М ю лермонтов информация: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик — Достопримечательности — Туризм

Содержание

биография и творческий путь великого автора

Главное

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Исходя из школьной программы, он считается “вторым после Пушкина” в пантеоне русской литературы, хотя многие именно его любят еще больше. За 26 лет жизни Лермонтов успел оставить невероятное по силе и объему наследие, живущее в веках.

История

Согласно распространенной версии, М. Ю. Лермонтов (великий поэт, известный по кинофильму «Джентльмены удачи», как «мужик в пиджаке», а по собственному признанию, как «не Байрон») ведет свой род от Джорджа Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и затем осевшего в России.

Родился Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (14–15 по новому стилю) в Москве в доме у Красных ворот, на месте которого ныне стоит одна из сталинских высоток. Однако детство будущий преемник Пушкина в качестве светила русской поэзии проводит в селе Тарханы Пензенской губернии, в имении бабушки Е.

Арсеньевой, которая фактически в одиночку и воспитала поэта, мать которого умерла очень рано, а отец-военный находился в постоянных командировках.

В 1827 г. бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его домашнее образование. В сентябре 1828 г. Лермонтов зачисляется на своего рода подготовительные курсы в университет – Московский благородный пансион, где пишет мрачные романтические стихи, в центре которых трагически непонятый миром поэт с ранимой душой и обостренным чувством прекрасного в духе модного тогда и бронзового ныне члена палаты лордов британского парламента Джорджа Байрона. К этому периоду жизни поэта относятся такие поэмы, как «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и многие другие. В 1829 г. у Лермонтова рождается замысел одного из самых «хитовых» своих произведений – поэмы «Демон», над которой он будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 г. Михаил Юрьевич Лермонтов пополняет ряды студентов Московского университета, где, впрочем, талантливый, но недисциплинированный и дерзкий юноша долго не задерживается. Освободившись от тягостной необходимости зубрить учебники и сдавать сессии, Михаил с головой окунается в поэтическое творчество, оттачивая свое мастерство в самых разнообразных стихотворных жанрах – элегии, романсе, песне, посвящении, послании. Так и не решившись продолжать высшее образование, Лермонтов, видимо, пресыщенный академической скукой и снобизмом, берет да и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. Лермонтова производят из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, располагавшегося в Царском Селе. Впрочем, Лермонтов не слишком страдает от тягот и лишений армейской службы, проводя большую часть своего времени на светских мероприятиях в столице. Итогом его наблюдений за питерской богемой становится драма в стихах «Маскарад» (1835 г.). Вскоре Лермонтов, обращаясь к прозе, начинает писать роман «Княгиня Лиговская», наполненный автобиографическими параллелями, связанными в первую очередь с любовью всей его жизни – Варварой Лопухиной.

Известие о гибели Пушкина по-настоящему потрясло Лермонтова. На следующий же день он пишет знаменитое «На смерть поэта», а через некоторое время в этой связи – оперативно сработали органы – попадает за решетку, где, однако, не теряет присутствия духа, пишет не менее знаменитые стихотворения «Узник», «Молитва», «Желанье». Поэта вскоре освобождают – однако длинный и богатый поэтический язык довел его из никогда не спящей столицы до не менее бессонного Кавказа. Различие заключалось в том, что Петербург не спал из-за тысячи огней балов, раутов и маскарадов, на Кавказе бессонница была непреложной мерой предосторожности (Лев Толстой применительно к данной проблеме позднее замечательно выскажется устами одного из своих героев: «Верить – верь, а без ружья спать не ложись…»). По дороге в нестабильный регион Лермонтов на месяц задерживается в Москве и по случаю юбилея Бородинского сражения перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино» в просто «Бородино», ставшее бесценной классикой.

Совершенно даром, из любви к искусству.

Во время кавказской ссылки Лермонтов сдружился с некоторыми декабристами, тоже отбывавшими здесь срок. Кавказские жизнь и нравы так глубоко впечатлили Лермонтова, что с той поры кавказские темы и образы не сходят со страниц его произведений. Особняком среди них стоит «Герой нашего времени» (1838 г.), в котором Лермонтов вывел могучий по силе и трагизму образ (во многом автобиографический) разочаровавшегося во всем скептика, сухаря и мизантропа Печорина.

В марте 1840 г. за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и вновь отправлен в действующую армию на Кавказ, где участвует в боевых действиях. В начале февраля 1841 г., получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург в надежде получить, наконец, отставку и остаться в столице. Безуспешно. Более того, Лермонтову предписано в течение 48 часов покинуть Петербург и следовать в свой полк на Кавказе.

Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н. Мартынов. На одном из вечеров (и здесь, разумеется, было место кутежам) Лермонтов, озлобленный бессрочным продолжением своей военной карьеры, из вредности, а может, из суицидальных соображений оскорбляет очередной язвительной шуткой Мартынова, который немедленно вызывает еще живого классика на дуэль, закончившуюся для Михаила Юрьевича фатально. 15 июля 1841 г. был совершен очередной смертельный выстрел в великую русскую литературу.

Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.

Состояние

В творчестве Лермонтова сочетались гражданские, философские и личные мотивы. Оно означало собой новый расцвет русской литературы. Произведения Михаила Юрьевича получили большой отклик в кинематографе, театре, живописи. Фильмы по произведениям Лермонтова снимали как классики советского кино (Сергей Герасимов — “Маскарад”, Станислав Ростоцкий — “Герой нашего времени” и “Бэла”), так и гении — нонконформисты (Сергей Параджанов — “Ашик-Кериб”). На многие стихи написаны народные песни, оперы, симфонии.

Именем Лермонтова названы более 1700 улиц, город в Ставропольском крае, несколько небольших населенных пунктов, театры, учебные заведения и даже малая планета и даже кратер на Марсе. Десятки памятников поэту воздвигнуты в городах России и не только.

Впечатления

“Лермонтовскими” местами в России считаются Москва, Подмосковье, Пензенская область и город Пятигорск (Ставропольский край).

На Кубани Лермонтов был дважды по пути на Кавказ — в 1837 и в 1840 годах. Он увековечил станицу Тамань в одноименной части романа «Герой нашего времени»: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России». Дом-музей М.Ю. Лермонтова был открыт в станице Тамань в 1976 году. Было воссоздано подворье казака Федора Мысника, где останавливался поэт в 1837 году. В одной из комнат музея представлена обстановка, которая была описана Лермонтовым в повести «Тамань».

Дом-Музей Лермонтова в Москве (ул. Малая Молчановка, д. 2) входит в состав Государственного литературного музея и открыт в 1981 году по инициативе писателя Ираклия Андронникова. Здесь можно увидеть антикварную мебель, прижизненные издания и фотографии поэта. На Лермонтовской площади напротив Красных ворот можно посмотреть памятник поэту, созданный в 1965 году Исааком Бродским.

Усадьба Середниково (Мцыри-Спасское, XVII-XVIII в.) в Солнечногорском районе — центр “лермонтовской жизни” в Подмосковье. Здесь — в одном из родовых имений — Михаил проводил с бабушкой летние каникулы. Здесь же бывал и другой великий россиянин — Петр Аркадьевич Столыпин, родственник поэта, отец которого владел усадьбой позже. После запустения, царившего здесь в советские времена, усадьба была восстановлена силами общественных организаций, созданных родственниками поэта, в частности, его полным тезкой М.Ю.Лермонтовым (входившим в состав Общественной палаты РФ). Сегодня он включает не только главный усадебный дом, парадный, конный, скотный дворы и каскад прудов, но и инфраструктуру для многих “новомодных” впечатлений.

Здесь снимается множество фильмов и можно одеть исторический кинокостюм, проводятся квесты и корпоративные мероприятия. Сюда можно съездить на свидание и на тимбилдинг. Ну а главными событиями года здесь становятся грандиозное фантасмагорическое театральное действо Midsummer Night Dream и костюмированный бал “Лермонтовские каникулы”.

Напротив, музей-заповедник “Тарханы” в Пензенской области бережно хранит дух именно той, лермонтовской, эпохи. Попадая сюда, чувствуешь живую атмосферу детства поэта. Прекрасно сохранившийся барский дом, где кропотливо восстановлен быт семьи Лермонтова, сохранены его вещи, книги, фотографии, церковь Марии Египетской, церковь Михаила Архангела могила Михаила Юрьевича, уютный парк и живописные пруды — все они насыщены памятью о поэте и олицетворяют место, где его душа “прекрасного искала”. Сельская дворянская усадьба XVIII — XIX веков — прекрасное место для созерцания в любое время года. Ежегодно здесь проводится Всероссийский лермонтовский фестиваль, а регулярные выставки, конференции и чтения носят “классический” характер.

На месте гибели М.Ю. Лермонтова в Пятигорске установлен памятник. К столетию со дня рождения поэта скульптор Б. М. Микешин изготовил стелу из кисловодского доломита. На стеле изображён портрет поэта, его имя и годы жизни. Также в Пятигорске располагается дом-музей Лермонтова. Домик Лермонтова — так его называют — сохранил свой первозданный вид. В нём Михаил Лермонтов провёл последними часы своё жизни. В Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова, включающем, помимо домика поэта, целый квартал старого Пятигорска, представлены личные вещи поэта, а также воссоздан быт и атмосфера XIX века. Квартал расположен в курортной зоне, в окружении санаториев и минеральных вод, отчасти поэтому стал самым посещаемым музеем Лермонтова в мире. Рядом — места, связанные с творчеством поэта — озеро “Провал”, грот Дианы, парк “Цветник”. В центре Пятигорска также стоит памятник поэту, созданный Александром Опекушиным в 1989 году на собранные по подписке народные деньги.

В 2019 году в рамках проекта “Великие имена России” имя Михаила Юрьевича Лермонтова было присвоено аэропорту города Минеральные воды — транспортному хабу курортной зоны, многие точки которой связаны с творчеством поэта.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate. author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

Ю.

П. Лермонтов — Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) — отец поэта. Избрав­ший по родовой традиции военное поприще, после окончания Первого кадетского корпуса в Петербурге, служил в Кексгольмском пехотном полку, в 1805 — 1808 гг. во время войн с Францией и Швецией был в заграничных походах. В 1811 г. он «…за болезнью уволен от службы капитаном и с мундиром», после чего поселился в Кропотове (Тульская губ., ныне Липецкая обл.) и занялся хозяйством. В 1812 г. Юрий Петрович вступил в Тульское дворян­ское ополчение.

Бывая у своих соседей в селе Васильевском, Юрий Петрович познакомился с Марией Михайлов­ной Арсеньевой, единственной дочерью Елиза­веты Алексеевны и Михаила Васильевича Арсеньевых (Михаила Васильевича к тому времени не было в живых), которая стала его женой, несмотря на недоволь­ство Елизаветы Алексевны, считавшей, что ее дочь достойна лучшей партии. После свадьбы молодые посели­лись в Тарханах.  Семейная жизнь родителей Лермонтова не была счастливой. 

 

После смерти жены в 1817 году Юрий Петрович уехал в Кро­потово, оставив маленького Мишеля у Елизаветы Алексеевны. Право безраздельно распоряжаться судьбой внука она за­крепила завещанием, в котором объявляла его своим единственным наследником при условии фактически полного отказа зятя участвовать в воспитании сына. Юрий Петрович вынужден был пойти на эту жертву, т.к. не мог обеспечить будущее сына.

С сыном Юрий Петрович виделся в Кропотове в 1827 г., затем ежегодно в Москве. Об одной из этих встреч в Москве Лермонтов писал М.А. Шан-Гирей в декабре 1828 г.: «Папенька сюда приехал, и вот уже 2 картины извлечены из моего портфеля… слава богу! что такими любезными мне руками!»

Разлука тяжело переносилась и отцом, и сыном, а краткие свидания кроме радости общения оставляли еще и чувство непроходимой горечи.

 

Семейная драма отразилась в юношеских драмах Лермонтова «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830 г. и «Странный человек» (1831 г.) «У моей бабки, моей воспитательницы — жестокая распря с отцом моим, и это все на меня упадает», — говорит, герой пьесы «Люди и страсти» Юрий Волин.

Юрий Петрович следил за успехами сына, гор­дился им, верил в его будущее. В завещании он обращался к нему с проникновенными и трога­тельными словами: «…ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оные на что-либо вредное и бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доб­рое сердце… Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое во мне вни­мание…» О своих чувствах к отцу, о духовной общно­сти с ним Лермонтов говорит в стихотворениях 1829-1832 гг.

 

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

Но ты свершил свой подвиг, мой отец,

Постигнут ты желанною кончиной;

Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец

Того, кто был всех мук твоих причиной!

Но ты простишь мне! я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

 

(«Ужасная судьба отца и сына. ..», 1831 г.)

 

Умер Ю.П. Лермонтов 1 октября 1831 года, был похоронен в с.Шипово Тульской губернии (ныне Липецкая обл.). В 1974 г. прах был перевезен в Тарханы и перезахоронен рядом с церковью Михаила Архистратига.

 

Лермонтов в Пятигорске | Пятигорск

В Гроте Дианы, расположенном в парке Цветник, где прошел последний бал Лермонтова, им были произнесены пророческие слова. «Чувствую – мне мало осталось жить», — сказал он Павлу Гвоздеву, своему товарищу по Юнкерской школе.

Пятигорск навсегда останется местом как память о свободолюбивом поэте.

Наверно пока нет ни одного человека, который бы сделал больше для славы Пятигорска, как Лермонтов. Как живописно описал Пятигорск поэт в своем романе:

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножья Машука: во время грозы облака будут опускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу предо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там дальше, — амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная с Кавказа и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…

Именно такое яркое впечатление произвел город на него.

Несомненно, что некоторые из лиц, с которыми поэту приходилось встречаться, послужили прототипами его персонажей, описанных в романе.

Профессор Б.М.Эйхенбаум отмечал, что «Пятигорск славится своими лермонтовскими местам: весь город, начиная с таких зданий, как знаменитая ресторация и Домик Лермонтова, и кончая горами Бештау и Машуком, представляют собой своего рода исторический экспонат, связанный с жизнью, творчеством и трагической гибелью великого поэта».

Пятигорск можно назвать городом-музеем М.Ю.Лермонтова. 27 июля в городе проходит день его памяти, в город всегда приезжает много поклонников творчества поэта. Поэт умер давно, но память о нем жива и будет жить всегда, и город навеки останется местом действия его романа и местом его гибели.

Офицер и джентльмен: почему Лермонтов спешил к смерти | Статьи

205 лет назад, 15 октября 1814 года, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, как важно не отделять Лермонтова-писателя от Лермонтова-человека и Лермонтова-офицера, и так ли неожиданна была драматическая дуэль на склоне горы Машук.

Тень Пушкина

Место Лермонтова в пантеоне русских гениев — немного наособь. Алмазная чистота таланта, невероятно глубокий и зрелый психологизм, безусловная гражданственность и подлинный патриотизм — всё это, разумеется, и есть Лермонтов, но для понимания его уникальности этого, конечно, маловато. Значение и масштаб для национальной культуры «Паруса», «Демона» или «Героя нашего времени» обычно не кларифицируют — просто требуют принять как должное; такого не происходит ни с кем, даже Пушкину достается больше объяснений — создатель русского литературного языка, солнце нашей поэзии, первый отечественный прозаик мирового масштаба и так далее. Величию Лермонтова приходится верить на слово.

Это немного несправедливо, как несправедлива в целом оказалась устроена и сама жизнь Лермонтова. Ее краткость (лучше помнить не про физические 26, а про то, что Лермонтов-писатель — это менее пяти лет полноценного творчества), ее обусловленность цепью более или менее нелепых случайностей, ее темп (о том ниже) — в общем, всякая смерть преждевременна, но в случае с Лермонтовым это ощущается особенно трагично.

Памятник М.Ю.Лермонтову на улице Дзержинского в Ставрополе

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Разумеется, в литературу он вошел на освобожденное Пушкиным место и до скончания веков обречен на титул Второго поэта России. Звание — маршальское, но — поразительное дело — невозможно отделаться от ощущения, что тень Пушкина до сих пор отчасти заслоняет для нас подлинного Лермонтова.


Сравнивать их не берется никто — строительство литературных иерархий в России в целом не принято — однако если остановиться не столько на творческой, сколько на частной биографии, то трудно представить себе двух более непохожих людей. Небогатый, весь в долгах, профессиональный литератор, зарабатывавший семье на жизнь писательским трудом — и наследник огромного состояния, никогда не нуждавшийся в деньгах. «Сущая обезьяна лицом», предмет насмешек высшего общества — и симпатичный, популярный (до определенного времени) светский хулиган. Неутомимый любовник, чья гиперчувственность столь важна для осмысления его наследия — и человек, всю короткую жизнь промучившийся от считанных неразделенных увлечений. Любимый поэт императора — и поэт, императором ненавидимый. Зубоскал, для которого острое словцо никогда не было самоценно — и зубоскал, в конечном счете погибший из-за вошедшей в легенду банальной вербальной несдержанности. Семьянин, безразличный ко всем родственным узам, кроме братских, супружеских и отцовских — и вечный «бабушкин внук». Наконец, человек принципиально, неприкрыто «статский» — и лейб-гусар.

Кавказ

«Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными».

Офицерский мундир шел всем русским классикам, его носившим — от Давыдова до Солженицына. Другое дело, что никто (кроме, пожалуй, Давыдова) военной карьеры не искал и не делал. Не делал ее и Лермонтов — более того, дважды пытался уйти в отставку, да и офицером-то стал почти случайно, вылетев из Московского университета. Во «вкус войны» он войдет чуть позже.

Две полуссылки-полукомандировки Лермонтова на Кавказ принято разделять с точки зрения содержания и смыслов. Во время первой поэт до передовой не доехал, зато впитывал впечатления, копил идеи для «Героя нашего времени». Влюбился в Кавказ, ставший для него настоящим местом силы. Во время второй — больше воевал, ибо Николай I категорически велел поручика Лермонтова с линии фронта не отпускать.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Москве у станции метро «Красные Ворота»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Воевал он, собственно, довольно недолго, по сути — всего несколько летних и осенних месяцев 1840 года — зато с исключительной храбростью. «Лермонтовский спецназ» (ведомая им команда переодетых в черкески добровольцев, лихачивших по чеченским тылам) — скорее поэтический анахронизм нашего времени, но личное мужество поэта для современников было бесспорно — включая начальство. Его дважды представляли к орденам, и дважды несгибаемый Николай ветировал прошения.

Лермонтов — первый большой военный писатель России, причем не прозаик, а поэт. Если в «Герое нашего времени» кавказская война — хоть и ключевой, но всё же фон, удачно оттеняющий фигуру Печорина, то написанный позже «Валерик» — репортерски точное описание знаменитого боя, настоящая фронтовая документалистика (хоть и начинается со слов «Я к вам пишу случайно; право//Не знаю как и для чего.//Я потерял уж это право.//И что скажу вам?— ничего!»).

Автор цитаты

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди…

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

Ура — и смолкло.— Вон кинжалы,

В приклады!— и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна

Выстрел

Любимый обывательский вздох «Ах, что бы он написал, если» — в контексте русской литературы он не звучит применительно, кажется, только к Тургеневу и Толстому (даже про Достоевского такое слышать доводилось — и то, ведь потерял человек лучшие годы в неволе) — в случае Лермонтова, конечно, теряет свою обыкновенную пошлость.

Лермонтов-писатель, по сути, появился (вернее, проявился) в начале 1837 года, со «Смертью поэта» — тем поразительнее уровень его наследия, причем не только качественный, но и количественный. Дюжина поэм, семь пьес, проза, свыше 400 стихотворений. А ведь он не проводил за письменным столом сутки напролет, а успевал еще воевать, играть, стреляться, путешествовать по собственной или царской воле, шутить дурные шутки и строить не совсем приличествующие мужчине комплоты (он не только отомстит отвергнувшей его в ранней юности Сушковой, но сделает это публично и громко, да еще и будет хвастаться своей ловкостью в переписке). Он проживал свою жизнь на немыслимой для своего века скорости — словно давно видел перед собой ту поляну на северо-западном склоне Машука.

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске

Фото: commons.wikimedia.org

Дуэль Лермонтова — злая и обидная пародия на дуэль Пушкина: последний защищал честь свою и жены, «ему было за что умирать на Черной речке». Лермонтову же словно было всё равно, как и при каких обстоятельствах — лишь бы поскорее. Архив Лермонтова оказался практически пустым, если не считать ранних рукописей (впрочем, там был «Парус») — он не работал ни над чем глобальным, он, казалось, вычерпал себя до самого дна, и с этим чувством вечер за вечером вился вокруг несчастного дурака Мартынова в надежде, что вот эта вот ссора и окажется роковой. И когда так и вышло, с облегчением выстрелил в воздух, словно отпуская на свободу снизошедший на него в отрочестве невиданный божий дар.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Государственный музей-заповедник М.

Ю. Лермонтова

Краткая информация

Полное название: Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в городе Пятигорске.

История: музей основан в 1912 году.  Музей-заповедник М.Ю.Лермонтова — это единственный памятник в России, связанный с именем М.Ю.Лермонтова, сохранившийся в своем первозданном виде. Центром музея является уникальный мемориальный Лермонтовский квартал, в котором сохранились дома, связанные с именем великого поэта. Самый известный из них — Домик Лермонтова, домик под камышовой крышей, где Лермонтов прожил два последних месяца своей жизни, откуда его провожали в последний путь. Лермонтов поселился здесь в 1841 году. Даже по местным пятигорским условиям, не говоря уже о Петербурге, жилище оказалось очень скромным. Но Лермонтову оно понравилось. После смерти поэта судьба домика сложилась не сразу. Она была такой же трудной, как и жизнь самого поэта. Многие десятилетия домик переходил от одного частного владельца к другому. Дом ветшал, порою над ним нависала серьезная опасность разрушения. И только в 1912 году после долгих и настойчивых требований передовой общественности домик был выкуплен Пятигорской городской думой и в нем открылся музей. В экспозиции музея представлены картины и иллюстрации художников на темы произведений поэта, картины и рисунки самого поэта, выполненные лучшими копиистами

Тематика выставок: Сегодня музей-заповедник является центром культурной жизни города, представляет не только экспозиции и мемориальные памятники, но  и собирает вокруг себя всех творческих людей: поэтов, художников, композиторов, дизайнеров, бардов. В музее проводятся вернисажи, вечера старинного русского романса, школьные абонементы, конкурсы на лучшую творческую работу, презентации книг, Всероссийские Лермонтовские праздники поэзии.

Мемориальный квартал музея-заповедника

В 1973 году музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, центром которого стал мемориальный Лермонтовский квартал, расположенный в исторической части города. Сегодня в музее размещены четыре экспозиционных отдела, и каждый из них обладает коллекцией уникальных подлинных экспонатов, рассказывающих о творчестве и судьбе великого поэта. Музей имеет статус исторического памятника федерального значения.

Лермонтовские места Пятигорска


В Пятигорске, при всем разнообразии экскурсионных маршрутов, нет интереснее прогулки, чем увлекательное путешествие по Лермонтовским местам. Такой признанный авторитет в лермонтоведении как профессор Б.М. Эйхенбаум считал, что «Пятигорск, славится своими Лермонтовскими местами: весь город, начиная с таких зданий, как знаменитая Ресторация и Домик Лермонтова и кончая горами Бештау и Машуком, представляет собою своего рода исторический экспонат, связанный с жизнью, творчеством и трагической гибелью великого поэта». Горожане приложили немало усилий, чтобы сохранить исторический облик Пятигорска и сберечь для потомков те живописные уголки своего города, которые и по сей день, хранят память о великом поэте

Эолова Арфа


На высоком уступе горы Машука стоит небольшая каменная беседка в античном стиле. Она построена архитекторами братьями Бернардацци в 1830–1831 годах. Название ее связано с именем бога ветров Эола. Внутри беседки находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Многие называли звуки ветровой арфы «довольно гармоничными». Первый биограф поэта П.А. Висковатый передает, что на вечере, устроенном молодежью в Николаевском цветнике за неделю до гибели Лермонтова, «во время одного антракта кто-то играл тихую мелодию на струнном инструменте, и Лермонтов уверял, что он приказал перенести, нарочно для этого вечера, Эолову арфу с «бельведера» выше Елизаветинского источника». Об Эоловой Арфе Лермонтов упомянул и в повести «Княжна Мери».

Елизаветинский источник (Академическая галерея)


Центром курортной жизни в Лермонтовские времена в Пятигорске служил Елизаветинский, или Кислосерный, «колодезь». Тогда это был самый популярный минеральный источник на Кавказских водах. В 1809 году его обнаружил и описал знаменитый доктор Ф.П. Гааз. В своем дневнике Печорин замечает об этом источнике, что «на площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика…» Возле источника Печорин встречается с Грушницким, а княжна Мери помогает раненому Грушницкому поднять оброненный им стакан. Эпизоды эти, без сомнения, были весьма характерны для курортного быта тех лет.

 В середине XIX века обветшавшие деревянные строения снесли и над источником по проекту архитектора С.И. Уптона возвели каменную Елизаветинскую галерею. В 1925 году в память 200-летия Академии Наук галерея получила название Академической.

Грот Лермонтова


В 1837 году Лермонтов написал картину «Вид Пятигорска». Город изображен таким, каким поэт увидел его с площадки Елизаветинского источника. На картине можно различить пещеру в скалистом отроге горы Машука. При благоустройстве местности эту пещеру отделали, в глубине высекли каменные скамьи и проложили туда удобную дорожку, обсаженную деревьями и кустарником. Именно этот грот поэт избрал местом романтической встречи своих героев – Печорина и Веры. С тех пор этот укромный уголок и получил свое название. В середине XIX века грот приобрел свой современный вид, его облицевали тесаным камнем и навесили ажурные железные ворота.

Лермонтовские ванны


Это прекрасное ванное здание расположено в курортном парке «Цветник». Одно из лучших исторических зданий Пятигорска было построено в 1826–1831 годах. Прежде ванны носили название Николаевских. Из архивных данных следует, что летом 1837 года Лермонтов принял здесь 20 процедур. В письме к своему другу Святославу Раевскому он сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…» Строительство здания сопровождалось благоустройством окружающей местности. Исчезли потоки минеральной воды и лужи, от которых поднимались неприятные испарения. С помощью насыпной земли устроили дорожки и клумбы. Главным же украшением живописного цветника стал искусственный грот, также связанный с памятью о поэте.

Грот Дианы


Невдалеке от Николаевских ванн в 1830 году была устроена искусственная пещера.

Ее каменные своды венчались двуглавой вершиной, что символизировало покорение Эльбруса, осуществленное экспедицией генерала Г.А. Емануеля в 1829 году. Новый грот назвали именем богини Дианы, в древнеримской мифологии – покровительницы охоты.

8 июля 1841 года, за неделю до роковой дуэли, Лермонтов и его друзья устроили в гроте Дианы бал. Сослуживец поэта по Тенгинскому пехотному полку декабрист Н.И.Лорер вспоминал об этом вечере: Свод грота великолепно убрали разноцветными шалями, соединив их в центре в красивый узел и прикрыв круглым зеркалом, стены обтянули персидскими коврами, повесили искусно импровизированные люстры… снаружи грота на огромных деревьях аллей, прилегающих к площадке, на которой собирались танцевать, развесили, как говорят, более двух тысяч пятисот разноцветных фонарей… Хор военной музыки поместили на площадке над гротом… Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и все общество было как-то особенно настроено к веселью…» Памятный бал в гроте Дианы продолжался до поздней ночи. Другим столь же излюбленным местом увеселений «водяного общества» служила пятигорская Ресторация.

Ресторация


Это каменное здание, выдержанное в строгом классическом стиле, и по сей день является лучшим украшением города. Его построили по проекту архитектора И.И. Шарлеманя первые зодчие Пятигорска – братья Джузеппе и Джованни Бернардацци. На балах в Ресторации собирался цвет «водяного общества». Своих героев приводит сюда и Лермонтов: дважды здесь встречаются Печорин и Мери. Печорин отмечает в своем дневнике: «Завтра бал по подписке в зале ресторации, и я буду танцевать с княжной мазурку». В здании Ресторации Лермонтов останавливался на одну ночь, последний раз приехав в Пятигорск в мае 1841 года. В разные годы здесь находили приют А.С. Пушкин, А.А. Бестужев-Марлинский, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой.

Пятигорский Провал


В повести «Княжна Мери» Лермонтов упоминает о том, что Провал на склоне Машука представляет собой, по мнению ученых, угасший кратер вулкана. Более поздние исследования позволили установить, что это огромная подземная пещера, образовавшаяся под действием минеральных вод. Свод ее постепенно просел и обрушился, образовав огромную воронку. Внизу, под нею, находится просторный каменный грот с озером голубоватой воды. Прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В то время сюда вела пустынная дорога, переходящая в каменистую тропинку, вьющуюся в густом кустарнике. Один из эпизодов романа связан с посещением Провала. Соблазн заглянуть на дно пропасти был так велик, что еще во времена Лермонтова над Провалом устроили помост, на котором, как вспоминают, даже танцевали В 1857–1858 годах сквозь скальную толщу к провальскому озеру пробили тоннель. Постепенно местность вокруг приняла благоустроенный вид.

Место дуэли


Ни одно из Лермонтовских мест Пятигорья не привлекает к себе такого внимания как место рокового поединка поэта с Н.С. Мартыновым. Там, где пролилась его кровь, ныне высится обелиск, выполненный по проекту Б.М. Микешина из кисловодского песчаника. Памятник отличается классической простотой и строгостью форм. В круглой нише – бронзовый бюст поэта, изображенного в форме Тенгинского пехотного полка. Правда, Микешин не сумел довести свой замысел до конца. Сменившие его скульпторы В. Козлов и Л. Дитрих дополнили памятник оградой. Каменные столбики в виде снарядов, тяжелые цепи и грифы должны были, видимо, символизировать скорбь по великому поэту. Обелиск, открытие которого состоялось 15 июля 1915 года, и в наши дни является украшением одного из самых дорогих Лермонтовских мест Пятигорья.

Место первоначального погребения М.Ю. Лермонтова


Похороны Лермонтова состоялись через день после дуэли – 17 июля. Представители четырех полков, в которых довелось ему служить, проводили поэта в последний путь. Подняв гроб с телом Лермонтова, офицеры на своих плечах отнесли его к подножию Машука, на старое пятигорское кладбище. Восемь месяцев тело Лермонтова покоилось в пятигорской земле. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева после долгих хлопот добилась разрешения перевезти его останки в родовое имение Тарханы. Прах поэта захоронили в фамильном склепе, рядом с могилой его матери. А в Пятигорске место первоначального погребения Лермонтова в 1901 году было отмечено скромным обелиском из белого машукского камня.

Памятник М.Ю. Лермонтову


16 августа 1889 года в Пятигорске при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие первого в России памятника Лермонтову. Почти 18 лет ушло на сбор средств по подписке и подготовку к сооружению монумента. Победителем в конкурсе на лучший проект памятника оказался скульптор Александр Михайлович Опекушин, автор знаменитого памятника А.С. Пушкину в Москве. Бронзовую скульптуру поэта отлили в Петербурге. Для постамента доставили из Крыма восемь массивных гранитных плит. Вокруг памятника разбили аккуратный зеленый сквер, украшенный каменной панелью и фонтаном. Скульптурная фигура поэта изображала его сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам, не раз вдохновлявшим его на создание прекрасных поэтических творений. Ежегодно 15 октября, в день рождения великого поэта, у памятника в Лермонтовском сквере проходит торжественный митинг. Звучат стихи и приветственные речи. Сюда, к подножию монумента, волны человеческих страстей не приносят ничего кроме признания и любви.

Основные экскурсии:
 М.Ю. Лермонтов на Кавказе
 М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве
 М.Ю. Лермонтов в музыке
 Экскурсия по Лермонтовским местам Пятигорска, к Мин. Водам
 Экскурсия на пятигорский Некрополь
 Обзорная по старому Пятигорску
 Экскурсия по Домику М.Ю. Лермонтова

Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата открытия   — 27.07.1939, 18 мая День музеев, 27 июля День памяти М.Ю. Лермонтова

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес: Ставропольский край, город-курорт Пятигорск, Буачидзе, 7

Телефон: (8793) 33-97-31, 39-12-23

Сайт: domiklermontova.ru


Кабинет М.Ю. Лермонтова | izi.TRAVEL

В романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» есть строки:
«Все залы схожи между собою, как все улыбки и все приветствия. Один только кабинет иногда может разоблачить домашние тайны, но кабинет также непроницаем для посторонних посетителей, как сердце».
Зимой 1836 года в Тарханах, под звуки метели, Лермонтов переживал состояние «вдохновенного труда»:

….Бывает время,
Когда забот спадает бремя,
Дни вдохновенного труда,
Когда и ум, и сердце полны,
И рифмы дружные, как волны,
Журча одна вослед другой
Несутся вольной чередой.

Он написал здесь драму «Два брата», стихотворение «Умирающий гладиатор», во многом автобиографическую поэму «Сашка», начал писать
«Тамбовскую казначейшу».
На письменном столе книги, рукописи, его фарфоровая чернильница, изображающая фантастическое существо с головой львицы и туловищем совы, привезенная, по преданию, им из Петербурга «как новинка», и его печатка-ножичек с вензелем владельца ML.
Среди этих вещей и «шкатулка орехового дерева с бронзом», и записная раскрытая книжка на столе, подаренная Лермонтову князем В.Ф. Одоевским, знаменитым в то время писателем и музыкантом. На книге В.Ф. Одоевский оставил надпись: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную.<…> 1841 г., апреля 13-е». В эту книгу Лермонтов успел вписать только 16 стихотворений, среди которых: «Пророк», «Сон», «Выхожу один я на дорогу».
Над столом портреты его любимых писателей: Байрон, Пушкин, Жуковский, Крылов, Вальтер Скотт. В простенках между окнами ― старинное зеркало в ореховой раме, находившееся в доме и при жизни поэта.
Рядом с книжным шкафом ― копии акварельных портретов работы Лермонтова. Это люди, которых он любил.
Себя поэт изобразил в форме Нижегородского драгунского полка.
Память об отце была всегда дорога поэту. Чувства Лермонтова к Юрию Петровичу нашли выражение в стихотворных строках:

О, мой отец! где ты? где мне найти
Твой гордый дух, бродящий в небесах?
В твой мир ведут столь разные пути,
Что избирать мешает тайный страх…

Зимой 1836 г. Лермонтов приехал в Тарханы с тяжелым сердцем: его любимая, «подруга юных дней» Варенька Лопухина, вышла замуж за другого. Об этой любви А.П. Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он (Лермонтов) был страстно влюблен <…> в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину, это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.<…>
Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей». Лермонтов в драме «Два брата» писал, вероятно, о В.А. Лопухиной: «Ее характер мне нравился: в нем видел я какую-то пылкость, твердость и благородство, редко заметные в наших женщинах».
Лермонтов нарисовал три акварельных портрета Варвары Александровны и по возвращении из первой кавказской ссылки подарил ей свой автопортрет в бурке.
С.А. Раевский ― большой друг поэта и крестник Е.А. Арсеньевой ― вспоминал, что свои мысли Лермонтов обнаруживал пером или кистью с изумительной легкостью. Например, играя в шахматы, пока противник его обдумывал очередной ход, он писал стихи и, приостановившись, тут же быстро «набрасывал пером свои излюбленные «очерки» коней или «резких физиономий»; одним-двумя гибкими, живыми штрихами он намечал головы, фигуры, прихотливые арабески.
Его рисунки остались в альбомах многих его современников. В альбоме Лермонтов нарисовал Марию Ловейко, которая воспитывалась в доме Столыпиных. На левой стороне альбома рисунок Акима Шан-Гирея.
В этой комнате можно увидеть вещи, которые когда-то принадлежали петербургской знакомой юного поэта Анны Хомутовой ― это бальная сумочка Анны Григорьевны и ковер из ее гостиной.
А Тарханская зима 1836 г. с ее морозами, доходящими до 30 градусов, огромными сугробами и метелями «почти всякий день» стала предшественницей великой славы поэта, вложив в нее и свою лепту. Уезжая из Тархан, 22-летний Лермонтов еще не знал, что вскоре его имя прогремит на всю Россию в связи со стихотворением «Смерть поэта». За четыре последних года жизни он переживет две ссылки, постоянные переводы из полка в полк, будет участвовать в сражениях на Кавказе.

Научно-практическая конференция «К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова»


Петр Заболотский. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Портрет выполнен
учителем живописи Лермонтова по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская
галерея). Среди прижизненных портрет считается одним из лучших.

В До­ме Паш­ко­ва к 200-ле­тию со дня рож­де­ния Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча Лер­мон­то­ва про­шла на­уч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция и от­кры­лась вы­став­ка ру­ко­пи­сей и ри­сун­ков по­эта, под­го­тов­лен­ные НИО ру­ко­пи­сей РГБ. Круг идей Лер­мон­то­ва, твор­че­ство по­эта в кон­тек­сте ми­ро­вой куль­ту­ры, со­хра­не­ние его на­сле­дия и ис­точ­ни­ко­вед­че­ские про­бле­мы — та­ко­вы лишь не­ко­то­рые те­мы до­кла­дов на кон­фе­рен­ции. На вы­став­ке, кро­ме ори­ги­наль­но­го по­чер­ка Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча, мож­но уви­деть и ав­то­гра­фы Го­го­ля, Бе­лин­ско­го и ба­буш­ки ге­ния Ели­за­ве­ты Ар­се­нье­вой, ко­то­рые пе­ре­пи­сы­ва­ли по­нра­вив­ши­е­ся им про­из­ве­де­ния Лер­мон­то­ва.

«Лер­мон­тов не про­сто один из стол­пов рус­ской ли­те­ра­ту­ры, изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, му­зы­ки, он один из важ­ней­ших сим­во­лов на­шей куль­ту­ры», — от­ме­ти­ла во всту­пи­тель­ном сло­ве на­чаль­ник управ­ле­ния спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных от­де­лов РГБ Ма­рия Ер­ма­ко­ва. В фон­дах биб­лио­те­ки мож­но най­ти не­ма­ло сви­де­тельств то­му, как твор­че­ство по­эта и про­за­и­ка по­вли­я­ло на раз­ви­тие рус­ско­го кни­го­из­да­ния и ис­кус­ство ил­лю­стра­ции. Его про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ли всех круп­ней­ших рус­ских ху­дож­ни­ков — Се­рова, Ай­ва­зов­ского, Ма­ков­ского, Ко­ро­вина, До­бу­жин­ского, Якоб­сона, Ка­ли­ту. Это да­ле­ко не пол­ный спи­сок тех, кто от­ра­зил та­лант Лер­мон­то­ва в ис­кус­стве книж­ной ил­лю­стра­ции. В част­но­сти, Мсти­слав До­бу­жин­ский к столе­тию со дня рож­де­ния по­эта, в 1914 году, стал ху­дож­ни­ком по­ве­сти «Каз­на­чей­ша», вы­пу­щен­ной Об­ще­ством лю­би­те­лей рус­ских книж­ных из­да­ний.

Лер­мон­тов стал ши­ро­ко из­да­ва­е­мым ав­то­ром че­рез тридцать лет по­сле ги­бе­ли — 1870—80-е го­ды его кни­ги ста­ли до­ступ­ны бук­валь­но всем, его про­из­ве­де­ния вы­пус­ка­лись и в се­рии «Ко­пей­ка», ко­то­рую мог ку­пить да­же са­мый не­бо­га­тый че­ло­век.


Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

Твор­че­ство Лер­мон­то­ва ока­за­ло вли­я­ние и на раз­ви­тие оте­че­ствен­ной му­зы­ки. «По ко­ли­че­ству тек­стов, пе­ре­ло­жен­ных на му­зы­ку, он усту­па­ет ме­сто лишь Пуш­ки­ну», — рас­ска­за­ла глав­ный биб­лио­граф от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ Та­тья­на Горш­ко­ва. В ка­та­ло­ге РГБ мож­но най­ти свы­ше 1800 на­име­но­ва­ний му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний, на­пи­сан­ных на сти­хи и про­зу Лер­мон­то­ва, сре­ди ко­то­рых тво­ре­ния Пет­ра Чай­ков­ско­го, Алек­сандра Гу­ри­ле­ва, Се­ме­на Вар­ла­мо­ва. Ин­те­рес­но, что ши­ро­ко из­вест­ны ста­ли про­из­ве­де­ния ма­ло­из­вест­ных ком­по­зи­то­ров на сти­хи по­эта, на­при­мер ро­манс Ели­за­ве­ты Ша­ши­ной «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу». Го­сти кон­фе­рен­ции смог­ли озна­ко­мить­ся с ча­стью этих нот­ных из­да­ний: на­при­мер, уви­деть од­но из укра­ше­ний фон­да — «Де­мо­на» Ан­то­на Ру­бин­штей­на, «Та­ма­ру» Ми­лия Ба­ла­ки­ре­ва с дар­ствен­ной над­пи­сью ком­по­зи­то­ра, «Утес» на му­зы­ку Сер­гея Рах­ма­ни­но­ва.

В ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие из­вест­ные уче­ные-лер­мон­то­ве­ды, со­труд­ни­ки и пре­по­да­ва­те­ли на­уч­ных учре­жде­ний Моск­вы, Пен­зы, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Тве­ри, Са­ран­ска, Один­цо­ва, чле­ны Мос­ков­ско­го от­де­ле­ния Лер­мон­тов­ско­го об­ще­ства. Все­го в ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие 14 док­то­ров и 9 кан­ди­да­тов на­ук, мо­ло­дые уче­ные и ас­пи­ран­ты. Ма­те­ри­а­лы до­кла­дов бу­дут опуб­ли­ко­ва­ны в го­то­вя­щем­ся к из­да­нию при со­дей­ствии РГНФ мно­го­том­ном эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре «М. Ю. Лер­мон­тов».

За­ве­ду­ю­щий НИО ру­ко­пи­сей Вик­тор Фе­до­ро­вич Мол­ча­нов об­ра­тил вни­ма­ние участ­ни­ков кон­фе­рен­ции на тот факт, что боль­шую цен­ность для ис­сле­до­ва­те­лей пред­став­ля­ют не толь­ко ав­то­гра­фы про­из­ве­де­ний Лер­мон­то­ва, но и их спис­ки, до­шед­шие до на­ше­го вре­ме­ни в боль­шом ко­ли­че­стве. В этом мож­но бы­ло убе­дить­ся на вы­став­ке ав­то­гра­фов и ри­сун­ков по­эта, от­кры­той в чи­таль­ном за­ле НИО ру­ко­пи­сей. Сре­ди экс­по­на­тов чер­но­вые ав­то­гра­фы сти­хо­тво­ре­ний «Люб­лю я це­пи си­них гор», «Я к вам пи­шу слу­чай­но, пра­во», «Две не­воль­ни­цы», «Чер­ны очи», «Ва­ле­рик».


Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

В фон­дах от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ хра­нит­ся лишь не­боль­шая часть ар­хи­ва Лер­мон­то­ва, все­го 11 еди­ниц хра­не­ния. Од­на­ко не­ма­ло свя­зан­ных с его име­нем до­ку­мен­тов есть в дру­гих фон­дах, на­при­мер, при­жиз­нен­ные спис­ки со сти­хо­тво­ре­ний, сде­лан­ные ру­кой мно­гих его за­ме­ча­тель­ных со­вре­мен­ни­ков. На­при­мер, «Ка­за­чья ко­лы­бель­ная пес­ня» ру­кой ба­буш­ки по­эта Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны Ар­се­нье­вой; «Мо­лит­ва», «Ан­гел» и «За­ве­ща­ние», сде­лан­ные ру­кой Ни­ко­лая Го­го­ля; по­э­ма «Де­мон», пе­ре­пи­сан­ная Вис­са­ри­о­ном Бе­лин­ским для сво­ей не­ве­сты. Под­го­тов­лен­ный к из­да­нию за­ве­ду­ю­щей сек­то­ром ру­ко­пис­ных книг Ма­ри­ной Сер­ге­ев­ной Кру­то­вой ка­та­лог ру­ко­пис­ный ма­те­ри­а­лов РГБ, свя­зан­ных с име­нем по­эта, на­счи­ты­ва­ет око­ло 300 еди­ниц хра­не­ния. Ин­те­рес­но, что ча­ще все­го пе­ре­пи­сы­ва­лись «Ан­гел» и «Де­мон».

С био­гра­фи­че­ски­ми ма­те­ри­а­ла­ми се­мьи по­эта да­ет воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся пись­мо его ба­буш­ки к пле­мян­ни­це Ма­рии Хю­гель (урожд. Ве­ре­ща­ги­ной), в ко­то­ром она по­здрав­ля­ет ее с рож­де­ни­ем до­че­ри Ели­за­ве­ты и по­сы­ла­ет «для но­во­рож­ден­но­го ди­тя­ти «ба­ю­каш­ную пес­ню» («Ка­за­чью ко­лы­бель­ную»), со­чи­нен­ную Лер­мон­то­вым и пе­ре­пи­сан­ную ею соб­ствен­но­руч­но. Му­зы­ко­ве­дам бу­дет ин­те­ре­сен ро­манс Куз­мин­ско­го на сти­хо­тво­ре­ние «Ни­щий», а так­же либ­рет­то опе­ры Ан­то­на Ру­бин­штей­на «Де­мон». Ли­те­ра­ту­ро­ве­дам — не из­вест­ный ши­ро­ко­му кру­гу спе­ци­а­ли­стов пе­ре­вод сти­хо­тво­ре­ний Лер­мон­то­ва «Ма­ло­рус­ськi спiван­ки на укра­ин­ский язык», сде­лан­ный в 1879 году.

Есть на вы­став­ке и ве­щи не­ожи­дан­ные: фо­то­гра­фия из­воз­чи­ка Ива­на Ан­дре­еви­ча Чу­хо­ни­на, вез­ше­го те­ло Лер­мон­то­ва с ме­ста ду­э­ли, и «Со­об­ще­ние Гра­дов­ско­го Гри­го­рия Кон­ста­ти­но­ви­ча о раз­ре­ше­нии мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра на па­ни­хи­ду по Лер­мон­то­ву Михаилу Юрьевичу в Ка­зан­ском со­бо­ре, 1891 июля 12. Ав­то­граф-ко­пия». Та­ким об­ра­зом, вол­ну­ю­щий мно­гих во­прос, бы­ло ли раз­ре­ше­но от­пе­ва­ние Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча, по­лу­ча­ет по­ло­жи­тель­ный от­вет.


Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

8 интересных фактов о М.Ю. Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич — великий поэт, творчество которого известно не только в России, но и за рубежом. Его замечательные работы помогли ему прославиться на весь мир. Многие из них переведены более чем на 15 языков. В наши дни таких людей очень сложно найти, так как поэзия постепенно отмирает, а на смену им приходят другие сферы культуры. Всю историю таких уникальных людей, как Лермонтов, можно пересчитать по пальцам.Вы наверняка встречали его работы в школьной программе. Но сколько информации из личной жизни вам известно.
Вот подборка из 8 фактов из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
1. Стержень.
Род Лермонтова — один из самых богатых кланов того времени. На протяжении нескольких веков он процветал и становился сильнее. Однако к моменту рождения будущего поэта он был разорен и обнищал.
2. Здоровье.
С рождения у Лермонтова был плохой иммунитет и здоровье. Он часто подбирал различные болезни.
3. Образование.
Будущий поэт воспитывался у бабушки. После разорения у отца не хватило финансов, чтобы дать ребенку достойное будущее. А его бабушка уговорила отдать мальчика ей, так как она была более обеспеченной.
4. Первая любовь.
Впервые поэт влюбился в 10 лет. Он встретил девушку своего возраста. Позже он посвятил ей поэму «Гению». Его мальчик написал, когда ему было всего 12 лет.
5. Обучение.
Благодаря прекрасному воспитанию бабушки и полученным ею знаниям мальчик смог сразу перейти в 4 класс.
6. Хобби.
Мало кто знает, что Лермонтов любил картины и даже писал их сам. Однако поэзия все еще занимала большую часть его времени.
7. Творчество.
Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова впервые начали публиковаться, когда поэту исполнился 21 год, и произошло это без его разрешения. В журнале «Библиотека для чтения» появилось стихотворение Лермонтова. Она была очень хорошо принята публикой. Однако сам пот отказывался публиковать свои работы еще несколько лет.
8. Смерть.
После отпуска поэт должен был вернуться на службу. Чтобы решить, остаться ли еще на пару дней в Пятигорске или сразу отправиться в полк, он бросил монетку. Монета определила судьбу поэта — он остался в Пятигорске, где и встретил свою смерть.
Удивительный поэт, творчество которого принимали и принимают многие. 8 интересных фактов из его жизни, о которых не говорят в школах. Теперь интересно подумать, сколько еще работ увидел бы мир, если бы не такая нелепая смерть.онлайн-казино на реальные деньги

руб.

Михаил Лермонтов | SpringerLink

Abstract

Вскоре после смерти Пушкина неизвестный гвардейский офицер Михаил Лермонтов написал и распространил в рукописной форме плач по своему поэтическому герою, в котором также было выдвинуто прямое обвинение высшему обществу за роль, которую он якобы сыграл в пушкинском романе. дуэль и смерть — Смерть поэта . Поэма, в частности последние шестнадцать строк, почти сразу принесла Лермонтову известность, а вскоре и ссылку на Кавказ.Четыре года спустя он тоже должен был умереть на дуэли, тоже при довольно подозрительных обстоятельствах. На первый взгляд судьба двух поэтов в руках правительства и общества удивительно параллельна: они оба были глубоко аристократичны как по происхождению, так и по взглядам, и разделяли схожие представления об искусстве и художнике. Тем не менее, несмотря на кажущееся сходство, эти двое мужчин остаются глубоко непохожими в своем искусстве и жизни. Если Пушкина можно считать знаменателем конца одной эпохи, то Лермонтов помог начать новую.В 1825 году Пушкину было 26 лет, и многие из его взглядов сформировались, а Лермонтову было одиннадцать: как и многие люди «замечательного десятилетия», такие как Белинский, Герцен и Бакунин, он был глубоко затронут событиями. 1825 г., а затем. Ибо, как будет показано в этой главе, Лермонтов, несмотря на всю свою фактическую отстраненность от его членов, был в значительной степени частью своего поколения, поколения постдекабристов.

Ключевые слова

Современное общество Сказка Русская литература Оппозиционная группа Литературный кружок

Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами.Это экспериментальный процесс, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.

Это предварительный просмотр содержимого подписки,

войдите в

, чтобы проверить доступ.

Предварительный просмотр

Невозможно отобразить предварительный просмотр. Скачать превью PDF.

Библиография

  1. К. Э. Л’Ами и А. Великотны,

    Михаил Лермонтов, биография и перевод

    , (Manitoba U.P., 1967).

    Google Scholar
  2. I.Андроникова,

    Лермонтов: Исследования и Находки

    , 2-е изд. (Москва, 1968).

    Google Scholar
  3. В. Г. Белинский, «Критические статьи о Лермонтове»,

    Полное собрание сочинений,

    , т.

    IV

    , —

    V

    , (Москва, 1953-6).

    Google Scholar
  4. T.J. Биньон, «Лермонтов», в J. L. I. Fennell (ed.),

    Русская литература девятнадцатого века

    , (Лондон, 1973).

    Google Scholar
  5. C.M. Bowra,

    Романтическое воображение

    , (Лондон, 1950).

    Google Scholar
  6. А. Ф. Бойд,

    Аспекты русского романа

    , (Лондон, 1972).

    Google Scholar
  7. Н.Л. Бродский (ред.),

    Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

    , т. I (Москва, 1941).

    Google Scholar
  8. Д. Дэви (ред.),

    Русская литература и современная английская художественная литература

    , (Чикаго, 1965).

    Google Scholar
  9. Дурылин С.И.,

    Как Работай Лермонтов

    , (Москва, 1934).

    Google Scholar
  10. Эйхенбаум Б.М.,

    Введение в собрание сочинений

    , (Ленинград, 1939).

    Google Scholar
  11. «Художественная проблематика Лермонтова», в

    О Поэзии

    , (Ленинград, 1969).

    Google Scholar
  12. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки

    , (München, 1967).

    Google Scholar
  13. Р. Фриборн,

    Расцвет русского романа

    , (Кембридж, 1973).

    Google Scholar
  14. Х. Гиффорд,

    Герой своего времени

    , (Лондон, 1950).

    Google Scholar
  15. Роман в России

    , (Лондон, 1964).

    Google Scholar
  16. А. И. Герцен, «Du Développement des Idées Révolutionnaires en Russie»,

    Полное собрание сочинений

    , т.

    VII

    , (Москва, 1956).

    Google Scholar
  17. Т. Иванова,

    Посмертная судьба Поэта

    , (Москва, 1967).

    Google Scholar
  18. Кирпотин В.И.,

    Вершины: Пушкин, Лермонтов, Некрасов

    , (Москва, 1970).

    Google Scholar
  19. Дж. Лаврин,

    Лермонтов

    , (Лондон, 1959).

    Google Scholar
  20. М. Лемке,

    Николай евские жандармы и литература а 1826–55 гг.

    ,., (Гаага, 1965; первоначально Санкт-Петербург, 1909).

    Google Scholar
  21. М.Ю. Лермонтов,

    Собрание сочинений в Четырех Томах

    , (Москва в Ленинграде, 1959–62).

    Google Scholar
  22. Лермонтов в Воспоминаниях Современников

    , Е. Жезлова (ред.), (Москва, 1964).

    Google Scholar
  23. Лермонтов в Русской Критике

    , Д. Зонов (ред.), (Москва, 1951).

    Google Scholar
  24. Лермонтов: Литературное наследство

    , №58, (Москва, 1952).

    Google Scholar
  25. Д. Максимов,

    Поэзия Лермонтова

    , (Ленинград, 1964).

    Google Scholar
  26. Мануйлов В.А.,

    Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

    , (Москва, 1964).

    Google Scholar
  27. Мержковский Д.С.,

    М.Ю. Лермонтов, Поэт Сверхчеловечества

    , (СПб, 1909).

    Google Scholar
  28. J. Merseareau,

    Михаил Лермонтов

    , (Иллинойс, 1962).

    Google Scholar
  29. Д, Овсянико-Куликовский,

    История Русской интеллигенции

    , (Москва, 1908).

    Google Scholar
  30. М.Ю. Лермонтова

    , (СПб, 1914).

    Google Scholar
  31. RA Peace, «Роль

    Тамань

    , в

    Герой нашего времени»

    , в

    Славянский

    ,

    и East European Review

    , (январь 1967 г.) ) стр.12–29.

    Google Scholar
  32. А.М. Скабичевский (ред.),

    Введение в «Полное собрание сочинений» М.Ю. Лермонтова

    , (СПб, 1901).

    Google Scholar
  33. Очерки истории Русской цены 1700–1863 гг

    ,., (Санкт-Петербург, 1892).

    Google Scholar
  34. H. Troyat,

    L’Etrange destin de Lermontov

    , (Париж, 1952).

    Google Scholar
  35. Виноградов Х., Философский Роман М.Ю. Лермонтова, в ред. Д. Устюжанина,

    Русская классическая литература: Разборы и анализ

    , (Москва, 1969).

    Google Scholar

Информация об авторских правах

Авторы и аффилированные лица

М.Ю. Музей-усадьба Лермонтова в Тарханах

Адрес: Пензенская область, Белинский район, село Лермонтово

Телефон: (8415-3) 3-56-01

Электронная почта: [email protected]

М.Ю. Музей-усадьба Лермонтова в Тарханах — уникальный музей национального значения. Михаил Лермонтов, поэт и писатель-романтик, был одним из ключевых персонажей так называемой золотой эры русской литературы, его произведения оказали глубокое и прочное влияние на более позднюю поэзию, а его произведения до сих пор входили в школьную программу. сейчас. Бабушка Лермонтова по материнской линии Э. Арсеньева, ставшая опекуном М. Лермонтова (род. 1814) после смерти его матери и семейной ссоры с отцом, имела имение в Тарханах, где мальчик провел свои детские и юношеские годы.
Атмосфера этого места — пышная сельская местность, величественный парк, зеленые поля в сочетании с типичным деревенским образом жизни простых людей — произвела на молодого поэта глубокое впечатление. Бабушка баловала мальчика, и он получил лучшее образование, какое только можно было себе позволить, он был одаренным в языках, начитанным, рисовал и очень хорошо играл на инструментах.
Он жил в поместье своей бабушки, пока в 1827 году не перешел в школу, а затем в университет в Москве. После этого, уже будучи военным, он часто навещал бабушку.И именно сюда, в 1842 году, было доставлено тело мятежного поэта, убитого на трагической дуэли: с разрешения императора тело было повторно захоронено в фамильном склепе в Тарханах.
В 1939 году здесь был открыт музей, посвященный жизни и творчеству выдающегося русского поэта. В музейный комплекс входят три выставочные группы. Первый включает усадебный дом с воссозданной атмосферой первой половины XIX века (аутентичная мебель, предметы, картины, предметы быта и личные вещи), церковь Марии Египетской и несколько хозяйственных построек.В парке с фруктовыми садами, тенистыми дубовыми рощами, ручьями и мостом есть просторное поле, где мальчик играл со своими друзьями.
Во вторую группу музейного комплекса входит фамильный склеп Арсеньевых и Лермонтовых. Могила поэта отделана черным мрамором. Место захоронения отца поэта находится вне склепа, рядом с часовней. Неподалеку находится церковь, построенная в честь святого Михаила, покровителя поэта. Третья группа музейного комплекса — родовое имение Апалихи, принадлежавшее Марии Шан-Гирей, племяннице Э.Арсеньева и близкий друг дочери.
Общая коллекция музейного комплекса включает более 15 500 экспонатов: предметы исторической и художественной ценности, старинную мебель и обстановку, личные вещи семьи, картины и сочинения поэта, ранние копии его опубликованных произведений и иллюстраций, портреты, иконы, произведения. прикладного искусства, старинные предметы, иллюстрирующие жизнь знати и простых людей. Благодаря неустанным усилиям краеведов, ученых и сотрудников музея, музейный комплекс Тарханы остается самым посещаемым музейным объектом региона.

М.Ю. Лермонтов. Интересные факты из жизни писателя

Не для одного поколения людей, любящих русскую литературу, жизнь Лермонтова М.Ю. представляет интерес. Некоторые его моменты до сих пор окутаны тайной. И многие события, если их освещать, настолько неоднозначны, в нескольких вариантах, что совершенно сбивают с толку читателя.

Конечно, в школьной программе биографии Лермонтова М.Ю. Изучено, однако, довольно поверхностно и кратко. Информация о писателе представлена ​​сухо, в строгом хронологическом порядке, без малейших отклонений.И всегда хочется еще немного покопаться, чтобы узнать подробности каких-то событий, их предысторию, увидеть за маской гения обычного человека с его задатками и пороками.

М.Ю. Лермонтов. Интересные факты из жизни: влияние внешности на характер писателя

В народе говорят, что маленький рост, likerule, свидетельствует о большой гневе человека. В полной мере это можно отнести к Лермонтову. У писателя был небольшой рост (ниже 170 см), кривые ноги, непропорционально большая голова и горб.Да еще и хромает. Конечно, поэтическая душа не могла комфортно себя чувствовать в такой уродливой оболочке. Лермонтов отличался смелым поведением, злобой, сарказмом, высокомерием. Он был беспощаден к чужим слабостям. Современники характеризовали его как человека до последней степени неприятного, омерзительного, желчного, капризного и испорченного. Наверное, не случайно, что за 26 лет своей жизни он успел поучаствовать в 3 поединках, а еще 4 еле уцелел.

М.Ю. Лермонтов. Интересные факты из жизни: еда и чувство меры

Товарищ писатель из Московского университета вспоминал, что Михаил сильно переедал.От чувства меры в этом вопросе он отказался. Когда любимое блюдо подавали на стол, он набрасывался на него и часто оставлял друзей без обеда. Он не просто ел, но и не совсем различал, что только что попробовал, например, какое мясо они подавали: баранину, телятину или дичь. Был случай, когда друзья просили испечь булочки с опилками, чтобы осудить Майкла в отсутствии гастрономического вкуса. Поэтому после прогулки он напал на них, съел двоих и потянулся к третьему, но затем друзьям пришлось остановить его и признаться в митинге.Лермонтов, конечно, рассердился на такую ​​шутку и сбежал. С тех пор он ел только дома.

М.Ю. Лермонтов. Интересные факты из жизни: странные забавы

Говорят, Лермонтов любил расстраивать почти состоявшиеся браки. Для этого он притворился страстным любовником, посвящая стихи чужой невесте, осыпая цветами, подарками и прочими знаками внимания. Майкл не гнушался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, если девушка выйдет замуж за другого.Но как только обручение было расторгнуто из-за того, что невеста была влюблена в поэта, его пыл сразу уступил место холодному безразличию. Иногда он даже открыто сообщал своей жертве о рисунке, смеялся ей в лицо.

М.Ю. Лермонтов. Интересные факты из жизни: подробности дуэли

Уже полтора века существует легенда о том, что дуэль была ошибочной. На вечере у жены генерала Версилина Лермонтов в очередной раз пошутил над Мартыновым. Том не привык к этому и молчал бы, если бы это не случилось в присутствии дам.Об этом Мартынов сказал поэту на улице ровным, спокойным голосом. Он попросил меня не повторять этого, а иначе найти способ заставить Михаила замолчать. Лермонтов только посмеялся и забыл об этом конфликте. Но вскоре пришли секунды от Мартынова. Стреляли, как положено, с 30 ступенек. Однако по общепринятым правилам дуэль была абсолютно несанкционированной. Я нарушил правила Лермонтова. Первый выстрел был позади него, и он произвел его в небо, то есть в очередной раз оскорбил своего противника.Если он не хотел убивать, он должен был прицелиться выше головы Мартынова. Что ж, он выстрелил прямо в поэта. Смерть наступила в результате серьезной травмы и большой потери крови через несколько минут.

М.Ю. Лермонтова — zxc.wiki

М.Ю. Лермонтов (рус. М. Ю. Лермонтов, нем. М. Ю. Лермонтов) — речное круизное судно, построенное в 1958 году в Чехословакии на верфи Народный Подник Шкода в Комарно (ныне Slovenské Lodenice Komárno, в то время часть Škoda Group) и относится к классу Россия (пр.785 / OL800).Эксплуатируется ОАО «ПассажирРецчТранс» на Енисее по маршруту Красноярск — Дудинка.

описание

Речной круизный лайнер с двумя пассажирскими палубами построен в 1958 году на словацкой верфи Народный Подник Шкода в Комарно для пароходства «Енисейское речное пароходство» в Красноярске. Он принадлежал к серии из 36 кораблей класса «Россия », произведенных в период с 1952 по 1958 год, который также был известен как «проект 785» или «OL800» (словацкий: osobna lod 800 — немецкий: пассажирское судно мощностью 800 л.с.) М.Ю. Лермонтов имеет дизель-электрический привод с двумя главными двигателями. После длительного переезда на Енисей, М.Ю. Лермонтов- принят на вооружение в 1959 году. До 1991 года эксплуатировался на линии Красноярск — Дудинка. После перерыва (1992–1995) продолжила движение по тому же маршруту с 1996 года, с 2006 года эксплуатируется ОАО «ПассаширРецчТранс». После затопления сестры Болгария на Волге техническое состояние М.Ю. Лермонтова внеплановая и признана очень хорошей.

В 2012 году М.Ю. Лермонтов только из Красноярска в Игарку, с А. Матросов и В. Чкалов из класса Родина было разрешено продолжить движение до Дудинки.

Интернет-ссылки

Сноски

  1. a b c d e f g h i RRR, Wasserfahrzeug 140058 (Памятка оригинала от 21 октября 2014 г. в Интернет-архиве ) Информация: Ссылка на архив была вставлена ​​автоматически и еще не проверена. Пожалуйста, проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями , а затем удалите это примечание. (русский) @ 1 @ 2 Шаблон: Webachiv / IABot / www.rivreg.ru
  2. ↑ Техническая информация, проект 785 (Памятка от 1 марта 2007 г. в Интернет-архиве ) (рус.)

См. Также

Государственный музей-заповедник Лермонтова «Тарханы»

Государственный музей-заповедник Лермонтова «Тарханы»


Телефон: (84153) 3-56-01, 3-54-44

Адрес: 442280, Пензенская область, село Лермонтово., Белинский район

График работы: *

Интернет:
www.russianmuseums.info/M1909 — официальный сайт
Государственный музей-заповедник Лермонтова «Тарханы» — W451, официальный сайт tarhany.ru

E-Mail:

рекламный щит, мероприятия и экскурсии



Описание:
Государственный музей-заповедник Лермонтова «Тарханы» — уникальный историко-культурный памятник национального значения, здесь находится М.Yr. Лермонтов прожил половину своей жизни. Здесь он истоки своего мировоззрения и характера, а также своих произведений. Это там, где покоится его прах.

Музей открыт в 1939 году в Лермонтово. Музей открыт в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

Золотая ложа составляет личные вещи великого поэта: картина «Вид Кавказа и поселение Сиони», написанная им, также его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, полевая шкатулка, фамильная икона, парадные платки матери и бабушки, кресла, комод от Дома Барских и др.

«Тарханы» собрали и хранят как прижизненные, так и посмертные издания произведений М.Ю. Лермонтов. В то же время «Тарханы» — прекрасный образец искусства вне парков.

Музей постоянно совершенствует способы развлечения посетителей: здесь проводятся научные конференции, проводятся театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера, фольклорные праздники, поздравительные программы для молодоженов, мастер-классы по народным промыслам. С 1971 года организуются национальные Лермонтовские фестивали.

Услуги музея:
музейный магазин, музейное кафе

В музее:
Теартр, фольклорный ансамбль

Рядом с музеем:
гостиницы и рестораны

для музейщиков

Административный телефон:
(84153) 2-07-90, факс: (84153) 2-07-90

Основание и день открытия:
основан: 25.02.1936
открыт: 30.07.1939

Статус организации:
Федеральный

Организационная форма:
некоммерческая

Тип организации:
культура для общества, научная

Классификация:
Архитектор и памятники, Литература, Музей-заповедник


Площади:
выставочные залы 981,4 2
временные выставки 49,8 2
музейный магазин 193 2
музейные парки 97,5

Номер сотрудника:
179 (кураторы: 13)

Среднее количество посетителей в год:
181670

Отдельные отделы:
архив, научная библиотека

Объем сборов:
21006, редких коллекций: 16202 ед.

Веб-сайты и CD-диски:
выше

Copyright (c) 1996-2019 Государственный музей-заповедник Лермонтова «Тарханы»

Copyright (c) 1996-2021 Русские музеи.инфо


М.Ю. Лингвистическая / литературная личность Лермонтова через призму языкового восприятия личности филологом В.В. Виноградо

Европейский исследователь нлммй № п гсд

414

УДК 80

ЯЗЫКОВАЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ МЮЙЫЛЕРМОНТОВА

ЧЕРЕЗ ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЕ ФИЛОЛОГА В.В. ВИНОГРАДОВ

Лариса Н.Кузнецова

Сочинский государственный университет туризма и рекреации Анапский филиал Ул. Чехова, 68, г. Анапа, Краснодарский край, 353440, RUS Старший преподаватель

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается М.Ю. Языковая / литературная личность Лермонтова через перспектива языкового восприятия личности великим русским ученым-филологом и лингвист, академик В.В. Виноградов.

Ключевые слова : идиостиль М.Ю. Лермонтова, лингво-риторическая парадигма, этосно-мотивационно-диспозитивные характеристики.

XIX

з з

XVII г

з

з — з дз

XVIII й й й з «

мфоп – мфсф й з з

»[м] й

й й з

й

© © «

XVII — XIX й »« »[н] й

й й

й й й й й й й

«» з «

»з з« »з

з з

з «» з

-з з

й

й й

з х ​​з з ц з

з — г дц з з

й й й «» з

й й з «» з «» «

»з

г д х

— з — —

Европейский исследователь нлммй № п гсд

415

1. Ы й

— з

з — з

х «з з

з з з з

з

»г« »дй

й й з

й й з «» «

»г« »дз

х «»

з «» з

»ц« г з д

з

»г« »дц

«

з й

»г« »дц

© © «

.ч…>

»Й« ч… щ

з й

з

з «» г «

»дй з

з

з з «з

й »,

«» з «

»г« »д.

з й й

х «з

»г« »дц« з

з г мр – му д »ц

з «

з з

»г« »д;

з

з з «

— »г« »дц

г «» дй

нйЫ ИЫ й

й й

з з

х «

«»

»г« »дц«…

з

Европейский исследователь нлммй № п гсд

416

з

»г« »дц« х

й

»г« »дц«

з

ол – 40- «» »

г «» д.

г д

й © «» «

»й

© з «» «

й з

й

»г« »дз«

з

з »г« »з

«» з «« »

— »й

й й й й

з

й

з «з

— з з

»й

Ы Ы й

й й й й

з х

й з

з — г дз

й й: «

»г« »дц«…

— — з

з…

й

з

— »

г «» дй

й з з й й

й й з «

-з з

— »г« »дц«

»з й х

«» ц «» ц «» г х «

»д» ц «» й

Европейский исследователь нлммй № п гсд

417

— «» з з

г «з» д

г «» дй «

з г дз

»г« »дй

© © «

х —

, г.

з

ч… щ »й з

з й й й

х

1.й й й й //

й й к

й й ц й й й й ц — й й й й

йх з мффлй й оом – 352.

нй й й й й

к й й ц й й й й ц

-й -й -й й йх з мффлй оуу й

3. Ворожбитова А.А. Парадигма языковой риторики как интегративная исследовательская призма в филологическая наука // Европейский исследователь. нлмлй № нй. 183–190; Тихонова А.Б. Особенности языковой идентичности ученого как представителя дискурса русского космизма // Европейский исследователь.нлмлй № нй. 207–211; Беляева Л. Н. Лингвориторические аспекты Взаимодействие прозы и поэзии в литературном дискурсе: синергетический подход // European Исследователь. нлммй № ой. 281–284.

ул

ЫкЫ Ы Ы й йЫ

Ы Ы Ы Ы

Ы йЫ

оропплз з з й з й з й сф

Электронная почта: larnik06 @ mail.RU

к й й

-з © © .

Ы : й й з

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *