакки более чем за год до испанцы вернулись в Испанию. Испанцы покинули Себу 1 мая 1521 г., того же день Энрике сбежал. Испанцам понадобилось 15 месяцев, чтобы отплыть обратно. Однако, учитывая близость островов, Энрике мог взять лодку обратно в Малайзию, что может занять у него самое большее два месяца.
К сожалению, после побега Энрике не осталось никаких документов или свидетельств, подтверждающих, нашел ли Энрике дорогу домой. Его жизнь была совершенно неизвестна после смерти Магеллана и его побега, и выжил ли он после побега и нашел ли он свой дом, остается воображению. Однако если он это сделает, это будет означать, что титул первого человека в мире достанется ему, а не испанцам, которые, несмотря на 15-месячную задержку, имели документы, подтверждающие их право на титул.