Мадригал это что: «Мадригáл» — происхождение и значение слова

Мадригал | это… Что такое Мадригал?

У этого термина существуют и другие значения, см. Мадригал (значения).

Мадрига́л (итал. madrigale, от лат. matricale — песня на родном (материнском) языке[1]) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.

Содержание

  • 1 Краткая характеристика
  • 2 Ранние мадригалисты
  • 3 Классические мадригалисты
  • 4 Поздние мадригалисты
  • 5 Мадригалисты эпохи барокко
    • 5.1 Италия
    • 5.2 Германия
  • 6 Английская школа мадригалов
  • 7 Мадригал в XIX—XX веках
  • 8 Мадригал как поэтический жанр
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Краткая характеристика

Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova Якопо Болонского, Франческо Ландини и других. В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 или 5 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, категорий гармонии (особенно хроматики и микрохроматики), ритма, формы.

Ранние мадригалисты

  • Аркадельт, Якоб
  • Феста, Костанцо
  • Чиприано де Роре
  • Вердело, Филипп
  • Вилларт, Адриан

Классические мадригалисты

  • Орландо ди Лассо
  • Палестрина, Джованни Пьерлуиджи
  • Филипп де Монте

Поздние мадригалисты

  • Джезуальдо да Веноза
  • Лука Маренцио
  • Жьяш де Верт
  • Луццаско Луццаски
  • Сиджизмондо д’Индия

Мадригалисты эпохи барокко

Для сольного голоса или вокального ансамбля, но всегда с basso continuo и часто с группами других инструмментов:

Италия

  • Агаццари, Агостино
  • Банкьери, Адриано
  • Каччини, Джулио
  • Кифра, Антонио
  • Гальяно, Марко да
  • Гранди, Алессандро
  • Маццокки, Доменико
  • Монтеверди, Клаудио
  • Приули, Джованни
  • Росси, Соломон
  • Векки, Орацио

Германия

  • Хаслер
  • Шейн, Иоганн Герман
  • Шютц, Генрих

Английская школа мадригалов

  • Томас Бэйтсон
  • Бёрд, Уильям
  • Дауленд, Джон
  • Гиббонс, Орландо
  • Морли, Томас
  • Томкинс, Томас
  • Уилкс, Томас
  • Уилби, Джон

Мадригал в XIX—XX веках

С возрождением интереса к старинной музыке с конца XIX в. появляются сочинения с названием «мадригал», в которых композиторы стилизовали (с использованием современных техник композиции) итальянский мадригал XVI в. или использовали только слово «мадригал» как знак изысканного и высокого лирического жанра (Г. Форе, П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Г. Шнитке, Д. Лигети, Л. Ноно).

Мадригал как поэтический жанр

В европейской салонной поэзии XVII—XVIII веков мадригал — небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, обычно любовно-лирического содержания.

В России к жанру мадригала обращались Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин (стихи, обращённые к Н. Н. Гончаровой) и др.

Примечания

  1. Согласно другой версии, слово «мадригал» происходит от итальянского mandra — стадо, или провансальского mandre — пастух и представлял собой пастораль, часто с лирико-эротическими коннотациями.

Литература

  • Gallo F.A. Madrigale (Trecento) // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Wiesbaden, 1976.
  • Newcomb A. The madrigal at Ferrara, 1579—1597. 2 vls. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1980.
  • Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early 16th century: sources and interpretation. Cambridge, 1988.
  • Ehrmann-Herfort S. Madrigal // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. 40. Auslieferung. Wiesbaden, 2005.
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Мадригал | это… Что такое Мадригал?

У этого термина существуют и другие значения, см. Мадригал (значения).

Мадрига́л (итал. madrigale, от лат. 

matricale — песня на родном (материнском) языке[1]) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.

Содержание

  • 1 Краткая характеристика
  • 2 Ранние мадригалисты
  • 3 Классические мадригалисты
  • 4 Поздние мадригалисты
  • 5 Мадригалисты эпохи барокко
    • 5. 1 Италия
    • 5.2 Германия
  • 6 Английская школа мадригалов
  • 7 Мадригал в XIX—XX веках
  • 8 Мадригал как поэтический жанр
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Краткая характеристика

Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova Якопо Болонского, Франческо Ландини и других. В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 или 5 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, категорий гармонии (особенно хроматики и микрохроматики), ритма, формы.

Ранние мадригалисты

  • Аркадельт, Якоб
  • Феста, Костанцо
  • Чиприано де Роре
  • Вердело, Филипп
  • Вилларт, Адриан

Классические мадригалисты

  • Орландо ди Лассо
  • Палестрина, Джованни Пьерлуиджи
  • Филипп де Монте

Поздние мадригалисты

  • Джезуальдо да Веноза
  • Лука Маренцио
  • Жьяш де Верт
  • Луццаско Луццаски
  • Сиджизмондо д’Индия

Мадригалисты эпохи барокко

Для сольного голоса или вокального ансамбля, но всегда с basso continuo и часто с группами других инструмментов:

Италия

  • Агаццари, Агостино
  • Банкьери, Адриано
  • Каччини, Джулио
  • Кифра, Антонио
  • Гальяно, Марко да
  • Гранди, Алессандро
  • Маццокки, Доменико
  • Монтеверди, Клаудио
  • Приули, Джованни
  • Росси, Соломон
  • Векки, Орацио

Германия

  • Хаслер
  • Шейн, Иоганн Герман
  • Шютц, Генрих

Английская школа мадригалов

  • Томас Бэйтсон
  • Бёрд, Уильям
  • Дауленд, Джон
  • Гиббонс, Орландо
  • Морли, Томас
  • Томкинс, Томас
  • Уилкс, Томас
  • Уилби, Джон

Мадригал в XIX—XX веках

С возрождением интереса к старинной музыке с конца XIX в. появляются сочинения с названием «мадригал», в которых композиторы стилизовали (с использованием современных техник композиции) итальянский мадригал XVI в. или использовали только слово «мадригал» как знак изысканного и высокого лирического жанра (Г. Форе, П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Г. Шнитке, Д. Лигети, Л. Ноно).

Мадригал как поэтический жанр

В европейской салонной поэзии XVII—XVIII веков мадригал — небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, обычно любовно-лирического содержания.

В России к жанру мадригала обращались Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин (стихи, обращённые к Н. Н. Гончаровой) и др.

Примечания

  1. Согласно другой версии, слово «мадригал» происходит от итальянского mandra — стадо, или провансальского mandre — пастух и представлял собой пастораль, часто с лирико-эротическими коннотациями.

Литература

  • Gallo F.A. Madrigale (Trecento) // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Wiesbaden, 1976.
  • Newcomb A. The madrigal at Ferrara, 1579—1597. 2 vls. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1980.
  • Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early 16th century: sources and interpretation. Cambridge, 1988.
  • Ehrmann-Herfort S. Madrigal // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. 40. Auslieferung. Wiesbaden, 2005.
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Мадригал Определение и значение — Merriam-Webster

безумный · ри · гал ˈma-dri-gəl 

1

: средневековая короткая лирическая поэма в строгой поэтической форме

2

а

: сложное полифоническое вокальное произведение без сопровождения на светский текст, созданное специально в XVI и XVII веках

б

: часть песни

специально : ликование

мадригал

ˌma-drə-ga-lē-ən -ˈgā-

прилагательное

мадригалист

ˈma-dri-gə-list 

существительное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете В лучшем случае пение Гиддена и аранжировка мадригала Монтеверди достигают замечательного красноречия.

Los Angeles Times , 21 сентября 2021 г. После этого идет постановка стихотворения Уитмена для хора а капелла в стиле шестнадцатого века.0043 мадригал , за которым следует раздел, в котором строчка из «Ада» Данте поется вокальным трио в стиле средневекового мотета. — Уолтер Симмонс, Harper’s Magazine , 25 мая 2021 г. Далее следуют два концерта в районе Морского порта: итальянский мадригал франко-фламандского композитора Сиприано де Роре (запись которого только что вышла) в следующую пятницу и программа 15-го века в следующую субботу. — BostonGlobe.com , 25 октября 2019 г. Два ее мадригала Rossi на тексты Джованни Гуарини были сильными, проникновенными и восторженными по выражению. — Алан Артнер,
chicagotribune. com
, 9 апреля 2018 г. Последняя работа композитора позднего Возрождения, цикл из 21 мадригалов , будет поставлена ​​режиссером Питером Селларсом в его дебюте в Равинии. — Джон фон Рейн, 9 лет.0043 chicagotribune.com , 14 марта 2018 г. Включает мадригала, из книг V, VI, VII и VIII, а также концертные произведения из Selva Morale e Spirituale. — Распутин Тодд, Cincinnati.com , 2 апреля 2018 г. Произведения Хартке и Шостаковича плюс мадригала Джезуальдо и Монтеверди. — Марк Рэпп, , cleveland.com , 29 лет.Октябрь 2017 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «мадригал». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Итальянский madrigale , вероятно, из средневековой латыни matricale , из среднего рода *matricalis простой, из поздней латыни, матка, из латыни

матрик-, матрикс матка, из матерь мать

900

1584, в значении, определенном в пункте 2a

Путешественник во времени

Первое известное использование мадригал был в 1584 г.

Другие слова того же года Мадридский донник

мадригал

мадригалер

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Мадригал. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/madrigal. По состоянию на 17 марта 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

Мадригал

существительное

безумный · ри · гал ˈmad-ri-gəl 

1

: короткое стихотворение, распространенное в Средние века

2

а

: сложное вокальное произведение, разработанное специально в XVI и XVII веках

б

: песня, обычно не сопровождаемая музыкальными инструментами и состоящая из двух или более голосовых партий : часть песни

мадригалист

-gə-ləst

существительное

Еще от Merriam-Webster о

мадригале

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к мадригалу

Britannica. com: Энциклопедическая статья о мадригале

-свободный от рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Мадригал | вокальная музыка | Британника

Ключевые люди:
Клаудио Монтеверди Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Уильям Берд Франческа Каччини Барбара Строцци
Похожие темы:
музыкальная форма Эйр балет

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

мадригал , форма вокальной камерной музыки, которая зародилась в северной Италии в 14 веке, пришла в упадок и почти исчезла в 15 веке, снова расцвела в 16 веке и в конечном итоге достигла международного статуса в конце 16 и начале 17 веков. Происхождение термина «мадригал» неизвестно, но, вероятно, оно происходит от латинского matricale (что означает «на родном языке»; , т. е. , итальянское, а не латынь). Мадригал 14 века основан на относительно постоянной поэтической форме из двух или трех строф по три строки в каждой, по 7 или 11 слогов в строке. В музыкальном плане чаще всего ставится полифонически ( т. е. более одной голосовой партии) в двух частях, с музыкальной формой, отражающей структуру стихотворения. Типичный двухстрофный мадригал имеет форму AAB, в которой обе строфы (AA) поются на одну и ту же музыку, за которыми следует код из одной или двух строк (B) или заключительная фраза, текст которой резюмирует смысл Стихотворение.

Флоренция, где новый стиль лирической поэзии повлиял на мадригалистов, породил величайшего композитора мадригала 14 века Франческо Ландини. Его мадригалы, наряду с мадригалами его современников Джованни да Кашиа, Якопо да Болонья и других, находятся в Кодексе Скварчалупи, знаменитом иллюминированном манускрипте.

Викторина «Британника»

Музыка в мире (часть вторая) Викторина

На протяжении большей части 15 века в итальянской музыке доминировали иностранные мастера, в основном из северной Франции и Нидерландов. Однако в конце 15 века местные традиции музыки и поэзии были возрождены дворянским покровительством во Флоренции и Мантуе. Флорентийская карнавальная песня и мантуанская фроттола ( qv; тип светской песни) были важными предшественниками мадригала 16 века.

Мадригал 16-го века основан на поэтической форме, отличной от его предшественника, и характеризовался более высоким литературным качеством. Он включал в себя не только настройки стихов, называемых мадригалами, но и настройки других поэтических форм ( например, канцона, сонет, сестина, баллата). Поэтическая форма собственно мадригала, как правило, свободна, но очень похожа на форму канцоны из одной строфы: обычно она состоит из строфы от 5 до 14 строк по 7 или 11 слогов в строке, причем последние две строки образуют рифмованный куплет. Любимыми поэтами композиторов мадригала были Петрарка, Джованни Боккаччо, Якопо Саннаццаро, Пьетро Бембо, Людовико Ариосто, Торквато Тассо и Баттиста Гуарини.

В отличие от мадригала 14-го века, музыкальный стиль нового мадригала все больше диктовался поэмой. В начале века мадригал больше напоминал простой гомофонический или аккордовый стиль фроттолы. Но под влиянием полифонического стиля франко-фламандских композиторов, работавших в Италии, он стал более контрапунктическим, с использованием переплетающихся мелодий; соответственно, текст был менее слоговым. Оба этих ранних стиля представлены среди произведений первого поколения композиторов мадригала 16 века: Костанцы Феста, Филиппа Вердело, Жака Аркадельта и Адриана Уилларта. Важные произведения Фесты и Вердело появляются в первой печатной книге мадригалов (Рим, 1530 г.).

Уилларт и его ученик Сиприано де Роре (ум. 1565) подняли мадригал на новую высоту выразительности благодаря тонкому обращению с декламацией текста и введению словесной живописи. Эмоциональные слова, такие как «радость», «гнев», «смех» и «плач», были подвергнуты специальной музыкальной обработке, но не за счет преемственности. Другой ученик Уилларта, Андреа Габриэли, был одним из создателей венецианского стиля, для которого характерны полихоральные эффекты и блестящие контрасты музыкальной ткани. Возможно, величайшим композитором мадригала 16 века был Лука Маренцио, который довел мадригал до совершенства, достигнув идеального равновесия между словом и музыкой. Позже в том же веке такие композиторы, как дон Карло Джезуальдо, принц Венозский, полностью подчинили музыку тексту, что привело к эксцессам, которые в конечном итоге истощили жанр.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хотя мадригал был популярен за пределами Италии, единственной страной, в которой развились сильные местные традиции, была Англия. В 1588 году Николас Йонг опубликовал Musica Transalpina, большой сборник итальянских мадригалов в английском переводе. Томас Морли, самый популярный и итальянец из елизаветинских мадригалистов, ассимилировал итальянский стиль и адаптировал его к английскому вкусу, который предпочитал более легкое настроение поэзии и музыки. Другие английские мадригалисты включают Джона Уилби, Томаса Уилкеса, Томаса Томкинса и Орландо Гиббонса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *