М в ломоносов ода на день восшествия на престол елизаветы петровны: . . . , , 1746 (« …»).

9 класс. Литература. М.Ломоносов.Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». — М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Комментарии преподавателя

«Одa на день восшествия…»

— День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему же Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после того, как Елизавета взошла на престол? Причина такова: в этом году Российской академии наук был дарован Елизаветой новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России, а ведь ,как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве» .

Выразительное чтение и выделение микротем; составление плана оды. Ключевой вопрос : Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

1. Вступление. Мир – основа блага государства.

2.Главная часть. Величие России, ее процветание:

а)  Восхваление Елизаветы:

— «войне поставила конец» — счастье русских людей дороже новых земель и побед;

— расширяет науки.

б) Заслуги Петра 1 перед народом России:

— способствовал распространению наук в России;

— был реформатором, продвигал страну вперед.

в) Описание безграничных просторов и богатств  России: занимает огромное пространство, много леса, животных; сильный флот; богатые недра.

г) Обращение  к молодежи, пожелание овладеть науками.

3.Заключение.  Традиционная благодарность Царице за деяния на благо России.

Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:

— Какова главная, ведущая тема оды?

Вывод 1: ведущая тема – Родина и ее процветание, просвещение.

— Сформулируйте идею оды,

Вывод 2: великие богатства могут быть открыты и освоены только с помощью науки, способствовать развитию которых – задача русских государей.

— Каким стилем написана ода?

****************************************************

Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.

polpoz.ru

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения.Этому посвящены его труды: « Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке»,  «Письмо о правилах российского стихотворства».

Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики.

М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных.

Теория литературы. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое.

Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г. ».

 

Источники

конспекты

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/14/plan-uroka-po-teme-mv-lomonosov-na-den-vosshestviya-na-prestol

http://xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/9-klass/file/408-m-v-lomonosov-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossijskij-prestol-eya-velichestva-gosudaryni-imperatritsy-elisavety-petrovny-1747-goda.html

http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossi.html

Занятие 3 Целостный анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» м.В. Ломоносова

Цель: проанализировать основные элементы поэтики «Оды..1747 года» М.В. Ломоносова в свете нормативной художественной системы классицизма.

Задачи:

— выявить просветительскую направленность проблематики оды;

— проанализировать специфику субъектно-объектной структуры оды;

— на основе анализа стиля и тропов оды определить специфику «витийственного стиля» поэтики М. В. Ломоносова.

План:

  1. Содержание и проблематика оды:

— просветительский характер проблематики;

— своеобразие гражданской позиции автора;

— cсоответствие проблематики актуальным задачам времени и поэтике классицизма.

  1. Своеобразие композиции оды:

— композиционная структура произведения;

— логическая обоснованность построения произведения;

— средства связи элементов композиции (идейные, тематические, формальные).

  1. Язык и стиль оды:

— изощренная образность;

— тропеическое разнообразие;

— аллегоричность;

— средства создания патетики.

  1. Роль М.В. Ломоносова в создании жанра оды.

Задание:

  1. Выписать и проанализировать художественные приемы создания образов Елизаветы Петровны и Петра Великого.

  2. Составить письменный анализ системы тропов и словесно-стилистических средств оды:

— выявить типологию, структуру и значение развернутых сравнений; особенности Ломоносовской эпитетики; роль метонимии, антономасии, гиперболы в создании поэтического образа;

— выписать приемы риторизации стихотворной речи; особенности ритмики оды;

— проанализировать библеизмы в системе тропов и словесно-стилистических средств оды.

Литература

Основная

  1. Западов А.В. Поэты ХVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979.

  2. Лотман Ю. М. Ломоносов и некоторые вопросы своеобразия русской культуры 18 в. // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: Искусство – СПб, 2002. С. 368-370.

  3. Морозов А.А. М.В. Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.; Л., 1962. С. 362-378.

  4. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 20-47.

  5. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст – 1982: Литературно-теоретические исследования. М., 1983. С. 303-335.

  6. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. Л., 1965.

  7. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. II.

  8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 19777. С. 227-252.

Дополнительная

  1. Литературное творчество М. В. Ломоносова: Исследования и материалы. М.; Л., 1962.

  2. Ломоносов и русская литература: Сб. статей / Под ред. А.С. Курилова. М., 1987:

    Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. С. 5-31; Сазонова Л.И. От русского панегирика ХVII века к оде М.В. Ломоносова. С. 103-125; Былинин В.К. «Витиеватый слог» в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. С. 155-174; Панов С.И., Ранчин А.М. Торжественная ода и похвальное слово Ломоносова: Общее и особенное в поэтике. С. 175-189.

  3. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова). // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М.: Языки русской культуры, 2000. С.56-95 или в сб.: Контекст – 1982. М.: Наука, 1983. С. 303-335.

  4. Пирухалава Г.А. Поэтическая фразеология одического стиля М.В. Ломоносова. Тбилиси, 1983.

  5. Русская литература ХVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Федорова. М., 1997.

    С. 81-84, 166-175.

краткое изложение и анализ произведения

Произведение, которое мы будем рассматривать, имеет более длинное и информативное название: «Ода ко дню восшествия на Всероссийский Престол Ея Величества Императрицы Елизаветы Петровны 1747». Он написан в честь самого главного для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать Ломоносов в своем произведении — «Ода ко дню восхождения». Краткое изложение и анализ этой работы помогут нам понять посыл ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода ко дню вознесения». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает славу России, богатство ее земель и морей, счастливые села, крепкие города, урожаи. После этого он переходит к образу Елизаветы. Ломоносов описывает ее как красивую, добрую, щедрую, спокойную, закончившую войну на русской земле. Он говорит, что в мирной России наука развивается, и времена хорошие. Все это описано с применением различных метафор и других литературных приемов, которыми полна ломоносовская ода «На восхождение».

Продолжим краткое содержание сообщением автора о том, как трудно ему подобрать слова, способные рассказать о великих делах монархии. Но она так вдохновляет Ломоносова, что похвала ускользает от него.

Далее ученый отмечает заслуги Петра Великого: военные победы и развитие науки. Он оплакивает смерть императора и превозносит его дочь, получившую престол.

Автор также описывает бескрайние богатые просторы России, отмечает, что в ней рождаются великие умы. Ломоносов говорит о роли науки в жизни людей и призывает их к этому.

В последней части он возвращается к «источнику милосердия» — Елизавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний защищает и благословляет ее.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день воцарения императрицы Елизаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государя за мирное время. Однако это не так. Он только таким образом пытался донести до императрицы свое мнение, что России хватит воевать, крови пролито много, пора наслаждаться миром.

Почему он пишет об этом? В то время встал вопрос, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, воевавшими против Франции и Пруссии. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственная программа мира.

Тем не менее, у Императрицы были заслуги. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл упомянуть в хвалебной песне Ломоносов («Ода ко дню восхождения»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и писатель хвалит Елизавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 г. императрица увеличила количество средств на нужды Академии. После этого поступка ученому была написана известная ода.

Приемы, используемые в произведении

Основным литературным средством, используемым в одежде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удалось красиво возвеличить свою страну, ее правителя, призвать к миру и развитию. В мирное время он называет тишину возлюбленной, войну — огненными звуками.

Также автор использует многочисленные эпитеты: «щедрая рука», «земные красавицы», «великая дочь», «глубокие леса», «нежный голос», «жестокая судьба».

Сравнения встречаются и в произведении: «душа ее зефир тише», «слава прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчи… звуки», «вихри, не смейте реветь», «Марс боялся», «Нептун казался».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был истинным патриотом своей страны. Он всячески хвалил ее, болел за нее всем сердцем. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что этот жанр позволял ему петь все, что казалось ему важным. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему ему удалось донести свой взгляд на развитие России. В то же время Ломоносов, «Ода на Вознесение», выдержал в своем творчестве классическую строгость языка. Краткое содержание показывает нам, какое важное автору удалось отразить в своей одежде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво донести до правителя свои идеи и взгляды.

Заключение

Одно из лучших литературных произведений, которое написал М. Ломоносов — «Ода ко дню восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и анализ произведения показали, каких тем затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елизавета продолжила дело отца: занималась просветительством, наукой.

Нам стало известно, что ученый и писатель был против войны и кровопролития. Написанной одой ему удалось донести свои взгляды на желаемое будущее России до самой императрицы. Таким образом, это произведение было написано им не просто в честь ежегодного празднования восшествия императрицы на престол. Ломоносов дал им свое видение развития страны.

Екатерина Великая — Wikiwand

  • Введение Екатерина Великая
  • Ранняя жизнь иностранных делРусско-турецкие войныРусско-персидская войнаОтношения с западными ЕвропаРазделы Речи ПосполитойОтношения с КитаемОтношения с ЯпониейОценка внешней политикиЭкономика и финансыЗдравоохранениеКрепостныеПрава и условияОтношение к Екатерине
  • Искусство и культураОбразованиеРелигияИсламИудаизмРусское православие
  • Личная жизньПонятовскийОрловПотемкин
  • Последние месяцы и смерть
  • Выпуск
  • Заглавие
  • Архив
  • В популярной культуре
  • См. также
  • СсылкиПояснительные примечанияЦитатыОбщие и цитируемые источники
  • Дополнительная литература
  • Внешние ссылки
Дорогой Wikiwand AI, давайте будем краткими, просто ответив на эти ключевые вопросы:

Можете ли вы перечислить основные факты и статистические данные о Екатерине Великой?

Кратко изложить эту статью для 10-летнего возраста

ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ

Екатерина II [нижняя альфа 1] (род. София Ангальт-Цербстская ; 2 мая 1729 – 17 ноябрь 1796 г.), [нижняя альфа 2] наиболее известная как Екатерина Великая , [нижняя альфа 3] была царствующей императрицей России с 1762 по 1796 год. Она пришла к власти после свержения своего мужа Петра III. При ее долгом правлении, вдохновленном идеями Просвещения, Россия пережила возрождение культуры и науки, что привело к основанию многих новых городов, университетов и театров, а также к крупномасштабной иммиграции из остальной Европы и других стран. признание России одной из великих держав Европы.

В своем приходе к власти и управлении империей Екатерина часто полагалась на своих дворянских фаворитов, в первую очередь на графа Григория Орлова и Григория Потемкина. С помощью очень успешных генералов, таких как Александр Суворов и Петр Румянцев, и адмиралов, таких как Самуил Грейг и Федор Ушаков, она правила в то время, когда Российская империя быстро расширялась за счет завоеваний и дипломатии. На юге Крымское ханство было присоединено после побед над Барской конфедерацией и Османской империей в русско-турецкой войне.

При поддержке Великобритании Россия колонизировала территории Новороссии по побережьям Черного и Азовского морей. На западе Речь Посполитая, которой правил бывший любовник Екатерины король Станислав Август Понятовский, в конечном итоге была разделена, и Российская империя получила наибольшую долю. На востоке русские стали первыми европейцами, колонизировавшими Аляску, основав Русскую Америку.

На вновь завоеванных землях по приказу Екатерины были основаны многие города и поселки, в первую очередь Одесса, Екатеринослав, Херсон, Николаев и Севастополь. Поклонница Петра Великого, Екатерина продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу. Однако воинская повинность и хозяйство продолжали зависеть от крепостного права, а растущие требования государства и частных помещиков усиливали эксплуатацию крепостного труда. Это было одной из главных причин восстаний, в том числе пугачевского восстания казаков, кочевников, народов Поволжья и крестьян.

Манифест о свободе дворянства , изданный в период недолгого царствования Петра III и подтвержденный Екатериной, освобождал русских дворян от обязательной воинской или государственной службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *